![]() | ||
Процессы психического развития Наследственность и психика. Общая психология изучает процесс нормального развития психики (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и др.) во взаимодействии врожденных особенностей и истории жизни. В этом процессе индивидуальный опыт не просто прибавляется к врожденным свойствам, как это понимают сторонники психоанализа, а врожденные элементы физиологической динамики реализуются и преобразуются во взаимодействии с окружающей действительностью. На этой основе возникают и развиваются все более сложные и все более обусловленные опытом прижизненные психические образования: знания, способности, навыки, умения, отношения (привязанности, вражда, интересы). Общественно и морально регулируемое поведение в процессе роста формируется и преобразуется на основе индивидуального опыта. Наследственные «задатки» различно развиваются в зависимости от внешних условий; внешние условия, меняясь, определяют сложный и меняющийся процесс развития. Чем выше организм по своему филогенетическому уровню, тем большую роль играют прижизненные условия, тем выше пластичность организма и тем богаче и разнообразнее может быть усвоенный при благоприятных условиях опыт. Наследственность представляет процесс передачи последующим поколениям сформированных в опыте прошлых поколений биологически закрепленных свойств организма, в том числе и нервной системы. Исследования последнего времени показали, что носителем и хранителем наследственности являются ядерные нуклеиновые кислоты. Особая роль здесь принадлежит дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислотам. Там, где имеет место половое размножение, каждый индивид является носителем наследственных влияний отца и матери. Как показывает опыт, отдельные свойства потом могут представлять смешение свойств родителей, может обнаруживаться доминирующее, т. е. господствующее свойство одного из родителей, может наследоваться в скрытой форме то или иное свойство, которое обнаруживается в последующих поколениях («рецессивное» свойство). Однако уже de Frees указал на возможность мутаций, иначе – изменений в свойствах потомков, обусловленных изменением наследственного начала, заложенного, по современным данным, в хромосомном аппарате. В современной генетике, т. е. учении о наследственности, большое значение придается наличию аномальных хромосомных комплексов. Galton принадлежат первые исследования «психической наследственности» или наследственной передачи психических свойств. Однако он совершенно не учитывал роли социально-педагогического фактора. Явившись основоположником антинаучной теории «евгеники», т. е. теории улучшения человеческого рода, он направил ее разработку в расово-биологическое русло. С одной стороны он недооценил роль социального фактора, с другой – дал пищу пропаганде реакционной идеи фатальной неизменной наследственности в противовес прогрессивным идеям формирования человека путем создания социально-педагогических условий его физического и культурного развития. Современная генетика разработала ряд методических приемов, которые позволяют пытаться изучать роль наследственности в отношении некоторых психических свойств. Сюда относятся изучение семейств с многочисленными поколениями, метод близнецов и др. Эти методы позволяют установить некоторые тенденции наследования темпераментов (Davenport), психических особенностей (Peters). Бесспорна, например, роль наследственности в происхождении болезни Дауна. Зависимость проявления наследственного фактора от ряда условий здесь, в частности, сказывается в том, что частота этого синдрома связана с возрастом матери. Когда ее возраст выше 35 лет, потомство значительно чаще страдает этой болезнью (Penrose, 1963). Из советских авторов психоневрологов роль наследственности освещали С. Н. Давиденков, Т. И. Юдин, М. С. Лебединский, А. Р. Лурия, И. И. Канаев. С. Н. Давиденков уже давно описал более ста аномалий нервно-психической сферы наследственного происхождения (1947). Материал, собранный по вопросу о патологической психической наследственности, особенно богат в связи с проблемами развития различных форм олигофрении и психопатии. Патология психического развития. В плане изучения патологии психического развития существенны три вопроса: 1) патологическое развитие личности и развитие личности в неблагоприятных условиях среды; 2) развитие нервно-психической болезни; 3) психические изменения в процессе развития соматической болезни. Изучение патологии развития психики опирается на ряд моментов: 1) фамильный анамнез и учение о наследственности, 2) пренатальные условия, психогигиена и психопрофилактика беременной матери, 3) индивидуальное развитие ребенка на разных возрастных этапах в связи с условиями обучения, воспитания, включения в труд, 4) прижизненные заболевания, их влияние на развитие организма и личности больного. Проблема фамильного анамнеза тесно связана с проблемой наследственной передачи свойств. Но вместе с тем надо отчетливо подчеркнуть, что на детях душевнобольных, психопатических и невротических родителей может отразиться не только (а не столько) неблагоприятная биологическая, но и «социальная» наследственность (Baldwin) вследствие влияния на ребенка атмосферы быта, взаимоотношений в семье. Нередко родители, страдающие нервно-психическими заболеваниями, отрицательно влияют на детей и делают их жертвами семейных конфликтов, драм, своей жестокости и других уродующих или патогенных влияний, подавляющих, перераздражающих и препятствующих нормальному развитию всех сторон личности. В литературе достаточно отмечалось особенно неблагоприятное влияние родителей-психопатов и невротиков (в частности истеричных). Ограничимся лишь приведением примера того, как атмосфера болезни в семье может стать источником болезненного состояния детей. В семье К. у матери
обнаруживаются явления вегетативно-сосудистой дистонии с тахикардией, болями в
области сердца, сердечной слабостью, эти расстройства осложнялись невротической
демонстрацией страхов. Мать очень опасалась за сердце дочери, оберегала ее,
ограничивала ее в движениях, в физкультуре и даже в чтении художественной
литературы, придерживаясь формулы: «любое перенапряжение может быть вредно и
даже опасно для сердца». Однако ее дочь развивалась вначале нормально и до 8-го
класса не обнаруживала каких-либо физических или психических уклонений. В 8-м
классе она заболела гриппом, после которого обнаружилась повышенная сердечная
возбудимость и возникло состояние, сходное с обычным состоянием матери.
Обследование не выявляло у девушки симптомов сердечно-сосудистого заболевания,
за исключением тахиритмии, возникающей при волнении. Болезнь не поддавалась
лечебному воздействию, несмотря на обильную и разнообразную физио- и
фармакотерапию, пока не была применена психотерапия. Здесь нет оснований
говорить о наследственности, но есть все основания говорить о психической
индукции страха сердечного заболевания, идущего от матери, которая не только
изнеживала, «но незаметно и глубоко примером своего поведения заражала» дочь
неврозом. Психическое недоразвитие. Роль неблагоприятной наследственности в возникновении некоторых нервно-психических нарушений известна. В настоящее время особенно расширились наши представления в области биохимической и ферментативной стороны наследственности при умственном недоразвитии. Современная генетика располагает данными о различных наследственно неблагоприятных условиях, обусловливающих несколько десятков форм нарушенного психического развития. Однако их клиническая характеристика, в смысле соотношения между психопатологическими, нейросоматическими и биохимическими особенностями, недостаточно разработана. Недостаточно полно выявлены психические особенности патогенетически разных форм. Задержка психического развития исследована больше в отношении общей степени умственного недоразвития, а специфические и типичные особенности его форм требуют еще дальнейшего психологического и психопатологического изучения. Один из видов аномального развития наблюдается тогда, когда отец и мать сами по себе здоровы, но имеют место несоответствие, «несовместимость» по группам крови или по резус-фактору между матерью и ребенком. В ряде случаев нарушение психического развития возникало при сифилисе, при токсоплазмозе, краснухе беременных. В основе наследственной
патологии развития могут лежать различные нарушения обмена. Так, с нарушением
липидного обмена связана наследственная амавротическая идиотия или болезнь
Тай-Сакса и близкая ей форма Шпильмейера – Фогта, фенил-кетонурическая олигофрения, обусловленная нарушением
фенилаланинового обмена. Болезнь Хеллевордена – Шпатца, медленно
прогрессирующая ригидность, возникает в связи с накоплением пигмента в бледном
шаре и черной субстанции. Существует также форма
расстройства психического развития, связанная с галактоземией. Не касаясь других форм,
можно отметить, что наследственная патология развития, по-видимому, играет еще
недостаточно известную роль и в патогенезе эпилепсии (так называемой
генуинной), шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Эти клинические
формы, являясь как бы вариантами патологического психического развития в его
существенной обусловленности эндогенными моментами, конечно, представляют с
этой стороны интерес и для общей и для медицинской психологии. Основные формы патологии психического развития. Основными формами патологического развития являются олигофрения и психопатия. Термином олигофрения объединяют разные формы наследственного, определенного пренатальными условиями и в раннем детстве возникшего нарушенного психического развития, в котором на первое место выступает задержка умственного развития. При этих видах
нарушений больше всего страдают наиболее сложные стороны интеллектуальной
деятельности; умственное и вообще нервно-психическое развитие замедлено.
Поэтому больной ребенок позже начинает ходить, говорить, позже приучается к
опрятности. Такими процессами, как чтение, письмо и счет ребенок овладевает с
особенно большим трудом. Но и здесь бросается в глаза разница между
автоматическими операциями и творчески комбинационными процессами.
Ребенок-олигофрен иногда по счетным способностям не уступает нормальным, но не
может решать самых элементарных арифметических задач. Это расхождение счетной и
математической способности отмечается иногда и у нормальных людей. Так
называемая «механическая» память при олигофрении может быть даже очень хорошей,
но логическое запоминание отсутствует или значительно отстает. Восприятие
элементарно и поверхностно. Смысловая сторона восприятия страдает. Мышление
примитивно. Дети не способны усвоить сложные комбинации, не способны к
содержательной абстракции и к пониманию переносного смысла. Воображение бедно и
бледно. Интересы элементарны и ограничены. (Вопросы о психических и
психопатических особенностях детей-олигофренов у нас хорошо разработаны (Г. Я.
Трошин, Г. Е. Сухарева, С. С. Мнухин, М. С. Певзнер и др.)). При всех формах недоразвития интеллекта обнаруживается недоразвитость и других сторон психической деятельности. Так, бывают недоразвиты произвольное внимание, более сложные и тонкие эмоции. Волевые акты и основанные на них действия имеют ситуационный характер, лишены большой внутренней переработки и перспективы. В целом задержка психического развития заключается в перевесе элементарно-автоматического над творческим, в бедности и ограниченности психики. При этом обнаруживаются различия в развитии и тонусе различных систем психической и невросо-матической деятельности. На практике установлены три степени психического недоразвития. Самая тяжелая – идиотия, средняя – имбецильность и более легкая – дебильность. Страдающие идиотией не овладевают речью, тем более – счетом и письмом, иногда не ходят или плохо ходят, бывают неопрятны мочой и калом. Идиотами признают подростков или взрослых с умственным развитием, соответствующим развитию здоровых детей до 3 лет. Имбецилы говорят, хотя речевой запас их беден, в их речи имеются лишь конкретные обозначения отдельных предметов. Они овладевают конкретным счетом в пределах двух десятков; двигательная сфера у них может быть близкой к норме, они могут быть приучены к опрятности и к элементарнейшим формам труда. Взрослые люди, если уровень их умственного развития соответствует развитию детей от 3 до 8 лет, практически относятся к имбецилам. Дебилы могут научиться читать, писать и считать даже в пределах сотен и тысяч, но усвоить программы средней школы не могут. Для их обучения создаются вспомогательные школы. Они могут хорошо овладевать несложными ремеслами. Взрослые дебилы, по умственному развитию соответствуют нормальным детям восьми лет с небольшим. Принятое деление по степеням развития интеллекта, во-первых, в известной мере представляется односторонне количественным, во-вторых, не предусматривает переходов, существующих между формами. Кроме того, сопоставление взрослого олигофрена со здоровым ребенком может быть принято лишь весьма условно. Не останавливаясь на клинической характеристике групп умственно недоразвитых, отметим лишь важное с точки зрения не только проблемы психического развития, но и в смысле соотношения мозга и психики, организма и психики положение о том, что задержка процесса психического развития может быть связана с различными причинами, нарушающими строение и функции мозга. Так, известна, например, нервно-кожно-диспластическая («туберозный склероз»), нейроангиоматозная, нервно-костная умственная недостаточность. О нейроинкреторной уже упоминалось. Травма, инфекция и интоксикация, поражая в разной степени и в разных формах структуру и функции мозга, могут также являться причиной нарушений психического развития. Помимо критерия уровня развития, для деления олигофрении и других форм психического недоразвития на группы используется еще признак вялости (или торпидности) и возбудимости. Отмечено, что не существует полного параллелизма между моторикой и интеллектом. Наблюдаются подвижные и двигательно ловкие олигофрены, вместе с тем описана «моторная дебильность» (Dupré, Heller), характеризуемая отставанием развития моторики при относительно удовлетворительном развитии интеллекта. Вопросы особенностей моторики в связи с психикой освещались у нас в работах Л. Ю. Квинта, М. О. Гуревича, Н. И. Озерецкого и М. С. Лебединского. Олигофрению следует отличать от патологии развития, вызванной органическим поражением мозга, возникшим хотя и в детском, но относительно более позднем возрасте. При таких поражениях головного мозга задержка развития психики соединяется с регрессом или патологическим изменением уже сложившихся психических процессов и функций. Очень важно различать олигофрению от временных задержек развития под влиянием различных причин, временно создающих неблагоприятные условия развития (соматическая болезнь, особо неблагоприятные социальные условия и пр.). Не всегда нарушения психического развития связаны с первичным поражением мозга. Кретинизм или микседема, т. е. заболевание, связанное с недостаточностью щитовидной железы, является наиболее ярким примером эндокринно обусловленного недоразвития психики. Соматические заболевания, ослабляющие и истощающие, могут вызвать временное отставание ребенка в развитии. При устранении соматических причин такой ребенок обычно наверстывает упущенное. Отставание психического развития может иметь причиной нарушения в отдельных анализаторах. Слепые, глухие и тугоухие дети только в результате специального обучения могут интеллектуально догнать своих здоровых сверстников. Замечательные успехи педагогического процесса у слепо-глухих детей у нас были достигнуты И. А. Соколянским и другими специалистами педагогами. От олигофрении как врожденного или в раннем возрасте обусловленного отставания психического развития отличаются также задержки развития отдельных функциональных систем. Сюда, прежде всего, надо отнести алалию, т. е. врожденную задержку развития речи. Конечно, нарушение столь важной системы, как речь, не может не отражаться в той или иной мере и на общем развитии психики. Можно указать и на алексию, которая в некоторых случаях имеет и наследственные источники. Нужно учесть, что местный очаг поражения может задерживать общее развитие также в силу его влияния на общую мозговую динамику, так же и вследствие образования неблагоприятных условий отражения действительности, характера общения с внешним миром, отношения больного к дефекту. При всех обстоятельствах врач, психолог и педагог должны, во-первых, отличать болезненно обусловленное общее недоразвитие психики от недоразвития той или иной из ее отдельных систем или от временной задержки развития; во-вторых, необходимо как можно раньше начинать и как можно систематичнее и настойчивее проводить обучение, какова бы ни была степень выраженности нарушения. Другая форма патологического развития – психопатия – многократно и многообразно описывалась в психиатрии. К вопросу о психопатии в свое время подошел Morel с его учением о дегенерации, т. е. прогрессирующем ухудшении свойств нервной системы, начиная с психической неуравновешенности, которая особенно характеризовала «дегенератов». Но эта теория имеет лишь историческое значение. Термин и понятие психопатии связаны с именем И. М. Балинского и В. X. Кандинского. Аналогичные картины описывал Koch под названием психопатической неполноценности. Главное в понятии психопатии относится к особенностям личности психопата. Прежде всего, психопатия определяется как врожденно обусловленная аномалия психического развития, т. е. аномалия, вызываемая не внешними или соматическими причинами, а какими-то еще конкретно недостаточно ясными особенностями мозга и его динамики. Хотя ряд авторов справедливо указывал на то, что патологическое развитие психопата является результатом комбинации врожденных условий и неблагоприятных прижизненных влияний, но наиболее убедительной и поучительной формой является та, в которой патологическая личность формируется вопреки благоприятным внешним условиям воспитания. Личность психопата обычно характеризуется нервно-психической диспропорцией или дисгармонией, чрезмерно выраженной гипертрофией одних черт характера и недоразвитием других. Так, импульсивный психопат характеризуется чрезмерной возбудимостью при недостаточности самоконтроля. «Неустойчивые» психопаты, «инстабли» характеризуются частыми немотивированными колебаниями настроения, которые при недостатке контроля сказываются в неустойчивости всего поведения. Здесь патология проявляется недоразвитием определенных черт. Это аффективно лабильные, неустойчивые люди, часто легко подпадающие под посторонние влияния, лишенные в своем поведении прочной доминанты. В других случаях, например, у гипертимных или депрессивных психопатов, развитие нарушается наличием таких черт, которые нельзя рассматривать как гипертрофию или недоразвитие, но которые представляют стойкие нарушения психического тонуса, препятствующие нормальному формированию личности. Наконец, в третьей группе психопатов выступают на первое место такие черты, которые можно признать психопатическими, если условия развития были нормальными, но которые также могут быть и результатом травмирующих и уродующих психику внешних влияний. В последнем случае мы рассматриваем их как невротическое развитие, т. е. как болезненное развитие, обусловленное не врожденными свойствами, а в основном прижизненными неблагоприятными влияниями. Примером могут служить «неуверенные в себе», «боязливые» и «ищущие признания». Как показывает опыт, первые два свойства характерны не только для психопатов, но и для страдающих неврозами типа психастении, третье свойство характерно для истерии. Следует упомянуть о нарушении развития по типу невротического развития в связи с состояниями так называемой депривации, которые привлекают в настоящее время внимание многих психологов и врачей. Авторы монографий, посвященных этим вопросам (Langmeyer, Matejeck), определяют депривацию как состояние, при котором взрослый или ребенок лишен возможности удовлетворения жизненно важных психических потребностей. Надо, наконец, заметить, что неправильное воспитание может, не вызывая болезни, сформировать подобные черты характера (воспитание подавляющее или изнеживающее). Однако о патологии характера можно говорить не только по степени выраженности указанных свойств личности, но и по степени неподатливости убеждению, перевоспитанию или корригирующему воздействию. Обе указанные основные формы патологического психического развития, психопатическое и невротическое, являются непосредственным результатом патологического изменения динамики мозговых процессов. Соматические болезни ребенка и психическое развитие. Всякая болезнь, особенно в детском возрасте, значительно изменяет реактивность, возбудимость и тормозимость процессов нервной деятельности. Резко изменяет болезнь впечатлительность ребенка. При вызванных болезнью ограничениях движений может даже обнаруживаться компенсаторное усиленное интеллектуальное развитие. Впечатлительность и астеническая возбудимость при неблагоприятных условиях развития превращаются в капризность или осложняются ею. Важную задачу представляет поддержка бодрости и формирование самообладания у больного ребенка. Особую область медико-психологических проблем развития представляют те, которые относятся к детям, перенесшим увечья, детям-рецепторопатам (глухие, слепые), в отношении которых возникают не только психо-физиологические проблемы компенсации одного дефекта, но и психолого-педагогическая задача предотвращения или преодоления ими чувства неполноценности и связанного с этим патологического формирования характера. В связи с болезненным изменением впечатлительности и реактивности ребенка встает задача правильного подхода к нему, ухода за ним, обеспечения правильного режима и проведения лечебных процедур. Здесь воспитание ребенка осложняется иногда величайшими трудностями, в преодолении которых врач оказывается тем более полезен, чем выше его психолого-педагогическая подготовка. Практика восстановительной и образовательной работы, которая здесь должна в максимальной степени опираться на учет особенностей психики ребенка, представляет самостоятельную область знаний, недочеты в этой области в огромной степени зависят от недостаточной психологической грамотности обслуживающего ребенка медицинского и педагогического персонала. Процесс психической инволюции. Обратную сторону процесса развития представляет возрастной регресс – инволюция. Этот регресс обнаруживается в общей, частичной или в системной форме. Одну из форм или стадий общего регресса представляет климакс, выраженный более у женщин, хотя он обнаруживается в ряде случаев и у мужчин. Проявляясь, прежде всего, изменением функции половых желез, климакс сопровождается изменением тонуса вегетативной нервной системы и, что наиболее интересно с медико-психологической точки зрения, взаимно усиливающим сочетанием эмоциональной лабильности и переживания увядания. При этом не наблюдается заметного интеллектуального регресса. Нормально протекающий соматический климакс не сопровождается заметными изменениями в психике. В пожилом и старческом возрасте явления регресса характеризуются снижением в различной степени работоспособности, ухудшением памяти, нарастанием эмоциональной лабильности и раздражительной слабости, затруднением в запоминании и «схватывании» нового. Существуют поражения мозга, при которых в старческом возрасте возникает особая форма регресса психики – старческое слабоумие. Естественно, возникает вопрос, какую роль в старческой инволюции играет психогенный момент. Эта сторона достаточно не исследована, но, несомненно, снижение работоспособности, памяти, способности усвоения, переживаемые как возрастной и притом нарастающий дефект, вызывает чувство неполноценности, раздражения, неуверенность, тревогу и депрессивное настроение. Возрастная инволюция представляет существенный материал для проблемы «мозг и психика». Структурная инволюция мозга – атрофические процессы в нем, характеризуясь снижением его функциональных свойств, сопровождаются реакцией личности на это снижение, а также на изменения жизненной ситуации. Психиатрия знает о возможности не общей, а системной атрофии мозга, сопровождающейся преимущественно своеобразным изменением мышления и памяти, что обнаруживается при таких заболеваниях, как болезнь Пика и болезнь Альцгеймера, которые давно известны с клинико-описательной и патогистологической стороны. Более глубокое изучение этих заболеваний составляет задачу дальнейших исследований. Психика соматически больного и выздоравливающего. Еще почти совершенно не изучена психическая сторона в развитии всякого соматического заболевания. Как известно, обычно заболевание начинается со стадии «предвестников». В ряде случаев эти предвестники отчетливо проявляются в психических и соматопсихических симптомах. В сущности стадия предвестников – это начальная стадия болезни. Так, в начальной фазе сыпного тифа обнаруживается головная боль и боль в пояснице. Ряд инфекционных заболеваний начинается с чувства общего недомогания, разбитости, инактивности. Начало заболевания у детей нередко обнаруживается утратой аппетита, капризностью или вялостью. Это все непосредственные психические проявления соматического заболевания, симптомы или индикаторы болезни. С психологической точки зрения особенно важной фазой каждого заболевания является момент осознания больным болезни и реакция на нее. Осознание болезни как мимолетного эпизода, конечно, не имеет значения, но восприятие ее как угрозы страданий, перспективы инвалидности или смертельного исхода вызывает тревогу или резкую депрессию. Отчаяние и безнадежность, тревога и приступы страха влекут за собой резкое ухудшение трофики и защитной способности организма. Пессимизм, переживание безнадежности может приводить к пренебрежению лечебными назначениями или к ипохондрическому состоянию. Тревожно-депрессивно-ипохондрическое состояние может проявляться в известных социальных условиях и безудержным «прожиганием» жизни, может, наконец, привести к отчаянию и даже к самоубийству. Не всегда ясны здесь пути целесообразного воздействия врача на личность, но несомненно, что умелое психотерапевтическое вмешательство врача, правильно оценившего состояние психики больного, оказывает существенную помощь сомато-терапевтическим мероприятиям. При всех степенях упорства и длительности заболевания, особенно при стойком дефекте, необходимо мужество, моральная стойкость больного, чтобы при сознании тяжести болезни или непоправимости дефекта найти в себе силы для борьбы с ним и для возможной реадаптации. Выздоровление также представляет процесс, который нередко требует от больного выдержки в следовании назначениям врача и предписанного режима. Как в борьбе с болезнью, так и в процессе выздоровления, особенно если оно протекает длительно и с колебаниями, явственно сказываются особенности характера больного, его боязливость, мнительность или, наоборот, самообладание, стойкость и другие морально-волевые качества, которые, однако, могут быть и изменены болезнью. Даже там, где болезнь кажется стабильной, происходит, на самом деле, процесс ее развития, который меняет отношение больного к болезни, вызывает приспособление, примирение, разочарование, отчаяние или надежду и уверенность. Стабильная болезнь – это испытание физических сил, моральной выносливости и оптимизма больного. На всех фазах развития любой болезни роль личности больного и психотерапевтическое влияние врача имеют очень большое значение для исхода заболевания. С психологической стороны проблема развития болезни должна изучаться в разнообразных планах. Для диагностики этого развития необходим выбор соответствующих экспериментально-психологических методов исследования. Методы диагностики. Конечно, само психическое развитие представляется многосторонним, так как развиваются все стороны психики и в каждой из них могут быть обнаружены нарушения. Здесь, однако, условно разделяют две главные группы свойств: свойства интеллекта и одаренности и свойства характера и моральный облик личности. В большей степени разрабатывались до сих пор методы диагностики нарушений интеллекта. Наиболее широкое применение получила система тестов Binet – Simon, исходящая из положения, что в процессе нормального развития человек становится способным разрешать все более сложные и многообразные задачи. Поэтому решение задач, по сложности соответствующих тому или иному паспортному возрасту, опережение или отставание от паспортного возраста является для Binet показателем нормального умственного развития, ускоренного развития или патологической задержки развития. Так как предложенные Binet тесты соответствуют, как он полагал, годам по возрасту, уровень психического развития определяется по тестам того возраста, решение которых доступно для испытуемого. В системе Binet – Simon умственное развитие или умственный возраст (IQ) определяется по числу решенных задач, в процентах к паспортному возрасту. По каждой такой задаче выводится балл, который складывается с баллами, выведенными по другим задачам. Суммарный балл по статистически установленным нормам относится к среднему возрастному баллу. Если, например, по данным исследования интеллект, умственные способности ребенка – такие, как при таком же исследовании у детей 6 лет, а ему фактически исполнилось 10 лет, коэффициент интеллекта (IQ) у него определяется – 60%. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении. После некоторого увлечения тестами Binet психологи стали ясно понимать, что если условия жизни, воспитания, обучения детей благоприятны, то умственное развитие протекает быстрее, что темп развития не равнозначен одаренности, что он у разных лиц, в разных возрастах, в разных условиях протекает различно, что существуют разные структуры или типы умственного развития, что, наконец, одаренность, развитие и успешность – понятия не совпадающие. Отсюда, естественно, вытекает ряд ограничений диагностической значимости тестов. Игнорирование этого в капиталистических странах позволило использовать в ряде случаев практику тестирования с реакционно-классовыми целями для преимущественного зачисления в школу детей обеспеченных родителей, так как у этих детей без поправки на имущественную обеспеченность показатели тестирования оказываются, как правило, лучшими, нежели даже у ряда одаренных детей мало обеспеченных родителей. Система тестов была подвергнута критике не только в СССР, но и за рубежом (Simon 1958, и др.). Широкое распространение также приобрела за рубежом система тестов Wechsler (1937) с вариантами для взрослых и детей. Система Wechsler, по его словам, является испытанием не интеллекта, а личности в целом. Задачи большей частью заимствованы Wechsler из других систем тестов. В его систему входят 6 словесных и 5 тестов практического действия. Первые 6 заключаются в испытаниях: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) воспроизведения чисел, 4) решения арифметических задач, 5) установления сходства, 6) определения 42 слов. Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями, 2) установление последовательности картин, 3) складывание рисунков из частей, 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу, 5) шифровку чисел согласно коду в течение 90 секунд. В результате тестирования составляется график, подобный предложенному в свое время у нас психологическому профилю Г. И. Россолимо. В методике Wechsler сделана также попытка показать особенности профиля личности в связи с особенностями психического заболевания. Данные о применении тестов Wechsler собраны на большом статистическом материале и тщательно разработаны, но принципиальные возражения, которые выдвигаются против системы тестов, и здесь остаются в силе. Если тесты Wechsler представляют, по его утверждению, испытания умственного развития и испытания особенностей личности, то это лишь отчасти верно, поскольку личность проявляется при всяких испытаниях. Однако эти тесты характеризуют личность лишь с ее интеллектуальной стороны. Попытка охарактеризовать личность дана и в тестах Rorschach, и в проективных тестах. Хотя тесты Rorschach – нахождение смысла в чернильных цветных или черных пятнах – получили за рубежом широкое распространение и основаны на связи наших восприятий с нашими интересами и переживаниями, однако методическая сторона их недостаточно разработана. Теоретически они опираются по большей части на концепцию психоанализа, практическая значимость их справедливо подвергается сомнениям. Можно еще упомянуть о шкале социальной зрелости Wineland, которая действия исследуемого рассматривает как показатели его социальной зрелости. Она содержит 117 испытаний, распределенных по возрастам от нескольких месяцев до 25 лет. Испытания разнообразны: от элементарной способности держать голову прямо, схватывать объекты, ходить до сложной деятельности – способности к обобщению и творческому труду. Не имея в виду дать характеристику всех предложенных приемов диагностики психического развития, отметим наметившуюся тенденцию отхода от попыток общего и абстрактного определения ступеней развития и растущее признание роли социальных условий для развития. Бесспорно, вместе с тем, что задача экономных, рациональных методов определения уровня психического развития в норме и патологии является теоретически и практически очень важной. Хотя принцип индивидуализации исследования остается незыблемым и всякая стандартизация исследования неизбежно вызывает справедливую критику, однако необходимость быстрой ориентировки в психическом развитии испытуемого при современном уровне статистически-математических методов, в частности вероятностного метода, требует не огульного отказа, а разумного, продуманного подхода к дальнейшей творческой разработке и критической проверке приемов измерения уровня психического развития. Этот вопрос является проблемой сегодняшнего дня. | ![]() |
|
![]() | ||
![]() | ||
|