Годфруа Жо
РУБРИКА: \ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВАРИ \ ПЕРСОНАЛИИ

Готфруа Жо -

 

ГОДФРУА Жо (Godefroid Jo) – франко-канадский психолог, в частности, автор широко известного в России учебника «Что такое психология?» (в оригинале – «Пути психологии»). Глава 12 – «Иные» специально посвящена отклоняющемуся поведению, в том числе и его медицинским аспектам.

Предисловие Марка Ришеля (далее выделено научным руководителем сайта)

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но, тем не менее, осмелился, на сей раз, им воспользоваться. К тому же это руководство — несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.
Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню — о чем, несомненно, помнит и он, — как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), — экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.

Настоящее руководство – плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопеди­ческим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа.

Годфруа – приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специа­листам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают резуль­татом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперед, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психоло­гия больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию – это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллекту­альной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека – биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Это введение в психологию, в отношении дидактической ясности продолжающее традицию начальных американских руководств, заполня­ет пробел в публикациях по психологии на французском языке в Европе. Оно послужит путеводной нитью для многочисленных преподавателей, читающих лекции тем студентам, которые не обязательно решили посвятить себя психологии, но заслуживают тем не менее того, чтобы получить основательное и пробуждающее интерес введение в дисци­плину, с которой им еще придется столкнуться. Такие студенты найдут в этой книге не какую-то сумму твердо установленных научных фактов, а скорее путь, полный увлекательных приключений, который им захочет­ся продолжить. Я не сомневаюсь в том, что труд Жо Годфруа будет способствовать реабилитации психологии в общей системе образования из которой ее в последние годы нередко исключали – иногда под тем предлогом, что она слишком специфична и в некоторых своих аспектах доступна только профессионалам, а иногда потому, что она несет на себе слишком явные отпечатки предвзятости той или другой школы. Эта книга заинтересует и всякого «порядочного человека» в обычном смысле слова, даже если он никогда не был студентом или уже перестал им быть. Своим успехом, уже достигнутым в ее недавнем канадском издании, книга, несомненно, обязана той убежденности, которую вло­жил в нее автор; с такой же убежденностью он, прежде чем передавать своим квебекским студентам собственную увлеченность психологией, обучал сначала африканских ребятишек, а затем объединял под своей эгидой однокурсников или, играя в любительском театре, который, вероятно, мог бы стать профессиональным, заставлял своих зрителей разделять переживания героев.

 

Жо Годфруа Что такое психология
(Jo Godefroid "Les chemins de la psychologie", 1988)

Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Рассмотрены подходы и методы психологии, уровни сознания, эмоции и мотивация, научение, память, интеллект и творчество, становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики. Учебник отличает увлекательный стиль изложения. Для студентов, психологов, медиков, педагогов, и всех интересующихся вопросами психологии.

Содержание

Предисловие редактора перевода
Предисловие
Предисловие автора
Представление книги
Благодарности
Предисловие автора к русскому изданию

Часть I. Изучение поведения — история и методы

Введение
Глава 1. Что такое поведение?

Врожденное и приобретенное. Эволюционная теория. Эволюция поведения. Таксисы. Рефлексы.
Инстинктивное поведение. Импринтинг. Научение. Способность к умозаключениям. Эволюция человека
О
т деревьев до первых поселений. Развитие речи. Социальная и культурная эволюция. Агрессивность человека.
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
Документ 1.2. Миграция лососей — инстинктивное поведение или результат научения?
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение?
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Глава 2. Что такое психология?

Введение. Развитие психологии. Первые шаги. Донаучная психология. Рождение научной психологии.
Психология в XX столетии
Документ 2.1. Культ черепа
Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 = 2 или 1 + 1 = 1?
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
Документ 2.7. Структуры и функции
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
Документ 2.9. Социобиология и размножение
Документ 2.10. Младенцы и гештальт
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
Документ 2.13. Путь к самовыражению
Документ 2.14. Покорность и пытка
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Глава 3. Чем занимаются психологи?

Введение. Психология и ее разделы. Прикладные области. Область научных поисков. Методы психологии.
Описательные методы. Экспериментальный метод
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми
Документ 3.3. Эксперименты на животных
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
Документ 3.5. Наследственность и научение
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
Резюме
Литература
Материал для самопроверки

Часть II. Сознание и активация
Введение
Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания

Сознание и активное бодрствование. Измененные состояния сознания. Сон. Медитация. Разнообразие измененных состояний. Употребление наркотических средств и патологические состояния. Возбуждающие средства. Нейродепрессанты. Наркотики. Галлюциногены и психоделитики. Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним. Наркотики и внутренний мир человека
Документ 4.1. Электрическая активность мозга
Документ 4.2. Картография внутреннего пространства
Документ 4.3. Биологические часы
Документ 4.4. Внешняя обратная связь
Документ 4.5. Общедоступная медитация
Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности?
Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
Документ 4.8. Классификация психотропных веществ
Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания
Резюме
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?
Литература
Материал для самопроверки

Глава 5. Наше восприятие мира

Введение. Ограничения, связанные с органами чувств. Роль предшествующего опыта. Организация наших восприятий. Наши восприятия остаются постоянными (константными). Восприятие мира в трех измерениях.
Адаптация и привыкание. Внимание и восприятие. Факторы, определяющие внимание. Избирательное внимание. Физиологический порог и порог восприятия. Перцептивная защита. Подпороговое восприятие.
Экстрасенсорное восприятие. Сенсорная изоляция.
Документ 5.1. Мир клеща
Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
Документ 5.3. От стимуляции к восприятию
Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного
Документ 5.6. Движение и время
Документ 5.7. Зрительные иллюзии
Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство
Резюме
Досье 5.1. Наука и паранормальные явления
Литература
Материал для самопроверки

Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация

Введение. Мотивация и эмоции. Мотивация. Теория биологических побуждений. Теория оптимальной активации. Когнитивные теории мотивации. Иерархия потребностей. Эмоции. Аспекты эмоций. Факторы, определяющие эмоции. Стресс
Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация
Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие
Документ 6.5. Оргазм: все в голове
Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен
Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?
Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд
Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка
Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
Резюме
Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
Литература
Материал для самопроверки

Часть III. Высшие функции и обработка информации
Введение

Глава 7. Научение

Адаптация и научение. Виды научения. Научение реактивным формам поведения. Привыкание и сенсибилизация. Импринтинг. Условные рефлексы. Научение в результате оперантного обусловливания.
Научение методом проб и ошибок. Формирование реакций. Научение путем наблюдения (подражания модели). Когнитивные формы научения. Латентное научение. Обучение сложным психомоторным навыкам.
Научение путем инсайта. Научение путем рассуждений. Научение и созревание. Научение и его результаты
Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
Документ 7.2. Законы обусловливания
Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру
Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
Резюме
Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
Литература
Материал для самопроверки

Глава 8. Память, мышление и общение

Память. Структура памяти. Процессы, связанные с памятью. Забывание. Память и мышление. Мышление.
Процессы мышления. Стратегии мышления. Теории развития когнитивных процессов. Мышление и речь.
Речь. Общение и язык. Теории развития речи.
Документ 8.1. Сенсорная память
Документ 8.2. Образы и память
Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление
Документ 8.7. Дети и психолингвистика
Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить?
Резюме
Досье 8.1. Исследования памяти
Литература
Материал для самопроверки

Глава 9. Адаптация и творчество

Интеллект. Природа интеллекта. Структура интеллекта. Истоки интеллекта. Оценка интеллекта. Интеллект, решение проблем и творчество. Творческое мышление. Особенности творческого мышления. Творчество и адаптация. Особенности творческих личностей
Документ 9.1. IQ: два ребенка — это хорошо, а девять — это, наверное, многовато!
Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
Резюме
Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
Литература
Материал для самопроверки

Часть IV. Я, другие и «иные»
Введение


Глава 10. Развитие «Я»

Введение. Различные аспекты развития. Этапы жизни. Неравномерность роста. Развитие нервной системы.
Физическое развитие. Половое развитие. Половая функция и размножение. Половое поведение и развитие.
Когнитивное развитие. Этапы умственного развития ребенка и подростка. Умственные способности взрослого человека. Нравственное развитие. Моральное суждение в детском возрасте. Развитие нравственного сознания. Развитие личности. Описательные подходы. Бихевиористский подход. Когнитивный подход. Психодинамические подходы. Гуманистический подход. Социальное развитие.
Этапы социализации. Жизненные кризисы. Смерть. Приближение к смерти. Ступени смерти
Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или психологическое «афродизирующее средство»?
Документ 10.2. Детское мышление
Документ 10.3. Перед лицом нравственной дилеммы
Документ 10.4. Можно ли оценить личность?
Документ 10.5. Кто такие были Эдип и Электра?
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Глава 11. Человек и другие люди

Введение. Жизнь в обществе. Территория и индивидуальный участок. Факторы окружающей среды.
Социальное положение и роль в группе. Власть и подчинение. Конформизм. Влияние меньшинства.
Альтруизм и апатия. Взаимодействие и коммуникация. Межличностное влечение. Коммуникация
Социальное восприятие. Впечатления. Каузальная атрибуция. Стереотипы. Установки. Составляющие установок. Выработка установок. Изменение установок. Предубеждения
Документ 11.1. «Внутренняя галактика»
Документ 11.2. Чем многолюднее, тем безответственнее
Документ 11.3. Шум и успеваемость в школе
Документ 11.4. Доминирование, власть и лидерство
Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей
Документ 11.6. Конформизм и преобразование действительности
Документ 11.7. Влияние меньшинств и социальные сдвиги
Документ 11.8. Безмолвные свидетели и снисходительные жертвы
Документ 11.9. Межличностное влечение зависит и от обоняния
Документ 11.10. Похвала и критика
Документ 11.11. Парадоксальная коммуникация, двойное принуждение и шизофрения
Документ 11.12. Любовь и истолкование улыбки
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Глава 12. «Иные»

Введение. Тревога и стресс. Что такое аномальное поведение? Некоторые подходы к пониманию аномального поведения. Демонология. Медицинский подход. Психоаналитический подход. Бихевиористский подход. Когнитивный подход. Гуманистический подход. Социо-культурный подход. Классификация психических расстройств. Расстройства, свойственные детскому и подростковому возрасту.
Расстройства органического происхождения. Функциональные расстройства. Расстройства личности.
«Приклеивание ярлыков» и его последствия. Лечение. Психиатрия и медицинский подход к лечению психических расстройств. Психотерапия. Поведенческая терапия (бихевиористский подход). Альтернативные ресурсы и групповая терапия
Документ 12.1. Уравновешенный человек и «норма»
Документ 12.2. Жизнь и механизмы психологической защиты
Документ 12.3. Психические расстройства в детстве и отрочестве
Документ 12.4. Путешествие через психическое страдание
Документ 12.5. Здравый рассудок среди безумия
Документ 12.6. Антипсихиатрия и психиатрия: право на безумие или право на лечение?
Документ 12.7. Не сводится ли весь секрет терапии к эффекту плацебо?
Документ 12.8. Пример фрейдистской интерпретации
Документ 12.9. От одной формы терапии к другой
Резюме
Материал для самопроверки
Литература

Приложение А. Биологические основы поведения. Наследственность и размножение. Генетические основы развития. Хромосомные аномалии. Близнецы. Резюме. Физиология поведения. Организация нервной системы. Рецепторы
Дополнение А.1. Звук и свет. Эффекторы. Периферическая нервная система
Дополнение А.2. Три «мозга» и эволюция нервной системы. Центральная нервная система. Кора большого мозга
Дополнение А.3. Расщепленный мозг. Структура и функции нейрона
Дополнение А.4. Нервная активность и сканер
Резюме
Литература
Приложение Б. Статистика и обработка данных
Введение
Дополнение Б.1. Некоторые основные понятия
Дополнение Б.2. Влияние потребления марихуаны на глазодвигательную координацию и время реакции (гипотетический эксперимент)
Описательная статистика. Группировка данных. Оценка центральной тенденции. Оценка разброса.
Индуктивная статистика. Проверка гипотез
Дополнение Б.3. Уровни достоверности (значимости)
Дополнение Б.4. Степени свободы. Параметрические методы. Непараметрические методы
Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции. Резюме
Результаты вычислений, которые предложено было сделать читателям
Дополнение Б.5. Таблицы
Литература
Словарь терминов
Предметный указатель
Именной указатель

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player