![]() | ||
Понятие личности и его
значение для медицины. Природа личности. Человек в отличие от животного является личностью. Невозможно поэтому рассматривать человека, его поведение, его деятельность без учета его личности. Проблемой личности занимается ряд наук: философских, общественно-исторических, юридических, педагогических, а также психология и психопатология. Человек, являясь организмом и личностью, представляет сложнейший синтетический результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Когда говорят о каком-либо человеке, то обычно думают о его психологическом облике, о степени его сознательности. Диалектико-материалистическое признание активности сознания является утверждением активной роли личности. Прежде чем коснуться некоторых специальных вопросов, сформулируем понимание личности в советской психологии. Личность общественно обусловлена, поэтому изучение личности предполагает знание общественных условий ее развития. Личность является продуктом ее жизненной, т. е. общественной практики и развития организма в условиях этой практики. Личность – это человек не только как объект, но и как субъект сознательной деятельности. Личность – это человек в целом, как сознательный общественный индивид, а не одна из сторон или психических свойств человека. Научное познание, объяснение личности, воздействие на нее и руководство ею возможны лишь на основе указанных принципов. Исследование истории жизни и анализ педагогического опыта убедительно показывают зависимость свойств человека от условий жизни и воспитания. Это, конечно, никак не снимает вопроса о дальнейшем изучении роли в формировании личности наследственно-биологического момента. Огромная литература по психологии личности за рубежом, главным образом в ведущих капиталистических странах, освещает проблему личности существенно иначе, чем советская наука. Эта проблема поэтому является ареной острой идеологической и методологической борьбы. Литература капиталистических стран, касаясь проблемы личности, чаще всего приспособляет решение ее к господствующим идеологическим тенденциям своего общества. Подавляющее большинство авторов стоит здесь на идеалистических или эклектических, эмпирических позициях. Из чрезвычайно многочисленных попыток эмпирического освещения проблемы за рубежом укажем на работу Allport (1937), компетентного автора, являющегося для многих зарубежных ученых до сих пор лидером в этом вопросе. Приводя 49 эмпирических определений личности, автор дает свое, 50-е: «Личность это организованная система, функционирующая как целое или единство навыков, предрасположений и чувств, которые характеризуют какого-либо члена группы, как отличающегося от других членов группы». Нельзя не увидеть, что это определение формально, что конкретное, индивидуально- и общественно-историческое понимание в этой формуле автора отсутствует. Такое определение может, в основном, подойти для любого стадного животного; специально человеческие черты, и, прежде всего сознание, в нем отсутствуют. Особенно сказывается на учении о развитии личности в работах ряда зарубежных ученых неправильное и недостаточное понимание взаимоотношения социального и биологического в человеке, преобладание одностороннего конституционально-биологического понимания личности, проявления расизма. Многими авторами развитие рассматривается с ложных автогенетических позиций как выявление зародышевых склонностей или как созревание (Stern, Kretschmer и др.). Наиболее односторонне и неправильно освещается проблема личности в психоанализе Фрейда. Человеком, по Фрейду, управляют влечения: влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению. Влечение к смерти в его работах конца 10-х годов настоящего века им признано как определяющее. Это подлинная движущая, по Фрейду, сила, а все остальное (обстоятельства и условия жизни) представляет лишь внешние моменты, которые учитываются организмом в его влечении к половой цели (наслаждение) или к покою (смерть). Личность, по Фрейду, состоит из трех систем: «оно», «я» и «сверх-я». «Оно» представляет врожденную, инстинктивную, бессознательную основу личности, фонд психической энергии, источник силы двух других систем, «истинную психическую реальность», поскольку «оно» отражает внутренний мир субъекта, не зная объективной реальности. Основа личности здесь – биологическое образование, не развивающееся, чуждое действительности, разуму. «Я» представляет промежуточную инстанцию, сочетающую объективный опыт и влечения субъекта, контролирующую все частные психические процессы. «Сверх-я» или «идеал я» представляет, по Фрейду, усвоенные «я» с детства традиционные ценности и общественные идеалы, передаваемые ребенку его родителями, воспитателями, средой. Неприемлемость позиции Фрейда вскрылась, как уже указывалось, не только критикой ее извне, но и внутренним взрывом этой теории, начиная от старых, отпавших от Фрейда учеников (Jung, Adler, Rank), и кончая так называемыми неофрейдистами (Sallivan, Fromm, Ghorney), хотя позиции всех этих авторов в конечном итоге мало ушли от позиций Фрейда. Неофрейдисты противопоставили фатально-инстинктивной обусловленности развития по Фрейду попытки объяснить его культурными условиями. Однако, оставаясь на позиции индивидуально-психологического объяснения социальных явлений, они не смогли разрешить правильно вопроса о социальной природе человека и, пользуясь в остальном системой понятий Фрейда, оказались реально его последователями и продолжателями. В последнее время значительное распространение в капиталистических странах Запада приобрел экзистенциализм, среди многочисленных последователей которого много крупных психиатров и психотерапевтов современности (Jaspers, Binswanger, M. Bleuler, Gebsattel, Frankl). Введя в план философского рассмотрения понятия существования («экзистенции»), экзистенциализм признает первичность существования и вторичность сущности. Под существованием здесь понимается неосознанное внутреннее «бытие человека», якобы независимое от объективного мира. Специфическим для существования человека является, согласно экзистенциализму, самосознание – идея, специфичным же для человека как личности является духовность, свобода и ответственность. Для диалектического материализма существование – это бытие, развитие, в котором каждый предмет, «кусок материи», приобретает определенные изменяющиеся конкретные формы. Зародыш превращается в младенца, который, развиваясь, становится личностью. Не предсуществующая сущность проявляется в существовании, как учит метафизика конституционализма, и не существование создает сущность, как учит экзистенциализм, а в истории существования формируется объект и субъект с его сущностью. Для диалектического материализма то, что в мистифицированном виде называется духовностью, возникает у человека в процессе развития как идейность и является выраженной в человеке идеологией общества, класса (в классовом обществе). Коренная ошибка теории персонализма, создателем которой является крупный психолог и философ Stern, также заключается в том, что личность рассматривается не как продукт сложного общественно-исторического развития. Личность для персоналистов – это первичная сущность. Они отвергают причинное материалистическое и историческое ее понимание. Личность представляет в концепции персонализма единое целое, как это объявляется не только персонализмом, но и холизмом (Smuth) и гештальтизмом (Köhler, Koffka, Wertheimer). Физиология высшей нервной деятельности также утверждает целостность в работе мозга. Не принцип целостности отличает идеалистическую метафизику от материалистической диалектики в этом вопросе, а иное понимание природы этого целого, иное разрешение проблемы целого и частей, иное понимание сущности и законов развития этого целого. Структура личности. В вопросе о целом и частях в проблеме личности
большое распространение получили учения о структуре личности (Schultz, Klages, Kan, Goffman, Braun и
др.). Особенно это относится к представлениям о послойной структуре личности (Фрейд и многие другие). При этом внешним поверхностным слоем личности считались характер и идеалы, средним – темперамент и эмоции, самым глубоким – «глубинные» инстинктивные влечения. Конечно, такое понимание структуры личности было и механическим и метафизическим. Другое представление связано несколько иначе с вопросом об основных компонентах личности. Известный американский психолог Cattel в своей большой работе «Личность» (1950) указывает на следующие три аспекта личности: а) интересы, б) способности, в) темперамент. Эти аспекты существенны, хотя и не полностью освещают содержание личности. С. Л. Рубинштейн (1946), исходя из историко-материалистических позиций, рассматривает личность в трех сходных планах: 1) направленность (установка, интересы, потребности), 2) способности, 3) темперамент и характер. Проблема личности в советской психологии. Советские психологи (А. Г. Ковалев, В. И. Колбановский, К. И. Корнилов, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн) считают, что лишь рассмотрение единой в ее историко-материалистической обусловленности личности, понимание личности как единства обеспечивает раскрытие внутренней связи ее структурных компонентов. Рассматривая личность, мы характеризуем ее всесторонне: 1) ее отношения, 2) уровень, 3) психическую динамику и 4) структурные особенности. Вместе с тем, в изучении личности как прижизненного образования должен в полной мере учитываться и возрастной фактор. В процессе развития психической деятельности реализуется и формируется многообразие отношений человека к действительности. Отношения человека различны соответственно сторонам действительности, процессам деятельности. Психические отношения человека это его избирательные связи с различными сторонами действительности. И. П. Павлов писал, что временные связи и есть психические отношения. Отношения человека сознательны в отличие от животных, по поводу которых Маркс и Энгельс писали: «...животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, 1955, стр. 29). Отношения человека – симпатии и антипатии, интересы и потребности, оценки и идеалы определяют его поведение. Реакция на различные обстоятельства жизни обусловлена не только их объективным значением, но и личным, субъективным отношением к ним человека. Различная направленность человека, проявляющаяся в потребностях, интересах, установках, идеалах, представляет избирательность его деятельности и поведения. С вопросом об отношениях человека связан вопрос о движущих силах личности, выражающихся в целях и задачах, которые ставит себе личность. Возникает вопрос об уровне задач и целей, ради которых человек живет и борется – руководит ли им социальный идеал блага и освобождения трудящихся или личного преуспевания, или человек не ставит себе отдаленных задач и целей, стремится справиться только с подавляющими его повседневными заботами, или, наконец, у человека доминируют влечения, которые имеются и у животных – пищевые, половые. Для характеристики развития личности важен характер преобладающих ее отношений, меняющихся соответственно степени или уровню развития. Низшему уровню соответствует примитивный витальный, ситуативно обусловленный характер отношений – влечений, среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета. Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений – убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов (В. Н. Мясищев, 1960). В характеристике отношений личности наиболее существенны: 1) указанные уровни отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный; 2) сравнительная роль общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми, 3) избирательно-положительный или отрицательный характер отношений к тем или иным объектам, к той или иной форме деятельности. Ансамбль отношений в психике человека представляет систему, которая образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания. Как объекты окружающей действительности имеют разную значимость для человека, так и отношения представляют иерархию господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но постоянно определяющую роль играют взаимоотношения между людьми, обусловленные структурой общества, т. е. в окончательном итоге лежащие в его основе общественно-производственные отношения и конкретные условия развития человека. Как воспитываются отдельные условные рефлексы, так воспитанием формируются и сложные формы поведения и деятельности. Отношения воспитываются в условиях общения и общественной практики человека. Развитие личности характеризуется не только уровнем отношений, но и уровнем ее функциональных возможностей, ее интеллекта и способностей. Сюда же относятся и такие мало освещенные в научном плане свойства личности, как ее сложность, тонкость, дифференцированность. Важной стороной характеристики личности является динамика ее реакций. Она соответствует тому, что называется в психологии темпераментом, и с физиологической стороны было освещено И. П. Павловым как тип высшей нервной деятельности. Следует подчеркнуть, что: 1) темперамент проявляется во всех сторонах личности, в том числе и в ее интеллектуальной и идейной жизни; 2) темперамент обнаруживается лишь в области активных отношений личности; 3) темперамент может меняться под влиянием жизненных условий; 4) темперамент неразрывно связан с особенностями эмоциональности человека. Единство и взаимосвязь основных сторон личности характеризуют структуру личности. Сюда относятся: гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т. е. соотношение различных свойств психики друг с другом. Все это чаще всего называют структурно-характерологическими особенностями личности. Эти особенности личности имеют важное значение для понимания таких волевых и моральных свойств, как устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, принципиальность, честность и им противоположные отрицательные качества. В этих свойствах как в едином узле связываются доминирующие отношения человека, уровень его развития в целом и в отдельных сторонах, способ реализации его отношений и динамика темперамента. Единство в структуре личности, с одной стороны, идеального и материального, с другой – общественного и индивидуального возникает в процессе исторического ее развития. Формирование человека в социальной среде определяет способы его действия, реакций и переживаний, соответствующие этой среде. Социальное извне, из условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние свойства: потребности, привычки, требования личности к себе и к окружающим. Только теория, правильно объясняющая природу общества и общественных явлений, может правильно осветить проблему развития личности. Знание свойств личности велико для медицинской психологии, так как возникновение и преодоление ряда трудностей жизни, возникновение многих болезней и их излечение связаны со свойствами личности. Личность и болезнь. Понятие болезни в различных планах связано с проблемой личности. Это может быть: 1) болезненное изменение личности в процессе болезни; 2) деградация и распад личности в результате болезни; 3) патологическое развитие личности; 4) патологическая реакция личности на обстоятельства жизни, в частности, на свою болезнь; 5) роль личности в этиологии и патогенезе болезни. Душевная болезнь есть болезнь личности – это совершенно ясно осознали и показали С. С. Корсаков и В. М. Бехтерев (1919). Коснемся лишь некоторых сторон этого большого и сложного вопроса. При психическом заболевании изменения личности чаще всего представляют проявление и следствие болезни мозга. Чем тяжелее болезненное состояние и болезненный процесс, тем больше изменяется, деградирует, «распадается» личность человека. Таков, например, распад личности при прогрессивном параличе, как тяжелейшем хроническом воспалительном и дегенеративно-атрофическом процессе мозга, вызываемом сифилитической инфекцией. Однако в некоторых случаях психоз возникает вследствие психических травм, т. е. тяжелых патогенных переживаний. Типичным примером этого является психогенная депрессия – угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и переживаниями. Неврозы – истерия, неврастения, психастения, также вызываются тяжелыми острыми или длительно действующими травмирующими психику обстоятельствами и переживаниями. Податливость личности при психических, особенно психогенных, заболеваниях патогенному действию или, наоборот, выносливость и стойкость зависят и от морально-волевых качеств, играющих существенную роль в возникновении заболевания и в борьбе с ним. Не зависят от личности, определяются внутрисоматическими, обычно неизвестными условиями эндогенные психические заболевания. К ним относится циклофрения или маниакально-депрессивный психоз, заключающийся в различном соотношении и чередовании состояний возбуждения и угнетения. Установлена связь этого психоза с особым темпераментом (циклотимическим) и типом телосложения – чаще пикническим, с изменениями обмена веществ, нарушенной диэнцефальной динамикой мозговой деятельности. Хотя отчетливого психогенного характера эта болезнь не имеет, но категорически нельзя исключить роль в ее развитии суммации отдельных эмоциональных переживаний и связанных с ними изменений био- и психодинамики. Тяжелое заболевание – шизофрения – представляет сложное соотношение сомато-неврогенного и, возможно, в какой-то мере психогенного моментов. Со времени работ Кречмера в клинике возникли понятия шизотимии как варианта нормального характера и шизоида как психопата. Правомерность этих понятий вызывает у многих сомнения. Позже возникло понятие шизоидизации. Под шизоидизацией подразумеваются наступающие под влиянием жизненных условий и переживаний изменения личности и характера, в некотором отношении напоминающие особенности, свойственные шизофреникам. И в эндогенных, и в психогенных заболеваниях, таким образом, играют роль особенности личности. Все изложенное указывает не только на диагностическое, терапевтическое и патогенетическое значение исследования личности при нервно-психических заболеваниях, но и на необходимость разработки учения о личности для построения подлинно научной теории этих заболеваний. Психопатологические изменения, особенно тесно связанные с проблемой личности, представляют состояния так называемой деперсонализации. Явления психической деперсонализации заключаются в том, что личность сознает себя или отдельные стороны своей деятельности и личности иными, не такими, какими они были прежде, а измененными. Иногда обнаруживается трудно представляемое здоровым уже упоминавшееся «раздвоение личности» или «двойная личность», или даже «множественная личность», иногда и вся действительность представляется измененной (явление дереализации). Различные относящиеся сюда состояния описаны за рубежом Azam, Bourru et Burot, Binet, Pick, Poetzl и др., а у нас В. М. Бехтеревым, Р. Я. Голант, М, О. Гуревичем, А. А. Меграбяном, Р. И. Мееровичем и др. Опыт войн показал, что лица, перенесшие алиментарную дистрофию и гиповитаминозы, часто обнаруживали расстройства схемы тела. При этом болезненный процесс, вызванный витаминно-обменными нарушениями, изменяет как периферические нервы, так и центральные образования, в частности в диэнцефальной области. При нарушении психического развития, вызванном органическим поражением мозга, все стороны личности страдают, но центральным моментом является задержка умственного развития или снижение интеллекта, связанная с этим элементарность всех процессов психической деятельности. Главной формой этой группы является олигофрения. Важную часть обсуждаемого вопроса представляет патология развития личности, называемая психопатией, а также патологические реакции и развитие в форме неврозов. Психопатии. Психопатии представляют область, пограничную между психическим здоровьем и психической болезнью. Характеризуя психопатию как аномалию личности, авторы этого в общем плане верного определения занимают правильную или неправильную позицию в зависимости от понимания ими личности. Наиболее приемлемое определение психопатии дали П. Б. Ганнушкин и В. А. Гиляровский, согласно которым психопатия представляет патологическое развитие личности, образовавшееся под влиянием неблагоприятных внешних моментов на почве прирожденных ее особенностей. Разнообразие психопатий и различия в их понимании породили многочисленные классификации типов психопатии. Так, Крепелин предложил внешне описательную типологию, основанную по преимуществу на преобладающих психологических чертах и построенную не по единому принципу. Описанные им возбудимые, неустойчивые, импульсные психопаты отличаются элементарными характерологическими симптомами. Наоборот, эксцентричные характеризуются сложным синдромом. Такие типы, как лгуны и обманщики, определяются по признакам социального поведения и представляют сложный социально-патологический комплекс симптомов. У Schneider большинство групп психопатов определяется отдельными психологическими симптомами – гипертимные, депрессивные, неустойчивые, а две группы – сложными характерологическими образованиями – неуверенные в себе и ищущие признания. Роль социального момента, отразившаяся в группах Крепелина, не только говорит о социально неполноценном поведении психопатов, но и о том, что критерий антисоциальности в буржуазном обществе тенденциозно распространяется и на революционных борцов, которых представители буржуазной науки относят к психопатам – «врагам общества». Классификация Kahn (1928) построена на клинико-психологических критериях. Kahn выделяет 16 групп – нервозные, боязливые, чувствительные, обсессивные, возбудимые, гипертимные, депрессивные, с лабильным настроением, эмоционально холодные, слабовольные, одержимые влечением, сексуально-извращенные, истерические, фантасты, скрытные, чудаки. Это скорее номенклатура, выделение психопатий по чрезмерной выраженности или недостаточности того или иного характерологического признака. Такое выделение полезно, так как указывает на ряд важных сторон личности, но оно недостаточно, так как представляет внешний, не связанный с внутренними условиями генеза перечень свойств. Психологические особенности этих групп связаны с доминирующим свойством, отраженным в названии. Однако ни одно из свойств не может определить характера личности в целом. Развитие патологического характера психопатов еще мало изучено и представляет задачу клинической психологии и психопатологии в будущем. Советская психиатрия учитывает огромную роль прижизненных социальных моментов в генезе всякой болезни, в том числе психопатии, хотя вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в личности психопата еще недостаточно разработан. Черты психопата прямо не выводятся из врожденных особенностей нервной системы, а представляют болезненный продукт опыта, новообразования, возникшие под влиянием неблагоприятных условий жизни, а задача заключается в том, чтобы выяснить, какова первичная основа и как из нее образуется патологический фенотип. Эта задача еще подлежит решению. Психопатия, как справедливо показал П. Б. Ганнушкин, представляет не фатально стойкий и неизменный комплекс свойств, а имеет динамику развития. Роль внешних условий в развитии психопатий столь велика, что психопатические особенности личности не только формируются, но могут и создаваться этими условиями, как показал, в частности, Е. К. Краснушкин. Психопатические особенности имеют физиологическую почву, но неправильно рассматривать их как простое заострение черт нормального типа высшей нервной деятельности, правильно ее рассматривать как патологическое формирование этих особенностей нервной системы, на что справедливо указал О. В. Кербиков (1952). Ряд авторов (А. Г. Иванов-Смоленский, Е. А. Попов, О. В. Кербиков, И. Ф. Случевский) стремится представить патофизиологическую характеристику психопатий, опираясь на павловское учение о типах высшей нервной деятельности. И. Ф. Случевский выделяет следующие основные виды психопатических личностей: сильные неуравновешенные с преобладанием второй сигнальной системы и инертности (параноики, кверулянты, патологические ревнивцы); сильные неуравновешенные с выраженной подвижностью гипертимно-циркулярные (маниакальные и депрессивные); со слабым типом нервной системы (психастеники, парабулики, чудаки, истерические, ипохондрические психопаты). Нельзя не указать на то, что большинство авторов рассматривает психопатию как патологию личности, выражающуюся в аномалии характера. В психологической характеристике психопатии можно указать прежде всего на общий реактивно-динамический фон – астенический, лабильный, стенический с недостатком самоконтроля, обычно объясняемый слабостью внутреннего торможения, или фон чрезмерного торможения внешних реакций. Но и в этом плане надо видеть не просто конституционально-биологическую почву, но и прямой продукт отрицательных жизненных и воспитательных влияний. Вторым моментом являются структурные характерологические особенности личности, выражающиеся в диспропорциях свойств, в раздвоении, гипертрофии некоторых свойств, например сензитивности, или в недостаточности других свойств, например, волевого контроля и импульсивности. Наивной и явно необоснованной представляется попытка «объяснения» таких аномалий (Hoffmann), как проявления «зародышевой вражды», т. е. противоречий внутри зародыша. Нужно и можно в конкретном анализе установить, что возникает в истории развития взаимоотношений данного лица с другими и как формируются перечисленные и другие психопатические черты характера. Третьим моментом является направленность личности, которая при психопатиях имеет утрированно эгоцентрический индивидуалистический характер. Такая направленность вытекает не только из того, что конфликт личности с окружающими людьми гипертрофирует личные тенденции, а из того, главным образом, что формированию общественно-полноценных качеств препятствует отсутствие правильных воспитательных влияний. Их противоречивость и непоследовательность, а иногда жестокость, создают тем более выраженные агрессивные и эгоистические тенденции, чем грубее были и длительнее действовали эти дефекты условий воспитания. Нарушения интеллектуального уровня и богатства личности, как известно, неспецифичны для психопата. Представляется важной дальнейшая разработка вопроса о специфически человеческой типологии на основе павловского понимания и общественно-исторического подхода, который, рассматривая свойства человека как продукт временных связей, объясняет качества человека историей его развития, общественными условиями и событиями жизни. Это, прежде всего, надо учесть при объяснении недочетов социального поведения, сексуальных, а также некоторых других дефектов психопатов. Картина психопатии тем более тяжела, чем неблагоприятнее пренатальные и ранние постнатальные условия. Эта комбинация влияния предрасположения и условий важна не только для психиатрии, но и как общемедицинская и психологическая проблема сочетания в болезни эндогенных свойств организма и отрицательных влияний среды. Правильный анализ должен раскрывать сложную диалектику перехода внешнего влияния во внутреннее качество. Так, врожденная повышенная возбудимость при столкновении с теми или другими трудностями жизни усиливается, накапливаются следы отрицательных реакций, в свою очередь повышающие возбудимость. Самозащитная боязливость, накапливаясь в печальном неблагоприятном для нее опыте жизни, формирует патологически робкий, подавленный характер. Среди заслуживающих внимания концепций некоторых ученых капиталистических стран, пытающихся в своих исследованиях приблизиться к павловскому пониманию психопатологических фактов, можно отметить предложенную Mowrer (1950) концепцию развития фобической личности. Эта концепция противопоставляется автором психоаналитическому пониманию происхождения страхов из врожденного бессознательного. Благоприятные условия воспитания содействуют компенсации прирожденных недостатков, неблагоприятные – их заострению и образованию новых дефектов. Теоретические представления и клиническое наблюдение говорят о значительных возможностях перевоспитания психопата и положительной роли психотерапии психопатов. Большой опыт лечебно-воспитательных учреждений для психопатов был удачно описан у нас В. П. Кащенко (1912). Коррекция и компенсация психопатических черт характера возможна, хотя трудна тем более, чем позднее эту задачу пытаются решить. Блестящий опыт А. С. Макаренко, перевоспитавшего не только педагогически запущенных детей и подростков, но и детей с чертами патологических уклонений, показывает широкие возможности психоортопедической практики. Неврозы как реакции и как нарушения развития личности. Близкой к проблеме психопатии является проблема неврозов, представляющих психогенные нарушения личности и высшей нервной деятельности. Физиологический механизм невроза, как показал И. П. Павлов, заключается в «срыве» нервной деятельности, вызванном сшибкой возбудительного и тормозного процесса. Этот общий физиологический механизм свойствен и животным. Но клиника и практика требуют содержательного объяснения того, что возбуждает и что тормозит, почему возбуждает и почему тормозит во многообразии и сложности условий жизни человека, в чем именно выражается возбуждение и торможение. Это можно понять только на основе исследования истории развития личности и ее связей с действительностью, ее отношений к различным сторонам действительности, жизненная важность которых для личности может объяснить болезненную силу переживаний и реакций и патогенное их действие. Мы знаем, что такие психические травмы, как смерть близкого человека, измена супруга, раздоры в семье, неудачи в работе, несправедливое осуждение, клевета, оскорбления, потеря средств существования, разнообразные конфликты с людьми и с самим собой, являясь психической травмой, вместе с тем могут вызывать или не вызывать невроз. Исход в болезнь определяется особенностями личности, ее отношений, ее нестойкостью и неспособностью правильной переработки событий и впечатлений и трудностей действительности. И здоровая личность под влиянием травмирующих условий, ослабляющих моментов, может приобретать временные или преходящие патологические черты. Возрастающее количество раздражающих или подавляющих влияний вызывает качественные изменения реактивности человека, которая при этом приобретает черты невротического характера. Отрицательные воздействия, идущие с раннего детства, являются источником невроза развития. Так, психастенический характер формируется на основе соответствующего типа нервной системы под влиянием подавляющих с детства воздействий. Истерический характер часто возникает на основе чрезмерного внимания, безотказного удовлетворения и незаслуженно высокой оценки. Отсюда вытекает большая воспитательно-профилактическая роль врача. На основании изучения анамнеза больных неврозом наши (В. Н. Мясищев) сотрудники Р. А. Зачепицкий и Е. К. Яковлева в последнее время осветили вопрос о дефектах воспитания, формирующего особенности личности, предрасполагающие к развитию различных форм неврозов в неблагоприятных условиях. Знание этих особенностей является необходимым условием патогенетически обоснованной психотерапии. Психотерапия больных неврозами имеет задачей, прежде всего, изменение личности больного в смысле переделки его отношений и некоторых черт характера. Больные, преодолевая свое болезненное состояние, говорят, что после лечения они стали иначе относиться к тем вопросам, которые раньше вызывали у них болезненную реакцию. Так устраняется претенциозность истерика, болезненная нерешительность и застенчивость психастеника. Изложенное тем более важно, что существуют такие формы психотических бредовых состояний, в которых выступает на первый план, так же как при психопатии, не болезненный процесс или болезненная реакция, а патологическое развитие личности. Сюда относится паранойя, включая «сензитивный бред отношения», а также сутяжное помешательство и некоторые формы бреда ревности. Понимание патогенеза этих состояний, так же как и психопатий и неврозов развития, предполагает разработку с правильных позиций учения о личности и формировании ее болезненно нарушенных отношений к различным сторонам действительности, особенно к людям и к себе самому. Таким образом, в патологических формах психического развития и в психогенных заболеваниях явственно сказывается роль личности. Личность с ее особенностями здесь проявляется как в болезни, так и в особенностях ее патогенеза. Не касаясь здесь специально психозов, укажем лишь, что в развитии и образовании болезненных симптомов (в так называемой патопластике) отмечалась значительная роль личности, хотя этот вопрос недостаточно изучался. Если в состоянии острого психоза черты преморбидной личности утрачиваются и как будто не играют заметной роли в его течении, то все же знание этих черт личности и при этих состояниях существенно, так как степень изменения – распада или сохранности личности – существенна для оценки тяжести и прогноза заболевания. По миновании острого периода, в дефектной стадии или в стадии восстановления, при патологической задержке развития важно знание личности и ее болезненных особенностей с медико-педагогической точки зрения, т. е. в плане руководства больным в целях приспособления и компенсации дефекта. В периоде выздоровления личность начинает восстанавливаться и все большее значение в этом процессе приобретают положительные или отрицательные черты личности и особенности ее реакций на окружающее. Было бы ошибкой думать, что знание личности больного имеет значение только для психиатров. Как известно, теория нервизма у классиков русской медицины и воззрения современной советской медицины объясняют динамику заболеваний с позиций центрально-нервных влияний и включает механизмы корковой условнорефлекторной деятельности. Каждое заболевание, особенно, чем оно длительнее и тяжелее, вызывает болезненную реакцию личности заболевшего. Эта вторичная психическая реакция проявляется тревожной мнительностью и угнетением. Иногда она в большей степени определяет декомпенсацию, чем первичная болезнь. Наоборот, стойкость личности в борьбе с болезнью содействует рекомпенсации. Ряд зарубежных авторов, учитывая роль личности и психики в болезни, не обнаруживают правильного ее понимания и оценки. Это происходит потому, что получившее большое распространение в медицине капиталистических стран психосоматическое направление с момента его возникновения и до последнего времени, в основном, опиралось на фрейдизм, который не может служить теоретической основой ни для учения о неврозах и психопатиях, ни для общей медицины. Исследование личности. Чем сложнее объект, тем труднее его исследование. Это полностью применимо к личности. Изучать личность значит не только узнать ее уровень развития, но и охарактеризовать индивидуальность. Основным методом индивидуального (индиографического – Allport) изучения является история жизни, психография (Stern) или психобиография (Kretschmer). Личность не только формируется в истории жизни, но и проявляется в ней. Однако это основанное на истории описание, представляя качественную характеристику личности, требует объективно измерительного дополнения. Функциональный аспект личности выявляется экспериментально-психологическим исследованием. Динамическая сторона личности тесно связана с темпераментом, характеризующимся скоростью и силой реакций и выразительностью мимико-соматических проявлений. Аналитический подход к исследованиям этих сторон наиболее полно и отчетливо показан в работах Б. М. Теплова и его сотрудников. Ряд авторов предлагал для характеристики личности систему экспериментальных приемов. В дополнение к тому, что говорилось об этих приемах, укажем, что особенности числового и графического выражения результатов экспериментально-психологического исследования позволили установить как нормальные, так и значимые в области медицинской психологии варианты. Так называемые прожективные методы, к которым относят и метод ассоциаций, и метод пятен Роршаха, и метод картин (наиболее распространен тематический апперцептивный тест – ТАТ – Murray), в значительной степени отразили влияние психоанализа. Для использования их у нас требуется соответствующий пересмотр и создание приемлемых модификаций. Естественный эксперимент А. Ф. Лазурского имеет не только преимущества при изучении здорового или больного, ребенка или взрослого в естественной обстановке, но вместе с тем дает возможность графического изображения особенностей личности исследуемого. Личность, гигиена и профилактика. Как известно, советская медицина имеет профилактический характер, а профилактика неразрывно связана с гигиеной. Легко понять, что формирование нормальной личности с положительной общественно-трудовой целеустремленностью, стойкой, выносливой, владеющей собой является основой нервно-психической гигиены и профилактики. Конечно, психогигиена и психопрофилактика не исчерпывается формированием здоровой личности. Возникают вопросы рациональной организации умственного и физического труда школьного и производственного обучения, производственной и бытовой гигиены. Во всех этих, как и других, вопросах гигиены и профилактики мероприятия по охране здоровья должны учитывать задачи формирования здоровой личности. Достаточно известно оздоровляющее значение труда. Вместе с тем труд представляет процесс, к которому в зависимости от воспитания и условий жизни и самого характера работы может возникнуть разное отношение: положительное или отрицательное, спокойное и уверенное, радостное или тревожно-мнительное, болезненно-неуверенное. В процессе труда люди взаимодействуют друг с другом. Но даже при нормальных общественных условиях может обнаруживаться неправильное поведение по отношению к товарищам по труду, начальникам и подчиненным, вызывающее справедливые нарекания, взыскания. Иногда проявляется обидчивость, претенциозность, упрямство, возникают конфликты с членами коллектива. Человек может не справляться с работой. В связи с каждым из этих моментов могут складываться трудные и патогенные ситуации. Для преодоления трудностей и неприятностей, возникающих в работе, необходимо самообладание, выносливость, самокритика, ответственное отношение к задаче, к коллективу, к учреждению, в котором человек работает. То же относится к режиму жизни и ко всем ее обстоятельствам. В вопросе отношения человека к своему здоровью речь идет не только о разумном или небрежном, легкомысленном или ипохондрически-мнительном отношении, но и о более высоких уровнях мотивации этого отношения. Бережное отношение к здоровью своему и других является также выражением общественной сознательности, так как здоровье человека представляет не только личное достояние, но и общественную ценность. Формирование этого уровня сознательного отношения к здоровью является задачей санитарной пропаганды и воспитания. Значительное место в вопросах психической гигиены и профилактики играет забота о соматическом здоровье. Нельзя не указать на важное значение психики и свойств личности в предупреждении соматических заболеваний и укреплении физического здоровья. Хорошо, например, известно, что развитие такого соматического заболевания, как гипертоническая болезнь, связано с нервно-психическим напряжением. Но возникновение перенапряжения и фиксация его в значительной степени зависят от свойств личности, от взаимоотношений человека с другими людьми, от умения находить рациональный выход при затруднениях, от самообладания. Реальная критическая и самокритическая оценка обстоятельств жизни и связанных с ними трудностей имеет первостепенное значение в предупреждении не только неврозов, но и ряда соматических заболеваний. Велико значение физической культуры для соматического и нервно-психического здоровья. Но для занятия физкультурой нужно усилие, а это последнее требует соответствующих свойств личности – сознательного отношения, внутренней организованности, способности к усилию, настойчивости, целеустремленности. Здесь проблема здоровой психики выходит за пределы клиники, а здоровье тела неразрывно соединяется с проблемой здоровья духа. Правильное понимание личности заключается в том, чтобы видеть целое в частях, различать внешнее и внутреннее в их единстве, чтобы преодолеть односторонность теории, видящей в человеке только биологическое, конституционное, врожденное или только приобретенное, или эклектически смешивающей эти моменты. Это позволяет правильно подойти к обоснованию методов воздействия на человека и в медицинском и в социально-педагогическом плане. Учитывая общественную обусловленность развития человека и его личности легко понять, что общественные отношения определяют конкретные взаимоотношения людей и каждой отдельной личности. Отсюда ясно, что лишь справедливый социальный строй может обеспечить развитие здоровой нормальной личности. Развернутое строительство коммунизма направлено на формирование коммунистических отношений людей, на полное удовлетворение культурных и материальных потребностей человека. «В период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Принята XXII съездом КПСС). М. Госполитиздат. 1961, 120-121). В осуществлении этих социальных, педагогических и гигиенических задач в раннем детстве, в школе, в юности, в производственной деятельности и даже в процессе увядания человека важно участие врача, который для этой цели должен быть психологически образованным». (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 74-90) | ![]() |
|
![]() | ||
![]() | ||
|