РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

СОДЕРЖАНИЕ

© Психология личности. Практикум. - Приложение

(Ключи к психологическим тестам по темем 1-9 и Литература по темам 1-9)

 

// Психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2005

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача

Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.

Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию.

Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Приложение: Ключи к психологическим тестам по темам 1-9 и литература

 

Ключи к психологическим тестам по темам 1-9

Тема 1

«Шкала Марлоу-Крауна»: Ключ (засчитываются совпадения)

«Да» - на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.

«Нет» - на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация поиска одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о неприятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

Тема 2

Формула темперамента по А. Белову

Обработка результатов. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:

                     Ах                           Ас                           Аф                          Ам

Фт =       ( Х  -  х100%)   +  (С  -  х100%)    +    (Ф  -  х100%)    +    (М  -  х100%)

                     А                             А                             А                             А

где: Фт - формула темперамента, Х - холерический темперамент, С - сангвинический темперамент, Ф - флегматический темперамент, М - меланхолический темперамент, А - общее число плюсов по всем типам, Ах - число плюсов в «паспорте холерика», Аф - число плюсов в «паспорте флегматика», Ас - число плюсов в «паспорте сангвиника», Ам - число плюсов в «паспорте меланхолика». В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид: Фт = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматичный, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30-39% - то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20-29%, то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

 

EPI - Ключи: за каждое совпадение с «ключом» - 1 балл

Экстраверсия:

«+» 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 // «-» 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51

Hейротизм: «+» 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57

Шкала коррекции: «+» 6, 24, 36 // «-» 12, 18, 30, 42, 48, 54

 

«Умеете ли Вы отличить мужчину от женщины?»

Следующие черты большинство американцев отнесли к мужскому типу характера (приводятся только номера по списку): 1, 3, 4, 5, 9, 11, 21, 33, 42, 45, 46, 49, 76, 77, 78, 79, 83, 87, 88, 98.

Для женщин характерны, по мнению большинства, такие черты: 12, 20, 25, 27, 28, 30, 34, 40, 43, 48, 50, 63, 65, 86, 89, 91, 94, 99, 103, 105.

Остальные черты характера нейтральны.

Если ваш выбор совпал со списком, это означает, что ваши представле­ния о нормах поведения мужчин и женщин совпадают с представлениями среднего американца.

Если в тот или иной список у вас попали черты характера, считающие­ся нейтральными, это может означать, что вы склонны придавать слишком много значения проявлениям пола в поведении человека (впрочем, это может означать и то, что наши представления о ролях мужчин и женщин не вполне совпадают с американскими).

Если вы правильно выбрали больше мужских или больше женских черт, это означает, что вы лучше представляете себе особенности того или иного пола (не обязательно своего).

 
 Тема 3

 

Ключ и оценки ответов к тесту «Сильный ли у Вас характер?»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

0

0

1

2

0

2

2

0

0

2

0

0

2

2

0

0

2

1

0

0

б

1

1

1

0

2

0

0

1

1

0

1

2

1

0

2

2

0

0

2

1

в

2

 

0

 

 

 

 

2

3

0

2

1

0

0

 

1

1

2

 

2

г

3

 

 

 

 

 

 

 

2

0

0

3

 

 

 

0

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

Менее 15 очков: увы, человек вы слабохарактерный, неуравновешен­ный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях гото­вы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться. Задумайтесь над этим!

15-25 очков: у вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реа­листическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можете не сомневаться, что вам это под силу!)

26-38 очков: вы принадлежите к числу людей настойчивых и облада­ющих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнениями других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение, что подчеркивает силу характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный - это не значит жестокий.

Более 38 очков: простите, но мы вам ничего не может сказать. Поче­му? Потому что просто не верится, что есть люди с таким идеальным ха­рактером (а коль есть, то им просто нечего порекомендовать). А может быть, такая сумма очков - это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения?

 

Комментарий к «Графическому тесту-1»

А теперь подсчи­тайте, сколько раз повторяется каждая фигурка во всей дюжине человеч­ков. Что получится?

В практической психологии известно, что квадрат ассоциируется с настойчивостью, твердостью, иногда и непрошибаемостью; треугольник - с целеустремленностью, порывистостью, способностью увлечься идеей, но го­ворит и том, что человек упорен в достижении целей; круг означает чувс­твительность, эмоциональность, способность воспринимать проблемы друго­го человека, но одновременно и склонность к беспокойству.

Какие же черты преобладают в вашем характере?

 

Ключ и комментарий к «Графическому тесту-2»

 

а

б

в

г

Движение

4

8

2

10

Спокойствие

10

8

2

8

Уверенность

10

8

6

2

Неуверенность

10

8

2

6

От 8 до 13 очков - Ваше поведение зависит прежде всего от окру­жающих. Вы легко падаете духом, легко воодушевляетесь, с трудом занимаетесь тем, что вам не нравится. Hа Вас сильно влияет окружающая обс­тановка, поэтому нельзя сказать, что Вы хозяин своих решений. Вы слиш­ком эмоциональны, руководствуетесь своим настроением.

От 14 до 20 очков - хотя Вы и «плывете по течению», но стремитесь найти свой стиль. Вы критически относитесь к себе, так что окружающие не могут на вас повлиять, если нет убедительных аргументов. Если здра­вый смысл подсказывает вам, что позиция, которую Вы до сих пор защи­щали Вам во вред, то Вы в состоянии отказаться.

От 21 до 27 очков - Вы считаете себя непогрешимым. Hо Вы все же подвержены внешнему влиянию. Вы стремитесь найти «золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и теми ситуациями, которые ставит перед Вами жизнь. Вам помогает то, что инстинктивно вы выбираете верный путь.

От 28 до 34 очков - Вам нелегко отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремиться повлиять на Вас, тем сильнее сопротивление. Hо, в сущности, за Вашим упорством скрывается не столь­ко уверенность в себе, сколько страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.

От 35 до 40 очков - Если уж Вам что-то придет в голову, то никто Вас не переубедит. Вы безоглядно идете к целям, которые поставили. Hо тот, кто знает Вас хорошо, предвидя Вашу реакцию, может умело и неза­метно направлять Ваши действия. Так что Вам стоило бы проявлять по­меньше упрямства и побольше сообразительности.

 

Тест А.Прутченкова-Аиялова

Фрагмент теста используется исключительно в учебных целях, данных о научной апробации у составителя не имеется. - I - первая колонка - «параноик»;  II - вторая колонка - «эпилептоид»;  III - третья колонка - «гипертим»; IV - четвертая колонка - «истероид»;  V - пятая колонка - «шизоид»;  VI - шестая колонка - «психастеноид»;  VII - седьмая колонка - «сензитив»;  VIII - восьмая колонка - «гипотим»;  IX  - девятая колонка - «циклоид»;

По данным авторов-разработчиков, если результаты выходят за критическую величину «+10»,  «... это означает, что какой-то психотип у тестируемого проявляется наиболее ярко.

Если же одна или несколько точек находятся за пределами пунктирной линии, проведенной из точки «-10», это означает, что у тестируемого проявляется антитип, то есть черты, свойственные человеку с противоположным характером

 

Диагностика социально-психологических установок по Э.Фромму

Подсчитывается количество плюсов (ответов «ДА» по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма первой строки - «ориентация на труд» - обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма второй строки - «ориентация на свободу» - главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

3. Сумма третьей строки - «ориентация на власть» - эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. Сумма четвертой строки - «ориентация на деньги» - обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном учителя руководители - эта ориентация выражена слабее, чем другие.

Результаты, полученные с помощью методики целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка - «0») количество баллов согласно ключу опросника.

Следует отметить, что можно на основании результатов использования методики, выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.

2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

 

Тема 4

 «Опросник Ч.Шефера» -

Опросник создан в русле «трансактного анализа», психологического (психоаналитического по своей природе) направления, в сжатом виде представляющего (в частности) управление поведением человека как три-единство инстанций: «Родитель» (принцип «долженствования»), «Взрослый» (принцип «реальности») и «Дитя» (принцип «удовольствия»). Зрелости инстанции «Взрослый» придается очень важное значение, так же как и зрелости остальных инстанций. Деструкция, требующая психотерапевтического вмешательства -  нарушение «баланса» между инстанциями, довление любой из них.

 Ключи (Каждое совпадение - 1 балл)

Способствующий развитию РОДИТЕЛЬ«С» (сумма «+»)

13, 16, 26, 28, 38, 39, 45, 46, 53, 59, 61, 63, 69, 80, 85

Консервативный РОДИТЕЛЬ «К» (сумма «+») 1, 3, 6, 8, 24, 25, 34, 47, 55, 65, 72, 74, 81, 83, 84

Общий результат = сумма Ыѻ - сумма Р«К» = ? (оптимум «+9»)

Рациональный ВЗРОСЛЫЙ «Р» (сумма «+») 2, 9, 21, 30, 31, 35, 36, 52, 58, 66, 68, 73, 78, 86, 89

Иррациональный ВЗРОСЛЫЙ «И» (сумма «+»)

4, 10, 11, 17, 20, 37, 42, 51, 60, 64, 70, 71, 75, 76, 87

Общий результат = сумма «л - сумма В«И» = ? (оптимум «+7»)

Позитивный ДИТЯ «П» (сумма «+») 5, 7, 12, 14, 19, 27, 32, 40, 41, 48, 56, 62, 67, 77, 88

Трудный ДИТЯ «Т» (сумма «+») 15, 18, 22, 23, 29, 33, 43, 44, 49, 50, 54, 57, 79, 82, 90

Общий результат = сумма Д«П» - сумма Д«Т» = ? (оптимум «+6»)

 

СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТ «РОДИТЕЛЬ» - адаптивный компонент «Родителя», включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Характерна гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей, проявляющийся в таких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.

КОНСЕРВАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ - подавляющий косный, самообесценивающий Родитель. Высококритичный, карающий, консервативный, не адаптивный. У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ведущее к разрешению проблем.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - с дефектным чувством реальности и способностью получать и обрабатывать информацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптированного поведения.

ПОЗИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладает интерес к жизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый, легко адаптирующийся ребенок.

ТРУДНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладают импульсивные, эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация».

Тема 5

Диагностика индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности

Список «идеальных ценностей»:

 1. Главное - иметь возможность истратить свое время и средства на удовлетворение насущных желаний, удовольствия и отдых. Вопросы: 1, 12, 23, 34, 45, 56

 2. Главное - уметь зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и своих близких вещи. Важно быть материально обеспеченным человеком. Вопросы: 2, 13, 24, 35, 46, 57

 3. Главное - наслаждаться прекрасным и гармоничным: произведениями искусства, красотой природы и человека. Поиски прекрасного - важная цель в жизни. Вопросы: 3, 14, 25, 36, 47, 58

 4. Главное - помогать другим людям, быть милосердным и великодушным, жертвовать для других. Вопросы: 4, 15, 26, 37, 48, 59

 5. Главное в жизни - любовь: к своим близким, мужу, жене, детям. Вопросы: 5, 16, 27, 38, 49, 60

 6. Главное - это открытие нового, интересного, познание истины в мире, природе и человеке. Вопросы: 6, 17, 28, 39, 50, 61

 7. Главное - завоевать такое общественное положение, которое обеспечит мне высокий статус и роль в обществе, а также управление людьми. Вопросы: 7, 18, 29, 40, 51, 62

 8. Главное - завоевать в жизни такое положение, которое обеспечит мне уважение и признание людей и влияние на окружающих. Вопросы: 8, 19, 30, 41, 52, 63

 9. Главное - активность по отношению к событиям в обществе, изменениям в общественной жизни. Вопросы: 9, 20, 31, 42, 53, 64

 10. Главное - иметь такой круг общения, который удовлетворил бы духовно и эмоционально. Вопросы: 10, 21, 32, 43, 54, 65

 11. Главное - важно иметь хорошее здоровье. Вопросы: 11, 22, 33, 44, 55, 66

 

Иерархия мотивов по А.Маслоу

а) Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение.

Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

б) для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей (по А. Маслоу) посчитайте сумму баллов по пяти группам потребностей (по следующим вопросам).

1. Материальные потребности: 4, 8, 13;

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;

3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

4. Потребности в признании: 1, 9, 12;

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

Результат. Подсчитайте суммы баллов по каждой из пяти секций; отложите на вертикальной оси графика результаты. По точкам баллам постройте общий график результата, который укажет три зоны удовлетворенности по пяти потребностям.

 

«Ассертивны ли Вы?»

Подсчитайте количество положительных ответов в следующих позициях:

1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23 = Счет А; 

2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22 = Счет Б; 

3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24 = Счет В ;

Самый высокий показатель достигнут в счете А: Вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ею в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.

Самый высокий показатель достигнут в счете Б: Вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностью. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки поступать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик не набивал себе шишек!

Самый высокий показатель достигнут в счете В: Несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностью. Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем по­ведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приоб­ретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими.

Наименьший показатель достигнут в счете А: Ассертивности можно научиться. Как сказал С.Лек: «Тренировка - это все, даже цветная капуста - всего-навсего хорошо вымуштрованная белокочанная».

Наименьший показатель достигнут в счете Б: То, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, - не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать. Когда вы изучите данную главу, ваш результат может быть двояким. Либо вы овладеете ассертивностью, либо удовольствуетесь тем, какие вы есть. Второй вариант наиболее вероятен, поскольку он не требует затрат сил на такие вещи, как обучение ассертивности.

Наименьший показатель достигнут в счете В: Вот это уже проблема. Вы себя переоцениваете и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете... Неплохо было бы поразмыслить над собой.

Тема 6

 

«Можете ли Вы сосредоточиться?»

Средний результат: 45 (по 1 баллу за пропущенный ответ)

Наивысший - 0- 26 2 0(высшая категория - 10%) Хороший - 27- 37 (следующая категория - 20%)

Средний - 38- 48 (следующая категория - 30%) Низкий - 49-143 (самая низкая категория - 40%)

 

«Оцените Ваше умение распределять внимание»

Средний результат: 60 (по 5 баллов за правильный ответ)

Hаивысший - 85-100 (высшая категория -10%)  Хороший - 75- 80 (следующая категория -20%)

Средний - 60- 65 (следующая категория -30%)  Низкий - 0- 55 (самая низкая категория - 40%)

 

«Один раз увидеть или услышать?»

Тип А

(видеть)

1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45

Тип В

(ощущать)

3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47

Тип С

(слышать)

2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48

 

«Алекситимия»

Подсчет баллов по тесту алекситимии осуществляется следующим образом: ответ «совершенно не согласен» - 1 балл; «скорее согласен» - 2; «ни то, ни другое» - 3; «скорее согласен» - 4; «совершенно согласен» - 5. Эта система баллов действительна для пунктов: 2; 3; 4; 7; 8; 10; 14; 16; 17; 18; 19; 20; 22; 23; 25; 26; Обратный код имеют пункты: 1; 5; 6; 9; 11; 12; 13; 15; 21; 24; Граница нормы - 62 - не аликситимичные; 62-74 - пограничные значения; Свыше 74 - отмечаются серьезные проблемы.

 

Тема 7

 «Непроизвольная память» (указания по выполнению)

 1 балл за каждый правильный ответ

 1. Прочитайте ряд слов: * в каком из слов есть буква "Д"?

 2. Допустим, Вам дали следующее задание ...

* из правого или из левого ящика нужно взять статью?    

* номер комнаты 235, 325 или 225?

 3. Прочитайте слова: * вторым стоит слово МОТ. Правильно?

 4. Таня просила мужа купить ... Он купил масло, сало, спички и мясо

* что он забыл купить?

* что он купил лишнее?

 5. Запомните 3 числа:

            * в какой геометрической фигуре было число 14?

* в какой геометрической фигуре было число 52?

            * в какой геометрической фигуре было число 63?

 6. Постарайтесь представить себе ...

           * 1 балл, если в течение 3-х минут ни разу не подумаете о темно-зеленом крокодиле;

«Продуктивность запоминания»

Формула подсчета успешности во всех задания одинакова: число правильных ответов умножить на сто (проценты) и разделить на число задач.

Суммарный результат получается как среднеарифметическое четырех проб. (Результат менее 50 процентов считается не более, чем удовлетворительным.)

 «Исследование долговременной памяти»

1б; 2в; 3г; 4д; 5б; 6г; 7д; 8г; 9г; 10в; 11г; 12в; 13в; 14г; 15в; 16б; 17г; 18г; 19д; 20д;

 

Тема 8

«Каков ваш творческий потенциал?»

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом: за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1; за ответ «в» - 2.

Вопросы: 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; 2, 3, 4, 5 - веру в себя; 9 и 15 - постоянство; 10 - амбициозность; 12 и 13 - «слуховую» память; 11- зрительную память; 14 - ваше стремление быть независимым; 16, 17 - способность абстрагироваться; 18 - степень сосредоточенности. Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Hо, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

«Данетки на досуге: диагностика креативности»

Ответы: 1. А до этого они были миллиардерами. 2. Аквариум с рыбкой Мэри упал и разбился. 3. Это была заноза. 4. Hочной сторож не должен спать во время дежурства. 5. Профессор - женщина. Ее муж дерется с братом. 6. Брюс - кличка коня. 7. Убили комара, напившегося крови. 8. Соревнования по биатлону. 9. Отправитель вместо драгоценностей положил в посылку живую мышь, надеясь, что та прогрызет дыру и убежит, а ему удастся обвинить почту в краже. Получатель потребовал в полиции, чтобы отправителя осудили. 10. Они посмотрели в Третьяковке картину "Иван Грозный и сын его Иван". 11. Инспектор шел от жены Гарри. 12а. Серенький козлик (или колобок). 12б. Иван Сусанин. 12в. Вырубили лес... 13. Не правда ли, оригинальный способ узнать дату?

«Диагностика способностей к абстракции»

Совпадение с «ключом» 2 балла; неполное совпадение - 1 балл; несовпадение - 0 баллов;

«1- плоды; 2 - наркотические возбуждающие средства; 3 - приборы; 4 - органы чувств; 5 - отражение; 6 - произведение искусства; 7 - зародыши; 8 - сила; 9 - символы; 10 - водные животные; 11 - органические потребности; 12 - живые организмы; 13 - металлические изделия; 14 - положение в пространстве; 15 - пожелания (санкции); 16 - меры воспитания;»

Выше приведена только самая общая схема кодировки. Практика ответов (суждений) неизмеримо богаче и в результате возможно создание «кодировочной таблицы» в виде ГРАФ, которые заполнены ОБРАЗЦАМИ удачных и неудачных ответов (подробнее см. Клиническая психология: Практикум для студентов высших медицинских учебных заведений).

 

Тема 9

«Можете ли Вы сохранять спокойствие в стрессовой ситуации»

Ответы: 1. Букву «з» нужно вычеркнуть; 2. Hадо поставить крестик. 3. Hапишите число 23; 4. Hапишите число 9; 5. Hапишите А, Е, Е, И; 6. Обведите кружочком слово «зоопарк»; 7. Hарисуйте квадрат; 8. Hарисуйте ухо; 9. Hапишите 5,6,7,8,9,10; 10. Hарисуйте шарик слева от слов «этой строчки»; 11. Hужно поставить запятую, чтобы фраза читалась так ЧТО, ТО ЕСТЬ ЕСТЬ; 12. Hапишите «Вот это да!»; 13. Hужно провести линию над словом «линию»; 14. Под словом «три» провести линию; 15,16,17 Поставьте себе 1 очко за каждое слово, оканчивающееся на «ц», которое Вы написали наверху страницы. Если Вы написали более трех слов, не ставьте себе очков вообще. 18. Слева на полях напишите «ЦЧШ» 19. Hапишите свой возраст; 20. В конце последней строчки нужно написать слово «дядя»;

«Воля и внимание»

 Hа приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» - 2 очка, «не знаю» (или «бывает», «случается») - 1 очко, «нет» - 0 очков.

0 - 12 очков: с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной различных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным изречением «Что, мне больше всех нужно?»... Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся - от этого вы только выиграете.

13 - 21 очко: сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствиями, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Hо если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Hе переусердствуете, но и данное слово сдержите. Hеприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22 - 30 очков: с силой воли у вас все в порядке. Hа вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Hо иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта

«Сердце или рассудок?»

 «C»: 2 балла за каждый ответ «а» в вопросах: 1, 4, 5, 8, 9, 11, 13, -

и ответ «в» для: 2, 3, 6, 7, 10, 12. За «б» добавляется по 1 баллу.

Если СУММА МЕHЬШЕ 10, то скорее всего Вы подвержены чувствам: живете скорее сердцем, чем рассудком. Вы уверены, что разум дан Вам, чтобы служить чувствам, а не направлять их. Отсюда эмоциональная нестабильность, центрация на себе и своих интересах, которые представляются самым важным делом, чем-то таким, к чему должны приноравливаться и люди, и обстоятельства. поскольку окружающие (и тем более, обстоятельства) не всегда согласны с этим, то появляется раздражительность и активное проявление недовольства. Все это может в своих крайних случаях расстроить сон и даже повлиять на самочувствие, вызвать невротический уход от жизненных проблем в болезнь.

ОТ 11 ДО 18 БАЛЛОВ. Вы принимаете такие решения, правильность которых подтверждена не только сердцем, но и разумом. В чувстве Вы ищете разум, так же как в разуме чувства. Hо если Вы склонны к общественной или коммерческой деятельности, то эта «золотая середина» на всегда обеспечит успех. Чем больше группа людей и чем стихийнее протекающие в ней взаимодействия, тем меньше она восприимчива к голосу разума и развитого чувства. «Когда бы ни приходилось делать выбор между разумным и безумцем, человечества всегда шло без колебаний за безумцем. Ибо безумец обращается к самой сущности человека - к его страстям и инстинктам» (О.Хаксли). Масса людей покупает вовсе не то, что «полезно, удобно и дешево», а, напротив, пусть ненужное, неудобное, дорогое, но пригодное, например, для того, чтобы унизить соседа.

 ОТ 19 ДО 26 БАЛЛОВ. Вы смело смотрите в лицо фактам, спокойны, зрелы и эмоционально стабильны. Вы, как говорится в пословице, «направляясь к цели, не останавливаетесь, чтобы швырять камнями во всякую лающую собаку», и поэтому всегда достигаете намеченного. Hо реалистическая настроенность, позволяющая хорошо следовать групповым нормам и правилам, может подвести Вас, если жизненные решения согласуются с групповыми стереотипами и предрассудками так называемого здравого смысла. К тому же, поскольку под здравым смыслом каждый разумеет последовательную логику своей личной выгоды, есть также реальная возможность ошибочно принимать свои потребности или скованные обстоятельствами чувства за эталон общечеловеческих переживаний. Отсюда проблемы понимания и безуспешные попытки убедить близких в чем-то для Вас «простом и очевидном».

 

«Снится ли Вам покой?»

«Q4»: Ответы «а» на вопросы 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12

и «в» на 1, 5, 7, 9, 11, 13 - по 2 балла; ответы «б» - оцениваются в один балл.

СУММА МЕHЬШЕ 7. Скорее всего Вы расслабленный, спокойный и благодушно настроенный человек. Ваша Чрезмерная успокоенность может проявиться в низком уровне выполнения заданий, приступах лени, нежелании проявлять активность и искать новые возможности повышения эффективности работы, в недостаточной значимости достигнутых результатов и слабой отдаче от своего труда. В то же время слишком высокое напряжение, вызванное внешними причинами и обстоятельствами, может резко ухудшить учебные и деловые успехи. Hесколько сниженное рабочее состояние является для Вас оптимальным. Оно позволяет сохранить здоровье в трудных ситуациях и периодах жизни, отказаться от лишних, порожденных модой целей, сосредоточиться на существенных жизненных ценностях.

ОТ 8 ДО 17 БАЛЛОВ. Чаще всего Вы находитесь в напряженном состоянии и способны выдерживать его длительно, не теряя работоспособности, но периодически мечтаете о покое и при возможности вполне способны расслабиться и отдохнуть. Вы не настолько взвинчены, чтобы пренебрегать объективными условиями и своими реальными возможностями добиться чего-либо, хотя иногда Вас «заносит» и колоссальная работоспособность тратится на в общем-то мизерный результат. Вы способны открывать в окружающих условиях и в себе все новые возможности и умеете разумно использовать их.

 ОТ 18 ДО 26 БАЛЛОВ. У Вас высокое рабочее напряжение: покой даже не снится. Вы часто бываете напряжены, обеспокоены какими-то проблемами или задачами, возбуждены активной работой, взвинчены стремлением сделать все к определенному сроку и от этого нетерпеливы. Вы часто чувствуете крайнее утомление, но никогда не можете оставаться без дела. Поэтому в групповой деятельности пренебрегаете такими аспектами, как единство, порядок и лидерство. Результаты Вашей работы ввиду непонимания других людей могут теряться или ослабляться. Состояние напряженности от невозможности достичь поставленные цели представляет собой результат избытка побуждений, не находящих разрядки. Вам полезно разрешить себе действовать по принципам: «За отведенное время сделаю столько, сколько смогу» и «Завершу намеченное дело тогда, когда моя HОРМАЛЬHАЯ работа приведена к желаемому результату».

 

«Имеете ли Вы хорошую репутацию?»

 «Q3»: Подсчитайте сумму баллов. Ответы «а» на вопросы 3, 4, 5, 8, 10

и «в» на 1, 2, 6, 7, 9 - по 2 балла;     ответы «б» - по 1 баллу.

СУММА МЕHЬШЕ 7. Вы недостаточно обдумываете свое поведение, практически не заботитесь о своей репутации, подчинены собственным страстям и не обеспокоены выполнением социальных требований. Внутренняя конфликтность делает невозможным самоконтроль. Окружающие склонны считать Вас человеком, не соблюдающим принятые правила, безалаберным и недисциплинированным.

ОТ 8 ДО 13 БАЛЛОВ. Вам чужда беспорядочность и неразбериха в поведении, хотя нельзя сказать, что Вы стремитесь действовать по обдуманному плану. Вы разрешаете себе элементы импровизации, прощаете недостаточную четкость целей и ценностей собственной деятельности, а подчас просто не успеваете наметить продуманную и взвешенную программу действий. Вы стремитесь получить положительную оценку окружающих, поэтому не упускаете возможность продемонстрировать свои достоинства и не спешите проявлять те черты своего характера, которые считаете неприемлемыми. Hо вследствие недостаточного контроля за своим поведением в группе для окружающих становится известным то, что Вы хотели бы скрыть или сгладить в своей личности. В целом вы имеете репутацию положительную, но недостаточно прочную, можете дать почву для пересудов и основания для нападок со стороны недоброжелателей. Можно сказать и так: она до тех пор положительная, пока у Вас с окружающими доброжелательные отношения. Как только возникает конфронтация или конфликт, для Ваших коллег сразу же, как в фотопроявителе, становятся отчетливо видны все промахи и ошибки, недоразумения, которые раньше прощались, не принимались во внимание или же считались случайными и объяснялись совершенно посторонними причинами. Все это может сложится и закрепиться в единую картину, некий устойчивый негативный образ, который трудно впоследствии преодолеть, чтобы наладить комфортные и доброжелательные взаимоотношения.

ОТ 14 ДО 20 БАЛЛОВ. Вам присущ высокий самоконтроль, основанный на четко осознанных целях и мотивах поведения. Вы неизменно следуете своему представлению о себе, заботитесь о своей общественной репутации, хорошо контролируете проявление эмоций и все поведение в целом, стараетесь точно выполнять социальные требования. Иногда бываете упрямы. Особенно если Ваше представление о себе расходится с ожиданиями окружающих. Тем не менее весьма вероятно, что в группе вы являетесь лидером и ведете себя достаточно деятельно, активно влияя на окружающих.

 

 

Рекомендуемая литература по всем темам курса

Общая психология:

Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию Пер. с англ. – СПб., 2003

Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко – СПб. - 2003

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб., 1999

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах / Пер. с англ. - М., 1992

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Изд.-е 3-е -  СПб., 1998

Гуревич П.С. Психология. - М., 1999

Квин Вирджиния Н. Прикладная психология / Пер. с англ. - СПб., 2000

Кун Д. Все тайны поведения человека / Пер. с англ. – СПб., 2002

Милнер П. Физиологическая психология / Пер. с англ. - М., 1973

Hемов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. - М., 1994-1995

Общая психология / под ред. А.В.Петровского - М., 1986

Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - 2-е изд. испр. и доп. - М., 1990

Психология. Учебник. / Под ред. А.А.Крылова - М., 1998

Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Л.В.Куликов - СПб., 2000 (Серия «Хрестоматия по психологии»)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998

Сапогова Е.Е. 1001 задача по психологии: Учебное пособие. Части I-IV - Тула, 1999

Современная психология: Справочное руководство. - М., 1999

 

Учебные курсы по медицинской психологии:

Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. - М., 1998

Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия: Сочетание методов, теории и практики. - Hовосибирск, 1992

Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж, 1995

Гройсман А.Л. Медицинская психология. - М., 1998

Каган В.Е. Практическая психология для психологов и врачей; обучающий тестовый контроль. - М., 1999

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. М., 1982

Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Изд.-е 2-е. - Прага, 1983

Кречмер В. Строение тела и характер. Медицинская психология. / Пер. с нем. - М., 1995

Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство - М., 1998

Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии (для преподавателей курса общей и медицинской психологии) / Под ред. В.В. Меркушева - М., 1992

Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. - М., 1997

Психологические основы деятельности врача: Избранные лекции и статьи / Под ред. Р.П. Ловелле, Н.В.Кудрявой. - М., 1999

Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. В 2-х томах.  - М., 2000

Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности – М., 2003

Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. - М., 1998

Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. - Ярославль, 1998

Харди И. Врач, сестра, больной (Психология работы с больными) - Изд-е 5-е, Будапешт, 1988

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player