РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОЛКА: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

(К столетию со дня рождения А.Ф. Лазурского)

 

В.Н. Мясищев, В.А. Журавель

(Ленинград)

 

 

К числу первых исследователей, приступивших к конкретному изучению характеров людей и созданию теории личности индуктивным путем, принадлежит выдающийся русский психолог Александр Федорович Лазурский (1874—1917 гг.).

А.Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 года Полтавской губернии в небогатой семье. После окончания с золотой медалью Лубенской гимназии он поступил в Военно-Медицинскую акаде­мию, где предполагал получить познания в области научной психоло­гии. На выбранном пути обстоятельства в целом складывались для него благоприятно. С 1893 года кафедру и клинику душевных и нервных болезней возглавлял В.М. Бехтерев — психиатр и невролог с мировым именем, энтузиаст развития научной психологии, основатель одной из первых в России психофизиологической лаборатории в Казанском университете, Под его руководством А.Ф. Лазурский, успешно овладевая необходимыми будущему врачу знаниями, изучал психические и нервные болезни, получил основательную нейроанатомическую и нейрофизиологическую подготовку и выполнил ряд самостоятельных исследований. В 1895 году В.М. Бехтерев организовал при клинике психологи­ческую лабораторию [37], в которой А.Ф. Лазурский начал работать над различными проблемами экспериментальной психологии [32], [10], [11] и клинической психофизиологии [5], [12], уделяя особое внимание соматопсихическим соотношениям у человека. В это же время он изучал многочисленные теории характера и темперамента, а также подвергал анализу попытки их классификации. В статье «Современное состояние индивидуальной психологии» [13] он пришел к выводу о не­разработанности этого существенного раздела психологии человека. Это побудило А.Ф. Лазурского начать активную работу по созданию собственного направления в изучении личности.

После окончания в 1897 году академии «со степенью лекаря с отличием» молодой врач и исследователь был по конкурсу оставлен для на­учного усовершенствования в клинике В.М. Бехтерева, где заведовал психологической лабораторией и вел большую лечебную работу, кото­рую впоследствии никогда не прекращал. Через два года он был избран действительным членом Петербургского общества психиатров [33]. К этому времени А.Ф. Лазурский сдал более двадцати экзаменов на степень доктора медицины, а 30 ноября 1900 года с большим успехом защитил докторскую диссертацию о влиянии мышечных движений на мозговое кровообращение [15], выполненную в анатомо-физиологической лаборатории В.М. Бехтерева. Великий физиолог И.П. Павлов, который был одним из официальных оппонентов, дал высокую оценку работе диссертанта [8].

Специальное психологическое образование А.Ф. Лазурский продол­жил во время двухгодичной научной командировки за границу, начав­шейся вскоре после защиты диссертации. Около полугода он работал в Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге, а затем почти год — в лаборатории экспериментальной психологии при психиатрической клинике Гейдельбергского университета у одного из основа­телей современной психиатрии Эмиля Крепелина, который явился пио­нером применения методов экспериментальной психологии в клинике психиатрии. Под его руководством А.Ф. Лазурский провел экспери­ментальное исследование, результаты которого были вскоре опублико­ваны [14]. Затем некоторое время в Берлине он слушал лекции К. Штумпфа по психологии. Наряду с этими занятиями А.Ф. Лазур­ский учился у крупнейших неврологов того времени — П. Флексига, X. Оппенгейма и др.

После возвращения А.Ф. Лазурского в Петербург сфера его дея­тельности начала стремительно расширяться. В том же 1903 году он был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии по «душев­ным и нервным болезням с психологией» и более десяти лет вел там преподавание общей психологии на основе экспериментальных методов и изучал возможности их клинического применения. При активном со­действии А.Ф. Лазурского несколько выпускников академии выполнили диссертации на степень доктора медицины по различным теоретико-экс­периментальным и клиническим проблемам психологии [1], [9], [34], [36]. Позднее он стал также преподавателем клинической психологии в Петербургском женском медицинском институте (ныне Первый Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П. Павлова). Тем самым было положено начало систематическому развитию отечественной ме­дицинской психологии, которую А.Ф. Лазурский разрабатывал в числе других видных невропатологов и психиатров.

А.Ф. Лазурский был избран ученым секретарем организованного по инициативе В.М. Бехтерева и И.П. Павлова Русского общества нор­мальной и патологической психологии и сыграл видную роль в созда­нии Психоневрологического института. В частности, он был основным соавтором В.М. Бехтерева в разработке устава, определившего про­грессивный характер этого научно-исследовательского и высшего учеб­ного заведения, основной задачей которого являлась всесторонняя раз­работка наук о человеке. Возглавляя кафедру общей психологии инсти­тута, профессор А.Ф. Лазурский организовал при ней в 1909 году экспериментально-психологическую лабораторию. В значительной мере благодаря деятельности А.Ф. Лазурского психология как предмет преподавания и область исследований заняла одно из ведущих мест в структуре Психоневрологического института. Будучи избранным дека­ном основного (общеобразовательного) факультета, общего для всех студентов первого курса института, А.Ф. Лазурский более четырех лет успешно справлялся с этой чрезвычайно хлопотной общественной долж­ностью.

Одновременно (с 1904 года) А.Ф. Лазурский сотрудничал с извест­ным психологом А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии. Он руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии и именно там с помощью сотрудников приступил к проведению конкретных характерологических исследований. Когда на Основе лаборатории возникли курсы, а затем и Педагогическая академия для усовершенст­вования учителей, А.Ф. Лазурский начал читать лекции по характеро­логии и благодаря активному участию слушателей значительно расши­рил исследования в этой области. Он участвовал почти во всех психоло­го-педагогических съездах, которые проходили в период 1906—1916 гг., представляя на них порою по несколько докладов, многие из которых становились, по выражению известного педагога и психолога Н.Е. Румянцева, «гвоздями съездов».

А.Ф. Лазурский был редактором отдела экспериментальной психо­логии первого и долгое время единственного отечественного специаль­ного журнала «Вестник психологии», созданного В.М. Бехтеревым в 1904 году, а с тех пор, как его издателем стал Психоневрологический институт, А.Ф. Лазурский фактически являлся главным редактором этого издания. Он принял активное участие в редактировании перевода фундаментального труда В. Вундта «Основы физиологической психоло­гии» [4] и книги Р. Шульце о технике психологического эксперимента [38], а также ряда изданий отечественных авторов [6], [31], [7].

Разносторонняя и продуктивная деятельность А.Ф. Лазурского вне­запно трагически оборвалась смертельной болезнью 6 марта 1917 го­да, унесшей его в могилу в расцвете творческих сил в возрасте 43 лет.

Работы А.Ф. Лазурского не имели той ясной определенной основы, которую мы ждем и требуем от ученого, особенно современного. Его взгляды определялись широким научным кругозором, разнообразным клиническим опытом и результатами собственных эмпирических иссле­дований. Прогрессивным для того времени был подход А.Ф. Лазурско­го к изучению психики с естественнонаучных позиций, то есть рассмот­рение психических феноменов как реально существующих и изучение их индуктивными методами в противовес еще господствовавшему в различ­ных психологических системах явному идеалистическому и метафизиче­скому направлению. А.Ф. Лазурский считал психику закономерным этапом эволюции, а мозг — «седалищем нашей психической деятельно­сти» [16]. При этом он критиковал извращающие действительность вульгарно-материалистические представления о психике как об одном из органических продуктов функционирования мозга. Несмотря на то, что у него как исследователя-эмпирика не было прямых указаний на характер связи психологического и соматического, А.Ф. Лазурский строго придерживался точки зрения, что физиологическое и психиче­ское — это различные стороны единого биологического процесса, в раз­вертывании которого особая роль принадлежит коре головного мозга. «Восприятие внешних впечатлений, субъективная переработка их и как результат этой переработки то или иное воздействие на внешний мир» он считал «основной схемой душевной жизни» [17]. Таким образом, ак­тивность психики, биологически обусловленная, и принцип рефлекса как способ существования психического составляли основу психологи­ческой системы А.Ф. Лазурского, о которой наиболее полное представ­ление дает его книга «Психология общая и экспериментальная» [17]. Впервые она была опубликована в 1912 году как учебник для студентов Психоневрологического института, основывавшийся на курсе лекций, который вел там А.Ф. Лазурский. «Совершенно здоровая научная поч­ва, на которой стоял автор в своей педагогической и теоретической ра­боте и на которой построен его курс», как говорил Л.С. Выготский, по­зволили  В.А. Артемову,  Л.С. Выготскому,   Н.Ф. Добрынину и А.Р. Лурия издать этот учебник в 1925 году, внеся в него лишь некото­рые поправки.

Разработанное А.Ф. Лазурским учение о характерах находится в непосредственной связи с его общепсихологической системой. Оно изло­жено в большой работе «Очерк науки о характерах» [18], увидевшей свет в 1906 году и выдержавшей еще несколько изданий. Этой работой ее автор предстает перед нами как крупный и оригинальный теоретик психологии. А.Ф. Лазурский полагал, что создание научной характеро­логии, или индивидуальной психологии, является необходимым шагом на пути к решению основных проблем общей психологии. Предметом ее изучения он считал индивидуальные особенности составляющих психи­ческой организации людей и виды и способы их сочетаний, которые обусловливают все разнообразие характеров. Анализ различий был проведен А.Ф. Лазурским в отношении выдвинутого им понятия «на­клонности», или «душевного качества». Основой формирования этого понятия он считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса, то есть наи­более устойчивые способы реагирования на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды. Различные сочетания этих условий А.Ф. Лазурский называл «возбудителями наклонностей», способствую­щими проявлению того или иного душевного качества. Введением этого понятия, которому он придавал чрезвычайно важное значение, А.Ф. Лазурский применил материалистический принцип рефлекса к изучению высших отделов психической организации человека. С другой стороны, он хорошо понимал недоступность современному психологическому ана­лизу тех субъективных факторов, которые обусловливают существова­ние наклонностей, поэтому вынужден был ограничить прикладное ис­пользование достижений индивидуальной психологии задачей «постро­ить человека из его наклонностей» [18]. Это означает, на современном языке, научно обоснованное описание индивидуальности в педагогиче­ских, психотерапевтических и вообще психопрофилактических целях. Но основными задачами этой науки он считал чисто теоретические, та­кие, как создание индуктивной теории личности и отражение «естествен­ных» вариаций характеров в строгой классификации.

Рассматривая интимный механизм личности, А.Ф. Лазурский гово­рил о степени развития наклонностей, их изменяемости и взаимодейст­вии и большое значение придавал изучению анатомо-физиологическото коррелята душевных качеств как пути объективного их познания, пола­гая, что в этом направлении наибольший успех может быть достигнут при изучении физиологии высших отделов центральной нервной систе­мы, то есть говорил о насущной необходимости в не сложившейся еще тогда физиологии высшей нервной деятельности. В целом под характе­ром А.Ф. Лазурский понимал «совокупность свойственных данному ли­цу наклонностей», причем каждую из них, считал он, следует брать в наибольшей ее интенсивности у конкретного человека. Следует отме­тить, что он некоторое время придавал относительно малое значение социальным факторам в формировании индивидуальности. В какой-то мере это объясняется его исходными естественнонаучными установками. Однако в последующие годы эти факторы получили более полное от­ражение в творчестве А.Ф. Лазурского [19], [20], [21].

Исходя в основном из задач разрабатываемой «науки в характе­рах», А.Ф. Лазурский огромное внимание уделял созданию адекватных им методов исследования. Если для решения общепсихологических проблем он признавал некоторую полезность метода самонаблюдения (в психофизике и исследованиях восприятия, например), то в характе­рологии на первый план им были выдвинуты значительно более объек­тивные методы внешнего наблюдения и эксперимента. Еще в 1898 году А.Ф. Лазурский выступил перед врачами-исследователями клиники душевных и нервных болезней с сообщением «Метод Систематического наблюдения в индивидуальной психологии» [35], а в 1900 году — в Фи­лософском обществе с докладом «О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения» [22], в которых призывал уделить должное внимание методу наблюдения в психологических исследованиях. Учи­тывая степень развития экспериментальных методой в психологии, А.Ф. Лазурский вынужден был отводить ему роль вспомогательного средства в решении задач научной характерологии. Он изучал индиви­дуальные особенности памяти (по методу Эббингауза [14] и восприя­тия [23]. Интересные экспериментальные исследования проводились в психологической лаборатории Психоневрологического института, где, под руководством А.Ф. Лазурского, его ученики целенаправленно изу­чали проявления психической активности, в частности, волевых процес­сов в дифференциальном плане. В работе «К учению б психической ак­тивности» [24], в которой А.Ф. Лазурским обобщены результаты пер­вых шести лет исследований, показаны поиски и находки в изучении внутренних механизмов личности объективными методами, Он пришел к выводу, что общая психическая активность и сознательное волевое усилие, хотя и близкие по происхождению, но в индивидуально-психоло­гическом отношении довольно резко разграниченные явления. Статья богата множеством психологических интерпретаций результатов остро­умно и изящно поставленных экспериментов и представляет даже в на­ши дни образец индуктивного пути познания в психологии.

Значение метода эксперимента для индивидуальной психологии за­ключалось, по мнению А.Ф. Лазурского, в том, что он много способст­вовал возникновению этой отрасли психологии. Его использовали Э. Крепелин, В. Штерн, А. Бине и В. Анри, но этот метод, считал А.Ф. Лазурский, не стал отличительным признаком научной характе­рологии так же, как не создал он особую «экспериментальную» психо­логию, являясь, безусловно, одним из важнейших методов исследова­ния [25]. В «Программе исследования личности», опубликованной А.Ф. Лазурским в 1904 году, методу наблюдения отводилась главенст­вующая роль, а лабораторный эксперимент предполагалось использо­вать для уточнения некоторых психофизиологических особенностей изу­чаемых людей. Этим программа отличалась от предложенных ранее (другими авторами) и содержала большое количество аспектов наблю­дения — 85 по 17 разделам [26].

Вскоре А.Ф. Лазурский начал систематическое применение своей программы в изучении характеров учащихся одного из закрытых учеб­ных заведений. Итогом большого исследования стала его книга «Школьные характеристики» [27], в которой подробные характеристики изучавшихся детей 11—15 лет дополнены данными экспериментального психологического исследования и проведен тщательный психологиче­ский анализ ряда сложных проявлений личности. Такое конкретное и многоплановое исследование в психологии проводилось впервые. Вместе с другими материалами изучения характеров детей и подростков оно служило основой дальнейшего развития психологии личности как теоретической области знания. Наряду с этим, как отмечал известный тео­ретик педагогики Э. Мейман [30], исследования А.Ф. Лазурского име­ли большое значение для педагогической практики. Попутно следует отметить, что теоретические и эмпирические исследования А.Ф, Лазур­ского в области дифференциальной психологии вызвали большой инте­рес за рубежом и по просьбе издателей «Педагогических монографий» он написал опубликованную в 1912 году в Лейпциге работу, обобщив­шую теоретические предпосылки и результаты первых лет исследований [39].

Методические поиски А.Ф. Лазурского увенчались созданием «есте­ственного эксперимента» — нового метода психологии, сочетающего в себе достоинства систематического наблюдения и лабораторного экспе­римента [28]. Автор говорил о нем как об «экспериментировании жизнью», поскольку «местом проведения» его являются обычные условия жизни — урок, работа, прогулка, игры. Особое значение для мето­да имеет тщательное изучение этих условий и по возможности такая их организация, чтобы они достаточно полно выявляли наклонности изу­чаемых людей, фиксируемые включенным наблюдателем. Метод сло­жился в общих чертах в 1910 году и сразу же был по достоинству оце­нен психологами и педагогами. Вышедший через несколько лет из печа­ти сборник статей под редакцией А.Ф. Лазурского «Естественный экс­перимент и его школьное применение» [7] показал большие возможно­сти нового метода психологии.

В ходе конкретных характерологических исследований постепенно накапливался материал, позволивший А.Ф. Лазурскому уже в 1908 го­ду впервые предпринять попытку классификации личностей [19]. Отме­чая недостатки прежних, часто умозрительных схем, он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а «психо-социальной в широком смысле этого слова» классификации. В основу ее А.Ф. Лазурским были положены два принципа: разделение всех людей по пси­хическому уровню (активности) на три разряда и по психическому со­держанию на несколько типов. Общим критерием деления на разряды служила степень развития нервно-психической организации личности в смысле большей или меньшей «интенсивности, сложности, координированности и сознательности» ее проявлений. Степень эта, по словам А.Ф. Лазурского, определялась «унаследованными особенностями личности», с одной стороны, а с другой — «условиями жизни», получен­ным образованием и т. д.

Принципиально важное значение для учения о личности придавалось А.Ф. Лазурским введению им понятцй эндо- и экзопсихики, впервые примененных в «Программе исследования личности в ее отношениях к среде» [20]. Эндопсихикой он называл внутренний механизм личности, объединяющий, в его понимании, характер, умственную одаренность и темперамент. Содержание экзопсихики составляют отношения личности к внешним объектам и среде в целом в самом широком смысле этих по­нятий, то есть ко всему тому, что противостоит личности и к чему она может так или иначе относиться. Сюда входят и природа, и люди, и социальные группы, и наука, и искусство, а также собственная внутрен­няя жизнь человека.

С позиций современной психологии личности, развиваемой советски­ми психологами, такое деление психологии единой целостной личности на эндопсихику и экзопсихику нельзя считать правильным. Нет в лич­ности человека чего-либо, что имело бы своим источником только «внутреннее» или только «внешнее». Всякая черта личности определя­ется тем и другим в их неразрывном единстве, взаимодействии, в борьбе противоположностей — в тех или иных взаимоотношениях друг с дру­гом. Но в тот период времени, когда указанное деление было предложе­но Лазурским, подчеркивание им экзопсихической стороны личности, значения отношений личности к действительности и важной роли воз­действия окружающей человека среды, в том числе — что особенно важно — социальной среды в формировании личности, было несомненно прогрессивным и вносило новую, свежую струю в изучение пробле­мы личности. Представления об эндопсихических и экзопсихических элементах значительно повлияли на дальнейшие попытки классифика­ции личностей, предпринятые А.Ф. Лазурским. В 1913 году он выступил в Петербургском философском обществе с изложением новой классификации [З], а в переработанном издании «Школьных характерис­тик» [27] показал конкретно возможности нового подхода в изучении личности детей и подростков. Вскоре А.Ф. Лазурский начал публико­вать первые главы большой работы «Классификация личностей», явля­ющейся непосредственным продолжением «Очерка науки о характе­рах». Смерть автора прервала работу, и один из ближайших учеников А.Ф. Лазурского В.Н. Мясищев на основе имевшихся черновых мате­риалов завершил и опубликовал ее в 1921 году [29].

В основу последнего варианта классификации А.Ф. Лазурским был положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде с сохранением прежнего деления на уровни и типы. Он исходил из того, что каждый человек обладает от рождения тем или иным запа­сом «нервно-психической энергии», которая обусловливает интенсив­ность и экстенсивность его деятельности, а также прямо или косвенно определяет особенности взаимоотношений личности со средой. В отли­чие от К. Пирсона, считавшего этот фонд «общим фактором» (G) пси­хической жизни, якобы фатально определяющим социальную роль че­ловека, А.Ф. Лазурский стоял на позициях изменяемости эндопсихических элементов под воздействием внешней среды. Он, однако, был да­лек от мысли, что из всякого человеческого существа можно «сделать гения», но считал, что почти всегда образование и воспитание может повысить психический уровень личности, сделав тем самым ее более социально полезной. С другой стороны, следует отметить, что экзопсихическая сфера отношений личности, несмотря на генез ее в процессе социализации индивида, не является чем-то эфемерным, наоборот, с повышением психического уровня отношения все более и более основы­ваются на идейных мотивах, их устойчивость и осознанность неуклонно повышаются.

Личности низшего психического уровня, по А.Ф. Лазурскому, цели­ком подчиняются влияниям среды и с большим трудом приспосаблива­ются к ее требованиям, если они превышают ограниченные возможности таких людей. Он назвал представителей этого уровня «неприспособлен­ными». Здесь следует отметить, что это не совсем точно определено А.Ф. Лазурским, поскольку для такой личности почти всегда существу­ет возможность попасть в достаточно несложную среду, где вероятность ее адекватного приспособления довольно высока. В отношении лично­стей среднего психического уровня А.Ф. Лазурский придавал большое значение способностям к получению специального образования и веде­нию в дальнейшем успешной теоретической или практической деятель­ности. Представителей среднего уровня он считал «приспособленными» к среде. Личности же высшего психического уровня, по А.Ф. Лазурско­му», являются «приспособляющими» среду к своим запросам, которые неизмеримо превышают круг интересов представителей менее высоких уровней и почти всегда имеют большое социальное значение. Человек как бы целиком подчинен претворению в жизнь определенных научных, организационных, эстетических или этических идей, что составляет вы­сокий смысл его бытия.

Большое значение А.Ф. Лазурский придавал соотношению эндо- и экзопсихики на всех психических уровнях. К «чистым типам» он отно­сил людей, чьи интересы, приобретение знаний и навыков, профессио­нальная деятельность соответствуют прирожденным особенностям их нервно-психической организации и благодаря этому обе сферы психики находятся в гармоничном единстве. Представителей низшего уровня А.Ф. Лазурский подразделял на «рассудочных, аффективных и актив­ных» с их разновидностями. Средний уровень представлен двумя большими группами «теоретиков-идеалистов и практиков-реалистов», при­чем в первую вошли «ученые, художники и религиозные созерцатели», а во вторую «общественники, хозяйственные, властные и человеколюбцы». Поскольку у представителей высшего психического уровня экзопсихическая сторона личности в «ее высших идеальных проявлениях дости­гает необычайного развития», то и деление чистого типа проводилось А.Ф. Лазурским «по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям»: «альтруизм; знание; красота; об­щество, государство; внешняя деятельность, инициатива; система, орга­низация; власть, борьба». А.Ф. Лазурский отмечал, что чистые типы среднего уровня во многом представляют предельное развитие черт и возможностей, характеризующих представителей низшего психического уровня. В то же время принадлежность к среднему уровню определяет­ся также чертами, недоступными представителям низшего уровня. В свою очередь, эти черты в предельно развитом состоянии характеризу­ют представителей высшего психического уровня. Таким образом, А.Ф. Лазурский не проводил границ между психическими уровнями, подчеркивая постепенность перехода от низшего к высшему. Что же ка­сается «этико-социальной оценки» каждой конкретной личности, то А.Ф. Лазурский категорически считал «совершенно неприемлемой» точку зрения, отождествляющую высоту психического уровня с соци­альной полезностью личности, предлагая в качестве критерия «лишь бóльшую или меньшую тенденцию к повышению психического уровня» (Курсив авт.).

Наряду с чистыми классификация А.Ф. Лазурского выделяла так­же «комбинированные, извращенные в переходные типы» различных уровней. Комбинированные типы присущи среднему уровню. Их осо­бенностью является совмещение различных по существу групп основных психических функций, дающее «научно-практический, научно-обще­ственный, художественно-практический и религиозно-административ­ный» типы личностей. На высшем психическом уровне им в какой-то ме­ре соответствуют «широкие», существующие наряду с «узкими», кон­центрированными на одном виде деятельности. Особое место в класси­фикации занимают «извращенные типы», «встречающиеся, к сожале­нию, не только на низшем и среднем, но также и на высшем психиче­ском уровне». Характерной их особенностью А.Ф. Лазурский считал социальную вредность поступков и действий. Извращенные типы по сравнению с другими «гораздо более эгоистичны, равнодушны к дру­гим людям и общественным интересам и даже враждебны им». К причи­нам извращения А.Ф. Лазурский относил отсутствие образования в широком смысле, что не позволяет развиться задаткам человека, но го­раздо большее значение он придавал несоответствию внешних условий и образующихся под их влиянием экзопсихических проявлений лично­сти внутреннему ее складу, эндопсихике. Обычно в этом случае на осно­ве второстепенных особенностей образуется второе ядро личности, в то время как группа основных наклонностей не получает должного разви­тия. В результате, по А.Ф. Лазурскому, социальная ценность личности понижается и ей грозит невротизация или даже психическое расстрой­ство. Подтверждение этой мысли автор классификации нашел в ранних работах 3. Фрейда и особенно А. Адлера. «Переходные типы» класси­фикации А.Ф. Лазурского — это неярко выраженные индивидуально­сти, совмещающие в недифференцированном виде черты двух соседних типов. Не только эти, но и чистые типы, считал А.Ф. Лазурский, не представляют чего-то застывшего, неизменного. И здесь он подчерки­вал, что задачей классифицирования является не только отграничение типов друг от друга, но и определение вида и степени связи между ними. На основе построенной таким образом классификации А.Ф. Лазурский видел возможность персонологической инженерии, практического осуществления перестройки личности с целью повышения ее психиче­ского уровня и социальной полезности. При этом он отчетливо понимал, что «коренную, полную перемену личности произвести трудно, почти невозможно» и в большинстве случаев следует ориентироваться на то, чтобы «перевести путем воспитания данную личность в какой-нибудь из соседних типов» (Курсив авт.). Важнейшим принципом воспитания, вытекающим из классификации личностей, А.Ф. Лазурский считал не­обходимость всемерного развития в личности черт альтруизма, так как теория учит, а реальная жизнь подтверждает невозможность извраще­ния этого типа личности, что имеет большое социальное значение.

Нет сомнения в том, что попытки А.Ф. Лазурского построить клас­сификацию личностей, исходя из выдвинутых им основных положений о трех разрядах людей по их психическому уровню (по активности лич­ности), а также о существенных различиях между людьми по «психиче­скому содержанию» личности, представляет .значительный интерес, не­ утерянный и в настоящее время. Однако конкретные характеристики, дававшиеся Лазурским в его фундаментальной работе «Классификация личностей», во многих случаях вызывает сомнения, возражения, иногда недоумения, в настоящее время в немалой степени являются уже устаревшими. Например, никак, конечно, нельзя признать правильной, со­ответствующей современным условиям труда рабочего, тем требовани­ям, которые предъявляются к его умственному развитию, интеллекту­альной активности, отнесение Лазурским представителей рабочих про­фессий к низшему уровню личности. Вызывает недоумение, что немалую часть представителей высшего уровня составляют характеризуемые Ла­зурским религиозные деятели. Можно было бы значительно умножить число аналогичных примеров отдельных ошибочных суждений и оценок, имеющихся в труде А.Ф. Лазурского, но вряд ли это требуется в дан­ной статье, тем более, что никак нельзя не признать справедливым сле­дующее: несомненно, что немаловажной причиной того, в данное вре­мя неприемлемого, что имеется в труде Лазурского, посвященного классификации личностей, являются конкретно-исторические особенно­сти того времени, когда создавался этот труд, и что оценивать его (рав­но как и другие труды того же автора) только с современной точки зре­ния было бы неверно. Отмечая недостатки названного выше труда (а можно было бы указать недочеты и других работ Лазурского), нель­зя не учитывать того большого пути, который пройден нашей отечест­венной психологической наукой за более чем полстолетний период ее развития, прошедший со времени создания трудов Лазурского. Никак нельзя отрицать и того, что наряду с рядом ошибок и недочетов, имею­щихся в «Классификации личностей», в этом же труде имеется и очень много интересного и поучительного, как в ряде самих конкретных харак­теристик, предложенных Лазурским, так и в методике их составления.

В короткой журнальной статье невозможно сколько-нибудь полно осветить все научное творчество такого ученого, каким был А.Ф. Лазур­ский. Подводя итоги сказанному, следует отметить, что научная харак­терология и представления о личности благодаря серьезным исследова­ниям А.Ф. Лазурского получили значительное развитие. Конструктив­ным явилось понимание им характера как выявление рефлекторным пу­тем внутреннего содержания личности и свойственных ей потенциаль­ных возможностей. Выдвинутые А.Ф. Лазурским понятия, наклонности и отношения стали эффективным инструментом изучения личности. Созданный им метод естественного эксперимента поднял эмпирическое изу­чение сложных форм поведения человека на качественно новый уровень.

Следует отметить широкое применение этого метода в решении задач инженерной и космической психологии.

Методически интересно и по результатам важно для научной теории личности изучение А.Ф. Лазурским и его учениками психической актив­ности и одного из ее проявлений — сознательного волевого процесса. В основном в ходе этих исследований сложилось ядро школы психоло­гов, представителями которой являются М.Я. Басов, А.В. Владимир­ский, И.С. Канаев, В.Н. Мясищев, М. Надольская, В.И. Рабинович и др.

Подход А.Ф. Лазурского к классификации личностей был ориги­нальным и более перспективным по сравнению с попытками его пред­шественников классифицировать характеры, хотя и страдал рядом не­достатков, указанных выше. К сожалению, на этом магистральном на­правлении развития психологии до сих пор не возобновлены соответствующие исследования и дело ограничивается созданием лишь психофи­зиологической типологии, хотя подобные попытки предпринимались еще в 20-е года [2].

В целом работы А.Ф. Лазурского не утратили, безусловно, значения ее для современного психолога, педагога, клинициста. Тем более, как уже было сказано, было бы неверно оценивать их только с позиций со­временного состояния психологической науки. Поэтому следовало бы считать вполне целесообразным переиздание, если не всех, то хотя бы избранных трудов этого крупного и во многом очень оригинального, в свое время широко признанного отечественного психолога.

В заключение нельзя не сказать, хотя бы и очень кратко, также и о личности ученого. Всех, кто его знал, с кем он работал, кто обращался к нему как ученому, психологу, врачу всегда и неизменно покоряли че­ловечность, ум и безграничное обаяние выдающегося деятеля науки и мыслителя-гуманиста Александра Федоровича Лазурского.

 

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аствацатуров М.И. Клинические и экспериментально-психологические ис­следования речевой функции. Дисс. СПб., 1908.

2. Березин П.И., Бобров 3.М., Гусева Е.А., Кондратьева Л. М., Левашов К.К., Мясищев В.Н., Шиперович В.М. Рабочая молодежь как она есть. Опыт научно-педагогического изучения молодежи одного завода. Л., 1930. 

3. «Вестник психологии», 1913, в. 1.

4. Вундт В. Основы физиологической цсихологии. Под ред. А.А. Крогиуса, А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева. 

5. Гизе Э.А., Лазурский А.Ф. «Обозрение психиатрии», 1900, № 6; № 7.

6. Душевная жизяь детей. Об. под ред. А.Ф. Лазурского и А.П. Нечаева. М., 1910.

7. Естественный эксперимент и его школьное применение. Под ред. А.Ф. Лазурского. Пг., 1918.

8. «Известия императорской Военно-медицинской академии», 1901, т. 3, № 3.

9. Ильин А.В. О процессах сосредоточения (внимания) у слабоумных душевно-больных. Дисс. Спб., 1909.

10 Лазурский А.Ф., Шипов Н. Н. «Неврологический вестник», 1900, № 1.

11. Лазурский А.Ф. «Неврологический вестник», 1900, № 3.

12. Лазурский А.Ф. «Известия императорской Военно-медицинской академии», 1900, т. 1, № 4.

13. Лазурский А.Ф. Современное состояние индивидуальной психологии. «Обозрение психиатрии», 1897, № 5; № 6.

14. Лазурский А.Ф. Об индивидуальных особенностях при запоминании и (воспроизведении). «Юбилейный сборник, посвященный В. М. Бехтереву». Спб., 1903, т. 1.

15. Лазурский А.Ф. Труды клиники душевных и нервных болезней. Дисс. СПб., 1902, вып. 2.

16. Лазурский А.Ф. Влияние естествознания на развитие психологии. «Обо­зрение психиатрии», 1900. № 8.

17. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная, изд. 3-е, с предисл. Л.С. Выготского, Л., ГИЗ, 1925.

18. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. Спб., изд. I, 1906; Пг., изд. III. 1917.

19. Лазурский А.Ф. Опыт классификации личностей. «Вестник психологии», 1908. вып. 5.

20. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. «Русская школа», 1912, январь.

21. Лазурский А.Ф. Личность и воспитание. «Вестник психологии», 1916, вып. II—III.

22. Лазурский А.Ф. О взаимной связи душевных свойств и способах ее изу­чения. «Вопросы философии и психологии», 1900, кн. 53.

23. Лазурский А.Ф., Румянцев Н.Е. Об индивидуальных особенностях восприятия. «Вестник психологии», 1912, вып. 1.

24. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. «Вопросы фило­софии и психологии», 1916, кн. 134.

25. Лазурский А.Ф. О значении эксперимента в психологии. «Вестник психо­логии», 1904, вып. 3.

26. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. «Вестник психологии», 1904, вып. 9.

27. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики. Спб., изд. .1-е, 1908; изд. 2-е, 1913.

28. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте. «Труды 1-го съезда по экспериментальной педагогике». Спб., 1911.

29. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Пг.. изд. 1-е, 1921; изд. 2-е, 1923; изд. 3-е, 1924.

30. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. М., изд. 3-е, ч. 2., 1917.

31. Методы эксперимент экспериментально-психологического исследования личности. Спб., 1908.

32. «Обозрение психиатрии», 1897, № 2.

33. Протоколы заседаний Санкт-Петербургского общества психиатров за 1899 г. Спб., 1906.

34. Поварнин К.И. Внимание и его роль в простейших психических процессах. Дисс. Спб., 1906.

35. Протоколы научных собраний врачей клиники душевных и нервных болезней за 1898 г. Спб., 1889.

36. Срезневский В.В. Испуг и его влияние на некоторые физические и пси­хические процессы. Дисс. Спб., 1906.

37. Труды клиники душевных и 'нервных болезней за 1899 г., вып. 2-й, к. 2, Спб, 1900,

38. Шульце Р. Техника психологического и педагогического эксперимента. Спб., 1912.

39. Lasursky A.F. Ueber das Studium der Individualitat. Leipzig, 1912.

ON THE WAY OF CREATING

THE PSYCHOLOGICAL THEORY OF PERSONALITY (COMMEMORATING THE CENTENARY OF A. F. LAZURSKII’S BIRTHDAY)

V. N. Miasishchev, V. A. Zhuravel

Summary

The outstanding Russian psychologist A. F. Lazurskii (12. 4. 1874—26. 3. 1917) was one of the first scientists who began to study empirically the characters of people and on this basis to create the psychological theo­ry of personality. He was one of the founders of differential psychology. Since 1904 A. F. Lazurskii was engaged in conducting mass characterological investigations by his own "Program of personality investigation", which resulted in a creation of an original conception of personality. He invented a method of "natural experiment" which combined the efficient aspects of the laboratory experiment and of the systematic observation for the purposes of studying the complex forms of human behavior. He sug­gested an interesting  classification  of personalities.  The works of A. F. Lazurskii are of great importance for psychology, pedagogy and medicine.

 

 

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player