В.В. Гаврилов "Российская и Французская истории и неизбежность их пересечения в Швейцарии"
 
 

РУБРИКА:  ПРОЕКТ "ИНЫЕ"

РОССИЙСКАЯ И ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИИ И НЕИЗБЕЖНОСТЬ ИХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ В ШВЕЙЦАРИИ

 

Российская и Французская истории и неизбежность их пересечения в Швейцарии

 

Гаврилов В.В.

         

Александр Павлович Лобанов (1924 г/р) – наиболее значительный и масштабный художник русского Ар-брют (по данным зарубежных экспертов)  родился в г. Молога Ярославской области. Уже с детства он пережил много жизненных драм: глухонемоту, психическую болезнь, изгнание (его родной город был затоплен Рыбинским водохранилищем) и изоляцию. Так и не найдя общего языка с семьёй и миром, он с 1947 г. безвыписно находился в загородной больнице психобольнице «Афонино». Вначале Александр с трудом подчиняется её укладу: в его рисунках сцен охоты или «несчастного случая»  ружья обязательно стреляли и наивные сюжеты ассоциировались с собственной трагедией.       

А в это время, во Франции художник Жан Дюбюффе восхищаясь техникой душевнобольных и, нередко, имитируя её, продолжал коллекционировать психопатологическую экспрессию, в первую очередь, наведываясь в швейцарские больницы. Он же привнёс миру и свой термин «Ар-брют», а в 1949 г. он провёл первую выставку Ар-брют в галерее Рене Друэ, демонстрируя в Париже 200 произведений 63 авторов. Его конфронтационный манифест «Ар-брют предпочтительнее культурного искусства» заставил многих переосмыслить этапы развития и итоги современной европейской культуры.

 

Одновременно и у «повзраслевшего» Александра Лобанова «протестный период» уступает место теме становлению образа «Я – идеала». Как мальчишка с восторгом играющий пистолетиками, воображая себя героем, так и выдумщик Лобанов, проводит жизнь в ИНОМ мире, в котором не осталось места страхам, сомнению. Его ружья перестают стрелять, мироощущение преследуемого сменяется самоутверждением защитника, приобретающего автопортретные черты. Оружие предстаёт сверхценным атрибутом «отпугивания», символизирующим достоинство изгнанника. Завершается поиск своей «миссии»: художник модифицирует «трёхлинейку» С. Мосина, а «сдвоенный затвор» винтовки становится предметом трепетной любви, украшением, надёжным и безотказным символом чудо – техники, компенсирующим ограниченные возможности автора.

Параллельно Жан Дюбюффе занимается поисками достойного пристанища своей коллекция, но его идеи отвергаются чиновниками и «арт-экспертами» Франции (непростительная недальновидность и ныне трактуется как непростительное фиаско провайдеров культуры Франции середины ХХ века!). С 1951 по 1962 годы коллекция из Европы «эмигрирует» в Америку и экспонируется в доме друга Ж. Дюбюффе – художника Альфонсо Оссорио в Ист-Хамптоне (близ Нью-Йорка). И только в 1971 году Ж. Дюбюффе, стремясь обеспечить общественный статус свому собранию, начинает переговоры с муниципальными властями г. Лозанны – франкоязычной части Швейцарии. Кстати, откуда родом и Алоиза Корбаз (вероятно художник № 2 в пространстве Ар-брют после Адольфа Вёльфли). Алоиза, Адольф да и Александр начинают творить именно в психиатрических больницах: в допсихофармакологический период их творчество неизменно способствуют самоуспокоению, ещё раз подчёркивая неограниченные возможности ауто-арттерапии! Итак, собрание Ж. Дюбюффе передаётся автором в собственность мэрии Лозанны, которая обязуется обеспечить её сохранность и постоянное экспонирование, для чего обустраивает под музей Замок Болье – особняк XYIII века, невдалеке от центра города.

 

У каждого своя дорога… Тем временем Александр Лобанов, помимо рисования, с упоением начал и фотографироваться. В постановочных фото он выступал оформителем, режиссёром и актёром «парадных» автопортретов. Окружая себя изготовленными из картона разрисованными рамками – декорациями и муляжным оружием он и просил фотографировать. Развивающаяся личность А.Лобанова становится самодостаточной. Нет сомнений, он «зауважал себя», нашёл роль в жизни, пусть и ограниченную стенами больницы. Рисунки и фото убедительно демонстрирует не столько «болезненность», сколько детскость души.

С первой выставки ИНЫЕ в 1997 г. творчество А. Лобанова зачаровывает зрителей, мастер успевает познать и общественное внимание. В 1999 г. в художественном музее он присутствовал на первой персональной выставке «Аутсайдер», приуроченной к его 75-летию и впервые получил паспорт. Далее началась и «европейская» биография художника. Он выставлялся и его работы представлены в художественных музеях Ярославля, Москвы и Иванова, в Музеях современного и аутсайдерского искусства Франции, Германии, Португалии. Страны, где он выставлялся – уже  нелегко даже и перечесть.

При этом организаторы арт-проекта ИНЫЕ не покидали надежды представить творчество художника именно в Лозанне, среди легендарной коллекции Ж. Дюбюффе. Оказалось, что о подобной «встрече» мечтала и швейцарская сторона. Директор Музея Коллекции Ар Брют Мадам Люсьен Пейри заранее приехала в Ярославль, чтобы договориться о совместном проекте. Катализировала проект французская художница, представительница арт-проекта ИНЫЕ – Доминик де Миско, которая к выставке подготовила представительную богатоиллюстрированную монографию «Александр Павлович Лобанов – русский автор Ар-брют». В книге девять отечественных авторов и десять европейских пытались озвучить удивительный феномен глухонемого художника. Ретроспективная выставка «Александр Лобанов» с 16.02. по 20.05.07 оказалась архи – успешной, хотя немного и нарушила традиции Музея. Учитывая неподдельный и высокий интерес к автору и желание в максимально полном объеме продемонстрировать его необычное творчество, было отобрано 120 (!) произведений: рисунки, фотографии, фотомонтажи и коллажи, а посему выставка проходила не в традиционных выставочных залах, а в специально освобождённом по такому поводу первом этаже. Во время экспозиции постоянно прокручивали 2 короткометражных французских фильма об авторе, сделанных на основе видео-архивов коллекции ИНЫЕ. На вернисаже выступил и г-н Мишель Тевоз, автор самой цитируемой русскоязычной книги «Ар-брют» (1995), который и в приватной беседе высоко отозвался о необычном творчестве художника, восхищаясь декоративным богатством рисунков, украшенных символами советской эпохи. Интерес зрителей и прессы был настолько велик, что были организованы экскурсии, в том числе и на русском языке, и решено было продлить выставку на неделю. Репортажи о выставки демонстрировались и по каналу «Евроньюс», передовицу опубликовал журнал «Raw vision» (№ 58), безусловный лидер по проблематике Ар-брют и Аутсайдер арт (www. rawvision.com).

Так, ровно через 20 лет после создания в психиатрической клинике коллекции ИНЫЕ и к 10-летнему Юбилею первого выставочного арт-проекта ИНЫЕ – произошла эта, несомненно, значимая экспозиция в Музее Коллекции Ар-брют. Выставка, которая по всем законам логики (а может и паралогики), просто обязана была состояться. Сегодня российский Ар-брют может  начать отсчитывать новый этап своего существования…

 

Пишите на адрес info@medpsy.ru "Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player