Основными целями медико-психологического исследования личности

ТЕМА 7. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ (групповое занятие – 2 часа)

7.1. МЫШЛЕНИЕ

Общепсихологическая характеристика мышления: основные функции мышления; основные эффекты мышления; виды мышления: конкретно- действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое – практическое и теоретическое – шаблонное и творческое; логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения; ос­новные мыслительные операции: абстракции, сравнение, анализ, син­тез, обобщение, классификация, конкретизация; методы исследования мышления.

Нейропсихологические механизмы регуляции процесса мышления: первая и вторая сигнальные системы, лобная кора, межполушарная асимметрия.

Нарушения мышления в рамках основных патопсихологических синдромов: общая характеристика нарушений мышления по В. Грезингеру (1845): формально- логические и содержательные нарушения; общая характеристика нарушений мышления по Б.В. Зейгарник (1968): нарушения операциональной стороны (снижение уровня обобщения, искажение уровня обобщения), нарушения мотивационного (личностного) компонента (актуализация латентных свойств понятий, разноплановость, разорванность), нарушения динамики (лабильность, инертность); нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности

Психологически сложные ситуации в медицине: аутистическое мышление; предубеждения, стереотипы, шаблоны.

7.2. ВООБРАЖЕНИЕ

Общепсихологическая характеристика воображения: функции и механизмы воображения; место воображения в системе психической регуляции деятельности, воображение и память (представления воображения); воображение и мышление; воображение и целеполагание (мечта, грезы, идеал); методы исследования воображения

Нейропсихологические механизмы функций предвосхищения (антиципации) и построения моделей ожидаемого будущего.

Нарушения воображения в рамках основных патопсихологических синдромов: обедненность фантазии, деструктивные фантазии, бредоподобные фантазии, лживость, псевдология, грезы наяву.

Психологически сложные ситуации в медицине: сновидения; феномен проекции и его использование в клинических исследованиях; ятрогении, эксперименты с визуализацией у онкологически больных (К. и С. Саймонтоны)

7.3. РЕЧЬ

Общепсихологическая характеристика речи: функции языка и функции речи; виды речи; слово и понятие; взаимоотношения мышления и речи; вербальная и невербальная стороны общения; речевое высказывание в контексте ситуации; методы изучения речи.

Нейропсихологические механизмы речевой деятельности: (отраженная речь, понимание речи, фонематический анализ, логико- грамматические конструкции, письмо, чтение) и речевые нарушения (сенсор­ная афазия, двигательная (моторная) афазия, алексия, аграфия, алалия, дизартрия, аграмматизмы, заикание, задержка развития речи, преждевременное развитие).

Нарушения речи в рамках основных патопсихологических синдромов: монологичность (аутизм), бедность словаря (олигофазия), непонимание подтекста пословиц и метафор, нарушения темпа речи, обстоятельность, резонерство, неологизмы, монотонность (эмоциональная обедненность) высказываний, семантическая разорванность, нарушения фонационного оформления речи.

Психологически сложные ситуации в медицине: алекситимия, основные концепции алекситимии;

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player