Роль клинического психолога в адаптации осужденных-инвалидов к
строгим условиям отбывания наказания
Алигаева Н.Н. (Рязань, Россия)
|
Алигаева Нигар Назимовна
психолог психологической лаборатории; федеральное казенное учреждение
«Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Рязанской области», 1-я Красная ул.,
20, Рязань, 390043, Россия. Тел.: 8 (491) 230-66-68.
E-mail: nigar-0520@mail.ru
|
Аннотация.
В данной статье раскрываются основные функции психолога при оказании
помощи в адаптации осужденных-инвалидов к строгим условиям отбывания
наказания. Представлена информация о процессе адаптации, об особенностях
адаптации осужденных в исправительных учреждениях, в том числе осужденных
с инвалидностью. Результаты данной работы могут быть использованы
психологами для расширения своих знаний в вопросах адаптации людей с
инвалидностью и ограниченными функциями здоровья в местах лишения
свободы, а также другими сотрудниками исправительного учреждения для
содействия в разрешении проблем осужденных.
Ключевые слова:
адаптация; осужденные-инвалиды; строгие условия отбывания наказания;
клинический психолог; психологическое сопровождение.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В отечественной литературе под процессом адаптации понимают
самораскрытие и реализацию личности, которые позволяют изменениям
окружающей среды воздействовать на внутреннее состояние, что формирует
новые способы взаимодействия с окружающим миром и с самим собой.
Основной целью данного процесса является сохранение личностной
целостности.
Социальная, культурная, профессиональная адаптация — это
приспособление личности к конкретным условиям обитания. Стремясь
подстроиться под изменяющиеся вокруг условия, личность «сливается»
с реальностью. Активность и собственные ресурсы личности играют важную
роль в данном процессе [9].
Понятие личностного адаптационного потенциала раскрывается в
исследованиях различных ученых: Г. Селье, Г.М. Зараковского, А.Г.
Маклакова, Е.К. Завьяловой — и представляет собой все
возможные источники активности личности при установлении контактов с
окружающей средой.
Лишение свободы является неестественным состоянием для любого
человека. И каждый выбирает собственные способы адаптации. Необходимо
отметить, что осужденные, как правило, теряют социально полезные связи
или приобретают серьезные межличностные проблемы с родственниками и
близкими людьми, что в основном связано с фактом лишения свободы. Круг
общения ограничивается другими осужденными и сотрудниками
исправи-тельного учреждения. Данные условия, в которых он живет,
работает, учится, оказывают на него сильнейшее влияние.
Физическая изоляция в местах лишения свободы ведет к духовной
изоляции от общества. Сотрудники учреждения стремятся минимизировать
данное состояние путем различных
мероприятий воспитательного характера: культурно-массовые виды
деятельности — театральные постановки, рисование стенгазет;
спортивные соревнования; встречи со священнослужителями; просмотр
кинофильмов с обсуждением; школьное и профессио-нальное образование.
Можно отметить, что это способствует в условиях пребывания в
исправительных учреждениях дальнейшей социализации человека. Но
окружающая тюремная среда влияет на осужденных неодинаково. Все
внешние воздействия в данной среде преломляются через внутренние
особенности личности, что позволяет осужденным адаптироваться к
конкретной социальной среде.
Рассматривая исправление как целостный процесс, мы выделяем адаптацию
как средство социализации.
Исследователи отмечают, что эффективность исправления осужденных
во многом зависит от успешности адаптации их к условиям отбывания
наказания в исправительном учреждении [15].
Выделяют несколько видов адаптации осужденных к местам лишения
свободы:
1) |
биологическую — приспособление организма к жизни в других
климатических условиях, при новом режиме и рационе питания,
а также условиям изоляции по половому признаку;
|
2) |
социальную — приспособление к режимно-правовым требованиям, новым
нормам жизни, труда, учебы, отдыха;
|
3) |
социально-психологическую — приспособление к малым группам,
коллективам, взаимоотношениям, которая всегда сопряжена с трудностями,
связанными с ограничениями в общении с родственниками и близкими и
необходимостью установления общения с другими осужденными.
|
На процесс адаптации влияет огромное количество факторов, в частности
тип личности, особенности его характера, темперамента. Сам процесс
адаптации также будет отличаться по следующим критериям: направленность,
время и содержание — для каждого осужденного.
Социальная адаптация осужденных-инвалидов, находящихся в местах
лишения свободы, является одной из наиболее трудных социально-правовых
и криминологических проблем. Количество осужденных с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается.
Среди них достаточно высок уровень рецидивной преступности [3].
Потребности осужденных-инвалидов как базовые характеристики для
планирования работы и принятия решения по различным аспектам проблемы
можно разделить на две группы:
✓ |
общие потребности — аналогичные таковым у других групп населения;
|
✓ |
особые потребности, возникающие в связи с осуждением и отбыванием
наказания.
|
Наиболее типичной из особых потребностей инвалидов является
нуждаемость:
1) |
в восстановлении или компенсации нарушенных или утраченных способностей
к различным видам профессиональной, бытовой и
общественной деятельности;
|
2) |
в рациональном трудовом и бытовом устройстве;
|
3) |
в социально-психологической адаптации;
|
4) |
в
материально-бытовой и финансовой поддержке.
|
Главным направлением работы в отношении осужденных-инвалидов выступает
реабилитационное направление, которое позволяет раскрывать
психофизиологический, профессиональный и социальный потенциалы личности
осужденного, которые сыграют важную роль в последующей его реализации в
разных сферах деятельности [4].
Психологическая адаптация включает в себя ряд аспектов, способствующих
выработке осужденными приспособления к новым условиям отбывания
уголовного наказания. Важную роль на данном этапе играет тесное
взаимодействие с психологами исправительного учреждения, в частности
специалистами с направлением подготовки «Клинический
психолог», т.к. осужденные с инвалидностью обладают не
только особыми психологическими проблемами, но и физиологическими
нарушениями, которые требуют учета при проведении психологических
мероприятий.
Клинический психолог помогает осужденному развить познавательный
аспект адаптации. Необходимо отметить, что, вступая во взаимодействие с
определенной социальной средой, осужденные постепенно получают
разнообразную информацию о ней, о своем непосредственном окружении, об
условиях жизни и деятельности (о моральных ценностях и установках
людей, с которыми он общается, требованиях к нему как члену той или
иной социальной общности, системе деловых отношений, взаимоотношений в
группе, социально-психологической позиции отдельных членов групп и их
лидеров, об отношении к нему окружающих).
Осужденный усваивает социально-психологическую информацию о тюремной
среде в соотнесении с прошлым своим опытом, с имеющейся у него системой
ценностных ориентаций и установок. Если собранная информация
пересекается с прошлым опытом, то он воспринимает ее с положительной
точки зрения. Так постепенно происходит процесс идентификации личности
с окружающей средой.
Эмоциональный аспект проявляется на основе получения человеком
разнообразной социально-психологической информации о среде, о людях и
его реальном участии в социальной жизни. Он связан со степенью
удовлетворенности взаимоотношениями с другими осужденными и своей
позицией в их системе. Неадекватные реакции проявляются в различных
видах фобий: тревожно-депрессивных, негативно-депрессивных и
негативно-истерических реакциях. Фобии могут выражаться в боязни
закрытого пространства (камеры следственного изолятора, тюрьмы).
Тревожно-депрессивные состояния характеризуются преобладанием
угнетенного, подавленного настроения, чувством безнадежности, при
негативно-депрессивных
добавляется внутреннее отрицательное отношение к
факту лишения свободы, а негативно-истерические проявляются в
бессоннице, вязкости мышления, различных формах расстройства
воображения. Если клинический психолог наблюдает, что эмоциональная
сфера осужденного в процессе адаптации является нестабильной, то он
первым предпринимает способы нормализации данного состояния. Он
проводит психологи-ческие беседы и, по необходимости, психокоррекционные
мероприятия с осужденными-инвалидами для выявления истинных причин
затруднений в установлении контактов с другими осужденными, в снижении
их эмоционального фона, повышении агрессивности, раздражительности,
тревожности.
Важным в деятельности клинического психолога является выявление
волевого и мотивационного аспектов адаптации. Мотивационный аспект
проявляется в мотивах, которыми руководствуется осужденный при
адаптации. Процесс вхождения в новые условия требует от человека также
затраты сил, волевых усилий, связанных с преодолением трудностей и
препятствий. Как правило, волевая сфера осужденных-инвалидов склоняется
к низким показателям. В связи с физическими дефектами они испытывают
трудности в адаптации к среде «здоровых» осужденных, но в
то же время в кругу других осужденных с инвалидностью у них проявляется
более успешная адаптация.
Осужденному с первых дней пребывания в новых условиях приходится
вступать в систему объективных взаимоотношений с окружающими людьми.
От степени активности вхождения его в социальную жизнь зависит и его
идентификация со средой.
Благоприятно приспособиться к условиям мест лишения свободы удается
не многим осужденным. Осужденные с трудностями в адаптации живут в
состоянии непрекраща-ющегося стресса. Клиническому психологу необходимо
постоянно «мониторить» и выявлять осужденных-инвалидов,
которые сталкиваются с трудностями в адаптации и находятся в тяжелом
психоэмоциональном состоянии. В острых ситуациях стресса необходимо
психоло-гическое сопровождение данного осужденного для избежания
конфликтных ситуаций и актов членовредительства.
Условия мест лишения свободы являются экстремальными с психологической
и социально-психологической позиции, поскольку их характеризуют
монотонность, рассогласованность ритма сна и бодрствования,
пространственные изменения, ограничение информации, одиночество,
групповая изоляция, угроза жизни [16]. Однако чем дольше осужденные
находятся в местах лишения свободы, тем теснее они сплачиваются.
Адаптация возрастает по мере усиления режима содержания. На степень
адаптации влияет и вид нарушения, а также наличие схожих физических
дефектов.
При диагностике психологической адаптации осужденного необходимо
учитывать: диапазон адаптации — одни осужденные способны
адаптироваться в узком диапазоне (только к трудовой деятельности или
только к жизни в семье), другие — в более широком (как к
микросоциальным, так и к макросоциальным условиям); скорость адаптации:
одни быстро адаптируются к условиям, другие более подвержены
воздействию отрицательных факторов; точность адаптации —
степень приспособления к новым условиям; надежность адаптации
— степень устойчивости сформировавшихся качеств,
обеспечивающих личности способность выдерживать неблагоприятные
воздействия; переключаемость адаптации, способность переадаптироваться
к изменениям в окружающей среде. У разных осужденных данные признаки
могут быть в самых различных сочетаниях.
Большая часть освобождающихся осужденных-инвалидов нуждается в
специальном психологическом или психиатрическом вмешательстве для
восстановления ослабленных или разрушенных механизмов приспособления.
Психологическая адаптация связана с выработкой психологической защиты.
Наиболее распространенной в среде осужденных является установка считать
наказание несправедливым, а свое преступление — незначительным.
Также осужденные вытесняют из своего сознания неприятные воспоминания,
выдумывают хорошие «легенды», что приводит к конфронтации с
администрацией и обществом. Роль клинического психолога при подготовке
осужденного-инвалида к освобождению из мест лишения свободы заключается
в полноценной диагностике актуального состояния человека для выявления
нарушений в различных сферах и личностных ресурсов для возможности
формированию у него навыков адаптации в социуме.
Таким образом, основные
функции клинического психолога при работе с осужденными-инвалидами,
отбывающими наказание в местах лишения свободы, заключаются в
своевременной диагностике психоэмоционального состояния осужденных,
проведении психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий,
направленных на различные сферы (познавательную, эмоционально-волевую,
мотивационную, поведенческую), в оказании психологической помощи при
разрешении внутриличностных и межличностных проблем, в формировании
навыков адаптации не только в исправительных учреждениях, но и на
свободе после освобождения.
Литература
1. Аксенов А.А., Фирсова И.А. Оптимизация затрат УИС
на материально-бытовое обеспечение осужденных инвалидов I и II группы
// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.
– 2017. – № 4. – С. 22–25.
2. Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия
адаптации и реадаптации заклю-ченных: автореф. дис. … канд.
психол. наук. – СПб., 1999. – 23 с.
3. Гадиев Г.А.
Правовые и криминологические аспекты социальной адаптации
осужден-ных-инвалидов: автореф. дис. … канд. юр. наук.
– Рязань, 2005. – 27 с.
4. Данилин Е.М.,
Давыдова Н.В., Дикопольцев Д.Е. Социальная работа с осужденными-инвалидами,
отбывающими наказание в исправительных учреждениях //
Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. –
2017. – № 2. – С. 27–30.
5. Датий А.В.
Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам
специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология.
– 2013. – № 4. – С. 126–133.
6. Заборовская Ю.М. Реализация принципа гуманизма в
отношении тяжело больных осужденных инвалидов, отбывающих наказание в
виде лишения свободы // Вестник Кузбасского института. – 2016.
– № 4. – С. 58–66.
7. Инвалид-колясочник в колонии: наказание или пытка? //
Фонд «В защиту прав заключенных»: 16 января 2012 [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.zashita-zk.org/ A5205F2/1326739672.html
(дата обращения:19.08.2019).
8. Концепция развития уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. –
№ 43. – Ст. 5544; 2012. – № 24. – Ст. 3213.
9. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация
личности: теоретическая модель и диагностика. – Белгород, 2002.
– 198 с.
10. Малетина Е.А., Годованец О.Г., Барская А.В.
Психологическое сопровождение осужденных, имеющих ограничения по
здоровью // Пенитенциарная наука. – 2017. – № 2 (38).
– С. 87–92.
11. Маркова Т.А. Психологические проблемы осужденных
инвалидов и актуальность их изучения // Актуальные проблемы самореализации
личности в современном обществе: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под
ред. Д. Я. Грибановой. – 2017. – С.
198–200.
12. Маркова Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций и
удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения
свободы // Вестник Костромского государственного университета. Серия:
Педагогика. Психология. Социокине-тика. – 2018.
– Т. 24, № 2. – С.
75–79.
13. О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в
связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон
от 01.12.2014 № 419-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014.
– № 49. – Ч. VI. – Ст. 6928.
14. Разработан
законопроект, позволяющий судам освобождать тяжело больных заклю-ченных
условно [Электронный ресурс]. –
URL: http://rapsinews.ru/legislation_news/20170 403/278149228.html (дата
обращения: 05.19.2019).
15. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях
пенитенциарного стресса и
лично-типологические особенности осужденных. – Уфа:
Здравоохранение Башкортостана, 2001. – 149 с.
16. Тюгаева Н.А. Адаптация личности осужденных к условиям
отбывания наказания в исправительном учреждении как психолого-педагогическая
проблема // Пенитенциарная наука. – 2016. – № 3 (35). 91–94.
17. Фомин Н.С. Теория и методика социально-педагогической
поддержки
осужденных в процессе их ресоциализации: автореф. дис. … д-ра пед.
наук. – М., 2005.
18. Энциклопедия юридической психологии / под общ.
ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
– 607 с.
19. A longitudinal
study of adaption to prison after initial incarceration / Z. Kovács,
B. Kun, M.D. Griffiths [et al.] // Psychiatry Research. –
2019. – Vol. 273. – P. 240–246.
20. Bindler A., Hjalmarsson R. Prisons, Recidivism and
the age-crime profile // Economics Letters. – 2017. –
Vol. 152. – P. 46–49.
21. Education and Vocational Training in Prisons Reduces
Recidivism, Improves Job Outlook. 22.08.2013 // Rand Corporation. News
Release [Электронный ресурс]. – URL:
https://www.rand.org/news/press/2013/08/22.html
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:614.2.07:343.811
Алигаева Н.Н. Роль клинического психолога в адаптации
осужденных-инвалидов к строгим условиям отбывания наказания // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. –
Т. 7, № 3(25) [Электронный ресурс]. –
URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|