|
Аннотация. В статье обсуждается проблема суицидального поведения студентов. Из многочисленных факторов суицидального поведения студентов авторы рассматривают жизненное стремление студентов к совершенству и обосновывают идею о том, что направленность жизненных стремлений студентов к совершенству — внешнему (перфекционизм) и внутреннему (духовному совершенству) — детерминирует наличие или отсутствие суицидального поведения. В исследовании участвовало 30 студентов первого курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (возраст — от 17 до 20 лет), 21 девушка и 9 юношей. Методы: опросник суицидального риска (ОСР); опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой; анкета, в которой был указан возраст, пол студентов и их отношение к вере (верующий/неверующий). Исследование подтвердило гипотезу о связи жизненного стремления студентов к внешнему совершенству (перфекционизм) с суицидальным поведением: в группе студентов с суицидальным риском уровень перфекционизма значимо выше, чем в группе студентов без суицидального риска; у студентов с суицидальным риском уровень перфекционизма высокий, тогда как у студентов без суицидального риска уровень перфекционизма средний. Описаны некоторые индивидуально-психологические характеристики студентов с суицидальным риском: стремление к удовлетворению требований других людей, чувствительность к внешним оценкам; склонность к постановке очень высоких целей и к постоянному ревнивому сравнению себя с другими (со всеми и во всем); поляризованное мышление. Исследование опровергло гипотезу о связи стремления к внутреннему совершенству студентов с суицидальным поведением. Авторы делают вывод о необходимости использовать другие методы для оценки стремления к внутреннему совершенству (специальные опросники). Обсуждается возможность проведения дальнейших научных исследований, посвященных связи стремления студентов к внутреннему совершенству с суицидальным поведением. Авторы приходят к заключению, что профилактику суицидов у студентов-перфекционистов следует направить на выявление и осознавание студентами своих дезадаптивных перфекционистских убеждений, обсуждение факторов деструктивного перфекционизма (семья, общество, СМИ), разработку особых методов духовно-нравственного воспитания студентов-перфекционистов с формированием у них таких христианских ценностей как альтруизм, смирение, миролюбие, милосердие, великодушие. Ключевые слова: суицидальное поведение; перфекционизм; духовное совершенство; чувствительность к внешним оценкам.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение Суицид как причина смерти среди молодежи в настоящее время выходит на второе место (после смерти в дорожно-транспортных происшествиях). В России, по данным Всемирной организации здравоохранения, наибольший суицидальный «пик» регистрируется в подростковом и юношеском возрасте (15—25 лет). В этой связи важной и актуальной темой психолого-педагогических исследований является изучение различных причин (факторов) суицидального поведения молодых людей. К таким факторам суицидального поведения кроме пола, возраста, места проживания, наличия тех или иных психических расстройств ученые относят и индивидуально-психологические характеристики, а также особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей и их жизненные стремления [5]. Жизненное стремление есть направленность личности на ту или иную ценность [9]. Жизненные стремления направляют мысли, поведение человека и его эмоциональные реакции. Мы в своем исследовании из всех жизненных стремлений, которые влияют на суицидальное поведение молодых людей, рассматриваем два стремления: стремление к внутреннему совершенству и стремление к внешнему совершенству. Стремление к внешнему совершенству в современной науке называется перфекционизмом. О связи перфекционизма с различными нарушениями психологического и психического здоровья имеется значительное количество работ [4]. Что касается стремления человека к внутреннему совершенству, то таких исследований значительно меньше. Понятие «внутреннее совершенство» соотносится с понятиями «духовность», «духовное совершенство». Описание стремления к внутреннему совершенству можно найти в Евангелии от Матфея: «…быть совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» [Мф. 5.48], т.е. стремление к вечному идеалу — Иисусу Христу. О стремлении к внутреннему совершенству пишет Феофан Затворник: «…хочешь такого совершенства, то устрой жизнь свою, чтобы всякий твой шаг … был исполнен воли Божьей и сознательным, беспрекословным, неразмышляющим» [6]. Т.е. стремление к внутреннему совершенству есть стремление соотносить свою жизнь с Божьей волей [3]. Таким образом, мы нашли уместным предположить, что люди, которые называют себя «верующими», больше стремятся к внутреннему совершенству — то есть стремятся не нарушать заповедей Божьих, развивают в себе христианские добродетели и стремятся к христианским ценностям (одной из которых и является ценность жизни). На основании приведенных теоретических посылок было проведено пилотажное эмпирическое исследование, объектом которого стало суицидальное поведение студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, а предметом — связь суицидального поведения со стремлением к совершенству. Целью нашей работы является исследование взаимосвязи выраженности суици-дального поведения у студентов со стремлением к внешнему совершенству (перфекцио-низмом) и стремлением к внутреннему совершенству (духовному совершенствованию). Материалы и методы Общей теоретической гипотезой являлось предположение о том, что направленность стремления к совершенству (на внешний мир — перфекционизм — или на совершенство внутреннего мира — духовное совершенствование) детерминирует наличие или отсутствие суицидального риска у студентов. Разрабатывая модель исследования, мы исходили из следующих гипотез: в группе студентов с суицидальным риском уровень перфекционизма значимо выше, чем в группе студентов без суицидального риска; в группе студентов без суицидального риска преобладают верующие студенты; в группе студентов с суицидальным риском преобладают атеисты. Участниками исследования являлись 30 студентов первого курса ВГМУ им. Бурденко (возраст — от 17 до 20 лет). Среди них 21 девушка и 9 юношей. Процедура исследования: студентов, среди которых проводилось исследование, собрали в одной аудитории, предварительно объяснив актуальность и цель данной работы. Все студенты дали согласие на исследование, которое было анонимным и проводилось на занятиях по психологии и педагогике в течение 1 часа. Методы: опросник суицидального риска (ОСР, модификация Т.Н. Разуваевой) [5], опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой, который тестирует кроме общего уровня перфекционизма следующие параметры перфекционизма: 1) «восприятие других как делегирующих высокие ожидания (персонализация)» — отражает субъективное ощущение того, что окружающие люди ждут от человека очень многого; 2) «завышенные притязания и требования к себе» — определяет склонность к постановке трудных целей и задач; 3) «высокие стандарты деятельности при ориентировке на полюс "самых успешных" при ревнивом сравнении себя с другими»; 4) «дихотомическая оценка результата работы по принципу "все или ничего" (поляризованное мышление)»; 5) «селектирование информации о собственных неудачах и ошибках» (негативное селектирование) [7]. Также давалась анкета, в которой был указан возраст, пол студентов и их отношение к вере (верующий/неверующий). Результаты и обсуждение Результаты исследования по опроснику суицидального риска (ОСР) позволили всех студентов разделить на две группы: группа студентов с суицидальным риском — 7 студентов — и группа студентов, у которых суицидальный риск отсутствует — 23 студента. Из 30 студентов 17 (56,6%) объявили себя «верующими» и 13 (43,3%) — «атеистами». В группе студентов с суицидальным риском 3 студента (42,9%) объявили себя «верующими» и 4 студента (57,1%) — «атеистами». В группе студентов без суицидального риска 14 студентов (60,9%) объявили себя «верующими» и 9 студентов (39,1%) — атеистами. Результаты сравнения средних в двух группах приведены в табл. 1.
Таблица 1 Сравнение среднего уровня перфекционизма и средних показателей перфекционизма в группах студентов с суицидальным риском и без суицидального риска![]() Примечание. Жирным шрифтом выделены статистически значимые различия при p<0,01 (критерий Манна — Уитни).
Условные обозначения: ВСД — высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» при ревнивом сравнении себя с другими;
СИ — селектирование информации о
собственных неудачах и ошибках;
Для подтверждения первой гипотезы сопоставим две выборки студентов с высоким и низким уровнем перфекционизма. Для сравнения средних используем непараметрический критерий Манна — Уитни. Полученное эмпирическое значение Uэмп = 25,5 находится в зоне значимости (UКр = 32 при p≤0,01 и 46 при p≤0,05). Таким образом, первая гипотеза подтверждена — в группе студентов с суицидальным риском уровень перфекционизма значимо выше, чем в группе студентов без суицидального риска. Кроме того, у студентов, имеющих суицидальный риск, уровень перфекционизма высокий (72,71), тогда как у студентов без суицидального риска уровень перфекционизма средний (47,86). Отмечаются также значимые различия в отдельных параметрах перфекционизма в исследуемых группах (см. таблицу 1). Так, имеют место значимые различия в таком параметре перфекционизма, как «восприятие других людей как делегирующих высокие требования» (ВВД). Это значит, что студенты, имеющие суицидальный риск, испытывают постоянную потребность удовлетворять требования других людей, часто даже невысказан-ные, они крайне чувствительны к внешним оценкам и их настроение зависит от одобрения их действий окружающими. Значимые различия в параметре перфекционизма «ВСД — высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс "самых успешных" при ревнивом сравнении себя с другими» свидетельствуют о выраженной тенденции студентов с суицидальным риском не только к постановке очень высоких и часто принципиально недостижимых целей, но и к постоянной конкурентности, стремлении постоянно сравнивать себя, свои достижения и успехи (не в свою пользу) со всеми и во всем. Дихотомичное, поляризованное, «черно-белое» мышление по типу «все или ничего», «все хорошо — все плохо» также характерно для студентов с суицидальным риском (см. таблицу 1 — высокие показатели ПМ). Можно предположить, что тенденция мыслить крайностями, не видеть полутонов и является причиной суицидальных мыслей. Таким образом, результаты нашего пилотажного исследования позволили подтвердить, что существует связь стремления к внешнему совершенству — перфекционизма — с наличием суицидального риска. Наше исследование подтверждает многочисленные исследо-вания как зарубежных, так и отечественных авторов о связи перфекционизма с суицидаль-ным риском [8]. Являясь неврозом нашего времени, перфекционизм формируется не только в семье [4]. СМИ, навязывая культ успеха, процветания, также формируют стремление к постоянному внешнему совершенству [2]. И студенты, столкнувшись с невозможностью достичь «идеального во всем», «превосходить всех и вся», погружаются в депрессию с суицидальными мыслями и действиями. Малейшие трудности в учебе, малейший субъектив-ный «неуспех» запускает механизм суицидальных мыслей и действий. Для подтверждения второй гипотезы выдвинем следующие статистические гипотезы: H0 — доля верующих студентов в выборке студентов без суицидального риска не больше, чем в выборке студентов с суицидальным риском; H1 — доля верующих студентов в выборке студентов без суицидального риска больше, чем в выборке студентов с суицидальным риском. Коэффициент Фишера φ*эмп = 0,84 меньше φ*крит. 0,01 = 2,31. Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается. Гипотеза не подтверждается — доля верующих студентов в выборке студентов без суицидального риска не больше, чем в выборке студентов с суицидальным риском. Вывод Таким образом, что касается связи жизненного стремления студентов к внутреннему совершенству с суицидальным риском, то выбранный нами метод (декларация веры или атеизма) не дал результатов. Вероятно, в этом случае необходимо использовать другие методики (опросники, анкеты). Наше исследование предваряет серию научных исследований, посвященных как стремлению студентов к внутреннему (духовному) совершенству, так и возможным мерам по профилактике, психологической коррекции и воспитанию студентов с высоким уровнем перфекционизма. Основываясь на предыдущих исследованиях, можно предложить профилактику суицидальных тенденций у студентов, направить на выявление и осознавание студентов своих дезадаптивных перфекционистских убеждений, обсуждение факторов деструктивного перфекционизма (семья, общество, СМИ), разработку особых методов духовно-нравственного воспитания студентов-перфекционистов с формированием у них таких христианских ценностей, как альтруизм, смирение, миролюбие, милосердие, великодушие.
Литература 1. Ларских М.В. Проявление перфекционизма в трех ипостасях // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). – 2018. – № 2 (18). – С. 50–55. 2. Ларских М.В., Бакулина Д.С. Идеи совершенства, идеала, перфекционизма в коммерческой рекламе, психологический аспект // Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество: матер. межд. науч.-практ. конф. – Воронеж: Научная книга, 2013. – Ч. 1. – C. 177–180. 3. Ларских М.В., Ларских С.В. Перфекционизм и христианское совершенство в трудах Святителя Феофана Затворника // Православный ученый в современном мире: проблемы и пути их решения: матер. четвертой межд. науч. конф. – Орел; Воронеж: Истоки, 2015. – Т. 3. – С. 258–263. 4. Ларских М.В., Ширяев О.Ю. Взаимосвязь семейного и личного перфекционизма студента: гендерный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 2. – С. 54–58. 5. Маликова Т.В., Пирогов Д.Г. Суицидология. Учебно-методическое пособие. – СПб.: С-Петерб. гос. педиатр. мед. университет, 2012. – С. 5–9. 6. Св. Феофан Затворник. Созерцание и Размышление. – С. 198 [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/sozertsanie-i-razmyshlenie/#0_140 (дата обращения: 15.07.2018). 7. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2007. – 275 с. 8. Baumeister R. Suicide as Escape from the Self // Psychological Review. – 1990. – Vol. 97, № 1. – P. 90–133. 9. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55, № 1. – P. 68–78.
Ссылка для цитирования УДК 159.9:616.89-008.441.44-052.63 Пилотажное исследование взаимосвязи у студентов жизненных стремлений к совершенству с наличием суицидального риска / М.В. Ларских, ` А.А. Пашкевич, А.К. Житенева [и др.] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2020. – Т. 8, № 2(28) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Pilot study of the relationship between students' life aspirations
for excellence
| |||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|