РУБРИКА:  НОВОСТИ и КОММЕНТАРИИ  \ПРОЕКТ "ИНЫЕ" 

Глоссарий

Мы продолжаем публикацию сборника междисциплинарных исследований, объединенных темой «ИНЫЕ». Сборник был опубликован под эгидой Международного общества психопатологии экспрессии (СИПЭ). Издание приурочено к проведению выставки «Путеводитель» в Центре современного искусства «Арс-Форум», г. Ярославль, 25 ноября - 18 декабря 2005 года.

 

«ИСКУССТВО АУСАЙДЕРОВ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ» /

под ред. В.В. Гаврилова

Ярославль

ИНЫЕ

2005

Издание осуществлено при поддержке управления культуры мэрии г. Ярославля

 

© В.В. Гаврилов, 2005

© дизайн Я.В. Подгорнова, 2005

ГЛОССАРИЙ

Составители: В.В.Гаврилов, В.А.Урываев, А.В.Азов.

Автоматизмы (греч. «automatus» – самодействующий, самопроизвольный) – действия, функции, реализуемые без непосредственного участия сознания и контроля воли, вне видимой связи с побудительными импульсами извне, самопроизвольно. «Первичные» А. представляют собой врождённые, безусловно-рефлекторные программы, «вторичные» А. образуются прижизненно. Мэн де Биран (1801) употреблял термин «автоматизм» для определения психических процессов, функционирующих без контроля сознания. В 1889 г. Пьер Жанэ опубликовал работу «Психические автоматизмы». При шизофрении и др. психозах наблюдаются явления психического автоматизма в структуре синдрома Кандинского – Клерамбо, когда переживаются «насильственность», «открытость»; художник считает себя лишь посредником, исполнителем «чужого» замысла: на него кто-то воздействует, «вкладывает мысли», «водит рукой, рисует», управляет настроением, заставляет видеть, слышать, ощущать.

Автоматическое рисование – более известное как «автоматическое письмо». Поэты обычно главное внимание уделяли автоматической речи и письму, художники также применяли А. р. (А.Массон). В конце 10-х гг. ХХ в. Андрэ Бретон вместе с Филиппом Супо предавался опытам автоматического письма как технике спонтанного максимально бессознательного потока ассоциаций, при котором контроль или мотивация намеренно утеряны. А.Бретон считал «психический автоматизм» основополагающим принципом сюрреализма, а Жан Бинион видел в нём «основополагающий элемент графического выражения душевнобольных». В 1922 г. Бретон дал определение этого состояния как «ближайшего эквивалента сна», области, где человек может слышать «шёпот подсознания».

Ар брют - L’Art Brut (фр. «грубое, первозданное, сырое, дикое»). Термин введён Жаном Дюбюффе в 1945 г. для описания собранной им коллекции. Абсолютно непрофессиональное, чистое, грубое художественное творчество во всех его свойствах (сюжетах, выборе материалов, средствах передачи, манере исполнения и т.д.), почерпнутое из собственных внутренних импульсов, а не из образцов классического или современного искусства. В нём проявляется прежде всего функция изобретения, в противоположность привычному подражанию, свойственному профессионально образованным авторам.

В 1963–64 гг. Ж.Дюбюффе описывал А. б. как любые произведения спонтанного и изобретательного характера, выполненные людьми с развитым воображением, чуждыми профессионального художественного образования, изолированными, настолько это возможно, от привычного искусства или культурной классики.

Амбивалентность (лат. «ambi» – вокруг, с обеих сторон, «valens» – сильный) – термин Е.Блейлера (1911) для обозначения одного из существенных признаков шизофрении – склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоречивой, антагонистической реакцией (пример, высказывать противоречивые суждения).

Арт-терапия – метод современной психотерапии, вариант терапии творчеством (Creative Therapy) использующий «диалоговый» потенциал искусства. Англ. слово «Art» одновременно обозначает определения искусства и живописи, «artist» – художник. Предпочтительнее и точнее под А. т. рассматривать более локализованное определение, охватывающее использование лишь визуальный ряд искусств. Арт-терапевтическая экспрессия – разнообразные по теме, исполнению и качеству визуальные произведения созданные в результате организованных арт-терапевтических или самостоятельных занятий (ауто-терапии). В А. т. важен не результат, а целительная по своей сути процедура. Во Франции за данным видом творчества закрепилось понятие Art Cru («сырое» искусство).

Архетип – составная часть коллективного бессознательного (по К.Г.Юнгу), первичные образы (универсальные формы), существующие с незапамятных времен. Юнг заметил, что некоторые из его малообразованных «психотических пациентов» имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент ранее не мог получить сведения об этом. Юнг уделял наибольшее внимание следующим А.: Тень, Анима, Анимус, Мудрый старец, Великая мать, Младенец, Самость. Упомянутые А., как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником культурных символов, как боги и богини.

Аутизм (греч. «auto» – сам) – понятие Е. Блейлера (1911) для обозначения одного из существенных признаков шизофренического процесса нарастающего до крайней формы психического отчуждения, отгороженности, ухода индивида от контактов с окружающей действительностью, погружения в мир собственных внутренних переживаний. Реже описывается при грёзах у психопатологических личностей истероидного круга, у психически здоровых – в кризисные периоды жизни, когда логическое отступает на задний план и человек преимущественно ориентируется на свою внутреннюю картину мира, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, неадекватным реагированием на поведение.

Аутсайдер арт (от англ. «outsider» – позиция «по ту сторону») – первоначально англ. синоним «Ар Брют». Введён Роджером Кардиналом в 1972 г., чтобы определить «художественное творчество, которое практикуют те, кто, по социальным или психологическим причинам, отказываются от нормальной коммуникации и дают свободу своим экспрессивным импульсам в ущерб всякому общественному признанию». Это непрофессионалы – индивидуалисты, находящиеся вне социо-культуральных традиций, творящие исключительно ради собственного удовольствия и не осознающие себя художниками. Реже художниками аутсайдерами могут быть и профессионалы, отлученные по каким-либо причинам от официально принятого искусства, чьё творчество не укладывается в общепринятые рамки. А. а. – более ёмкий термин, чем «Ар брют», не настаивающий на антикультурности данного направления и включающий в себя творчество Neuve invention / Новое изобретение – вымысел. В настоящее время в Америке охотнее используют термин «self-taught art» (искусство самоучек) как более всеохватывающий по сравнению с А. а.

«Бедное искусство» – (итал. «Аrte povera»). Художники 60–70-х гг. (Я. Кунеллис, П. Паскали, Л. Пателла) работали как с первоэлементами естественного происхождения (земля, огонь, вода, воздух), так и с первоэлементами урбанистической среды (сталь, электричество, неон), стремясь воссоздать мироощущение современного человека, существующего между естественной и искусственной природой.

Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. З.Фрейд, одним из первых, обратил внимание на то, что многие человеческие действия, на первый взгляд случайные, обусловлены не-осознаваемыми глубинными мотивами и комплексами (которые подвластны принципу удовольствия, безотносительны к реальности и не имеют времени). Эти мотивы могут проявляться также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В отличие от Фрейда, Юнг не считал Б. исключительно хранилищем вытесненного, психотравмирующего личного опыта (личное Б.), но полагал его местом психологической деятельности, выходящей за рамки индивидуального (коллективное бессознательное), непосредственно связанного с филогенетическими основами человеческого рода. Содержания К. б. никогда не были в сознании и отражают архетипические процессы.

Визионерское искусство (от англ. Visionary art – искусство видения) – трансляция мистического опыта в искусстве, находящегося на тонкой грани внутренней и внешней реальности. Мистик способен различить невидимое, скрытое занавесом истинного бытия. Внутреннее, личностное значение единения Мира, открывающее подлинное «Я», доступно мастеру в состоянии экстаза, а художнику – в мгновения творческой интуиции. Мистическое созерцание порождает феномен незаконченности «нон-финито», протяжённого многообразия, тяготеющего к незримому единству целого. Из внутренней реальности мы можем совершать путешествия во внешнюю. Художник творит в периферийном состоянии сознания: полуяви-полусне или сне наяву, описанном П.Д. Успенским. Живопись, по М. Мерло-Понти, «даёт видимое бытие тому, что обычное заурядное зрение полагает невидимым».

Гештальт (нем. «Gestalt» – форма, структура, образ, целостность; смысловой вариант перевода – «суть», «способ») – термин обозначающий единое целое, полную структуру, множества, природа которого не обнаруживается с помощью просто анализа отдельных частей, его составляющих. Целое (т. е. Г.) отличается от суммы его частей. «Возможно, наиболее характерная особенность гештальтисткой точки зрения – полное признание “данности” мира как объективно существующего Космоса, единство которого зиждется на законе и порядке. Подобная точка зрения ведёт к теории ценностей, основанной на критерии объективной необходимости. Г. считает любую ценность – будь то иррациональное давление инстинкта или категорического императива – силой поля, то есть силой, далеко не всегда исходящей от потребностей “Эго” того человека, который определяет ценности» (Рудольф Арнхейм).

Дадаизм (Dadaism, фр. «дада» – конёк, деревянная лошадка, детский лепет) – художественное течение, сложилось преимущественно в 20-х годах в Швейцарии и Америке. Основоположник Д. Марсель Дюшан в 1913 г. впервые поставил задачу «сотворить произведения, которые не были бы искусством». Д. отражало протест и разрушение общепризнанных норм и представлений в искусстве, выразившийся в нигилистическом антиэстетизме, иррационализме, алогизме, абсурде и скандальном художественном «хулиганстве» – в каракулях, псевдочертежах, фотомонтажах, коллажах из случайных предметов и т.д. Неодадаизм – направление близкое к поп-арту, с 50–60-х гг. представлено главным образом в американском искусстве (Р. Раушенберг, Д. Джонс, Д. Дайн).

Деревенского модерна искусство (Art modern rustique) – термин французского художника Гастона Шиссака (1962), для определения его манеры письма – «невежды», сопоставимый с «диалектом или даже с говором, на котором можно выражаться и при этом он может быть чрезвычайно сочным».

Живопись действия (т.е. перформанса, хеппенинга или Акционная живопись – Action painting) – искусство, которое больше интересуется не результатом художественного творчества, а процессом его создания, что нередко происходит на глазах у публики. Для создания живописного произведения часто используются нетрадиционные приёмы (например, человеческое тело вместо кисти). Наибольшее распространение получила в 50–60-годы в творчестве Дж. Поллака, Ива Клейна, Р. Мазеруэлла.

Измененные состояния сознания (ИСС) или альтернативные – возникают как следствие психотехнических приемов, например, интенсивного дыхания; медитативной практики, гипнотического воздействия и др., либо непроизвольно – при постепенном засыпании или сразу же после выхода из сна; нередко предшествуют смерти, либо являются следствием психической патологии (помрачение сознания). Привлекли к себе внимание во второй половине ХХ в. прежде всего как «пиковые переживания», по А. Маслоу (состояния творческого напряжения, экзальтации, расширенного потока сознания) и картография внутреннего пространства по Станиславу и Кристине Гроф. Они описывают: 1-й уровень – сенсорный опыт, обострения чувств без нового содержания; 2-й – психодинамический опыт, переживания из биографического ряда; 3-й – перинатальный опыт (до-биографический, повторное переживание рождения, умирания и смерти, мучительного чувства вины и греховности, сильных телесных и душевных мук, возрождения и спасения); 4-й – трансперсональный (сверхбиографический), ресурсы и переживания родовой истории человечества вплоть до переживания общности с живой природой, либо открытие смыслов сакральных символов.

Инвайронмент (англ. Visionaty environment – вымышленная среда), архитектурно-скульптурная (ландшафтная) среда, где непрофессиональные дизайнеры – строители пытаются сконструировать, организовать окружающее пространство приватного мира в соответствии со своими представлениями о совершенном мироздании, используя элементы архитектурных построек, скульптуры, инсталляции, парковые сооружения и различные объекты, объединённые художником-мечтателем, без ориентации на традиционные функции красивости или полезности.

Инсайт (англ. «insight» – проницательность, проникновение в суть – внезапное понимание, «схватывание» проблемной ситуации и нахождение решения задачи. И. – скорее феномен, чем объяснительный принцип. Способность к И. зависит от прошлого опыта, уровня мотивации. Научение путём И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит интеграция информации, находящейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения).

Интроверсия (лат «intro» – движение внутрь, «verto» – обращать, поворачивать) – по К.Г.Юнгу – особенность личности, характеризующаяся склонностью к внутренней направленности переживаний и погружению в мир собственных чувств, мыслей; малой зависимостью от контактов с окружающими, пассивностью в общении. Крайние степени И. характерны для аутизма.

Интуиция (лат «intueri» – пристально, внимательно смотреть) – способность непосредственно, как бы «внезапно», спонтанно, через инсайт, не прибегая к развёрнутому логическому умозаключению (без осознания его путей и условий его получения), постигать истину; внутреннее «озарение», просветление мысли. И. – скачок на пути познания действительности, в основе которого лежит опыт практической и духовной деятельности человека. И. проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность к экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль И. в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности.

Концептуализм – популярное в 60–70 гг. направление в искусстве, смещающее акцент с процесса созидания на процесс его умозрительного и абстрагированного исследования (скрытой полемики и самоидентификации). Не апеллирует к традиционным эстетическим оценкам. Произведения выступают в виде визуальных знаков: тексты, фотографии, ксероксы, телеграммы, цифры, графики, схемы. Провокативный и парадоксальный характер работ не поддаётся функциональной интерпретации. Зритель отсылается к тому, что лежит за пределами формы: к идее, к анализу, к механизмам восприятия и мыслительной деятельности, что напоминает парадоксы загадок и притч в духе дзен (К.Батлер). Художники – Д.Кошут, В.Бахчанян, И.Кабаков.

Креативность – творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Дж. Гилфорд (1967) выделил конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление. К. рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым иде-ям.

Культурное искусство (Аrt culturel по Ж.Дюбюффе) – общепризнанное, традиционное, господствующее искусство (mainstream art), академическое, высокое, «учёное», изящное (fine art), санкционированное, аккредитованное искусство.

Маргинальное искусство – обозначение области культуры, находящейся в «краевом», «пограничном» положении от традиционного, академического искусства (художественный примитив: творчество дикарей, душевнобольных и детей). Через столетие Р.Кардинал использует термин уже во множественном числе – Маргинальные искусства, объединяя понятия: брют, аутсайдерское, фольклорное, наивное, медиумическое, детское, ярмарочное, любительское, знахарское, тюремное искусство и т.п.

Медитация (лат. «meditatio» – размышление) – интенсивное, проникающее вглубь созерцание – размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д. которое достигается путём сосредоточения на одном объекте и устранении всех рассеивающих внимание факторов: внешних и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). В медицине выступает в роли психофизической тренировки – аутотренинг. Древняя культура Востока трактует медитацию как мистическое растворение индивида в безличностном, океаноподобном абсолюте; христианство – как слияние двух личностей (человеческой и божественной).

Медиумическое искусство (Mediumistic Art) – созданное в ИСС, т. н. трансе, достигнутом самовнушением, гипнозом, медитацией и т.д. психотехниками. Медиумистик арт – разновидность спиритического искусства (сопоставимо и с творчеством т. н. «контактёров»). В ряде случаев М. и. является проявлением синдрома психического автоматизма Кандинского – Клерамбо.

Наивное искусство (Naïve Art), или инситное (лат. «insite» – наивный) – широкий круг произведений, созданных вне профессиональных школ. «Художники выходного дня» и «святого сердца» самостоятельно отрабатывают индивидуальную манеру, выбирают излюбленные сюжеты, при этом могут и подражать профессионалам. Нередко мастера создают мифологизированные и вымышленные образы, обосновывают их происхождение собственными философскими рассуждениями. В отличие от «народ-ного искусства», наивная живопись – это выражение индивидуального поэтического видения художников (В.Уде).

Народное искусство (Аrt populaire) – понятие, появившееся в Европе в ХVIII в., чтобы определить ремесленную и художественную продукцию утилитарного, декоративного или религиозного предназначения, в большинстве своём выполненную анонимно простым народом (сельским и городским). Близко к определению – «фолк арт».

Новое изобретение (Neuve invention) – термин, предложенный Ж.Дюбюффе в 1982 г., чтобы квалифицировать его «дополнительную коллекцию» – «коллекцию приложения», созданную из произведений, не обладающих всеми классическим атрибутами ар-брют. Аналоги: Fresh Invention – (англ.) Свежее изобретение; Новый вымысел (МТА, 1999).

Патография – биография известного человека, поданная с позиций медицины и истории его заболевания. Описательный эвристический метод, использующий клинические и параклинические медицинские данные, а также этнографический, религиозный и культуральный контекст – для диагностического анализа биографии и/или творчества с целью более глубокого постижения и понимания личности и её деятельности. Основоположник – Пауль Мёбиус.

Перенос (transference – трансфер) – в широком смысле универсальное явление, наблюдаемое в отношениях между людьми и состоящее в перенесении чувств и привязанностей друг на друга; в узком смысле – процесс, характеризующийся смещением бессознательных представлений, желаний, влечений, стереотипов мышления и поведения с одного лица на другое и установлением таких отношений, когда опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем. В психоанализе П. – процесс воспроизведения переживаний и эмоциональных реакций, ведущий к установлению специфических отношений, в результате которых ранее присущие пациенту чувства, фантазии, страхи и способы психологической защиты, имевшие место в детстве и относившиеся к родителям, перемещаются на психоаналитика.

Поп-арт (англ. «популярное искусство») – направление в европейском и американском искусстве 60-х гг. Художники Э.Уорхол, Р.Лихтенштейн, К.Олденбург, Дж.Розенквист практиковали использование тривиальных мотивов поп-культуры, деиндивидуализацию произведения искусства, уподобление его продукту массового производства, отказ от претензий на оригинальность и исключительность.

Постмодернизм – совокупность современных художественных направлений, начиная с поп-арта, характеризующихся сознательной тактикой смещения любых границ, типологий. Впитывает и привлекает любые, оппозиционные к существующим в данный момент традиционным тенденциям: антикультурные (т.е. и антипсихиатрические), но в дальнейшем сливается с ними и становится неотъемлемой частью современного искусства. Имеет следующие отличительные черты (по И. Хассану): неопределённость, фрагментарность, деканонизация, безличностность, поверхностность, непредставимость, ироничность, гибридизация, карнавальность, перфоманс, вовлечённость (участие), конструктивизм, имманентность.

Примитивное искусство (Arts primitives) – первоначально термин, предложенный в XIX в. для определения произведений искусства, выполненных вне западных «цивилизованных» культур, которые более гармоничны с природой, чем творения классического искусства. «Негритянское искусство» по определению П. Пикассо и его круга; «первостепенное / первичное», «архаическое искусство» – уточнение, введенное французскими интеллектуалами середины и конца ХХ в., чтобы скорректировать унизительный оттенок определения. В дальнейшем П. и. – художественное течение, вдохновлённое творчеством прежде всего народов Африки, островов Тихого океана или европейских народных тенденций (вывески, картинки). П. Гоген, П. Пикассо, А. Матисс интегрировали примитивизм в свои произведения.

Проекция (лат. «projectio» – выбрасывание вперёд) – психологический феномен, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. З.Фрейд рассматривал в качестве содержания П. социально неприемлемые желания и тенденции, вытесненные субъектом. П. выступала у Фрейда как один из механизмов психологической защиты от осознания наличия у себя этих тенденций. Наиболее широкое понимание П. определяет ее как обусловленность восприятия человеком предметного мира и других людей собственными потребностями и личностными чертами. Пристрастность отражения мира, обеспечиваемая проекцией, может иметь как защитный, патологический, так и творческий созидательный характер.

Психоанализ – метод изучения и лечения истерических неврозов З.Фрейда. Результаты психотерапевтической практики и анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий… были проинтерпретированы им как результат действия общих психологических механизмов. Начиная с 1920-х годов, психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). «Оно» содержит врожденные бессознательные инстинкты (жизни, смерти) и вытесненные в бессознательное влечения и желания (прежде всего – сексуальные). Зрелое «Эго» образуется под двухсторонним давлением (Оно и Сверх-Я). «Сверх-Я» содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте развития индивида. Далее П. трансформируется в философскую доктрину.

Психоделическое искусство – произведения созданные под воздействием психотропных препаратов (ЛСД и других) в состоянии наркотического транса. Термин возник в начале 60-х гг. в США в среде «битников» и принадлежит поэту Алану Гинзбергу.

Психологическая защита – психологические стратегии личности, с помощью которых бессознательно избегается или снижается интенсивность негативных состояний (тревоги и проч.), т. е. ситуаций, реально являющихся или кажущихся угрозой целостности личности и самооценке. П. з. направлена на сохранение стабильности самооценки личности, образа Я и образа мира, что достигается: устранением из сознания источников конфликтных переживаний, их трансформацией (направленной на предупреждение конфликта), снижением остроты переживаний. Например:

Вытеснение – скрывает, изгоняет или забывает идею или чувство (избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением);

Регрессия – возврат к более примитивным (часто, детским) формам поведения и мышления;

Сублимация – преобразование энергии неприемлемых личностью мотивов (например, сексуальных) в социально приемлемые формы активности (например, искусство);

Проекция - (см. выше) и т.д.

Психопатологическая экспрессия – визуально-неоднородная продукция авторов, страдающих разными психозами, полученная в результате самостоятельных (спонтанных) либо арт-терапевтичес-ких занятий. Ранее обозначалась врачами как психотическое искусство (Psichotic Art), шизофреническое (art schizophrene), «искусств безумных» (art of the insane) или «искусство сумасшедших» (mad art). Ныне устаревшие термины, в связи с их стигматизирующим, дискриминационным оттенком, используемые лишь для описания продукции больных с шизофреническим слабоумием. В ряде случаев П. э. может представлять интерес для Ар брют. П. э. экспонируется под более социально приемлемыми вывесками: творчество инвалидов (disabled), умственно отсталых (intellectual backward).

Реди-мейд (англ. «ready made» – «вещь промышленного производства») – название, применённое М.Дюшаном к своим «готовым объектам», т. е. к промышленным изделиям, которые художник без всяких изменений и дополнений демонстрировал на выставках. Получает широкое распространение в 60–70-е гг. ХХ в.

Свободное / откровенное творчество (Creation franche) – собрание Музея Креасьён Франш (Le Musee de la Creation Franche). Определение, по словам Жерара Сэндрэ, по сути созвучное «откровенному», «открытому» творчеству, вдохновлённое Ар брют, располагается в пространстве необозримых возможностей визуального «изобретательства», независимо от установленных канонов в области высокого художественного искусства и рассматривается, как протестующее, непокорное, независимое.

Символ (греч. «symbolon» – условный знак) – образ, являющийся представителем других образов и отношений. Если понятие «знак» конкретно, то С., напротив, более многозначителен, иносказателен, многообразен и содержателен; является одной из важнейших категорий искусства, философии и психологии. Нередко «психиатрический опыт» автора, его псевдоабстрактная многозначительность, аутистичная паралогия, амбивалентность (характерная для мышления больных шизофренией) предполагают использовать символические ассоциации.

Символизм – направление в европейском искусстве конца XIX в., сосредоточенное на выражении посредством символов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм в мистифицированной форме, усложнённой подчас мотивами декаденсного индивидуализма, выразил неприятие буржуазного образа жизни и позитивизма в искусстве, тоску по духовной свободе. Главными представителями символизма в изобразительном искусстве были: Г.Моро, О.Редон, Д.Энсор, П.Гоген, М.Чюрлёнис, М.Врубель.

Синонимы Ар брют. Автор термина Ж.Дюбюффе ревностно относился к определению А. б., не желая, чтобы посредством его квалифицировали какую-либо иную коллекцию. Поэтому вплоть до 90-х гг. ХХ в. поклонники Ар брют «изобретали» различные названия, характеризующие это направ-ление:

Тёмное искусство (Arts obscur) – термин, предложенный художником Рене Auberjonois (1945).

Особое / особенное, сингулярное искусство (Singuliers de l’art) – термин Мишеля Рагона и Алена Бурбоннэ для квалификации произведений выставки в музее Современного искусства Парижа (1978).

Вне норм искусство (Art hors les-norms /Art outside the normal) – термин введенный, по просьбе Ж.Дюбюффе, А.Бурбоннэ в 1983 г., во время представления его коллекции, содержащей произведения брутального, народного и экспрессивного искусства.

Корней травы искусство (Grass roots art) – термин, используемый с 1968 г. американским критиком искусства Грегом Бласделом для организации выставок народных американских художников.

Другое искусство (Art autre) – термин арт-критика Мишеля Тарпье. В советский период так неофициально именовалось творчество художников авангардистов, «чуждых» официальной культурной доктрине и находящихся в положении андеграунда.

Иное и Потустороннее искусство – русскоязычные аналоги Искусства аутсайдеров, предложенные коллекцией ИНЫЕ (1997) и Московским Музеем творчества аутсайдеров (1999); обозначающие грань, отделяющую творческие поиски и ментальность художников от общепринятых подходов.

Сознание – 1. Пребывание в сознании, противоположность тому, когда говорят «Он потерял С.»; 2. Область психики, включающая ощущения, восприятия, представления и др., осознаваемые человеком в определенный момент, то есть те аспекты психического, на что обращается внимание; 3. Компонент психики, доступный для рефлексии, самосознания, интроспекции; 4. В психоанализе применяя топографический подход к психическим явлениям, З.Фрейд (1915) выделил сознательное, предсознательное («временно» бессознательное, всегда готовое перейти в С.) и бессознательное, и определил их как динамические системы с собственными функциями, процессами, энергией и содержанием.

Соц-арт – направление в советском «неофициальном искусстве», предложенное в 70-е гг. В.Комаром и А.Меламидом для своих работ, использующих стиль и символику искусства социалистического реализма.

Спиритическое искусство (Art spirite) – художественная практика, в которой руку художника направляет или подсказывает ему потусторонняя сила – «учителя», «гуру» или другого наставника, а «инспирированный» (вдохновлённый, одухотворённый) художник выполняет роль лишь посредника – медиума. Практика спиритизма предложена в 1847 г. сёстрами Фокс (США) для обозначения контактов, приёма «духовных посланий» из потустороннего мира. С. и. близко к оккультизму, напоминает творчество шаманизма и медиумическое искусство.

Спонтанное, интуитивное творчество – скорее техника, обозначающая самостоятельный внезапный, непреднамеренный, не продуманный, без предварительного замысла творческий акт (рука не повинуется голосу разума).

Стигматизация (греч. stigma – «признак, клеймо, ярлык, метка», первоначально – клеймение скота, рабов, принадлежащих хозяину). В расширительном (социологическом) смысле – признаки инакости (девиации, отклонения), которые выделяются как основание для дискриминации. Характер стигмы могут приобрести телесные особенности, особенности поведения, общественно-политические установки («преступник», «безродный космополит» и др.). Часто встречающиеся случаи стигматизации – предвзятое отношение общества к лицам, проходившим лечение у психиатра. Как реакция на очевидную предвзятость в их адрес, в настоящее время набирает силу движение дестигматизации, призывающее к критическому пересмотру и отказу от ложных (иррациональных) установок в отношении лиц, имеющих психиатрический опыт.

Сырое искусство (Raw art, Роу арт) – аналоговый перевод фран. Ар брют на англ. язык, давший название журналу «Raw vision», издающемуся с 1989 г.

Сюрреализм (Surrealism, фр. – «сверхреализм») – направление, сложившееся в 20-гг. ХХ в. и провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а её методом – разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями. Экспериментирующие с «бессознательным» сюрреалисты, восторгались спонтанной экспрессией безумия, которая воспринималась образцом, стирающим грань между искусством и психозом. Цель сюрреализма – организовать хаос, осмысленно пользуясь предметами абсурда (случайными методами), для того, чтобы общепринятым языком высказываться о культуре табуированных вещей. Источник искусства – это не творец, обученный создавать прекрасное, а дилетант, случайный человек с его непродуманными жестами, фразами, банальностями, нелепостями.

Табу – любой запрещенный акт, объект или модель поведения или сам акт такого запрещения. Термин происходит от полинезийского слова, означающего «священный, неприкосновенный, опасный» и первоначально связывался с объектами, предназначенными для религиозных церемоний и обычаев, запрещенных для повседневного использования. По мнению Ю.М. Бородая, именно появление табу и тотемов позволило человеку в антропогенезе преодолеть амбивалентность оргиастических по своему характеру и форме прирожденных страстей и начать путь сознательного развития.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сути культурно-историческим явлением, имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Предполагает наличие у личности способностей, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. При этом важную роль играет воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребности личности в самоактуализаации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Транс (лат. «переход») – состояние первоначально соотносимое с переходом от жизни к смерти. При Т. сознание «изменяется» или отсутствует, произвольные действия, телесные функции ослаблены или отсутствуют до такой степени, что поведение индивида напоминает сонного, заторможенного, однако он склонен производить внешне правильные действия. Психиатрия имеет дело с вариантами суженного (сумеречного) помрачения сознания, в психологии – большой интерес представляют варианты «расширенного» – измененного состояния сознания (ИСС).

Фантастический реализм – термин И.Мушика, предложенный в 50–х гг. ХХ в. Его представители, в отличие от сюрреалистов, предлагают «индивидуальный анализ» (самоанализ по З. Фрейду) субъективного опыта и видений. Говоря о том, что визуально выраженная мысль ближе к бессознательному процессу, чем мысль высказанная, и предшествует ей, Фрейд таким образом, предвосхитил становление фантастического реализма. В произведениях чётко прописанное действие разворачивается словно в пустом пространстве; в них есть что-то искусственное, холодное, подчёркивающее рационализм созданного образа. Художники: Р.Хауснер, Ф.Яншка, К.Штенверт, Э.Фукс.

Фовизм (фр. «fauve» – дикий) – течение во французской живописи, возникшее в 1905 г. Художников А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета, остроте ритма, идеализации первобытного сознания, шаманизма и в резком обозначении объемов, пространства рисунка. В современной Германии «wild» – «дикими» себя называют душевнобольные, «ускользнувшие» от психиатрической помощи, пытающихся «совладать» с болезнью, опираясь на самостоятельные занятия творчеством.

Фолк арт (англ. Folk art) – «народное искусство», первоначально с XVII по XIX вв. представляет произведения ремесленной традиции. Термин «фольклор» введен английским критиком Томпсоном в 1846 г. а термин Ф.А.- впервые упомянут в Оксфордском английском словаре (1921). Эта допромышленная, прединдустриальная традиция, которая вследствие взрыва индустриальных технологий на заре ХХ в. предположительно и закончилась. Вместо традиционного Ф. а. сегодня чаще используется термин Современное фольклорное искусство (Contemporary Folk art). Это более обобщённая попытка в США с целью объединения всех форм народного творчества ХХв.. Разновидность – Black Folk art – «народное искусство чёрных американцев», постепенно заменяется более политически корректным Afrо-American Art (афро-американское искусство).

Футуризм (лат. «будущее») – авангардистское направление в европейском искусстве 10–20-х гг. ХХ в. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиции, культуру (особенно её нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики: даже в поэзии разрушался естественный язык («Слова на свободе или Заумь» В.Хлебникова). В живописи итальянские футуристы У.Боччони, Дж.Северини использовали пересечения. Сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов – как бы следы стремительности движения и множественности впечатлений. Выражал различные идеалистические тенденции: от профашистких идей Ф. Маринетти до приверженности Октябрьской революции (В.Маяковский, В.Хлебников).

Шаманизм – религия, основанная на вере в сверхъестественных духов. Практика Ш. обладает различными аспектами (в т.ч. художественными и арт-терапевтическими), примеры которых можно встретить и в Латинской Америке, в Сибири и Японии. Рисунок созданный под воздействием этих практик – играет важную роль в шаманских церемониях. В процессе инициации происходит «второе рождение» шамана, изменения его состояния сознания и он становится «другим». Данная техника близка к Искусству Вуду (Voo-doo Art) и знахарскому творчеству.

Шизоанализ – один из методов постструктуральной философии, критикующий современную цивилизацию. Человек выступает не как индивидуальность, а как индивидуальность. Речь идёт о шизофренизации человека как разорванного, фрагментарного существа, не способного фиксировать своё тождество. Ж.Делёз и Ф.Гваттари сформулировали принцип ускользания. Они описывают сегретативный параноидально-фашистский бред «…я принадлежу к высшему классу, высшей расе…» и номадический шизофренически-революционный бред, который пропускает потоки желания через себя, противоположным путём: «…я болван, я негр…», т. о. разрываются все идентификации. В результате происходит конфронтация социальных ролей с целью свести с ума общество, религию, психоанализ и культуру.

Экспрессионизм (лат. «выражение») – направление в искусстве первой четверти ХХ в. Художник выражал, прежде всего, свои субъективные чувства и ощущения. Для мастеров-экспрессионистов характерны большая или меньшая гротескность форм, повышенная (часто напряжённая) цветовая выразительность. Наиболее широко это направление распространилось в Германии и в Австрии. Нередко художники с «психиатрическим опытом» (Э.Мунк) находили адекватное выражение в технике экспрессионизма.

Я-концепция (англ. self-concept) – развивающая система представлений человека о самом себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность факторов. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я. к. Р.Бернс представляет Я. к. в виде иерархической структуры, вершиной которой является глобальная Я. к., интегрирующая реальное Я; идеальное Я; зеркальное Я. Каждая из модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.

См. так же материалы сайта:

*  Урываев В.А. "Понимание ИНЫХ"

* Предмет, задачи и значение медицинской психологии (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев)

* Глава 5. Системный подход к здоровью и исцелению (Норманн Казинс)

* Болезнь как кризисная ситуация (по И. Харди)

Пишите на адрес info@medpsy.ru "Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player