ТЕМА 9. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ (групповое занятие – 2 часа) 9.1. ТЕМПЕРАМЕНТ Общепсихологическая характеристика темперамента: понятие темперамента в психологии; конституциональный подход к типологии темпераментов, темперамент и свойства нервной системы; темперамент и эмоции, темперамент и характер, темперамент и успешность деятельности. Исследование темперамента в работах А.Томаса и С. Чесс. Основные параметры оценки. Концепция «трудного темперамента» и показатели риска его формирования. Эмоциональная переносимость боли и ограничение движений/ обездвиженность как проявления типа темперамента. 9.2. СПОСОБНОСТИ Общепсихологическая характеристика способностей: понятие способностей в психологии; задатки; общие и специальные способности; умственные способности (интеллект); генетические и средовые факторы развития интеллекта; работоспособность. Временное нарушение интеллекта, стойкое ослабление интеллекта, количественные границы снижения интеллекта по МКБ-10. Проблема разграничения невысокого интеллекта и педагогической запущенности. Возрастные изменения в функционировании интеллекта Нарушения умственной работоспособности в структуре основных патопсихологических синдромов. Синдром хронической усталости. 9.3. ХАРАКТЕР Характер с позиций общей психологии: понятие характера в психологии; биологически ориентированные типологии характеров; характер акцентуации характера у подростков, акцентуации и тип воспитания; динамические концепции характера; социально-ориентированные типологии характеров; характер как система отношений; Акцентуации характера и акцентации. Классификация акцентуаций по степени выраженности (акцентуации скрытые и явные, психопатии). Деформирующее влияние воспитания на формирование явных акцентуаций. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции. 9.4. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И ЛИЧНОСТЬ Общепсихологическая характеристика личности: понятие личности и индивидуальности в психологии; современные концепции личности за рубежом (большая пятерка личностных черт) и в России (личность как система отношений); структура личности; уровни личности по А.Ф. Лазурскому; влечения и потребности в структуре направленности личности; социализация личности; полоролевое поведение личности; инстанции личности; Я-концепция личности; уровень развития (зрелость) личности. Клинико-психологическая характеристика развитий личности: патохарактерологическое развитие, психогенное развитие личности, постреактивное развитие личности, невротическое развитие личности, психосоматическое развитие личности, патологическое развитие личности, ипохондрическое развитие личности. Специфические расстройства личности и поведения по МКБ-10. Клинико- психологическая характеристика основных личностных расстройств. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции отклоняющегося поведения. Клинико-психологическая характеристика нарушений поведения личности: расстройства привычек и влечений; расстройства половой идентификации; расстройства сексуального предпочтения: психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым (психосексуальным развитием и ориентацией по полу); другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (преувеличесние соматической симптоматики по психологическим причнам; умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельные нарушения).
| |||||||||||
|