![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности смысловой сферы у профессиональных
военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях[1] Кадыров Руслан Васитович Владивостокский государственный медицинский
университет, Факультет клинической психологии, г.
Владивосток Особую значимость в условиях военной службы приобретают, смысложизненные ориентации, а теме более они важны в боевой обстановке, когда близость смерти не позволяет сознанию отложить их решение на будущее. В повседневной жизни понимание человеком запредельной экзистенциальности не осознается. Реальность, вещественность, телесность закрывают нашу трансцендентальность. Но в экстремальных условиях боя и войны, когда угроза жизни становится повседневной и слишком явной, понимание собственной экзистенциальности изменяется, и вектор смысла перемещается в сторону наджизненного (надбиологического) существования. Ощущение жизни, как существования от рождения до смерти, расширяется, изменяется и сосредотачивается на границах, в том числе на этапе смерти, этапе конечности земного бытия и устремляется дальше за пределы смерти. Ключом к открытию специфики изменений смысложизненных ориентации человека,
участвующего в войне, может быть их исследование после боя. В последние годы военными психологами предпринимаются попытки рассмотрения неклинических форм изменения личности под воздействием боя, попадающих под понятие «боевая психическая травма» (БПТ) [2; 23-31]. Если рассматривать проблему через призму многообразия проявления бытия личности
и ее функционирования в обществе, то психологический анализ изменения смысложизненные
ориентации под воздействием экстремальности, акцентирует негативные изменения
личности. В тоже время в условиях угрозы жизни проявляются изменения не только
негативные (синдром, травма), но и позитивные, связанные с целеполаганием и
изменением смысла жизни. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей смысловой сферы профессиональных военнослужащих после участия в боевых действиях. Это важно для улучшения адаптации и интеграции участников боевых действий в обществе, а также для организации психологической подготовки и помощи в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Экспериментальную группу составили 98 человек – офицеры, участвовавшие в боевых действиях на территории Чеченской республики в 1995-1996 гг., мужчины, имеющие высшее образование, прошедшие профессионально-психологический отбор для службы в Вооруженных Силах РФ, не страдающие органическим поражением головного мозга или психическими расстройствами, не имеющие в анамнезе тяжелых ранений, физических травм, возрастная категория от 25 до 35 лет (средний возраст 30 лет). Все респонденты служили в боевых подразделениях и принимали активное участие в боевых действиях (штурм зданий, отражение атаки в обороне). Контрольную группу составили 98 человек, подобранные по тем же критериям, что и экспериментальная группа. Отличается от них отсутствием опыта участия в боевых действиях. Для проведения диагностики использовались методики: «Смысложизненные ориентации» ДА. Леонтьева; «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажиной, С.А. Голынкиной, А.М. Эгкинда; рисуночная методика «Нарисуй время» Л.П. Енькова [3; 4; 5]. По методике определения смысложизненных ориентаций (СЖО), есть достоверные различия между контрольной и экспериментальной группах в шкалах «Цель жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – жизнь» (табл. 1). Это говорит о том, что у офицеров, принимавших участие в боевых действиях, в большей степени, чем у непринимавших, характерны представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Основной смысл своей жизни профессионалы видят как в настоящем – в насыщенности, наполненности жизни, так и в будущем – построении целей и перспектив. Прошлое играет для них не менее важную роль. На основании этих результатов можно предположить, что оценка пройденного отрезка жизни их удовлетворяет. Таблица 1 Отношение к
смысложизненным ориентациям (СЖО) в контрольной
и экспериментальной группах
Примечание: U – Значение
критерия Манна-Уитни; Z – Значение критического числа; p – уровень отвержения гипотезы на однородность; * –
различия статистически значимые при p<0,001;
выделены данные с учетом достоверности по критерию Ансари-Брэдли [1; 6]. По методике диагностики уровня субъективного контроля (УСК) (табл. 2) есть достоверные различия между контрольной и экспериментальной группах по шкалам: «Общая интернальность», «Интернальность в области неудач», «Интернальность в области семейных отношений», «Интернальность в области здоровья и болезни». Полученные данные свидетельствуют о том, что офицеры, принимавшие участие в боевых действиях, в отличие от не принимавших, значительно более ответственны за происходящее с ними, уверенны в своей способности добиваться успеха в жизни и при этом излишне требовательны к себе и к своим поступкам. Это связанно с тем, что опыт участия в боевых действиях, где каждый необдуманный поступок влечет за собой непоправимые последствия (гибель или ранения подчиненных), способствует формированию тенденции не перекладывать ответственность на других людей. Проведенный корреляционный анализ по методикам СЖО и УСК обнаружил достоверные связи между результатами, выявив тем самым их сопряженность. Таблица 2 Уровень
субъективного контроля (УСК) в контрольной
и экспериментальной группах
Примечание:
* – различия статистически значимые при p<0,001; выделены данные с учетом достоверности по
критерию Ансари-Брэдли. Анализ полученных результатов по методике «Нарисуй время» позволяет увидеть разницу в полученной эмпирической типологии суждения о времени (отношения ко времени) у участвовавших и неучаствовавших в боевых действиях профессиональных военнослужащих. Качественный анализ рисунков выявил, с одной стороны, наличие временной перспективы, с другой стороны – ее суженность, ограничение событиями ближайшего будущего (прошлого) у 13 % в экспериментальной группе и 9% в контрольной группе. У 9 % рисунков участников боевых действий отражено негативное отношение ко времени. Индикацией временной ориентации на прошлое, настоящее или будущее служили не только рисунки, но и ответы на вопросы (анкета): 9 офицеров, принимавших участие в боевых действиях, не могли отдать предпочтение какой-либо одной форме времени. Данный факт подтвержден результатами проективной методики «Нарисуй время», где эти респонденты временную перспективу обозначали, как «Время не существует». Это означает, что они не связывают себя с настоящим и не видят каких-либо перспектив в будущем. Остальные участники экспериментальной группы ориентированы на будущее (78,5 %) и на настоящее (12,3 %). Несмотря на то, что большинство ориентировано на будущее, 89 % респондентов подразделяют свою жизнь на три этапа: до войны, война, после войны (по результатам анкеты). Таким образом, данные таких методик, как «Смысложизненные ориентации», «Уровень субъективного контроля» и «Нарисуй время» дают подтверждающие друг друга результаты о том, что для участвовавших в боевых действиях военнослужащих в отличие от не участвовавших, жизнь представляется в основном как позитивно окрашенное настоящее, и смысл жизни они локализуют в своем будущем: создание семьи или развитие и личностный рост являются для них приоритетными. Факторный анализ результатов по методикам СЖО и УСК позволил нам выделить в выборке участников боевых действий 2 фактора. Рассмотрим их подробно. 1 Фактор «Смысл жизни»: сюда вошли все показатели по методике «Смысложизненные ориентации» – «цели» (0,72), «процесс» (0,83), «результат» (0,75), «локус – я» (0,75), «локус – жизнь» (0,83), «общая осмысленность жизни» (0,78), а также показатели по методике «Уровень субъективного контроля» – «общая интернальность» (0,77), «интернальность в семейных отношениях» (0,88), «интернальность в производственных отношениях» (0,71). Для участников боевых действий ответственность за события и взаимоотношения, происходящие в семье и на работе связаны с осмыслением собственной жизни (что подтверждается качественным анализом результатов анкеты), и после войны ценность взаимоотношений с ближайшим окружением возросла как основная составляющая ценности жизни. 2 Фактор «Целеустремленность и уверенность в собственных силах»: сюда вошли два показателя по методике «Уровень субъективного контроля» – «интернальность в достижениях» (0,82), «интернальность в неудачах»(0,88). Для участников боевых действий характерны представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Основной смысл своей жизни, как уже говорилось ранее, они видят в построении целей и перспектив на будущее, при этом не забывая про прошлое и настоящее. Скорее наоборот, прошлое (участие в боевых действиях) – это ресурс для целеустремленности и уверенности в собственных силах (что подтверждается качественным анализом результатов анкеты). В результате проведенного исследования профессиональных военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, нами также была выделена группа лиц, нуждающихся в особом внимании со стороны психолога (9 человек). В группу нуждающихся в особом психологическом внимании вошли офицеры, у которых было выявлено суждение о времени – «Время не существует», негативное отношение ко времени, отсутствие себя, темы военно-профессиональной деятельности в рисунках о времени; низкая профессиональная заинтересованность и индифферентное отношение к самосовершенствованию, отсутствие связи себя с настоящим и каких-либо перспектив в будущем и др. Таким образом, можно отметить, что участие в боевых действиях изменяет смысловую сферу личности. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с участием в боевых действиях, а также от отношения к своему участию в боевых действиях. Отношение личности к экстремальной ситуации проявляется либо через позитивное отношение к себе и идею трансцендентности собственной личности (в данном случае участие в боевых действиях воспринимается как возможность роста), либо через концентрацию на собственных негативных воспоминаниях и отношении к опыту участия в боевых действиях. Литература 1. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник /О.Ю Ермолаев. – 2-е изд. испр. – М.: Московский Психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с. 2. Кадыров Р.В. Современный взгляд на боевую психическую травму. – Владивосток: ТОВМИ, 1999. – С. 23–31. 3. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993. – Т. 14, №1. – С. 150–155. 4. Основы военного профессионального отбора / Под общ. ред. Лазуткина В.И., Зацарного Н.Н., Зараковского Г.М. – М.: 1999. – С. 420-427 5. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко и др.; Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 273-285. 6. Холендер М., Вульф Д. Непараметрические методы статистики (Пер с англ. Д.С. Шмерлинга; Под. ред. Ю.П. Адлер и Ю.Н. Шмерлинга) – М.: Финансы и статистика, 1983 – 518 с. [1] Кадыров Р.В. Особенности смысловой сферы у
профессиональных военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.
Психология саморазвития человека [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. –
Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 93-100 | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|