О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Психологические аспекты работы медицинской сестры психосоматического отделения

Житенева И.Г., Шаповалов Д.Л., Ларских М.В. (Воронеж, Россия)

 

 

Житенева Ирина Геннадьевна

Житенева Ирина Геннадьевна

старшая медицинская cестра корпуса № 1; казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», ул. 20-летия Октября, 73, Воронеж, 394071, Россия.
Тел.: 8 (473) 202-02-81.

E-mail: corp1@vokpnd.zdav36.ru

Шаповалов Денис Леонидович

Шаповалов Денис Леонидович

кандидат медицинских наук, заместитель главного врача корпуса № 1; казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», ул. 20-летия Октября, 73, Воронеж, 394071, Россия. Тел.: 8 (473) 202-02-81.

E-mail: corp1@vokpnd.zdav36.ru

Ларских Марина Владимировна

Ларских Марина Владимировна

доктор психологических наук, заведующая патопсихологической лабораторией; казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», ул. 20-летия Октября, 73, Воронеж, 394071, Россия. Тел.: 8 (473) 202-02-81;

главный медицинский психолог департамента здравоохранения Воронежской области;

ассистент кафедры психиатрии с наркологией; федеральное государственное бюджет-ное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государствен-ный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Студенческая, 10, Воронеж, 394036, Россия.
Тел.: 8 (473) 271-55-22.

E-mail: marinalars@mail.ru

 

Аннотация. В работе изучались взаимосвязи выраженности предболезненных состояний психической дезадаптации у медицинских сестер психосоматических отделений и риска возникновения конфликтных ситуаций с пациентами. Медицинские сестры (29 человек, средний возраст 34,5,2 года) были однократно обследованы с использованием опросника депрессии Бека и опросника тревоги Тейлора. Конфликтные ситуации между медицинскими работниками и пациентами выявлялись путем анализа медицинской документации отделений. Установлено, что: 1) у 69,0% обследованных выявлены признаки предболезненной психической дезадаптации; у 34,6% обследованных указанные признаки отмечаются в выраженной степени; 2) у медицинских сестер, в процессе работы которых отмечались конфликты с пациентами, наблюдался достоверно более высокий уровень тревоги. Создание системы сохранения психического здоровья медицинских работников — важное направление профилактики конфликтов медицинских работников и пациентов.

Ключевые слова: медицинские сестры; пациенты; конфликты; психическая дезадаптация; тревога; депрессия.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Пациенты с психосоматическими расстройствами составляют значительную долю лиц с соматическими заболеваниями, а также психически больных [2; 5; 8]. При заболеваниях, связанных с психологическими факторами (психосоматические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга либо вследствие физической болезни; соматоформные расстройства; соматоформная вегетативная дисфункция; хроническое соматоформное болевое расстройство и др.), требуется психотерапевтическое вмешательство в специализированном психосоматическом отделении [5; 8].

Настороженное, а порой и отрицательное отношение больных к психиатрии и психотерапии затрудняет оказание им квалифицированной помощи [8]. Эти трудности связаны отчасти с поведением врачей поликлиник, которые ожидают, что пациенты сами будут проявлять инициативу в поиске специализированной психотерапевтической или психиатрической помощи, и поэтому не спрашивают о психических нарушениях. Пациенты же, в свою очередь, на приеме у терапевта (или другого специалиста) не говорят о своих проблемах, связанных с психической сферой; зачастую для обсуждения вопросов психического здоровья просто не хватает времени.

Благотворное влияние на больного в процессе иногда довольно длительного пребывания в больнице оказывает тот комплекс лечебно-психологических мероприятий, которые можно условно назвать лечебной средой. Это в первую очередь заботливое и доброе отношение медицинского персонала, приобщение к целенаправленным занятиям и производительному труду, целесообразно организованный досуг, установление эмоционально-доброго контакта с родными и близкими, а иногда, по усмотрению врача и при желании больного, с сослуживцами. Медицинским сестрам, кроме привычных задач, связанных с уходом за больными: измерение температуры тела, раздача лекарственных препаратов, выполнение различных процедур — приходится осваивать определенные виды занятий с больными, методы рациональной психотерапии [3; 4].

Большое воздействие на психически больных оказывает личность медицинских сестер. Благоприятно влияет на пациентов умение не только выслушивать различные заявления и высказывания больных, но и старание понять их и соответственно откликнуться на них. Заявления и высказывания больных в значительной части обусловлены наличием болезненных переживаний. Поэтому никогда не следует убеждать больного в нелогичности его суждений. Если медицинский работник не может ответить на вопросы больного, он должен сослаться на свою некомпетентность. В его обязанности входит внимательное наблюдение за особенностями поведения и высказываний больных, стремление понять их. О своих наблюдениях он должен доложить лечащему врачу. Поведение и реакция медицинского работника должны оказывать на больного успокаивающее действие [4].

Работа медицинского работника в психиатрической больнице не сводится к простому уходу за больными. Она требует определенной личностной настроенности, искусства и мастерства, чтобы не только понять психически больного человека, но и оказать ему психологическую поддержку. Медицинский работник должен понять сложный мир эмоциональных переживаний больных, откликнуться на эти переживания понятными больному словами сочувствия и утешения. Это требует не только профессиональной подготовки, но и теплого участия. Поведение и реакции медсестры должны благотворно воздействовать на пациентов.

Какова психологическая тактика работы медицинской сестры с психически больными? Прежде всего, медицинская сестра должна уметь выслушать пациента. Понять психически больного, его мысли, особенности реагирования, противоречащие трезвому рассудку, суметь разобраться в них, определить патологический строй мыслей, поступков — задача весьма сложная. Поэтому в психиатрии предъявляется повышенное требование к личности медицинской сестры, к развитию и формированию профессиональных навыков общения с психически больными. Естественно, следует избегать снисходительности, пренебрежительности в беседе с пациентами [3].

Профессионально грамотная медицинская сестра умеет следовать тому ходу мыслей, который характерен для больного, и понимать мотивы его поступков. Спокойное, с должным вниманием наблюдение за динамикой состояния позволяет понять и оценить состояние, выбрать тактику ведения больного, умело сочетать медикаментозное лечение и психоло-гическое воздействие. Беспокойный пациент, на первый взгляд занятый лишь своими мыслями, тоже совсем небезразличен к среде, реакциям окружающих.

Важным в работе с психически больными является умение понять их эмоциональный мир, чувства и переживания: страх, обиду, боль, ненависть, ревность, тоску, потребность в добром отношении и заботе, тревогу и отчаяние. Поддержка медицинской сестры, сочувствие и понимание с ее стороны оказывают большую помощь больному, ибо сочувствие и солидарность всегда важнее, чем просто советы, нередко поспешные, лишенные понимания основ происходящего. К тому же давать советы — это задача врача.

Любовь, забота и внимание по отношению к больным — составные элементы профессионального общения медицинского работника, которые оказывают и целебный эффект, действуя успокаивающе на больного. Психология работы медицинского работника с агрессивными больными также требует определенных профессиональных навыков. Прежде всего следует разобраться, что скрывается за такой агрессивностью, является ли она проявлением изменившегося психического состояния или в возникновении агрессивности играют роль различные субъективные факторы интерперсональных отношений как больных, так и больных с медперсоналом [3; 4].

Важнейшими средствами борьбы с агрессией больных являются понимание, контакт персонала с пациентом и профилактика. Хороший контакт, занятость больного полезным делом часто заранее исключают возможность возникновения поводов для агрессии или способствуют тому, чтобы агрессивные настроения нашли выход в словесной перепалке. Медицинскому работнику необходимо уметь вовремя распознавать предвестники агрессивного поведения (волнение, беспокойство, повышенная требовательность, раздражительность). Понимание и удовлетворение желаний агрессивных больных в разумных пределах, с учетом возможностей персонала оказывают благоприятное воздействие, имеют свои преимущества и особенно эффективны, если медсестра предугадывает желания больного. Хорошая атмосфера в отделении, терпеливое отношение, спокойная, разумная реакция на разнообразное проявление особенностей поведения пациента снижает конфликтность больных.

Психологическая работа медицинского работника очень важна в случаях замкнутости, отрешенности больных. Терпеливая работа с такими пациентами, стремление понять их, забота и внимание, иногда осторожные тактичные замечания или одобрительные оценки, мелкие услуги, предупредительность открывают перед медицинской сестрой путь в замкнутый мир таких больных, способствуют восстановлению у них большей активности, продуктивности, возможности общественной деятельности.

Если сестра выполняет свои обязанности автоматически, ограничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерением температуры и т.п., то при всей важности и необходимости данных манипуляций доминирует технический подход к работе в ущерб контакту с больным. В таких случаях отношения между сестрой и пациентом носят формально-официальный характер, лишены личностного аспекта. Больному дается все необходимое, но при этом отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается ничуть не меньше [4].

Конечно, о психологической работе с больным можно вести речь лишь тогда, когда медицинский работник обладает глубокими знаниями и практическими навыками ухода за пациентом. Добросовестная работа медсестры по уходу за больным придает ему уверенности в выздоровлении, формирует благоприятное психологическое взаимодействие между ними и таким образом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте; эти две сферы воздействия невозможно отделить друг от друга. Пациент всегда стремится освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, накладываясь на само болезненное состояние, вызывает повышенную обидчивость, избыточную чувствительность больных.

То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия медсестры имеют не только конкретное содержание, но и эмоциональный контекст, и несут в себе определенное психологическое воздействие. Мягкость, ласковость, терпеливость, вежливость — основные элементы хорошего стиля работы среднего медицинского персонала. Важно не только то, что делает медсестра, но и как она это делает. Постоянство, ровность поведения, хорошее настроение сестры помогают установить контакт с больными.

Служебная этика предполагает сохранение медицинской тайны, проявление уважения к пациенту, корректность, отсутствие фамильярности. Это повышает доверие больных. Сестры, не владеющие служебной этикой, могут рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице, распространять ненужные сведения, вызывая страх и беспокойство у больных и их родственников, т.е. оказывать ятрогенное воздействие. При общении с пациентом не следует использовать слово «больной» (лучше называть его по имени и отчеству, в крайнем случае по фамилии).

Способы и формы выражения заботы и внимания зависят от конкретного больного и ситуации, в которой осуществляется уход за ним. Забота и любовь медсестры будут проявляться по-разному, если пациент — ребенок, взрослый или пожилой человек. Медицинская сестра должна хорошо контролировать ситуацию и избегать неформальных отношений с пациентами. Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает психологически правильно влиять на его общее эмоциональное состояние, вселять в него уверенность в успешности лечения. Поэтому важными качествами медицинской сестры являются эмпатия и профессиональная наблюдательность. Внимательная, чуткая медицинская сестра заметит малейшие изменения как в худшую, так и в лучшую сторону в самочувствии, настроении, поведении, состоянии больного и сможет предпринять необходимые действия. Больные ценят серьезных, вежливых, внимательных, вдумчивых и заботливых медицинских сестер. Напротив, грубая, небрежная, раздражительная и вспыльчивая сестра производит на них тяжелое впечатление [3; 4].

Качество и эффективность деятельности медицинских сестер зависят в том числе от их состояния здоровья. Имеющиеся литературные данные свидетельствуют о высокой степени заболеваемости среднего медицинского персонала [7]. По роду своей деятельности медицинские сестры подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса: вынужденная рабочая поза, перенапряжение анализаторных систем, вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирую-щие и неионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены и другие [Там же]. Другим, но достаточно значимым фактором риска заболеваемости медицинских сестер является стресс. По имеющимся литературным данным, медицинские работники внесены в группу повышенного влияния стрессогенных факторов [1]. Показано, что показатели психологического компонента здоровья медицинских сестер даже ниже, чем физического, что свидетельствует о важной роли эмоциональной напряжённости труда средних медицинских работников в формиро-вании заболеваемости.

Таким образом, в условиях психосоматического отделения работа медицинской сестры играет приоритетную роль в формировании терапевтической среды, способствующей быстрейшему выздоровлению больного. Качество выполнения профессиональных обязанностей среднего медицинского работника в значительной мере определяется состоянием его здоровья, как в физическом, так и в психическом плане. Конфликты между медицинскими работниками и пациентами разрушают терапевтическую среду (что в условиях психосома-тического отделения негативно сказывается как на качестве, так и на результативности лечебного процесса), а также ведут к формированию негативного имиджа медицинской организации и системы здравоохранения в целом. Взаимосвязи уровня психической адаптации медицинских сестер и риска конфликтов с пациентами в процессе профессио-нальной деятельности в полной мере не изучены, чем и определяется актуальность нашего исследования.

Цель исследования. Изучить взаимосвязи выраженности предболезненных состояний психической дезадаптации у медицинских сестер психосоматических отделений и риска возникновения конфликтных ситуаций с пациентами.

Материал и методы

Медицинские сестры психосоматического отделения для взрослого населения и отделения для детей с пограничными психическими расстройствами (29 человек, женщины, средний возраст 34,5,2 года) были однократно обследованы с использованием опросника депрессии Бека [9] (далее — ОБ) и опросника тревоги Тейлора [6] (далее — ОТ). Обследованные, в процессе профессиональной деятельности которых возникали конфликтные ситуации с пациентами, выявлялись путем анализа «Журнала приема и сдачи дежурств» соответствующих отделений за 6 месяцев, предшествующих дате обследования. В ходе анализа были выявлены 18 конфликтных ситуаций, возникших у 12 медицинских сестер. Данные экспериментально-психологического исследования сестер, в процессе профессио-нальной деятельности которых за последние 6 месяцев возникали (n=12) либо не возникали (n = 17) конфликтные ситуации с пациентами, обрабатывались с использованием обычных методов описательной статистики. Статистический анализ достоверности обнару-женных различий проводился с использованием критерия Уилкоксона для независимых переменных с граничным значением доверительного интервала 95%.

Исследование проводилось с разрешения Комитета по этике при Воронежском областном клиническом психоневрологическом диспансере и соответствовало этическим стандартам Хельсинкской декларации 1975 года (пересмотренный вариант 1996 года) и Постановления Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 18 ноября 2005 г. № 26-10 «О модельном законе «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах-участниках СНГ».

Результаты исследования

Характер выявленных конфликтных ситуаций с пациентами был следующим. В 8 случаях имели место аффективные реакции пациентов на отказ медицинских сестер в отступлении от режимных требований (принять в отделение запрещенные к передаче продукты, разрешить прогулку не в соответствии с распорядком дня). В 7 случаях пациенты выражали недовольство манерой общения медицинских сестер (разговаривали на повышенных тонах, недостаточно внимательно). В 3 случаях медицинские сестры, по мнению пациентов, недостаточно быстро реагировали на ухудшение их самочувствия.

Следует отметить, что в психосоматическом отделении в рассматриваемый период времени до 40% пациентов составляли больные с непсихотическими психическими расстройствами вследствие органического поражения ЦНС. Наличие органического поражения ЦНС (безусловно, наряду с другими факторами) способствует проявлению таких личностных черт, как эгоцентризм, обидчивость, злопамятность, застреваемость. Родители детей с пограничными психическими расстройствами находятся в состоянии хронического стресса, обусловленного болезнью ребенка. Постоянная работа с людьми в подобных эмоциональных состояниях требует от медицинской сестры высокого уровня психической адаптации, который позволяет смягчать конфликты или вовсе их не допускать.

Рабочая гипотеза нашего исследования и заключалась в том, что медицинские сестры с предболезненными состояниями психической дезадаптации в силу снижения адаптаци-онного ресурса [2] испытывают затруднения в совладании с претензиями пациентов, что и проявляется в более частом возникновении конфликтных ситуаций.

Результаты обследования медицинских сестер с использованием опросника депрессии Бека и опросника тревоги Тейлора представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты обследования медицинских сестер с использованием
опросника депрессии Бека и опросника тревоги Тейлора

 

Из представленных данных видно, что об относительном благополучии эмоциональной сферы можно было говорить лишь менее чем у одной трети обследованных (17,2% — без признаков тревоги и депрессии, 13,8% — средний с тенденцией к низкому уровень тревоги без признаков депрессии). Еще у одной трети обследованных отмечались изолированные признаки легкой депрессии (10,3%) либо повышенного уровня тревоги (24,1%). Наконец, у одной трети обследованных имело место сочетание признаков легкой депрессии и среднего либо повышенного уровня тревоги. Психическое состояние этих сотрудниц правомерно рассматривать как выраженную предболезненную психическую дезадаптацию с риском формирования невротического состояния либо психосоматического заболевания [2].

В то же время ни у одной из обследуемых не были выявлены баллы по ОБ выше 19 или по ОТ выше 25, что свидетельствует об отсутствии клинически очерченных форм психических расстройств, предболезненном уровне психической дезадаптации.

Результаты обследования по ОБ и ОТ раздельно для групп медицинских сестер, у которых за последние 6 месяцев возникали (группа 1, n=12) и не возникали (группа 2, n=17) конфликтные ситуации c пациентами, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты обследования по ОБ и ОТ для групп медицинских сестер

Примечание: * — достоверные различия между группами (p<0,05; критерий Уилкоксона
для независимых переменных)

 

Как видно из представленных данных, у медицинских сестер, в процессе профессиональной деятельности которых возникали конфликты с пациентами, отмечался достоверно более высокий уровень тревоги по ОТ. Также у данной группы имелась тенденция к более высокому уровню выраженности признаков депрессии по ОБ, не достигающая статистической значимости.

Обсуждение результатов

Таким образом, наличие у медицинской сестры психосоматического отделения предболезненного состояния психической дезадаптации (выражающегося в том числе отдельными признаками патологической тревоги и депрессивного состояния, выявляемыми при обследовании по ОБ и ОТ) повышает риск возникновения конфликтных ситуаций с пациентами в процессе профессиональной деятельности. Можно предположить, что наличие негативно окрашенного состояния эмоционального напряжения у медицинского работника приводит как минимум к следующему: 1) снижению способности к сопереживанию, включе-нию в текущие проблемы пациента; 2) уменьшению пластичности поведенческих реакций, ограничению выбора доступных форм реагирования на внешние вызовы; 3) определенной дезорганизации когнитивной сферы — снижению темпа реагирования на внешние воздействия, снижению способности к сосредоточению и отслеживанию ранних признаков потенциально конфликтной ситуации, трудностям принятия решения в ситуации неопреде-ленности, особенно в условиях дефицита времени. Все это приводит к тому, что при воздействии добавочного стрессора — конфликтного, оппозиционного, вызывающего поведения пациента — медицинский работник избирает не рационально обоснованный путь конструктивного разрешения конфликта, а наиболее простые, не требующие интеллекту-альных усилий и добавочного эмоционального напряжения формы реагирования на сложившуюся ситуацию. Как правило, это приводит не к разрешению конфликта с пациентом, а к его усугублению.

По нашему мнению, из полученных нами данных можно сделать некоторые практически значимые заключения. Текущая ситуация в здравоохранении характеризуется в том числе перестройкой работы медицинских организаций в направлении максимального учета интересов пациента. Ведущими характеристиками качества медицинской помощи оказываются не только соблюдение определенных процессуальных стандартов (выполнение правильного вмешательства правильным специалистом в правильном месте), но и удовлетворенность пациента работой медиков, его физический и эмоциональный комфорт. Соответственно, при разборе конфликтных ситуаций между пациентом и медицинским работником администрация медицинской организации чаще всего вынуждена становиться на сторону пациента, что подразумевает как моральное порицание допустившего конфликт медицинского работника, так и его дисциплинарную и материальную ответственность. Это становится для медицинского работника добавочным стрессом, который может способст-вовать в том числе переходу уже имеющегося предболезненного состояния психической дезадаптации в невротическое расстройство или психосоматическое заболевание.

Представляется, что профилактика конфликтов между пациентами и медицинскими работниками в условиях стационара психосоматического профиля должна строиться не только на их своевременном выявлении и наказании виновных (хотя это тоже нужно и важно), но и, прежде всего, на формировании системы всесторонней охраны и восстанов-ления психического здоровья самих медицинских работников. Такая система должна включать рациональный режим труда и отдыха, пропаганду здорового образа жизни, создание возможностей для снятия физического и эмоционального напряжения (оборудованные бытовки, душевые комнаты, помещения для спортивных занятий, для психологической разгрузки), а для сотрудников с наиболее выраженными признаками предболезненной психической дезадаптации — и оказание психологической и психотерапевтической помощи непосредственно на рабочем месте.

Выводы

1. У большинства (69,0%) обследованных медицинских сестер психосоматических отделений выявлены признаки предболезненной психической дезадаптации; у 34,6% обследованных указанные признаки отмечаются в выраженной степени.

2. Наличие признаков предболезненной психической дезадаптации у медицинской сестры психосоматического отделения повышает риск конфликтов с пациентами в процессе ее профессиональной деятельности.

3. Формирование системы всесторонней охраны и восстановления психического здоровья медицинских работников является важным путем профилактики конфликтов между пациентами и медицинскими работниками.

 

Литература

1.   Акарачкова Е.С. Хронический стресс и нарушение адаптации у медицинских работ-ников // Трудный пациент. – 2006. – Т. 4, № 8. – С. 70–72.

2.   Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства: этиология, патогенез, специфические и неспецифические симптомы, терапия. – М.: Литтерра, 2010. – 272 с.

3.   Бортникова С.М., Зубахина Т.В., Кабарухина А.Б. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии: учебное пособие / под общ. ред. Б.В. Кабарухина. – 12-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 475 с.

4.   Голенков А.В., Аверин А.В. Сестринский процесс в психиатрии: учебное пособие. – Чебоксары: Чуваш. гос. университет, 2003. – 200 с.

5.   Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб.: Речь. – 2007. – 294с.

6.   Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И.Б. Дерманова. – СПб.: 2002. – С. 126–128.

7.   Перепелица Д.И. Социально-гигиенические аспекты охраны здоровья медицинских работников: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Кемерово, 2007.

8.   Романчук Т.Г., Романов Д.В. Психотерапия психосоматических расстройств: методи-ческие рекомендации. – Самара: 2014.– 47 с.

9.   An Inventory for Measuring Depression / A.T. Beck, C.H. Ward, M. Mendelson [et al.] // Archives of general psychiatry. – 1961. – № 4. – P. 561–571.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.253.52

Житенева И.Г., Шаповалов Д.Л., Ларских М.В. Психологические аспекты работы медицинской сестры психосоматического отделения // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 3(25) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Psychological aspects of nurse job in the psychosomatic department

Zhiteneva I.G.1
E-mail: corp1@vokpnd.zdav36.ru

Shapovalov D.L.1
E-mail: corp1@vokpnd.zdav36.ru

Lаrskikh M.V.1, 2
E-mail: marinalars@mail.ru

1 Voronezh Regional Clinical Psychoneurological Dispensary
20th Anniversary of October str., 73, Voronezh, 394071, Russia
Phone: +7 (473) 234–52–00

2 Voronezh State University
Universitetskaya Square 1, Voronezh, 394036, Russia
Phone: +7 (473) 220-75-21

Abstract. The study examined the relationship between the severity of pre-painful states of mental maladaptation in nursing psychosomatic departments and the risk of conflict with patients. Nurses (29 people, mean age 34.6 ± 5.2 years) were examined once using the Beck Depression Questionnaire and the Taylor Anxiety Questionnaire. Conflict situations between medical workers and patients were identified by analyzing the medical records of the departments. It was established that: 1) in 69.0% of the examined, signs of pre-painful mental maladaptation were revealed; in 34.6% of the examined, these signs are marked in a pronounced degree; 2) nurses, in the process of which there were conflicts with patients, had a significantly higher level of anxiety. The creation of a system for maintaining the mental health of medical workers is an important direction in the prevention of conflicts between medical workers and patients.

Key words: nurses; patients; conflicts; mental maladaptation; anxiety; depression.

For citation

Zhiteneva I.G., Shapovalov D.L., Lаrskikh M.V. Psychological aspects of nurse job in the psychosomatic department. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika, 2019, vol. 7, no. 3 [in Russian, abstract in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player