О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Роль клинического психолога в адаптации осужденных-инвалидов к строгим условиям отбывания наказания

Алигаева Н.Н. (Рязань, Россия)

 

 

Алигаева Нигар Назимовна

Алигаева Нигар Назимовна

психолог психологической лаборатории; федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области», 1-я Красная ул., 20, Рязань, 390043, Россия.
Тел.: 8 (491) 230-66-68.

E-mail: nigar-0520@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье раскрываются основные функции психолога при оказании помощи в адаптации осужденных-инвалидов к строгим условиям отбывания наказания. Представлена информация о процессе адаптации, об особенностях адаптации осужденных в исправительных учреждениях, в том числе осужденных с инвалидностью. Результаты данной работы могут быть использованы психологами для расширения своих знаний в вопросах адаптации людей с инвалидностью и ограниченными функциями здоровья в местах лишения свободы, а также другими сотрудниками исправительного учреждения для содействия в разрешении проблем осужденных.

Ключевые слова: адаптация; осужденные-инвалиды; строгие условия отбывания наказания; клинический психолог; психологическое сопровождение.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В отечественной литературе под процессом адаптации понимают самораскрытие и реализацию личности, которые позволяют изменениям окружающей среды воздействовать на внутреннее состояние, что формирует новые способы взаимодействия с окружающим миром и с самим собой. Основной целью данного процесса является сохранение личностной целостности.

Социальная, культурная, профессиональная адаптация — это приспособление личности к конкретным условиям обитания. Стремясь подстроиться под изменяющиеся вокруг условия, личность «сливается» с реальностью. Активность и собственные ресурсы личности играют важную роль в данном процессе [9].

Понятие личностного адаптационного потенциала раскрывается в исследованиях различных ученых: Г. Селье, Г.М. Зараковского, А.Г. Маклакова, Е.К. Завьяловой — и представляет собой все возможные источники активности личности при установлении контактов с окружающей средой.

Лишение свободы является неестественным состоянием для любого человека. И каждый выбирает собственные способы адаптации. Необходимо отметить, что осужденные, как правило, теряют социально полезные связи или приобретают серьезные межличностные проблемы с родственниками и близкими людьми, что в основном связано с фактом лишения свободы. Круг общения ограничивается другими осужденными и сотрудниками исправи-тельного учреждения. Данные условия, в которых он живет, работает, учится, оказывают на него сильнейшее влияние.

Физическая изоляция в местах лишения свободы ведет к духовной изоляции от общества. Сотрудники учреждения стремятся минимизировать данное состояние путем различных мероприятий воспитательного характера: культурно-массовые виды деятельности — театральные постановки, рисование стенгазет; спортивные соревнования; встречи со священнослужителями; просмотр кинофильмов с обсуждением; школьное и профессио-нальное образование. Можно отметить, что это способствует в условиях пребывания в исправительных учреждениях дальнейшей социализации человека. Но окружающая тюремная среда влияет на осужденных неодинаково. Все внешние воздействия в данной среде преломляются через внутренние особенности личности, что позволяет осужденным адаптироваться к конкретной социальной среде.

Рассматривая исправление как целостный процесс, мы выделяем адаптацию как средство социализации. Исследователи отмечают, что эффективность исправления осужденных во многом зависит от успешности адаптации их к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении [15].

Выделяют несколько видов адаптации осужденных к местам лишения свободы:

1)

биологическую — приспособление организма к жизни в других климатических условиях, при новом режиме и рационе питания, а также условиям изоляции по половому признаку;

2)

социальную — приспособление к режимно-правовым требованиям, новым нормам жизни, труда, учебы, отдыха;

3)

социально-психологическую — приспособление к малым группам, коллективам, взаимоотношениям, которая всегда сопряжена с трудностями, связанными с ограничениями в общении с родственниками и близкими и необходимостью установления общения с другими осужденными.

На процесс адаптации влияет огромное количество факторов, в частности тип личности, особенности его характера, темперамента. Сам процесс адаптации также будет отличаться по следующим критериям: направленность, время и содержание — для каждого осужденного.

Социальная адаптация осужденных-инвалидов, находящихся в местах лишения свободы, является одной из наиболее трудных социально-правовых и криминологических проблем. Количество осужденных с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается. Среди них достаточно высок уровень рецидивной преступности [3].

Потребности осужденных-инвалидов как базовые характеристики для планирования работы и принятия решения по различным аспектам проблемы можно разделить на две группы:

✓ 

общие потребности — аналогичные таковым у других групп населения;

✓ 

особые потребности, возникающие в связи с осуждением и отбыванием наказания.

Наиболее типичной из особых потребностей инвалидов является нуждаемость:

1)

в восстановлении или компенсации нарушенных или утраченных способностей к различным видам профессиональной, бытовой и общественной деятельности;

2)

в рациональном трудовом и бытовом устройстве;

3)

в социально-психологической адаптации;

4)

в материально-бытовой и финансовой поддержке.

Главным направлением работы в отношении осужденных-инвалидов выступает реабилитационное направление, которое позволяет раскрывать психофизиологический, профессиональный и социальный потенциалы личности осужденного, которые сыграют важную роль в последующей его реализации в разных сферах деятельности [4].

Психологическая адаптация включает в себя ряд аспектов, способствующих выработке осужденными приспособления к новым условиям отбывания уголовного наказания. Важную роль на данном этапе играет тесное взаимодействие с психологами исправительного учреждения, в частности специалистами с направлением подготовки «Клинический психолог», т.к. осужденные с инвалидностью обладают не только особыми психологическими проблемами, но и физиологическими нарушениями, которые требуют учета при проведении психологических мероприятий.

Клинический психолог помогает осужденному развить познавательный аспект адаптации. Необходимо отметить, что, вступая во взаимодействие с определенной социальной средой, осужденные постепенно получают разнообразную информацию о ней, о своем непосредственном окружении, об условиях жизни и деятельности (о моральных ценностях и установках людей, с которыми он общается, требованиях к нему как члену той или иной социальной общности, системе деловых отношений, взаимоотношений в группе, социально-психологической позиции отдельных членов групп и их лидеров, об отношении к нему окружающих).

Осужденный усваивает социально-психологическую информацию о тюремной среде в соотнесении с прошлым своим опытом, с имеющейся у него системой ценностных ориентаций и установок. Если собранная информация пересекается с прошлым опытом, то он воспринимает ее с положительной точки зрения. Так постепенно происходит процесс идентификации личности с окружающей средой.

Эмоциональный аспект проявляется на основе получения человеком разнообразной социально-психологической информации о среде, о людях и его реальном участии в социальной жизни. Он связан со степенью удовлетворенности взаимоотношениями с другими осужденными и своей позицией в их системе. Неадекватные реакции проявляются в различных видах фобий: тревожно-депрессивных, негативно-депрессивных и негативно-истерических реакциях. Фобии могут выражаться в боязни закрытого пространства (камеры следственного изолятора, тюрьмы). Тревожно-депрессивные состояния характеризуются преобладанием угнетенного, подавленного настроения, чувством безнадежности, при негативно-депрессивных добавляется внутреннее отрицательное отношение к факту лишения свободы, а негативно-истерические проявляются в бессоннице, вязкости мышления, различных формах расстройства воображения. Если клинический психолог наблюдает, что эмоциональная сфера осужденного в процессе адаптации является нестабильной, то он первым предпринимает способы нормализации данного состояния. Он проводит психологи-ческие беседы и, по необходимости, психокоррекционные мероприятия с осужденными-инвалидами для выявления истинных причин затруднений в установлении контактов с другими осужденными, в снижении их эмоционального фона, повышении агрессивности, раздражительности, тревожности.

Важным в деятельности клинического психолога является выявление волевого и мотивационного аспектов адаптации. Мотивационный аспект проявляется в мотивах, которыми руководствуется осужденный при адаптации. Процесс вхождения в новые условия требует от человека также затраты сил, волевых усилий, связанных с преодолением трудностей и препятствий. Как правило, волевая сфера осужденных-инвалидов склоняется к низким показателям. В связи с физическими дефектами они испытывают трудности в адаптации к среде «здоровых» осужденных, но в то же время в кругу других осужденных с инвалидностью у них проявляется более успешная адаптация.

Осужденному с первых дней пребывания в новых условиях приходится вступать в систему объективных взаимоотношений с окружающими людьми. От степени активности вхождения его в социальную жизнь зависит и его идентификация со средой.

Благоприятно приспособиться к условиям мест лишения свободы удается не многим осужденным. Осужденные с трудностями в адаптации живут в состоянии непрекраща-ющегося стресса. Клиническому психологу необходимо постоянно «мониторить» и выявлять осужденных-инвалидов, которые сталкиваются с трудностями в адаптации и находятся в тяжелом психоэмоциональном состоянии. В острых ситуациях стресса необходимо психоло-гическое сопровождение данного осужденного для избежания конфликтных ситуаций и актов членовредительства.

Условия мест лишения свободы являются экстремальными с психологической и социально-психологической позиции, поскольку их характеризуют монотонность, рассогласованность ритма сна и бодрствования, пространственные изменения, ограничение информации, одиночество, групповая изоляция, угроза жизни [16]. Однако чем дольше осужденные находятся в местах лишения свободы, тем теснее они сплачиваются. Адаптация возрастает по мере усиления режима содержания. На степень адаптации влияет и вид нарушения, а также наличие схожих физических дефектов.

При диагностике психологической адаптации осужденного необходимо учитывать: диапазон адаптации — одни осужденные способны адаптироваться в узком диапазоне (только к трудовой деятельности или только к жизни в семье), другие — в более широком (как к микросоциальным, так и к макросоциальным условиям); скорость адаптации: одни быстро адаптируются к условиям, другие более подвержены воздействию отрицательных факторов; точность адаптации — степень приспособления к новым условиям; надежность адаптации — степень устойчивости сформировавшихся качеств, обеспечивающих личности способность выдерживать неблагоприятные воздействия; переключаемость адаптации, способность переадаптироваться к изменениям в окружающей среде. У разных осужденных данные признаки могут быть в самых различных сочетаниях.

Большая часть освобождающихся осужденных-инвалидов нуждается в специальном психологическом или психиатрическом вмешательстве для восстановления ослабленных или разрушенных механизмов приспособления. Психологическая адаптация связана с выработкой психологической защиты. Наиболее распространенной в среде осужденных является установка считать наказание несправедливым, а свое преступление — незначительным. Также осужденные вытесняют из своего сознания неприятные воспоминания, выдумывают хорошие «легенды», что приводит к конфронтации с администрацией и обществом. Роль клинического психолога при подготовке осужденного-инвалида к освобождению из мест лишения свободы заключается в полноценной диагностике актуального состояния человека для выявления нарушений в различных сферах и личностных ресурсов для возможности формированию у него навыков адаптации в социуме.

Таким образом, основные функции клинического психолога при работе с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, заключаются в своевременной диагностике психоэмоционального состояния осужденных, проведении психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на различные сферы (познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную, поведенческую), в оказании психологической помощи при разрешении внутриличностных и межличностных проблем, в формировании навыков адаптации не только в исправительных учреждениях, но и на свободе после освобождения.

 

Литература

1.   Аксенов А.А., Фирсова И.А. Оптимизация затрат УИС на материально-бытовое обеспечение осужденных инвалидов I и II группы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2017. – № 4. – С. 22–25.

2.   Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и реадаптации заклю-ченных: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1999. – 23 с.

3.   Гадиев Г.А. Правовые и криминологические аспекты социальной адаптации осужден-ных-инвалидов: автореф. дис. … канд. юр. наук. – Рязань, 2005. – 27 с.

4.   Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Дикопольцев Д.Е. Социальная работа с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2017. – № 2. – С. 27–30.

5.   Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. – 2013. – № 4. – С. 126–133.

6.   Заборовская Ю.М. Реализация принципа гуманизма в отношении тяжело больных осужденных инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Кузбасского института. – 2016. – № 4. – С. 58–66.

7.   Инвалид-колясочник в колонии: наказание или пытка? // Фонд «В защиту прав заключенных»: 16 января 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.zashita-zk.org/ A5205F2/1326739672.html (дата обращения:19.08.2019).

8.   Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 43. – Ст. 5544; 2012. – № 24. – Ст. 3213.

9.   Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. – Белгород, 2002. – 198 с.

10.   Малетина Е.А., Годованец О.Г., Барская А.В. Психологическое сопровождение осужденных, имеющих ограничения по здоровью // Пенитенциарная наука. – 2017. – № 2 (38). – С. 87–92.

11.   Маркова Т.А. Психологические проблемы осужденных инвалидов и актуальность их изучения // Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе: матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Д. Я. Грибановой. – 2017. – С. 198–200.

12.   Маркова Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. – 2018. – Т. 24, № 2. – С. 75–79.

13.   О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 49. – Ч. VI. – Ст. 6928.

14.   Разработан законопроект, позволяющий судам освобождать тяжело больных заклю-ченных условно [Электронный ресурс]. – URL: http://rapsinews.ru/legislation_news/20170 403/278149228.html (дата обращения: 05.19.2019).

15.   Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и лично-типологические особенности осужденных. – Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2001. – 149 с.

16.   Тюгаева Н.А. Адаптация личности осужденных к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении как психолого-педагогическая проблема // Пенитенциарная наука. – 2016. – № 3 (35). 91–94.

17.   Фомин Н.С. Теория и методика социально-педагогической поддержки осужденных в процессе их ресоциализации: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2005.

18.   Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 607 с.

19.   A longitudinal study of adaption to prison after initial incarceration / Z. Kovács, B. Kun, M.D. Griffiths [et al.] // Psychiatry Research. – 2019. – Vol. 273. – P. 240–246.

20.   Bindler A., Hjalmarsson R. Prisons, Recidivism and the age-crime profile // Economics Letters. – 2017. – Vol. 152. – P. 46–49.

21.   Education and Vocational Training in Prisons Reduces Recidivism, Improves Job Outlook. 22.08.2013 // Rand Corporation. News Release [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rand.org/news/press/2013/08/22.html

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.2.07:343.811

Алигаева Н.Н. Роль клинического психолога в адаптации осужденных-инвалидов к строгим условиям отбывания наказания // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 3(25) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player