О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Наиболее распространенные причины курения среди студентов-медиков и программа профилактики

Сысоева О.В., Гаврилов Е.С. (Хабаровск, Россия)

 

 

Сысоева Ольга Владимировна

Сысоева Ольга Владимировна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.

E-mail: Olga-mail2005@mail.ru

Гаврилов Егор Сергеевич

Гаврилов Егор Сергеевич

врач-ординатор; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.

E-mail: rec@mail.fesmu.ru

 

Аннотация

В статье представлен анализ наиболее распространённых причин курения среди студентов-медиков на этапе обучения в вузе.

Цель исследования — выявить наиболее распространённые причины курения на додипломном уровне в ДВГМУ. Методы исследования — онлайн-опрос 517 студентов. Распределение респондентов по факультетам коррелирует с общей численностью студентов на факультетах. Основную массу респондентов составили первокурсники (55%) преимущественно лечебного факультета (49%), меньшую активность проявили студенты старших курсов. По половому признаку респонденты распределились следующим образом: 71% опрошенных — девушки, 29% — юноши. При этом выяснилось, что из них курят 365 девушек (36%), а юношей — 152 (52%). Возраст опрошенных — от 17 до 40 лет, основная масса опрошенных — в возрасте 17—18 лет. На основе полученных результатов была разработана программа профилактики курительного поведения среди студентов-медиков на этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: курительное поведение; мотивы курения; программа профилактики курения; студенты-медики.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Здоровье населения — главный фактор, определяющий эффективное развитие любого общества и экономики в целом. Несмотря на уменьшение смертности населения Российской Федерации от хронических неинфекционных заболеваний за последние несколько лет, уровень смертности остается высоким, а темпы его снижения — неудовлетворительными [2].

В начале 2018 г. на обсуждение общественности был представлен проект под названием: «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» [9, с. 8]. В этом документе среди нерешенных проблем указано, в частности, что до сих пор «не создана полноценная система преподавания основ здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний как на додипломном, так и на последипломном уровне подготовки врачей и средних медицинских работников. Также нет полноценной системы повышения уровня знаний врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), врачей-педиатров участковых, сотрудников отделений (кабинетов) медицинской профилактики и центров здоровья, сотрудников отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, а также сотрудников медицинских кабинетов и здравпунктов, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях, по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в рамках непрерывного медицинского образования». Согласно Олиферчук М.К., наиболее часто встречающиеся факторы риска образа жизни — поведенческие (гиподинамия, курение, нерациональное питание), профессиональные (физические, динамические, статические перегрузки, нервно-эмоциональное перенапряжение), неблагоприятные условия жизни (хронические стрессы) и биологические (избыточная масса тела, гипертония) [1].

С целью выявления наиболее распространённых причин курения на додипломном уровне в ДВГМУ был проведен онлайн-опрос 517 студентов.

Распределение респондентов по факультетам коррелирует с общей численностью студентов на факультетах. Основную массу респондентов составили первокурсники (55%) преимущественно лечебного факультета (49%), меньшую активность проявили студенты старших курсов. Таким образом, можно сделать вывод, что работу по профилактике вредных привычек необходимо проводить на младших курсах, когда студенты более заинтересованы (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Распределение студентов ДВГМУ по факультетам

Рисунок 2. Распределение студентов ДВГМУ по курсам

 

По половому признаку респонденты распределились следующим образом: 71% опрошенных — девушки, 29% — юноши. При этом выяснилось, что из них курят 365 девушек (36%) и 152 юноши (52%). Возраст опрошенных — от 17 до 40 лет, основная масса опрошенных — в возрасте 17—18 лет (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение студентов ДВГМУ по половому признаку

 

Достаточно примечателен один факт — больше половины опрошенных, 306 чел. (59%), никогда не курили. Однако оставшиеся 211 студентов младших курсов — курящие (рис. 4). В нашем случае это количество соответствует одному потоку одного курса лечебного факультета.

Рисунок 4. Распределение студентов ДВГМУ по факту курения

 

Курящими студентами считались те, кто курит или бросил курить сигареты, в том числе электронные сигареты, кальяны и т.д.

Одним из основных условий успешного перехода к результативной практической деятельности врача в рамках модели 4П-медицины считается наличие предиктивно- и превентивно-ориентированного мышления [12, c. 75; 13, с. 12]. Предполагается, что данное мышление врача ориентировано на технологии по изменению стиля жизни. Согласно Труханову А.И. и Чудакову С.Ю., к ним относятся:

– 

Когнитивные поведенческие стратегии.

– 

Индивидуально ориентированные интернет-технологии.

– 

Лечение никотиновой зависимости.

– 

Контроль психосоциальных факторов.

– 

Контроль физической активности.

– 

Контроль артериального давления.

– 

Контроль массы тела и пищевого рациона.

– 

Идеология здорового образа жизни и его пропаганда.

– 

Популяционный подход к рациональному питанию, физической активности, борьбе с курением и др.

– 

Популяционно ориентированные интернет-технологии [13, с. 12].

Возникает закономерный вопрос: как врач, имеющий никотиновую зависимость, будет способен на лечение никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни у своих пациентов и т.д.?

При анализе ответов некурящих студентов выяснилось, что подавляющее число опрошенных считают, что курение оказывает значительное влияние на здоровье (283 человека, 92%), 3 человека считают, что оказывает незначительное влияние, еще 2 — что не оказывает влияния, 5% — что оказываемый вред зависит от качества выкуриваемых сигарет. 76,3% курящих студентов, отвечая на вопрос о влиянии курения, отметили, что оно оказывает значительное влияние, 10% — незначительное, 11,8% высказались о зависимости от качества выкуриваемых сигарет. Небольшое количество опрошенных считают, что не оказывает влияния, а также несколько человек затруднились ответить.

На вопросы о влиянии пассивного курения на здоровье человека ответы респондентов значительно не отличались: 46,4% некурящих и 43,1% курящих студентов считают, что оказывает такой же вред, как и обычное курение. 17,6 и 15,2% опрошенных — что оказывает незначительный вред, 1% курящих — что не влияет на организм, 36% и 40,7% — что пассивное курение опаснее и вреднее.

На провокационный вопрос «В каком возрасте более безопасно начать курить?» курящие и некурящие студенты сошлись во мнении, что такого возраста не существует. Меньшая часть отмечала возраст старше 70—80 лет.

На вопрос «Как вы думаете, что может помочь курящим студентам бросить курить?» были предложены варианты, респонденты могли выбрать несколько вариантов. Распределение ответов курящих и некурящих представлены на графике.

Самыми популярными ответами курящих студентов стали: бонусы в учебе для тех, кто не курит, сила воли и высказывание «Внешние факторы не важны, каждый человек должен сам решить бросить курить». Менее популярные — запрет семьи, увеличение возраста для продажи сигарет, информирование о вреде курения, не поселять в общежитие курящих или выселять курящих (рис. 5).

Примечание:
1. Запрет семьи.
2. Повышение цен на сигареты.
3. Увеличение возраста для продажи сигарет.
4. Отчисление из университета.
5. Профессиональная медицинская помочь.
6. Помощь профессионального психолога.
7. Информирование о вреде курения.
8. Регулярные занятия спортом.
9. Бесплатные тренинги на базе университета по борьбе со стрессом, проблемами в семье.

10. Не поселять в общежитие курящих или выселять курящих.
11. Бонусы в учебе для тех, кто не курит.
12. Ничего не поможет, пока серьезно не заболеет.
13. Только сила воли.
14. Внешние факторы не важны, каждый человек должен сам решить бросить курить.

 

Рисунок 5. Причины отказа от курения некурящих студентов ДВГМУ

 

Для курящих студентов был разработан отдельный дополнительный блок. На первый вопрос «Что именно вы курите/курили» ответы распространились следующим образом: большинство респондентов — 106% и 116% курят/курили кальян и легкие сигареты соответственно (рис. 6).

Рисунок 6. Средства, используемые студентами-медиками для курения

 

Таким образом, из всех курящих студентов только половина курит сигареты (56%) и треть — сигары (36%), остальные студенты предпочитают электронные версии, а также кальяны.

На вопрос: «При каких обстоятельствах вы курите?» студенты дали следующие ответы: большинство (60%) курят, когда испытывают внутреннее напряжение, и около половины (44%) курят при плохом настроении (рис. 7).

Также самостоятельно студенты указывали следующие ответы: без условий, при приеме алкоголя, в компании курящих друзей, при свободном времени.

Рисунок 7. Обстоятельства, вынуждающие курить студентов-медиков

 

По результатам анализа ответов на вопрос о том, что помогает студентам не курить, выяснилось, что на первое место выходят увлечения (88%), а в пятерку популярных ответов вошли: вкусная еда (54%), общение с близкими (57%), занятия спортом (64%), успехи в учебе (43%). Студентам также предлагалось дать свои версии на поставленный вопрос. По итогам они указали следующие причины — отсутствие сигарет, ничего, отсутствие компании, не понравилось, боязнь за здоровье, занятость (рис. 8).

Рисунок 8. Причины, помогающие студентам-медикам воздержаться от курения

 

Для дальнейшего изучения проблемы курения курящие респонденты были разделены на 4 группы — табакокурение, смешанное курение (табак + электронные сигареты), электронные сигареты, отдельно взяли группу курящих только кальяны. Распределение опрошенных представлено на рисунке 9. Большинство респондентов (53%) курят табак.

Рисунок 9. Доля студентов-медиков в зависимости от вида курения

 

Распределение по полу было рассчитано в процентном отношении от общего числа курящих юношей и курящих девушек. По-прежнему ничего не изменилось, большинство юношей (49%) курят табак (рис. 10).

Рисунок 10. Доля юношей — студентов-медиков в зависимости от вида курения

Рисунок 11. Доля девушек — студентов-медиков — в зависимости от вида курения

 

А вот доля девушек, курящих табак, несколько выше (55%), что вполне закономерно, т.к. в общей выборке испытуемых девушек существенно больше.

На вопрос о регулярности курения были получены следующие результаты.

Большая часть студентов, курящих кальян, курят его периодически (79%), такая же картина и с электронными сигаретами (55%). Треть респондентов регулярно прибегают к смешанному курению (37%) и употреблению табака (39%) (рис. 12).

Рисунок 12. Регулярность курения студентов-медиков, в зависимости от типа курения

 

При анализе причин курения в разных группах выяснилось, что большинство респондентов (60%) курят, чтобы снять внутреннее напряжение, чуть меньше половины (30—50%) прибегают к акту курения для избавления от плохого настроения (рис. 13).

Рисунок 13. Причины курения среди студентов-медиков

 

При анализе причин отказа от курения выяснилось, что преобладающее большинство (29-59%) во всех группах курительного поведения указали в качестве причины интересные занятия (рис. 14). На втором месте среди причин, помогающих отказаться от курения, идет спорт, на третьем — еда.

Рисунок 14. Причины отказа от курения для студентов-медиков

 

Исходя из полученных результатов была разработана программа профилактики курения для студентов ДВГМУ, которая представлена в приложении. При реализации представленной программы предполагается, что доля курящих студентов-медиков существенно снизится, а желающих начать курить вообще не возникнет. Таким образом, на этапе обучения в вузе у студентов выработается иной (кроме курительного) паттерн поведения, помогающий справляться с жизненными трудностями. Что, в свою очередь, обеспечивает профилактику вредных привычек на следующих этапах развития врача-профессионала.

 

Литература

1.   Белеванцева А.В., Лифшиц Г.И., Суховеева О.А. Предиктивная медицина социальной значимых заболеваний: организационные, юридические, экономические и морально-этические аспекты // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2008. – Том 6, № 2. – С. 6–12.

2.   Евсеева М.Е., Сергеева О.В. О подходах к формированию учебных программ по предиктивной, превентивной, персонализированной и партисипативной медицине (4П-медицине) //  Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28143 (дата обращения: 13.12.2019).

3.   Олиферчук М.К. Организационные аспекты разработки и внедрения инновационных технологий профилактики социально значимых заболеваний: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – Кемерово, 2006.

4.   Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. Проект [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gnicpm.ru/strategy_ZOZH (дата обращения: 16.08.2018).

5.   Труханов А.И., Чудаков С.Ю. Роль превентивной медицины в социальной политике государства // Вестник восстановительной медицины. – 2017. – № 1 (77). – С. 8–17.

6.   Ethical counselling and medical decision-making in the era of personalised medicine. A practice-oriented guide / ed. by G. Boniolo, V Sanchini. – Dordrecht, Heidelberg, New York, London: Springer, 2016. – 117 p.

 

 

Приложение

 

МИНЗДРАВ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России)

Программа
«Профилактика и помощь в отказе от курения обучающихся ДВГМУ»

г. Хабаровск
2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Паспорт программы

 

Краткая аннотация

Данная программа рассчитана на студентов, ординаторов, аспирантов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Программа позволит создать пространство для помощи в отказе от курения и профилактики данного явления через различные формы взаимодействия. С учетом современных тенденций и методов, а также на основании проведенного исследования курительного поведения среди студентов ДВГМУ были разработаны мероприятия, направленные на повышение мотивации, создание дискуссионных площадок, проведение мастер-классов, тренингов, профилактических бесед, популяризацию внеакадемической деятельности обучающихся.

В реализации программы планируется задействовать профессорско-преподавательский состав (кафедры психиатрии, психологии и педагогики, факультетской терапии с курсом эндокринологии), студенческие объединения (волонтерские отряды, студенческое самоуправление), студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-гуманитарного факультетов, медико-фармацевтического колледжа, ординаторов по специальности «Терапия», «Психиатрия», творческие объединения, спортивные секции.

Показателями результативности выполнения программы станет уменьшение количества курящих, обучающихся в университете, увеличение количества лиц, приверженных здоровому образу жизни.

Актуальность программы

Курение табака является общеизвестным, доказанным и полностью предотвратимым фактором риска развития более 40 различных заболеваний и патологических состояний и смертей от них. Российская Федерация относится к странам с высокой распространенностью табакокурения [10]. Так, в 2015 году в РФ курили 22,8% женщин и 59,0% мужчин и, по прогнозам ВОЗ, к 2025 году будут курить 24,0% женского населения и 54,6% мужского [Там же]. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению распространенности курения среди молодежи и более раннему началу регулярного табакокурения, особенно это заметно среди молодых женщин. По данным [3; 4], в возрастной группе 20—29 лет процент курящих женщин в 10 раз больше, чем в возрасте старше 60 лет.

Обеспокоенность вызывает высокое распространение курения среди врачей, не отличающееся от такового среди остального населения [3; 5]. Врачи являются центральными фигурами в формировании здорового образа жизни среди населения, и табакокурение среди них может являться одним из главных барьеров на пути снижения этого показателя среди населения [4].

Проводимые на государственном уровне антитабачные мероприятия дают первые позитивные результаты. Так, к середине 2014 г., по данным Минздрава России, после принятия закона «Об охране здоровья граждан от окружающего табачного дыма и потребления табака» число курящих россиян снизилось на 16–17% по сравнению с 2010 г. [6]. В августе 2014 г., по данным ВЦИОМ, курили 35% россиян, 20% из них выкуривали одну и более пачку сигарет в день. По данным на 2016 г., 69% россиян не курят, 28% сообщили, что за последний год снизили объемы потребления сигарет (прежде всего люди пенсионного возраста, среди которых эта доля достигает 41%) [7].

В Дальневосточном государственном медицинском университете проведено исследование распространенности курения в студенческой среде, выяснены мотивы, причины, возможности профилактики. В ходе исследования выявлены преобладающие типы курительного поведения, на основании ответов респондентов выявлены причины, способы предотвращения и прекращения курения. Результаты данного исследования послужили основанием для создания данной программы профилактики и помощи в отказе от курения.

План-сетка мероприятий в рамках программы профилактики и
помощи в отказе от курения студентов ДВГМУ

 

Краткое описание мероприятий в рамках программы

Ярмарка направлений вне академической деятельности

«Учеба и не только»

Цель: ознакомить обучающихся с многообразием кружков и секций в университете для рационального использования свободного времени.

Количество участников: 700—1500 человек.

Краткое описание: на площадке университета будет организована ярмарка творческих кружков, спортивных секций, научного общества молодых ученых и студентов, направлений студенческого самоуправления, волонтерских организаций. Для участников ярмарки будут представлены направления работы, фото- и видеоматериалы с мероприятий, контакты руководителей.

Дебаты «Пассивное курение: опасность для окружающих
или безвредное воздействие?»

Цель: укрепление знаний о воздействии пассивного курения, развитие у молодёжи навыков аргументации.

Количество участников: 15—20 человек.

Краткое описание: участники делятся на 4 команды по 3 человека, остальные участники становятся жюри вместе с организаторами. Цель каждой команды – отстоять свою точку зрения по вопросу дебатов, подготовив аргументы и контраргументы к поставленной проблеме, используя предоставленные информационные материалы, электронные материалы.

Тренинг-площадка «Стресс не проблема»

Цель: повышение стрессоустойчивости у участников тренинга, обучение методам преодоления стрессовых ситуаций.

Количество участников: 25—30 человек.

Краткое описание: в соответствии с разработанным планом тренинга состоится краткая теоретическая часть, более развернутая практическая. По итогу тренинга у обучающихся сформируется план по преодолению стрессовых ситуаций.

Международный день отказа от курения
и
Всемирный день без табака

Цель: проведение интерактивов, позволяющих максимально повысить интерес аудитории к теме отказа от курения и привлечь ее внимание к проводимым мероприятиям в рамках программы.

Количество участников: 150—300 человек.

Краткое описание: В рамках мероприятия планируется проведение несколько интерактивных зон:

1.

Демонстрация мотивационных роликов по отказу от курения: польза ведения здорового образа жизни, жизнь без дыма.

2.

Электронные материалы. Трансляция памяток для курящих и некурящих студентов.

3.

Работа интерактивных площадок.

 

10 принципов здорового образа жизни. Участникам предлагается взять одну из 10 карточек с цифрами от 1 до 10. Участник должен привести столько фактов о здоровом образе жизни или его принципах, сколько у него изображено на карточке.

 

Я за жизнь без табака. На флипчарте каждый из желающих сможет оставить свою подпись поддержки мероприятию, а также выразить свои предложения.

 

Вечеринка. Участники должны составить небольшую программу проведения мероприятия (место, напитки, разнообразие блюд, из чего они будут состоять, как развлекать гостей и т.д.) для людей, ведущих здоровый образ жизни (например, день рождения на природе, день рождения дома, Новый год в кругу друзей, поездка на пикник, различные другие праздники и т.д.). Затем каждый расскажет о своей программе. Основная задача волонтера — показать и убедить участников в том, что и различные развлекательные мероприятия можно проводить с пользой, не нанося вред своему организму.

4.

Регистрация на мероприятия: мой опыт отказа от курения, дискуссионные площадки, тренинги, которые будут проводиться в течение года.

5.

Аукцион. При участии в интерактивных площадках, посвященных дню отказа от курения, будут выдаваться жетоны, которые затем участники смогут обменять на аукционе на различные подарки.

6.

Работа мобильного пункта здоровья:

а)

анкетирование студентов (оценка степени никотиновой зависимости по тесту Фагерстрема, фиксация анамнестических данных; анкета Д. Хорна в переводе А. Леонова для определения типа курительного поведения).

б)

консультирование курящих студентов ординаторами — врачами-терапевтами, ординаторами по алгоритму, краткое консультирование «5 С», «5 П».

в)

запись на исследование микроциркуляции.

Открытая лекция «Мой путь к здоровью»

Цель: трансляция опыта отказа от курения, полученной пользы вследствие отказа обучающегося университета в рамках диалога.

Количество участников: 40—50 человек.

Краткое описание: приглашение гостя, который отказался от курения, на открытую лекцию, в рамках которой он расскажет о своем опыте и положительном влиянии отказа от курения на его организм в формате диалога, а также рубрикой «Вопрос — ответ».

Тренинг-площадка «Тайм-менеджмент — время на здоровье»

Цель: выработка навыков рационального распределения времени у обучающихся.

Количество участников: 25—30 человек.

Краткое описание: в соответствии с разработанным планом тренинга состоится краткая теоретическая часть, более развернутая практическая. По итогу тренинга у обучающихся сформируется план по распределению собственного времени с заострением внимания на рациональном использовании свободного от учебы времени.

Чемпионат по кейсам «Здоровый мотив»

Цель: разработка новых способов решения проблем, связанных с нездоровым образом жизни.

Количество участников: 20—30 человек.

Краткое описание: командам участников (от 3 до 5 человек) предстоит предложить решение кейса, в котором отражены актуальные проблемы, связанные с воздействием электронных сигарет, табакокурения как на курильщика, так и на его окружение.

Марафон «Вместе без курения»

Цель: содействие в отказе от курения обучающихся ДВГМУ путем взаимодействия с закрепленными волонтерами.

Количество участников: 15—20 человек.

Краткое описание: за каждым записавшимся обучающимся будет закреплен волонтер, который будет курировать его на протяжении двух месяцев. Волонтер будет оказывать поддержку, мотивировать курируемого на отказ и воздержание от курения.

Дебаты «Здоровье не купишь, или …»

Цель: укрепление знаний о воздействии образа жизни на здоровье, о достижениях медицинской науки.

Количество участников: 15—20 человек.

Краткое описание: участники делятся на 4 команды по 3 человека, остальные участники становятся жюри вместе с организаторами. Цель каждой команды — отстоять свою точку зрения по вопросу дебатов, подготовив аргументы и контраргументы к поставленной проблеме, используя предоставленные информационные материалы, электронные материалы.

Квест «Путь к здоровью»

Цель: квест направлен на профилактику алкогольной, табачной, наркотической зависимости, включая актуальные вопросы о вреде электронных сигарет и кальянов.

Количество участников: 30—40 человек.

Краткое описание: Квест рассчитан на 5 команд по 6—8 человек. Участникам необходимо пройти 5 станций, направленных на физическую активность, рациональное питание, вред алкоголя, табакокурения, электронных сигарет и кальянов.

Проектная сессия «Тренды здоровьесбережения — от теории к проекту»

Цель: разработка проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни, повышение ответственности молодых людей за своё здоровье.

Количество участников: 20—25 человек.

Краткое описание: Сессия, состоящая из двух частей, проводится для организаторов мероприятий в рамках программы, а также для желающих участников. Первая часть состоит из обзора новых исследований и направлений в области здоровьесбережения, краткой инструкции по созданию социальных проектов. Вторая часть состоит непосредственно из командной работы участников для создания идеи и краткого описания проекта, который будет включен в общую программу профилактики.

Стратегическая сессия «Пути профилактики»

Цель: подведение итогов деятельности по программе, формирование правок в программу на следующий учебный год.

Количество участников: 25—30 человек.

Краткое описание: Сессия проводится для организаторов мероприятий в рамках программы, с участием представителей администрации университета. В ходе стратегической сессии будет представлен отчет о выполнении программы, результаты достижения целевых показателей, дискуссия по перспективам развития и дальнейшей реализации программы.

Работа кабинета мотивационного консультирования

Цель: повышение мотивации к отказу и воздержанию от курения обучающихся путем проведения мотивационных бесед со специалистами и обученными волонтерами.

Количество участников: ежемесячно по 5—7 человек.

Краткое описание: с желающими отказаться от курения студентами будут проведены мотивационные беседы с формированием индивидуального плана действий для отказа и воздержания от курения.

Работа дискуссионной площадки

Цель: развитие навыков убеждения и взаимодействия друг с другом у обучающихся путем проведения площадок с дискуссией по актуальным проблемам.

Количество участников: ежемесячно по 14—16 человек.

Краткое описание: организованная площадка для общения обучающихся на актуальные темы. На каждой площадке работают модераторы, которые направляют участников на размышления, поддерживают разговор.

 

Литература

1.   Гамбарян М.Г., Драпкина О.М. Алгоритмы оказания помощи курящим в системе здравоохранения. «Позвольте спросить: Вы курите?» // Профилактическая медицина. – 2019. – Т. 22, № 3. – С. 57–72.

2.   Краткие алгоритмы ведения пациентов на этапе оказания первичной медико-санитарной помощи. Пособие для врачей-терепевтов / под ред. О.М. Драпкиной. – М.: Видокс, 2019. – 20 с.

3.   Левшин В.Ф. Помощь в отказе от курения — невыполненный долг медиков России // Курортные ведомости. – 2002. – № 1. –  С. 35.

4.   Левшин В.Ф., Слепченко Н.И. Курение среди врачей и их готовность к оказанию помощи пациентам в отказе от курения // РМЖ. – 2009. – Т. 17,  № 14. – С. 917–920.

5.   Одерова И.С. Антикурительный компонент профилактических программ в г. Элек-тросталь // Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табачной зависимости: материалы конференции. – М., 2001. – С. 63–64.

6.   Пузырев Д. Год с антитабачным законом: как Россия отказывается от курения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rbc.ru/business/17/10/2014/543bd587cbb20f6ce4a 09fed (дата обращения: 22.01.2018).

7.   Судьба курильщиков в России. Пресс-выпуск № 2643 // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=747 (дата обращения: 22.01.2018).

8.   Суховская О.А. Практический алгоритм по отказу от курения табака // Практическая пульмонология. – 2018. – № 2. – С. 30–32.

9.   Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» // Паспорт националь-ного проекта «Демография». – С. 36–48 [Электронный ресурс]. – URL: http://static.govern ment.ru/media/files/Z4OMjDgCaeohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf (дата обращения: 22.05.2019).

10.   WHO Global Health Observatory data. Prevalence of tobacco smoking [Electronic resource]. – Available at: http://www.who.int/gho/tobacco/use/en/ (accessed 30 November 2017).

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:613.84-052.63

Сысоева О.В., Гаврилов Е.С. Наиболее распространенные причины курения среди студентов-медиков и программа профилактики // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 2(24) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player