О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Особенности процесса идентификации психических состояний у детей, воспитывающихся в условиях семьи

Минуллина А.Ф., Гильмутдинова И.М. (Казань, Россия)

 

 

Минуллина Аида Фаридовна

Минуллина Аида Фаридовна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ул. Мартына Межлаука, 1, Казань, Республика Татарстан, 420021, Российская Федерация.
Тел.: 8 (843) 292-91-23.

E-mail: aidaminul58@gmail.com

Гильмутдинова Ильзида Мансуровна

Гильмутдинова Ильзида Мансуровна

студентка, кафедра клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования; федеральное государственное автономное образова-тельное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ул. Мартына Межлаука, 1, Казань, Республика Татарстан, 420021, Российская Федерация. Тел.: 8 (843) 292-91-23.

E-mail: izoldoc@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей процесса идентификации психических состояний у детей, воспитывающихся в условиях семьи. Анализ выполнен на основе сравнения показателей рефлексивных процессов с характеристиками эмоционального интеллекта детей, воспитывающихся в семье, и детей-сирот. Выявлено, что показатели эмоционального интеллекта у детей, воспитывающихся в условиях семьи, выше, чем у воспитанников детского дома. У детей, воспитывающихся в условиях семьи, способность к пониманию своих и чужих эмоций и их идентификации развита лучше, чем у детей-сирот.

Ключевые слова: психические состояния; идентификация; рефлексивные процессы; эмоциональный интеллект; семейное воспитание.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Процесс идентификации — это психологический процесс, в ходе которого индивид усваивает аспект, свойство или атрибут другого и полностью или частично преобразуется моделью, которую предоставляет другой. Именно посредством ряда идентификаций формируется и развивается личность. Изначально термин «идентификация» применялся З. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее — для анализа сновидений и процессов, с помощью которых индивид усваивает образцы поведения окружающих, формирует «сверх-Я» [9]. В своем конечном представлении в психоанализе идентификация трактуется «как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом <…>, играющее определенную роль в предыстории эдипова комплекса» [12].

Функцией механизма идентификации в психоаналитической теории является психологическая защита, характеризующаяся бессознательным уподоблением индивида тому объекту, который ему угрожает [9]. Например, защита от объекта, вызывающего страх, путем подражания ему.

Постфрейдисты же подчеркивали, что процесс идентификации является одним из механизмов защиты Я и может сочетаться с другими механизмами защиты [5]. А. Фрейд в работе «Я и защитные механизмы» обратила особое внимание на случаи «идентификации с агрессором», считая, что она представляет собой конкретное сочетание интроекции и проекции и может рассматриваться в качестве нормального явления лишь в той мере, в какой человек использует этот механизм в своих попытках совладать с объектом тревоги [13].

Процесс адаптивной идентификации заключается в стремлении стать похожим на окружающих, перенять значимые черты. Адаптивная идентификация индивида развивается постепенно от желания «вобрать в себя» в усложненную и субъективно контролируемую форму [3]. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с окружающими.

Таким образом, могут идентифицироваться не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, проявляющиеся в форме конформизма. Процесс сознательной и бессознательной идентификации может давать возможность «оказаться на чужом месте». Погружение, перенос в поле, пространство, обстоятельства окружающих способствует глубокому их пониманию [Там же].

Цель данного исследования — выявление особенностей процесса идентификации психических состояний у детей, воспитывающихся в условиях семьи.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразова-тельная школа с углубленным изучением отдельных предметов» и ГБУ «Детский дом» в городе Казани в 2019 г. В исследовании принимали участие 50 человек в возрасте от 12 до 17 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы: 1) экспериментальная (дети, воспиты-вающиеся в семье); 2) контрольная (дети-сироты).

Эмпирическое исследование проводилось с использованием методик «Тест эмоцио-нального интеллекта EQ Н. Холла» и «Методика диагностики рефлексивных процессов А.О. Прохорова, А.В. Чернова».

Среднее значение выраженности характеристик эмоционального интеллекта у детей, воспитывающихся в условиях семьи, и детей-сирот представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Выраженность характеристик эмоционального интеллекта у детей,
воспитывающихся в семье (Группа 1) и детей-сирот (Группа 2)

Примечание: Название шкал эмоционального интеллекта соответствуют принятому
сокращению Теста эмоционального интеллекта Н. Холла:
Шкала ЭО — эмоциональная осведомленность;
Шкала УЭ — Управление своими эмоциями;
Шкала СМ — Самомотивация;
Шкала Э — Эмпатия;
Шкала УЭД — Управление эмоциями других людей.

 

По итогам проведенной методики были выявлены высокие показатели следующих шкал: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Полученные данные свидетельствуют о наличии у детей, воспитывающихся в семье, способности понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, анализировать и интерпретировать испытываемые эмоции. При этом внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности [10]. В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья является важнейшим институтом социализации ребёнка. Семья передаёт детям социальный, культурный, нравственный опыт [8].

Среднее значение выраженности характеристик рефлексивных процессов (по методике диагностики рефлексивных процессов А.О. Прохорова, А.В. Чернова) у детей, воспитывающихся в условиях семьи, и детей-сирот представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Различия в выраженности характеристик рефлексивных процессов у детей, воспитывающихся в семье (Группа 1) и детей-сирот (Группа 2)

Примечание: Название шкал диагностики рефлексивных процессов соответствуют
принятому сокращению:
Шкала РСЭ — Распознавание своих эмоций;
Шкала РЧЭ — Распознавание эмоций других людей;
Шкала ОСЭ — Осознание своих эмоций;
Шкала ОЧЭ — Осознание эмоций других людей;
Шкала ИСЭ — Идентификация своих эмоций;
Шкала ИЧЭ — Идентификация чужих эмоций.

 

По результатам проведенной методики были получены высокие значения следующих шкал: распознавание своих эмоций, осознание своих эмоций, осознание чужих эмоций, идентификация чужих эмоций. Точное распознавание эмоций, адекватная интерпретация их проявлений играют важную роль для успешной коммуникации и поддержания позитивных межличностных отношений [1].

Также была проведена статистическая обработка данных. Для выявления возможных связей между характеристиками эмоционального интеллекта и рефлексивных процессов был использован метод корреляционного анализа (коэффициент линейной корреляции Пирсона). Интерпретации были подвергнуты только значимые корреляции (р=0,5; р=0,01; р=0,001), так как особый интерес заключается в существенных связях между компонен-тами.

Результаты корреляционного анализа представлены в виде матриц. Ниже показаны две корреляционные плеяды (рис. 3 и рис. 4), описывающие взаимосвязи характеристик эмоционального интеллекта и рефлексивных процессов у детей, воспитывающихся в условиях семьи.

 

Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей эмоционального
интеллекта и рефлексивных процессов

Примечание: 15 — Управление своими эмоциями; 17 — Эмпатия;
19 — Распознавание своих эмоций.
_____ корреляционные связи. При р = 0,001 (***)

 

Выявлена прямая взаимосвязь между показателем рефлексивных процессов — распознавание своих эмоций с характеристиками эмоционального интеллекта — шкалой управления своими эмоциями и эмпатией.

Наличие указанных выше достоверных связей можно интерпретировать следующим образом.

Чем выше способность к распознаванию своих эмоций детей, воспитывающихся в условиях семьи, тем лучше их способность к управлению своими эмоциям и эмпатии [7].

Высокая способность к распознаванию своих эмоций позволяет индивидам осознавать свои сильные и слабые стороны, конструктивно управлять своими эмоциями, а также ограничивать разрушительное воздействие отрицательных чувств [11].

Способность к эмпатии благоприятно влияет на социальное взаимодействие. Позволяет улавливать эмоциональные сигналы окружающих, а также овладеть навыками коммуникации [6].

 

Рис. 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей эмоционального
интеллекта и рефлексивных процессов

Примечание: 18 — Управление эмоциями других людей.
19 — Распознавание своих эмоций;
22 — Распознавание чужих эмоций.
_____ корреляционные связи. При р = 0,001 (***)

 

Выявлена взаимосвязь между шкалой управления эмоциями других людей со шкалами распознавания своих эмоций и распознавания чужих эмоций.

Понимание эмоций окружающих, умение распознавать невербальные сигналы способствуют развитию социальных навыков у детей, воспитывающихся в условиях семьи [15]. Высокая способность к управлению эмоциями других людей влияет и на распознавание эмоций, как собственных, так и чужих [14], что, в свою очередь, приводит к овладению навыками эффективной коммуникации [4].

Выводы:

1) Согласно полученным данным, показатели эмоционального интеллекта у детей, воспитывающихся в условиях семьи, выше, чем у воспитанников детского дома. Это может быть объяснено особенностями развития и условиями воспитания индивидов. Семья для ребенка является ближайшей микросредой, формирующей личность [2]. Лучшим средством воспитания являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, умение сопереживать.

2) У детей, воспитывающихся в условиях семьи, способность к пониманию своих и чужих эмоций и их идентификации развита лучше, чем у детей-сирот. Полученные результаты могут быть связаны с психологическими особенностями детей, воспитывающихся в условиях семьи, которые обусловлены более хорошими навыками практической и речевой коммуникации, адекватностью эмоциональных реакций, способностью к конструктивному решению проблем.

Полученные результаты могут быть использованы специалистами образовательных учреждений для выявления особенностей процесса идентификации психических состояний, а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, при разработке психокоррекционных мероприятий по развитию эмоционального интеллекта у детей.

 

Литература

1.   Гапеенкова С.М. Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, и их учёт в деятельности службы сопровождения // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2010. – № 20. – С. 111–119.

2.   Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. – 9-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 301 с.

3.   Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011. – 464 с. – Серия «Мастера психологии».

4.   Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков: монография. – М.: Моск. пед. гос. университет, 2014. – 236 с.

5.   Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 784 с. – Серия «Мастера психологии».

6.   Киселева Т.С., Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности жизнедеятельности человека // Бизнес-анализ и поведенческая экономика: Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. – М.: ТЕЗАУРУС, 2015. – С. 151–161.

7.   Конева О.Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2009. – № 30 (163). – С. 59–65.

8.   Радина Н.К., Павлычева Т.Н. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в современных исследованиях // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2015. – № 4. – С. 8–103.

9.   Сергиенко Е.А. Модель психического как новая исследовательская парадигма когнитивной психологии // Ученые записки казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 157, № 4. – С.265–277.

10.   Сергиенко Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте // Мир психологии. – 2015. – № 1 (81). – С. 53–64.

11.   Солондаев В.К., Конева Е.В., Четвертаков Ю.В. Возможности идентификации психического состояния родителей ребенка-пациента // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 3(32). – C. – 5 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 23.07.2019).

12.   Суворова Е.В. Зависимость точности распознавания эмоциональных экспрессий лица от уровня развития эмоционального интеллекта // Стратегические направления развития науки, образования, технологий: международная научно-практическая конференция. – Белгород, 2017. – С. 116–120.

13.   Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков: учеб. пособ. для студентов вузов. – М.: Прометей, 2011. – 208 с.

14.   Хромова Т.И. Эмоциональный интеллект: актуальность и перспективы исследова-ния // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности: матер. Всеросс. науч.-практич. конференции. – Новосибирск, 2017. – С. 243–246.

15.   Худолей Н.А., Горькая Ж.В. Взаимосвязь элементов эмоционального интеллекта с коммуникативными навыками // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. – 2017. – № 8 (38) [Электронный ресурс]. – URL: http://7universum.com/ru/psy/ archive/item/5012 (дата обращения: 23.07.2019).

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.7:316.356.2

Минуллина А.Ф., Гильмутдинова И.М. Особенности процесса идентификации психических состояний у детей, воспитывающихся в условиях семьи // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 3(25) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Features of process of identification of mental states at the children brought up
in the conditions of a family

Minullina A.F.1
E-mail: aidaminul58@gmail.com

Gilmutdinova I.M.1
E-mail: izoldoc@mail.ru

1 Kazan (Volga) Federal University
M. Mezhlauka st., 1, Kazan, 420021, Republic of Tatarstan, Russia
Phone: +7 (843) 292-91-23

Abstract. The Article is devoted to the identification of features of the process of identification of mental States in children raised in a family. The analysis is performed on the basis of comparison of indicators of reflexive processes with characteristics of emotional intelligence of children brought up in a family and orphans. It was revealed that the indicators of emotional intelligence in children brought up in a family environment are higher than in children of the orphanage. Children brought up in a family environment, the ability to understand their own and others’ emotions and their identification is better developed than orphans.

Key words: mental states; identification; reflexive processes; emotional intelligence; family education.

For citation

Minullina A.F., Gilmutdinova I.M. Features of process of identification of mental states at the children brought up in the conditions of a family. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika, 2019, vol. 7, no. 3 [in Russian, abstract in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player