О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Исследование качества жизни у родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом

Галиева А.И., Минуллина А.Ф. (Казань, Россия)

 

 

Галиева Альмира Ильсуровна

Галиева Альмира Ильсуровна

студентка 6 курса специальности «Клиническая психология»; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ул. Мартына Межлаука, 1, Казань, Республика Татарстан, 420021, Российская Федерация.
Тел.: 8 (843) 292-91-23.

E-mail: almira.96@mail.ru

Минуллина Аида Фаридовна

Минуллина Аида Фаридовна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ул. Мартына Межлаука, 1, Казань, Республика Татарстан, 420021, Российская Федерация.
Тел.: 8 (843) 292-91-23.

E-mail: aidaminul58@gmail.com

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования качества жизни у родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. Как показало исследование, у родителей детей с детским церебральным параличом все показатели качества жизни ниже, чем у родителей детей без патологии опорно-двигательного аппарата. Выявлено, что у родителей детей с ДЦП отмечается снижение общего состояния здоровья, наблюдается тенденция к снижению их жизненной активности, наличие тревожных и депрессивных переживаний по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: качество жизни; семья; родители; детский церебральный паралич.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Каждый год в России выявляется более 4,6 тысяч детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и самым распространённым среди них является детский церебральный паралич [2; 6].

Изучением обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались как отечественные специалисты (Мамайчук И.И., Ткачёва В.В., Алексеева Е.А., Ларионова И.Г. и др.), так и зарубежные исследователи (П. Ботта, А. Дункан, Д. Вольпе, Б. Райт и др.) [9; 10; 11; 12].

Родители, воспитывающие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, встречаются со множеством трудноразрешимых проблем в воспитании детей [1].

Рождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является психотравмирующим фактором для всей семьи [14]. В семьях, где рождается ребенок с отклонениями, изменяется функционирование семьи, появляются ограничения в различных сферах жизнедеятельности. Данный фактор отрицательно влияет как на здоровье в целом, так и на личностные качества, что, в свою очередь, может привести к невротизации и психосоматическим расстройствам членов семьи [13; 15].

Формулировка цели статьи

Цель данного исследования заключалась в выявлении качества жизни родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом.

Изложение основного материала статьи

Для реализации поставленной цели и проведения исследования, направленного на изучение качества жизни родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, были обследованы родители детей с детским церебральным параличом, которые проходили курс реабилитации в центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (25 человек), и родители, воспитывающие детей без патологии опорно-двигательного аппарата, на базе Муниципального бюджетного общеобразователь-ного учреждения города Казани (25 человек). Общий объем выборки составил 50 человек.

Для определения качества жизни у родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, и у родителей, воспитывающих детей без патологии опорно-двигательного аппарата, использовался опросник «Оценка качества жизни» (SF-36 Health Status Survey).

 

Таблица 1

Различия в выраженности показателей по опроснику «Оценка качества жизни»
(SF-36 Health Status Survey)

Примечание: * — при р=0,05; ** — при р=0,01; *** — при р=0,001.

 

 

Рис. 1. Выраженность показателей по опроснику «Оценка качества жизни» родителей, воспитывающих детей с ДЦП

Примечание: название шкал эмоционального интеллекта соответствуют принятому сокращению Опросника качества жизни (SF-36 Health Status Survey):
PF — Физическое функционирование;
RP — Ролевое физическое функционирование;
BR — Боль;
GH — Общее состояние здоровья;
VT — Жизнеспособность;
SF — Социальное функционирование;
RE — Ролевое эмоциональное функционирование;
MH — Психологическое здоровье.

 

 

Рис. 2. Выраженность показателей по опроснику «Оценка качества жизни» родителей, воспитывающих детей без патологии опорно-двигательного аппарата

Примечание: название шкал эмоционального интеллекта соответствуют принятому сокращению Опросника качества жизни (SF-36 Health Status Survey):
PF — Физическое функционирование;
RP — Ролевое физическое функционирование;
BR — Боль;
GH — Общее состояние здоровья;
VT — Жизнеспособность;
SF — Социальное функционирование;
RE — Ролевое эмоциональное функционирование;
MH — Психологическое здоровье.

 

Результаты, представленные выше, показывают, что у родителей детей с детским церебральным параличом показатели по всем шкалам ниже, чем у родителей детей без патологии опорно-двигательного аппарата. Далее рассмотрим эти шкалы поподробнее.

Как видно из таблицы и диаграммы, показатели шкалы «Физическое функциони-рование» и «Ролевое функционирование» у родителей детей с ДЦП ниже, чем у родителей детей без патологии. Это может свидетельствовать о том, что у родителей детей с ДЦП физическая активность ограничивается состоянием их здоровья. Это означает, что выполнение физических нагрузок, таких как переноска тяжестей, подъем по лестнице, дается им с некоторыми трудностями. Таким образом, у родителей детей с ДЦП возникают трудности при выполнении повседневных обязанностей [3; 4].

Анализ результатов по шкале «Боль» показал: у родителей детей с ДЦП наблюдается снижение показателей по данной шкале по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует о том, что болевые ощущения значительно ограничивают возможность родителей свободно заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.

Низкие показатели по шкале «Общее состояние здоровья» показывают, что у родителей детей с ДЦП отмечается снижение общего состояния здоровья по сравнению с контрольной группой. Снижение показателей по данной шкале может быть обусловлено болевым синдромом [5].

По результатам шкалы «Жизнеспособность» можно сделать вывод о том, что у родителей детей с ДЦП есть тенденция к снижению их жизненной активности. Это означает, родители данной группы чувствуют себя обессиленными, уставшими, у них не хватает жизненной энергии на выполнение повседневных задач.

Низкие показатели по шкале «Социальное функционирование» указывают на то, у родителей детей с ДЦП значительно ограничены социальные контакты. У них наблюдается снижение уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.

Анализ шкалы «Ролевое эмоциональное функционирование» демонстрирует у родителей детей с ДЦП низкие показатели по данной шкале. Это доказывает, что родители детей с ДЦП в связи ухудшением эмоционального состояния в некоторой степени ограничены в выполнении повседневной работы.

Как видно из таблицы и диаграммы, показатели шкалы «Психологическое здоровье» у родителей детей с ДЦП намного ниже, чем у родителей детей без патологии опорно-двигательного аппарата. Данные показатели указывают на наличие тревожных и депрессивных переживаний у родителей, а также на их психическое неблагополучие.

 

Литература

1.   Ананьева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2007. – № 1. – С. 64–68.

2.   Вдовина М.В., Максимова А.А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 703–705.

3.   Иванова С.Н. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребёнку». – Архангельск: Поморский гос. университет им. М.В. Ломоносова, 2000. – С. 56.

4.   Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 3. – С. 55–63.

5.   Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС. – 2003. – 408 с.

6.   Организация помощи при детском церебральном параличе // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2007. – С. 107–116.

7.   Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспиты-вающим ребенка-инвалида / И.И. Поташова, Е.Д. Худенко, И.В. Кальянов [и др.]. – М., 2008. – 212 с.

8.   Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: Аркти, 2007. – 80 с.

9.   Тихомирова В.С., Исаев Д.Н. Отношение матерей к воспитываемым ими детям-дошкольникам с церебральным параличом, и психологическая помощь семье // Детская и подростковая реабилитация. – 2011. – № 2 (17). – С. 88–97.

10.   Ткачева В.В. Психологические особенности матерей, имеющих детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 74–79.

11.   Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 25–34.

12.   Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консуль-тирование. – М.: Книголюб, 2007. – 144 с.

13.   Фомина Л.К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитыва-ющих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 815–816.

14.   Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 704–707.

15.   Kandel I., Merrick J. The birth of a child with disability. Coping by parents and siblings // The Scientific World Journal. – 2003. – Vol. 3. – P. 741–750.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07:616.831-009.11-053.2:316.356.2

Галиева А.И., Минуллина А.Ф. Исследование качества жизни у родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 3(25) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

A study of the quality of life in parents raising children with cerebral palsy

Galieva A.I.1
E-mail: almira.96@mail.ru

Minullina A.F.1
E-mail: aidaminul58@gmail.com

1 Kazan (Volga) Federal University
M. Mezhlauka st., 1, Kazan, 420021, Republic of Tatarstan, Russia
Phone: +7 (843) 292-91-23

Abstract. The article presents the results of a study of the quality of life of parents raising children with cerebral palsy. As the study showed, parents of children with cerebral palsy all indicators of quality of life are lower than parents of children without pathology of the musculoskeletal system. It was revealed that parents of children with cerebral palsy have a decrease in General health, there is a tendency to reduce their life activity, the presence of anxiety and depressive experiences compared to the control group.

Key words: quality of life; family; parents; cerebral palsy.

For citation

Galieva A.I., Minullina A.F. A study of the quality of life in parents raising children with cerebral palsy. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika, 2019, vol. 7, no. 3 [in Russian, abstract in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player