|
РУБРИКА: \ СЛОВАРЬ \ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК) |
Методика исследования способности внимания Ф.Е. Рыбакова*
Для исследования способности внимания служит Табл. 9 – круг, разделенный на пять равных частей. В каждом
секторе круга разбросаны в беспорядке кружки с таким расчетом, что в каждой
последующей части круга число кружков увеличивается в 1,5 раза по сравнению с
предыдущим. Таким образом, в первом секторе круга (белые) имеется
12 кружков, во втором (зеленые) – 18, в третьем
(синие) – 28, в четвертом (красные) – 42, в пятом (черные) – 63.
Испытуемого просят считать вслух, без помощи пальца число кружков сначала в
первом секторе круга, затем – во втором, потом – в третьем и т.д. Так как число
кружков в каждом следующем за первым сектором становится все больше, то счет их
требует все большего и большего напряжения внимания и досчитать до конца
обыкновенно не всякому удается. При подсчете результатов опыта обращают
внимание: 1) на то, сколько времени потребовалось испытуемому для счета кружков
в каждом секторе, 2) насколько правильно происходил самый счет и, наконец, 3)
до которого сектора счет доведен без ошибки. Номер сектора, до которого счет
кружков доведен безошибочно, и будет служить показателем степени напряженности
внимания у данного субъекта. Например, испытуемый сосчитал правильно число
кружков в первом отрезке, во втором, в третьем, но в четвертом спутался, – следовательно, показателем степени
напряженности внимания служит у него цифра 3. При обычной постановке опыта,
большинство нормальных людей ведут правильно счет до четвертого отрезка
(включительно), лица же с расстроенным вниманием (например, душевно-больные)
путаются уже при счете первого отрезка.
(Ф.Е. Рыбаков «Атлас для
экспериментально-психологического исследования личности.» – М., 1910 )**
* Оригинальная таблица Ф.Е.
Рыбакова имеет в диаметре 22 см.
** Примечание автора: «Пособием
при составлении настоящих таблиц служили работы Гальтона,
Мюнстерберга, Бурдона, Эббингауза,
Кона, Бине и Анри, Крепелина,
Нечаева, Бернщтейна, Санкт-Петербургской
психологической лаборатории и др. Все таблицы нарисованы и составлены автором,
за исключением табл. 34-37… и табл. 40-41
«Исследуется главным образом степень концентрации возбудительного процесса в зрительном и двигательном анализаторах, при счете, связанном с мелкими глазодвигательными реакциями (имеет значение и запоминание того, какие кружки уже отсчитаны, то есть прочность образуемых временных связей, и другие моменты, прежде всего, сохранность счета, функции второй сигнальной системы).
Больному предлагают сосчитать без помощи пальцев зеленые кружки в одном секторе (18), затем синие в другом секторе (28). Если он быстро и правильно сосчитал кружки в первых двух секторах, можно предложить ему сосчитать и красные кружки (42). Если же при подсчете зеленых кружков возникают трудности, предлагают сосчитать кружки в первом секторе. При оценке ответов необходимо учитывать, правильно ли и как решена задача.
Больные с выраженными явлениями астении (токсикоинфекционного, органического или другого происхождения) считают с трудом, нуждаются в побуждении, повторении инструкции, часто прибегают к помощи пальцев, закрывая ими подсчитанные кружки. Больные в маниакальном состоянии быстро решают задачу, но нередко вследствие неустойчивости внимания допускают ошибки».
(Атлас для экспериментального
исследования отклонений в психической деятельности человека.
Под ред. И.А. Полещука, А.Е. Видренко. – 2-е изд-е, Киев, 1979,
С. 8)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |