Динамика смыслообразующих компонентов формирования личности врача
на этапе обучения в вузе
Сысоева О.В., Петрова А.И. (Хабаровск, Россия)
|
Сысоева Ольга Владимировна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и
психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный
медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской
Федерации, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000,
Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.
E-mail: Olga-mail2005@mail.ru
|
|
Петрова Анастасия Игоревна
клинический психолог; Краевое государственное бюджетное учреждение
здраво-охранения «Краевая клиническая больница № 2» Министерства
здравоохранения Хабаровского края, 680030, г. Хабаровск, ул. Павловича, 1Б.
Тел.: 8 (4212) 45-29-60.
|
Аннотация
Личность специалиста всегда играет важную роль во взаимодействии с
объектом профессиональной деятельности и, как следствие, влияет на
его результат. Особенно остро это касается специалистов
«помогающих» профессий, к которым относятся врачи.
Цель: проследить динамику смыслообразующих компонентов личности
у студентов-медиков на этапе обучения в вузе от момента поступления
до его завершения.
Объект: смыслообразующие компоненты личности студентов-медиков.
Предмет: динамика смыслообразующих компонентов личности врача
на разных этапах профессионального становления в период обучения в вузе.
В исследовании на выборке студентов-медиков (N = 150) показана динамика
смыслооброзующих компонентов профессии «врач» в становлении
личности профессио-нала на этапе обучения в вузе.
Ключевые слова:
студенты-медики; смысловые категории; врач; профессия.
|
Поступила в редакцию:
|
Прошла рецензирование:
|
Опубликована:
|
|
15.03.2020
|
24.04.2020
|
12.08.2020
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В последнее время проблема здоровья обретает все большую значимость в
связи с ростом количества хронических соматических заболеваний. Немалую
роль в эффективности терапии играют уровень комплаентности, степень
доверия к лечащему врачу и медицине в целом, взаимоотношения между
врачом и пациентом. Профессиональная деятельность специалистов-врачей
направлена на достижение таких гуманистических и общественных идеалов,
как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, от их
профессионализма зависит здоровье и жизнь других людей, обратившихся к
ним за помощью и поддержкой. Очевидно, что в этой сфере социальной
практики средством профессиональной деятельности помимо специальных
знаний выступает сама личность специалиста [2]. Ведь еще в XVII веке
голландский врач Ван Туль-Пси на первое место в работе врача поставил
высокое служение, самоотверженную отдачу пациентам. Поэтому особую
актуальность приобретает пристальное внимание и понимание особенностей
процесса личностно-профессионального становления врача.
Ввиду того, что личностный смысл профессии, ее принятие, отторжение
может меняться на любом этапе профессионализации: самоопределения,
обучения, становления, — а динамика смыслообразующих компонентов
личности специалиста имеет место на протяжении всей профессиональной
карьеры, целесообразно начать исследование формирования личности врача
с этапа обучения в вузе.
Для реализации цели было проведено исследование, участниками которого
стали студенты специальности
«Лечебное дело» Дальневосточного государственного
медицинского университета в возрасте от 17 до 25 лет с первого
по шестой курс в количестве 150 человек, из них 61% респондентов мужского
пола, 39% — женского. С целью определения смыслообразующих
компонентов, характерных для студентов-медиков, был использован метод
письменного опроса. Испытуемым было предложено продолжить фразу «для
меня врач — это …». Приставка «для меня»
в данном случае позволяет выявить внутриличностные смысловые категории
касательно понятия «врач», а не общепринятые, надличностные,
как во фразе «врач — это …» [1]. Обработка
экспериментального материала осуществлялась с помощью метода
контент-анализа текстов испытуемых, разработанного Б.А. Еремеевым [3],
в результате чего были получены следующие результаты.
Для студентов первого курса врач — это прежде всего профессия,
дело (корре-ляционная связь на 95%-м уровне значимости между категориями
«это» и «врач», «это»
и «профессия», на 99%-м уровне значимости между
категориями «профессия» и «дело»). При этом
врач — это еще и тот, кто спасает жизни, кто способен помочь
(корреляционная связь на 95%-м уровне значимости между категориями
«тот», «кто», «спасать»,
«жизнь», на 99%-м уровне значимости между
«способный» и «помогать»). Для первокурсников
быть врачом — это быть таким же, как все (корреляционная связь
на 95%-м уровне значимости между категориями «также» и
«все», на 99%-м уровне значимости между категориями
«все» и «быть»), но обладать необходимыми
знаниями в области здоровья (корреляционная связь на 95%-м уровне
значимости между категориями «обладать» и «знания»,
на 99%-м уровне значимости между категориями «знания»,
«необходимый» и «здоровье»). Также выявлены
такие взаимосвязанные категории, как «должен» и «мочь»
(корреляционая связь на 99%-м уровне значимости между категориями
«должен» и «мочь»), однако взаимосвязи с
предметом долженствования ввиду отсутствия практики на этом курсе не
выявилось (табл. 1). Основные категории первого курса:
«возможность», «профессия», «любой»
(помогать любому, быть ответственным за любого).
Таблица 1
Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 1-го курса
На втором курсе категория «профессия» все еще является
смыслообразующей в становлении личности врача, однако считается
отталкиваемой и не связана более ни с одной из категорий. На
первый план выходит внутриличностный смысл: «жертвовать —
это жизнь» (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости между
категориями «жертвовать» и «это», а также на
95%-м уровне значимости между «это» и «жизнь»).
Кроме того, впервые возникает понимание, что «я» —
«врач» (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости
между категориями «я» и «врач»). Такой врач,
который жертвует «своим ради людей»: собой, временем
(корреляционная связь на 99%-м уровне значимости между категориями
«жертвовать» и «свой», «ради»,
«люди», а также на 95%-м уровне значимости между
«другой» и «ради», «время»). Также
выявлена взаимоотталкиваемая категория «физический», которую
можно объяснить спецификой профессиональной деятельности врача. Таким
образом, у студентов второго курса наблюдается разделение смысловых
категорий на «врач» — это «профессия» и
«врач» — это «тот, который жертвует».
Основные категории этого курса: «профессия», «жертвовать»,
«я — врач» (табл. 2).
Таблица 2
Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 2-го курса
На третьем курсе мы предполагаем осознание направленности профессии
врача («человек-человек») и ее принятия ввиду взаимосвязи
категорий «люди» и «свой» (корреляционная связь
на 95%-м уровне значимости между категориями «люди» и
«свой»). Кроме того, для третьекурсников врач — это
тот, кто всю свою жизнь спасает людей (корреляционная связь на 99%-м
уровне значимости между категориями «жизнь» и «спасать»,
«весь», а также на 95%-м уровне значимости между
«который» и «весь», «жизнь»,
«люди»), либо помогает им (корреляционная связь на 95%-м
уровне значимости между категориями «он» и
«помогать»). Основные смысловые категории этого курса:
«помогать», «спасать», «вся жизнь»
(табл. 3).
Таблица 3
Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 3-го курса
Для студентов четвертого курса характерно понимание врача как того,
кто помогает людям (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости
между категориями «помогать» и «люди», а также
на 95%-м уровне значимости между «который», «люди»).
Основные смысловые категории этого курса: «помогать»,
«люди» (табл. 4).
Таблица 3
Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 4-го курса
Для студентов шестого курса врач — это прежде всего человек.
Также к концу обучения «врач» становится только лишь
профессией, требующей полной отдачи (корреляционная связь на 99%-м
уровне значимости между всеми категориями: «профессия» и
«требующий», «полный», «отдача»).
Кроме того, категория «человек» по отношению к
«профессии» является отталкиваемой. Это может
свидетельствовать о нивелировании личностного смысла, наполняющего эту
профессию в начале обучения и разведении понимания себя как человека, а
врача — как профессии (табл. 5).
Таблица 5
Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 6-го курса
Таким образом, проследив динамику смыслообразующих компонентов
личности врача на этапе обучения в вузе, можно сделать вывод об обилии
у студентов-медиков в начале профессионального обучения смысловых
категорий, находящихся в хаотичных связях друг с другом. При этом уже
на втором курсе мы отмечаем разделение этих категорий на формальное
понимание деятельности врача и «гуманистическое», глубинное,
внутрилич-ностное. Это может объясняться переживанием кризиса
первокурсника, который как раз заканчивается на 2-м курсе [4; 7]. Тем
не менее к окончанию профессионального обучения отмечается тенденция к
преобладанию формального восприятия специальности и нивелированию
«гуманистического». Такой формализм, скорее всего,
указывает на сформировавшиеся к концу профессионального обучения
механизмы психологической защиты специалиста от эмоционального
выгорания, к которому, как ни странно, по результатам ранних
исследований, склонны большинство выпускников медицинского университета
[8; 9; 10].
Литература
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование
реальности. Трактат по социо-логии знания / пер. с англ. – М.:
Медиум, 1995. – 323 c.
2. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение
будущих специалистов помогающих профессий: монография. – Волгоград:
Вол. гос. мед. университет, 2010. – 264 с.
3. Еремеев Е.А. О «естественных»
категориях анализа содержания и некоторых процедурах их выявления //
Методологические и методические проблемы контент-анализа. – М.;
Ленинград: Институт социолог. исслед. АН СССР, 1973. – Т. 1.
– С. 109–112.
4. Коваль В.А.,
Сысоева О.В. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-медиков
в период переживания кризиса первого года обучения // Психология в
современном мире: сб. стат. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред.
О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. – М.: Моск.
гос. университет дизайна и технологии, 2017. – С. 77–80.
5. Попова К.Е., Сысоева О.В. Эмпирическая модель
личности врача в период пере-живания кризиса профессионального
самоопределения // Психическое здоровье человека XXI века: сб. науч.
стат. по матер. конгресса. – М.: Городец, 2016. –
С. 137–141.
6. Попова К.Е., Сысоева О.В. Психологические составляющие
кризиса профессио-нального самоопределения молодого врача-специалиста
// Актуальные медико-психолого-педагогические проблемы профессионального
образования: интеграция науки и практики: матер. III междунар.
науч.-практ. конф. – Хабаровск: Дальневост. гос. мед. университет,
2017. – С. 74–77.
7. Савенок А.В.,
Сысоева О.В. Психология переживания студентами-медиками кризиса
первокурсника // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы,
здоровье, развитие: матер. IV Международной науч. конференции: в 2-х т.
/ отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. –
Кострома: Костр. гос. университет им. Н.А. Некрасова, 2016. –
С. 253–256.
8. Сысоева О.В., Копачевская К.А. Нарциссические
паттерны студентов-медиков в период кризиса первого года обучения //
Актуальные психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
высшего образования: интеграция науки и практики: матер. четвертой
межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием / сост. О.В. Сысоева.
– Хабаровск: Дальневост. гос. мед. университет, 2017. –
С. 65–68.
9. Сысоева О.В., Ляжко А.М., Петрова А.И. Составляющие
жизнестойкости студентов-медиков в условиях неопределенности // От науки
к обществу: приоритетные направления преобразований и инструменты их
реализации: сб. науч. трудов по матер. I Междунар. науч.-практ. конф.
– М.: Профессиональная наука, 2018. – С. 62–66.
10. Сысоева О.В.,
Ткаченко О.И. Профилактика психосоматических реакций у студентов-медиков
арт-терапевтическими техниками // От истоков к современности (130 лет
организации психологического общества при Московском университете):
сб. матер. юбилейной конф.: в 5 т. / отв. редактор: Богоявленская Д.Б. –
М., 2015. – Т. 4. – С. 328–330.
Ссылка для цитирования
УДК 159.923:614.23-052.63
Сысоева О.В., Петрова А.И. Динамика смыслообразующих компонентов
формирования личности врача на этапе обучения в вузе // Клиническая
и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.
науч. журн. – 2020. – Т. 8, № 1(27) [Электронный
ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Dynamics of meaning-forming components of the formation of
the doctor's personality at the stage of training in higher Education
Sysoeva O.V.1
E-mail: Olga-mail2005@mail.ru
Petrova A.I.2
1 Far Eastern State Medical University
35 Muravieva-Amursky st., Khabarovsk, 680000, Russia
Phone: +7 (4212) 30-53-11
2 Regional state budgetary institution of
health protection "Regional clinical hospital No. 2" of the Ministry
of health of the Khabarovsk territory
1B Pavlovich st., Khabarovsk, 680030, Russia
Phone: +7 (4212) 45-29-60
Abstract
The personality of the specialist always plays an important role in
interaction with the object of professional activity and, as a result,
on its result. This is particularly acute for specialists of the
"assisting" profession, which includes the "doctor". The study on the
sample of medical students (N=150) shows the dynamics of understanding
components of the profession "doctor" in the formation of the personality
of a professional at the stage of study in higher education.
Purpose: to trace the dynamics of the meaning-forming components
of the personality of medical students at the stage of study at the
University from the moment of admission to its completion.
Object: meaning-forming components of the personality of medical
students.
Subject: dynamics of meaning-forming components of the doctor's
personality at different stages of professional development during
the period of study at the University.
The study on a sample of medical students (N=150) shows the dynamics
of semantic components of the profession "doctor" in the formation of
a professional's personality at the stage of training in higher
Education.
Key words:
medical students; sense categories; doctor; profession.
For citation
Sysoeva O.V., Petrova A.I. Dynamics of meaning-forming components of
the formation of the doctor's personality at the stage of training in
higher Education. Klinicheskaya i
meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika,
2020, vol. 8, no. 1 [in Russian, abstract in English].
Available at: http://medpsy.ru/climp/2020_1_27/
|