![]() | ||||||||||
ПСИХИКА И МОЗГ Идеалистическое и материалистическое понимание взаимоотношения психики и мозга. Вопрос о взаимоотношении мозга и психики в советской науке решается на основе философии диалектического материализма, обеспечивающей правильное понимание огромного, накопленного мировой наукой фактического материала. Нельзя изучать головной мозг человека, игнорируя психику как функцию мозга. И также невозможно научно изучать психику, не исследуя ее как функцию, как свойство мозга. Советская общая психология и медицинская психология изучают мозг и психику в их единстве. В таком изучении важнейшую роль играет павловское учение. Стоящие на идеалистических позициях ученые отрывают психику от мозга. Kretschmer, крупный психиатр, автор широко распространенного руководства по медицинской психологии, писал недавно в последнем издании этой книги, что наиболее «соответствует особенностям мышления современного ученого концепция спиритуалистического монизма», т. е. откровенного идеализма. С тех же позиций другой немецкий ученый Klages утверждает, что «тело есть лишь высшее выражение психического». В последнее время большинство ученых идеалистического направления переходит на позиции эклектического дуализма. Выдающийся физиолог Sherrington в своей книге «Человек и его природа» (1946) писал, что «мозг сотрудничает с психикой», рассматривая мозг и психику, как независимые и отделенные друг от друга. Для Sherrington как и его учеников (Eccles, 1953) психика и мозг связаны лишь по принципу взаимодействия. Ученые капиталистических стран, понимая невозможность научного решения проблемы с идеалистических позиций и не будучи способными и готовыми усвоить материалистические воззрения, вообще пытаются уйти от ее решения, по существу становятся агностиками, утверждая непознаваемость соотношения мозга и психики. Gruhle (1956) в большом труде по психологии недавно писал: «Вопрос о том, следует ли понимать, что мозг и психика взаимовлияют друг на друга или функционируют параллельно или их двойственность лишь кажущаяся, а в самом деле психическое и физическое идентичны, не имеет отношения к психологии». Здесь все неверно. Первый вопрос всякой психологии – что такое психика? Его невозможно решить без решения вопроса о происхождении психики. Является ли последняя душой, данной богом, или же она есть свойство материи? Перечисляя возможные варианты решения этой проблемы, Gruhle называет любые решения, кроме того, которое строится на основе материалистического монизма и последовательно материалистического учения И. П. Павлова. Ученые феноменологического направления (Jaspers и др.) отрицают вообще возможность изучения психики и ее механизмов, сводя свою задачу лишь к описанию отдельных моментов в сознании больного (феноменология). Здесь, конечно, не может быть и речи об изучении соотношения психики и мозга. Советская наука исходит из положений марксизма-ленинизма о том, что психика является высшим продуктом особым образом организованной материи. Являясь продуктом мозга, психическое не может быть отождествлено с ним. Материя первична, психика вторична; мозг и психика едины, но не тождественны. Головной мозг является органом отражения объективной действительности и взаимоотношения организма с окружающей средой. Отражение осуществляется в процессе деятельности человека и лежит в основе ее. При изучении мозга, как и в изучении психики с этих позиций, одним из важнейших вопросов является вопрос о локализации функций в мозгу, т. е. о характере зависимости различных психических процессов, различных форм деятельности как от мозга (и организма) в целом, так и от отдельных его частей. Изучение проблемы локализации психических функций в мозгу человека имеет важнейшее теоретическое и практическое значение. Последнее особенно велико в нейрохирургической клинике. Ряд видных
ученых за рубежом высказываются с теми или иными оговорками в пользу концепции эквипотенционализма,
т. е. тождества функциональных возможностей различных отделов коры
головного мозга. Lashley
(1933) пишет: «Механизмы интеграции следует искать в динамических отношениях
частей нервной системы, а не в деталях структурной дифференциации», отрывая
динамику от структуры, не видя их органической связи, их единства. Концепция
эквипотенционализма противоречит фактам.
Различно локализованные поражения головного мозга по-разному определяют психопатологический
синдром. Отвергая положение о том, что эти различия в структуре отдельных участков
головного мозга необходимо связаны с различием их функций, концепция
эквипотенционализма вступает в противоречие с данными клиники и эксперимента.
Рис. 1. Представительство разных частей тела в двигательной области
коры (по Пенфилду). Изучение развития головного мозга показывает, что некоторые отделы коры головного мозга человека особенно значительно отличаются от коры головного мозга антропоидов. Так, лобные доли у человека занимают несравненно большую часть коры: у человека – почти 25% коры, а у шимпанзе – 14,5%. Анатомогистологические структуры различных участков головного мозга также весьма различны. Развивающиеся методики морфологического исследования все больше выявляют эти различия. Таковы же результаты электрофизиологических и гисто-химических исследований (С. А. Саркисов, 1964). Известно, что в двигательной области коры имеется представительство разных частей тела (рис. 1). Концепция сторонников узкого локализационизма, считающих возможным относить даже самые сложные действия и психические процессы целиком к какому-либо одному небольшому участку мозга, как это делают Kleist и другие авторы, является неприемлемой и ложной. Такое неправильное и необоснованное понимание локализации связано с метафизическими воззрениями психологического функционализма, отрывающего отдельные психические процессы и их стороны друг от друга, не изучающего единый мозг как орган психики, единую личность человека, который воспринимает, мыслит, помнит, действует. Психологический функционализм отрывает память от мышления, мышление от восприятия, что неизбежно извращает понимание этих процессов и делает невозможным изучение подлинной психики человека, в которой все эти процессы едины и взаимозависимы. Такой разрыв только и допускает концепцию локализации, игнорирующую дифференцированное единство мозга и психики. При этом не учитывается, что внешне сходные действия могут быть во многом различны психологически и по своей физиологической основе. Сравнение разговора на родном и иностранном, недостаточно еще усвоенном языке может представить убедительную иллюстрацию этого положения. Одно и то же действие или психический процесс строятся по-разному на разных его этапах. Справедливо писал И. Н.Филимонов в связи с этим о «поэтапной локализации». Одно и то же действие или один и тот же психический процесс на разных этапах может иметь в своей основе неодинаковые морфофизиологические системы. Сторонники концепции узкого локализационизма не понимают, что отделы мозга от природы наделены некоторыми физиологическими свойствами, которые могут стать наиболее подходящими для обеспечения тех или иных психологических процессов, но не способны сами по себе продуцировать сознание, речь. Всякий психический процесс, всякое действие построено настолько сложно, что нельзя и думать, что его анатомофизиологическая основа строится на одном участке мозга, а не на сложной системе, включающей в себя одновременно многие отделы мозга, и не только кору, но и другие области головного мозга, т. е., по существу, весь мозг, но каждый раз по-разному вовлекая отдельные его части, так, что одни из них приобретают большую, а другие меньшую в этой системе роль. В коре головного мозга выделяют в настоящее время: новую кору (неокортекс), старую кору (архикортекс), древнюю кору (палеокортекс), межуточную периархикортикальную кору и межуточную перипалеокортикальную кору. Каждый из этих слоев имеет свои особенности и по-разному участвует в различных процессах, но все они между собой связаны, представляя единство. Говоря о локализации в коре головного мозга в настоящее время необходимо учитывать это сложное ее единство при многообразии особенностей различных участков – полей, обычно обозначаемых числами по Бродману. А. А. Ухтомский (1945) писал: «Центр определенного сложного отправления – это целое созвездие созвучно работающих ганглиозных участков». Даже каждая область коры, представляющая корковый конец анализатора, не говоря уже о ее взаимодействии с другими участками коры, строится весьма дифференцированно. Так, ядерная зона (по И. П. Павлову) зрительного анализатора в затылочной области коры состоит из полей 17, 18, 19 (по Бродману), каждое из которых строится несколько по-иному и, соответственно, играет иную роль в оптическом процессе. Ядерная зона кожно-кинетического анализатора – постцентральная область – состоит также из различающихся морфологически и физиологически полей 3, 1, 2. Ядерная зона слухового анализатора – верхняя височная подобласть – из полей 41, 42 и 22 и т. д. Наряду со связями, объединяющими эти поля центральных зон одного анализатора, новейшими исследованиями установлено наличие внутрикорковых связей между корковыми концами различных анализаторов. Все морфологические и физиологические исследования последних лет убедительно показывают наличие теснейшего сотрудничества и взаимодействия различных областей коры и подкорки. Большое значение здесь приобретают концевые межнейрональные аппараты связи – синапсы (С. А. Саркисов, А. Д. Зурабашвили и др.). Эти важнейшие факты, как и клинические и клинико-психологические исследования, показывают, таким образом, как сложно морфологически обеспечивается функционирование мозга. Отнесение общественно-исторических по происхождению сложных психических процессов к отдельным участкам мозга без учета целостной его деятельности совершенно неправомерно. Головной мозг – дифференцированное единство. В него входят кора головного мозга, подкорковые образования и ретикулярная формация ствола, таламуса и гипоталамуса. Современные исследования показывают, как необходимо участвуют эти последние в процессах, основное значение для которых имеет кора. На рис. 2 и 3 показаны связи ретикулярной формации с корой головного мозга и подкорковыми образованиями. Имеются указания (Л. А. Орбели) на известную роль в нервно-психических процессах и мозжечка. Maier-Gross в группу старческих и предстарческих заболеваний психики включает форму, для которой он считает характерной атрофию мозжечка. Hess уже давно показал, что раздражение заднего отдела гипоталамуса вызывает у животного состояние беспокойства. Н. И. Гращенков (1964) описал астено-ипохондрический синдром при поражении гипоталамуса. По данным автора, слабость и повышенная утомляемость возникают у 54% больных с поражением гипоталамуса, раздражительность, плаксивость – в 39%, снижение памяти – в21%.
Рис. 2. Схема афферентных путей к коре лобной
доли и переднего отдела поясной борозды (по Пенфилду и Джасперу, 1958). 1 — переднее ядро
зрительного бугра; 2 — внутреннее верхнее ядро; 3 — срединный
центр; 4 — сосцевидное тело; 5 — сетевидное ядро; 6 — гипоталамус; 7 — миндалевидное ядро; 8 — покрышка
среднего мозга; 9 — боковое ядро подушки зрительного бугра; 10 —
подушка. Точки обозначают восходящую ретикулярную систему с неспецифическими
проекционными путями (пунктирные
линии). Прямые связи гипоталамуса не показаны. Понимая все значение подкорковых образований мозга в обеспечении психических процессов, нельзя не учесть, что они сами находятся, как это установлено рядом исследований, под контролем коры. Вместе с тем вопросы локализации в головном мозгу не могут в настоящее время рассматриваться без пони-мания роли возбуждений, идущих к нему от всего организма, от вегетативной нервной системы, эндокринной системы и пр., которые и сами также находятся под беспрерывным влиянием мозга. В 1946 г. Lemke писал о <вегетативной депрессии>. Воп-рос о связи маниакальных и депрессивных состояний с вегетатив-ной нервной системой еще значительно раньше стал разрабаты-вать Leonhard. Ряд исследований указывает на повышение ак-тивирующей функции ретикулярной формации под влиянием раздражений, поступающих из внутренней среды организма. Та-ким образом, головной мозг, как единое целое, входит в единый организм человека.
Рис. 3. Схема некоторых главных
кортикофугальных путей от коры лобной доли и переднего отдела поясной извилины
(по Le Gros Clark). 1 — хвостатое тело; 2 — переднее
ядро зрительного бугра; 3 — нижнее
боковое и верхнее внутреннее ядра;
4 — подушка; 5 —
срединный центр; 6 — сетевидное ядро; 7 — ретикулярная формация зрительного
бугра; 8 — гипоталамус; 9 —
покрышка; 10 — варолиев мост; 11 — ретикулярная система. Динамическая локализация. Разрешаемая на основе павловского учения проблема локализации включает в себя понимание коры головного мозга, как системы анализаторов, учитывает многостороннюю характеристику нервной динамики, присущей отдельным разделам мозга, взаимодействие этих разделов и границы их взаимозаменяемости, соотношение локального и общемозгового и ряд других моментов, относящихся к проблеме взаимоотношения функции и структуры. Эти вопросы освещены в работах А. Г. Иванова-Смоленского (1949), А. Р. Лурия (1962), в ряде работ И. Н. Филимонова и др. И. П. Павлов в своих высказываниях по этому вопросу выдвинул понятие динамического структурного комплекса, элементы которого входят в другие динамические комплексы. В соответствии с приведенными взглядами А. А. Ухтомского и И. П. Павлова, с близкими к ним высказываниями В. М. Бехтерева, современные советские исследователи П. К. Анохин, Н. И. Гращенков, А. Р. Лурия и другие говорят о «функциональных системах», которые являются физиологической основой психической функции, сложной деятельности, сформированной в процессе исторического развития. Индивидуальные особенности этого формирования определяются как тонкими морфологическими вариантами строения мозга у разных людей, так и различием их жизненных путей. Единственно научной концепцией, позволяющей вскрыть физиологическую основу деятельности головного мозга, как органа познания и взаимодействия с внешней средой, является рефлекторная концепция И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Психика рефлекторна. Совершенно правильно писал в связи с этим С. Л. Рубинштейн, что «всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешним воздействием, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этим воздействиям подвергается» (1957). Большое значение для понимания павловского динамического принципа локализации функций в коре головного мозга имеют факты, показывающие, что у больного, у которого пострадал отдельный участок коры головного мозга, нарушенные вследствие этого поражения нервно-психические процессы могут в большей или меньшей мере восстанавливаться за счет других физиологически для этого пригодных, не пострадавших участков мозга, можно думать, и ранее участвовавших в обеспечении этих процессов, но не в столь значительной степени. И в условиях нормального развития, и при наличии патологии головного мозга можно установить варианты связи того или иного отдела мозга с определенной функцией. У подавляющего большинства людей, например, для функции речи приобретают важнейшее значение участки мозга в левом полушарии, прочно связанные с движениями правой руки. Но это доминирование определенных участков левого полушария в отношении речи и соответствующая форма связи речи с правой рукой не может считаться обязательной и неизменной, Это показывают факты грубых нарушений речи при поражении правого полушария у правшей, представляющие случаи разрыва отмеченной связи правой руки с речью. Связь органа с функцией весьма, таким образом, сложна и допускает некоторые индивидуальные вариации. Так называемые речевая, оптическая, двигательная и другие области коры сохраняют свою специфическую форму участия в обеспечении того или иного действия или психического процесса, но эта форма участия может в той или иной мере варьировать в зависимости от ряда условий. Историческое развитие человека наделяет его все новыми формами деятельности и для них могут быть использованы органы, при других условиях используемые для других функций. Человек рождается без специальных органов речи. Для речи используются органы питания и дыхания. Жизнь человека в общественной среде приводит к использованию этих органов с соответствующими их представительствами в коре головного мозга, где осуществляется также их связь с представительством правой руки для построения речи. Возникновение речи и развитие ее, как и всех подлинно человеческих форм психической деятельности, определяются историческим процессом, социальной средой, находят подготовленные природой органы, сложно между собой связанные. Весьма важно, как это показывают многочисленные факты, что под влиянием различных условий отделы мозга, принимающие участие в осуществлении психических процессов, заменяемы и «многозначны», т. е. способны участвовать в различных процессах. А. Р. Лурия справедливо пишет о том, что на разных этапах своего развития высшие психические функции обеспечиваются меняющимися физиологическими системами. Ведущее место при этом преимущественно сохраняется за одними и теми же участками мозга. Современные электроэнцефалографические исследования показывают, что образование условного рефлекса в первой фазе характеризуется узко локализованным возбудительным процессом в коре головного мозга. За этой фазой следует вторая – генерализации возбудительного процесса в коре и подкорке и третья фаза постепенной вторичной локализации в определенном участке. Конечно, эти данные не следует толковать упрощенно. Но все же и эти электрофизиологические явления подкрепляют концепцию динамической локализации. П. К. Анохин, следуя В. М. Бехтереву и И. П. Павлову, показал, что одни и те же клетки коры головного мозга могут принимать участие в самых различных функциональных системах организма. П. К. Анохин, как и некоторые другие советские ученые, также полагает, что эта многозначность клетки связана с многообразием синаптических образований на ее дендритах. Сходные взгляды развивают С. А. Саркисов и другие советские морфологи. Уже давно Klerambault, а затем ряд других авторов (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева и др.) показали, что у детей поражение определенного участка мозга может вызвать иные и более значительные нарушения психики, чем у взрослых. Отметим, наконец, что в последнее время рядом исследователей отмечаются изменения в мозгу, происходящие при нагрузке. Ряд авторов показали, что при повышении функциональной активности в нейронах возрастает количество РНК (рибонуклеиновой кислоты). М. М. Александровская с сотрудниками сообщает, что в соответствии с работами Kulenkampf ее исследования показали, что функциональная нагрузка вызывает изменения метаболизма в перинейрональной глие, изменяет глио-нейрональные соотношения. В заключение этого раздела следует еще раз подчеркнуть, что принцип динамической локализации означает и поэтапность локализации и возможность замены в обеспечении того или иного психического процесса одних участков мозга другими и вовлечение мозговых систем во вновь возникающие формы психической деятельности. Говоря о локализации функций в мозгу, нужно иметь в виду локализацию не только по горизонтали, но и по вертикали. На это в свое время обращал внимание В. М. Бехтерев, говоря о многоэтажной локализации. О некоторых других сторонах динамической локализации будет еще сказано в дальнейшем изложении. Психологический эксперимент и локализация. Проблема локализации и взаимодействия различных отделов головного мозга человека, рассматриваемая с позиций единства структуры и функции, их взаимозависимости должна изучаться с точки зрения морфологической, биохимической, физиологической, клинической и психологической. При всем различии соответствующих методов и аспектов для нас в нем, в отличие от идеалистических взглядов, руководящим принципом диалектико-материалистического исследования является единство изучаемого предмета – единая человеческая личность и ее единый орган – головной мозг. При исследовании мозга и психики человека исключительно большое значение приобретает клиника, исследование больных с поражениями головного мозга. В свое время Jacson обратил внимание на то, что установление связи определенных нарушений психики с определенной локализацией очага поражения не означает, что нарушенная функция локализуется в соответствующем разделе мозга. Это, несомненно, верно. Исследования в области патологии могут лишь устанавливать значение определенного участка мозга для тех или иных процессов: речи, восприятия, ручных действий, памяти и пр. Клиника представляет материалы о значении для психики взаимоотношения различных очагов поражения и соотношения локального и общемозгового моментов в нарушениях психики. Эти факты клиники вместе с данными, полученными при экспериментально-физиологическом исследовании животных, с материалами сравнительного физиологического и психологического исследований здоровых и больных людей, сравнительно морфологического исследования мозга тех и других и составляют ту систему фактов, которые при наличии правильных теоретических позиций образуют систему знаний в области проблемы «мозг и психика». При изучении в клинике вопросов локализации психических функций должна быть обеспечена ее тесная связь с наиболее специфичными для нее методами, – морфологическими, с одной стороны, и экспериментально-психологическим и физиологическим исследованиями, с другой. Отрыв одного из этих методов от других может привести к серьезным ошибкам и недочетам исследования. Одно клиническое наблюдение без использования современных методов физиологического (в частности, электрофизиологического) и экспериментально-психологического исследований может привести к некоторым практически ценным частным выводам, но далеко не всегда может обеспечить необходимую для правильного решения локализационных вопросов достаточную дифференцированность описания нарушений, раскрытие их механизмов и точность их квалификации. Здесь совершенно нетерпимы чрезмерно общие, малодифференцированные характеристики нарушенных функций или процессов. И дело не только в том, что нельзя локализовать в определенном центре, например, «личное и общественное я» (Kleist). Нельзя локализовать в узко ограниченном участке мозга и алексию (нарушение процессов чтения) и акалькулию (нарушение процессов арифметического счета), хотя хорошо известно, например, значение поражений теменно-затылочной области в их возникновении. Необходимо решительно отказаться от ложной идеи относить соответствующие процессы (чтение, счет) целиком к одному определенному участку. Нельзя и решать вопрос о локализации очага поражения при таких расстройствах без глубокого изучения своеобразия данной алексии, данной акалькулии и пр. Например, нарушения чтения могут возникнуть как при поражении теменно-затылочной области, так и при поражении височной доли (а также и в других случаях). Только тщательное клинико-психологическое исследование способно обеспечить правильный локальный диагноз при такого рода нарушениях. Расстройства памяти также нельзя локализовать в одном пункте. Конечно, в процессах памяти участвуют весьма сложные различные функциональные системы. Вместе с тем, представляется несомненным, что особо важную роль в некоторых случаях расстройств памяти могут играть очаги в височной доле коры головного мозга, а также, по-видимому, и в подкорковой области. Психологическое исследование способно найти ряд критериев, помогающих дифференцированию амнестических нарушений при различной локализации очага поражения (амнезия – буквально означает потерю памяти. Но обычно говорят об амнезии при выраженных патологических снижениях памяти). Так, например, при амнезиях, связанных с поражением левой височной доли и при отсутствии выраженных явлений сенсорной афазии, тщательное экспериментальное исследование может обнаружить характерные нарушения фонематического анализа, трудности в различении близко звучащих фонем (ка-та, ба-па и пр.) и сделать возможным топический диагноз, т. е. установить в данном случае наличие поражения в височной доле коры. Вместе с клиническим наблюдением экспериментально-психологическое исследование должно все больше обеспечивать многостороннюю, возможно исчерпывающую характеристику нарушения. Стоящие перед экспериментально-психологическим исследованием задачи не должны ограничиваться, как это иногда делается, исследованием ведущего симптома, ведущего нарушения, или сводиться к поискам «основного» расстройства психики. Поражение мозга и связанное с этим нарушение нейродинамики может быть причиной как ведущего, так и других расстройств. Например, поражение в так называемой области Брока приводит к возникновению расстройств речи. Но это не значит, конечно, что у больного нет при этом других нарушений. Далеко не всегда будет правильно выводить их из речевого нарушения, как «основного» расстройства. Такая локализация поражения может вызвать и ряд других нарушений психики, не являющихся вторичными по отношению к нарушению речи, не являющихся следствием этих последних. Необходимо учитывать, что каждый участок головного мозга одновременно входит в состав различных функциональных систем. Установление нарушения того или иного анализатора, тех или иных сложных психических процессов, должно, вместе с тем, сочетаться с тщательным исследованием ведущего нарушения, с изучением того, как влияет это нарушение и данный патологический очаг на другие стороны психики, личности. Важно установить подлинное физиологическое и психологическое соотношение различных нарушений при данном очаге, при данном состоянии мозга в целом, при данных условиях, при данных преморбидных особенностях личности. При афазии, например, могут быть нарушены (и нередко это так и бывает) также мышление, восприятие, память и пр. При этом приходится иметь в виду, что участие патологического очага в нарушении психики может осуществляться не только в результате изменения физиологических свойств в соответствующем участке головного мозга, но и вследствие влияния этого очага на общемозговую нейродинамику через вызванное поражением изменение внутричерепного давления и пр. Известно, например, различное влияние на психику одинаково локализованных доброкачественной и злокачественной опухолей. Недостаточное изучение тех изменений при очаговых поражениях мозга, которые не относятся как будто бы к ведущему нарушению, приводит, в частности, к тому, что эти не отмеченные при одной локализации очага нарушения относятся затем к локальным поражениям иначе расположенных патологических очагов, как характерные только для них. Это же ведет и к неправильному пониманию ведущего расстройства. Например, при той же афазии может быть недооценено значение более общих изменений личности в формировании нарушения речи и в процессе ее восстановления. Большое значение имеет исследование влияния взаимоотношения различно расположенных в мозгу очагов и соотношения влияния очага и разлитого поражения головного мозга. При поражении коркового конца того или иного анализатора можно бывает отметить нарушения интеллекта, преимущественно выраженные в сфере, наиболее связанной с этим анализатором, что соответствует высказываниям об анализаторах И. П. Павлова. Вместе с тем один и тот же очаг поражения может по-разному воздействовать на различные мозговые системы: например, по-разному определять апрактические нарушения на каждой из рук. При исследовании больных можно в ряде случаев обнаружить функциональные компоненты, сопровождающие очаговые поражения мозга. Нами (М. С. Лебединский, 1941) в свое время описаны больные, у которых при таких поражениях можно было установить также и психогенные компоненты нарушения. Например, у больной наступило под влиянием тяжелых переживаний нарушение кровообращения в головном мозгу с выраженными явлениями афазии. Но одновременно возникла и истерическая форма нарушения речи. Сложное переплетение речевых нарушений того и другого рода первоначально затрудняло диагностику. Спустя несколько дней под влиянием психотерапии истерические расстройства речи были сняты и ясно обозначилась в чистом виде нерезко выраженная афазия. С. М. Блинков описал некоторую эффективность, хотя и неустойчивую и не очень значительную, внушения в гипнотическом состоянии при афазии. Во время Великой Отечественной войны и после нее Н. И. Гращенков, Л. Б. Перельман и их сотрудники, применяя стимуляторы при ранениях в голову, также получили до некоторой степени положительный эффект. Недавно группа румынских авторов применяла тофранил (антидепрессант) при афазии с явлениями депрессии. Они отметили некоторое улучшение речи вместе с положительным влиянием лекарства на депрессию. Аналогичные данные получены в физиологических исследованиях Э. А. Асратяна и др. Эти факты позволяют думать, что функциональный компонент, включая и психогенный, участвует в формировании клинического синдрома. При разработке вопросов локализации необходимо учитывать, что наряду со специфичными для отдельного участка патологически измененного мозга особенностями нарушений этот участок может вызывать и общемозговые нарушения. К последним относится, в частности, повышенная истощаемость. Нередко нарушения психических процессов только и выступают на стадии истощения. Мы наблюдали больных, у которых пораженный анализатор находился в стадии значительной компенсации. Однако после некоторой нагрузки на него начинали отмечаться типичные проявления его недостаточности. Перегрузка (также и вследствие трудности задачи) при этом может обнаружиться в симптомах не только специфических для поврежденной области, но и в неспецифических (ухудшение самочувствия, головокружения, слабость и пр.). Такого рода истощаемость бывает выражена при различно локализованных поражениях неодинаково. Нарушение психики может выступать по-разному в разных условиях, при решении разных задач. Поэтому всякое психологическое исследование есть исследование конкретной деятельности в определенных условиях. Например, в целях выявления возможных нарушений письменной речи бывает нужно исследовать письмо под диктовку, у владевших до болезни не одним языком – письмо на разных языках, длительное письмо и пр. Только при применении правильно подобранных многообразных методик исследования может составиться общая правильная характеристика соответствующей деятельности в целом. В частности, следует иметь в виду, что в более сложной системе деятельности больше проявляются слабые стороны данной функции. При этом выявляется возможность более точной локализации очага поражения, отчасти его размеров и характера, открываются новые возможности вскрытия основных механизмов нарушения. Страдающий нерезко выраженным расстройством счета может правильно произвести отдельную арифметическую операцию, например, сложение двух чисел, но не быть в состоянии ее же выполнить, если она включена в более сложную арифметическую задачу. Отдельные операции тесно связаны с той сложной системой действия, в которую они включены. Иной раз внешнее сходство нарушений ошибочно принимается за тождество. Большое значение имеет психологическое исследование нарушений, в которых обозначается взаимоотношение различных очагов. Нами (М. С. Лебединский) в свое время был описан больной с поражениями в лобной и затылочной областях мозга. Ему было предложено посчитать 16 нарисованных квадратиков. Как и весьма многие исследованные нами и другими авторами больные с нарушениями восприятия пространственных отношений, он не может последовательно переходить в определенной системе от одного квадратика к другому, и это мешает ему правильно считать. Но он, как и другие больные с поражениями мозга в лобных областях, не в состоянии своевременно приостановить законченную операцию, и насчитывает здесь несколько десятков квадратиков. В этом явно находит выражение взаимодействие двух различно локализованных патологических очагов, возникает как бы модель взаимоотношения различных мозговых структур в норме. Поставленный на основании описанных явлений топический диагноз подтвердился посмертно. Нередко приходится встречаться с мнением, что изучение локальной патологии невозможно и нецелесообразно при наличии наряду с локальным очагом разлитого поражения мозга. Однако в ряде случаев у больных с такого рода поражениями представляется возможным выделить проявления локального и общемозгового генеза. Исследование, например, речи у ряда больных с болезнью Пика и болезнью Альцгеймера показало, какими своеобразными могут быть у них афатические расстройства (афазия – нарушение речи в результате органического поражения головного мозга в соответствующей области коры). Конечно, известную роль в этом своеобразии играет и самый характер поражения «речевой» зоны, но нельзя думать, что в этих нарушениях речи не играет существенной роли и влияние со стороны широко поврежденной коры. При болезни Пика на фоне нарушений речи, характерных для других форм моторной афазии, с более ограниченным, более локальным очагом поражения, с большим постоянством выступают, в частности, в речи так называемые «стоячие обороты», как об этом писали многие авторы (так называет Mayer-Gross и другие психиатры характерные для этих больных частые повторения одних и тех же фраз, выражений). Эти «стоячие обороты» представляют своеобразные фразы или комбинации слов, употребляемых иногда с известным смыслом, иногда бессмысленно. Такие проявления речевой патологии, можно думать, возникают под влиянием локального и общего нарушения мозговой динамики и представляют один из видов патологической инертности, наиболее резко выраженной при широко распространенных в мозговом веществе поражениях. У некоторых больных с разлитыми поражениями головного мозга приобретает весьма своеобразный характер амнестическая афазия. Они иногда не только теряют способность назвать предмет (расстройство речи, особо характерное и в относительно наиболее чистом виде выступающее при этой форме афазии), но обнаруживают при этом и потерю самого смысла называния. Они с трудом понимают, что значит назвать предмет, смешивают название с характеристикой предмета. Это их резко отличает от страдающих афазией при узколокальном поражении речевой зоны (С. А. Вайсбурд и Г. П. Платонова). Нельзя не отметить важность повторных психологических исследований, проводимых в соответствии с намечающимися в клинике изменениями состояния больных. Такие исследования должны неоднократно проводиться при нарастании нарушений, при снятии временных, преходящих изменений в пораженных участках, при снятии функциональных моментов, в процессе компенсирования, при наличии декомпенсации, в процессе восстановительного лечения. При этих исследованиях важно проследить соотношение нарушений на различных стадиях болезни, учитывая все стороны синдрома, все линии, по которым осуществляется его прогрессирование или регрессирование. Асимметрия полушарий. При разработке вопросов локализации психических функций нужно больше, чем это обычно делается, уделять внимания асимметрии полушарий. В связи с этим целесообразно рассмотреть некоторые относящиеся сюда вопросы. В свое время многие психиатры и невропатологи писали, что в отношении психики «подчиненное» полушарие является «немым», т. е., что при поражении этого полушария нарушение психики мало выражено. Но становится все более ясной неправильность этого положения. В последнее время ряд исследователей приходит к пересмотру идеи «доминантности» левого полушария, выдвигая вместо него понятие «функциональной асимметрии полушарий». Во всяком случае, доминантность может быть выражена избирательно. В отношении одних функций полушарие может быть доминирующим, не являясь таким для других. Конечно проблема латерализации полушарий (особых черт, присущих функции каждого из них), должна также изучаться во всем качественном своеобразии роли каждого из полушарий для различных процессов. Накопленный рядом авторов материал говорит о большой значимости «подчиненного» полушария для психики, о наличии известного распределения ролей полушарий, особенно у человека. Вопросы локализации, таким образом, должно ставить не только в отношении узко очерченных мозговых структур, но и в отношении более широких разделов мозга, включая сюда различия между полушариями. Следует учитывать, что черты патологии психики в ряде случаев, в частности при поражении правого полушария, углубляются, выступают более резко и по-иному, когда корковые нарушения осложняются подкорковыми. В такой комбинации мозговых поражений, вероятно, можно видеть ценный объект для изучения роли корково-подкорковых соотношений. Проблема латерализации тесно связана с вопросом о роли симметричных участков в коре головного мозга. Известно, что одновременное поражение симметричных участков полушарий значительно усиливает нарушение. Например, одновременное поражение в соответствующих разделах обеих височных долей резчайшим образом усиливает нарушение восприятия речи. В характере чувствительности, как это давно отмечалось у здоровых людей, также имеют место различия, зависящие от стороны тела (Fechner, Lombrozo и др.). Электрофизиологическая асимметрия установлена также рядом авторов. Вопросам асимметрии посвящен ряд работ Б. Г. Ананьева. Обращает на себя внимание большая частота анозогнозий (недооценка болезни, в частности, паралича) при поражениях именно правого полушария. В исследованиях, проведенных нами (М. С. Лебединский) совместно с С. И. Ротенбергом и А. Б. Роговер, можно было убедиться в том, что синдром анозогнозий, подробно нами описанный на основании экспериментально-психологического и клинического исследования, в различной степени, но почти постоянно, выражен при поражениях правого полушария и может считаться для них, пожалуй, столь же характерным синдромом, как афазия для поражений левого полушария. Позднее сходные с нашими данные о синдроме правополушарных поражений опубликовала С. В. Бабенкова. При поражениях правого полушария (здесь всюду имеются в виду правши) иногда возникают явления незамечания левой стороны тела, игнорирование ее, иногда своеобразное отталкивание от нее. Одни больные не выполняют инструкцию дотронуться правой (здоровой) рукой к левой стороне тела, другим очень трудно повернуть влево голову (после повторных просьб они это делают совершенно свободно). Именно при поражениях левой половины тела возникают ощущения нескольких конечностей (псевдополимелия Бехтерева – Останкова). Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были отмечены более частые нарушения сознания при ранении правого (по сравнению с левым) полушария (Д. Г. Шмелькин). При поражениях правого полушария относительно чаще наблюдаются нарушения эмоций (больше в виде эйфории). Нельзя не думать, что все виды функциональной асимметрии тесно связаны с локализацией речи, с процессом труда (Б. Г. Ананьев). Эти вопросы должны привлечь внимание исследователей. При исследовании вопросов локализации должны всегда различаться и сопоставляться поражения в правом и в левом полушария. | ![]() |
|||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
|