РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

МЕДВУЗЫ - 12

© Комплексная самохарактеристика. Практикум. – Часть 3.

 

// Комплексная самохарактеристика: Учебное пособие. - Ярославль, 2005

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

 Цели и задачи написания «Комплексной самохарактеристики»

2.

Биологические основы индивидуальности (У. Шелдон)

 

2.1. Висцеротония.

 

2.2. Соматотония.

 

2.3. Церебротония.

3.

Психологическая характеристика личности  по А.Ф. Лазурскому

 

3.1. Внимание,  чувства, зависящие от контраста

 

3.2. Ощущения, восприятия, движения

 

3.3. Память

 

3.4. Ассоциации, воображение, речь

 

3.5. Мышление, общие характеристики умственной сферы

 

3.6. Настроения и аффекты, общие особенности эмоциональной сферы

 

3.7. Чувства

 

3.8. Принятие решений, процесс выбора,  сознательное волевое усилие

4.

Личность как система отношений

 

4.1. Программа изучения личности в ее отношениях к среде

 

4.2. Отношения к труду и собственности.

 

* Отношение к вещам

* Отношение к труду

* Отношение к материальному обеспечению (доходу)

* Отношение к собственности и ее расходованию.

 

4.3. Отношения к обществу.

 

* Отношение к равным

* Отношение к высшим и низшим

* Общественное сознание

* Корпоративное сознание

* Отношение к государству

* Отношение к праву

* Отношение к правилам вежливости и приличий

 

4.4. Отношения к жизни в целом.

 

* Отношение к природе

* Отношение к животным

* Отношение к нравственности 

* Общее отношение к миру и жизни

* Отношение к религии

* Отношение к науке и знанию

* Отношение к искусству (эстетический интерес)

 

4.5. Отношения к себе самому и семье.

 

* Отношение к своей физической и психической жизни

* Отношение к своей личности

* Чувственная любовь

* Романтическая любовь

* Отношение к семье

 

4.6. Определение «Уровня личности»

5.

Выраженность полоролевого поведения

6.

Социальная зрелость личности

7.

«Линия жизни»

8.

«Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) личности

 

8.1. Общая оценка

 

8.2. Оценка по основным блокам

 

8.3. 140 профессионально-психологических умений врача

 

* Блок «Восприятие и хранение информации»

 

* Блок «Переработка информации»

 

* Блок «Эмоционально-волевая регуляция»

 

* Блок «Речь и культура общения»

 

* Блок «Умение входить в контакт»

 

* Блок «Умение вести диалог»

 

* Блок «Умения воздействовать»

9.

Планы личностного и профессионального роста (2-й курс)

10.

Планы личностного и профессионального роста (4-й курс)

 

Литература для углубленного изучения темы

 

3. Психологическая характеристика личности по  А.Ф. Лазурскому

(сжатый вариант, цит. по А.Ф. Лазурский «Очерк науки о характерах» – порядок адаптирован к порядку рассмотрения тем в курсе педагогики и психологии)

Ориентируясь на программу  А.Ф. Лазурского отметьте наличие у себя ВЫРАЖЕННОГО присутствия тех или иных их перечисленных ниже 85-ти характеристик основных психических процессов, обеспечивающих личностную регуляцию деятельности.

 

3.1. Внимание, чувства, зависящие от контраста

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Ощущения, восприятия, движения

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Память

17

18

19

20

21

22

23

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Ассоциации, воображение, речь

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Мышление, общие особенности умственной сферы

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Настроения и аффекты, общие особенности эмоциональной сферы

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.7. Чувства

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.8. Принятие решений, процесс выбора, сознательное волевое усилие

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. ВНИМАНИЕ, ЧУВСТВА, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ КОHТРАСТА

1. Легкость привлечения внимания.

Всякая перемена в окружающей обстановке, все необычное, выдающееся, а также все, что сколько-нибудь затрагивает его чувства и интересы, тотчас же привлекает его внимание.

Или же, наоборот, ко всему относится одинаково рассеянно и невнимательно, не способен остановиться подольше на чем бы то ни было.

2. Сила сосредоточения внимания (отвлекаемость внимания).

Сосредоточившись на каких-нибудь внешних впечатлениях (читая, слушая, рассматривая что-нибудь, работая) или углубившись в свои собственные мысли, совершенно не замечает окружающего; чтобы отвлечь его, нужно несколько раз назвать по имени, тронуть за плечо и пр.

Или наоборот, ничтожное неудобство, помеха, громкий разговор тотчас же отвлекает.

3. Развитие произвольного (активного) внимания.

Если нужно, может сосредоточить внимание даже на скучном и неприятном предмете. По желанию или в случае нужды легко переносит внимание с одного объекта на другой.

Или же занимается только тем, что представляет интерес в данную минуту, бросая дело тотчас же, как только найдет другой, более интересный объект (пассивное внимание).

4. Устойчивость или неустойчивость внимания.

Долгое время может заниматься одним и тем же предметом, поддерживать разговор на одну и ту же тему.

Или, наоборот, беспрестанно меняет тему разговора, спросивши что-нибудь, не дослушивает объяснения и задает уже новый, посторонний вопрос.

5. Объем внимания (широта или узость его).

Может ли заниматься несколькими делами одновременно, например: выполнять сложную ручную работу, писать, рисовать - и в то же время слушать чтение, участвовать в интересном разговоре; или заниматься подробностями дела и одновременно не упускать из виду общего плана его.

6. Чувство удивления.

Всякое необычайное, неожиданное происшествие сильно поражает. Осматривая в первый раз большой город, музей, дворец и т.п., приходит в сильное возбуждение, поминутно оборачивается во все стороны, испускает удивленные возгласы и т.д.

Или же его ничем не удивишь, ко всему относится спокойно и холодно, как будто все это уже знал заранее.

7. Интерес ко всему новому.

Все новое, незнакомое (новые лица, новые предметы, книги, редкие старинные вещи и т.п.) возбуждает в нем интерес и желание ознакомится поближе. Любопытен, постоянно ищет новых, не испытанных еще ощущений и впечатлений. Любит разнообразие, не терпит скуки и монотонности. Погоня за модой (в платье, манерах, взглядах и обычаях)».

3.2. ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ДВИЖЕHИЯ

8. Острота восприятий.

Способность улавливать самую тонкую и малозаметную разницу между ощущениями. Количественная сторона. В сумерках и темной ночью хорошо видит, распознает самые мелкие звезды на небе, свободно разбирает мелкую печать. Улавливает самый незначительный шорох, чрезвычайное слабые и отдаленные звуки. Ясно и отчетливо различает самые слабые прикосновения, запахи и т.д.

Качественная сторона. Хорошо подбирает цвета, различая их оттенки. Обладает музыкальным слухом, способностью улавливать разницу между самыми близкими тонами. Тонко распознает различные запахи (например, разные духи).

Не замечается ли преобладание одного какого-нибудь рода ощущений над всеми остальными.

9. Обилие и богатство восприятий.

Наблюдателен: замечает все, что происходит вокруг него. Когда рассматривает что-нибудь, то ни одна мелочь не ускользает от его внимания. Чрезвычайно подробно изучает все то, за что ни возьмется.

10. Точность восприятий.

Все его наблюдения, описания и рассказы о только что виденном или услышанном вполне соответствуют действительности; как отдельные подробности событий, так и их взаимные отношения переданы совершенно точно.

Или же все его описания, даже при внимательном отношении к предмету, полны ошибок, неточностей и пробелов.

11. Обилие или бедность движений.

Подвижен или малоподвижен. Совершает много ненужных движений: без всякой необходимости ходит или бегает из угла в угол, прыгает, размахивает руками, гримасничает, ерзает на стуле, раскачивается, потягивается и т.п.,

или же подолгу сидит на месте, совершает только те движения, которые необходимы.

12. Быстрота или медлительность движений.

Насколько быстро может ходить, бегать, говорить, писать, исполнять различную ручную работу; наибольшее количество движений (например, поворотов колеса точильного станка), которые может совершить за известный промежуток времени.

13. Сила или слабость движений.

Может поднимать и ворочать значительные тяжести. Во время игр, гимнастики или атлетических состязаний обнаруживает значительную мышечную силу.

14. Степень координации сложных движений.

Насколько ловко или неуклюже совершает хорошо знакомые ему, привычные движения. Способность к гимнастике, танцам, подвижным играм, спорту. Беглая техника при игре на музыкальных инструментах. Способность к ручной работе.

15. Двигательная утомляемость.

Способен ли к трудной и продолжительной работе. Насколько быстро появляются признаки утомления (вялость движений, дрожание рук, отдышка и прочее).

16. Двигательная упражняемость (способность к упражнению в двигательной сфере). Насколько быстро и хорошо усваивает различные новые для него сложные движения? Легко ли дается обучение различным ручным и техническим работам, ремеслам и т.д.?

3.3. ПАМЯТЬ

17. Запоминание. 

Хорошо запоминает предметы, лица, события, разговоры, хотя бы один раз им виденные или слышанные. Легко и быстро заучивает самые длинные стихотворения и прозаические отрывки. В короткое время может усвоить во всех подробностях рисунок или описание сложного прибора, здания, местности.

18. Сохранение в памяти. (Продолжительность сохранения и количество сохранившихся подробностей.)

То, что раз видел или усвоил, сохраняет в памяти очень долго. По прошествии многих дней, месяцев, даже лет помнит все подробности событий почти так же хорошо, как помнил их на другой день.

Или же все впечатления быстро изглаживаются из памяти, воспоминания очень бедны, отрывочны и неполны.

19. Способность узнавания.

Легко узнает все то, что когда-нибудь видел, слышал или читал (лица, предметы, местности, музыкальные произведения, стихотворные отрывки и т.д.). Точно и правильно отличает все старое, знакомое от нового, незнакомого.

Или же не узнает даже тех людей, с которыми несколько раз встречался и разговаривал.

20. Легкость воспроизведения

В случае надобности или когда сам того захочет, тотчас припоминает все, что нужно.

Или же воспроизведение совершается с большим трудом, приходится справляться с записной книжкой, спрашивать окружающих и т.д. Только в том случае может припомнить все подробности какого-нибудь (не особенно важного) происшествия, когда окружающая обстановка, разговоры и его собственное настроение напоминают ему о случившимся.

21. Точность воспроизведения. 

При чтении наизусть стихотворений, при пересказе прочитанного делает очень мало ошибок. Припоминая какое-нибудь событие, описывает совершенно правильно все те (хотя бы и очень немногие) подробности, которые сохранились в его воспоминании.

Или же число ошибок очень велико, виденные ранее события передает (даже при самом добросовестном отношении к делу) очень неточно, часто путает подробности, смешивает лица, делает собственные вставки и т.д.

22. Преобладание одного из видов памяти. (Память материальная и формальная).

Хорошо запоминает и удерживает в памяти: отдельные звуки и их сочетание, мелодии и отрывочные фразы; отдельные цифры и числа; движения; лица, картины, отдельные местности. Или же: ритм и быстроту звуков и движений, геометрические фигуры, чертежи, схемы, планы местности, хронологическую последовательность событий. Не преобладает ли один какой-нибудь из этих видов памяти над другими.

23. Тип воспроизведения представлений. (Типы: зрительный, слуховой, моторный и смешанные). Во всех его воспоминаниях, мечтах и сновидениях преобладают яркие, живые зрительные образы; очень подробно и точно может описать их цвет, форму и положение. Обладает способностью к живописи. Или же преобладают слуховые образы (способность к музыке) и воспоминания о движениях.

24. Способность точно локализовать воспроизведенные представления. 

Всякий раз может точно определить, когда и при каких обстоятельствах видел данного человека. Может указать, в какой книге и на какой странице находится цитированная им фраза.

3.4. АССОЦИАЦИИ, ВООБРАЖЕHИЕ, РЕЧЬ

25. Обилие или бедность ассоциаций

Каждое впечатление вызывает целый ряд мыслей, воспоминаний, образов. Обладает неисчерпаемым запасом тем для разговора и большим количеством самых разнообразных сведений.

Или же круг представлений очень узок и ограничен, воспоминания немногосложны.

26. Развитие внешних ассоциаций. 

Рассказывая о чем-нибудь, передает подряд все то, что он видел или слышал, не заботясь о внутренней связи. В рассуждениях преобладают поверхностные аналогии. Заучивает (например, уроки) не по смыслу, а чисто механически. Повторить заученное может лишь в том порядке, в каком его усвоил, иначе становится в тупик и все забывает.

27. Развитие внутренних ассоциаций. 

Не довольствуясь простым пересказом событий, старается передать их внутреннюю, причинную связь. (Осмысленный и связный текст - стихи, прозу - запоминает гораздо лучше, чем бессвязный - собственные имена, хронологические таблицы.)

28. Способность к образованию новых представлений и их комбинаций. 

Высказываемые мысли часто бывают новы, оригинальны, непохожи на все прежние.

Или, наоборот, шаблонны, являются повторением общеизвестных истин.

Изобретателен, находчив. Легко решает загадки, шарады. По нескольким данным ему намекам может легко составить себе целую картину какого-нибудь события или местности. Способен к сочинению стихов, повестей и т.п. Способность к остроумным научным гипотезам, техническим открытиям и усовершенствованиям.

29. Богатство или бедность воображения. 

Все создания его воображения (классные сочинения, рассказы, мечты, сновидения) отличаются крайней несложностью, примитивностью;

или же, наоборот, изобилуют богатством подробностей, образов, сравнений и т.п.

На одну и ту же тему (организация какого-нибудь предприятия, способ выйти из трудного положения) может придумать целый ряд различных вариаций.

30. Живость, яркость воображения.

Образы фантазии (например, мечты, сновидения) до того ярки, что в воспоминании иногда перемешивает их с действительностью (не знает сам, видел ли такой-то факт во сне или наяву).

Или же бледны, неясны, неопределенны, с трудом поддаются описанию и передаче.

31. Степень реальности новообразованных представлений.

Его стремления и замыслы, даже самые широкие и отдаленные, вполне осуществимы и не заключают в себе ничего несбыточного. Его научные построения вполне оправдываются дальнейшим опытом; различные технические усовершенствования, планы и проекты оказываются практическими и целесообразными.

Или же наоборот, склонен мечтать, строить воздушные замки, составлять фантастические гипотезы и неосуществимые проекты.

Противоположность между реализмом и идеализмом в искусстве.

32. Обилие словесных образов (богатство речи).

Обычно не чувствует недостатка в словах и выражениях. Для каждого предмета, для каждой мысли у него тотчас имеется целый ряд слов, названий, готовых фраз и оборотов речи.

Или же речь очень бедна, в ней часто повторяются одни и те же слова и обороты.

33. Преобладающий тип словесных образов (типы: зрительный, звуковой, моторный, смешанные).

Каким образом охотнее заучивает, - по книге или с чужих слов? если по книге, то заучивает ли молча, следя только глазами, или же повторяет слова про себя? Что больше сохраняется в памяти: строчки, буквы, печатный шрифт или звуки, рифмы.

 34. Легкость сочетания словесных образов.

Речь льется плавно, связно и свободно, без всяких задержек. Легко и быстро пишет письма, сочинения и т.п.

Или же речь и письмо изобилуют тяжелыми, неуклюжими оборотами, каждую фразу по несколько раз исправляет и переделывает.

35. Связь представлений и понятий с их словесными обозначениями

Для каждого предмета или отношения находит самые подходящие, наиболее соответствующие названия и обороты речи (меткая, ясная речь).

3.5. МЫШЛЕHИЕ, ОБЩИЕ ОСОБЕHHОСТИ УМСТВЕHHОЙ СФЕРЫ

36. Наклонность к составлению суждений.

По поводу всякого сколько-нибудь незначительного факта начинает рассуждать, сопоставляет его с другими и делает выводы. Наклонность перерабатывать и дополнять свои прежние впечатления, мысли и воспоминания, как только опыт даст что-нибудь новое.

Или же совершенно не способен рассуждать, не в состо­янии понять самой простой мысли, не замечает вопиющих противоречий в своих суждениях.

37. Правильность, обоснованность суждений.

Значительное большинство его мнений и взглядов вполне соответствуют действительности. На его суждения можно положиться, так как они всегда достаточно обоснованны.

38. Субъективность или объективность суждений.

В своих суждениях о предметах, людях и событиях передает, главным образом, то впечатление, которое они на него произвели. Оценивает их значение всегда с точки зрения своих собственных взглядов, не будучи способен встать на чужую точку зрения.

Или же рассматривает их вполне объективно.

При­мер: противоположность между художественным и научным отношением к объекту.

39. Большая или меньшая способность к отвлечению (абстрактность или конкретность мышления, образование общих представлений и понятий).

Всегда занят какими-нибудь общими вопросами. Каждое от­дельное явление природы или факт общественной жизни умеет обобщить, отыскавши в нем черты, общие для целого класса явлений. Собирая расте­ния, камешки, рисунки, всегда делит их на группы по известным общим признакам. Может дать более или менее точное определение различным отвлеченным понятиям (например, «наука», «справедливость», «равновесие»).

Наклонность к занятию отвлеченными науками: математикой, философией. Противоположные качества: каждое явление интересует его само по себе, без всякого отношения ко всему остальному. Каждый отдельный факт всегда представляет себе образно, конкретно, со всеми подробностями. Отвлеченные мысли и рассуждения старается для ясности иллюстрировать при­мерами, схемами и рисунками.

40. Широта или узость понятий.

Все его наблюдения и взгляды отличаются значительной узостью и односторонностью. Педант и формалист, из-за частностей не видит главного, из-за средств забывает о цели. Наклонность к мелочной специализации.

Или же обладает широким кругозором, способностью понимать и оценивать самые разнообразные и проти­воположные явления.

41. Способность к умозаключениям (построение цепи суждений для образования конечного вывода).

В области, ему хорошо знакомой, очень дальновиден: задолго вперед может рассчитывать все возможные комбинации и предсказать вероятные последствия данного поступка. В сво­их рассуждениях очень последователен. Обладает способностью к формальной логике, математике и т.п.

42. Наклонность к анализу и синтезу.

Приступая к ознакомлению с каким-нибудь предметом (научная проблема, явление природы, прак­тическое предприятие), прежде всего подробно изучает одну за другой его отдельные стороны, не оставляя без внимания ни одной мелочи.

Или же, наскоро ознакомившись с некоторыми подробностями вопроса, старается, исходя из них, сразу представить себе общую организацию дела, уловить главные причины явления и т.д.

43. Наклонность к индукции и дедукции.

Делает вывод только тогда, когда собрано достаточно фактов; вообще, в своих рассуждениях придерживается фактов (все равно, будут ли это собственные наблюдения или сведения, полученные из книг) и старается не слишком удаляться от них.

Или же, усвоив себе известный принцип или закон (ходячее мнение, научная гипотеза, какая-нибудь предвзятая мысль), делает из него обширные и разнообразные выводы, не считаясь уже более с фактами (прямолинейность, наклонность к поспешным обобщениям).

44. Быстрота и медленность мысленных процессов.

Быстро или медленно схватывает и подмечает окружающие впечатления, быстро припоминает, соображает, отвечает на вопросы. Быстро ориентируется во всяком новом незнакомом ему делу. Всякую привычную и не особенно трудную умственную работу может исполнить в очень короткое время. Насколько хорошо успевает рассмотреть (при нормальном зрении и достаточном сосредоточении внимания) быстро промелькнувшие перед глазами предметы: мышь, пробежавшую в углу комнаты, ряд домов, на мгновение освященных молнией и т.д.

45. Преобладание сознательных и бессознательных процессов.

Рассказывая о событии в своей жизни, подробно описывает, что он думал и чувствовал в это время. Способен к самонаблюдению, к точному анализу и своих внутренних переживаний (напр., во время психологическо­го эксперимента).

Или же заметно преобладание бессознательных процессов. Не может сказать, каким путем он дошел до известной мысли, заключения. Не может доказать своего мнения факта ми, но «чувствует», что он прав. «Инстинктивно» догадывается, в чем сущность данного вопроса. Самые удачные мысли приходят ему в голову невзначай, как бы случайно, во время прогулки, постороннего разговора и т.п.; воспоминания сами собой «всплывают», когда о них не слушает. Сам не может хорошенько разобрать­ся в своих желаниях и стремлениях, симпатиях и антипатиях; часто сам не может назвать причины, заставившей его рассердиться, обрадоваться и проч. Приступы недостаточно мотивированного страха.

46. Преобладание внешних восприятий над внутренними и обратно.

Внешние восприятия являются только поводом к возникновению длинного ряда мыслей, которые всецело овладевают его вниманием. Часто, углубившись в свои собственные мысли, плохо слушает то, что говорит ему собеседник. Любит тишину и уединение, позволяющие ему свободно предаваться своим занятиям, мечтам и воспоминаниям.

Или же любит шумную, пеструю, разнообразную обстановку, которая давала бы массу внешних впечатлений и не оставляла бы его наедине с самим собой.

47. Наличие или отсутствие направляющих идей в умственной сфере.

Замечается ли в различных его суждениях известное единство, одна общая руководящая мысль, или же они не имеют между собой ничего общего? Во время наблюдения всегда имеет известные руководя­щие задачи или точки зрения и обращает внимание только на те явления, которые соответствуют его задачам.

Или же часто уклоняется в сторону, забывая о цели наблюдений, теряя нить разговора, впадая в противоречия с самим собой.

48. Умственная утомляемость.

Сколько часов или минут может провести за такой работой, которая требует значительного умственного напряжения (решение задачи, заучивание уроков, подготовка к серьезному экзамену). Скоро ли наступают при этом признаки утомления, субъектив­ные (чувство усталости, тяжесть и боль в голове, мелькание в глазах, невозможность сосредоточиться, неспособность соображать) и объективные (количественное и качественное ухудшение работы, рассеянность)? Может ли долгое время работать без перерыва или время от времени нуждается в отдыхе? Как часты и продолжительны должны быть эти промежутки отдыха? Сказывается ли к концу рабочего дня утомление по сравнению с ут­ренними часами и насколько оно значительно?

49. Умственная упражняемость (привыкание).

Как скоро приспосабливается ко всякой новой, непривычной для него умственной работе? Когда после перерыва принимается за занятие, то сколько времени (минут, часов, дней) требуется для того, чтобы «втянуться» и начать рабо­тать обычным темпом?

3.6. НАСТРОЕНИЯ И АФФЕКТЫ, ОБЩИЕ ОСОБЕHHОСТИ ЭМОЦИОHАЛЬHОЙ СФЕРЫ

50. Преобладающее настроение

Всегда весел, доволен, радостно настроен, отличается хорошим самочувствием; даже в трудных положениях не теряет хорошего расположения духа. Или же, наоборот, самочувствие большей частью плохое, настроение угнетенное, замечается общая вялость и подавленность.

Или, наконец, настроение спокойное, ровное, но без особенной радости, серьезное, но без оттенка грусти.

51. Постоянство или изменчивость настроения. 

Несмотря ни на какие обстоятельства, настроение всегда одинаково.

Или же оно легко меняется в зависимости от обстоятельств, а иногда и без всякой особенной причины.

Происходит ли смена настроений быстро или медленно?

52. Способность испытывать радость и горе. 

Всякое приятное событие, все, что удовлетворяет его желание и потребности (игры, подарки, лакомства, интересное чтение, свидание с любимыми людьми и проч.), вызывает резко выраженное состояние довольства и радостное возбуждение. Всяческие же неприятности, лишения и несчастья, постигающие его самого или близких ему людей, сильно огорчают, заставляют плакать, тосковать, грустить.

Или же наоборот, не способен ни к особенной радости, ни к особенному горю.

53. Наклонность к гневу.

Часто сердится, раздражается. Всякие препятствия, стеснения, помехи, даже самые незначительные, возбуждают его и вызывают досаду и чувство гнева, достигающее иногда значительной силы (бешенство, ярость).

Или наоборот, ко всему относится спокойно и снисходительно.

54. Наклонность к испугу.

Всякое сильное и внезапное впечатление (шум от падения чего-нибудь, выстрел из ружья, неожиданный стук в дверь, внезапное появление человека за спиной) пугает, заставляет вздрагивать и вызывает сердцебиение.

55. Наклонность к страху или ее отсутствие.

При приближении опасности беспокоится, дрожит, бледнеет, теряется, пытается бежать (или при крайней степени страха совершенно теряет способность двигаться).

Противоположные качества: храбрость, смелость, хладнокровие; в присутствии опасности, вполне осознавая ее, спокойно продолжает свое дело, разговаривает и т.д.

Различные виды страха: страх перед болью (побои, ранения), страх за свою жизнь, за свое имущество, за различные материальные интересы. Боязнь за свое дело, за свою репутацию, за свои высшие духовные интересы, за близких и уважаемых людей. Боязнь большого общества, застенчивость. Боязнь всего нового, неизвестного, страх перед будущим вообще. Боязнь темноты, привидений, мертвецов, всего непонятного и сверхъестественного. Боязнь мышей, лягушек, пауков, отвратительных животных и насекомых.

56. Возбудимость чувствований.

Всевозможные чувства и волнения возникают легко; достаточно малейшего повода, чтобы их вызвать. Постоянно волнуется, кипятится. Легко приходит в состояние восторга, гнева (вспыльчивость), угнетения и т.п.

57. Сила, интенсивность чувствований. 

Достигают ли некоторые чувства и аффекты (напр., радость, печаль, гнев, самолюбие, сострадание, религиозное чувство и др.) когда-нибудь такой силы и глубины, чтобы потрясти весь его организм, изменить хотя бы на время все его поведение или, наконец, побудить его на необычайные, из ряда вон выходящие поступки?

Или же все его чувства слабы и поверхностны?

58. Продолжительность, устойчивость чувствований

Раз возникшее чувство нескоро успокаивается, даже если причина, его вызвавшая, уже давно исчезла. Спустя долгое время достаточно малейшего повода или напоминания, чтобы прежнее чувство возобновилось в полной силе;

или же, наоборот, всякое, даже сильное чувство быстро ослабевает и прекращается хотя бы вызвавшая его причина и не перестала действовать.

59. Обилие или бедность внешних проявлений чувства.

Каждое сколько-нибудь значимое чувство сопровождается обильными физиологическими проявлениями: краснеет или бледнеет, плачет или громко смеется, оживленно жестикулирует, голос делается чересчур громким или наоборот, слабым и беззвучным, дыхание учащено, сердце сильно бьется.

Или даже при сильных чувствах все ограничивается легкой краской на лице и небольшими полузадержанными движениями.

Общителен, много говорит, обо всех своих чувствах всем рассказывает, или замкнут, молчалив, необщителен.

60. Влияние чувства на умственные и волевые процессы.

Событие, сильно его поразившее, преувеличивает и вообще подает неточно. Суждения о людях часто бывают пристрастны под влиянием симпатий или антипатий. Впечатлителен: при удаче, хорошем расположении духа оптимистичен, при неудаче же, утомлении чересчур много отчаивается во всем.

Часто увлекается, действует под влиянием минутных желаний, забывая все свои прежние решения и рассуждения. Склонен идеализировать свое прошлое или, наоборот, рисовать его слишком мрачно.

3.7. ЧУВСТВА, ОТHОСЯЩИЕСЯ К СОБСТВЕHHОЙ ЛИЧHОСТИ - ЧУВСТВА ПО ОТHОШЕHИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ - ВЫСШИЕ ИДЕЙHЫЕ ЧУВСТВОВАHИЯ

61. Низшие органические чувства. 

Удовлетворение органических потребностей (сон, еда и др.) является одним из главных удовольствий в его жизни. Обжора, лакомка, гастроном. Наклонность к злоупотреблению спиртными напитками. Сильное развитие грубых половых влечений: распутный, охотно слушает всякие сальности, рассматривает всякие непристойные рисунки.

Или же, наоборот, все его физические потребности очень ограничены, отличается умеренностью, трезвостью и воздержанием.

62. Забота о благосостоянии своей личности (эгоизм).

Всегда заботится только о себе, о своих собственных нуждах, выгодах и удовольствиях; во всех остальных людях видит лишь средство или препятствие для достижения своих личных целей. Жадность, корыстолюбие. Трусость, чрезмерная забота о самосохранении.

Или же, наоборот, отличается бескорыстием, самоотречением, способен к великодушию и самопожертвованию.

63. Забота о своем превосходстве над другими (самолюбие).

Всегда старается чем-нибудь отличиться, превзойти своих товарищей. Ищет славы, почета, высокого положения, знаков отличия, чувствителен к похвалам и порицаниям, шумному успеху или равнодушию со стороны окружающих. Тщеславен, любит рисоваться и кокетничать. Хвастлив. Обидчив. Чрезвычайно дорожит своей репутацией. Сильно развито чувство чести и собственного достоинства.

64. Чувства, связанные с оценкой собственной личности.

Сильная, непоколебимая уверенность в себе, в своих силах и способностях (физических или духовных). Смело и самоуверенно берется за самые трудные предприятия. Самомнение. Самонадеянность. Самодовольство. Властолюбив и горд, насмешливо и презрительно относится ко всем окружающим.

Противоположные качества: чувство собственного бессилия и неспособности; не решается взять на себя сколько-нибудь ответственное дело. Легко приходит в смущение, замешательство. В присутствии незнакомых людей стыдится, конфузится. Склонен к раскаянию, смирению и самоунижению (остерегаться притворства!).

65. Родственная привязанность

Любит своих родителей, братьев, сестер, часто вспоминает о них, пишет длинные письма, радуется свиданию с ними и т.д. Хороший, заботливый семьянин, готов для своей семьи на всякие жертвы. Родительская любовь к детям.

66. Чувство симпатии (различные виды симпатии).

Любовь, влюбленность. Способен к сильной, глубокой любви, ради которой готов пожертвовать многим; или же привязанности его неглубоки и непродолжительны. (Хотя, может быть, и часты.) Нежность, сострадательность. Ко всему относится ласково и с сожалением, старается помочь всем, чем может. Добр, услужлив. Мягок, деликатен. Чуток, отзывчив. Способность к дружбе. Обнаруживает значительную к некоторым товарищам, воспитателям; делится с ними своими тайнами, старается доставлять им удовольствие. Чувство уважения. Почтительно и с уважением относится к родителям, старшим, начальству - вообще всем тем, кого считает выше, умнее или лучше себя. Рассказы о великих людях и чтение их биографий производят на него глубокое впечатление.

Противоположные качества: холодность, жестокость, бессердечие. Желание причинить другим страдание (охотно дразнит детей, мучает животных). Мстительность, злопамятство. Зависть, злорадство. Способность к ненависти. Едкость, язвительность в разговорах. Наклонность к ссорам, дракам. Дерзость, грубость, нахальство.

 67. Общественные чувства.

Радушие, гостеприимство. Сильно развитое чувство товарищества. Стремление устраивать сообща различные предприятия. Стремление направлять свою деятельность на пользу общества, государства, человечества.

68. Интеллектуальное чувство. 

Умственная работа, если только не слишком утомительна, сама по себе доставляет ему удовольствие. Любознателен. Охотно читает серьезные книжки, интересуется различными чисто теоретическими вопросами. Успешное решение трудной задачи очень радует его, независимо от каких-либо побочных соображений (самолюбия, расчета и т.д.). Способен увлекаться широкими научными обобщениями и теориями.

69. Эстетическое чувство (различные его виды). 

Чувство красоты. Любит все красивое, изящное, чистые, приятные звуки, мелодии и аккорды (пение, игра на инструментах), красивые сочетания цветов (живопись, зеленеющие поля и леса, голубое небо), плавные и мерные движения и т.д. Одевается изящно, со вкусом. Умеет составлять букеты, красивые декорации. Питает отвращение ко всему безобразному, некрасивому.

Или же совершенно лишен чувства красоты, ему нравится пестрые, безвкусные сочетания цветов, оглушающий шум и стук и проч.

Содержание в искусстве: нравится все полезное, целесообразное: чистота и порядок в комнате; стройно и правильно действующая (хотя бы и не изящная) машина, пароход, поезд железной дороги; правильное, симметричное расположение частей в утвари, зданиях и орнаментах.

Или же красоту и изящество предпочитает пользе, любит изящные безделушки, поэтические, хотя и нецелесообразные постройки и сооружения (парусных корабль, старая, покривившаяся избушка в лесу), в произведениях искусства ищет преимущественно интересных похождений, сильно волнующих сцен, различных идей общего характера и т.д.

Чувство высокого. Любит все возвышенное и грандиозное: волнующееся море, водопады, сильные грозы, голые скалы. Зачитывается рассказами о героях, обладавших огромной физической силой, о грандиозных сражениях и знаменитых полководцах или о нравственном героизме, о христианских мучениках, миссионерах, самоотверженных поступках.

Чувство смешного. Любит шутки, остроты, юмористические рассказы, карикатуры, водевили и т.п.

70. Нравственное чувство (степень развития и характер проявлений).

Большее или меньшее развитие известных нравственных принципов, руководящих его поведением. Ко всему, что он считает хорошим и нравственным, относится сочувственно, всякий же дурной, безнравственный поступок вызывает в нем отвращение, сожаление или негодование. Поступив дурно, чувствует затем угрызения совести.

Проявление нравственного чувства: честен, правдив, откровенен, справедлив, добросовестно исполняет то, что считает своим долгом, верен раз данному обещанию, твердо держит свое слово. Отношение к различным общепринятым обычаям и приличиям: вежлив, аккуратен, умеет хорошо держать себя в обществе и на улице, опрятен и т.д.

Противоположные качества: наклонность к обману, лести, хитрости, воровству, постоянные жалости, даже в самые серьезные и торжественные минуты, неопрятность, нечистоплотность.

71. Религиозное чувство (степень развития и характер проявлений). 

Существуют ли у него какие-нибудь (более или менее сложившиеся) религиозные воззрения, влияющие на его поступки и поведение? Насколько сильно это влияние? Прибегает ли к религии в критические моменты своей жизни (во время несчастий, перед началом трудного и опасного предприятия)? Проявления религиозного чувства: часто и горячо молится, охотно читает священные книги и беседует о вопросах веры и религии. Отношение к обрядовой стороне религии: частое хождение в церковь, строгое соблюдение постов и различных других обрядностей.

3.8. ПРИHЯТИЕ РЕШЕHИЙ. ПРОЦЕСС ВЫБОРА. СОЗHАТЕЛЬHОЕ ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ

72. Сила или слабость желаний и влечений.

Когда говорит о своих потребностях, о своих задушевных желаниях и намерениях, то заметно оживляется;

или наоборот, остается таким же вялым, безразличным апатичным, как и прежде. Находясь в очень неудобном и неприятном положении не обнаруживает ни малейшего желания выйти из него, хотя бы это было и нетрудно сделать. Ко всему одинаково равнодушен и безразличен.

73. Наклонность к борьбе мотивов (процесс выбора).

Перед каждым сколько-нибудь важным решением или суждением колеблется, выбирает, взвешивает;

или, наоборот, во всех, даже затруднительных случаях принимает тотчас же, без всяких колебаний, первое попавшееся решение (импульсивность поступков).

74. Быстрота выбора.

Продолжительность колебаний, предшествующих окончательному принятию решения. В критическую минуту, когда нельзя медлить (пожар, внезапная опасность для жизни, критический момент во время игры), действует решительно и целесообразно.

75. Наклонность к обсуждению мотивов.

Предусмотрительность: заранее обдумывает все возможные последствия своего решения или поступка. Благоразумие: начинает какое-нибудь дело, предприятие только в том случае, если обладает достаточными средствами для его выполнения и если результат предприятия вполне соответствует его целям и интересам. Все подробности поступка заранее хорошо обдуманы. Всегда может сказать, почему и зачем действует так, а не иначе.

Противоположные качества: легкомыслие, беззаботность.

76. Способность (или неспособность) к принятию решений.

Даже когда положение дела ясно, все же никак не может решиться и без конца колеблется. Едва начав какое-нибудь дело, уже начинает переделывать его в противоположном направлении. Наличие или отсутствие твердых, определенных планов и намерений.

77. Устойчивость (или неустойчивость) принятых решений.

Постоянство в образе действий, в преследовании раз намеченных целей. Никогда или очень редко меняет свои привычки и занятия. Неизменность взглядов и мнений, верность своим давнишним убеждениям.

78. Ясность, определенность желаний и решений.

Всегда знает до последних подробностей, чего именно хочет и добивается.

Или же конечные цели очень неясны, планы и намерения полны противоречий, которых он сам не замечает. На многие вопросы, относящиеся к предстоящему поступку, совершенно не в состоянии ответить.

79. Систематичность сложных действий.

Всякое дело совершает систематически, последовательно. Только окончив одно, переходит к другому. Во всем любит порядок, систему (в определении времени, занятий, в денежных делах). Занимаясь научными исследованиями, охотно составляет классификацию, стремится расположить факты в известном порядке, хотя бы и чисто внешнем.

Или же наоборот, постоянно суетится без толку, перескакивает от одного к другому, не оканчивая ни одного из начатых дел. Отдельные поступки часто противоречат друг другу. На столе и в комнате беспорядок. Научные факты и наблюдения излагает, как попало, без всякой обработки и систематизации.

80. Степень развития руководящих идей и стремлений.

Имеет ли определенные мнения, взгляды (религиозные, этические и др.), руководящие всеми его решениями, определенные цели, дающие направление всем его поступкам? Замечается ли в его действиях известное единство, наличие общей руководящей мысли.

81. Способность к внутренней (психической) задержке.

Самообладание, способность подавлять в себе страх, вспышки гнева, различные страсти, влечения и т.п. Аскетические наклонности.

82. Способность к физической (психомоторной) задержке.

Умеет скрыть проявление своих чувств. Даже при сильном возбуждении, страхе, гневе, радости и т.д. остается внешне спокойным. Вынослив по отношению к боли, не кричит, не стонет.

83. Способность к положительному волевому усилию.

Может ли принудить себя взяться за очень трудное, почти безнадежное дело, если это необходимо. Находясь в самом тяжелом положении (болезнь, отсутствие средств различные лишения и препятствия), все же продолжает развивать энергичную деятельность;

или же наоборот, малейшее затруднение тотчас же парализует всю его энергию.

84. Большая или меньшая продолжительность волевого усилия.

Настойчив ли в преследовании своих целей? Может ли довести до конца раз начатое дело, несмотря ни на какие препятствия?

Или же за всякую работу принимается сначала энергично, но затем быстро остывает?

Способен ли на продолжительную работу или нет?

85. Степень сопротивляемости внешним влияниям (различные ее виды).

Сознательная, разумно мотивированная самостоятельность мнений и поступков. Нежелание поступаться своими убеждениями. Чужие советы и образцы принимает, но только изменив их сообразно своим потребностям. Тупое, ограниченное упрямство. Несмотря на все убеждения, ни за что не желает изменить свои действия, явно бессмысленное и для него самого вредные.

Противоположные качества. Подражательность: легко перенимают поступки окружающих, их манеры, жесты, суждения, способ выражаться; при этом одинаково легко усваивает как хорошее, так и дурное. Уступчивость, склонность подчиняться. Легковерие: всякий рассказ, даже самый нелепый, принимает за чистую монету. Способность поддаваться внушению: можно без особенного труда убедить его сделать что угодно» (Комплексная самохарактеристика,  С. 16-32).

 

Пишите на адрес:
artem.savin00@gmail.com (временно)
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player