РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ФОТО – 15 ЛЕТ КУРСУ……



Мы предлагаем вам ознакомиться с вариантом (дополненным и переработанным) мультимедейного доклада (май 2007) на Юбилейной научной сессии, посвященной 100-летию СПб. НИПНИ им. Бехтерева – В.А. Урываев «Медицинская психология в профессиональной подготовке врача: опыт решения проблем» // «Что нового в современной психиатрии и психотерапии? Креативные аспекты в современном мире»: материалы / Под ред. проф. Незнанова Н.Г. – СПб., 2007, С. 227-228



I. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КУРСА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (Кафедра психиатрии с курсом медицинской психологии, курсом психиатрии и наркологии ФПДО ЯГМА)


1992 – организация курса (штатный состав – 3 человека), зав. курсом назначен к.псх.н. В.А. Урываев

1995 – введение клинических ставок для сотрудников курса

1996 – введен новый федеральный стандарт подготовки студентов-медиков и, как следствие (согласно решениям Ученого совета ЯГМА), происходит увеличение преподавания психологии и педагогики на лечебном факультете до 110 часов, на педиатрическом – до 128, появление элективов (штат курса – увеличен до 6 человек)

1997 – создание в ЯГМА кафедры педагогики и психологии (зав. кафедрой назначается к.псх.н. Русина Н.А.), происходит реорганизация преподавания, за курсом медицинской психологии оставлен блок 36 часов на старших курсах и элективные дисциплины (сохранены 4 ставки преподавателей)

1998 – на курсе защищена первая диссертация

2000 – проведено первое повышение квалификации для медицинских психологов (в штат курса добавлено 0,5 ставки)

2003 – первому учебному пособию, подготовленному на курсе, присвоен «гриф УМО»

2003 – премия губернатора Ярославской области в сфере образования за участие в диспансеризации детей

2004 – на проведенной при активном участи курса Всероссийской учебно-методическая конференция по проблемам психологии и педагогики с структуре профессиональной подготовки врача работа курса получила высокую оценку

2005 – курсу выделена отдельная учебная комната в структуре возрождающегося студенческого профилактория и еще две комнаты на территории психиатрической больницы

2006 – прошло первое повышение квалификации для набора медицинских психологов, имеющих стаж работы свыше 5 лет

2006 – зав. курсом медицинской психологии включен в состав комиссии ИГА

2007 – в штате курса 4 кандидата наук

2008 – открыт сайт http://www.medpsy.ru, продолжающий линию развития курса



II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ И КУРСА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯГМА


Кафедра педагогики и психологии


Курс медицинской психологии

Преподавание педагогики

и психологии на младших курсах

( + элективы)

Преподавание медицинской

психологии на старших курсах

( + элективы)

    


    

Повышение квалификации сотрудников медицинской академии по проблемам педагогики и психологии высшей школы


Тематическое усовершенствование медицинских психологов, работающих в системе здравоохранения


III. ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ НА НЕДЕЛЬНОМ «БЛОКЕ» «МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


ПН

Основные задачи психологии в ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ клинике (групповое занятие). ТЕСТОВЫЙ контроль «выживаемости знаний» по итогам преподавания на младших курсах. Психология и патология личности и сознания. Нейропсихология. (лекция)

ВТ

Психология и патология основных психических процессов (групповое занятие – 6 часов). Базовый учебник: Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология - 2003

СР

Психология и патология личности (групповое занятие – 2 часа). Курация пациентов на отделениях ЯОКПБ (Базовое учебное пособие «Медико-психологическая характеристика личности пациента (ребенка-пациента) психиатрической клиники» - см. п. 8 доклада)

ЧТ

Медицинская психология в соматической клинике (лекция). ТЕСТОВЫЙ контроль итогов первых трех дней занятий. Стресс в генезе психосоматических заболеваний (групповое занятие)

ПТ

Психологические основы психотерапии и социальной реабилитации (лекция). Медицинская психология в отдельных клиниках– семинар и СИТУАЦИОННЫЙ тренинг (групповое занятие)

СБ

ТЕСТОВЫЙ контроль итогов двух предыдущих дней занятий. Основные девиации в сфере здоровья (групповое занятие) Разбор МЕДИКО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК.

ЗАЧЕТ



4. Структура контрольных работ, выполняемых в ходе курации на отделениях ОЯКПБ


МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТА ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

МЕТОДЫ

Общеклинические методы оценки: наблюдение – беседа – сбор анамнеза

Общепсихологические методы оценки: работоспособность – основные психические процессы, состояния, личность (интеллект)

Клинико-психологические методы оценки: нейропсихология – специализированные тесты и опросники

ПЛАН РАБОТЫ

1. Социально-демографические данные

2. Жалобы

3. Субъективный и объективный анамнез жизни

4. Субъективный и объективный анамнез заболевания

5. Данные объективных исследований

6. Психологическое исследование личности – анализ продуктивности деятельности и поведения; психологический анализ отдельных результатов тестов



5. Список элективных дисциплин, разработанных для студентов лечебного факультета (36 часов занятий на группу на старших курсах, недельный «блок», зачет)

I курс

Психология самопомощи в ситуациях кризиса

Историко-культурное введение в психотерапию

IV курс

Профессиональное общение врача

Психологическая безопасность врача

V курс

Психосексуальное развитие личности

Психологические особенности работы врача в стационаре и в амбулаторных условиях

VI курс

Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях

Психологические проблемы современной семьи


6. Список элективных дисциплин, разработанных для студентов педиатрического факультета (36 часов занятий на группу на старших курсах, недельный «блок», зачет)

I курс

Психология самопомощи в ситуациях кризиса

IV курс

Игровые приемы в работе врача-педиатра

Психологическая безопасность врача

V курс

Психологические проблемы оценки нервно-психического здоровья детей в ходе диспансеризации

VI курс

Психологические проблемы детской психосоматической клиники


7. Клинические базы курса медицинской психологии


Ярославская областная клиническая психиатрическая больница

Детское отделение

Подростковое отделение

Мужские и женские острые отделения

Дневной стационар

Отделение судебной экспертизы

Студенческий профилакторий ЯГМА (в настоящий момент имеет статус проекта)

Консультирование студентов-медиков, проходящих профилактическое лечение по проблемам психосоматики

Анти-кризисная служба вуза

Областной центр медицинской профилактики

«Школы» астмы, гипертонии, раннего детского развития


8. Учебно- методические пособия, подготовленные (и планирующиеся к публикации) на курсе медицинской психологии ЯГМА (либо в соавторстве с преподавателями других медицинских вузов)

Для младших курсов

Психология личности. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов / Составитель В.А. Урываев – Ярославль, 2005, 132 с.

Комплексная самохарактеристика. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов / Составитель В.А. Урываев – Ярославль, 2005, 96 с.

Социальная психология личности. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов / Составитель В.А. Урываев – Ярославль, 2006, 114 с.

Урываев В.А., Ковалевский В.А. Введение в педиатрическую психологию. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. Ярославль - Красноярск (в печати)

Введение в медицинскую психологию. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. (Готовится к изданию)

Тестовый контроль усвоения знаний по введению в медицинскую психологию. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов младших курсов (Готовится к изданию)

Для старших курсов

Ковалевский В.А. Урываев В.А. Психология ребенка – пациента соматической клиники. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. - Красноярск– Ярославль, КрасГМА- ЯГМА, 2006, 86 с.

Психология пациента соматической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов (Готовится к изданию)

Медико-психологическая характеристика личности ребенка-пациента психиатрической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. / Составители В.А. Урываев, Т.В. Большакова – Ярославль, 2006, 90 с.

Методы исследования личности ребенка-пациента психиатрической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. (Готовится к изданию)

Медико-психологическая характеристика личности пациента психиатрической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. / Составители В.А. Урываев, Т.В. Большакова – Ярославль, 2006, 88 с.

Методы исследования личности ребенка-пациента психиатрической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. (Готовится к изданию)

Тестовый контроль усвоения знаний по медицинской психологии. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов старших курсов (Готовится к изданию)

Оценка нервно-психического здоровья детей в ходе диспансеризации. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. / Составители В.А. Урываев, Н.Л. Черная, В.И. Горохов – Ярославль, 2005, 80 с.

Оценка нервно-психического здоровья в ходе диспансеризации. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. (Готовится к изданию)


9. Повышение квалификации психологов, работающих в здравоохранении (преподавание ведется совместно с врачами- психиатрами, психотерапевтами)


Основные темы занятий (выборочно, для психологов со стажем менее пяти лет)

Нозопсихология. Основные патопсихологические симптомокомплексы. Методы изучения личности и интеллекта в клинике. Психосексуальное развитие. Нейропсихология.

Основные темы занятий (выборочно, для психологов со стажем свыше пяти лет)

Расстройства личности. Психофармакология. Психокоррекция. Психотерапия. Психосоматика. Психология семьи. Реабилитация. Экспертиза.

География мест работы слушателей (Благовещенск, Владимир, Вологда, Воронеж, Гусь-Хрустальный, Иваново, Киров, Кострома, Махачкала, Пермь, Смоленск, Тирасполь, Ульяновск, Шуя, Ярославль…)


10. Участие курса медицинской психологии в циклах тематического усовершенствования психиатров, психотерапевтов (тематика лекций и практических занятий, стандартный объем – не менее 36 часов на 2-х-месячных циклах ТУ)


1.

Актуальные проблемы клинической психологии

2.

Современные методы исследования личности в клинике

3.

Современные исследования интеллекта в клинике

4.

Современные клинико– психологические исследования в детской психиатрии

5.

Введение в нейропсихологию

6.

Нозопсихология

7.

Жизненные кризисы и дезадаптивное поведение личности

8.

Психосексуальное развитие личности

9.

Современные клинико– психологические исследования в подростковой психиатрии

10.

Психология и психологическая коррекция когнитивных расстройств

11.

Участие психолога в экспертной работе

12.

Синдром «выгорания» в работе врача



11. Научная работа курса


* Написание (защищены – 2 - к.псх.н.) и руководство (защищены – 2 - к.псх.н., готовятся к защите 3 - к.псх.н.) диссертациями

* Консультирование диссертационных исследований проводимых на других кафедрах ЯГМА по проблемам, смежным с тематикой медицинской психологии

* Официальное оппонирование по диссертациям (более 30 – к.псх.н.)

* Рецензирование диссертаций в статусе ведущей организации (2 – к.псх.н)

* Исследования в рамках студенческого научного общества, курсовых и дипломных работ, выполняемых в других вузах на факультетах психологии

* Участие в редакционных советах и редколлегиях специализированных журналов («Вестник клинической психологии», «Человеческий фактор: Социальный психолог», «Ярославский психологический вестник»)

* Взаимодействие с зарубежными исследовательскими центрами психологии (Брно, Чешская республика)



12. Всероссийская учебно-методическая конференция (Ярославль, ЯГМА, 2004 год)

Сотрудниками курса в рамках дискуссий, проходивших перед конференцией, опубликовано 15 статей по различным аспектам профессионально-психологической подготовки врача.




* В конференции приняли участие (то есть - либо непосредственно выступили с докладами, либо прислали материалы для публикаций; либо заполнили и прислали в Оргкомитет детализированные анкеты для аналитической работы) 35 вузов и НИИ Министерства Здравоохранения и Министерства Образования

* Из 44 государственных вузов системы Минздрава, занятых подготовкой врачей различного профиля (не включая сюда вузы, специализирующиеся на подготовке кадров для фармации) приняло участие 30 – или 75%

* В работе 3-х дней конференции приняло участие более 65 человек из 24-х вузов Российской Федерации. В основном, это заведующие кафедрами, непосредственно занимающимися преподаванием психологии и педагогики, руководители учебных отделов медицинских ВУЗов.

* Опубликован сборник трудов, включивший 80 сообщений по актуальным проблемам психологии и педагогики высшей медицинской школы, включая и экстренную реакцию на события (например, работа медиков и психологов с жертвами взрыва жилого дома в Архангельске или - в Ярославле – психологическая подготовка к уникальным операциям по пересадке рук от доноров к нуждающимся).

* Опрос руководителей учреждений здравоохранения, как минимум, трех регионов России - подтвердил высокую заинтересованность ПРАКТИЧЕСКОГО здравоохранения в повышении психолого-педагогической квалификации врачей.



«Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки в медицинских вузах»: Материалы Всероссийской учебно-методической конференции (Ярославль, 21-23 апреля 2004 года) — спецвыпуск журнала «Ярославский психологический вестник», № 11, 2004 (11.02.2008)



13. Всероссийская диспансеризация детей (2002 год)


* с содружестве с практическими психологами образования разработана программа экспресс- диагностики нервно-психического здоровья детей

* распечатано свыше 1000 брошюр в помощь врачам и психологам Ярославской области, участвующим в диспансеризации (комплект из 7 брошюр предназначен для врачей- педиатров, психологов, врачей- психиатров)

* осмотрено (психологами, по заявкам врачей-педиатров) 15.500 детей

* департамент здравоохранения области выделил свыше 700 000 рублей на психологическую часть диспансеризации



14. Арт-проект «ИНЫЕ»


1997 первая выставка ИНЫЕ/ Ар-брют, Ярославль, ГВЗ; «Ярославская коллекция», сателлитная программа выставки современного искусства «documenta-Х», Кассель (Германия);

1998 «ИНЫЕ-2», Ярославль, Городской выставочный зал; «ИНЫЕ», Иваново, Областной художественный музей;

2001 «Ссыльная планета», Лиль (Франция), Музей современного искусства Вильнев д’Аск; «Песни творчества», Тулуза (Франция), капелла центральной больницы Сан Жак; ИНЫЕ и Новые возможности, Москва, Музей творчества аутсайдеров; «Исцеляющее искусство», Рязань, Музей истории молодёжного движения»;

2002 «С диапозитивов А.Лобанова», Сент-Андрэ (Франция), галерея «Зона конфузии»; «Ружья, Ленин, Сталин и Лобанов», Москва, Музей наивного искусства; «Видения и творчество диссидентов», Бегль (Франция), Музей Креасьён Франш; «Разноцветные картинки А. Лобанова», Пуатье (Франция), Дом Человека и гуманитарных наук Университета;

2004 «Откровения», Ярославль, Дом Дружбы «Ярославль-Пуатье»; «Твори и будь признан (Фотография с краю)», Сан-Франциско (США), галерея Д. Тёрнера; «ИНЫЕ» (рамках конференции SIPE «Странные художники…»), МГУ и ЯХМ; «Фестнаив-2004», Москва, Всероссийский музей декоративно- прикладного и народного искусства;

2006 «Лики русского Ар брют», Париж (Франция), галерея «Бюро находок»; «Ярмарка Арт Кёльн», Кёльн (Германия);

2007 «Александр Лобанов», Лозанна (Швейцария), музей Ар Брют




Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player