О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Динамика смыслообразующих компонентов формирования личности врача на этапе обучения в вузе

Сысоева О.В., Петрова А.И. (Хабаровск, Россия)

 

 

Сысоева Ольга Владимировна

Сысоева Ольга Владимировна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.

E-mail: Olga-mail2005@mail.ru

Петрова Анастасия Игоревна

Петрова Анастасия Игоревна

клинический психолог; Краевое государственное бюджетное учреждение здраво-охранения «Краевая клиническая больница № 2» Министерства здравоохранения Хабаровского края, 680030, г. Хабаровск, ул. Павловича, 1Б.
Тел.: 8 (4212) 45-29-60.

 

Аннотация

Личность специалиста всегда играет важную роль во взаимодействии с объектом профессиональной деятельности и, как следствие, влияет на его результат. Особенно остро это касается специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся врачи.

Цель: проследить динамику смыслообразующих компонентов личности у студентов-медиков на этапе обучения в вузе от момента поступления до его завершения.

Объект: смыслообразующие компоненты личности студентов-медиков.

Предмет: динамика смыслообразующих компонентов личности врача на разных этапах профессионального становления в период обучения в вузе.

В исследовании на выборке студентов-медиков (N = 150) показана динамика смыслооброзующих компонентов профессии «врач» в становлении личности профессио-нала на этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: студенты-медики; смысловые категории; врач; профессия.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

15.03.2020

24.04.2020

12.08.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В последнее время проблема здоровья обретает все большую значимость в связи с ростом количества хронических соматических заболеваний. Немалую роль в эффективности терапии играют уровень комплаентности, степень доверия к лечащему врачу и медицине в целом, взаимоотношения между врачом и пациентом. Профессиональная деятельность специалистов-врачей направлена на достижение таких гуманистических и общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, от их профессионализма зависит здоровье и жизнь других людей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой. Очевидно, что в этой сфере социальной практики средством профессиональной деятельности помимо специальных знаний выступает сама личность специалиста [2]. Ведь еще в XVII веке голландский врач Ван Туль-Пси на первое место в работе врача поставил высокое служение, самоотверженную отдачу пациентам. Поэтому особую актуальность приобретает пристальное внимание и понимание особенностей процесса личностно-профессионального становления врача.

Ввиду того, что личностный смысл профессии, ее принятие, отторжение может меняться на любом этапе профессионализации: самоопределения, обучения, становления, — а динамика смыслообразующих компонентов личности специалиста имеет место на протяжении всей профессиональной карьеры, целесообразно начать исследование формирования личности врача с этапа обучения в вузе.

Для реализации цели было проведено исследование, участниками которого стали студенты специальности «Лечебное дело» Дальневосточного государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 25 лет с первого по шестой курс в количестве 150 человек, из них 61% респондентов мужского пола, 39% — женского. С целью определения смыслообразующих компонентов, характерных для студентов-медиков, был использован метод письменного опроса. Испытуемым было предложено продолжить фразу «для меня врач — это …». Приставка «для меня» в данном случае позволяет выявить внутриличностные смысловые категории касательно понятия «врач», а не общепринятые, надличностные, как во фразе «врач — это …» [1]. Обработка экспериментального материала осуществлялась с помощью метода контент-анализа текстов испытуемых, разработанного Б.А. Еремеевым [3], в результате чего были получены следующие результаты.

Для студентов первого курса врач — это прежде всего профессия, дело (корре-ляционная связь на 95%-м уровне значимости между категориями «это» и «врач», «это» и «профессия», на 99%-м уровне значимости между категориями «профессия» и «дело»). При этом врач — это еще и тот, кто спасает жизни, кто способен помочь (корреляционная связь на 95%-м уровне значимости между категориями «тот», «кто», «спасать», «жизнь», на 99%-м уровне значимости между «способный» и «помогать»). Для первокурсников быть врачом — это быть таким же, как все (корреляционная связь на 95%-м уровне значимости между категориями «также» и «все», на 99%-м уровне значимости между категориями «все» и «быть»), но обладать необходимыми знаниями в области здоровья (корреляционная связь на 95%-м уровне значимости между категориями «обладать» и «знания», на 99%-м уровне значимости между категориями «знания», «необходимый» и «здоровье»). Также выявлены такие взаимосвязанные категории, как «должен» и «мочь» (корреляционая связь на 99%-м уровне значимости между категориями «должен» и «мочь»), однако взаимосвязи с предметом долженствования ввиду отсутствия практики на этом курсе не выявилось (табл. 1). Основные категории первого курса: «возможность», «профессия», «любой» (помогать любому, быть ответственным за любого).

 

Таблица 1

Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 1-го курса

 

На втором курсе категория «профессия» все еще является смыслообразующей в становлении личности врача, однако считается отталкиваемой и не связана более ни с одной из категорий. На первый план выходит внутриличностный смысл: «жертвовать — это жизнь» (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости между категориями «жертвовать» и «это», а также на 95%-м уровне значимости между «это» и «жизнь»). Кроме того, впервые возникает понимание, что «я» — «врач» (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости между категориями «я» и «врач»). Такой врач, который жертвует «своим ради людей»: собой, временем (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости между категориями «жертвовать» и «свой», «ради», «люди», а также на 95%-м уровне значимости между «другой» и «ради», «время»). Также выявлена взаимоотталкиваемая категория «физический», которую можно объяснить спецификой профессиональной деятельности врача. Таким образом, у студентов второго курса наблюдается разделение смысловых категорий на «врач» — это «профессия» и «врач» — это «тот, который жертвует». Основные категории этого курса: «профессия», «жертвовать», «я — врач» (табл. 2).

 

Таблица 2

Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 2-го курса

 

На третьем курсе мы предполагаем осознание направленности профессии врача («человек-человек») и ее принятия ввиду взаимосвязи категорий «люди» и «свой» (корреляционная связь на 95%-м уровне значимости между категориями «люди» и «свой»). Кроме того, для третьекурсников врач — это тот, кто всю свою жизнь спасает людей (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости между категориями «жизнь» и «спасать», «весь», а также на 95%-м уровне значимости между «который» и «весь», «жизнь», «люди»), либо помогает им (корреляционная связь на 95%-м уровне значимости между категориями «он» и «помогать»). Основные смысловые категории этого курса: «помогать», «спасать», «вся жизнь» (табл. 3).

 

Таблица 3

Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 3-го курса

 

Для студентов четвертого курса характерно понимание врача как того, кто помогает людям (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости между категориями «помогать» и «люди», а также на 95%-м уровне значимости между «который», «люди»). Основные смысловые категории этого курса: «помогать», «люди» (табл. 4).

 

Таблица 3

Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 4-го курса

 

Для студентов шестого курса врач — это прежде всего человек. Также к концу обучения «врач» становится только лишь профессией, требующей полной отдачи (корреляционная связь на 99%-м уровне значимости между всеми категориями: «профессия» и «требующий», «полный», «отдача»). Кроме того, категория «человек» по отношению к «профессии» является отталкиваемой. Это может свидетельствовать о нивелировании личностного смысла, наполняющего эту профессию в начале обучения и разведении понимания себя как человека, а врача — как профессии (табл. 5).

 

Таблица 5

Корреляционная матрица смысловых категорий у студентов 6-го курса

 

Таким образом, проследив динамику смыслообразующих компонентов личности врача на этапе обучения в вузе, можно сделать вывод об обилии у студентов-медиков в начале профессионального обучения смысловых категорий, находящихся в хаотичных связях друг с другом. При этом уже на втором курсе мы отмечаем разделение этих категорий на формальное понимание деятельности врача и «гуманистическое», глубинное, внутрилич-ностное. Это может объясняться переживанием кризиса первокурсника, который как раз заканчивается на 2-м курсе [4; 7]. Тем не менее к окончанию профессионального обучения отмечается тенденция к преобладанию формального восприятия специальности и нивелированию «гуманистического». Такой формализм, скорее всего, указывает на сформировавшиеся к концу профессионального обучения механизмы психологической защиты специалиста от эмоционального выгорания, к которому, как ни странно, по результатам ранних исследований, склонны большинство выпускников медицинского университета [8; 9; 10].

 

Литература

1.   Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социо-логии знания / пер. с англ. – М.: Медиум, 1995. – 323 c.

2.   Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. – Волгоград: Вол. гос. мед. университет, 2010. – 264 с.

3.   Еремеев Е.А. О «естественных» категориях анализа содержания и некоторых процедурах их выявления // Методологические и методические проблемы контент-анализа. – М.; Ленинград: Институт социолог. исслед. АН СССР, 1973. – Т. 1. – С. 109–112.

4.   Коваль В.А., Сысоева О.В. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-медиков в период переживания кризиса первого года обучения // Психология в современном мире: сб. стат. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. – М.: Моск. гос. университет дизайна и технологии, 2017. – С. 77–80.

5.   Попова К.Е., Сысоева О.В. Эмпирическая модель личности врача в период пере-живания кризиса профессионального самоопределения // Психическое здоровье человека XXI века: сб. науч. стат. по матер. конгресса. – М.: Городец, 2016. – С. 137–141.

6.   Попова К.Е., Сысоева О.В. Психологические составляющие кризиса профессио-нального самоопределения молодого врача-специалиста // Актуальные медико-психолого-педагогические проблемы профессионального образования: интеграция науки и практики: матер. III междунар. науч.-практ. конф. – Хабаровск: Дальневост. гос. мед. университет, 2017. – С. 74–77.

7.   Савенок А.В., Сысоева О.В. Психология переживания студентами-медиками кризиса первокурсника // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: матер. IV Международной науч. конференции: в 2-х т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: Костр. гос. университет им. Н.А. Некрасова, 2016. – С. 253–256.

8.   Сысоева О.В., Копачевская К.А. Нарциссические паттерны студентов-медиков в период кризиса первого года обучения // Актуальные психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики: матер. четвертой межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием / сост. О.В. Сысоева. – Хабаровск: Дальневост. гос. мед. университет, 2017. – С. 65–68.

9.   Сысоева О.В., Ляжко А.М., Петрова А.И. Составляющие жизнестойкости студентов-медиков в условиях неопределенности // От науки к обществу: приоритетные направления преобразований и инструменты их реализации: сб. науч. трудов по матер. I Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Профессиональная наука, 2018. – С. 62–66.

10.  Сысоева О.В., Ткаченко О.И. Профилактика психосоматических реакций у студентов-медиков арт-терапевтическими техниками // От истоков к современности (130 лет организации психологического общества при Московском университете): сб. матер. юбилейной конф.: в 5 т. / отв. редактор: Богоявленская Д.Б. – М., 2015. – Т. 4. – С. 328–330.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923:614.23-052.63

Сысоева О.В., Петрова А.И. Динамика смыслообразующих компонентов формирования личности врача на этапе обучения в вузе // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2020. – Т. 8, № 1(27) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Dynamics of meaning-forming components of the formation of the doctor's
personality at the stage of training in higher Education

Sysoeva O.V.1
E-mail: Olga-mail2005@mail.ru

Petrova A.I.2

1 Far Eastern State Medical University
35 Muravieva-Amursky st., Khabarovsk, 680000, Russia
Phone: +7 (4212) 30-53-11

2 Regional state budgetary institution of health protection
"Regional clinical hospital No. 2" of the Ministry of health of the Khabarovsk territory

1B Pavlovich st., Khabarovsk, 680030, Russia
Phone: +7 (4212) 45-29-60

Abstract

The personality of the specialist always plays an important role in interaction with the object of professional activity and, as a result, on its result. This is particularly acute for specialists of the "assisting" profession, which includes the "doctor". The study on the sample of medical students (N=150) shows the dynamics of understanding components of the profession "doctor" in the formation of the personality of a professional at the stage of study in higher education.

Purpose: to trace the dynamics of the meaning-forming components of the personality of medical students at the stage of study at the University from the moment of admission to its completion.

Object: meaning-forming components of the personality of medical students.

Subject: dynamics of meaning-forming components of the doctor's personality at different stages of professional development during the period of study at the University.

The study on a sample of medical students (N=150) shows the dynamics of semantic components of the profession "doctor" in the formation of a professional's personality at the stage of training in higher Education.

Key words: medical students; sense categories; doctor; profession.

For citation

Sysoeva O.V., Petrova A.I. Dynamics of meaning-forming components of the formation of the doctor's personality at the stage of training in higher Education. Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika, 2020, vol. 8, no. 1 [in Russian, abstract in English]. Available at: http://medpsy.ru/climp/2020_1_27/

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player