© Комплексная самохарактеристика. Практикум. - Часть 8
// Комплексная самохарактеристика:
Учебное пособие. - Ярославль, 2005
ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)
Рекомендуется учебно-методическим объединением по
медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»
Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог
высшей квалификационной категории, к.псх.н.
доцент по кафедре медицинской психологии
Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического
центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития
РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор
медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки
Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский
Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор
психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав
кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав
Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская
государственная педиатрическая медицинская академия)
СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
Цели и
задачи написания «Комплексной самохарактеристики»
|
2.
|
Биологические основы
индивидуальности (У. Шелдон)
|
|
2.1. Висцеротония.
|
|
2.2. Соматотония.
|
|
2.3. Церебротония.
|
3.
|
Психологическая
характеристика личности по А.Ф.
Лазурскому
|
|
3.1. Внимание,
чувства, зависящие от контраста
|
|
3.2. Ощущения, восприятия,
движения
|
|
3.3. Память
|
|
3.4. Ассоциации, воображение, речь
|
|
3.5. Мышление, общие характеристики умственной сферы
|
|
3.6. Настроения и аффекты, общие особенности
эмоциональной сферы
|
|
3.7. Чувства
|
|
3.8. Принятие решений, процесс выбора, сознательное волевое усилие
|
4.
|
Личность как система
отношений
|
|
4.1. Программа изучения личности в ее отношениях к среде
|
|
4.2. Отношения к труду и собственности.
|
|
*
Отношение к вещам
*
Отношение к труду
*
Отношение к материальному обеспечению (доходу)
*
Отношение к собственности и ее расходованию.
|
|
4.3. Отношения к обществу.
|
|
* Отношение
к равным
* Отношение
к высшим и низшим
*
Общественное сознание
*
Корпоративное сознание
* Отношение
к государству
* Отношение
к праву
* Отношение
к правилам вежливости и приличий
|
|
4.4. Отношения к жизни в целом.
|
|
*
Отношение к природе
*
Отношение к животным
*
Отношение к нравственности
*
Общее отношение к миру и жизни
*
Отношение к религии
*
Отношение к науке и знанию
*
Отношение к искусству (эстетический интерес)
|
|
4.5. Отношения к себе самому и семье.
|
|
* Отношение
к своей физической и психической жизни
* Отношение
к своей личности
*
Чувственная любовь
*
Романтическая любовь
* Отношение
к семье
|
|
4.6.
Определение «Уровня личности»
|
5.
|
Выраженность полоролевого поведения
|
6.
|
Социальная зрелость
личности
|
7.
|
«Линия жизни»
|
8.
|
«Каскадная»
оценка профессиональных умений (способностей) личности
|
|
8.1.
Общая оценка
|
|
8.2. Оценка
по основным блокам
|
|
8.3.
140 профессионально-психологических умений врача
|
|
* Блок «Восприятие
и хранение информации»
|
|
* Блок «Переработка
информации»
|
|
* Блок
«Эмоционально-волевая регуляция»
|
|
* Блок «Речь и
культура общения»
|
|
* Блок «Умение входить
в контакт»
|
|
* Блок «Умение
вести диалог»
|
|
* Блок «Умения
воздействовать»
|
9.
|
Планы личностного и
профессионального роста (2-й курс)
|
10.
|
Планы личностного и
профессионального роста (4-й курс)
|
|
Литература для углубленного изучения темы
|
8. «Каскадная» оценка
профессиональных умений (способностей) врача.
Список умений разработан H.В. Яковлевой «Психологическая
компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале
деятельности врача)» - Дисс.... к.псх.н.
- Ярославль, 1994; в настоящем практикуме он модифицирован (несколько расширен)
в соответствии с замыслом учебного пособия. Так же предложен новый алгоритм
оценивания.
Схема заполняется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО !!!
8.1. Общая оценка
Оцените, пожалуйста,
Вашу профессионально-психологическую подготовленность к работе врача (в
процентах)
- _____%
8.2. Оценка по
основным блокам
Оцените, пожалуйста, Вашу
профессионально-психологическую компетентность в работе врача по основным
блокам умений (блоки выделены составителем программы комплексной
самохарактеристики и значительно расходятся с авторской редакцией, список
умений дополнен)
Восприятие и хранение
информации
|
-
_____%
|
Переработка информации
|
-
_____%
|
Эмоционально-волевая регуляция
|
-
_____%
|
Речь и культура общения
|
-
_____%
|
Умение входить в контакт
|
-
_____%
|
Умение вести диалог
|
-
_____%
|
Умения воздействовать
|
-
_____%
|
Среднеарифметический показатель
|
-
_____%
|
8.3. 140 профессионально-психологических умений врача
Оцените в процентах
выраженность каждого умения у Вас на настоящий момент времени и сосчитайте
средние показатели по «блокам»
БЛОК-1: Восприятие и хранение
информации
|
%
|
1. Длительное время сохранять внимание
|
|
2. Распределять внимание при выполнении
нескольких функций одновременно
|
|
3.
Наблюдать за большим количеством объектов
|
|
4. Понимать неясное произношение
|
|
5. Быстро действовать в условиях дефицита
времени
|
|
6. Быстро записывать
|
|
7. Легко разбирать любой почерк
|
|
8. Узнавать и различать цвета
|
|
9. Определять состояния
|
|
10. Узнавать и различать звуки
|
|
11. Узнавать и различать перепады
температуры
|
|
12. Запоминать имена и фамилии
|
|
13. Запоминать лица
|
|
14. Наглядно представлять описанное
словами
|
|
15. Точно передать прочитанное
|
|
16. Точно передать услышанное
|
|
17. Легко запоминать словесно-логический
материал
|
|
18. Легко запоминать изображения
|
|
19. Длительное время удерживать в памяти большое
количество объектов
|
|
20. Узнавать факт по малому количеству
признаков
|
|
Среднеарифметическое
по блоку-1:
|
|
БЛОК-2: Переработка
информации
|
%
|
21. Выбирать из большого объема информации необходимую
|
|
22. Прогнозировать ход событий с учетом их
вероятности
|
|
23. Представлять старое в новых условиях
|
|
24. Находить новые необычные решения
|
|
25. Видеть несколько вариантов решения
|
|
26. Выбирать наиболее эффективное решение из
предложенных
|
|
27. Рассмотреть проблемы с разных точек
зрения
|
|
28. Критически мыслить
|
|
29. Логично мыслить
|
|
30. Делать вывод из противоречивой
информации
|
|
31. Отойти от стереотипов
|
|
32. Воспользоваться своим опытом
|
|
33. Учиться на своих и чужих ошибках
|
|
34. Определять характер информации,
необходимой для решения
|
|
35. Рационально организовывать свою работу
|
|
36. Строить реальные планы
|
|
37. Понимать подтекст слов
собеседника
|
|
38. Мысленно поставить себя на точку зрения
другого
|
|
39. В любой информации
находить важное для себя
|
|
40. Использовать знания в практике
|
|
Среднеарифметическое по
блоку-2:
|
|
БЛОК-3
Эмоционально-волевая регуляция
|
%
|
41. Регулировать свое настроение
|
|
42. Сдерживать эмоции при раздражении
|
|
43. Поднять себе настроение
|
|
44. Добиваться поставленной цели
|
|
45. Длительное время сохранять активность
|
|
46. Выполнять однообразную работу
|
|
47. Быстро переключаться с одного типа деятельности
на другой
|
|
48. Найти привлекательные стороны в любой
работе
|
|
49. Делать малопривлекательную, необходимую
работу
|
|
50. Преодолевать апатию и брезгливость к
человеку
|
|
51. Восстанавливать свои силы за короткий промежуток
времени
|
|
52. Анализировать свое поведение
|
|
53. Не останавливаться на достигнутом
|
|
54. Изменить свое мнение, если требует
ситуация
|
|
55. Непреклонно стоять на своем
|
|
56. Не проявлять внешне свои чувства
|
|
57. Ярко выражать свои чувства и эмоции
|
|
58. Знать влияние моральных оценок на
самочувствие
|
|
59. Сочетать волю, эмоции и интеллект в
решении задач
|
|
60. Нейтрализовывать
иррациональные суждения.
|
|
Среднеарифметическое по
блоку-3:
|
|
БЛОК-4 Речь и культура
общения
|
%
|
61. Культура речи
|
|
62. Четко и ясно произносить слова, иметь
хорошую дикцию
|
|
63. Замечать нюансы поведения других
|
|
64. Иметь чувство юмора
|
|
65. Не перебивать
|
|
66. Понять смысл речи говорящего
|
|
67. Свободно и раскованно общаться
|
|
68. Делать правильные выводы о людях
|
|
69. Давать человеку адекватную оценку
|
|
70. Давать себе адекватную оценку
|
|
71. Выразительно жестикулировать
|
|
72. Близко сходиться с людьми
|
|
73. Всегда держать дистанцию при общении
|
|
74. Быть откровенным
|
|
75. Быть вежливым
|
|
76. Применять элементарные правила риторики
|
|
77. Избегать профессионального сленга
|
|
78. Учитывать особенности культуры
собеседника
|
|
79. Эмпатически
сопереживать
|
|
80. Грамотно строить фразы
|
|
Среднеарифметическое по
блоку-4:
|
|
БЛОК-5 Умение входить в
контакт
|
%
|
81. Располагать себе окружающих
|
|
82. Понравиться собеседнику
|
|
83. Вызвать доверие к себе
|
|
84. Найти нужную тему для разговора
|
|
85. Заинтересовать другого
своими мыслями
|
|
86. Коротко и ясно спрашивать
|
|
87. Поддержать любую тему разговора
|
|
88. Коротко и ясно отвечать
|
|
89. Внимательно и заинтересованно слушать
|
|
90. Уметь соглашаться
|
|
91. Понять мысли и чувства собеседника
|
|
92. Гибко реагировать на полученную
информацию
|
|
93. Прогнозировать результаты общения
|
|
94. Постоянно корректировать различия в
статусах
|
|
95. Учитывать особенности дыхания
|
|
96. Учитывать влияние «ведущей системы
видения»
|
|
97. Уметь «отзеркаливать»
состояние
|
|
98. Использовать приемы рефлексивного
слушания
|
|
99. Использовать приемы нерефлексивного
слушания
|
|
100.
Управлять «внутренним» вниманием
|
|
Среднеарифметическое по блоку - 5:
|
|
БЛОК-6 Умение вести
диалог
|
%
|
101. Умение
дискутировать и спорить
|
|
102.
Избегать непринципиальных дискуссий
|
|
103.
Выслушать советы и учесть их при принятии решения
|
|
104.
Анализировать свои позиции в общении
|
|
105. Разбираться
в мотивах поведения других людей
|
|
106.
Молчать, когда этого требует ситуация
|
|
107. Не
поддаваться влиянию других
|
|
108.
Подчиниться авторитетному мнению
|
|
109.
Подробно и детально расспрашивать
|
|
110. Подробно
и детально отвечать на вопросы
|
|
111.
Подробно описывать что-либо
|
|
112. Кратко
и ясно передавать суть
|
|
113.
Тактично обратить внимание
|
|
114.
Тактично перевести разговор на интересующую вас тему
|
|
115. Вовремя
прекратить общение
|
|
116. Знать
особенности контакта на каждой стадии
установления доверительных отношений
|
|
117.
Нейтрализовать агрессивные выпады
|
|
118.
Применять навыки «психотерапевтического» слушания
|
|
119. Использовать
психологические особенности как начала, так и конца
встречи
|
|
120.
Использовать законы «конструктивного спора»
|
|
Среднеарифметическое по
блоку-6:
|
|
БЛОК-7 Умения
воздействовать
|
%
|
121.
Вызвать уважение к себе
|
|
122.
Успокоить
|
|
123.
Проявить сочувствие
|
|
124.
Владеть искусством интонации
|
|
125.
Владеть выразительной мимикой
|
|
126. Эффективно
внушить
|
|
127.
«Заразить» окружающих своим настроением
|
|
128.
Доходчиво объяснить
|
|
129.
Аргументировано возражать
|
|
130.
Критиковать с пользой для дела
|
|
131.
Выразительно молчать
|
|
132. Разрядить
тревожную атмосферу в группе
|
|
133.
Приказать
|
|
134.
Попросить
|
|
135.
Посоветовать
|
|
136.
Похвалить, сделать комплимент
|
|
137.
Аргументировано убедить
|
|
138. Найти
нужный стиль общения с каждым человеком
|
|
139. Знать
особенности воздействия на каждой стадии установления доверительных отношений
|
|
140.
Использовать особенности поведения в трансе
|
|
Среднеарифметическое по
блоку-7:
|
|
Сведите, пожалуйста, в один
столбик полученные результаты «по блокам» и вычислите среднеарифметическое
теперь уже на основании оценки отдельных
умений (в самом общем виде задача состоит в том, чтобы суммарную оценку
всех умений поделить на 140).
Проанализируйте
(сопоставьте) ТРИ ВАШИХ оценки
собственной профессионально- психологической подготовленности.
8.1.
Общая оценка
|
%
|
8.2.
Суммарная оценка по блокам
|
%
|
8.3.
Суммарная оценка по отдельным умениям
|
%
|