РУБРИКА: \ СЛОВАРЬ \ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК)

Литература

Биографический опросник (BIV)

 

Биографический опросник (BIV – Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstorungen) разработка немецких авторов (Bottscher, Jager, Lischer, 1976) является многомерным опросником, используемым для изучения некоторых аспектов биографии, окружающей среды и личности испытуемых. Эта биографическая методика нарушений поведения была сконструирована в процессе многолетней работы по ее усовершенствованию и представляет собой самоописание личности, в котором содержится как объективная, так и субъективная информация о раннем поведении (Чикер В.А., 2006).

Методика описывает испытуемых посредством свойств личности, сформированных социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает влияние семейной ситуации на жизненный путь. Методика позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, о ситуации окружающей среды и актуальном психическом состоянии, что является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации личности. Опросник относится к самооценочным методикам, в нем содержится субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной среде. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социальной среде. Диспозиции нарушения социального поведения, по мнению авторов, развиваются на ранних этапах социализации в связи с семейным окружением и воспитанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоняющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном поведении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи шкал опросника FAM и ERZIEN они являются собственно биографическими шкалами.

Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредуется влиянием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать, компенсировать, заменять неадекватные стереотипы на столь же неадекватные и т. п. Эти влияния среды измеряются при помощи шкал SOZLAG, PSYCON. SOZAKT, ICHSTK. Наряду с этим в актуальной ситуации при описании поведения могут обнаружиться и личностные специфические тенденции поведения (шкалы N и Е).

Интерпретация шкал с учетом их социально-психологической значимости:

* Шкала FAM субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим (высокие оценки - неудовлетворительные взаимоотношения с родителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со стороны семьи в детстве и юности; низкие оценки- хорошее взаимодействие между родителями, позитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности).

* Шкала ICHSTK сила Я, самоуверенность, способность добиться своего (высокие оценки – недостаточная сила Я, низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего; низкие оценки – выраженная сила Я, самоуверенность, способность добиваться своего).

* Шкала SOZLAG влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях (высокие оценки – частое выражение напряжения в личных и социальных ситуациях, трудности социальной адаптации; низкие оценки - незначительное ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность).

* Шкала ERZIEN воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц (высокие оценки негативно воздействующее воспитательное поведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между родителями либо замещавшими их лицами; низкие оценки благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей, хорошее взаимодействие между родителями).

* Шкала N нейротизм, эмоциональная лабильность (высокие оценки эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность; низкие оценки психическое здоровье, нормальные эмоциональные реакции, эмоциональная уравновешенность).

* Шкала SOZAKT социальная активность, контактность (высокие оценки неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя; низкие оценки хорошая способность устанавливать и поддерживать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим).

* Шкала PSYKON предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки (высокие оценки сильно выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность; низкие оценки психическое здоровье, отсутствие предрасположенности реагировать на стрессовые нагрузки).

Шкала Е – экстраверсия (высокие оценки социальная активность, общительность, импульсивность; низкие оценки невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию).

 

См. подробнее: Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала – СПб.: Речь, 2006. – С. 62-84

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player