|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
«Психология обращения с больными» против психологии манипуляций.
«I. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЩЕНИЯ С БОЛЬНЫМИ,
ЕЕ ИСТОЧНИКИ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
«Наука
делает нас богами прежде, чем
мы
заслуживаем того, чтобы называться людьми».
(Жан Ростан)
Невиданное развитие науки и техники, мира машин и чисел, в том числе и бурное развитие медицины, поражает не только наблюдающих за ним со стороны, но и самих специалистов, врачей. Пересадка органов, искусственная почка, успехи реанимации, современные достижения физики, химии и других наук часто заставляют преклоняться перед точными числами и фактами, перед «экзактными» методами. А ведь новые достижения, технические открытия, сооружения складываются не только из машинных, физико-химических, диагностических или, скажем, лечебных методов. Они тотчас же создают новое положение, новую ситуацию, в которой человек, его роль проявляются не менее, а еще более интенсивно. Его реакции, чувства, впечатления, связанные с развитием науки и техники, нередко составляют предмет лечения для врачей, которые выполняют свои задачи, оставаясь также людьми со всеми их субъективными проявлениями и реакциями (последнего факта многие недооценивают). В отделениях интенсивного лечения, например, приходится встречаться с целым рядом таких проблем.
В работе по спасению человеческой жизни врачам помогает множество удивительных машин, прекрасных контролирующих средств. И в то же время непривычные условия, изоляция, шум машин, поведение и возможная смерть тяжелобольных становятся источниками новых психических нагрузок, немотивированных страхов, дискомфорта. Даже в связи с таким замечательным достижением современной техники и медицинской науки, как искусственная почка возникает немало психологических проблем (порог переносимости, приспособляемость и пр.). Все чаще можно слышать о необходимости предварительной психологической подготовки больных перед операцией, выдвигается требование разработки методов соответствующего обращения с больными. Ряд подобных примеров можно было бы продолжить, однако и без этого совершенно очевидно, что машина не заменяет человека, более того, она требует его умственного труда, повышает его значение. Несмотря на самые замечательные научные достижения, повседневная жизнь, практика выдвигает на передний план значение человеческой личности и взаимосвязей лечащего и лечащегося, врача и больного, врача, сестры и больного. Обращение с больным — важнейший элемент процесса лечения. Часто приходится слышать о «правильном», «хорошем» обращении с больным и - в противовес этому - о «холодном», «бездушном», даже «плохом» отношении к нему. Жалобы, этические проблемы часто свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических познаний, практики соответствующего обращения с пациентами. Эта глава, как и дальнейшие разделы книги, доказывает, насколько необходимы психологические познания, понимание больного.
В результате постоянного развития психологии, психотерапии, психиатрии, социальной психологии и смежных с ними наук стал возможным профессиональный подход к этим вопросам. Автор смог сформулировать особое понятие психологии обращения с больными. Совсем нелегко освещать проблемы психологии обращения с больными с точки зрения их связи с повседневной жизнью. Как и всякая отрасль психологии, имеющая практическое назначение, и эта может встретить сопротивление. Многие смотрят на психологические явления как на музейную редкость, как на абстрактный продукт духовной жизни. Другие ссылаются на чрезмерную занятость («На это у нас нет времени», «Сестре некогда заниматься подобными вещами» и пр.).
Ярким примером этому может служить весьма характерный случай, с которым автор столкнулся при посещении одного из медицинских учреждений. Больные ощущали необходимость поделиться своими проблемами со старшей сестрой. Чрезвычайно занятая, не понимая значения и важности внимательного отношения к этим проблемам, она с раздражением заметила: «Ну как мне им объяснить, что заниматься душекопательством некогда...!»
Наиболее же часто приходится встречаться с «психологической слепотой», когда психологических явлений вообще не замечают, абсолютно не интересуются ими. Многие склонны рассматривать человека, в крайнем случае, в свете его рефлекторной деятельности, сквозь призму вегетативной нервной системы, не верят в важность эмоциональных проявлений, в возможность их патогенетического воздействия, и ведут себя подобно тому исследователю, который, повстречавшись с невиданным им до того животным, попросту констатировал: «Такого животного не существует».
А ведь с психическими факторами приходится считаться повсюду, и особенно в практике лечебной деятельности. Психология присутствует везде, даже там, где ее, казалось бы, и быть не может. Вопрос состоит лишь в том, какая психология... Причины сопротивления, с которым часто приходится встречаться по отношению к различным вопросам психологии в работе с больными, могут быть самыми различными (320, 324).
1. Подготовка врачей (и сестер) во всем мире прежде всего основана на изучении физической химии, патологии и анатомии. Это и понятно, поскольку названные науки играют определяющую роль в дальнейшей деятельности врача. Однако недостаточность только этих познаний стала очевидной, и во многих странах пытаются изменить такое положение, включая изучение психологии, психиатрии и психотерапии в число обязательных предметов при подготовке врачей. Иными словами, стремятся к тому, чтобы в формировании мировоззрения будущих врачей одинаковое место занимали предметы, изучающие тело человека и его психику.
2. Существенно видимое, слышимое, ощутимое, осязаемое. Подумайте только о рентгеновском снимке, непосредственно демонстрирующем форму кости и ее изменения.
3. Общераспространенным является мнение, что к врачу следует обращаться только в том случае, если жалобы физически ощутимы. Соответствует этому и лечение.
4. О физических явлениях говорить значительно легче, чем, например, о чувствах, поскольку первые объективны.
5. Наш век — век развития техники. На наших глазах бурно растет роль технической аппаратуры в работе поликлиник, больниц, институтов, клиник. Это же способствует формированию механического подхода как у лечащего персонала, так и у самих больных, переоценке значения физических, технических данных и результатов.
6. Недостаток времени, перегруженность работой мешает обычно более углубленно заниматься больными, используя и психологические методы.
7. Традиция оказывает свое воздействие и на взгляды врачей. Помочь жалующемуся больному они пытаются, прежде всего стремясь обнаружить физические недуги, а потому охотно устанавливают наличие органического заболевания. Психическим же симптомам придается гораздо меньшее значение, чем соматическим. (От одного терапевта, которого считали весьма образованным человеком, автору довелось услышать: «Как можно заниматься подобными вещами... это же несерьезно, психическое...»)
8. Для соответствующего применения психологии на практике каждому врачу, каждой сестре необходимо постоянно совершенствовать свои знания по психологии и психиатрии. Несмотря на то, что в интересах этого делалось и делается очень многое, все же этого еще не достаточно. Интерес к повышению квалификации в этом направлении все еще незначителен.
Недостаточно широк и более пристальный интерес к упомянутым проблемам, он намного отстает от стремления углублять и совершенствовать свои знания по вопросам, сопряженным с органическими заболеваниями.
9. Наряду с мировоззрением и подготовкой врача в его деятельности большое значение имеют и особенности его собственной личности. Неблагоприятно воздействуют на установки личности врача или сестры психические расстройства, потрясения, неразрешенные конфликты, переживания. Невротические особенности личности врача, сестры могут стать источниками отчужденности, непонимания больных. Например, врач, мучимый переживаниями смутного страха и беспокойства, не может понять больных со сходными жалобами.
Часто оказывается недостаточно и пассивных психологических знаний: многие приводят цитаты из психологических источников, дают психологическое объяснение явлениям, но, несмотря на это, их поведение противоречит действительности, неспособны понять своих больных. Бывает, что механически переносят модели подхода к органическим явлениям в медицине на психологический материал: находят «причину» болезни и даже объясняют ее больному. Если же такая «каузальная» терапия не помогает, обращаются к поискам «иных путей». Те врачи, которые не просто принимают к сведению цифры медицинской статистики, а и задумываются над тем, откуда они появляются, без труда могут сделать вывод о том, насколько велика роль психических факторов в лечебной работе. Весьма характерны статистические данные о психогенных заболеваниях (47, 588, 769): невротические и психосоматические жалобы в практике участковых врачей встречаются в 25 – 65% всех случаев заболеваний, а в работе врачей амбулаторий при клиниках (49) – в 50%. К этому можно добавить, что и само соматическое заболевание действует на психику человека, вызывая различные опасения и страхи, которые, в свою очередь, могут ухудшить течение основного заболевания, состояние больного. Сердце, печень и другие органы заболевают не изолированно, болезнь всегда затрагивает весь организм в целом. Поэтому важной задачей является внимательное отношение ко всем тем психическим процессам, которые происходят у наших больных, к их переживаниям, к реакциям, к связанному с болезнью поведению, к лечебным мероприятиям, которые необходимо проводить.
Повсеместно приходится сталкиваться с проблемой отношений между лечащим и лечащимся, между больным и врачом, больным и сестрой. Психические факторы имеют важное значение в повседневной лечебной деятельности, поэтому необходимо заниматься методами их познания и выявления. Этой цели и служит наша работа, посвященная проблемам психологии в работе с больными. Начнем с вопросов о понятии психологии обращения с больными, об областях ее использования, об источниках и методологии.» (Иштван Харди Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Издание 5-е перераб. и доп., Будапешт, Изд-во Академии наук Венгрии, 1988, С. 11-14)
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |