РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

Глава 4


УДК 616.895.8 – 053.2 : 615.851

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАССИЧЕСКОГО И МОДИФИЦИРОВАННОГО ВАРИАНТОВ ХОЛДИНГ-ТЕРАПИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ


В.Л. Цыбенко, В.В. Деларю

Центр психического здоровья детей и подростков, г.Волгоград;

Кафедра общей и клинической психологии ВолГМУ


Согласно проведенным в разных странах эпидемиологическим исследованиям частота раннего детского аутизма (РДА) составляет 3-6 случаев на 10 тысяч детей, а удовлетворительная социальная адаптация во взрослом возрасте наблюдается менее чем у 30% детей с РДА [5]. При этом традиционные методы оказания психологической помощи (поведенческая терапия, семейное консультирование, арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия) имеет определенное применение и недостаточно эффективны, поскольку не учитывает характерные особенности аутичных детей (в первую очередь, практическое отсутствие взаимодействия с окружающими и специфику имеющихся эмоциональных нарушений). Следовательно, эти методы в качестве относительно самостоятельных могут применяться преимущественно только при ремиссиях, но при выраженных нарушениях (и/или вне ремиссий) психологическая помощь при РДА не может ими ограничиваться и должна включать специально разработанные для работы с аутичными детьми техники.

В данном контексте несомненный интерес представляет метод холдинг-терапии, разработанный доктором М. Велчем (1988) как специальная психотерапевтическая техника для работы с аутичными детьми [6]. Суть метода заключается в том, что в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. Первые результаты применения холдинг-терапии в России сотрудниками московского Институте коррекционной педагогики и психологии показали высокую эффективность методики [1-3], однако их выборочный подход к отбору детей для холдинг-терапии и немногочисленность тематических публикаций определили целесообразность настоящего исследования.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Сравнить эффективность «классического» и модифицированного (авторского) вариантов холдинг-терапии при оказании психологической помощи детям с ранним детским аутизмов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С 1999г. в Центр психического здоровья детей и подростков (ЦПЗДиП) обратились за помощью 52 семьи, имеющих детей, которым поставлен диагноз РДА (F.84.0 и F.84.1; сплошная выборка детей с РДА с 1999г. - 52 ребёнка в возрасте 3-х - 12-ти лет). Все эти дети на протяжении всего времени холдинга находились под наблюдением, а 42 ребёнка (80,8%) - до настоящего времени (2007г.) наблюдаются в ЦПЗДиП. Длительность наблюдения за детьми, которым была оказана психологическая помощь составляла от 1-го до 6-ти лет, при этом более половины (55,8%) наблюдаются более 3-х лет.

На первом этапе исследовательской работы (1999-2001 гг.) использовался классический, «чистый» вариант холдинг-терапии, предложенный М. Велчем и апробированный в нашей стране О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг [1-3]. Однако результаты холдинг-терапии с первыми 12 детьми показали его недостаточную эффективность вследствие чего был разработан модифицированный вариант холдинг-терапии и именно модифицированный вариант холдинг-терапии был положен в основу коррекционной работы с остальными 40 детьми. Соответственно, 12 детей, которым проводился классический вариант холдинга составили 1-ю группу; 40 детей, которым проводился модифицированный (авторский) вариант - 2-ю группу.

В обеих группах распределение детей по возрасту и полу было практически одинаковым: половина детей была в возрасте 3-5 года и две трети были мальчики. У 34 (65,4%) детей диагноз РДА был первично поставлен при их обращении в ЦПЗДиП; у остальных детей (18 человек; 34,6%) диагноз РДА был первично поставлен детским психиатром по месту жительства и для уточнения диагноза и последующего лечения дети были направлены в ЦПЗДиП. Неврологическое обследование (с проведением ЭЭГ и ЭхоЭГ) показало, что дети 1-й и 2-й групп характеризовались сходными неврологическими нарушениями; у 41,7-45,0% из них диагностировался гипертензионный либо гипертензионно-гидроцефальный синдром. Согласно соматическому обследованию детей у большинства из них (43 человек; 82,7%) в анамнезе наблюдались частые простудные заболевания. Клинико-психологические нарушения в обеих группах также были схожими и выраженными (о чем, в частности, свидетельствовали такие достаточно «грубые» нарушения, как вокальные и моторные стереотипии, нарушения влечений, акты аутоагрессии и агрессии по отношению к окружающим).

Общий «объём» психологической помощи (количество сессий холдинг-терапии) приведен в табл. 1.(длительность каждой сессии варьировало от 1-го до 3-х месяцев; количество сеансов холдинг-терапии во время сессии составляло 10-15 сеансов).

Табл.1.

Количество сессий холдинг-терапии у детей с РДА

Количество сессий

холдинг-терапии

1-я группа

обследованных детей (12 детей)

2-я группа

обследованных детей (40 детей)

Все обследованные дети с РДА

(52 ребёнка)


абс

%

абс

%

абс

%

Колич-во сессий холдинга:

Одна сессия

Две сессии

Три сессии


2

9

1


16,7

75,0

8,3


4

32

4


10,0

80,0

10,0


6

41

5


11,5

78,9

9,6


Как видно из приведенных в табл.1. данных, количество сессий в 1-й и 2-й группах было одинаковым (у подавляющего большинства детей - у 75,0-80,0% - было проведено 2 сессии). Таким образом, дети 1-й и 2-й групп характеризовались схожими показателями по всем параметрам, за исключением характера оказываемой психологической помощи.

Предложенная модификация холдинг-терапии заключалась в том, что помимо собственно холдинга использовались и другие техники, частности, поведенческая терапия, и, особенно, игровая терапия и арт-терапия. Холдинг-терапия направлена, прежде всего, на установление эмоционального контакта (с родителями), а использование дополнительных психотерапевтических методов и приемов (игровая, поведенческая, семейная терапия и др.) позволяет наилучшим образом корректировать эмоциональные взаимоотношения ребенка с окружающим миром. В связи с этим, в работе холдинг-терапия использовалась как основной метод оказания квалифицированной психологической помощи аутичным детям и дети с РДА только после занятий холдинг-терапией идут на контакт и на использование других психотерапевтических методов. При этом сначала применялась недирективная игровая терапия. В дальнейшем (чаще всего, в середине 1-й сессии) начинала применяться и директивная (направленная) игротерапия, которая предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм..

В рамках директивной игровой терапии использовались игры с водой - «Переливание воды», «Открывай! - Закрывай», «Фонтан», «Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание кукол», «Мытьё посуды», «Пенный замок», «Праздник на воде», а также «Кукольный обед», «Пускание мыльных пузырей», «Подуем на огонёк», «Холодно - горячо», «День рождения», «Рисуем дымом» и другие; родителям объяснялись такие игры как «Гуляем в темноте», «День рождения», «Праздник на воде», «Солнечный зайчик», «Льдинки», «Тает льдинка», «Разноцветный лёд», «Ледяные фигуры», «Сосульки», «Прячем ручки» и они разыгрывали их дома; включение директивной игровой терапии сочеталось с использованием методов арт-терапии (игры «Цветная вода», «Смешиваем краски» и другие). В основу игр положены рекомендации Э.Г. Эйдемиллера с соавт. [4].

Применение модифицированного варианта холдинг-терапии (как и классического) также не исключало использование медикаментозной терапии во время сессий (применялись ноотропные препараты, комплексы витаминов группы В, а при наличии гипертензионного либо гипертензионно-гидроцефального синдрома еще и диуретики, преимущественно, диакарб). В отдельных случаев, когда дети с РДА ранее уже получали транквилизаторы и родители были очень настроены на продолжение их приёма, то транквилизаторы отменялись не сразу, а в процессе холдинг-терапии; нейролептики, антидепрессанты не применялись.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая особенности проведения модифицированного варианта холдинг-терапии, представляется целесообразным остановиться на описании особенностей первых сеансов.. Первые сеансы холдинг-терапии соответствовали этапу, обозначенному М. Велчем как «конфронтация, сопротивление, разрешение», но все же с некоторыми отличиями в разных семьях. Так, например, время сопротивления очень варьировало (от 60 минут до 4 часов), что зависело не только от глубины аутизма ребенка, но и в большой степени от возраста ребенка. Маленькие дети (4-х летнего возраста) сопротивлялись недолго, часто засыпая в конце первого сеанса на руках у мамы.

Длительность сопротивления зависела и от того, насколько умело родители справлялись с проявлениями страха и агрессии у ребенка, и насколько уверенно они себя при этом чувствовали. Чаще всего сопротивление ребенка длилось 1,5-2 часа. Однако и в этот период оно не было непрерывным. Периоды активного сопротивления перемежались моментами расслабления, когда ребенок как бы «отдыхал от борьбы» и внимательно слушал то, что ему говорили родители. По нашим наблюдениям, сопротивление иссякало быстрее, когда в такие моменты родители старались не просто развлекать или успокаивать ребенка, а говорили о том, какой он любимый, умный и хороший, как он всем нужен, как без него грустно, объясняли малышу, почему его не отпускают с рук («соскучились», «хотим побыть все вместе», «хотим с тобой пообщаться и поиграть» и т.п.).

Можно было отметить также, что у девочек во время холдинга был несколько иной тип сопротивления, чем у мальчиков. Девочки, хотя и были не менее упорны в сопротивлении, “сражались“ не так отчаянно, как мальчики, например, не столько кричали, сколько “ныли”. Поэтому первый холдинг с девочками проходил в целом более спокойно, чем с мальчиками, но был более растянут во времени.

Поведение детей на первых сеансах холдинга зависело и от глубины аутизма. Ребенок с наиболее выраженным аутизмом мог подолгу спокойно сидеть на руках у мамы, не глядя ей в глаза, а разглядывая, например, лампу, или уставившись в окно. При этом он часто выглядел вялым, безучастным, буквально погруженным в просоночное состояние. Спровоцировать такого ребенка на активное сопротивление было трудно. Родители достигали этого либо настойчивым требованием смотреть им в глаза, либо тем, что ненадолго отпускали его, а затем вновь брали на руки и продолжали холдинг.

41 детей (78,8%) почти сразу реагировали на ситуацию удержания страхом и отчаянным сопротивлением. Но бывало, что с самого начала холдинга или после некоторого времени сопротивления такой ребенок погружался в аутостимуляцию. Откинувшись назад, он играл пальцами перед глазами или активно раскачивался из стороны в сторону, а чаще - вперед-назад, сидя на руках у мамы. При этом ребенок мог монотонно мычать или издавать какие-то резкие звуки, чтобы заглушить то, что говорили ему родители. Мы просили родителей так, как делаем это обычно на игровых занятиях, «подключиться» к стереотипиям, т.е. подражать ребенку, придавая его действиям игровой смысл. Например, мама начинала раскачиваться вместе с малышом, приговаривая, что они «плывут на лодке, а ветер сильно дует, лодка раскачивается», или цокала языком так же громко, как это делал ребенок, приговаривая «какие мы с тобой замечательные лошадки». Такое поведение родителей либо моментально гасило аутостимуляцию, либо, если ребенок принимал комментарий, становилось игрой.

В 11 достаточно опытных и умелых семьях (21,2 %), где родители уже до начала холдинг-терапии пытались понемногу играть с ребенком, брать его на руки, сопротивление у детей наступало гораздо позже и длилось недолго, так как родители активно включали во взаимодействие наработанные приемы - игры, песни, чтение стихов (кроме невысокой эффективности собственно «чистого, классического» холдинга именно подобная тактика данной категории родителей и «подсказала» идею о модификации холдинга).

В конце холдинга, когда ребенок становился расслабленным, отзывчивым и легко контактировал, мы просили всех родителей поиграть с ребенком, спеть песню, что-нибудь рассказать.

Таким образом, уже на первых сеансах мы выходили за рамки традиционной для холдинг-терапии схемы «конфронтация, сопротивление, расслабление». Мы допускали «обыгрывание» реакций ребенка еще на стадии сопротивления, если это помогало снять чрезмерное аффективное напряжение родителей и ребенка. И главное - мы старались использовать хорошее настроение ребенка после холдинга, его возросшую контактность для развития эмоционального взаимодействия между ним и его родителями.

В течение первой недели холдинг-терапии в большинстве наблюдавшихся случаях (40 детей; 76,9 %) происходило снижение сопротивления ребенка: от 2-4 часов на первом холдинге до 2-4 раз за весь холдинг по 1-5 минут. Быстрее всего, как мы уже упоминали, исчезало сопротивление у маленьких детей (4 года). Понятно, что они легче, чем старшие дети, погружались в «младенческое состояние»; ранняя аффективная привязанность к маме актуализировалась у них очень быстро. Но и в других семьях «борьба» сменялась эмоциональным общением, чтением стихов, пением песен, общими играми.

В итоге уже на первой неделе занятий традиционная схема холдинг-терапии «конфронтация, сопротивление, расслабление» дополнялась последующим активным позитивным эмоциональным взаимодействием между родителями и ребенком. Эту модификацию холдинга мы развивали и в дальнейшем, считая ее более продуктивной и полезной для развития аутичного ребенка.

Кроме этого, необходимо отметить, что во время занятий с применением модифицированного варианта холдинг-терапии многие дети в процессе игровой терапии проходили и проигрывали те этапы возрастного развития на которых они остановились в развитии. Например, 16 детей (30,8%), которые остановились на оральной фазе развития начинали облизывали игрушки и брали в рот различные предметы. 20 (38,5%) детей остановившихся в развитии на анальной фазе, начинали проситься в туалет. Практически 100 % детей успешно прошли фаллическую стадию психосексуального развития. Это проявлялось в том, что дети прижимались к родителям, хотели, чтобы родители приласкали их, хотя раньше дети никого не пускали в свой мир.

Результаты применения классического и модифицированного варианта холдинг-терапии приведены в табл.2..

Табл.2..

Результаты применение холдинг-терапии у детей с РДА



1-я группа

(12 детей)

2-я группа

(40 детей)

Все дети

(52 ребёнка)


абс

%

абс

%

Абс

%

Значительное улучшение

2

16,7

26

65,0

28

53,9

Улучшение

4

33,3

10

25,0

14

26,9

Без изменений

6

50,0

4

10,0

10

19,2

Ухудшение

-

-

-

-

-

-


Из приведенных в табл. 2. результатов видно, что модифицированный вариант оказалась гораздо более эффективным по сравнению с «чистым, классическим» холдингом: если о значительном улучшении можно было говорить у 16,7% детей 1-й группы, то во 2-й группе (т.е. где проводился модифицированный вариант) - у 65,0% детей. Если в 1-й группе изменений не наблюдалось у 50,0% детей, то во 2-й группе - у 10,0%. Ухудшений в обеих группах не наблюдалось.

Далее, анализируя динамику имевшихся ранее болезненных проявлений у 40 детей с РДА (2-я группа), можно отметить следующее:

  1. Холдинг содействовал уменьшению (смягчению) собственно аутизма, установлению более адекватного эмоционального контакта между ребенком и родителями. 33 родителя детей с РДА (82,5 %) говорили о том, что ребенок стал чаще смотреть в глаза, больше хочет быть рядом, а не сам по себе; 20 родителей (50,0%) отмечали, что ребенок стал проявлять инициативу в контакте или о том, что эти проявления стали чаще. Они говорили, что ребенок постоянно «пристает», требует к себе внимания, «заигрывает».

  2. Усилилась привязанность детей к близким людям: 24 ребёнка (60,0%) меньше стремились уединиться, и, напротив, хотели находиться в той же комнате, где мама или другие близкие люди; 11 детей (27,5%) стали чаще стремиться побыть на руках у мамы, искать у нее утешения и защиты (в случае опасности, плохого настроения, болезни); о 8 детях (20,0%) мамы говорили, что их ребёнок «перестал отпускать меня из дома»; о 4 (10,0%) - что стал ждать с работы папу, бежит встречать его в прихожую;

  3. 33 родителя (82,0 %) отмечали возросшую активность детей, усиление или появление интереса к окружающему, возросшее любопытство ребенка. Многие родители говорили, что ребенок после холдинга смотрит на них «как будто в первый раз видит», начинает обследовать, ощупывать лицо мамы (глаза, рот), гладит по волосам. Также дети начинали обследовать свою комнату, всю квартиру. Одна из мам жаловалась на то, что с ребенком невозможно стало ходить в гости - он изучает все комнаты, залезает без разрешения во все шкафы, выдвигает все ящики. Другой мальчик стал приглядываться к тому, чем занимается мама, пытаться помогать ей стирать и готовить, заглядывая при этом в каждую кастрюлю, в шкаф, где хранились крупы, в холодильник.

  4. Уменьшились проявления сверхсензитивности детей, они стали спокойнее реагировать на внедомашнюю обстановку и, соответственно, больше взаимодействовать с окружающими; 30 детей (75,0%) примерно через три недели холдинг-терапии стали проявлять большее желание и возможность взаимодействовать. Об этих детях родители говорили, что они «стали более отзывчивыми», менее отрешенными, лучше слушают, выполняют простые просьбы. При этом 29 детей (72,5%) стали чаще смотреть в глаза не только близким людям, но и чужим, с которыми сталкивались в транспорте, на занятиях, тем, кто приходит в гости и др.; 18 детей (45,0%) стали проявлять интерес к незнакомым людям: начали наблюдать за другими детьми, их игрой на детской площадке; у 13 (32,5%) детей существенно смягчилась, уменьшились страхи, основанные на гиперсензитивности ребенка (в результате, например, после первых двух сеансов холдинга четырехлетняя девочка впервые спокойно позволила маме расчесать волосы и заплести косу; эта же девочка, боявшаяся собак, через месяц холдинг-терапии спокойно подошла на улице к собаке, правда, маленькой, погладила и даже постаралась заглянуть ей в глаза); 7 детей (17,5%) активно включались во взаимодействие (стали участвовали в общей беготне с другими детьми); 5 (12,5%) впервые стали проявлять инициативу в контакте с детьми (подходили к другому ребенку, тянули за руку, затевали с ним беготню); о 5 детях (12,5%) мамы говорили, что с ними стало легче ехать в транспорте, зайти в магазин или другое людное место; 4 детей (10,0%) стали терпимо относиться к стрижке ногтей, вне холдинга 4 детей (10,0%) стали проявлять интерес к тем играм, которые предлагали им взрослые или другие дети; они больше наблюдают и слушают, но иногда включаются в игру или рисование спонтанно; 3 детей (7,5%) - к посещению парикмахерской.

  5. У 14 (35 %) детей был заметен прогресс в развитии речи. Причем, по наблюдениям, первичным является прогресс в развитии понимания речи, что проявляется в поведении ребенка возросшей способностью слушать стихи, рассказы о самом ребенке, которые родители придумывают во время холдинга, а затем и сказки. Внимание к тому, что рассказывают родители, становится более протяженным; ребенок, даже не отвечая словесно, дает адекватную эмоциональную реакцию (хмурится, когда появляется «серый волк», смеется, когда родители говорят о его собственных шалостях и т.п.). Предшественниками речевой инициативы на холдинге становятся также подражание ребенка мимике и артикуляции родителей, выполнение по их просьбе игровых действий, имитирующих чье-то поведение («покажи козу рогатую», «сделай как мишка косолапый ногою топ», «как мама делает «но-но-но»»).

  6. У 7 детей (17,5%) исчезли проявления аутоагрессии. Примечательно, что агрессивные проявления, наблюдавшиеся в поведении 10 детей (25,0%) до начала холдинг терапии, впоследствии иногда возникали только во время холдинга и совсем не наблюдались в другое время.

  7. У 6 (15,0%) детей произошло заметное улучшение в освоении бытовых навыков: 4 (10,0%) научились самостоятельно одеваться, 5 (12,5%) освоили более сложные действия (застегивание пуговиц, молнии на брюках и др.), а главное, стали активнее пользоваться уже освоенными навыками; у 1 ребенка (2,5 %) на фоне холдинг терапии удалось сформировать навык опрятности (в этом случае отсутствие навыка опрятности было связано со страхом туалета и горшка, который смягчился на фоне холдинг терапии).

Кроме вышеперечисленного, необходимо отметить, что обо всех детях говорили, что они стали менее капризными, более послушными. Про одного ребенка родители рассказывали, что он прекратил «устраивать истерики», кричать и валиться на пол, когда мама входила с ним в магазин в троллейбус или не выполняла немедленно какого-то требования ребенка. Многие (17 детей, 42,5%) стали приходить в один и тот же час и требовать холдинг терапии.

Сравнивая результаты холдинг-терапии у детей 1-й и 2-й групп можно констатировать более выраженную редукцию болезных проявлений во 2-й группе: если раньше (да начала холдинга) частота и выраженность нарушений были одинаковы в сформированных группах, то после проведения разных вариантов холдинга у детей 2-й группы практически все выделенные нарушения стали встречаться в 1,5-2 раза реже.

О более выраженной позитивной динамики модифицированного варианта холдинг-терапии свидетельствуют и катамнестические данные относительно социальной адаптации детей с РДА (социальная адаптация оценивалась, прежде всего по тому учились ли в школах дети и если учились, то в каких; посещали ли они детские сады и если посещали, то какие; занимались ли они в каких-нибудь секциях; табл. 3.)..

Табл. 3..

Социальная адаптация детей с РДА



Показатели социальной

1-я группа

(12 детей)

2-я группа

(40 детей)

Все дети

(52 человека)

адаптации

абс

%

абс

%

абс

%

Обучаются в школе:

  • по общеобразовательной программе

  • по коррекционной программе

  • школа-интернат 8-го типа

10


2

5

3

75,0 (100,0)


16,7 (20,0)

33,3 (50,0)

25,0 (30,0)

25


13

8

4

62,5 (100,0)


32,5 (52,0)

20,0 (32,0)

10,0 (16,0)

35


15

13

7

67,3 (100,0)


28,8 (42,9)

25,0 (37,1)

13,5 (20,0)

Посещают детские сады:

  • обычного типа

  • 19 вида

2

1

1

16,7 (100,0)

8,3 (50,0)

8,3 (50,0)

15

13

2

37,5 (100,0)

32,5 (86,7)

5,0 (13,3)

17

14

3

32,7 (100,0)

26,9 (82,4)

5,8 (17,6)

Занимаются в секциях:

  • спортивный сектор

  • творческий сектор

2

1

1

16,7

8,3

8,3

10

3

7

25,0

7,5

17,5

12

4

8

23,1

7,7

16,4

Примечание:


Как следует из приведённых в табл. 3. данных, среди обучающихся в школе детей с РДА (35 человек) на момент сбора катамнестических данных 42,9% (15 ребенка) обучались по общеобразовательной программе; 37,1% (13) - по коррекционной программе и 13,5% - обучались в школе-интернате 8-го типа. В секциях занимались 23,1% (12 человек); преимущественно это были секции творческой направленности (16,4% - художественные школы, кружки русского творчества, росписи, лепки), реже - спортивного (7,7% - плавание, легкая атлетика). Среди 17 детей, посещавших детский сад, 82,4% (14 ребёнка) были в детском саду обычного типа; 17,6% (3) - 19-го типа. Таким образом, можно отметить достаточно неплохие для данной патологии показатели адаптации, хотя приведенные результаты, возможно, несколько и “завышены“: были отдельные случаи, когда родители откровенно признавались, что их ребёнок “не столько посещает обычный садик, сколько числится в нём“, что программу общеобразовательной школы он “не тянет, но мы упрашиваем ставить ему тройки“. Однако подобные ситуации были единичными и принципиально не сказались на полученных показателях адаптации.

Естественно, что в контексте проведенного исследования особый интерес представляет сравнение показателей адаптации детей 1-й и 2-й групп. Если в 1-й группе среди школьников по общеобразовательной программе обучались 20,0% детей, то во 2-й группе - в 2,5 раза больше (52,0%). Соответственно, по коррекционной программе в 1-й группе обучалось 50,0% и в школе-интернате 8-го типа - 30,0%. В то же время во 2-й группе по коррекционной программе обучалось 32,0% и в школе-интернате 8-го типа - 16,0% (т.е. почти в 2 раза меньше детей школьного возраста, чем в 1-й группе).

Аналогичная ситуация была и относительно детских садов: во 2-й группе абсолютное большинство детей (82,4%) посещали детские сады обычного типа, чего нельзя было сказать относительно детей 1-й группы.

Дети 2-й группы также чаще, по сравнению с детьми 1-й группы, занимались в различных секциях (25,0% против 16,7%), что свидетельствует об их более высокой социальной адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преимущества модифицированного варианта холдинг-терапии заключаются в том, что после сеанса классического холдинга дети становятся более обучаемыми и после применения недирективной игровой психотерапии они проходят в ней все фазы. В это время происходит процесс обучения общению между ребенком и родителем. Использование именно модифицированного варианта холдинга эффективно еще и потому, что ребенок в процессе игровой терапии возвращается к тем этапам, на которых остановилось развитие, и ребенок успешно преодолевает эти этапы.

В целом, модифицированный вариант холдинг-терапии оказался более эффективным в плане медико-социальной и психологической реабилитации детей с РДА и его более высокую эффективность можно объяснить тем, что при «чистом, классическом» варианте холдинг представляет собой почти исключительно стрессовое воздействие на ребёнка, а не обучает и не развивает мелкую моторику, эмоциональную реакцию и социальное взаимодействие с окружающим миром, а модифицированный вариант позволяет это сделать за счет включения, в первую очередь, игры, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте, а также благодаря арт-терапии, развивающей мелкую моторику у ребёнка, и семейной психотерапии, которая улучшает взаимодействие, помогает пониманию со значимыми взрослыми.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. - М.: Экзамен, 2004. - 128 с.

  2. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197 с.

  3. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. - 1996. - № 3. - С.56-66.

  4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.

  5. Lovaas I.O., Smith T., McEachin J. Clarifying comments on the Young Autism Study // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1989. - Vol. 57. - Ð.165-167.

  6. Welch M. Holding-time. - New-York: Saimon and Shuster, 1988. - 254 p.

Comparative analysis of an effectiveness of classic and modified variants of holging-therapy on rendering a psychological assistance to the children with early jurinal autism..

V.L. Tsibenko, V.V. Delaru

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player