Особенности процесса идентификации психических состояний у детей,
воспитывающихся в условиях семьи
Минуллина А.Ф., Гильмутдинова И.М. (Казань, Россия)
|
Минуллина Аида Фаридовна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической
психологии и психологии личности Института психологии и образования;
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный
университет», ул. Мартына Межлаука, 1, Казань, Республика Татарстан,
420021, Российская Федерация. Тел.: 8 (843) 292-91-23.
E-mail: aidaminul58@gmail.com
|
|
Гильмутдинова Ильзида Мансуровна
студентка, кафедра клинической психологии и психологии личности Института
психологии и образования; федеральное государственное автономное
образова-тельное учреждение высшего образования «Казанский
(Приволжский) федеральный университет», ул. Мартына Межлаука, 1,
Казань, Республика Татарстан, 420021, Российская Федерация.
Тел.: 8 (843) 292-91-23.
E-mail: izoldoc@mail.ru
|
Аннотация.
Статья посвящена выявлению особенностей процесса идентификации
психических состояний у детей, воспитывающихся в условиях семьи.
Анализ выполнен на основе
сравнения показателей рефлексивных процессов с характеристиками
эмоционального интеллекта детей, воспитывающихся в семье,
и детей-сирот. Выявлено, что показатели эмоционального интеллекта
у детей, воспитывающихся в условиях семьи, выше, чем у воспитанников
детского дома. У детей, воспитывающихся в условиях семьи, способность
к пониманию своих и чужих эмоций и их идентификации развита лучше,
чем у детей-сирот.
Ключевые слова:
психические состояния; идентификация; рефлексивные процессы;
эмоциональный интеллект; семейное воспитание.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Процесс идентификации — это психологический процесс, в ходе
которого индивид усваивает аспект, свойство или атрибут другого и
полностью или частично преобразуется моделью, которую предоставляет
другой. Именно посредством ряда идентификаций формируется и развивается
личность. Изначально термин «идентификация» применялся
З. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии,
позднее — для анализа сновидений и процессов, с помощью которых
индивид усваивает образцы поведения окружающих, формирует
«сверх-Я» [9]. В своем конечном представлении в психоанализе
идентификация трактуется «как самое раннее проявление эмоциональной
связи с другим лицом <…>, играющее определенную роль в
предыстории эдипова комплекса» [12].
Функцией механизма идентификации в психоаналитической теории является
психологическая защита, характеризующаяся бессознательным уподоблением
индивида тому объекту, который ему угрожает [9]. Например, защита от
объекта, вызывающего страх, путем подражания ему.
Постфрейдисты же подчеркивали, что процесс идентификации является
одним из механизмов защиты Я и может сочетаться с другими механизмами
защиты [5]. А. Фрейд в работе «Я и защитные механизмы»
обратила особое внимание на случаи «идентификации с
агрессором», считая, что она представляет собой конкретное
сочетание интроекции и проекции и может рассматриваться в качестве
нормального явления лишь в той мере, в какой человек использует этот
механизм в своих попытках совладать с объектом тревоги [13].
Процесс адаптивной идентификации заключается в стремлении стать
похожим на окружающих, перенять значимые черты. Адаптивная идентификация
индивида развивается постепенно от желания «вобрать в себя»
в усложненную и субъективно контролируемую форму [3]. Идентификация
способствует установлению глубокой эмоциональной связи с окружающими.
Таким образом, могут идентифицироваться не только черты и особенности
характера, но и нормы, ценности,
образцы, проявляющиеся в форме конформизма. Процесс сознательной
и бессознательной идентификации может давать возможность «оказаться
на чужом месте». Погружение, перенос в поле, пространство,
обстоятельства окружающих способствует глубокому их пониманию [Там же].
Цель данного исследования — выявление особенностей
процесса идентификации психических состояний у детей, воспитывающихся
в условиях семьи.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя
общеобразова-тельная школа с углубленным изучением отдельных
предметов» и ГБУ «Детский дом» в городе Казани в
2019 г. В исследовании принимали участие 50 человек
в возрасте от 12 до 17 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы: 1)
экспериментальная (дети, воспиты-вающиеся в семье); 2) контрольная
(дети-сироты).
Эмпирическое исследование проводилось с использованием методик
«Тест эмоцио-нального интеллекта EQ Н. Холла» и
«Методика диагностики рефлексивных процессов А.О. Прохорова,
А.В. Чернова».
Среднее значение выраженности характеристик эмоционального
интеллекта у детей, воспитывающихся в условиях семьи, и детей-сирот
представлены на рис. 1.
Рис. 1. Выраженность характеристик эмоционального интеллекта у
детей, воспитывающихся в семье (Группа 1) и детей-сирот (Группа 2)
Примечание: Название шкал эмоционального интеллекта соответствуют
принятому сокращению Теста эмоционального интеллекта Н. Холла:
Шкала ЭО — эмоциональная осведомленность; Шкала УЭ —
Управление своими эмоциями; Шкала СМ — Самомотивация; Шкала Э
— Эмпатия; Шкала УЭД — Управление эмоциями других людей.
По итогам проведенной методики были выявлены высокие показатели
следующих шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими
эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей.
Полученные данные свидетельствуют о наличии у детей, воспитывающихся в
семье, способности понимать эмоции, связи между эмоциями, причины
возникновения той или иной эмоции, анализировать и интерпретировать
испытываемые эмоции. При этом внутрисемейные отношения играют особую
роль в формировании личности [10]. В семье человек получает первый опыт
социального взаимодействия. Семья является важнейшим институтом
социализации ребёнка. Семья передаёт детям социальный, культурный,
нравственный опыт [8].
Среднее значение выраженности характеристик рефлексивных процессов
(по методике диагностики рефлексивных процессов А.О. Прохорова,
А.В. Чернова) у детей, воспитывающихся в условиях семьи, и детей-сирот
представлены на рис. 2.
Рис. 2. Различия в выраженности характеристик рефлексивных процессов у
детей, воспитывающихся в семье (Группа 1) и детей-сирот (Группа 2)
Примечание: Название шкал диагностики рефлексивных процессов
соответствуют принятому сокращению: Шкала РСЭ — Распознавание
своих эмоций; Шкала РЧЭ — Распознавание эмоций других людей;
Шкала ОСЭ — Осознание своих эмоций; Шкала ОЧЭ — Осознание
эмоций других людей; Шкала ИСЭ — Идентификация своих эмоций;
Шкала ИЧЭ — Идентификация чужих эмоций.
По результатам проведенной методики были получены высокие значения
следующих шкал: распознавание своих эмоций, осознание своих эмоций,
осознание чужих эмоций, идентификация чужих эмоций. Точное
распознавание эмоций, адекватная интерпретация их проявлений играют
важную роль для успешной коммуникации и поддержания позитивных
межличностных отношений [1].
Также была проведена статистическая обработка данных. Для выявления
возможных связей между характеристиками эмоционального интеллекта и
рефлексивных процессов был использован метод корреляционного анализа
(коэффициент линейной корреляции Пирсона). Интерпретации были подвергнуты только
значимые корреляции (р=0,5; р=0,01;
р=0,001), так как особый интерес заключается
в существенных связях между компонен-тами.
Результаты корреляционного анализа представлены в виде матриц.
Ниже показаны две корреляционные плеяды (рис. 3 и рис. 4), описывающие
взаимосвязи характеристик эмоционального интеллекта и рефлексивных
процессов у детей, воспитывающихся в условиях семьи.
Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей эмоционального
интеллекта и рефлексивных процессов
Примечание: 15 — Управление своими эмоциями; 17 —
Эмпатия; 19 — Распознавание своих эмоций.
_____ корреляционные связи. При р = 0,001 (***)
Выявлена прямая взаимосвязь между показателем рефлексивных процессов
— распознавание своих эмоций с характеристиками эмоционального
интеллекта — шкалой управления своими эмоциями и эмпатией.
Наличие указанных выше достоверных связей можно интерпретировать
следующим образом.
Чем выше способность к распознаванию своих эмоций детей,
воспитывающихся в условиях семьи, тем лучше их способность к управлению
своими эмоциям и эмпатии [7].
Высокая способность к распознаванию своих эмоций позволяет индивидам
осознавать свои сильные и слабые стороны, конструктивно управлять
своими эмоциями, а также ограничивать разрушительное воздействие
отрицательных чувств [11].
Способность к эмпатии благоприятно влияет на социальное взаимодействие.
Позволяет улавливать эмоциональные сигналы окружающих, а также овладеть
навыками коммуникации [6].
Рис. 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей эмоционального
интеллекта и рефлексивных процессов
Примечание: 18 — Управление эмоциями других людей.
19 — Распознавание своих эмоций; 22 — Распознавание
чужих эмоций.
_____ корреляционные связи. При р = 0,001 (***)
Выявлена взаимосвязь между шкалой управления эмоциями других людей
со шкалами распознавания своих эмоций и распознавания чужих эмоций.
Понимание эмоций окружающих, умение распознавать невербальные сигналы
способствуют развитию социальных навыков у детей, воспитывающихся в
условиях семьи [15]. Высокая способность к управлению эмоциями других
людей влияет и на распознавание эмоций, как собственных, так и чужих
[14], что, в свою очередь, приводит к овладению навыками эффективной
коммуникации [4].
Выводы:
1) Согласно полученным данным, показатели эмоционального интеллекта
у детей, воспитывающихся в условиях семьи, выше, чем у воспитанников
детского дома. Это может быть объяснено особенностями развития и
условиями воспитания индивидов. Семья для ребенка является ближайшей
микросредой, формирующей личность [2]. Лучшим средством воспитания
являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями
внутреннего мира своего ребенка, умение сопереживать.
2) У детей, воспитывающихся в условиях семьи, способность к пониманию
своих и чужих эмоций и их идентификации развита лучше, чем у детей-сирот.
Полученные результаты могут быть связаны с психологическими особенностями
детей, воспитывающихся в условиях семьи, которые обусловлены более
хорошими навыками практической и речевой коммуникации, адекватностью
эмоциональных реакций, способностью к конструктивному решению проблем.
Полученные результаты могут быть использованы специалистами
образовательных учреждений для выявления особенностей процесса
идентификации психических состояний, а также при индивидуальном и
семейном психологическом консультировании, при разработке
психокоррекционных мероприятий по развитию эмоционального интеллекта
у детей.
Литература
1. Гапеенкова С.М.
Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей,
и их учёт в деятельности службы сопровождения // Известия Пензенского
государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.
– 2010. – № 20. – С. 111–119.
2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное
лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального
интеллекта / пер. с англ. – 9-е изд. – М.: Альпина Паблишер,
2016. – 301 с.
3. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. –
СПб.: Питер, 2011. – 464 с. – Серия «Мастера
психологии».
4. Изотова Е.И. Закономерности и инварианты
эмоционального развития детей и подростков: монография. – М.:
Моск. пед. гос. университет, 2014. – 236 с.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – 2-е изд.
– СПб.: Питер, 2016. – 784 с. – Серия «Мастера
психологии».
6. Киселева Т.С.,
Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности
жизнедеятельности человека // Бизнес-анализ и поведенческая экономика:
Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных
научно-исследовательских проектов. – М.: ТЕЗАУРУС, 2015.
– С. 151–161.
7. Конева О.Б. Психологические особенности
социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.
– 2009. – № 30 (163). – С. 59–65.
8. Радина Н.К., Павлычева Т.Н. Дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, в современных исследованиях //
Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник.
– 2015. – № 4. – С. 8–103.
9. Сергиенко Е.А. Модель психического как новая
исследовательская парадигма когнитивной психологии // Ученые записки
казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015.
– Т. 157, № 4. – С.265–277.
10. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического в
дошкольном возрасте // Мир психологии. – 2015. – № 1 (81).
– С. 53–64.
11. Солондаев В.К., Конева Е.В., Четвертаков Ю.В.
Возможности идентификации психического состояния родителей
ребенка-пациента // Медицинская психология в России: электрон. науч.
журн. – 2015. – № 3(32). – C. – 5 [Электронный
ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 23.07.2019).
12. Суворова Е.В. Зависимость точности распознавания
эмоциональных экспрессий лица
от уровня развития эмоционального интеллекта // Стратегические
направления развития науки, образования, технологий:
международная научно-практическая конференция. – Белгород, 2017.
– С. 116–120.
13. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков:
учеб. пособ. для студентов вузов. – М.: Прометей, 2011. –
208 с.
14. Хромова Т.И. Эмоциональный интеллект: актуальность
и перспективы исследова-ния // Современные проблемы
клинической психологии и психологии личности: матер. Всеросс.
науч.-практич. конференции. – Новосибирск, 2017. –
С. 243–246.
15. Худолей Н.А., Горькая Ж.В. Взаимосвязь элементов
эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками // Universum:
Психология и образование: электрон. науч. журн. – 2017. –
№ 8 (38) [Электронный ресурс]. – URL: http://7universum.com/ru/psy/ archive/item/5012 (дата
обращения: 23.07.2019).
Ссылка для цитирования
УДК 159.922.7:316.356.2
Минуллина А.Ф., Гильмутдинова И.М. Особенности процесса идентификации
психических состояний у детей, воспитывающихся в условиях семьи //
Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика:
электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 3(25)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Features of process of identification of mental states at the
children brought up in the conditions of a family
Minullina A.F.1
E-mail: aidaminul58@gmail.com
Gilmutdinova I.M.1
E-mail: izoldoc@mail.ru
1 Kazan (Volga) Federal University
M. Mezhlauka st., 1, Kazan, 420021, Republic of Tatarstan, Russia
Phone: +7 (843) 292-91-23
Abstract.
The Article is devoted to the identification of features of the process
of identification of mental States in children raised in a family.
The analysis is performed on the basis of comparison of indicators of
reflexive processes with characteristics of emotional intelligence of
children brought up in a family and orphans. It was revealed that the
indicators of emotional intelligence in children brought up in a family
environment are higher than in children of the orphanage. Children
brought up in a family environment, the ability to understand their
own and others’ emotions and their identification is better developed
than orphans.
Key words:
mental states; identification; reflexive processes; emotional intelligence;
family education.
For citation
Minullina A.F., Gilmutdinova I.M. Features of process of identification
of mental states at the children brought up in the conditions of
a family. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya,
obuchenie, praktika, 2019, vol. 7, no. 3 [in Russian, abstract
in English].
|