![]() | ||
Ощущение
и восприятие (начало) Ощущение и восприятие – источник познания, всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле. Восприятие и ощущение – основа для построения общих представлений и понятий. Следует различать процессы ощущения и восприятия и результаты этих процессов. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, как внешней среды, так и собственного организма (цвет, свет, тепло, боль и пр.), результат воздействия предметов внешнего мира и собственного тела на органы чувств. Восприятие, в основе которого лежат ощущения, представляет процесс чувственно- образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. Восприятие человека – активный процесс. Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершенствует его восприятие. Результат процесса восприятия в норме – целостный образ воспринимаемого предмета. Образ этот – отражение материального объекта, детерминированное взаимоотношением субъекта с этим объектом. Восприятие не обязательно отражает все свойства предмета. Прежде всего, воспринимается и учитывается в восприятии здорового человека то, без чего воспринимаемое в целом не может быть узнано, дифференцировано. Количественный и качественный состав информации, который должен обеспечить субъекту возможность получить о предмете в процессе восприятия адекватный образ, зависит от знакомства с объектом, от знаний о нем. При восприятии хорошо знакомого, привычного, ожидаемого обычно бывает необходимо отметить в сознании меньше деталей, чем это происходит при восприятии нового объекта при условии интереса к нему. Количество необходимой информации зависит также от задачи восприятия. Чтобы осознать, например, что воспринимаемое есть собака, нужно меньше информации, чем для того, чтобы сказать, чем от других собак она отличается. В соответствии с этими различиями в потребной информации различается и процесс восприятия. Способность строить восприятие в соответствии с задачей – необходимая черта психики человека, нередко нарушаемая в патологии. Восприятие в норме отличается константностью, отражая предмет в разных положениях, на разном расстоянии, различно освещенным, в основном таким, как он есть в действительности. Например, размеры объекта определяются правильно, благодаря единству отражения расстояния его от глаз и его размеров. Константность есть важнейшее свойство восприятия и необходимо связано с детерминированностью восприятия, с его адекватностью объективному миру. В процессе общественного развития и на основе развивающейся практики отдельного человека восприятие становится все более полно отражающим мир, свойства предметов и отношения между ними. Возникающие при болезни нарушения в периферических или центральных отделах анализаторов могут привести к различным формам нарушения восприятия. Возникшие в процессе восприятия образы в той или иной мере, более или менее устойчиво, более или менее ярко сохраняются и воспроизводятся в форме чувственных представлений без непосредственного воздействия соответствующего объекта. Взаимодействие представлений может привести к образованию образов не воспринимавшихся ранее предметов или даже отсутствующих в реальности (например, образ чёрта, нового типа строения и пр.). Различные заболевания могут привести к извращенным представлениям, иногда к снижению способности вызывать представления. Ощущения, восприятия и представления служат основой для формирования общих представлений, являются исходным материалом для формирования понятий. Источником всех наших знаний являются ощущения, восприятия и представления, отражающие объективный мир. Физиологические
основы восприятия и ощущения. Предметы и явления воздействуют на органы
чувств. Отсюда по центростремительным, афферентным путям раздражения, идущие
от объекта, передаются в подкорковую область мозга, в частности, в зрительный
бугор, а затем вызывают соответствующее возбуждение в сложной системе клеток
коры головного мозга. И. П. Павлов назвал весь этот аппарат анализатором. Работы ряда специалистов в области неврофизиологии раскрыли более полно механизмы функционирования анализаторов. Л. А. Орбели и его сотрудники, Н. И. Гращенков и другие советские ученые много сделали в области изучения влияния на процессы восприятия симпатической нервной системы. Многочисленные исследования последних лет убедительно показали важную здесь роль ретикулярной формации. Нейрофизиологическим исследованиям и методам моделирования принадлежит большое будущее в дальнейшем раскрытии природы анализаторов, в изучении проблемы сенсорных процессов. Анализаторы у человека имеют ряд особенностей, главной из которых является связь анализаторов (первой сигнальной системы) с речевой деятельностью – второй сигнальной системой. Важную роль вторая сигнальная система играет уже в процессе предварительной настройки анализатора на те объекты, которые предстоит воспринимать. Каждый анализатор связан с другими анализаторами, участвует в психических процессах. Большой интерес представляет связь внешних и внутренних анализаторов, что особенно показали исследования К. М. Быкова, В. Н. Черниговского и их сотрудников. Ярко выражено участие двигательного анализатора в сложных процессах психической жизни. Двигательный анализатор обнаруживает особенно тесную связь с общей активностью человека. Взаимоотношение между разными анализаторами и второй сигнальной системой строится не совсем одинаково. Например, словесное внушение различно воздействует на различные анализаторы. Легче человеку в состоянии гипноза, а иногда и в бодрственном состоянии, внушить, что он ощущает тот или иной запах, чем то, что он видит отсутствующий предмет. Следует врачу учесть, что особенно легко возникают в результате внушения ложные или усиленные интероцепции (ощущения от внутренних органов). В процесс восприятия у человека входит и определение, и называние воспринимаемого, выявление отношения данного предмета к другим предметам. На процесс восприятия оказывает влияние отношение субъекта к воспринимаемому объекту, его интересы, значение для него знаний о воспринимаемом. Врач может в ряде случаев особенно тонко воспринять и ощущать то, что происходит в его организме, благодаря его знаниям. Иногда, наоборот, такие знания, особенно под влиянием эмоций, могут повести к извращению восприятия, особенно при неясности ощущений, как это бывает при ощущениях, идущих от внутренних органов. Восприятие человека тесно связано с сознанием знакомости или незнакомости воспринимаемого. Ощущение и особенно восприятие – сложный процесс. В восприятии взаимодействуют различные нервные механизмы одного анализатора, в ряде случаев – разных анализаторов. Характер этих взаимоотношений определяется особенностями воспринимаемого объекта. Говоря об оптическом восприятии, нельзя не учитывать, что в него входят светоощущение, восприятие формы, восприятие величины, движение глаз и прочие, между собой взаимодействующие моменты единого процесса восприятия. У больных может пострадать частично деятельность анализатора при сохранности его в других отношениях. Соответствующие данные исследования анализаторов в этом плане играют значительную роль в изучении психологической и физиологической структуры восприятия. Образ, возникший в одном анализаторе, может передаваться другому анализатору в соответствующим образом перешифрованном виде. Например, буквы распознаются нами не только зрением, но и кожным чувством – когда при закрытых глазах по руке человека «пишут» пальцем или палочкой. Такое чтение называется дермолексией (В. Н. Мясищев). Интересно отмеченное С. Л. Рубинштейном следующее явление: в радиофицированном зале голос говорящего слышится со стороны репродуктора. Если же слушатель смотрит на говорящего, он слышит его голос как идущий от него, а не от репродуктора. Своеобразно выражается взаимодействие анализаторов в синестезиях, например, при патологически сниженном обонянии, вкус как-то иногда замещает обоняние, становясь как бы дистантным ощущением. Некоторые люди, воспринимая, например, звук, как бы ощущают или весьма живо представляют его связь с тем или иным цветом – оптическая синестезия. Характер связи при этом не бывает случайным, а, как правило, обусловлен кругом представлений человека, у которого возникла синестезия. Так, высокий «светлый» звук влечет представление светлых цветов. В представляющих значительный интерес исследованиях П. Г. Снякина и его сотрудников была показана рефлекторная связь между различными рецепторными системами, например, терморецепторов кожи с фоторецепторами сетчатки, интерорецепторов желудка с экстерорецепторами языка, рецепторов одного глаза с рецепторами другого глаза и т. п. Павловская
концепция анализаторов приводит нас к пониманию ощущения и восприятия, как
актов, в которых теснейшим образом связаны между собой врожденные и приобретенные
на разных этапах жизни афферентные процессы, безусловные и условные рефлексы.
Не все внешние влияния на органы чувств человека отражаются в его сознании, но
подлинные ощущения и восприятия доходят до сознания. В. И. Ленин писал, что
«ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром,
есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., изд. 5,
т.18, 1961, стр. 46.) Ощущение и восприятие – процессы, протекающие во времени. Необходимое для четкого восприятия время может различаться у разных людей. Оно может возрастать под влиянием болезни. Замедляется восприятие при состояниях утомления. Знакомые объекты воспринимаются относительно скорее. Восприятие изображения может потребовать больше времени и быть более трудным, чем восприятие самого изображенного предмета. Болезнь может особенно затруднить восприятие схематического или стилизованного изображения. Чрезмерная нагрузка анализатора может повести к неблагоприятному изменению его состояния, его утомлению, которое может перейти и в общее состояние утомления. Например, таковы воздействия шума, яркого света и проч. Здесь обнаруживается некоторая избирательность, определяемая особенностями функционирования анализаторов при различного рода воздействиях на него. Красный цвет более способен вызывать утомление анализатора, чем, например, зелено-салатный цвет. Следует еще учитывать, что приток раздражений извне, воздействие окружающей среды на анализаторы поддерживает тонус мозга. И. М. Сеченов и позднее И. П. Павлов отмечали, что для деятельного состояния коры головного мозга необходима известная минимальная сумма раздражений извне. Теорией кибернетики поставлен вопрос о взаимоотношении понятий ощущения и восприятия с понятием информации. Конечно, отождествление этих понятий не может считаться правильным. Но дальнейшая разработка вопроса об их соотношении с выявлением возможности и целесообразности привлечения концепций кибернетики для изучения некоторых сторон сенсорных механизмов, безусловно, желательна и нужна. Соответствующая группа вопросов освещена в монографии советского психолога Л. М. Веккера (1964). Подпороговые ощущения и восприятия. Ряд авторов (В. Н. Мясищев, Г. В. Гершуни и др.) специально изучали механизмы «субсенсорных» процессов, не доходящих до сознания. Подпороговые ощущения могут быть весьма различны по своим особенностям и по своему происхождению. У некоторых больных неприятные ощущения возникают в больных органах лишь после того, как они узнают о своей болезни. Вероятно, ощущения эти раньше были подпороговыми. Внимания заслуживают психические процессы, протекающие «в зоне неясного ощущения» (М. С. Лебединский). Человек нечто воспринимает, но так неясно (например, плохо освещенный или далеко расположенный предмет), что ему надо в значительной мере дополнить полученную в процессе восприятия информацию путем привлечения данных прежнего опыта. Также при быстрой экспозиции в тахистоскопе больные с патологически замедленным восприятием обнаруживают характерные изменения в предпороговой зоне или зоне неясного ощущения. Больная (по образованию и прежней профессии – врач) страдает шизофренией (галлюцинаторно-параноидная форма) примерно один год. Она долго при тахистоскопическом исследовании не узнает цветного изображения разрезанного арбуза. После трех экспозиций с минимальной длительностью она последовательно говорит: 1) «Красное и зеленое», 2) «То же самое», 3) «Анатомический срез органа, и вены проходят». Следуют еще три демонстрации с большой длительностью. Больная с уверенностью говорит, что видит эритроциты. Последующие три показа (1", 3") не приводят к повышению уровня восприятия: больная стереотипно повторяет после каждого из них «эритроциты». Только при показе этого изображения вне тахистоскопа, т. е. без сокращений во времени экспозиции, она верно его узнает. Подобное неправильное узнавание характерно для ряда больных шизофренией. У них при таком исследовании часто выявляется переоценка значения одного момента (красный цвет – эритроциты), необычность представления о воспринимаемом и стереотипность в «зоне неясного ощущения». Весьма характерна для этих больных и содержательная сторона ошибки (внутренние органы, кровь и т. п.). Здоровые люди в таких случаях полностью осознают, что они скорее догадываются, чем действительно узнают объект. У больных такое осознавание снижено. Отметим еще одну группу фактов, наблюдающихся в подпороговых ощущениях (в зоне неясных ощущений) и говорящих о роли общего состояния мозга и психики в обеспечении уровня функций анализатора. Была поставлена задача (М. С. Лебединский) изучения при исследовании кожной дискриминации (различение прикосновений в двух точках) характера ошибок в подпороговой зоне. В таком исследовании при раздвижении ножек циркуля (на расстояние меньше, чем пороговое) в период еще нестойкого, но уже в какой-то мере достигнутого различения одного и двух прикосновений, отмечаются наряду с правильными и ошибочные определения количества точек прикосновения. У одних исследуемых наиболее часты ошибки, при которых два прикосновения принимаются за одно. У других весьма значительно преобладает ощущение одного прикосновения, как двух и более прикосновений. К первым, в основном, относятся здоровые люди и больные с органическим поражением головного мозга. Ко вторым — относятся особенно больные шизофренией. Отдельные больные шизофренией даже ощущают прикосновение в одной точке как прикосновение в 3 – 4 точках, хотя и понимают, что по условиям исследования может быть прикосновение в одной или двух точках. Такая склонность к рассеиванию ощущения позволяет думать о слабости соответствующих корковых клеток. Некоторые закономерности развития ощущения и восприятия. Формирование сферы ощущений и восприятий у человека при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием общественно-исторических условий, под влиянием трудовой деятельности, опыта всей жизни. Сначала ощущения и восприятия развиваются под влиянием игры, позднее – труда. Ребенок в норме уже на 3 – 4-м месяце жизни способен воспринимать предметы, особенно те, которые имеют для него жизненное значение. Острота зрения, различение оттенков цветов продолжает развиваться еще в дошкольном возрасте и позднее. Можно назвать много профессий, способствующих развитию вкуса (дегустаторы), глазомера и пр. Большой тонкости достигает у опытного врача тактильное, связанное с кинестетическим, ощущение, используемое им при пальпации во всем многообразии этого метода исследования. Очень интересны проводящиеся у нас в последние годы опыты, в которых показано, что ряд людей при прикосновении к предмету рукой и при закрытых глазах могут различать его цвет и форму (А. Н. Леонтьев). Наблюдения, проведенные в этом плане А. С. Новомейским, а также некоторыми исследователями в других странах, требуют дальнейшей проверки. Эти опыты показывают, как широко могут в соответствующих условиях выявляться до сих пор неизвестные возможности отдельных и взаимодействующих анализаторов. Слепые приобретают нередко способность распознавать при ходьбе препятствия, например стену, не дотрагиваясь до нее, очевидно, в связи с изменениями давления воздушной среды (Krogius и др.). Развитие восприятия связано с развитием в общественной практике методов наблюдения и изучения. Так, в медицине, разработка методов пальпации повысила возможности последней. Большое значение в развитии возможностей восприятия человека приобретают его инструментальное вооружение от лупы до электронного микроскопа, от сфигмографа до электрокардиографа и т. п. Благодаря им мы воспринимаем морфологические и физиологические особенности организмов, недоступные для невооруженного приборами восприятия. Теоретический и практический интерес, в частности для врача, имеют различные формы инструментального «осязания» и «ощупывания». Сюда относятся врачебные исследования при помощи зонда. Сюда же примыкают ощущения, получаемые ампутированными через посредство протеза. Пользующийся им получает возможность ощущать соприкосновение протеза с почвой, по которой он передвигается. Конечно, периферический конец анализатора расположен при этом на культе, но человек объективирует воспринимаемое соприкосновение, локализует и проецирует его не в культе, а там, где оно происходит, где оно имеет для него практическое значение, т. е. в месте соприкосновения протеза с почвой, если он привык к нему и если культя его не беспокоит. Все это говорит о высоких возможностях развития процессов ощущения и восприятия, о способности человека все более удовлетворять непрерывно растущие требования к ощущению и восприятию. Восприятие как особая форма деятельности. Нарушения относительно простейшего акта отражения – ощущения могут быть вызваны повреждением как периферической, так и центральной части анализаторов. Они могут зависеть и от общего изменения тонуса коры головного мозга и в связи с этим от общей направленности и активности рецепторного процесса. В физиологии органов чувств, как и в психиатрии западных стран, весьма распространена концепция, согласно которой головному мозгу и его коре не отводится места в самом течении процесса ощущения. Современный видный исследователь в области физиологии восприятия Granit, например, пишет, что мозг является лишь «истолкователем» ощущений. С этим нельзя согласиться. Решительно выступил против отрыва «разума от органов чувств» И. М. Сеченов. В отличие от ложных взглядов в вопросе о физиологической основе восприятия И. П. Павлов создал понятие об анализаторах, в которых объединяются периферический воспринимающий аппарат, проводящие пути и центральная корковая часть. Нельзя не учитывать тесную связь сенсорных процессов с двигательными. И. М. Сеченов дал классическое раскрытие роли движений глаза в процессе оптического восприятия. Оптико-агностические нарушения у некоторых больных тесно связаны с нарушениями, которые вполне правомерно можно назвать апраксией взора. В последние годы значительно усовершенствовались методы изучения этих движений (А. Л. Ярбус). Открылись новые возможности изучения движений рук в процессе стереогноза (ощупывание предмета при выключении зрения), движений головой при прислушивании и прочее. Астереогноз (нарушение стереогноза – способности узнавать предмет на ощупь). При астереогнозе движения ощупывающей руки по своему характеру приближаются к движениям при апраксии. Это относится и к другим агнозиям – нарушениям восприятия при сохранности в анализаторе элементарной чувствительности, возникшим при очаговом поражении головного мозга. Этими клиническими фактами подтверждается единство афферентных моментов, единство познавательного процесса и действия. Ощущение и восприятие должны рассматриваться и изучаться и у здоровых и больных людей, как особого рода деятельности, в которых всесторонне выражается личность. Самый процесс восприятия должен изучаться, как действие, включающее и двигательный компонент. Интерес представляют исследования А. Р. Лурия с сотрудниками (А. Л. Ярбус, Е. Д. Хомская, В. П. Зинченко, Б. А. Карпов), которые, используя тонкий метод регистрации движений глаза при рассмотрении изображения, могли показать, что эти движения меняются в зависимости от задачи и от состояния исследуемого. Так, у больных с поражением лобных долей мозга обнаруживается инактивность в рассматривании, приводящая к соответствующим нарушениям восприятия, особенно восприятия сложных изображений. При зрительной агнозии мы (М. С. Лебединский) изучали движения глаз по передвижению приставленной к глазу зрительной трубы, и могли здесь регистрировать беспорядочность движений глаз, недостаточную их целенаправленность. Такие же нарушения движений рук наблюдаются при астереогнозе. Последовательные
образы. По окончании действия раздражителя, вызвавшего ощущения, в силу
известной инертности нервного процесса в ряде случаев возникает так называемый последовательный
образ. Если в темноте
зажечь лампу, а затем ее потушить, то короткое время мы продолжаем
будто бы видеть свет. Это и есть положительный последовательный образ. В некоторых
случаях наблюдаются отрицательные последовательные образы. Если мы смотрим на желтый квадрат на белом фоне при ярком свете, то затем возникает на белом фоне последовательный образ уже не в виде желтого, а синего квадрата. Последовательные образы играют роль в исследовании больного. Например, при исследовании кожной чувствительности, болевой чувствительности и пр. врач предлагает больному сравнить ощущения в разных точках, раздражение на которых производится врачом последовательно. При сравнении последнего укола, прикосновения, давления с предшествующим больной в частности опирается на последовательные образы, а также и на впечатления от раздражений. При некоторых патологических состояниях последовательные образы выступают ярче и оказываются более устойчивыми. Е. А. Попов обратил внимание на удлинение времени сохранения оптических и слуховых последовательных образов при галлюцинациях. В литературе отмечалось, что у диабетиков при лечении инсулином во время гипогликемии наблюдается исчезновение последовательных образов. Последовательные образы иногда играют значительную роль в восприятии. Мы можем иногда не расслышать что-либо, а затем, когда звуки речи уже отзвучали, ориентируясь на положительные последовательные образы, восстановить, что именно было нами услышано. Вероятно, при некоторых нарушениях психики такое запоздалое узнавание может привести к извращению образа и смысла объекта восприятия. Некоторые авторы отмечали у ряда больных (при энцефалитах, неврозах) последовательные образы со сложной перестройкой, которым дается название параэйдолизм (Jaspers). Например, больной смотрит на красный цвет и после прекращения воздействия света видит головы, руки и т. п. В доподростковом возрасте нередко наблюдаются впервые отмеченные Урбанчичем и подробно изученные Jensch явления, о которых последний писал, как об особенности некоторых личностей – эйдетизме. При наличии зрительного эйдетизма ребенок, смотря на изображение, помещенное на экране, продолжает его некоторое время на экране как бы видеть, когда изображение уже с него убрано. Это явление не следует отождествлять с последовательными образами, при которых нет такой ясности, нет локализации видимого на определенном месте, нет переживания подлинного видения, как это обязательно при выраженном эйдетизме. Физиологическая основа эйдетизма – повышенная инертность раздражительного процесса в анализаторе. Эйдетизм наблюдается не только в оптической области, но и в сфере других анализаторов, но уже менее отчетливо. Ощущение и восприятие у ребенка. Постепенно, по мере развития ребенка, у него развивается и сфера ощущения и восприятия на основе условных рефлексов. В возрасте 3 недель у ребенка развиваются системы зрительно-двигательного аппарата и на этой основе возникает способность удерживать взор на источнике света. С первых месяцев жизни развиваются и функции других анализаторов. Постепенно возникает способность предметного восприятия. Но для детей дошкольного и даже младшего школьного возраста еще характерна недостаточная способность к восприятию деталей объекта. В дошкольном возрасте резко выражена эмоциональная окрашенность восприятия. Ощущение и восприятие продолжают развиваться еще в школьном возрасте. Отмечено, что различение степени яркости света возрастает до 17-летнего возраста. Нередко в том же или даже в более позднем возрасте развивается в норме различение высоты тонов. Относительно поздно развивается у детей восприятие пространственных и временных отношений. Восприятие перспективы на рисунке доступно ребенку лишь в конце дошкольного возраста. Относительно поздно развивается способность стереогноза. Восприятие времени, как и оценка его до 2 – 2,5 лет, возможно лишь в самой зачаточной форме и дальше развивается весьма постепенно. Развитие
ощущения и восприятия теснейшим образом связано с опытом ребенка, с развитием
его личности, его деятельности его мышления, с конкретной практикой ребенка.
Большую роль здесь играет воспитание и обучение, а также и врожденные
особенности ребенка. В качестве иллюстрации последнего можно назвать врожденные
аномалии цветоощущения. У некоторых людей имеется врожденная слепота на красный
цвет (протанопия) или на зеленый цвет – (дейтеранопия). Эти нарушения называются дальтонизмом –
по имени описавшего впервые эту аномалию в Упомянем об изменениях в анализаторах, возникающих в связи со старением. Эти вопросы еще пока мало разработаны. Восприятие и личность. Воспринимает человек, личность. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия оказывают влияние на то, какие стороны объекта, какие его качества и свойства наиболее выступают для воспринимающего человека, какие чувства включаются в процесс восприятия. Общее состояние больного человека, изменения его личности, плохое его самочувствие, опасность, угрожающая ему, также могут как-то изменить характер восприятия им действительности. Люди, потерявшие слух, иногда, при наличии соответствующих предпосылок в структуре их личности, неправильно усматривают в том, что они видят, нечто опасное для себя, способное их тревожить. Рисунки больных отражают нередко изменения восприятия и чувственных представлений, определяемые общими изменениями личности под влиянием болезни. Ряд авторов в связи с этим уделяют внимание изучению рисунков больных. Наблюдавшаяся нами больная циркулярной формой шизофрении, художница, во время приступов болезни рисовала женщин обязательно со злыми и мужеподобными лицами. В состоянии ремиссии это не отмечалось. Активность и направленность восприятия. Восприятие и внимание. Восприятие можно различать по степени активности личности. Различная степень активности восприятия нашла выражение во многих языках, в частности, и в русском языке в виде таких определений, как слушать и видеть, прислушиваться и всматриваться, рассматривать, наблюдать и т. п. У ребенка наиболее активные формы восприятия развиваются постепенно. У больных людей активность в процессе восприятия, с одной стороны, может снижаться, а с другой стороны, нарушения восприятия до известной степени могут компенсироваться повышением его активности. Способность к устойчивому и эффективному, активному, планомерному и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью. Огромное значение наблюдательности для врача всегда подчеркивалось крупными клиницистами. У врачей и студентов-медиков надо развивать специальную наблюдательность. Наблюдательность следует развивать с детства. Особого внимания требует воспитание у детей специальных форм восприятия, таких, как, например, слушание музыки, умение видеть картину. При этом необходимо стремиться прививать тесно связанные с восприятием эстетические чувства и потребности. При неврозах с характерными для них расстройствами эмоциональной сферы, а также у некоторых больных с бредовыми идеями активное восприятие может быть односторонне направленным; при этом самая активность приобретает весьма своеобразные черты. У некоторых больных бывает особенно резко выражено снижение активности восприятия. Так, больная с болезнью Пика (атрофический процесс в головном мозгу) с резко выраженными изменениями психики, если ее просят на что-нибудь посмотреть, не может ничего увидеть. Но она нередко без какой-либо цели и задачи замечает те или иные предметы и правильно их называет. Эта больная почти полностью потеряла способность активного восприятия. Снижение активности восприятия, как правило, совпадает со снижением чувствительности, с повышением порогов ее. Усиление раздражительного процесса в коре головного мозга в ряде случаев ведет к повышению чувствительности в анализаторах – к сенсибилизации. Иногда сенсибилизация достигается при воздействии различными стимулирующими медикаментами. И у здорового человека специальные стимулы способны повышать одновременно активность восприятия и чувствительность. Это может явственно выступать и у некоторых больных. У таких больных чувствительность может повышаться при настойчивом привлечении их внимания к процессу исследования, к воспринимаемому объекту. Мы исследовали больного с параличом левых конечностей. Обычное клиническое обследование устанавливает у него на левой стороне почти полную анестезию. Когда же мы своими достаточно настойчивыми словами направляем его внимание на раздражитель и спустя несколько секунд после предупреждения (промежуток времени меняется) касаемся булавкой левой руки больного, то получаем на раздражение после несколько удлиненного скрытого периода заранее предписанный ответ: «есть». Однако после нескольких прикосновений наступает вновь период отсутствия реакции (истощаемость). Такого рода поведение мы могли отметить и у ряда других больных, преимущественно с поражением правого полушария. Здесь, следовательно, можно констатировать, что уровень порога чувствительности в пострадавших конечностях зависит от степени напряженности и направленности ожидания, вызываемого словами исследуемого, от характера ориентировочной реакции. Вместе с тем, таким образом повысившаяся чувствительность у больного не удерживается длительно на достигнутом уровне. И. М. Сеченов в свое время указывал на зависимость чувствительности от направленности внимания. Это указание весьма важно для врача: привлечение внимания больного к раздражениям, особенно идущим от внутренних органов, усиливает их ощущение. Это может оказать вредное влияние на больного, на течение его болезни. Известно, что под влиянием внушения, особенно в гипнотическом состоянии, может как резко снизиться, так и повыситься чувствительность. У истеричных больных снижение чувствительности (гипестезия) и утрата чувствительности (анестезия) могут быть результатом «самовнушения». Для подобных снижений чувствительности характерно распределение участков гипестезии и анестезии без соответствия распространению чувствительных нервов. Иногда так возникает внезапная слепота. Однако часто на электроэнцефалограмме при этом можно обнаружить реакцию на не ощущаемое больным раздражение. Восприятие и сознание. Восприятие и ощущение – процессы, в основном, сознательные. С развитием психики и сознания у ребенка возникают новые формы восприятия, перестраиваются старые. Здоровый человек, как правило, осознает, что именно им воспринимается. Развивающиеся как сознательный процесс восприятия приводят ребенка в известном возрасте к бесчисленным вопросам «что это такое?» Такой вопрос у здорового человека в той или иной форме всегда наличествует при восприятии и ощущении, причем этот вопрос становится по мере развития все более сложным по своему содержанию, требует более дифференцированного ответа. Ощущение и восприятие, как процессы сознательные, являются осмысленными. В обеспечении их смысловой стороны играют важнейшую роль мышление и речь, органически входящие в ощущение и восприятие человека. Врач воспринимает и симптомы болезни и в то же время осмысливает их значение в данном случае, их отличие от сходных симптомов другой болезни и т. п. Восприятие врача опосредуется его опытом и теоретической его вооруженностью. Опытный эрудированный врач видит и слышит, исследуя больного, то, что не может быть отмечено неспециалистом или недостаточно квалифицированным специалистом. Необходимое для осмысления воспринимаемого единство двух сигнальных систем в процессе ощущения и восприятия может вследствие болезни нарушаться, и в связи с этим восприятие становится также патологически измененным. Приведем одну иллюстрацию такого рода нарушения. Больному шизофренией показана репродукция картины, на которой изображены лежащий на постели мужчина и подле него сидящая женщина. На вопрос, что он видит на картине, больной отвечает: «Лежит дон-Садуй. На задней поверхности передним кровать. Луиза после осады пришла... Вошла через черный ход, задумчиво села, спрашивает: „Шприц нужен?"». Больной уловил, что на картине изображены мужчина и женщина, что это люди другой страны, но эти моменты восприятия ассоциируются и сливаются у него с обрывками сюжетов в свое время читанных иностранных романов. Здесь второсигнальные связи, вторгаясь в процесс восприятия, извращают его, уводят его от реальности. Попытки исследующего (М. С. Лебединский) побудить больного, как и других таких больных, оставаться в пределах того, что изображено, что именно можно увидеть на картине, остаются, как правило, безуспешными. В такого рода случаях нельзя не видеть нарушения самого процесса восприятия, способности больного осознать его задачи, отделить подлинно воспринимаемое от словесных и чувственных представлений, ассоциативно связанных с воспринимаемым. Сходное объяснение нарушения восприятия у некоторых больных шизофренией давал Л. С. Выготский. Отличие здорового человека состоит в более полном осознании процесса восприятия как такового, с необходимым отграничением его задач и возможностей, с различением реального от нереального. Больной, о котором только что шла речь, не только в процессе восприятия, но и в речи и в мышлении и во всей своей деятельности также обнаруживает отход от реальности. Эти отклонения от объективной действительности — основная черта его измененной болезнью личности. Своеобразно выступает нарушение восприятия у другой больной шизофренией. Она рассматривает изображение в красках петуха и говорит: «Нет, это не петух, это помесь курицы с павлином». Здесь нарушено самое опознание предмета и опять-таки отвергается реальное, которое перестраивается в нечто нереальное, в природе отсутствующее. Описанные больные неспособны отделить воспринимаемое от соображений о нем. При этом у них объект теряет свои подлинные черты, нарушается объективность восприятия, нарушается осознание реальности воспринимаемого. Больной таким образом может как бы воспринимать нечто далекое от реальности. Но в клинике бывает и так, что больной воспринимает объект, как таковой, но переживает его, как нечто нереальное (дереализация). Эти формы нарушений между собой связаны. В обеих формах нарушения страдает принцип реальности воспринимаемого, отождествления воспринимаемого с прежде встречавшимся, с существующим. Некоторые психиатры склонны рассматривать явления дереализации, как сторонние для процесса восприятия. А. А. Меграбян (1962) справедливо отмечает, что переживание чуждости, нереальности воспринимаемого не может отрываться от процесса восприятия в целом, что эти нарушения явно бывают связаны с неясностью, неотчетливостью восприятия. Здесь нарушено переживание реальности воспринимаемого – важной стороны нормального процесса восприятия. Отметим, что при отравлении здорового человека некоторыми ядовитыми веществами, например, мескалином, у него на некоторое время возникают нарушения оптического восприятия. При этом имеют место не только извращения восприятия предметов внешней среды, но и собственного тела, нередко – переживания отчуждения частей своего тела. Это ощущение близко переживанию нереальности, чуждости, и характерно, что оно возникает вместе с нарушением предметного восприятия. Переживание отчуждения частей собственного тела наблюдается и у некоторых больных, и здесь оно также бывает связано с изменением ощущений, идущих от этих частей тела. Все эти нарушения являются вариантами измененного сознания и осознания процесса восприятия. Восприятие и эмоции. В большинстве европейских языков слово «чувство» относят и к ощущению, и к эмоции. Действительно, ощущение и эмоция тесно между собой связаны. Особенно характерна в этом отношении боль. Резко выступает эмоциональный момент в ощущениях, относимых к так называемому общему чувству, широко охватывающему раздражения, идущие от организма (органические ощущения). Некоторые интероцепции оказывают особенное влияние на эмоциональную сферу. Связь эмоций с ощущением здесь выявляется с первых дней жизни и подготовляется в филогенезе. Такого же рода обусловленность может иметь место и при других видах ощущения. Вероятно, биологически определено, например, избирательное отношение ребенка к различным цветам. Ребенок явно предпочитает красный цвет другим цветам, так как в воздействии цвета на ребенка главную роль играет насыщенность последнего. Само собой разумеется, что в дальнейшем, в процессе развития эти предпочтения могут всячески перестраиваться. Может их менять также и болезнь. Например, больные шизофренией нередко предпочитают мрачные тусклые цвета. Эмоции могут накладывать отпечаток на восприятие и иногда в какой-то мере извращать образ воспринимаемого, его оценку, впечатление, им оставляемое. Такие извращения могут наблюдаться у больного любой болезнью при плохом самочувствии. Это должен учитывать врач при исследовании больного, при его опросе. В некоторых случаях восприятия и ощущения отличаются особенно сильной эмоциональной окрашенностью. Некоторые больные, например, не переносят вида крови, даже на изображении. Очень влияет на эмоции, на настроение музыка, живопись. Хорошо освещенная комната нередко улучшает настроение, но в некоторых случаях яркий свет вызывает неприятное чувство, беспокойство. Представления о болезни, правильные или ложные, могут также изменить оценку ощущений больным. Связь восприятия и ощущения с эмоциями весьма различна у разных людей. Воспринимаемое в ряде случаев оставляет после себя впечатление, обычно отличающееся эмоциональной окраской. Сила впечатления зависит как от характера объекта восприятия, так и от особенностей личности. Склонность личности к образованию глубоко эмоциональных впечатлений называется впечатлительностью. Повышение впечатлительности бывает связано с болезнью, и не только нервно-психической. Впечатлительность обнаруживает себя, конечно, не только при чувственно-образном восприятии, но и при восприятии речи. Несомненна впечатляющая сила больших идей, открытий, высокоморальных поступков и пр. Степень и характер впечатлительности больного должна учитываться врачом» (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 107-122). | ![]() |
|
![]() | ||
![]() | ||
|