О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Представление об идеальном брачном партнере студентов гражданского и военного медицинских вузов

Парфенова Д.А., Ефремова А.Ю. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Парфенова Дина Андреевна

Парфенова Дина Андреевна

кандидат психологических наук, ассистент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Пискарёвский пр., д. 47, Санкт-Петербург, 195067, Россия.
Тел.: 8 (812) 543-39-90.

E-mail: parfenova-d@mail.ru

Ефремова Анастасия Юрьевна

Ефремова Анастасия Юрьевна

студентка 2 курса, лечебный факультет; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Пискарёвский пр., д. 47, Санкт-Петербург, 195067, Россия.
Тел.: 8 (812) 303-50-00.

E-mail: efremowa.nastia17@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена анализу представлений об идеальном брачном партнере студентов медицинских вузов. Выявлены и описаны различия в образах партнеров у студентов-мужчин разных возрастных групп, а также среди студентов гражданского и военного медицинских вузов. Представления о себе и идеальном партнере сопоставлены с религиозными взглядами студентов. Помимо этого определены доминирующие психологические защиты студентов в связи с их возрастными особенностями и вузом обучения.

Ключевые слова: брачный партнер; студенты; личностные черты; психологическая защита; религиозность.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

30.03.2020

01.07.2020

08.08.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Задачей развития в период ранней взрослости является установление близких отношений. Формирование образа брачного партнера является предпосылкой к созданию крепкой семьи. При этом молодые люди в студенческом возрасте не задумываются о будущей семье как о ячейке общества, они чаще ориентируются на внешнюю привлекательность. Так, в исследовании «Гендерные различия в образе идеального брачного партнера у современной молодежи» [4] обнаружено, что большинство юношей-студентов возрастной категории 18—19 лет при составлении образа брачного партнера отдали предпочтение качествам, относящимся к фильтру привлекательности и фильтру достоинств. Из 40 юношей только у 6 в сочинении об идеальном партнере присутствует слово «семья». У 9 из 40 девушек-студенток 18—19 лет встречается слово «семья». В перечне черт идеального и реального партнера качества, связанные с ролевыми позициями в семейных отношениях, не представлены ни у девушек, ни у юношей.

Для будущих врачей выбор брачного партнера является очень важным, так как работа врача связана с постоянным внутренним напряжением, с риском эмоционального выгорания. Для поддержания психоэмоционального благополучия, нервно-психической устойчивости важно, чтобы в семье были гармония, понимание, поддержка.

Мы полагаем вслед за К.А. Абульхановой-Славской [1], В. Франклом [6], что выбор жизненного пути и профессиональный выбор человека определяются его индивидуальной системой ценностей, иерархией жизненных приоритетов, а также находятся под влиянием бессознательных установок (Р. Скиннер [8]). Важным выбором в жизни является выбор брачного партнера. Образ брачного партнера в студенческом возрасте активно исследуется, однако специфике выбора значимых личностных качеств партнера у студентов разных профилей обучения уделено недостаточно внимания. Ряд исследований отмечают гендерные, этнические различия в формировании образа партнера. В частности, в работе Е.Н. Диденко [5] был рассмотрен образ идеального брачного партнера студентов «береговых» профессий и курсантов морских специальностей.

Ряд авторов отмечают изменения в критериях выбора брачного партнера у современных молодых людей. Антонова Л.Н. и Щербакова М.В. [2] отмечают тенденцию к рационализации выбора партнера.

На формирование образа идеального брачного партнера влияют различные факторы.

Коллектив авторов Томского педагогического университета [7] выявил этнические различия в образах идеального брачного партнера, в частности, у женщин-тувинок, как представителей традиционной культуры, более выражены различия между реальным партнером и идеальным образом партнера, что может быть связано с противоречием традиционных патриархальных ценностей в семье и современными отношениям между мужчиной и женщиной. То есть образ идеального партнера связан с системой взглядов на мир в целом.

При выявлении гендерной специфики образа идеального брачного партнера авторы обнаружили высокую значимость личностных особенностей [4], таких черт как верность, отзывчивость, интеллектуальных особенностей и пр. Однако социально-ролевые ожидания девушек и юношей не совпадают: у девушек ожидания связаны с мужчиной-партнером, равенством в отношениях, а у юношей — с женщиной-матерью, которая будет о них заботиться.

Значимость влияния родительской семьи на формирование образа партнера подчеркивается большим количеством исследований, в частности, исследуется и обсуждается в работе Галимзяновой М.В., Романовой Е.В., Москвиной Е.А. [3]. В исследовании Галимзяновой и др. было обнаружено, что взрослые из полных семей видят в своем партнере предпочитаемые черты в отличие от участников исследования, переживших развод.

Материалы и методы

Целью работы является изучение образа брачного партнера студентов медицинс-кого университета.

Задачи:

1)

Выявление специфики образа брачного партнера у студентов гражданского медицинского вуза и курсантов военной медицинской академии.

2)

Определение особенностей образа брачного партнера студентов в двух возрастных категориях.

Мы полагали, что образ идеального брачного партнера у мужчин — студентов СЗГМУ им. И.И. Мечникова будет отличаться от образа партнера у курсантов ВМА в связи с различным образом жизни, а также выбором менее регламентирующего профиля обучения и профессиональной деятельности. В упомянутом выше исследовании Е.Н. Диденко было установлено различие в образе брачного партнера студентов береговых профессий и моряков. То есть выбранная профессия и профиль обучения могут влиять на представление об идеальном брачном партнере.

Методы и методики: для определения образа партнера и «образа Я» респондентов использовалась методика «Личностный дифференциал», а также свободное сочинение (ответ на вопрос «Какими качествами должен обладать ваш идеальный брачный партнер?»). Кроме этого, студенты выполняли методику «Индекс жизненного стиля» для диагностики механизмов психологической защиты и заполняли анкету, включающую вопросы о родительской семье, наличии партнера, детей, а также религиозных взглядах и готовности к компромиссам в отношениях.

В нашем исследовании приняли участие студенты-мужчины СЗГМУ им. И.И. Мечникова и курсанты Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Всего 80 человек в возрасте 18—26 лет. Из них 20 человек — студенты СЗГМУ 18—20 лет, 20 респондентов — курсанты ВМедА 18—20 лет, 20 человек — студенты СЗГМУ 21—26 лет и 20 участников исследования — студенты ВМедА 21—25 лет.

Исследование проводилось с декабря 2018 по февраль 2019 года.

Обработка данных, анализ осуществлялись с помощью описательных статистик, непараметрического критерия Манна — Уитни, ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования

По результатам оценки свойств личности обнаружено, что респонденты всех групп обладают средними показателями по шкале «Оценка» (11,73), а показатели шкал «Сила» (6,65) и «Активность» (6,34) несколько ниже среднего. При оценке качеств личности идеального партнера наблюдается сходная ситуация — показатели шкалы «Оценка» средние (13,68), а шкалы волевых качеств и активности личности ниже среднего (5,43 и 6,19). То есть студенты положительно оценивают себя и партнера, принимают свои личностные особенности, однако волевые качества определяют как не очень выраженные, несколько не уверены в себе, скорее тяготеют к интровертированности и определенной пассивности.

 

Таблица 1

Результаты методики «Личностный дифференциал»

 

Студенты первых курсов меньше задумываются об образе брачного партнера, чем юноши старших курсов. Это связано с тем, что для них в данное время первостепенным является учеба. Некоторые студенты затрудняются в вербализации образа идеального брачного партнера (50%), причем у юношей ВМедА это встречается чаще.

Студенты СЗГМУ 18—20 лет отмечают такие качества партнера, как доброта (7 из 20 опрошенных), честность (6), искренность (5).

В ответах юношей 18—20 лет ВМедА преобладают такие ответы, как доброта (4), верность (3).

Для студентов СЗГМУ 21—25 лет предпочтительными являются качества: ум (8), хорошее чувство юмора (6), честность (4), красота (3), умение готовить (3), для студентов 21—26 лет ВМедА — доброта (8), честность (5), верность (5), красота (5), ум (4), сексуальность (4). Также юноши выбирали такое качество, как креативность (3).

В целом студенты СЗГМУ отмечают такие качества партнера, как ум (11), честность (10), доброта (9), чувство юмора (9), искренность (7), красота (7), умение готовить (5).

Для юношей ВМедА значимыми являются: доброта (12), верность (8), честность (7), красота (7), ум (6), сексуальность (5), обаяние (5).

 

Таблица 2

Личностные качества и индивидуальные особенности идеального партнера

 

То есть для студентов гражданского вуза имеет значение интеллект партнера, чувство юмора, искренность и умение готовить, отношения в большей степени рассматриваются как партнерские. А для будущих военных медиков важнее доброта, верность, сексуальность и обаяние, то есть они в большей степени ориентируются на женскую привлекательность и традиционные гендерные роли.

Студенты в своей повседневной жизни часто сталкиваются с трудностями, опасностями, конфликтами. В таких ситуациях включаются механизмы психологической защиты. Психо-логические защиты искажают восприятие мира человеком, что может трансформировать представление об идеальном брачном партнере.

Студентам СЗГМУ свойственны рационализация и проекция как формы психологической защиты (в обоих возрастных периодах), а курсантам 1-го курса — отрицание, на старших курсах будущие военные врачи имеют более высокие показатели по шкалам «Вытеснение» и «Рационализация».

В 18—20 лет студенты СЗГМУ статистически достоверно в большей степени тяготеют к регрессии (U=64,5; p=0,00), замещению (U=114,5; p=0,017), компенсации (U=43,5; p=0,00) и гиперкомпенсации (U=76,5; p=0,00) по сравнению со студентами Военно-медицинской академии, то есть у студентов гражданского медицинского вуза в начале обучения более выражено напряжение психологических защит, связанных с более инфантильным поведением, замещением объекта, а также компенсацией неуспешности другими формами активности. В целом показатели психологических защит у студентов выше, чем у курсантов.

В 23—26 лет студенты СЗГМУ статистически значимо чаще проявляют гиперком-пенсацию (U=90; p=0,002), а будущие военные врачи — вытеснение (U=97,5; p=0,005) и замещение (U=79; p=0,001). Студенты гражданского вуза тяготеют к развитию противоположных актуальным потребностям стремлений, в то время как будущие военные врачи вытесняют неприятную информацию или смещают объект эмоций и действий.

При этом студенты 1-го курса Военно-медицинской академии менее склонны к компенсации как психологической защите (U=115; p=0,021), чем студенты старших курсов (21—26 лет), вероятно, курсанты старших курсов чаще стремятся развить в себе качества, которые воспринимают как недостаточно развитые.

Часть участников исследования отметили, что не готовы к компромиссу (7 из 80), они статистически значимо выше оценивают собственные волевые качества (U=92,5; p=0,005), вероятно, собственная независимость может препятствовать разрешению конфликтных ситуаций путем взаимных уступок.

В анкету была добавлена графа о религии, так как у представителей различных вероисповеданий разное отношение к женщинам, разное видение обязанностей женщины в семье.

В ходе исследования было замечено, что студенты Военно-медицинской академии 21—26 лет, в основном являются атеистами: 14 человек из 20, остальные 6 человек исповедуют православие. В группе 18—20 лет ВМедА 13 человек из 20 — атеисты, 4 — агностики, 3 — православные. Если же говорить о студентах СЗГМУ, то тут наблюдается разнообразие взглядов на религиозные верования.

В виду того, что группы студентов агностиков и мусульман небольшие по размеру (9 и 6 человека, соответственно), мы анализировали студентов-христиан (25 респондентов) и атеистов (40 человек).

У атеистов ниже среднего показатели по шкалам «Сила» и «Активность» по методике «Личностный дифференциал», то есть они менее активны, обладают меньшим самоконтролем и волевыми качествами.

У всех студентов представление о волевых качествах партнера ниже среднего, то есть идеальный партнер представляется как более зависимый человек с недостаточным само-контролем.

При сравнении групп атеистов и христиан обнаружено, что христиане достоверно выше оценивают себя (U=349; p=0,004) и собственную активность (U=283, p=0,003), экстравертированность, а также они достоверно выше оценивают идеального партнера (U=293,5; p=0,05). То есть они отличаются высокой самооценкой, активностью, а атеисты, вероятно, более пассивны и рефлексивны ввиду большей критичности.

Студенты из неполных семей (20 человек) статистически достоверно больше склонны к регрессии в ситуациях внутреннего и внешнего конфликта (U = 410; p=0,033), что может быть связано с негативным детским опытом развода родителей и пр.

На основании корреляционного анализа можно обнаружить, что показатели оценки, силы и активности собственной личности связаны друг с другом положительной корреляционной связью, то есть респонденты, оценивающие один из аспектов личности положительно, склонны также положительно оценивать и другие параметры. Сходная ситуация наблюдается и с образом идеального брачного партнера — шкалы «Оценка», «Активность», «Сила» связаны положительно — при повышении одного показателя повышаются два других.

Оценивая взаимосвязь представлений о себе и другом можно обнаружить, что они также связаны положительно (шкалы методики «Личностный дифференциал» — «Сила», «Оценка», «Активность»). Однако показатели волевых качеств (шкала «Сила», 2 и 3 корреляционные связи) имеют меньше значимых корреляционных связей, то есть оценка себя и другого в большей степени определяется активностью и принятием своих индивидуальных особенностей, в меньшей степени — волевыми качествами.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что большинство юношей задумываются о своём будущем брачном партнере, но они не в полной мере осознают серьёзность данного шага. В основном при выборе партнера они руководствуются внешними параметрами и нравственностью.

Для студентов СЗГМУ важными качествами при выборе брачного партнера являются честность, ум, доброта, чувство юмора, а для юношей из ВМедА — преимущественно доброта, верность, честность. Эти отличия объясняются различием образа жизни студентов данных учебных заведений.

В целом в 18—20 лет значимые качества в образе идеального партнера — доброта, честность, искренность и верность — образ надежного человека рядом. В 21—26 лет, помимо этого, важными становятся интеллектуальные качества и внешняя привлекательность.

На формирование образа брачного партнера влияют механизмы психологической защиты, которые трансформируют его. В связи с различными условиями обучения у студентов СЗГМУ и ВМедА наблюдаются разные способы психологической защиты, но имеются и сходства (рационализация), что можно объяснить общим профилем обучения.

Выводы

1.

Студенты задумываются о своем будущем брачном партнере, но многие из них не в полной мере осознают серьезность данного шага. В основном при выборе партнера они руководствуются внешними параметрами и нравственностью.

2.

Для студентов обеих групп в образе идеального партнера важны честность, доброта и красота. При этом для студентов СЗГМУ чаще более значимыми качествами являются ум, чувство юмора, искренность, а для юношей из ВМедА — преимущественно верность, сексуальность, обаяние и тоже ум. Отличия можно объяснить различием образа жизни студентов данных высших учебных заведений. Юноши ВМедА чаще оторваны от дома, от своих партнеров, поэтому для них важно, чтобы их будущие супруги сохраняли им верность. Студенты СЗГМУ имеют возможность проводить больше времени со своим партнером, поэтому они выбирают качества, которые важны в межличностной коммуникации (чувство юмора, ум, умение готовить и пр.).

3.

Можно предположить, что студенты гражданского вуза отношения в большей степени рассматривают как партнерские. А для будущих военных медиков важнее женская привлекательность и, возможно, традиционные гендерные роли.

4.

Наблюдающиеся различия в образе брачного партнера в двух возрастных категориях могут быть связаны с различной погружённостью в учебу и предпочтениями на разных этапах жизни. Студенты первых курсов меньше задумываются об образе брачного партнера, чем юноши старших курсов. С возрастными особенностями связан выбор студентов старших курсов различных аспектов женской привлекательности.

 

Литература

1.   Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 298 с.

2.   Антонова Н.Л., Щербакова М.В. Брачный выбор: поворот к рационализации // Дискуссия. – 2017. – № 8 (82). – С. 44–47.

3.   Галимзянова М.В., Романова Е.В., Москвина Е.А. Особенности образов родителей и брачного партнера у взрослых, переживших в детстве развод родителей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2010. – Вып. 4. – С. 113–119.

4.   Гендерные различия в образе идеального брачного партнера у современной студенческой молодежи / И.Л. Шелехов, Е.В. Гребенникова, О.Г. Берестнева [и др.] // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. – 2015. – № 1 (65). – С. 151–154.

5.   Диденко Е.Н. Образ потенциального брачного партнера как основа формирования личностью перспективы брачного события // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 32-1. – С. 112–116.

6.   Франкл В. Человек в поисках смысла: cборник / пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

7.   Шелехов И.Л., Гребенникова Е.В., Берестнева О.Г. Идеальный образ партнера противоположного пола у современной студенческой молодежи различных этнических групп // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10. – С. 886–889.

8.   Skinner B.F. About Behaviorism. – New York: Knopf, 1974.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:314.5-052.63

Парфенова Д.А., Ефремова А.Ю. Представление об идеальном брачном партнере студентов гражданского и военного медицинских вузов // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2020. – Т. 8, № 1(27) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Civic and military medical universities students’ idea of
the perfect marriage partner

Parfenova D.A.1
E-mail: parfenova-d@mail.ru

Efremova A.Y.1
E-mail: efremowa.nastia17@yandex.ru

1 Mechnikov North-Western State Medical University
47 Piskarevskiy pr., Saint-Petersburg, 195067, Russia
Phone: +7 (812) 303-50-00

Abstract. The article is dedicated to the analysis of the picture of the ideal marriage partner in civic and military medical universities students’ minds. The discrepancies between the image of future partners of male students of different age groups, as well as amongst the students of civic and military medical students, were identified and described. Self-concepts and concepts of ideal partners were compared to students’ religious belief. Furthermore, the students’ dominant psychological defenses associated with their age and medical universities peculiarities were defined.

Key words: marriage partner; students; personal traits; psychological defense mechanism; religiosity.

For citation

Parfenova D.A., Efremova A.Y. Civic and military medical universities students’ idea of the perfect marriage partner. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika, 2020, vol. 8, no. 1 [in Russian, abstract in English]. Available at: http://medpsy.ru/ climp/2020_1_27/

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player