|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ |
1992 – организация курса (штатный состав – 3 человека), зав. курсом назначен к.псх.н. В.А. Урываев
1995 – введение клинических ставок для сотрудников курса
1996 – введен новый федеральный стандарт подготовки студентов-медиков и, как следствие (согласно решениям Ученого совета ЯГМА), происходит увеличение преподавания психологии и педагогики на лечебном факультете до 110 часов, на педиатрическом – до 128, появление элективов (штат курса – увеличен до 6 человек)
1997 – создание в ЯГМА кафедры педагогики и психологии (зав. кафедрой назначается к.псх.н. Русина Н.А.), происходит реорганизация преподавания, за курсом медицинской психологии оставлен блок 36 часов на старших курсах и элективные дисциплины (сохранены 4 ставки преподавателей)
1998 – на курсе защищена первая диссертация
2000 – проведено первое повышение квалификации для медицинских психологов (в штат курса добавлено 0,5 ставки)
2003 – первому учебному пособию, подготовленному на курсе, присвоен «гриф УМО»
2003 – премия губернатора Ярославской области в сфере образования за участие в диспансеризации детей
2004 – на проведенной при активном участи курса Всероссийской учебно-методическая конференция по проблемам психологии и педагогики с структуре профессиональной подготовки врача работа курса получила высокую оценку
2005 – курсу выделена отдельная учебная комната в структуре возрождающегося студенческого профилактория и еще две комнаты на территории психиатрической больницы
2006 – прошло первое повышение квалификации для набора медицинских психологов, имеющих стаж работы свыше 5 лет
2006 – зав. курсом медицинской психологии включен в состав комиссии ИГА
2007 – в штате курса 4 кандидата наук
2008 – открыт сайт http://www.medpsy.ru, продолжающий линию развития курса
II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ И КУРСА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯГМА
Кафедра педагогики и психологии |
|
Курс медицинской психологии |
Преподавание педагогики и психологии на младших курсах ( + элективы) |
|
Преподавание медицинской психологии на старших курсах ( + элективы) |
|
|
|
Повышение квалификации сотрудников медицинской академии по проблемам педагогики и психологии высшей школы |
|
Тематическое усовершенствование медицинских психологов, работающих в системе здравоохранения |
III. ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ НА НЕДЕЛЬНОМ «БЛОКЕ» «МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ПН |
Основные задачи психологии в ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ клинике (групповое занятие). ТЕСТОВЫЙ контроль «выживаемости знаний» по итогам преподавания на младших курсах. Психология и патология личности и сознания. Нейропсихология. (лекция) |
ВТ |
Психология и патология основных психических процессов (групповое занятие – 6 часов). Базовый учебник: Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология - 2003 |
СР |
Психология и патология личности (групповое занятие – 2 часа). Курация пациентов на отделениях ЯОКПБ (Базовое учебное пособие «Медико-психологическая характеристика личности пациента (ребенка-пациента) психиатрической клиники» - см. п. 8 доклада) |
ЧТ |
Медицинская психология в соматической клинике (лекция). ТЕСТОВЫЙ контроль итогов первых трех дней занятий. Стресс в генезе психосоматических заболеваний (групповое занятие) |
ПТ |
Психологические основы психотерапии и социальной реабилитации (лекция). Медицинская психология в отдельных клиниках– семинар и СИТУАЦИОННЫЙ тренинг (групповое занятие) |
СБ |
ТЕСТОВЫЙ контроль итогов двух предыдущих дней занятий. Основные девиации в сфере здоровья (групповое занятие) Разбор МЕДИКО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК. ЗАЧЕТ |
4. Структура контрольных работ, выполняемых в ходе курации на отделениях ОЯКПБ
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТА ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ |
|
МЕТОДЫ Общеклинические методы оценки: наблюдение – беседа – сбор анамнеза Общепсихологические методы оценки: работоспособность – основные психические процессы, состояния, личность (интеллект) Клинико-психологические методы оценки: нейропсихология – специализированные тесты и опросники |
|
ПЛАН РАБОТЫ 1. Социально-демографические данные 2. Жалобы 3. Субъективный и объективный анамнез жизни 4. Субъективный и объективный анамнез заболевания 5. Данные объективных исследований 6. Психологическое исследование личности – анализ продуктивности деятельности и поведения; психологический анализ отдельных результатов тестов |
5. Список элективных дисциплин, разработанных для студентов лечебного факультета (36 часов занятий на группу на старших курсах, недельный «блок», зачет)
I курс |
Психология самопомощи в ситуациях кризиса |
Историко-культурное введение в психотерапию |
IV курс |
Профессиональное общение врача |
Психологическая безопасность врача |
V курс |
Психосексуальное развитие личности |
Психологические особенности работы врача в стационаре и в амбулаторных условиях |
VI курс |
Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях |
Психологические проблемы современной семьи |
6. Список элективных дисциплин, разработанных для студентов педиатрического факультета (36 часов занятий на группу на старших курсах, недельный «блок», зачет)
I курс |
Психология самопомощи в ситуациях кризиса |
IV курс |
Игровые приемы в работе врача-педиатра |
Психологическая безопасность врача |
V курс |
Психологические проблемы оценки нервно-психического здоровья детей в ходе диспансеризации |
VI курс |
Психологические проблемы детской психосоматической клиники |
7. Клинические базы курса медицинской психологии
Ярославская областная клиническая психиатрическая больница |
Детское отделение |
Подростковое отделение |
Мужские и женские острые отделения |
Дневной стационар |
Отделение судебной экспертизы |
Студенческий профилакторий ЯГМА (в настоящий момент имеет статус проекта) |
Консультирование студентов-медиков, проходящих профилактическое лечение по проблемам психосоматики |
Анти-кризисная служба вуза |
Областной центр медицинской профилактики |
«Школы» астмы, гипертонии, раннего детского развития |
8. Учебно- методические пособия, подготовленные (и планирующиеся к публикации) на курсе медицинской психологии ЯГМА (либо в соавторстве с преподавателями других медицинских вузов)
Психология личности. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов / Составитель В.А. Урываев – Ярославль, 2005, 132 с.
Комплексная самохарактеристика. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов / Составитель В.А. Урываев – Ярославль, 2005, 96 с.
Социальная психология личности. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов / Составитель В.А. Урываев – Ярославль, 2006, 114 с.
Урываев В.А., Ковалевский В.А. Введение в педиатрическую психологию. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. Ярославль - Красноярск (в печати)
Введение в медицинскую психологию. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. (Готовится к изданию)
Тестовый контроль усвоения знаний по введению в медицинскую психологию. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов младших курсов (Готовится к изданию)
Ковалевский В.А. Урываев В.А. Психология ребенка – пациента соматической клиники. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. - Красноярск– Ярославль, КрасГМА- ЯГМА, 2006, 86 с.
Психология пациента соматической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов (Готовится к изданию)
Медико-психологическая характеристика личности ребенка-пациента психиатрической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. / Составители В.А. Урываев, Т.В. Большакова – Ярославль, 2006, 90 с.
Методы исследования личности ребенка-пациента психиатрической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. (Готовится к изданию)
Медико-психологическая характеристика личности пациента психиатрической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. / Составители В.А. Урываев, Т.В. Большакова – Ярославль, 2006, 88 с.
Методы исследования личности ребенка-пациента психиатрической клиники. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. (Готовится к изданию)
Тестовый контроль усвоения знаний по медицинской психологии. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов старших курсов (Готовится к изданию)
Оценка нервно-психического здоровья детей в ходе диспансеризации. Практикум. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета медицинских вузов. / Составители В.А. Урываев, Н.Л. Черная, В.И. Горохов – Ярославль, 2005, 80 с.
Оценка нервно-психического здоровья в ходе диспансеризации. Практикум. Учебное пособие для студентов лечебного факультета медицинских вузов. (Готовится к изданию)
9. Повышение квалификации психологов, работающих в здравоохранении (преподавание ведется совместно с врачами- психиатрами, психотерапевтами)
Нозопсихология. Основные патопсихологические симптомокомплексы. Методы изучения личности и интеллекта в клинике. Психосексуальное развитие. Нейропсихология.
Расстройства личности. Психофармакология. Психокоррекция. Психотерапия. Психосоматика. Психология семьи. Реабилитация. Экспертиза.
География мест работы слушателей (Благовещенск, Владимир, Вологда, Воронеж, Гусь-Хрустальный, Иваново, Киров, Кострома, Махачкала, Пермь, Смоленск, Тирасполь, Ульяновск, Шуя, Ярославль…)
10. Участие курса медицинской психологии в циклах тематического усовершенствования психиатров, психотерапевтов (тематика лекций и практических занятий, стандартный объем – не менее 36 часов на 2-х-месячных циклах ТУ)
1. |
Актуальные проблемы клинической психологии |
2. |
Современные методы исследования личности в клинике |
3. |
Современные исследования интеллекта в клинике |
4. |
Современные клинико– психологические исследования в детской психиатрии |
5. |
Введение в нейропсихологию |
6. |
Нозопсихология |
7. |
Жизненные кризисы и дезадаптивное поведение личности |
8. |
Психосексуальное развитие личности |
9. |
Современные клинико– психологические исследования в подростковой психиатрии |
10. |
Психология и психологическая коррекция когнитивных расстройств |
11. |
Участие психолога в экспертной работе |
12. |
Синдром «выгорания» в работе врача |
11. Научная работа курса
* Написание (защищены – 2 - к.псх.н.) и руководство (защищены – 2 - к.псх.н., готовятся к защите 3 - к.псх.н.) диссертациями |
* Консультирование диссертационных исследований проводимых на других кафедрах ЯГМА по проблемам, смежным с тематикой медицинской психологии |
* Официальное оппонирование по диссертациям (более 30 – к.псх.н.) |
* Рецензирование диссертаций в статусе ведущей организации (2 – к.псх.н) |
* Исследования в рамках студенческого научного общества, курсовых и дипломных работ, выполняемых в других вузах на факультетах психологии |
* Участие в редакционных советах и редколлегиях специализированных журналов («Вестник клинической психологии», «Человеческий фактор: Социальный психолог», «Ярославский психологический вестник») |
* Взаимодействие с зарубежными исследовательскими центрами психологии (Брно, Чешская республика) |
12. Всероссийская учебно-методическая конференция (Ярославль, ЯГМА, 2004 год)
Сотрудниками курса в рамках дискуссий, проходивших перед конференцией, опубликовано 15 статей по различным аспектам профессионально-психологической подготовки врача.
* В конференции приняли участие (то есть - либо непосредственно выступили с докладами, либо прислали материалы для публикаций; либо заполнили и прислали в Оргкомитет детализированные анкеты для аналитической работы) 35 вузов и НИИ Министерства Здравоохранения и Министерства Образования |
* Из 44 государственных вузов системы Минздрава, занятых подготовкой врачей различного профиля (не включая сюда вузы, специализирующиеся на подготовке кадров для фармации) приняло участие 30 – или 75% |
* В работе 3-х дней конференции приняло участие более 65 человек из 24-х вузов Российской Федерации. В основном, это заведующие кафедрами, непосредственно занимающимися преподаванием психологии и педагогики, руководители учебных отделов медицинских ВУЗов. |
* Опубликован сборник трудов, включивший 80 сообщений по актуальным проблемам психологии и педагогики высшей медицинской школы, включая и экстренную реакцию на события (например, работа медиков и психологов с жертвами взрыва жилого дома в Архангельске или - в Ярославле – психологическая подготовка к уникальным операциям по пересадке рук от доноров к нуждающимся). |
* Опрос руководителей учреждений здравоохранения, как минимум, трех регионов России - подтвердил высокую заинтересованность ПРАКТИЧЕСКОГО здравоохранения в повышении психолого-педагогической квалификации врачей. |
13. Всероссийская диспансеризация детей (2002 год)
* с содружестве с практическими психологами образования разработана программа экспресс- диагностики нервно-психического здоровья детей |
* распечатано свыше 1000 брошюр в помощь врачам и психологам Ярославской области, участвующим в диспансеризации (комплект из 7 брошюр предназначен для врачей- педиатров, психологов, врачей- психиатров) |
* осмотрено (психологами, по заявкам врачей-педиатров) 15.500 детей |
* департамент здравоохранения области выделил свыше 700 000 рублей на психологическую часть диспансеризации |
14. Арт-проект «ИНЫЕ»
1997 первая выставка ИНЫЕ/ Ар-брют, Ярославль, ГВЗ; «Ярославская коллекция», сателлитная программа выставки современного искусства «documenta-Х», Кассель (Германия); |
1998 «ИНЫЕ-2», Ярославль, Городской выставочный зал; «ИНЫЕ», Иваново, Областной художественный музей; |
2001 «Ссыльная планета», Лиль (Франция), Музей современного искусства Вильнев д’Аск; «Песни творчества», Тулуза (Франция), капелла центральной больницы Сан Жак; ИНЫЕ и Новые возможности, Москва, Музей творчества аутсайдеров; «Исцеляющее искусство», Рязань, Музей истории молодёжного движения»; |
2002 «С диапозитивов А.Лобанова», Сент-Андрэ (Франция), галерея «Зона конфузии»; «Ружья, Ленин, Сталин и Лобанов», Москва, Музей наивного искусства; «Видения и творчество диссидентов», Бегль (Франция), Музей Креасьён Франш; «Разноцветные картинки А. Лобанова», Пуатье (Франция), Дом Человека и гуманитарных наук Университета; |
2004 «Откровения», Ярославль, Дом Дружбы «Ярославль-Пуатье»; «Твори и будь признан (Фотография с краю)», Сан-Франциско (США), галерея Д. Тёрнера; «ИНЫЕ» (рамках конференции SIPE «Странные художники…»), МГУ и ЯХМ; «Фестнаив-2004», Москва, Всероссийский музей декоративно- прикладного и народного искусства; |
2006 «Лики русского Ар брют», Париж (Франция), галерея «Бюро находок»; «Ярмарка Арт Кёльн», Кёльн (Германия); |
2007 «Александр Лобанов», Лозанна (Швейцария), музей Ар Брют |
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |