О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Особенности жизненных ценностей студентов специализации «Медицинская психология» с различными статусами профессиональной идентичности

Шарипова Д.Р. (Минск, Беларусь)

 

 

Шарипова Дарья Рустемовна

Шарипова Дарья Рустемовна

студентка 4 курса, кафедра психологии, факультет философии и социальных наук; Белорусский государственный университет, Кальварийская 9, Минск, 220030, Республика Беларусь. Тел.: 375 17 259-70-71.

E-mail: darya.sharypava@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются жизненные ценности и статусы профессиональной идентичности студентов. А целью поставлено охарактеризовать жизненные ценности студентов специализации «Медицинская психология» с различными статусами профессиональной идентичности. Данное эмпирическое исследование выявляет различия жизненных ценностей у студентов специализации «Медицинская психология» с различными статусами профессиональной идентичности, что является его научной ценностью. Результаты могут быть использованы в работе психологической службы вуза. Они важны студентам для осмысления своего обучения в университете, для определения подходящей сферы деятельности (социальная/медицинская специализация), для осознания соответствия медицинской специализации внутренней системе ценностей. На основе этих данных можно разрабатывать различные тренинговые программы, направленные на оптимизацию процессов обучения и учения студентов-психологов.

Ключевые слова: жизненные ценности; студенты-психологи; специализация «Медицинская психология»; статусы профессиональной идентичности.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В современном мире жизненные ценности для личности выступают в роли ориентиров, которые помогают в потоке жизненной информации выделить то, что наиболее важно для человека. Ценности определяют избирательность отношений человека к миру, характеризуют его жизненную позицию, направленность устремлений личности, а также соизмеримость потребностей и способов их удовлетворения.

Анализ научных работ показал отсутствие единого мнения по поводу ценностной проблематики. В разных подходах свое определение жизненных ценностей. Так, жизненные ценности изучали в бихевиоризме (Э. Толмен), в гуманистическом (А. Маслоу), экзистенциальном (В. Франкл), когнитивном (М. Рокич), деятельностном (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова) и других подходах. Разрабатывались различные концепции жизненных ценностей (Ш. Шварца и В. Билски). Разграничивались схожие понятия (жизненные ценности, ценностные ориентации, личностные ценности, смысложизненные ценности) [1; 2; 4; 6; 9; 12].

Также важно отметить, что сегодня перед современными студентами стоит проблема интеграции в профессиональную среду. Высшее образование очень популярно, и существует большое количество гуманитарных вузов, которые выпускают в том числе и специалистов помогающих профессий — психологов. У каждого специалиста свои ценности, на основе которых они работают, выбирают подходящую сферу работы, специализацию.

Анализ работ по проблематике профессиональной идентичности также выявил наличие большого количества подходов к ее определению: психоанализ (Э. Эриксон), символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас), бихевиоризм (Д. Кэмпбелл, М. Шериф), теория социальной идентичности (Г. Тэшфел, Дж. Тернер). Также выделяется подход отечественной психологии (И.Л. Иванова, А.Н. Леонтьева, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер). Феномен профессиональной идентичности является предметом изучения и зарубежных исследователей (J.L. Holland, H. Bergmann, J.A. Johnson) [3; 7; 11; 13; 14; 15; 16].

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод о большом количестве подходов к исследуемым понятиям и о важности исследуемой области.

У.С. Родыгина разделяет понятия профессиональной идентичности у студента и у специалиста. Основное отличие в том, что идентичность студента связана с приобретением профессии, на основе чего и появляется чувство тождественности с самим собой как с будущим специалистом [8].

Профессиональная идентичность — это осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я. Профессиональная идентичность — это не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоя-тельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определенности [10].

У студентов специализации «Медицинская психология» определялись статусы профессиональной идентичности. По Л.Б. Шнейдер, это преждевременная, диффузная, мораторий, достигнутая позитивная и псевдопозитивная идентичность [10]. Важно отметить, что немногие исследователи изучали профессиональную идентичность у студентов. Однако в работе представлены студенты специализации «Медицинская психология». Также в исследовании выявляются различия между жизненными ценностями студентов и статусами их профессиональной идентичности, что и составляет актуальность работы.

Объект исследования — жизненные ценности студентов.

Предмет исследования — жизненные ценности студентов специализации «Меди-цинская психология» с различными статусами профессиональной идентичности.

Цель исследования — охарактеризовать жизненные ценности студентов специали-зации «Медицинская психология» с различными статусами профессиональной идентичности.

Гипотеза: существуют различия между статусами профессиональной идентичности и жизненными ценностями студентов специализации «Медицинская психология».

Методологические основания. Изучением жизненных ценностей занимались в зарубежной (Ш. Шварц, М. Рокич, Э. Шпрангер) и отечественной психологии (Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов).

В работе будем рассматривать понятие жизненных ценностей в рамках субъектно-деятельностного похода как отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Для количест-венного измерения показателей жизненных ценностей использовалась русскоязычная методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (усовершенствование методики И.Г. Сенина). В этом подходе В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина выделили следующие ценности: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, достижения, сохранение собственной индивидуальности. Эти ценности реализуются в различных жизненных сферах: в профессиональной жизни, образовании, семейной жизни, общественной активности, увлечениях, физической активности [5].

Понятие профессиональной идентичности рассматривается в отечественной психологии как осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я. Л.Б. Шнейдер выделила 5 статусов: преждевременная, диффузная, мораторий, достигнутая идентичность и псевдоидентичность [10].

Научная новизна исследования заключается в определении особенностей жизненных ценностей студентов специализации «Медицинская психология» с различными статусами профессиональной идентичности. Несмотря на большое количество исследований в области жизненных ценностей (В.Я. Ядов, М. Рокич, Ш. Шварц и др.) и профессиональной идентичности (Б. Шнейдер, Н.А. Аринушкина и др.), немногие исследователи изучали профессиональную идентичность у студентов. Данное исследование выявляет различия между статусами профессиональной идентичности и характерными жизненными ценностями студентов специализации «Медицинская психология».

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при выборе специализации студентами-психологами, для профилактики профессионального выгорания психологов, работающих в сфере медицинской психологии. Результаты полезны как преподавателям, так и студентам. Они могут быть использованы в работе психологической службы вуза. Результаты важны студентам для осмысления своего обучения в университете, для определения подходящей сферы деятельности (социальная/ медицинская специализация), для осознания соответствия медицинской специализации внутренней системе ценностей. На основе этих данных можно разрабатывать различные тренинговые программы, направленные на оптимизацию процессов обучения и учения студентов-психологов, обучающихся на специализации «Медицинская психология».

Материалы и методы

Методы:

1)

сравнительный теоретический анализ научных исследований;

2)

метод опроса с использованием методик;

3)

метод статистического анализа данных (частотный анализ, критерий различия Манна—Уитни, критерий Краскела—Уоллеса).

Методики:

1)

морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной;

2)

методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер.

Выборка. В исследовании участвовало 62 респондента: студенты 3-го курса — 31 человек в возрасте 19—22 лет (15 с медицинской специализацией), студенты 4-го курса — 31 человек в возрасте 20—24 лет (14 с медицинской специализацией).

Методы статистической обработки. Полученные данные обрабатывались с помощью программы SPSS 16.0. Сначала был проведен тест Колмогорова—Смирнова, позволяющий проверить выборку на нормальность распределения. При определении ненормального распределения использованы частотный анализ, критерий различий Манна—Уитни, критерий Краскела—Уоллеса.

Результаты исследования и обсуждение

Для выявления статусов профессиональной идентичности использовался опросник Л.Б. Шнейдер, выявляющий один из 5 статусов (преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая идентичность, псевдоидентичность), результаты которой показаны в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты выявления статусов профессиональной идентичности студентов специализации «Медицинская психология» и «Социальная психология»

 

Из приведенных данных следует, что большинство студентов медицинской специа-лизации находятся в статусе диффузной идентичности. В этом статусе идентичности нет прочных целей, ценностей и попыток их сформировать.

Далее идет количество студентов, имеющих преждевременную идентичность. Такая идентичность возникает, когда человек не делает независимых жизненных выборов. Идентичность не осознается, скорее, это является вариантом навязанной идентичности.

Со статусом «мораторий» выявлено 5 студентов, которые находятся в кризисе идентичности и, пробуя различные варианты, пытаются его решить. Этот статус предполагает высокую тревожность.

В статусе позитивной идентичности — 4 студента медицинской специализации. Они характеризуются определенной совокупностью личностно значимых целей, ценностей, убеждений, обеспечивающих чувство направленности и осмысленности жизни.

И менее всего человек в статусе псевдопозитивной идентичности, которые отличаются стабильным отрицанием своей уникальности или ее амбициозно подчеркивают в сторону гипертрофированности, сочетающейся с ригидностью Я-концепции.

По сравнению с социальной специализацией, студентов специализации «Медицинская психология» гораздо меньше в статусе «мораторий». Предположительно, это возможно из-за большего понимания студентами медицинской специализации направленности сферы будущей профессиональной деятельности, в то время как социальная сфера является более широкой.

Для определения жизненных ценностей использовалась методика «Морфологический тест жизненных ценностей», разработанный В.Ф. Соповым, Л.В. Карпушиной, результаты представлены на рисунке 1. Были получены результаты духовных и эгоистичных ценностей. Среднее значение составило для духовных — 148,3, а для эгоистичных — 151,2. Это свидетельствует о незначительном преобладании эгоистичных ценностей.

 

Рисунок 1. Жизненные ценности студентов медицинской специализации

 

Самые высокие показатели по шкале «Высокое материальное положение» (55,52). То есть для студентов важно материальное благосостояние, они убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Это можно объяснить, анализируя результаты причин выбора специализации. При выборе специализации студенты специальности «Социальная психология» писали, что «в больнице зарабатывают мало».

Следующая шкала — «Достижение» (53,04), то есть для студентов характерно решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов, достижение конкретных ощутимых результатов в разные периоды жизни. Также одна из высоких — шкала «Сохранение собственной индивидуальности» (48,18), которая показывает важность собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости. По шкале «Собственный престиж» показано, в какой мере студенты стремятся к признанию, уважению, одобрению значимых лиц.

Наиболее низкие показатели — по шкалам эгоистичных ценностей, по шкале «Активные социальные контакты», что показывает не сильное стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими, что может быть связано с особенностями будущей профессиональной деятельности, предполагающей большое количество социальных контактов. Также низкие показатели по шкале «Развитие себя». Такие люди ставят порог своим возможностям и считают, что его нельзя преодолеть. Это можно связать именно со спецификой медицинской специализации. Достаточно низкие показатели по шкале «Креативность» говорят о подавленности творческих наклонностей, стереотипности поведения и деятельности студента. Это предположительно также можно связать со спецификой медицинской специализации, где есть точные критерии нарушения, методики, измеряющие степень нарушенности памяти, мышления… На самом последнем месте — значения шкалы «Духовное удовлетворение», что означает большую ориентированность студентов на поиск конкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности.

Также были выявлены жизненные ценности студентов специализации «Социальная психология», они представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Жизненные ценности студентов специализации «Социальная психология»

 

Сравнивая жизненные ценности студентов медицинской специализации, важно отметить, что духовное удовлетворение было наименее важным, хотя для студентов социальной специализации это основная ценность.

Для выявления особенностей жизненных ценностей студентов специализации «Медицинская психология» был проведен критерий различий Манна—Уитни и критерий Краскела—Уоллеса.

При применении критерия Краскела—Уоллеса сравнивались студенты медицинской и социальной специализации. Статистически значимых различий между жизненными ценностями у студентов медицинской и социальной специализации не выявлено.

При использовании критерия Манна—Уитни попарно сравнивались статусы идентич-ности студентов специализации «Медицинская психология».

Были выявлены значимые различия у студентов с диффузной идентичностью и статусом «мораторий». У студентов с диффузной идентичностью более значимо образование, чем у студентов со статусом профессиональной идентичности «мораторий». Это можно объяснить отсутствием точно сформулированных ценностей, убеждений, целей у студентов с диффузной идентичностью и кризисом идентичности, сочетающимся с высоким уровнем тревожности у студентов с идентичностью «мораторий».

Также было выявлено, что для студентов с диффузной идентичностью более важны достижения, чем для студентов с псевдопозитивной. У студентов с диффузной идентичностью нет точных убеждений, ценностей, целей и, следовательно, ценность достижений для них значима. А ценность достижений подразумевает стремление к конкретным, ощутимым результатам. А для студентов с псевдопозитивной идентичностью характерно либо отрицание уникальности, либо её гипертрофированная выраженность, что не выявляет стремления к конкретным результатам.

Для студентов с диффузной идентичностью образование значимее, чем для тех же с псевдопозитивной идентичностью. Это можно объяснить тем, что студенты с псевдопози-тивной идентичностью отличаются ригидностью: они либо отрицают свою идентичноcть, либо амбициозно, чересчур её подчеркивают. А образование предполагает повышение уровня образованности, расширение кругозора в соответствующей сфере.

Ещё было выявлено, что общественная активность для студентов с диффузной идентичностью более значима, чем для студентов с псевдопозитивной. Общественная активность подразумевает активные действия в социуме, что может быть затруднительно для студентов с псевдопозитивным профессиональным статусом идентичности ввиду ригидности, отрицания либо излишнего подчеркивания идентичности.

Для остальных жизненных ценностей значимые различия не выявлены.

Выводы

Жизненные ценности в субъектно-деятельностном подходе понимаются как отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность. В перечень ценностей входят: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, достижения, сохранение собственной инди-видуальности. Ценности формируются, с одной стороны, личностными особенностями, развитием и осознанием своих интересов и ценностей, а с другой стороны — социальными факторами — ценностями значимого другого.

Профессиональная идентичность — это осознание себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими. Профессиональная идентичность — это не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоя-тельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определенности. Наиболее часто среди студентов медицинской специализации встречается диффузная идентичность, далее располагаются студенты со статусами «преждевременная», «мораторий», «достигнутая позитивная идентичность». Меньше всего студентов с псевдо-позитивной идентичностью.

У студентов медицинской специализации наиболее важной является ценность высокого материального положения, что объясняется местом будущей работы в больнице. Важна ценность достижений, то есть решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов, достижение конкретных ощутимых результатов в разные периоды жизни. Также высокое значение студенты придают сохранению собственной индивиду-альности, показу важности собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости. И не менее важен собственный престиж, стремление к признанию, уважению, одобрению значимых лиц. Наименее важными студенты отмечают духовные ценности: активные социальные контакты, развитие себя, креативность, духовное удовлетворение.

Таким образом, гипотеза подтверждена частично. Существуют некоторые различия между статусами профессиональной идентичности и жизненными ценностями:

1)

для студентов с диффузной идентичностью более значимо образование, чем для студентов со статусом профессиональной идентичности «мораторий»;

2)

для студентов с диффузной идентичностью более важны достижения, чем для студентов с псевдопозитивной;

3)

для студентов с диффузной идентичностью образование значимее, чем для тех же с псевдопозитивной;

4)

общественная активность для студентов с диффузной идентичностью более значима, чем для студентов с псевдопозитивной.

Для остальных жизненных ценностей значимые различия не выявлены.

Также не выявлены различия при сравнении студентов медицинской и социальной специализации.

 

Литература

1.   Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: сб. науч. тр. – Горький, 1982. – С. 116–129.

2.   Далгатов М.М., Джамалудинова А.Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18–23.

3.   Исаева Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2013. – № 2. – С. 78–84.

4.   Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.

5.   Карпушина Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов: дис. … канд. псих. наук. – Самара, 2003. – 182 с.

6.   Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15–26.

7.   Мазур Е.Ю. К анализу психологических подходов в исследовании идентичности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2010. – № 5. – С. 146–151.

8.   Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов – будущих психологов: дис. … канд. псих. наук. – Киров, 2007. – 215 с.

9.   Франкл В. Воля к смыслу / пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. – 368 c.

10.   Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. – М.: МПСИ, 2007. – 128 с.

11.   Шпота В.А. Профессиональная идентичность специалиста: сущность, этапы форми-рования // Вестник Брянского государственного университета. – 2008. – № 1. – С. 142–145.

12.   Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 19-1. – С. 82–97.

13.   Holland J.J., Gottfredson D.C., Power P.G. Some diagnostic scales for research in decision-making and personality: Identity, information, and barriers // Journal of Personality and Social Psychology. – 1980. – Vol. 39, № 6. – P. 1191–1200.

14.   Holland J.L., Gottfredson G.D. Predicting value and psychological meaning of vocational aspirations // Journal of Vocational Behavior. – 1975. – Vol. 6, № 3.  – P. 349–363.

15.   Holland J.L., Gottfredson G.D., Naziger D.H. Testing the validity of some theoretical signs of vocational decision-making ability // Journal of Counseling Psychology. – 1975. – Vol. 22, № 5. – P.  411–422.

16.   Holland J.L., Holland J. Why interest inventories are also personality inventories // Vocational interests: Meaning, measurement, and counseling use / ed. by M.L. Savickas, A.R. Spokane. – Palo Alto, CA: Davies-Black, 1999. – P. 87–102.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.2-052.63

Шарипова Д.Р. Особенности жизненных ценностей студентов специализации «Медицинская психология» с различными статусами профессиональной идентичности // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 3(25) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player