|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
© Комплексная самохарактеристика. Практикум. - Часть 8
// Комплексная самохарактеристика:
Учебное пособие. - Ярославль, 2005
ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)
Рекомендуется учебно-методическим объединением по
медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»
Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог
высшей квалификационной категории, к.псх.н.
доцент по кафедре медицинской психологии
Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического
центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития
РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор
медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки
Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский
Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор
психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав
кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав
Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская
государственная педиатрическая медицинская академия)
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Цели и
задачи написания «Комплексной самохарактеристики» |
2. |
Биологические основы
индивидуальности (У. Шелдон) |
|
2.1. Висцеротония. |
|
2.2. Соматотония. |
|
2.3. Церебротония. |
3. |
Психологическая
характеристика личности по А.Ф.
Лазурскому |
|
3.1. Внимание,
чувства, зависящие от контраста |
|
3.2. Ощущения, восприятия,
движения |
|
3.3. Память |
|
3.4. Ассоциации, воображение, речь |
|
3.5. Мышление, общие характеристики умственной сферы |
|
3.6. Настроения и аффекты, общие особенности
эмоциональной сферы |
|
3.7. Чувства |
|
3.8. Принятие решений, процесс выбора, сознательное волевое усилие |
4. |
Личность как система
отношений |
|
4.1. Программа изучения личности в ее отношениях к среде |
|
4.2. Отношения к труду и собственности. |
|
*
Отношение к вещам *
Отношение к труду *
Отношение к материальному обеспечению (доходу) *
Отношение к собственности и ее расходованию. |
|
4.3. Отношения к обществу. |
|
* Отношение
к равным * Отношение
к высшим и низшим *
Общественное сознание *
Корпоративное сознание * Отношение
к государству * Отношение
к праву * Отношение
к правилам вежливости и приличий |
|
4.4. Отношения к жизни в целом. |
|
*
Отношение к природе *
Отношение к животным *
Отношение к нравственности *
Общее отношение к миру и жизни *
Отношение к религии *
Отношение к науке и знанию *
Отношение к искусству (эстетический интерес) |
|
4.5. Отношения к себе самому и семье. |
|
* Отношение
к своей физической и психической жизни * Отношение
к своей личности *
Чувственная любовь *
Романтическая любовь * Отношение
к семье |
|
4.6.
Определение «Уровня личности» |
5. |
Выраженность полоролевого поведения |
6. |
Социальная зрелость
личности |
7. |
«Линия жизни» |
8. |
«Каскадная»
оценка профессиональных умений (способностей) личности |
|
8.1.
Общая оценка |
|
8.2. Оценка
по основным блокам
|
|
8.3.
140 профессионально-психологических умений врача |
|
* Блок «Восприятие
и хранение информации» |
|
* Блок «Переработка
информации» |
|
* Блок
«Эмоционально-волевая регуляция» |
|
* Блок «Речь и
культура общения» |
|
* Блок «Умение входить
в контакт» |
|
* Блок «Умение
вести диалог» |
|
* Блок «Умения
воздействовать» |
9. |
Планы личностного и
профессионального роста (2-й курс) |
10. |
Планы личностного и
профессионального роста (4-й курс) |
|
Литература для углубленного изучения темы |
8. «Каскадная» оценка
профессиональных умений (способностей) врача.
Список умений разработан H.В. Яковлевой «Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача)» - Дисс.... к.псх.н. - Ярославль, 1994; в настоящем практикуме он модифицирован (несколько расширен) в соответствии с замыслом учебного пособия. Так же предложен новый алгоритм оценивания.
Схема заполняется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО !!!
8.1. Общая оценка
Оцените, пожалуйста, Вашу профессионально-психологическую подготовленность к работе врача (в процентах)
- _____%
8.2. Оценка по
основным блокам
Оцените, пожалуйста, Вашу
профессионально-психологическую компетентность в работе врача по основным
блокам умений (блоки выделены составителем программы комплексной
самохарактеристики и значительно расходятся с авторской редакцией, список
умений дополнен)
Восприятие и хранение
информации |
-
_____% |
Переработка информации |
-
_____% |
Эмоционально-волевая регуляция
|
-
_____% |
Речь и культура общения |
-
_____% |
Умение входить в контакт |
-
_____% |
Умение вести диалог |
-
_____% |
Умения воздействовать |
-
_____% |
Среднеарифметический показатель |
-
_____% |
8.3. 140 профессионально-психологических умений врача
Оцените в процентах
выраженность каждого умения у Вас на настоящий момент времени и сосчитайте
средние показатели по «блокам»
БЛОК-1: Восприятие и хранение
информации
|
%
|
1. Длительное время сохранять внимание |
|
2. Распределять внимание при выполнении
нескольких функций одновременно |
|
3.
Наблюдать за большим количеством объектов |
|
4. Понимать неясное произношение |
|
5. Быстро действовать в условиях дефицита
времени |
|
6. Быстро записывать |
|
7. Легко разбирать любой почерк |
|
8. Узнавать и различать цвета |
|
9. Определять состояния |
|
10. Узнавать и различать звуки |
|
11. Узнавать и различать перепады
температуры |
|
12. Запоминать имена и фамилии |
|
13. Запоминать лица |
|
14. Наглядно представлять описанное
словами |
|
15. Точно передать прочитанное |
|
16. Точно передать услышанное |
|
17. Легко запоминать словесно-логический
материал |
|
18. Легко запоминать изображения |
|
19. Длительное время удерживать в памяти большое
количество объектов |
|
20. Узнавать факт по малому количеству
признаков |
|
Среднеарифметическое
по блоку-1: |
|
БЛОК-2: Переработка
информации
|
% |
21. Выбирать из большого объема информации необходимую |
|
22. Прогнозировать ход событий с учетом их
вероятности |
|
23. Представлять старое в новых условиях |
|
24. Находить новые необычные решения |
|
25. Видеть несколько вариантов решения |
|
26. Выбирать наиболее эффективное решение из
предложенных |
|
27. Рассмотреть проблемы с разных точек
зрения |
|
28. Критически мыслить |
|
29. Логично мыслить |
|
30. Делать вывод из противоречивой
информации |
|
31. Отойти от стереотипов |
|
32. Воспользоваться своим опытом |
|
33. Учиться на своих и чужих ошибках |
|
34. Определять характер информации,
необходимой для решения |
|
35. Рационально организовывать свою работу |
|
36. Строить реальные планы |
|
37. Понимать подтекст слов
собеседника |
|
38. Мысленно поставить себя на точку зрения
другого |
|
39. В любой информации
находить важное для себя |
|
40. Использовать знания в практике |
|
Среднеарифметическое по
блоку-2: |
|
БЛОК-3
Эмоционально-волевая регуляция
|
% |
41. Регулировать свое настроение |
|
42. Сдерживать эмоции при раздражении |
|
43. Поднять себе настроение |
|
44. Добиваться поставленной цели |
|
45. Длительное время сохранять активность |
|
46. Выполнять однообразную работу |
|
47. Быстро переключаться с одного типа деятельности
на другой |
|
48. Найти привлекательные стороны в любой
работе |
|
49. Делать малопривлекательную, необходимую
работу |
|
50. Преодолевать апатию и брезгливость к
человеку |
|
51. Восстанавливать свои силы за короткий промежуток
времени |
|
52. Анализировать свое поведение |
|
53. Не останавливаться на достигнутом |
|
54. Изменить свое мнение, если требует
ситуация |
|
55. Непреклонно стоять на своем |
|
56. Не проявлять внешне свои чувства |
|
57. Ярко выражать свои чувства и эмоции |
|
58. Знать влияние моральных оценок на
самочувствие |
|
59. Сочетать волю, эмоции и интеллект в
решении задач |
|
60. Нейтрализовывать
иррациональные суждения. |
|
Среднеарифметическое по
блоку-3: |
|
БЛОК-4 Речь и культура
общения
|
% |
61. Культура речи |
|
62. Четко и ясно произносить слова, иметь
хорошую дикцию |
|
63. Замечать нюансы поведения других |
|
64. Иметь чувство юмора |
|
65. Не перебивать |
|
66. Понять смысл речи говорящего |
|
67. Свободно и раскованно общаться |
|
68. Делать правильные выводы о людях |
|
69. Давать человеку адекватную оценку |
|
70. Давать себе адекватную оценку |
|
71. Выразительно жестикулировать |
|
72. Близко сходиться с людьми |
|
73. Всегда держать дистанцию при общении |
|
74. Быть откровенным |
|
75. Быть вежливым |
|
76. Применять элементарные правила риторики |
|
77. Избегать профессионального сленга |
|
78. Учитывать особенности культуры
собеседника |
|
79. Эмпатически
сопереживать |
|
80. Грамотно строить фразы |
|
Среднеарифметическое по
блоку-4: |
|
БЛОК-5 Умение входить в
контакт
|
% |
81. Располагать себе окружающих |
|
82. Понравиться собеседнику |
|
83. Вызвать доверие к себе |
|
84. Найти нужную тему для разговора |
|
85. Заинтересовать другого
своими мыслями |
|
86. Коротко и ясно спрашивать |
|
87. Поддержать любую тему разговора |
|
88. Коротко и ясно отвечать |
|
89. Внимательно и заинтересованно слушать |
|
90. Уметь соглашаться |
|
91. Понять мысли и чувства собеседника |
|
92. Гибко реагировать на полученную
информацию |
|
93. Прогнозировать результаты общения |
|
94. Постоянно корректировать различия в
статусах |
|
95. Учитывать особенности дыхания |
|
96. Учитывать влияние «ведущей системы
видения» |
|
97. Уметь «отзеркаливать»
состояние |
|
98. Использовать приемы рефлексивного
слушания |
|
99. Использовать приемы нерефлексивного
слушания |
|
100.
Управлять «внутренним» вниманием |
|
Среднеарифметическое по блоку - 5: |
|
БЛОК-6 Умение вести
диалог
|
% |
101. Умение
дискутировать и спорить |
|
102.
Избегать непринципиальных дискуссий |
|
103.
Выслушать советы и учесть их при принятии решения |
|
104.
Анализировать свои позиции в общении |
|
105. Разбираться
в мотивах поведения других людей |
|
106.
Молчать, когда этого требует ситуация |
|
107. Не
поддаваться влиянию других |
|
108.
Подчиниться авторитетному мнению |
|
109.
Подробно и детально расспрашивать |
|
110. Подробно
и детально отвечать на вопросы |
|
111.
Подробно описывать что-либо |
|
112. Кратко
и ясно передавать суть |
|
113.
Тактично обратить внимание |
|
114.
Тактично перевести разговор на интересующую вас тему |
|
115. Вовремя
прекратить общение |
|
116. Знать
особенности контакта на каждой стадии
установления доверительных отношений |
|
117.
Нейтрализовать агрессивные выпады |
|
118.
Применять навыки «психотерапевтического» слушания |
|
119. Использовать
психологические особенности как начала, так и конца
встречи |
|
120.
Использовать законы «конструктивного спора» |
|
Среднеарифметическое по
блоку-6: |
|
БЛОК-7 Умения
воздействовать
|
% |
121.
Вызвать уважение к себе |
|
122.
Успокоить |
|
123.
Проявить сочувствие |
|
124.
Владеть искусством интонации |
|
125.
Владеть выразительной мимикой |
|
126. Эффективно
внушить |
|
127.
«Заразить» окружающих своим настроением |
|
128.
Доходчиво объяснить |
|
129.
Аргументировано возражать |
|
130.
Критиковать с пользой для дела |
|
131.
Выразительно молчать |
|
132. Разрядить
тревожную атмосферу в группе |
|
133.
Приказать |
|
134.
Попросить |
|
135.
Посоветовать |
|
136.
Похвалить, сделать комплимент |
|
137.
Аргументировано убедить |
|
138. Найти
нужный стиль общения с каждым человеком |
|
139. Знать
особенности воздействия на каждой стадии установления доверительных отношений |
|
140.
Использовать особенности поведения в трансе |
|
Среднеарифметическое по
блоку-7: |
|
Сведите, пожалуйста, в один
столбик полученные результаты «по блокам» и вычислите среднеарифметическое
теперь уже на основании оценки отдельных
умений (в самом общем виде задача состоит в том, чтобы суммарную оценку
всех умений поделить на 140).
Проанализируйте
(сопоставьте) ТРИ ВАШИХ оценки
собственной профессионально- психологической подготовленности.
8.1.
Общая оценка |
% |
8.2.
Суммарная оценка по блокам |
% |
8.3.
Суммарная оценка по отдельным умениям |
% |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |