|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОЛКА: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ |
НА ПУТИ СОЗДАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ (К столетию со дня рождения А.Ф. Лазурского) В.Н. Мясищев, В.А. Журавель (Ленинград) К числу первых исследователей,
приступивших к конкретному изучению характеров людей и созданию теории
личности индуктивным путем, принадлежит выдающийся русский психолог Александр
Федорович Лазурский (1874—1917 гг.). А.Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 года Полтавской губернии в
небогатой семье. После окончания с золотой медалью Лубенской
гимназии он поступил в Военно-Медицинскую академию, где предполагал получить
познания в области научной психологии. На выбранном пути обстоятельства в
целом складывались для него благоприятно. С 1893 года кафедру
и клинику душевных и нервных болезней возглавлял В.М. Бехтерев — психиатр и невролог
с мировым именем, энтузиаст развития научной психологии, основатель одной из
первых в России психофизиологической лаборатории в Казанском университете, Под
его руководством А.Ф. Лазурский, успешно овладевая необходимыми будущему
врачу знаниями, изучал психические и нервные болезни, получил основательную
нейроанатомическую и нейрофизиологическую подготовку и выполнил ряд
самостоятельных исследований. В 1895 году В.М. Бехтерев организовал при
клинике психологическую лабораторию [37], в которой А.Ф. Лазурский начал
работать над различными проблемами экспериментальной психологии [32], [10],
[11] и клинической психофизиологии [5], [12], уделяя особое внимание соматопсихическим соотношениям у человека. В это же время
он изучал многочисленные теории характера и темперамента, а также подвергал
анализу попытки их классификации. В статье «Современное состояние
индивидуальной психологии» [13] он пришел к выводу о неразработанности
этого существенного раздела психологии человека. Это побудило А.Ф. Лазурского
начать активную работу по созданию собственного направления в изучении
личности. После окончания в
1897 году академии «со степенью лекаря с отличием» молодой врач и
исследователь был по конкурсу оставлен для научного усовершенствования в
клинике В.М. Бехтерева, где заведовал психологической лабораторией и вел
большую лечебную работу, которую впоследствии никогда не прекращал. Через
два года он был избран действительным членом Петербургского общества
психиатров [33]. К этому времени А.Ф. Лазурский сдал более двадцати экзаменов
на степень доктора медицины, а 30 ноября 1900 года с большим успехом защитил
докторскую диссертацию о влиянии мышечных движений на мозговое кровообращение
[15], выполненную в анатомо-физиологической лаборатории В.М. Бехтерева.
Великий физиолог И.П. Павлов, который был одним из официальных оппонентов,
дал высокую оценку работе диссертанта [8]. Специальное
психологическое образование А.Ф. Лазурский продолжил во время двухгодичной
научной командировки за границу, начавшейся вскоре после защиты диссертации.
Около полугода он работал в Психологическом институте Вильгельма Вундта в
Лейпциге, а затем почти год — в лаборатории экспериментальной психологии при
психиатрической клинике Гейдельбергского
университета у одного из основателей современной психиатрии Эмиля Крепелина, который явился пионером применения методов
экспериментальной психологии в клинике психиатрии. Под его руководством А.Ф.
Лазурский провел экспериментальное исследование, результаты которого были
вскоре опубликованы [14]. Затем некоторое время в Берлине он слушал лекции
К. Штумпфа по психологии. Наряду с этими занятиями
А.Ф. Лазурский учился у крупнейших неврологов того времени — П. Флексига, X. Оппенгейма и др. После возвращения
А.Ф. Лазурского в Петербург сфера его деятельности начала стремительно
расширяться. В том же 1903 году он был избран приват-доцентом
Военно-медицинской академии по «душевным и нервным болезням с психологией» и
более десяти лет вел там преподавание общей
психологии на основе экспериментальных методов и изучал возможности их
клинического применения. При активном содействии А.Ф. Лазурского несколько
выпускников академии выполнили диссертации на степень доктора медицины по
различным теоретико-экспериментальным и клиническим проблемам психологии [1],
[9], [34], [36]. Позднее он стал также преподавателем клинической психологии
в Петербургском женском медицинском институте (ныне Первый Ленинградский
медицинский институт им. акад.
И.П. Павлова). Тем самым было положено начало систематическому развитию
отечественной медицинской психологии, которую А.Ф. Лазурский разрабатывал в
числе других видных невропатологов и психиатров. А.Ф. Лазурский был
избран ученым секретарем организованного по инициативе В.М. Бехтерева и И.П.
Павлова Русского общества нормальной и патологической психологии и сыграл
видную роль в создании Психоневрологического института. В частности, он был
основным соавтором В.М. Бехтерева в разработке устава, определившего прогрессивный
характер этого научно-исследовательского и высшего учебного заведения,
основной задачей которого являлась всесторонняя разработка наук о человеке.
Возглавляя кафедру общей психологии института, профессор А.Ф. Лазурский
организовал при ней в 1909 году экспериментально-психологическую лабораторию.
В значительной мере благодаря деятельности А.Ф. Лазурского психология как
предмет преподавания и область исследований заняла одно из ведущих мест в структуре Психоневрологического института. Будучи
избранным деканом основного (общеобразовательного) факультета, общего для
всех студентов первого курса института, А.Ф. Лазурский более четырех лет
успешно справлялся с этой чрезвычайно хлопотной общественной должностью. Одновременно (с 1904
года) А.Ф. Лазурский сотрудничал с известным психологом А.П. Нечаевым в его
лаборатории экспериментальной педагогической психологии. Он руководил
специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных
методов психологии и именно там с помощью сотрудников приступил к проведению
конкретных характерологических
исследований. Когда на Основе лаборатории возникли курсы, а затем и
Педагогическая академия для усовершенствования учителей, А.Ф. Лазурский
начал читать лекции по характерологии и благодаря активному участию
слушателей значительно расширил исследования в этой области. Он участвовал
почти во всех психолого-педагогических съездах, которые проходили в период
1906—1916 гг., представляя на них порою по несколько
докладов, многие из которых становились, по
выражению известного педагога и психолога Н.Е. Румянцева, «гвоздями съездов». А.Ф. Лазурский был
редактором отдела экспериментальной психологии первого и долгое время
единственного отечественного специального журнала «Вестник психологии»,
созданного В.М. Бехтеревым в 1904 году, а с тех пор, как его издателем стал
Психоневрологический институт, А.Ф. Лазурский фактически являлся главным
редактором этого издания. Он принял активное участие в редактировании
перевода фундаментального труда В. Вундта «Основы физиологической психологии»
[4] и книги Р. Шульце о технике психологического эксперимента [38], а также
ряда изданий отечественных авторов [6], [31], [7]. Разносторонняя и
продуктивная деятельность А.Ф.
Лазурского внезапно трагически оборвалась смертельной болезнью 6 марта 1917
года, унесшей его в могилу в расцвете творческих сил в возрасте 43 лет. Работы А.Ф.
Лазурского не имели той ясной определенной основы, которую мы ждем и требуем
от ученого, особенно современного. Его взгляды определялись широким научным
кругозором, разнообразным клиническим опытом и результатами собственных
эмпирических исследований. Прогрессивным для того времени был подход А.Ф.
Лазурского к изучению психики с естественнонаучных позиций, то есть рассмотрение
психических феноменов как реально существующих и изучение их индуктивными
методами в противовес еще господствовавшему в различных психологических
системах явному идеалистическому и метафизическому направлению. А.Ф.
Лазурский считал психику закономерным этапом эволюции, а мозг — «седалищем
нашей психической деятельности» [16]. При этом он критиковал извращающие действительность
вульгарно-материалистические представления о психике как об одном из
органических продуктов функционирования мозга. Несмотря на то, что у него как
исследователя-эмпирика не было прямых указаний на характер связи
психологического и соматического, А.Ф. Лазурский строго придерживался точки
зрения, что физиологическое и психическое — это различные стороны
единого биологического процесса, в развертывании которого особая роль
принадлежит коре головного мозга. «Восприятие внешних впечатлений, субъективная
переработка их и как результат этой переработки то или иное воздействие на
внешний мир» он считал «основной схемой душевной жизни» [17]. Таким образом,
активность психики, биологически обусловленная, и принцип рефлекса как
способ существования психического составляли основу психологической системы
А.Ф. Лазурского, о которой наиболее полное представление дает его книга
«Психология общая и экспериментальная» [17]. Впервые она была опубликована в
1912 году как учебник для студентов Психоневрологического института,
основывавшийся на курсе лекций, который вел там А.Ф. Лазурский. «Совершенно здоровая научная почва, на которой стоял автор в
своей педагогической и теоретической работе и на которой построен его курс»,
как говорил Л.С. Выготский, позволили В.А. Артемову, Л.С. Выготскому, Н.Ф. Добрынину и А.Р. Лурия
издать этот учебник в 1925 году, внеся в него лишь некоторые поправки. Разработанное А.Ф.
Лазурским учение о характерах находится в непосредственной связи с его
общепсихологической системой. Оно изложено в большой работе «Очерк науки о
характерах» [18], увидевшей свет в 1906 году и выдержавшей еще несколько
изданий. Этой работой ее автор предстает перед нами как крупный и
оригинальный теоретик психологии. А.Ф. Лазурский полагал, что создание
научной характерологии, или индивидуальной психологии, является необходимым
шагом на пути к решению основных проблем общей психологии. Предметом ее
изучения он считал индивидуальные особенности составляющих психической
организации людей и виды и способы их сочетаний, которые обусловливают все
разнообразие характеров. Анализ различий был проведен А.Ф. Лазурским в
отношении выдвинутого им понятия «наклонности», или «душевного качества».
Основой формирования этого понятия он считал возможность неоднократного
повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического
процесса, то есть наиболее устойчивые способы реагирования на изменяющиеся
условия внешней и внутренней среды. Различные сочетания этих условий А.Ф.
Лазурский называл «возбудителями наклонностей», способствующими проявлению
того или иного душевного качества. Введением этого понятия, которому он
придавал чрезвычайно важное значение, А.Ф. Лазурский
применил материалистический принцип рефлекса к изучению высших отделов
психической организации человека. С другой стороны, он хорошо понимал
недоступность современному психологическому анализу тех субъективных
факторов, которые обусловливают существование наклонностей, поэтому вынужден
был ограничить прикладное использование достижений индивидуальной психологии
задачей «построить человека из его наклонностей» [18]. Это означает, на
современном языке, научно обоснованное описание индивидуальности в педагогических,
психотерапевтических и вообще психопрофилактических целях. Но основными задачами
этой науки он считал чисто теоретические, такие, как создание индуктивной
теории личности и отражение «естественных» вариаций характеров в строгой
классификации. Рассматривая
интимный механизм личности, А.Ф. Лазурский говорил о степени развития
наклонностей, их изменяемости и взаимодействии и большое значение придавал
изучению анатомо-физиологическото коррелята
душевных качеств как пути объективного их познания, полагая, что в этом
направлении наибольший успех может быть достигнут
при изучении физиологии высших отделов центральной нервной системы, то есть
говорил о насущной необходимости в не сложившейся еще тогда физиологии высшей
нервной деятельности. В целом под характером А.Ф. Лазурский понимал
«совокупность свойственных данному лицу наклонностей», причем каждую из них,
считал он, следует брать в наибольшей ее интенсивности у конкретного
человека. Следует отметить, что он некоторое время придавал относительно
малое значение социальным факторам в формировании индивидуальности. В
какой-то мере это объясняется его исходными естественнонаучными установками.
Однако в последующие годы эти факторы получили более полное отражение в
творчестве А.Ф. Лазурского [19], [20], [21]. Исходя в основном из
задач разрабатываемой «науки в характерах», А.Ф. Лазурский огромное внимание
уделял созданию адекватных им методов исследования. Если для решения
общепсихологических проблем он признавал некоторую полезность метода
самонаблюдения (в психофизике и исследованиях восприятия, например), то в
характерологии на первый план им были выдвинуты значительно более объективные
методы внешнего наблюдения и эксперимента. Еще в 1898 году
А.Ф. Лазурский выступил перед врачами-исследователями клиники душевных и
нервных болезней с сообщением «Метод Систематического наблюдения в
индивидуальной психологии» [35], а в 1900 году — в Философском обществе с
докладом «О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения» [22], в
которых призывал уделить должное внимание методу наблюдения в психологических
исследованиях. Учитывая степень развития экспериментальных методой в
психологии, А.Ф. Лазурский вынужден был отводить ему роль вспомогательного
средства в решении задач научной характерологии. Он изучал
индивидуальные особенности памяти (по методу Эббингауза
[14] и восприятия [23]. Интересные экспериментальные
исследования проводились в психологической лаборатории Психоневрологического
института, где, под руководством А.Ф. Лазурского, его ученики целенаправленно
изучали проявления психической активности, в частности, волевых процессов в
дифференциальном плане. В работе «К учению б психической активности»
[24], в которой А.Ф. Лазурским обобщены результаты первых шести лет
исследований, показаны поиски и находки в изучении внутренних механизмов
личности объективными методами, Он пришел к выводу, что общая психическая
активность и сознательное волевое усилие, хотя и близкие по происхождению, но
в индивидуально-психологическом отношении довольно резко разграниченные
явления. Статья богата множеством психологических интерпретаций
результатов остроумно и изящно поставленных экспериментов и представляет
даже в наши дни образец индуктивного пути познания в психологии. Значение метода
эксперимента для индивидуальной психологии заключалось, по мнению А.Ф.
Лазурского, в том, что он много способствовал возникновению этой отрасли
психологии. Его использовали Э. Крепелин, В. Штерн,
А. Бине и В. Анри, но этот метод, считал А.Ф.
Лазурский, не стал отличительным признаком научной характерологии так же,
как не создал он особую «экспериментальную» психологию, являясь, безусловно,
одним из важнейших методов исследования [25]. В «Программе исследования
личности», опубликованной А.Ф. Лазурским в 1904 году, методу наблюдения
отводилась главенствующая роль, а лабораторный эксперимент предполагалось
использовать для уточнения некоторых психофизиологических особенностей изучаемых
людей. Этим программа отличалась от предложенных ранее (другими авторами) и
содержала большое количество аспектов наблюдения — 85 по 17 разделам [26]. Вскоре А.Ф.
Лазурский начал систематическое применение своей программы в изучении
характеров учащихся одного из закрытых учебных заведений. Итогом большого
исследования стала его книга «Школьные характеристики» [27], в которой
подробные характеристики изучавшихся детей 11—15 лет дополнены данными
экспериментального психологического исследования и проведен тщательный
психологический анализ ряда сложных проявлений личности. Такое конкретное и
многоплановое исследование в психологии проводилось впервые. Вместе с другими
материалами изучения характеров детей и подростков оно служило основой
дальнейшего развития психологии личности как теоретической области знания.
Наряду с этим, как отмечал известный теоретик педагогики Э. Мейман [30], исследования А.Ф. Лазурского имели большое значение
для педагогической практики. Попутно следует отметить, что теоретические и
эмпирические исследования А.Ф, Лазурского в области
дифференциальной психологии вызвали большой интерес за рубежом и по просьбе
издателей «Педагогических монографий» он написал опубликованную в 1912 году в
Лейпциге работу, обобщившую теоретические предпосылки и результаты первых
лет исследований [39]. Методические поиски А.Ф. Лазурского
увенчались созданием «естественного эксперимента» — нового метода психологии,
сочетающего в себе достоинства систематического наблюдения и лабораторного
эксперимента [28]. Автор говорил о нем
как об «экспериментировании жизнью», поскольку «местом проведения» его
являются обычные условия жизни — урок, работа, прогулка, игры. Особое
значение для метода имеет тщательное изучение этих условий и по возможности
такая их организация, чтобы они достаточно полно выявляли наклонности изучаемых
людей, фиксируемые включенным наблюдателем. Метод сложился в общих чертах в
1910 году и сразу же был по достоинству оценен психологами и педагогами.
Вышедший через несколько лет из печати сборник статей под редакцией А.Ф.
Лазурского «Естественный эксперимент и его школьное применение» [7] показал
большие возможности нового метода психологии. В ходе конкретных
характерологических исследований постепенно накапливался материал,
позволивший А.Ф. Лазурскому уже в 1908 году впервые предпринять попытку
классификации личностей [19]. Отмечая недостатки прежних, часто
умозрительных схем, он подчеркивал необходимость создания не чисто
психологической, а «психо-социальной
в широком смысле этого слова» классификации. В основу ее А.Ф. Лазурским были
положены два принципа: разделение всех людей по психическому уровню
(активности) на три разряда и по психическому содержанию на
несколько типов. Общим критерием деления на разряды служила степень развития
нервно-психической организации личности в смысле большей или меньшей
«интенсивности, сложности, координированности и
сознательности» ее проявлений. Степень эта, по словам А.Ф. Лазурского,
определялась «унаследованными особенностями личности», с одной стороны, а с
другой — «условиями жизни», полученным образованием и т. д. Принципиально важное
значение для учения о личности придавалось А.Ф. Лазурским введению им понятцй эндо- и экзопсихики, впервые примененных в «Программе
исследования личности в ее отношениях к среде» [20]. Эндопсихикой
он называл внутренний механизм личности, объединяющий, в его понимании,
характер, умственную одаренность и темперамент. Содержание экзопсихики составляют отношения личности к внешним
объектам и среде в целом в самом широком смысле этих понятий, то есть ко
всему тому, что противостоит личности и к чему она может
так или иначе относиться. Сюда входят и природа, и люди, и социальные группы,
и наука, и искусство, а также собственная внутренняя жизнь человека. С позиций
современной психологии личности, развиваемой советскими психологами, такое
деление психологии единой целостной личности на эндопсихику
и экзопсихику нельзя считать правильным. Нет в личности
человека чего-либо, что имело бы своим источником только «внутреннее» или
только «внешнее». Всякая черта личности определяется тем и другим в их
неразрывном единстве, взаимодействии, в борьбе противоположностей — в тех или
иных взаимоотношениях друг с другом. Но в тот период времени, когда
указанное деление было предложено Лазурским, подчеркивание им экзопсихической стороны личности, значения отношений
личности к действительности и важной роли воздействия окружающей человека
среды, в том числе — что особенно важно — социальной среды в формировании
личности, было несомненно прогрессивным и вносило
новую, свежую струю в изучение проблемы личности. Представления об эндопсихических и экзопсихических
элементах значительно повлияли на дальнейшие попытки классификации
личностей, предпринятые А.Ф. Лазурским. В 1913 году он выступил в
Петербургском философском обществе с изложением новой классификации [З], а в
переработанном издании «Школьных характеристик» [27] показал конкретно
возможности нового подхода в изучении личности детей и подростков. Вскоре
А.Ф. Лазурский начал публиковать первые главы большой работы «Классификация
личностей», являющейся непосредственным продолжением «Очерка науки о характерах».
Смерть автора прервала работу, и один из ближайших учеников А.Ф. Лазурского
В.Н. Мясищев на основе имевшихся черновых материалов завершил и опубликовал
ее в 1921 году [29]. В основу последнего
варианта классификации А.Ф. Лазурским был положен принцип активного
приспособления личности к окружающей среде с сохранением прежнего деления на
уровни и типы. Он исходил из того, что каждый человек обладает от рождения
тем или иным запасом «нервно-психической энергии», которая обусловливает
интенсивность и экстенсивность его деятельности, а также прямо или косвенно
определяет особенности взаимоотношений личности со средой. В отличие от К.
Пирсона, считавшего этот фонд «общим фактором» (G)
психической жизни, якобы фатально определяющим социальную роль человека,
А.Ф. Лазурский стоял на позициях изменяемости эндопсихических
элементов под воздействием внешней среды. Он, однако, был далек от мысли,
что из всякого человеческого существа можно «сделать гения», но считал, что
почти всегда образование и воспитание может повысить психический уровень
личности, сделав тем самым ее более социально
полезной. С другой стороны, следует отметить, что экзопсихическая
сфера отношений личности, несмотря на генез ее в процессе социализации
индивида, не является чем-то эфемерным, наоборот, с повышением психического
уровня отношения все более и более основываются на идейных мотивах, их
устойчивость и осознанность неуклонно повышаются. Личности низшего
психического уровня, по А.Ф. Лазурскому, целиком подчиняются влияниям среды
и с большим трудом приспосабливаются к ее требованиям, если они превышают
ограниченные возможности таких людей. Он назвал представителей этого уровня
«неприспособленными». Здесь следует отметить, что это не совсем точно
определено А.Ф. Лазурским, поскольку для такой личности почти всегда существует
возможность попасть в достаточно несложную среду, где вероятность ее
адекватного приспособления довольно высока. В отношении личностей среднего
психического уровня А.Ф. Лазурский придавал большое значение способностям к
получению специального образования и ведению в дальнейшем успешной
теоретической или практической деятельности. Представителей среднего уровня
он считал «приспособленными» к среде. Личности же высшего психического
уровня, по А.Ф. Лазурскому», являются «приспособляющими» среду к своим
запросам, которые неизмеримо превышают круг интересов представителей менее
высоких уровней и почти всегда имеют большое социальное значение. Человек как
бы целиком подчинен претворению в жизнь определенных научных,
организационных, эстетических или этических идей, что составляет высокий
смысл его бытия. Большое значение А.Ф.
Лазурский придавал соотношению эндо- и экзопсихики на всех психических уровнях. К «чистым типам»
он относил людей, чьи интересы, приобретение знаний и навыков, профессиональная
деятельность соответствуют прирожденным особенностям их нервно-психической
организации и благодаря этому обе сферы психики находятся в гармоничном
единстве. Представителей низшего уровня А.Ф. Лазурский подразделял на «рассудочных, аффективных и активных» с их
разновидностями. Средний уровень представлен двумя большими группами
«теоретиков-идеалистов и практиков-реалистов», причем в первую вошли
«ученые, художники и религиозные созерцатели», а во вторую «общественники,
хозяйственные, властные и человеколюбцы». Поскольку у представителей высшего
психического уровня экзопсихическая сторона
личности в «ее высших идеальных проявлениях достигает необычайного
развития», то и деление чистого типа проводилось А.Ф. Лазурским «по важнейшим
общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям»:
«альтруизм; знание; красота; общество, государство; внешняя деятельность,
инициатива; система, организация; власть, борьба». А.Ф. Лазурский отмечал,
что чистые типы среднего уровня во многом представляют предельное развитие
черт и возможностей, характеризующих представителей низшего психического
уровня. В то же время принадлежность к среднему уровню определяется также
чертами, недоступными представителям низшего уровня. В свою очередь, эти
черты в предельно развитом состоянии характеризуют представителей высшего
психического уровня. Таким образом, А.Ф. Лазурский не проводил границ между
психическими уровнями, подчеркивая постепенность перехода от низшего к высшему. Что же касается «этико-социальной оценки» каждой
конкретной личности, то А.Ф. Лазурский категорически считал «совершенно
неприемлемой» точку зрения, отождествляющую высоту психического уровня с социальной
полезностью личности, предлагая в качестве критерия «лишь бóльшую или меньшую тенденцию к повышению
психического уровня» (Курсив авт.). Наряду с чистыми классификация А.Ф. Лазурского выделяла также
«комбинированные, извращенные в переходные типы» различных уровней.
Комбинированные типы присущи среднему уровню. Их особенностью является совмещение
различных по существу групп основных психических функций, дающее
«научно-практический, научно-общественный, художественно-практический и
религиозно-административный» типы личностей. На высшем психическом уровне им
в какой-то мере соответствуют «широкие», существующие наряду с «узкими», концентрированными
на одном виде деятельности. Особое место в классификации занимают
«извращенные типы», «встречающиеся, к сожалению, не только на низшем и
среднем, но также и на высшем психическом уровне». Характерной их
особенностью А.Ф. Лазурский считал социальную вредность поступков и действий.
Извращенные типы по сравнению с другими «гораздо более эгоистичны, равнодушны
к другим людям и общественным интересам и даже враждебны им». К причинам
извращения А.Ф. Лазурский относил отсутствие образования в широком смысле,
что не позволяет развиться задаткам человека, но гораздо большее
значение он придавал несоответствию внешних условий и образующихся под их
влиянием экзопсихических проявлений личности
внутреннему ее складу, эндопсихике. Обычно в этом
случае на основе второстепенных особенностей образуется второе ядро
личности, в то время как группа основных наклонностей не получает должного
развития. В результате, по А.Ф. Лазурскому, социальная ценность личности
понижается и ей грозит невротизация или даже психическое расстройство.
Подтверждение этой мысли автор классификации нашел в ранних работах 3. Фрейда
и особенно А. Адлера. «Переходные типы» классификации А.Ф. Лазурского — это
неярко выраженные индивидуальности, совмещающие в недифференцированном виде
черты двух соседних типов. Не только эти, но и чистые типы, считал А.Ф.
Лазурский, не представляют чего-то застывшего, неизменного. И здесь он
подчеркивал, что задачей классифицирования является не только отграничение
типов друг от друга, но и определение вида и степени связи между ними. На
основе построенной таким образом классификации А.Ф. Лазурский видел
возможность персонологической инженерии,
практического осуществления перестройки личности с целью повышения ее психического
уровня и социальной полезности. При этом он отчетливо понимал, что «коренную,
полную перемену личности произвести трудно, почти невозможно» и в большинстве
случаев следует ориентироваться на то, чтобы «перевести путем воспитания
данную личность в какой-нибудь из соседних типов» (Курсив авт.).
Важнейшим принципом воспитания, вытекающим из классификации личностей, А.Ф.
Лазурский считал необходимость всемерного развития в личности черт
альтруизма, так как теория учит, а реальная жизнь подтверждает невозможность
извращения этого типа личности, что имеет большое социальное значение. Нет сомнения в том,
что попытки А.Ф. Лазурского построить классификацию личностей, исходя из
выдвинутых им основных положений о трех разрядах людей по их психическому
уровню (по активности личности), а также о существенных различиях между
людьми по «психическому содержанию» личности, представляет
.значительный интерес, не утерянный и в настоящее время. Однако
конкретные характеристики, дававшиеся Лазурским в его фундаментальной работе
«Классификация личностей», во многих случаях вызывает сомнения, возражения,
иногда недоумения, в настоящее время в немалой степени являются уже
устаревшими. Например, никак, конечно, нельзя признать правильной, соответствующей
современным условиям труда рабочего, тем требованиям, которые предъявляются
к его умственному развитию, интеллектуальной активности, отнесение Лазурским
представителей рабочих профессий к низшему уровню личности. Вызывает
недоумение, что немалую часть представителей высшего уровня составляют
характеризуемые Лазурским религиозные деятели. Можно было бы значительно
умножить число аналогичных примеров отдельных ошибочных суждений и оценок,
имеющихся в труде А.Ф. Лазурского, но вряд ли это требуется в данной статье,
тем более, что никак нельзя не признать справедливым
следующее: несомненно, что немаловажной причиной того, в данное время
неприемлемого, что имеется в труде Лазурского, посвященного классификации
личностей, являются конкретно-исторические особенности того времени, когда
создавался этот труд, и что оценивать его (равно как и другие труды того же
автора) только с современной точки зрения было бы неверно. Отмечая
недостатки названного выше труда (а можно было бы указать недочеты и других
работ Лазурского), нельзя не учитывать того большого пути, который пройден
нашей отечественной психологической наукой за более чем полстолетний
период ее развития, прошедший со времени создания трудов Лазурского. Никак
нельзя отрицать и того, что наряду с рядом ошибок и недочетов, имеющихся в
«Классификации личностей», в этом же труде имеется и очень много интересного
и поучительного, как в ряде самих конкретных характеристик, предложенных
Лазурским, так и в методике их составления. В короткой журнальной статье
невозможно сколько-нибудь полно осветить все научное творчество такого
ученого, каким был А.Ф. Лазурский. Подводя итоги сказанному, следует
отметить, что научная характерология и представления о личности благодаря
серьезным исследованиям А.Ф. Лазурского получили значительное развитие.
Конструктивным явилось понимание им характера как выявление рефлекторным путем
внутреннего содержания личности и свойственных ей потенциальных
возможностей. Выдвинутые А.Ф. Лазурским понятия, наклонности и отношения
стали эффективным инструментом изучения личности. Созданный
им метод естественного эксперимента поднял эмпирическое изучение сложных
форм поведения человека на качественно новый уровень. Следует отметить
широкое применение этого метода в решении задач инженерной и космической
психологии. Методически
интересно и по результатам важно для научной теории личности изучение А.Ф.
Лазурским и его учениками психической активности и одного из ее проявлений —
сознательного волевого процесса. В основном в ходе этих исследований
сложилось ядро школы психологов, представителями которой являются М.Я.
Басов, А.В. Владимирский, И.С. Канаев, В.Н.
Мясищев, М. Надольская, В.И. Рабинович и
др. Подход А.Ф.
Лазурского к классификации личностей был оригинальным и более перспективным
по сравнению с попытками его предшественников классифицировать характеры,
хотя и страдал рядом недостатков, указанных выше. К сожалению, на этом
магистральном направлении развития психологии до сих пор не возобновлены
соответствующие исследования и дело ограничивается
созданием лишь психофизиологической типологии, хотя подобные попытки
предпринимались еще в 20-е года [2]. В целом работы А.Ф.
Лазурского не утратили, безусловно, значения ее для современного психолога,
педагога, клинициста. Тем более, как уже было сказано, было бы неверно
оценивать их только с позиций современного состояния психологической науки.
Поэтому следовало бы считать вполне целесообразным переиздание, если не всех,
то хотя бы избранных трудов этого крупного и во многом очень оригинального, в
свое время широко признанного отечественного психолога. В заключение нельзя
не сказать, хотя бы и очень кратко, также и о личности ученого. Всех, кто его
знал, с кем он работал, кто обращался к нему как ученому, психологу, врачу всегда
и неизменно покоряли человечность, ум и безграничное обаяние выдающегося
деятеля науки и мыслителя-гуманиста Александра Федоровича Лазурского. ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.
Аствацатуров М.И. Клинические и экспериментально-психологические
исследования речевой функции.
Дисс. СПб., 1908. 2. Березин П.И., Бобров 3.М.,
Гусева Е.А.,
Кондратьева Л. М., Левашов
К.К., Мясищев В.Н., Шиперович В.М. Рабочая молодежь
как она есть. Опыт научно-педагогического
изучения молодежи одного завода. Л., 1930.
3. «Вестник психологии», 1913, в. 1. 4. Вундт В. Основы
физиологической цсихологии. Под ред. А.А. Крогиуса, А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева. 5. Гизе Э.А., Лазурский А.Ф.
«Обозрение психиатрии», 1900, № 6; № 7. 6. Душевная жизяь детей. Об.
под ред. А.Ф. Лазурского и А.П. Нечаева. М., 1910. 7. Естественный эксперимент и
его школьное применение.
Под ред. А.Ф.
Лазурского. Пг., 1918. 8. «Известия императорской
Военно-медицинской
академии», 1901, т. 3, № 3. 9. Ильин А.В. О процессах
сосредоточения (внимания) у слабоумных душевно-больных. Дисс. Спб., 1909. 10
Лазурский А.Ф., Шипов Н. Н. «Неврологический вестник», 1900, № 1. 11. Лазурский А.Ф. «Неврологический вестник», 1900, № 3. 12. Лазурский А.Ф. «Известия императорской
Военно-медицинской академии», 1900, т. 1,
№ 4. 13. Лазурский А.Ф. Современное
состояние индивидуальной психологии. «Обозрение психиатрии», 1897, № 5; № 6. 14. Лазурский А.Ф. Об
индивидуальных особенностях при запоминании и (воспроизведении). «Юбилейный
сборник, посвященный В. М. Бехтереву». Спб., 1903, т. 1. 15. Лазурский А.Ф. Труды
клиники душевных и нервных болезней. Дисс. СПб., 1902, вып. 2. 16. Лазурский А.Ф. Влияние
естествознания на развитие психологии. «Обозрение психиатрии», 1900. № 8. 17. Лазурский А.Ф.
Психология общая и экспериментальная, изд. 3-е, с предисл.
Л.С. Выготского, Л., ГИЗ, 1925. 19. Лазурский А.Ф.
Опыт классификации личностей. «Вестник психологии», 1908. вып.
5. 20. Лазурский А.Ф.,
Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. «Русская
школа», 1912, январь. 21. Лазурский А.Ф.
Личность и воспитание. «Вестник психологии», 1916, вып.
II—III. 22. Лазурский А.Ф. О
взаимной связи душевных свойств и
способах ее изучения. «Вопросы философии и психологии», 1900, кн. 53. 23. Лазурский А.Ф.,
Румянцев Н.Е. Об индивидуальных особенностях восприятия. «Вестник
психологии», 1912, вып. 1. 24. Лазурский
А.Ф. К учению о психической активности. «Вопросы философии и психологии»,
1916, кн. 134. 26. Лазурский А.Ф.
Программа исследования личности. «Вестник психологии», 1904, вып. 9. 27. Лазурский А.Ф.
Школьные характеристики. Спб., изд. .1-е, 1908;
изд. 2-е, 1913. 28. Лазурский А.Ф. О
естественном эксперименте. «Труды 1-го съезда по экспериментальной педагогике». Спб.,
1911. 29. Лазурский А.Ф.
Классификация личностей. Пг.. изд.
1-е, 1921; изд. 2-е, 1923; изд. 3-е, 1924. 30. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. М.,
изд. 3-е, ч. 2., 1917. 31. Методы
эксперимент экспериментально-психологического исследования личности. Спб., 1908. 32. «Обозрение
психиатрии», 1897, № 2. 33. Протоколы
заседаний Санкт-Петербургского общества психиатров за 34. Поварнин К.И.
Внимание и его роль в простейших психических процессах. Дисс.
Спб., 1906. 35. Протоколы
научных собраний врачей клиники душевных и нервных болезней за 36. Срезневский В.В.
Испуг и его влияние на некоторые физические и психические процессы. Дисс. Спб., 1906. 37. Труды клиники
душевных и 'нервных болезней за 38. Шульце Р.
Техника психологического и педагогического эксперимента. Спб., 1912. 39. Lasursky A.F. Ueber das Studium der Individualitat. ON THE WAY OF CREATING THE
PSYCHOLOGICAL THEORY OF PERSONALITY (COMMEMORATING THE CENTENARY OF A. F.
LAZURSKII’S BIRTHDAY) V.
N. Miasishchev, V. A. Zhuravel Summary The outstanding Russian psychologist A. F. Lazurskii (12. 4. 1874—26. 3. 1917) was one of the first
scientists who began to study empirically the characters of people and on
this basis to create the psychological theory of personality. He was one of
the founders of differential psychology. Since |
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |