![]() | ||
М. Брихцин (ЧССР) ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ Решение проблем управления действиями
человека и их регуляция в его индивидуальной и совместной деятельности имеют
большое значение для психологической теории. По сравнению с
количеством информации, полученной за последнее время в теоретической,
экспериментальной и прикладной психологии (например, при исследовании
закономерностей когнитивных процессов и интеллекта людей), научное познание
волевых процессов, волевых качеств и воли в целом продвигается намного
медленнее – сообщения об экспериментальных или эмпирических исследованиях
волевой активности появлялись довольно редко (см. [14, 15]). По-видимому, для исследования волевых
процессов до сих пор нет ни подходящих научных методов, ни исходной концепции. В специальной
психологической и педагогическо-психологической
литературе были опубликованы работы об отношениях между эмоциональной и волевой
регуляцией, о связи воли с мотивами и характером в целом, о способах
формирования волевых качеств личности, о конкретных проявлениях этих качеств в
учебной, трудовой, военной и в спортивной деятельностях. Но в то же время справедливо утверждение, что «в настоящее время нет
сколько-нибудь признанной классификации волевых качеств. Фактически сложилось
положение, о котором можно было бы сказать: сколько авторов, обсуждающих эту
проблему, столько и классификаций» [5, с. 177]. Главной причиной сложившейся неблагоприятной ситуации
можно считать тот факт, что пока «отсутствует удовлетворительное описание функциональной специфики волевой регуляции»
[Там же] 1. Проблематика воли и
волевых качеств требует для своего решения синтеза
широкого круга сведений из области общей психологии, психологии личности,
социальной психологии, педагогической психологии, психологии труда и инженерной психологии и т. д. Подробное изложение возникновения и
развития воли, объяснения роли волевых процессов при подготовке и
осуществлении планов деятельности, анализ проблем детерминации действий человека
и соотношений между сознательными и подсознательными элементами регуляции
человеческого поведения и действования освещены в
«Основах общей психологии» [б]. Там же описана теоретико-понятийная модель
системы, управляющей деятельностями и регулирующей их в сложной и изменчивой
среде (предметной и социальной). Эта модель демонстрирует связь между
основными психологическими понятиями. В настоящее время представляется
преодоленной не только интерспекционистская концепция воли как особого
«двигателя», «душевной силы», которая подавляет «низкие» инстинкты, но и
понимание воли как одного из
«проявлений личности» или как «регулятора поведения». Воля не является
обособленным и гомогенным внутренним фактором: она принадлежит к типическим и
специфически человеческим чертам целостной психики, которая позволяет субъекту
отражать реальность на уровне сознания и управлять собственной активностью 2. Посредством
активности, деятельности
и общения – «двух сторон социального бытия человека» [7] субъект вступает в реальные отношения со средой. Опосредствованность отношений между субъектом и средой достигается
через волю. 1Подтверждением сказанного могут послужить некоторые новые учебники
по психологии, в которых волевые качества приводятся и интерпретируются в
соответствии с их первоначальной классификацией [12]. 2 В данной тексте мы применяем термин «активность» в самом его
широком значении. Деятельность зависит от точности познания
(отражения) объектов, субъектов, отношений и явлений: от точной переработки
информации о ходе деятельности и ее результатах (информация поступает из
внешней среды по принципу обратной связи). Активное взаимодействие субъекта со
средой ведет к уточнению субъективного образа объективной реальности. Человек
сознательно отражает не только объективную действительность и изменения в
ней, вызванные им самим, но и сам процесс деятельности и себя самого как ее
субъекта [2]. Волю можно рассматривать как способность
личности сознательно управлять своей психической деятельностью и регулировать
внутренние состояния организма, активность рецепторов и эффекторов
(исполнительных органов), а также взаимодействие, интеракцию между субъектом и
внешней предметной и социальной средой. Волевое управление реализуется на основе
актуального (осуществляемого в настоящее время) и предыдущего отражения
действительности и в то же время соответствует представлениям о будущем.
Волевое управление реализуется через управление и регуляцию [4]. Специфику
волевых процессов пытались найти чаще всего в отличиях их от других психических
явлений, а именно от когнитивных процессов и психических состояний. Но
последние исследования доказывают, что все три явления участвуют в психическом
управлении и регуляции, и именно здесь находится ключ к более полному и
точному познанию их функциональных особенностей и взаимных связей. Волевые процессы тесно связаны с уяснением
субъектом значения и личного смысла данной ситуации, с рациональной и
эмоциональной оценкой действующих мотивов, с выбором целей и с поиском
подходящих средств и ресурсов для достижения цели, для получения желательного
результата. При целенаправленном воздействии субъекта на внешнюю среду и на
себя самого волевые процессы вместе с другими элементами психики служат
реализации основных функций управления. При этом волевые процессы обеспечивают
функциональное объединение составных частей психики (состояний, отношений,
качеств, способностей, навыков и др.) и их применение как средств для достижения ожидаемых изменений, результатов. Таким
образом, эти процессы участвуют в создании законченных систем внутренних
условий, «функциональных систем» [1, б], направленных на возбуждение и
«нацеливание» (в нужном направлении) необходимой активности. Цель волевых
процессов, таким образом, «системообразование».
Внешне это проявляется в том, что деятельность субъекта имеет тенденцию к
целесообразности, плавности, качественности и эффективности, несмотря на то что их реализация
протекает в условиях постоянных изменений внешней среды, внутренних состояний и
эмоциональных переживаний,, при колебаниях мотивации, под влиянием усталости и
т. д. Перечисленные черты, присущие деятельности
человека, в различной степени и в различных комбинациях проявляющиеся у
отдельных индивидов, относятся к наиболее важным в
понимании воли. Их нельзя объяснить ни силой возбуждения, ни
воздействием стимулов или «регуляторов» (самоприказания,
притязаний, установки, воли, сознания) или отдельных «механизмов» (постановки
целей, создания «операциональных образов действия»,
доминант, волевым усилием, процессами принятия решений пли самооценки,
динамикой уровня активизации, эмоциональными состояниями, стимулирующей и
исполнительной регуляцией). При выполнении сложных задач бывают необходимы, как правило, все перечисленные выше
«регуляторы» и «механизмы»; их
нужно включить в процесс управляющей деятельности, которым целенаправленно
управляет субъект [З]. Приведенные выше общие характеристики
различных деятельностей находятся в зависимости от индивидуальной степени
развития волевых качеств личности. Волевые качества не имеют решающего значения
в том, что люди делают или будут делать, но имеют определяющее влияние па то,
как будут делать; каким способом они планируют свою деятельность и общение и
каким образом осуществляют свои планы. Волевые процессы и волевые качества определяют способы: - решения сформулированных задач и постановки собственных
целей; - планирования деятельности, применения ресурсов и резервов,
создания программ; - организация внешних условий и внутренних предпосылок
деятельности; - обработки и переработки информации и принятия (выбора)
решений при взаимодействии со средой; - сообщения, применения правил, принципов и критериев действования; - координации различных психических факторов в процессе
планирования и реализации планов; - регулировании функций рецепторов и
эффекторов; - контроля за активностью и оценки
ее результатов; - подготовки к дальнейшей активизации, направленной на
удовлетворение новых требований среды, в которой человек живет и трудится. Волевые качества характеризуют способ сознательной саморегуляции личности, управления ею своей активностью,
действиями и общением. Волевые качества относительно стабильны и индивидуальны
и проявляются при целенаправленном воздействии на внешнюю среду, на внутренние
процессы и состояния, на самого себя. Таким образом, волевые качества являются
не атрибутами воли, понимаемой как субстанция, а индивидуальными чертами
личности человека. Перед тем как приступить к определению
отдельных волевых качеств, приведем их перечень и дадим классификацию на основе
того, в каких звеньях психического управления они чаще всего участвуют, наш
подход к определению волевых качеств и их классификация строятся на описании
«основных звеньев управления и регуляции индивидуальной и групповой
деятельности» [З]. 1. Инициация деятельности (выбор цели,
получение задачи и ее уяснение): инициативность; исполнительность. 2. Планирование хода деятельности: независимость;
предусмотрительность; расторопность (ловкость); осмотрительность. 3. Подготовка внешних условий и внутренних
предпосылок: самостоятельность; обстоятельность. 4. Организация управляющих и исполнительных звеньев (самоорганизация): самообладание; деловитость. 5. Взаимодействие с внешней и внутренней
средой: выносливость; умеренность. 6. Комплексная обработка информации и
процесс принятия решений: рассудительность; смелость; решительность. 7. Коммуникация между управляющими звеньями: сознательность;
принципиальность. 8. Координация взаимодействия управляющих
звеньев: целеустремленность; старательность. 9. Регулирование исполнительных звеньев
деятельности: энергичность; тщательность. 10. Контроль над процессом выполнения задачи (приближения к цели) и
уточнение плана: настойчивость; гибкость. 11. Заключительная оценка хода и
результатов деятельности: ответственность. Общее описание основных звеньев управления и регуляции
индивидуальной и групповой деятельности
показало, какие основные функции необходимо
обеспечить для того, чтобы сложные
деятельности вообще могли быть реализованы.
Последующие характеристики 24 волевых качеств выявляют определяющие факторы
успешности сложной деятельности, т.е.
сообразной, непрерывной, надежной и
эффективной. В предыдущем перечне мы привели только положительные
волевые качества. Но при более подробном рассмотрении волевых качеств обратимся
к позитивным и негативным полюсам каждого из них, причем отрицательный полюс
здесь не обязательно обозначает недостаток или просто отрицание положительного,
например, в парах: предусмотрительность – реактивность, обстоятельность – педантичность,
умеренность – перенапряженность, целеустремленность –
стихийность и т. д. Биполярные определения приводятся по двум причинам.
Во-первых, двустороннее закрепление позволяет точнее и полнее определить каждую
из черт, а во-вторых, облегчает работу по созданию вопросников и шкалирующих методов обнаружения этих черт личности [4]. Психологическое объяснение «сущности» отдельных
качеств мы даем посредством соотнесения их с внутренними процессами и с их
управляющей функцией. В связи с характеристикой отдельных волевых качеств
обратимся к наиболее важным психическим деятельностям, в которых данное
качество обычно проявляется, например: создание
представлений (образов) о будущих результатах деятельности, оценка проблемной
ситуации и воздействующих мотивов, решение проблем при подготовке и реализации
планов и средств и т.д.3 3 Из сказанного следует, что волевые качества активно
участвуют в психическом (сознательном) управлении и регулировании. Тем самым
мы отвергаем понимание черт личности как воображаемых «гипотетических
конструкций», как факторов, определяемых операционалистически,
или как повторяющихся индивидуальных особенностей наблюдаемого поведения. Инициативность. Способность спонтанно и изобретательно генерировать
новые цели деятельности. Возможность создавать в зависимости от ситуации, динамики
среды и собственных потребностей новые представления (сознательные образы,
«внутренние модели») будущих результатов своих действий. Способность сознательно
«трансформировать» и переводить свои побуждения в систему целей: близких и
перспективных, главных и второстепенных, общих и конкретных (промежуточных). Пассивность
(инертность). Тенденция не ставить
перед собой новые цели деятельности. Недостаток уверенности в себе, неверие в
свои силы, способности и возможности достичь поставленной цели. Склонность
снова возвращаться к ранее уже достигнутым целям пли пребывать в бездеятельности. Исполнительность. Тенденция принимать на себя добровольно и с положительным
отношением задания (в рамках общественно-полезной деятельности). Способность
понять широкое значение и узкий, конкретный смысл этих заданий. Умение
соединять полученные задания с личными целями и побуждениями; готовность выполнить
их как можно лучше. Негативизм. Тенденция сторониться заданий, поручаемых другими.
Склонность выискивать негативные стороны этих заданий и предлоги к тому, чтобы
отказаться от их выполнения. Отказ взять личную ответственность за выполнение
заданий. Независимость. Способность оценивать задания на основе собственной
ориентации и анализа в соответствии со своими чувствами (ощущениями),
впечатлениями и опытом без постороннего вмешательства. Способность использовать
данную степень свободы и принять принципиальное решение: действовать - не
действовать, отвечать - не отвечать за дальнейшие события. Зависимость. Неспособность дать оценку ситуаций, исходя из
собственных соображений, ощущений (чувств), впечатлений и опыта. Тенденция
принимать решения только после выяснения точки зрения остальных людей и в
соответствии с их мнением. Предусмотрительность. Умение предвосхищать будущие изменения, включая те,
которые возникнут в связи с деятельностью субъекта и под его воздействием.
Способность приблизительно оценить, (исходя из своего опыта) сложность задачи и
свои возможности ее решения. Умение вовремя подготовить план использования
средств и ресурсов, план управляющих и исполнительных операций преимущественно
па основе понимания отношения между способом действования
и будущим результатом активности субъекта. Непредусмотрительность
(реактивность). Неспособность или
неготовность предвосхищать ход и результаты своей деятельности, предсказывать
изменения среды. Склонность реагировать на изменения ситуации только после
того, как она уже возникла без подготовленного плана, импровизированно. Расторопность
(ловкость). Способность быстро
выбирать оптимальные формы, методы, способы своей деятельности; использовать
свои возможности и целесообразно приспосабливать вспомогательные пособия и
инструменты в целях эффективного целенаправленного воздействия. Беспомощность. Неспособность искать, правильно выбирать и
целесообразно приспосабливать ресурсы, методы, средства, которые эффективны для
продуктивной деятельности. Осмотрительность
(осторожность). Тенденция брать во
внимание более широкие обстоятельства подготавливаемых действий. Склонность к
поиску мало заметных на первый взгляд осложнений и возможных препятствий,
которые могли бы возникнуть в ходе деятельности. Легкомысленность. Нежелание учитывать при подготовке планов деятельности
более широкие ее аспекты и не придавать значение
обстоятельствам, которые могли бы осложнить ее ход. Отсутствие планирования
деятельности и внимания к возможным нежелательным последствиям. Самостоятельность. Возможность обеспечивать необходимые внешние условия
и внутренние предпосылки для будущей деятельности с наименьшим использованием
помощи других людей. Несамостоятельность. Отсутствие способности самостоятельно, без чужой
помощи, создавать необходимые условия и предпосылки деятельности - информационные,
технические, экономические, функциональные, кооперационные. Тенденция
ориентироваться на готовые программы деятельности и помощь других людей при их
осуществлении. Обстоятельность. Стремление обеспечивать в большом объеме, систематически
и в деталях как внешние, так и внутренние предпосылки для исполнительных и
управляющих операций. Педантичность. Склонность заниматься всесторонней подготовкой
деятельности, задерживаться на мелочах и деталях. Самообладание. Сознательное контролирование себя в течение всего
процесса деятельности: способность организационно влиять на исполнительные и
регулирующие функции, не терять контроля над событиями при трудностях. Недисциплинированность. Неспособность подчинить внутренние процессы и состояния
требованиям ситуации и проводимой деятельности; неумение соединить и взаимно
уравновесить функции всех подсистем, участвующих в регуляции. Деловитость. Хорошая организация, активизирование и использование
внутренних предпосылок эффективной деятельности. Разработка (трансформирование)
на основе общих планов конкретных программ. Точное определение взаимосвязи и
временной последовательности управляющих и исполнительных операций. Бездейственность. Неспособность подготовить и активизировать
внутренние предпосылки деятельности. Беспомощность в создании из
ориентировочных планов новых программ или изменении уже подготовленных. Выносливость
(терпеливость). Преодоление
воздействия негативных внешних или внутренних факторов (отталкивание, монотонность,
усталость, дурные привычки, разочарование и т. д.), которые интенсивно
переживаются субъектом и мешают успешному ходу действий в деятельности. Нетерпеливость. Недостаток решимости, нежелание или неготовность к сопротивлению
в течение длительного времени интенсивному воздействию (внешнему и внутреннему),
которое мешает выполнению поставленной задачи и достижению цели. Умеренность. Адекватная оценка своих внешних проявлений и
внутренних состояний и удерживание оптимальной активности для реализации
деятельности. Сознательное понижение слишком высокого уровня активности и
подавление внешних проявлений Аффективных и эмоциональных состояний. Перенапряженность. Склонность
к излишней активности (вследствие аффекта или под воздействием волевого
усилия), несмотря на то, что это не целесообразно. Неспособность
к достаточной саморефлексии, связанная с
неготовностью субъекта регулировать «судорожность» своего поведения и внешние
проявления эмоций. Рассудительность. Принятие решения во время подготовки, регулирования и
управления деятельностью только после соответствующей переработки доступной
информации и после взвешивания альтернатив возможных решений. Опрометчивость. Тенденция к вмешательству в процесс регуляции и
принятия решений, касающихся управления, без переработки необходимой
информации. Принятие глобальных или оперативных решений на основе рациональных
соображений. Смелость. Стремление к риску при решениях в неясных, незнакомых
или опасных ситуациях даже при сильном эмоциональном давлении. Способность
действовать упорядочение при информационной неопределенности, а также в
ситуациях, связанных с чувством неуверенности или страха (за здоровье, за жизнь
и т. п.). Боязливость. Склонность избегать неясных, незнакомых и опасных
ситуаций, которые требуют решения с определенной степенью риска, организованной
активности субъекта. Ожидание неблагоприятных возможных последствий неправильно
принятого решения и ошибочных действий. Решительность. Быстрый переход от решения к его осуществлению. Выбор
одной из нескольких альтернатив без лишней задержки, даже в конфликтной ситуации. Нерешительность. Тенденция к долгому колебанию при выборе между несколькими
альтернативами. Склонность откладывать начало деятельности пли уже принятого
решения. Сознательность. Осознание своих настоящих, действительных побуждений
и их причин, главной цели, значения и смысла действий. Понимание
многосторонних связей своих действий с внешней средой, с системой общественных
процессов и отношений. Способность управлять своими действиями в соответствии с
объективными закономерностями. Своевольность. Стремление
исходить преимущественно или даже исключительно из своих потребностей, желаний
и интересов, чаще всего на основе ложного представления о своей исключительности. Принципиальность
(последовательность). Способность
твердо придерживаться даже в изменяющихся условиях принципов, норм и идеалов,
принятых субъектом. Ориентирование на стабильные правила в принятии решений и
твердые критерии в оценке происходящего. Беспринципность
(непоследовательность). Склонность во
время подготовки и реализации деятельности легко отказываться отлично
принятых критериев, правил, принципов, ценностей, норм и идеалов (особенно под
влиянием неожиданных изменений ситуаций). Целеустремленность. Оптимизация интеракции субъекта с внешней предметной
и социальной средой. Умение координировать управление и регулирующие действия
в соответствии с четко определенной целью и на основе понимания отношений между
целью и средствами ее осуществления. Импульсивность
(стихийность). Неспособность,
неготовность или нежелание целеустремленно направлять ход собственных действий
(посредством координации функций всех управляющих и регулирующих подсистем).
Склонность руководствоваться в своем поведении мимолетными идеями или
случайными внешними или внутренними влияниями, действовать неупорядоченно и
нецелесообразно. Старательность
(прилежность). Включение
положительных мотивов и эмоций в целенаправленное управление деятельностью. Безразличие. Склонность оставлять без внимания и вмешательства
осложнения, мешающие выполнению задания и достижению намеченной цели.
Недостаток решимости (нежелание) активно использовать внутренние средства
субъекта. Энергичность. Умение развить в короткое время значительное иногда
максимальное волевое усилие, повышающее снижающуюся активность. Вялость. Недостаток решимости (нежелание) или неспособность
проявлять волевое усилие в ситуациях, требующих концентрации сил, интенсивной
и немедленной активности для преодоления препятствий и своевременного
достижения цели. Тщательность. Склонность руководствоваться (как при сознательном
контролировании исполнительных операций, так и при самооценке) критериями
точности и качества даже в ущерб скорости и количеству. Полное использование
контрольной информации о ходе деятельности и ее промежуточных результатах при
целенаправленной регуляции качества. Небрежность. Выраженная тенденция довольствоваться при самооценке
и саморегуляции критериями низшего уровня. Недооценка
показателей качества при желании скорейшего выполнения деятельности.
Отсутствие контроля в ходе деятельности, игнорирование требований к ее
качеству. Настойчивость. Повторяющиеся попытки решить проблему, возникающую в
деятельности. Способность к длительной концентрации внутренних возможностей и
мобилизации сил в течение всего периода достижения поставленной цели. Непостоянство. Быстрая смена или даже отвержение поставленной цели,
отказ от контроля за деятельностью, которая чаще всего
не доводится до конца. Гибкость. Готовность приспосабливать исполнительные операции к
изменившимся условиям и в зависимости от них менять даже направленность
деятельности. Ригидность. Неспособность быстро и целесообразно менять способ
регуляции и управления в изменившейся ситуации. Ориентирование на однажды
утвержденный план действий и первоначально выбранные средства, которые уже
оказываются неадекватными. Ответственность. Осознание зависимости своих действий и их последствий
от своего решения и управления. Готовность отвечать за них в рамках социальной
или организационной структуры. Безответственность. Нежелание отвечать за выполнение порученных заданий
и обязанностей. Неспособность осознать социальные или организационные последствия
своих действий. Склонность возлагать ответственность на внешние обстоятельства. Почти все приведенные качества являются внутренне (психологически)
гетерогенными - неоднородными, хотя с точки зрения внешних проявлений
(поведения) каждое из них гомогенно. Приведенный перечень волевых качеств
нельзя считать завершенным. Многие из данных нами характеристик раскрывают
взаимосвязанность этих качеств: а) с когнитивным стилем и
познавательными способностями: инициативность, воображение (фантазия),
расторопность (ловкость) и старательность, изобретательность; б) с качествами темперамента: выносливость, сила и
уравновешенность нервных процессов; непостоянство, неуравновешенность и
лабильность процессов в ЦНС; в) с моральными качествами:
предусмотрительность-внимательность к другим (альтруизм), принципиальность,
честность (верность), смелость, храбрость (геройство); г) с «интерперсональными» качествами:
инициативность, напористость (доминирование), нерешительность, замкнутость»
Можно ожидать, что спецификация и
дифференциация волевых качеств позволяет точнее, чем раньше, решать важные психологические
и педагогические проблемы. Приведенная классификация может стать, с одной
стороны, основой для диагностики конкретного уровня развития волевых качеств у
различных людей, с другой – основой для подбора конкретных проблемных ситуаций
в целях эффективного развития воли. Литература 1.
Анохин
П. К. Очерки по
физиологии функциональных систем. М., 1975. 2.
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 3.
Брихцин М. Основные
компоненты цикла управления и регуляции индивидуальной и групповой
деятельности человека. Прага, 1983. 4.
Брихцин М., Госковец И., Штакар
И. Методы в
психологической диагностике. Братислава, 1983. 5.
Калин
В. К. Классификация
волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности.
Симферополь, 1983. 6.
Лингарт И. Процесс
и структура человеческого учения. М., 1970. 7.
Ломов
Б. Ф. К проблеме
деятельности в психологии // Психол
журн. 1981. Т. 2, № 5. С. 3-22. 8.
Brichzin M. Goal
information and feedback information in the conscious control of human
activity//Cognitive and motivational aspects of action. B., 1982. P. 122-123. 9.
Brichzin M.
Will-trait assessment: Theory and methods // IV Prague conf.: Psychol. develop.,
learn, and personality formation. Prague, 1982. P. 6-9. 10.
Diiker H. Uber unterschwelliges Wollen. Gottingen etc., 1983. 11.
Hacker W. Wanted: A grammar
of actions? Cognitive control of goal directed actions. Rev. 2 // Cognitive
and motivational aspects of action. B., 1982. P. 124-130. 12.
Klages L. Handschrift und Charakter.
Leipzig, 1921. 13.
Locke E. A. Personnel
attitudes and motivation//Annu. Rev. Psychol. 1975. Vol. 26. P. 457-480. 14.
Ruesch f.
Knowledge in action: Communication, social operations and management. N. Y.,
1975. 15.
Ryan T. A. Intentional
behavior: An approach to human motivation. N.Y., fc
1970. 16.
Sjoberg L.,
Johnson T. Trying to give up smoking: A study of volitional
breakdowns//Goteborg Psychol.
Rep. 1976. Vol. 6, N 13. P. 1-25. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989, С.
134-144 | ![]() |
|
![]() | ||
![]() | ||
|