|
Анализ ответов, несмотря на свою приблизительность и поисковый характер результатов, позволяет представить два практически значимых вывода. Во-первых, профессиональная подготовка специалистов для сферы психиатрии, психотерапии, клинической психологии не может не включать в себя проблем, связанных с принятием проблем ИНОГО. После типичной первой реакции «пугливого невежды» (в сумме первая и шестая группы дают около трети мнений), встают проблемы выстраивания диалога с ИНЫМи, вовлекающие в этот процесс развитие и реконструкцию «Я» психолога, психотерапевта, психиатра (две трети суждений). Эти переживания часто приводят с собой деструктивность, иррациональность, ирреальность, присущие (пусть в незначительной степени) и миру, и каждому человеку. К сожалению, новейшие исследования в области эффектов «табу» в «укрощении» беспредельных возможностей психической жизни человека [3], как правило, не включены в курсы подготовки и самоподготовки специалистов. Вторая проблема — проблема психического здоровья выпускников, специализирую-щихся в области психологической медицины. Она требует отдельного и специального рассмотрения. Отсутствие в стандартах (сертификационных и обучающих стандартах подготовки специалистов) личной (также как и групповой) психотерапии не может быть ничем компенсировано, кроме терапии. Вот что пишут Ф. Александер и Ш. Селесник: «Среди племени банту в Африке после того как кандидат расскажет о своих видениях, призывается лекарь, чтобы его проконсультировать … Эта подготовительная процедура не менее строга, чем у кандидата психоаналитического института, который за время стажировки должен посредством психоанализа освободиться от мертвых точек. И так же, как и в примитивном обществе, институт предпочитает взять мягкого, но курабельного невротика, который на собственном опыте познал страдания невротика» [1, c. 32]. Пренебрежение этими вопросами приводит к формированию настороженного отношения общества к специалистам по психологической медицине, вплоть до стигматизации их как «шарлатанов», либо к высокой цене расплаты за профессионализм. В одной из последних публикаций заслуженного деятеля науки России проф. А.П. Зильбера дается следующая статистика смертности врачей от самоубийств (данные США, 1973 г.). «Врачи-мужчины решительнее своих братьев по полу из других профессий: если количество женщин-самоубийц почти одинаково у врачей (18) и прочих (16), то мужчины-врачи резко вырвались вперед — 77, сравнительно с остальными специальностями — 38. … При средней частоте самоубийств среди врачей США равной 33 на 100 000, она для разных специалистов оказалась: психиатры — 58, анестезиологи — 44, офтальмологи — 39, урологи — 34, врачи общей практики — 34, терапевты — 31, патологоанатомы — 30, акушеры — 25, хирурги — 22, интерны всех специальностей — 20, радиологи — 17, педиатры — 17.» [6, c. 204–205]. Греческое слово «pathos», переводится в современных словарях иностранных слов и как «патос», и как «пафос». Перед специалистом, сталкивающимся с творчеством ИНЫХ, лежит и тот, и этот путь. Принципиально важно, чтобы специалист принял максимально взвешенное решение с полным уважением к сложности проблем столкновения с ИНЫМ творчеством, отражающим иное БЫТИЕ. Заметим, что известный российский философ и исследователь античности А.Ф. Лосев в одной из публикаций указывал: «Греческий «патос» ни в коем случае нельзя понимать как русское «пафос». «Патос» есть пассивное состояние души; это — своеобразный страдательный залог, причем никакой болезненности здесь нет. Я бы перевел «патос» как «претерпевание»» [9, c. 166]. Мы готовы предложить синоним — «страдание» (состояние, через которое необходимо пройти, чтобы «принять смыл и существо» проблемы взаимодействия с ИНЫМ). Мы полагаем, что «экзистенциально-ориентированный тренинг» должен быть включен в программы профессиональной подготовки будущих клинических психологов, наряду с тренингами личностного роста, психоанализом, групповой психотерапией.
Литература 1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней / пер. с англ. – М.: Прогресс-Культура; Яхтсмен, 1995. – 608 с. 2. Аутсайдер-арт: коллекция «ИНЫЕ» / сост. В.В. Гаврилов; науч. ред. А.В. Азов. – М.: Городец, 2017. – 507 с. 3. Бородай Ю.М. Эротика—смерть—табу: трагедия человеческого сознания. – М.: Гнозис, 1996. – 416 с. 4. Гаврилов В.В. Аутсайдер арт и своеобразие визуальных документов «психиатри-ческого опыта» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 20.09.2019). 5. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. – СПб.: Б.С.К., 1997. – 117 с. 6. Зильбер А.П. Трактат об эйтаназии. – Петрозаводск: Петр. гос. университет, 1998. – 464 с. 7. Искусство аутсайдеров: путеводитель / под ред. В.В. Гаврилова. – Ярославль, 2005. – 104 с. 8. Копытин А.И. Рецензия на книгу-альбом Гаврилова В.В. «Аутсайдер арт: коллекция «ИНЫЕ» // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 5. – C. 10. doi: 10.24411/2219-8245-2018-15100 9. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1988. – 366 с.
Ссылка для цитирования УДК 159.923:61 Урываев В.А. Экзистенциальные барьеры в диалоге с «ИНЫМ»: проблемы клинических психологов // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 4(26) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
![]() |
|
|