РУБРИКА: \ СЛОВАРЬ \ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК)

Хейма Э

Хейма Э. (E. Heim) методика диагностики копинг-механизмов

скрининговая методика, позволяющая исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на * когнитивный, * эмоциональный и * поведенческий, – копинг-механизмы.

Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психо­неврологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д.м.н. профессора Л.И. Вассермана.

 

Показаниями к использованию предлагаемой методики Э. Хейма явля­ются:

* изучение характеристик копинг-поведения у пациентов с погранич­ными нервно- психическими расстройствами для уточнения их роли в генезе указанной патологии;

* исследование неадаптивных форм копинг-стратегий у лиц, находя­щихся в стрессовых ситуациях, для коррекции их копинг-поведения;

* проведение групповой или индивидуальной психотерапии, в ходе которых выявляются неадаптивные формы копинг-стратегий для последующей их коррекции и формирования адаптивного копинг-поведения;

* составление психогигиенических и психопрофилактических про­грамм с учетом формирования адаптивных форм копинг-поведения как для здоровых лиц, подвергающихся стрессу, так и для больных пограничными нервно-психическими расстройствами.

Противопоказаний, согласно авторам публикации,  к использованию методики нет. Отмечается лишь отме­тить неадекватность применения методики Э. Хейма у пациентов, стра­дающих психозами, которые не могут достаточно осознанно и объективно оценивать реальность.

 

Инструкция испытуемому к методике Э. Хейма

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще все­го разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмо­ционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, ко­торый Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо вы­брать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумывайте долго – важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!

 

А

  1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»

  2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»

  3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»

  4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые мину­ты и стараюсь никому не показывать своего состояния»

  5. «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что

  6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей моиэто пустяк»

  7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу»

  8. «Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпу­таться из этих трудностей»

  9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я со­вершенствуюсь сам»

10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудно­стями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б

  1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»

  2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»

  3. «Я подавляю эмоции в себе»

  4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»

  5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»

  6. «Я впадаю в состояние безнадежности»

  7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»

  8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»             

В

  1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»

  2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих го­рестях»

  3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на сво­их неприятностях»

  4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успо­коительных средств, вкусной еды и т. п.)»

  5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)»

  6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»

  7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для пре­одоления трудностей»

  8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»

 

Интерпретация полученных результатов

 

Адаптивные варианты копинг-поведения

 

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

* «проблемный анализ» (А5), * «установка собственной ценности» (А10), * «сохранение самообладания» (А4) – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

* «протест» (Б1), * «оптимизм» (Б4) – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

* «сотрудничество» (В7), * «обращение» (В8), * «альтруизм» (В2) – под которыми понимается такое поведение лично­сти, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (бо­лее опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудно­стей.

 

Неадаптивные варианты копинг-поведения

 

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

* «смирение» (А2), * «растерянность» (А8), * «диссимуляция» (А3), * «игнорирование» (А1) – пассивные формы поведения с отказом от пре­одоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

* «подавление эмоций» (Б3), * «покорность» (Б6), * «самообвинение» (Б7), * «агрессивность» (Б8) – варианты поведения, характеризующиеся подав­ленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

* «активное избегание» (В3), * «отступление» (В6) – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремле­ние уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от реше­ния проблем.

 

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от
значимости и выраженности ситуации преодоления

 

Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:

* «относительность» (А6), * «придача смысла» (А9), * «религиозность» (А7) – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных копинг-стратегий:

* «эмоциональная разрядка» (Б2), * «пассивная кооперация» (Б5) – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Среди поведенческих копинг-стратегий:

* «компенсация» (В4), * «отвлечение» (В1), * «конструктивная активность» (В5) – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, пу­тешествия, исполнения своих заветных желаний.

 

(Источник: Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие. – Казань, 2003, С. 23-29).

Пишите на адрес info@medpsy.ru "Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player