РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

М

М. Брихцин

(ЧССР)

 

ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

 

Решение проблем управления действиями человека и их регуля­ция в его индивидуальной и совместной деятельности имеют боль­шое значение для психологической теории.

По сравнению с количеством информации, полученной за по­следнее время в теоретической, экспериментальной и прикладной психологии (например, при исследовании закономерностей когни­тивных процессов и интеллекта людей), научное познание волевых процессов, волевых качеств и воли в целом продвигается на­много медленнее – сообщения об экспериментальных или эм­пирических исследованиях волевой активности появлялись довольно редко (см. [14, 15]).

По-видимому, для исследования волевых процессов до сих пор нет ни подходящих научных методов, ни исходной концепции.

В специальной психологической и педагогическо-психологической литературе были опубликованы работы об отношениях между эмоциональной и волевой регуляцией, о связи воли с мотива­ми и характером в целом, о способах формирования волевых качеств личности, о конкретных проявлениях этих качеств в учеб­ной, трудовой, военной и в спортивной деятельностях. Но в то же время справедливо утверждение, что «в настоящее время нет сколько-нибудь признанной классификации волевых качеств. Фактически сложилось положение, о котором можно было бы ска­зать: сколько авторов, обсуждающих эту проблему, столько и классификаций» [5, с. 177].

Главной причиной сложившейся неблагоприятной ситуации можно считать тот факт, что пока «отсутствует удовлетворитель­ное описание функциональной специфики волевой регуляции» [Там же] 1. Проблематика воли и волевых качеств требует для своего решения синтеза широкого круга сведений из области об­щей психологии, психологии личности, социальной психологии, педагогической психологии, психологии труда и инженерной пси­хологии и т. д.

Подробное изложение возникновения и развития воли, объяс­нения роли волевых процессов при подготовке и осуществлении планов деятельности, анализ проблем детерминации действий че­ловека и соотношений между сознательными и подсознательными элементами регуляции человеческого поведения и действования освещены в «Основах общей психологии» [б]. Там же описана теоретико-понятийная модель системы, управляющей деятельностями и регулирующей их в сложной и изменчивой среде (пред­метной и социальной). Эта модель демонстрирует связь между основными психологическими понятиями.

В настоящее время представляется преодоленной не только интерспекционистская концепция воли как особого «двигателя», «душевной силы», которая подавляет «низкие» инстинкты, но и понимание воли как одного из «проявлений личности» или как «регулятора поведения». Воля не является обособленным и гомо­генным внутренним фактором: она принадлежит к типическим и специфически человеческим чертам целостной психики, которая позволяет субъекту отражать реальность на уровне сознания и управлять собственной активностью 2. Посредством активности, деятельности и общения – «двух сторон социального бытия чело­века» [7] субъект вступает в реальные отношения со средой. Опосредствованность отношений между субъектом и средой до­стигается через волю.

1Подтверждением сказанного могут послужить некоторые новые учебни­ки по психологии, в которых волевые качества приводятся и интерпре­тируются в соответствии с их первоначальной классификацией [12].

2 В данной тексте мы применяем термин «активность» в самом его широ­ком значении.

 

Деятельность зависит от точности познания (отражения) объ­ектов, субъектов, отношений и явлений: от точной переработки информации о ходе деятельности и ее результатах (информация поступает из внешней среды по принципу обратной связи). Ак­тивное взаимодействие субъекта со средой ведет к уточнению субъективного образа объективной реальности. Человек сознатель­но отражает не только объективную действительность и измене­ния в ней, вызванные им самим, но и сам процесс деятельности и себя самого как ее субъекта [2]. Волю можно рассматривать как способность личности сознательно управлять своей психиче­ской деятельностью и регулировать внутренние состояния орга­низма, активность рецепторов и эффекторов (исполнительных ор­ганов), а также взаимодействие, интеракцию между субъектом и внешней предметной и социальной средой.

Волевое управление реализуется на основе актуального (осу­ществляемого в настоящее время) и предыдущего отражения действительности и в то же время соответствует представлениям о будущем. Волевое управление реализуется через управление и регуляцию [4]. Специфику волевых процессов пытались найти чаще всего в отличиях их от других психических явлений, а именно от когнитивных процессов и психических состояний. Но последние исследования доказывают, что все три явления участ­вуют в психическом управлении и регуляции, и именно здесь на­ходится ключ к более полному и точному познанию их функцио­нальных особенностей и взаимных связей.

Волевые процессы тесно связаны с уяснением субъектом зна­чения и личного смысла данной ситуации, с рациональной и эмоциональной оценкой действующих мотивов, с выбором целей и с поиском подходящих средств и ресурсов для достижения цели, для получения желательного результата. При целенаправ­ленном воздействии субъекта на внешнюю среду и на себя само­го волевые процессы вместе с другими элементами психики слу­жат реализации основных функций управления. При этом воле­вые процессы обеспечивают функциональное объединение составных частей психики (состояний, отношений, качеств, спо­собностей, навыков и др.) и их применение как средств для до­стижения ожидаемых изменений, результатов. Таким образом, эти процессы участвуют в создании законченных систем внутрен­них условий, «функциональных систем» [1, б], направленных на возбуждение и «нацеливание» (в нужном направлении) необхо­димой активности. Цель волевых процессов, таким образом, «системообразование». Внешне это проявляется в том, что дея­тельность субъекта имеет тенденцию к целесообразности, плавно­сти, качественности и эффективности, несмотря на то что их реализация протекает в условиях постоянных изменений внешней среды, внутренних состояний и эмоциональных переживаний,, при колебаниях мотивации, под влиянием усталости и т. д.

Перечисленные черты, присущие деятельности человека, в раз­личной степени и в различных комбинациях проявляющиеся у отдельных индивидов, относятся к наиболее важным в понимании воли. Их нельзя объяснить ни силой возбуждения, ни воздейст­вием стимулов или «регуляторов» (самоприказания, притязаний, установки, воли, сознания) или отдельных «механизмов» (поста­новки целей, создания «операциональных образов действия», до­минант, волевым усилием, процессами принятия решений пли самооценки, динамикой уровня активизации, эмоциональными со­стояниями, стимулирующей и исполнительной регуляцией). При выполнении сложных задач бывают необходимы, как правило, все перечисленные выше «регуляторы» и «механизмы»; их нужно включить в процесс управляющей деятельности, которым целе­направленно управляет субъект [З].

Приведенные выше общие характеристики различных деятельностей находятся в зависимости от индивидуальной степени развития волевых качеств личности. Волевые качества не имеют решающего значения в том, что люди делают или будут делать, но имеют определяющее влияние па то, как будут делать; каким способом они планируют свою деятельность и общение и каким образом осуществляют свои планы.

 

Волевые процессы и волевые качества определяют способы:

- решения сформулированных задач и постановки собственных целей;

- планирования деятельности, применения ресурсов и резервов, создания программ;

- организация внешних условий и внутренних предпосылок деятельности;

- обработки и переработки информации и принятия (выбора) решений при взаимодействии со средой;

- сообщения, применения правил, принципов и критериев действования;

- координации различных психических факторов в процессе планирования и реализации планов;

- регулировании функций рецепторов и эффекторов;

- контроля за активностью и оценки ее результатов;

- подготовки к дальнейшей активизации, направленной на удовлетворение новых требований среды, в которой человек живет и трудится.

Волевые качества характеризуют способ сознательной саморегуляции личности, управления ею своей активностью, действиями и общением. Волевые качества относительно стабильны и индивидуальны и проявляются при целенаправленном воздействии на внешнюю среду, на внутренние процессы и состояния, на самого себя. Таким образом, волевые качества являются не атрибутами воли, понимаемой как субстанция, а индивидуальными чертами личности человека.

Перед тем как приступить к определению отдельных волевых качеств, приведем их перечень и дадим классификацию на основе того, в каких звеньях психического управления они чаще всего участвуют, наш подход к определению волевых качеств и их классификация строятся на описании «основных звеньев управле­ния и регуляции индивидуальной и групповой деятельности» [З].

1. Инициация деятельности (выбор цели, получение задачи и ее уяснение): инициативность; исполнительность.

2. Планирование хода деятельности: независимость; предусмотрительность; расторопность (лов­кость); осмотрительность.

3. Подготовка внешних условий и внутренних предпосылок: самостоятельность; обстоятельность.

4. Организация управляющих и исполнительных звеньев (са­моорганизация):  самообладание; деловитость.

5. Взаимодействие с внешней и внутренней средой: выносливость; умеренность.

6. Комплексная обработка информации и процесс принятия решений: рассудительность; смелость; решительность.

7. Коммуникация между управляющими звеньями: сознательность; принципиальность.

8. Координация взаимодействия управляющих звеньев: целеустремленность; старательность.

9. Регулирование исполнительных звеньев деятельности: энергичность; тщательность.

10. Контроль над процессом выполнения задачи (приближения к цели) и уточнение плана: настойчивость; гибкость.

11. Заключительная оценка хода и результатов деятельности: ответственность.

Общее описание основных звеньев управления и регуляции индивидуальной и групповой деятельности показало, какие ос­новные функции необходимо обеспечить для того, чтобы сложные деятельности вообще могли быть реализованы. Последующие ха­рактеристики 24 волевых качеств выявляют определяющие фак­торы успешности сложной деятельности, т.е. сообразной, непре­рывной, надежной и эффективной.

В предыдущем перечне мы привели только положительные волевые качества. Но при более подробном рассмотрении волевых качеств обратимся к позитивным и негативным полюсам каждого из них, причем отрицательный полюс здесь не обязательно обоз­начает недостаток или просто отрицание положительного, напри­мер, в парах: предусмотрительность – реактивность, обстоятель­ность – педантичность, умеренность – перенапряженность, целеустремленность – стихийность и т. д. Биполярные определения приводятся по двум причинам. Во-первых, двустороннее закрепление позволяет точнее и полнее определить каждую из черт, а во-вторых, облегчает работу по созданию вопросников и шкали­рующих методов обнаружения этих черт личности [4].

Психологическое объяснение «сущности» отдельных качеств мы даем посредством соотнесения их с внутренними процессами и с их управляющей функцией. В связи с характеристикой от­дельных волевых качеств обратимся к наиболее важным психиче­ским деятельностям, в которых данное качество обычно проявля­ется, например: создание представлений (образов) о будущих результатах деятельности, оценка проблемной ситуации и воздей­ствующих мотивов, решение проблем при подготовке и реализа­ции планов и средств и т.д.3

 

3 Из сказанного следует, что волевые качества активно участвуют в пси­хическом (сознательном) управлении и регулировании. Тем самым мы отвергаем понимание черт личности как воображаемых «гипотетических конструкций», как факторов, определяемых операционалистически, или как повторяющихся индивидуальных особенностей наблюдаемого пове­дения.

 

Инициативность. Способность спонтанно и изобретательно ге­нерировать новые цели деятельности. Возможность создавать в зависимости от ситуации, динамики среды и собственных потреб­ностей новые представления (сознательные образы, «внутренние модели») будущих результатов своих действий. Способность со­знательно «трансформировать» и переводить свои побуждения в систему целей: близких и перспективных, главных и второстепен­ных, общих и конкретных (промежуточных).

Пассивность (инертность). Тенденция не ставить перед собой новые цели деятельности. Недостаток уверенности в себе, неверие в свои силы, способности и возможности достичь поставленной цели. Склонность снова возвращаться к ранее уже достигнутым целям пли пребывать в бездеятельности.

Исполнительность. Тенденция принимать на себя добровольно и с положительным отношением задания (в рамках обществен­но-полезной деятельности). Способность понять широкое значе­ние и узкий, конкретный смысл этих заданий. Умение соединять полученные задания с личными целями и побуждениями; готов­ность выполнить их как можно лучше.

Негативизм. Тенденция сторониться заданий, поручаемых дру­гими. Склонность выискивать негативные стороны этих заданий и предлоги к тому, чтобы отказаться от их выполнения. Отказ взять личную ответственность за выполнение заданий.

Независимость. Способность оценивать задания на основе соб­ственной ориентации и анализа в соответствии со своими чувст­вами (ощущениями), впечатлениями и опытом без постороннего вмешательства. Способность использовать данную степень свобо­ды и принять принципиальное решение: действовать - не действовать, отвечать - не отвечать за дальнейшие события.

Зависимость. Неспособность дать оценку ситуаций, исходя из собственных соображений, ощущений (чувств), впечатлений и опыта. Тенденция принимать решения только после выяснения точки зрения остальных людей и в соответствии с их мнением.

Предусмотрительность. Умение предвосхищать будущие изме­нения, включая те, которые возникнут в связи с деятельностью субъекта и под его воздействием. Способность приблизительно оценить, (исходя из своего опыта) сложность задачи и свои воз­можности ее решения. Умение вовремя подготовить план ис­пользования средств и ресурсов, план управляющих и исполни­тельных операций преимущественно па основе понимания отно­шения между способом действования и будущим результатом ак­тивности субъекта.

Непредусмотрительность (реактивность). Неспособность или неготовность предвосхищать ход и результаты своей деятельно­сти, предсказывать изменения среды. Склонность реагировать на изменения ситуации только после того, как она уже возникла без подготовленного плана, импровизированно.

Расторопность (ловкость). Способность быстро выбирать оп­тимальные формы, методы, способы своей деятельности; исполь­зовать свои возможности и целесообразно приспосабливать вспо­могательные пособия и инструменты в целях эффективного целенаправленного воздействия.               

Беспомощность. Неспособность искать, правильно выбирать и целесообразно приспосабливать ресурсы, методы, средства, которые эффективны для продуктивной деятельности.

Осмотрительность (осторожность). Тенденция брать во внима­ние более широкие обстоятельства подготавливаемых действий. Склонность к поиску мало заметных на первый взгляд осложне­ний и возможных препятствий, которые могли бы возникнуть в ходе деятельности.

Легкомысленность. Нежелание учитывать при подготовке пла­нов деятельности более широкие ее аспекты и не придавать зна­чение обстоятельствам, которые могли бы осложнить ее ход. От­сутствие планирования деятельности и внимания к возможным нежелательным последствиям.

Самостоятельность. Возможность обеспечивать необходимые внешние условия и внутренние предпосылки для будущей дея­тельности с наименьшим использованием помощи других людей.

Несамостоятельность. Отсутствие способности самостоятельно, без чужой помощи, создавать необходимые условия и предпосыл­ки деятельности - информационные, технические, экономические, функциональные, кооперационные. Тенденция ориентироваться на готовые программы деятельности и помощь других людей при их осуществлении.

Обстоятельность. Стремление обеспечивать в большом объеме, систематически и в деталях как внешние, так и внутренние пред­посылки для исполнительных и управляющих операций.

Педантичность. Склонность заниматься всесторонней подго­товкой деятельности, задерживаться на мелочах и деталях.

Самообладание. Сознательное контролирование себя в течение всего процесса деятельности: способность организационно влиять на исполнительные и регулирующие функции, не терять контроля над событиями при трудностях.

Недисциплинированность. Неспособность подчинить внутрен­ние процессы и состояния требованиям ситуации и проводимой деятельности; неумение соединить и взаимно уравновесить функции всех подсистем, участвующих в регуляции.

Деловитость. Хорошая организация, активизирование и ис­пользование внутренних предпосылок эффективной деятельности. Разработка (трансформирование) на основе общих планов кон­кретных программ. Точное определение взаимосвязи и времен­ной последовательности управляющих и исполнительных опе­раций.

Бездейственность. Неспособность подготовить и активизиро­вать внутренние предпосылки деятельности. Беспомощность в создании из ориентировочных планов новых программ или изме­нении уже подготовленных.

Выносливость (терпеливость). Преодоление воздействия нега­тивных внешних или внутренних факторов (отталкивание, моно­тонность, усталость, дурные привычки, разочарование и т. д.), ко­торые интенсивно переживаются субъектом и мешают успешному ходу действий в деятельности.

Нетерпеливость. Недостаток решимости, нежелание или него­товность к сопротивлению в течение длительного времени интен­сивному воздействию (внешнему и внутреннему), которое мешает выполнению поставленной задачи и достижению цели.

Умеренность. Адекватная оценка своих внешних проявлений и внутренних состояний и удерживание оптимальной активности для реализации деятельности. Сознательное понижение слишком высокого уровня активности и подавление внешних проявлений Аффективных и эмоциональных состояний.

Перенапряженность. Склонность к излишней активности (вследствие аффекта или под воздействием волевого усилия), не­смотря на то, что это не целесообразно. Неспособность к доста­точной саморефлексии, связанная с неготовностью субъекта регу­лировать «судорожность» своего поведения и внешние проявления эмоций.

Рассудительность. Принятие решения во время подготовки, регулирования и управления деятельностью только после соот­ветствующей переработки доступной информации и после взве­шивания альтернатив возможных решений.

Опрометчивость. Тенденция к вмешательству в процесс регу­ляции и принятия решений, касающихся управления, без пере­работки необходимой информации. Принятие глобальных или оперативных решений на основе рациональных соображений.

Смелость. Стремление к риску при решениях в неясных, не­знакомых или опасных ситуациях даже при сильном эмоциональ­ном давлении. Способность действовать упорядочение при инфор­мационной неопределенности, а также в ситуациях, связанных с чувством неуверенности или страха (за здоровье, за жизнь и т. п.).

Боязливость. Склонность избегать неясных, незнакомых и опасных ситуаций, которые требуют решения с определенной степенью риска, организованной активности субъекта. Ожидание неблагоприятных возможных последствий неправильно принятого решения и ошибочных действий.

Решительность. Быстрый переход от решения к его осуществлению. Выбор одной из нескольких альтернатив без лишней задержки, даже в конфликтной ситуации.

Нерешительность. Тенденция к долгому колебанию при выбо­ре между несколькими альтернативами. Склонность откладывать начало деятельности пли уже принятого решения.

Сознательность. Осознание своих настоящих, действительных побуждений и их причин, главной цели, значения и смысла дей­ствий. Понимание многосторонних связей своих действий с внеш­ней средой, с системой общественных процессов и отношений. Способность управлять своими действиями в соответствии с объ­ективными закономерностями.

Своевольность. Стремление исходить преимущественно или даже исключительно из своих потребностей, желаний и интере­сов, чаще всего на основе ложного представления о своей исклю­чительности.

Принципиальность (последовательность). Способность твердо придерживаться даже в изменяющихся условиях принципов, норм и идеалов, принятых субъектом. Ориентирование на стабильные правила в принятии решений и твердые критерии в оценке про­исходящего.

Беспринципность (непоследовательность). Склонность во вре­мя подготовки и реализации деятельности легко отказываться от­лично принятых критериев, правил, принципов, ценностей, норм и идеалов (особенно под влиянием неожиданных изменений си­туаций).

Целеустремленность. Оптимизация интеракции субъекта с внешней предметной и социальной средой. Умение координиро­вать управление и регулирующие действия в соответствии с четко определенной целью и на основе понимания отношений между целью и средствами ее осуществления.

Импульсивность (стихийность). Неспособность, неготовность или нежелание целеустремленно направлять ход собственных действий (посредством координации функций всех управляющих и регулирующих подсистем). Склонность руководствоваться в своем поведении мимолетными идеями или случайными внешни­ми или внутренними влияниями, действовать неупорядоченно и нецелесообразно.

Старательность (прилежность). Включение положительных мотивов и эмоций в целенаправленное управление деятельностью.

Безразличие. Склонность оставлять без внимания и вмеша­тельства осложнения, мешающие выполнению задания и дости­жению намеченной цели. Недостаток решимости (нежелание) ак­тивно использовать внутренние средства субъекта.

Энергичность. Умение развить в короткое время значитель­ное иногда максимальное волевое усилие, повышающее снижаю­щуюся активность.

Вялость. Недостаток решимости (нежелание) или неспособ­ность проявлять волевое усилие в ситуациях, требующих кон­центрации сил, интенсивной и немедленной активности для пре­одоления препятствий и своевременного достижения цели.

Тщательность. Склонность руководствоваться (как при созна­тельном контролировании исполнительных операций, так и при самооценке) критериями точности и качества даже в ущерб ско­рости и количеству. Полное использование контрольной инфор­мации о ходе деятельности и ее промежуточных результатах при целенаправленной регуляции качества.

Небрежность. Выраженная тенденция довольствоваться при самооценке и саморегуляции критериями низшего уровня. Недооценка показателей качества при желании скорейшего вы­полнения деятельности. Отсутствие контроля в ходе деятельно­сти, игнорирование требований к ее качеству.

Настойчивость. Повторяющиеся попытки решить проблему, возникающую в деятельности. Способность к длительной концент­рации внутренних возможностей и мобилизации сил в течение всего периода достижения поставленной цели.

Непостоянство. Быстрая смена или даже отвержение постав­ленной цели, отказ от контроля за деятельностью, которая чаще всего не доводится до конца.

Гибкость. Готовность приспосабливать исполнительные опера­ции к изменившимся условиям и в зависимости от них менять даже направленность деятельности.

Ригидность. Неспособность быстро и целесообразно менять способ регуляции и управления в изменившейся ситуации. Ориентирование на однажды утвержденный план действий и пер­воначально выбранные средства, которые уже оказываются неадекватными.

Ответственность. Осознание зависимости своих действий и их последствий от своего решения и управления. Готовность отве­чать за них в рамках социальной или организационной струк­туры.

Безответственность. Нежелание отвечать за выполнение пору­ченных заданий и обязанностей. Неспособность осознать социаль­ные или организационные последствия своих действий. Склон­ность возлагать ответственность на внешние обстоятельства.

Почти все приведенные качества являются внутренне (психологически) гетерогенными - неоднородными, хотя с точки зрения внешних проявлений (поведения) каждое из них гомогенно. Приведенный перечень волевых качеств нельзя считать завершенным. Многие из данных нами характеристик раскрывают взаимосвязанность этих качеств:

а) с когнитивным стилем и познавательными способностями: инициативность, воображение (фантазия), расторопность (ловкость) и старательность, изобретательность;

б) с качествами темперамента: выносливость, сила и уравновешенность нервных процессов; непостоянство, неуравновешенность и лабильность процессов в ЦНС;

в) с моральными качествами: предусмотрительность-внимательность к другим (альтруизм), принципиальность, честность (верность), смелость, храбрость (геройство);

г) с «интерперсональными» качествами: инициативность, напористость (доминирование), нерешительность, замкнутость»

Можно ожидать, что спецификация и дифференциация волевых качеств позволяет точнее, чем раньше, решать важные пси­хологические и педагогические проблемы. Приведенная класси­фикация может стать, с одной стороны, основой для диагностики конкретного уровня развития волевых качеств у различных лю­дей, с другой – основой для подбора конкретных проблемных си­туаций в целях эффективного развития воли.

 

Литература

1.             Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

2.             Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

3.             Брихцин М. Основные компоненты цикла управления и регуляции ин­дивидуальной и групповой деятельности человека. Прага, 1983.

4.             Брихцин М., Госковец И., Штакар И. Методы в психологической диаг­ностике. Братислава, 1983.

5.             Калин В. К. Классификация волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.

6.             Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

7.             Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол журн. 1981. Т. 2, № 5. С. 3-22.

8.             Brichzin M. Goal information and feedback information in the conscious control of human activity//Cognitive and motivational aspects of action. B., 1982. P. 122-123.

9.             Brichzin M. Will-trait assessment: Theory and methods // IV Prague conf.:

Psychol. develop., learn, and personality formation. Prague, 1982. P. 6-9.

10.         Diiker H. Uber unterschwelliges Wollen. Gottingen etc., 1983.

11.         Hacker W. Wanted: A grammar of actions? Cognitive control of goal di­rected actions. Rev. 2 // Cognitive and motivational aspects of action. B., 1982. P. 124-130.

12.         Klages L. Handschrift und Charakter. Leipzig, 1921.

13.         Locke E. A. Personnel attitudes and motivation//Annu. Rev. Psychol. 1975. Vol. 26. P. 457-480.

14.         Ruesch f. Knowledge in action: Communication, social operations and management. N. Y., 1975.

15.         Ryan T. A. Intentional behavior: An approach to human motivation. N.Y.,  fc 1970.

16.         Sjoberg L., Johnson T. Trying to give up smoking: A study of volitional breakdowns//Goteborg Psychol. Rep. 1976. Vol. 6, N 13. P. 1-25.

 

// Психология личности в социалистическом обществе:

Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989, С. 134-144

 

 

 


 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player