РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

СОДЕРЖАНИЕ

© Психология личности. Практикум. - Тема 3.

Характер: психологическая характеристика и место в работе врача.

 

// Психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2005

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача

Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.

Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию.

Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 10. Приложение к части I: Ключи к психологическим тестам по темам 1-9

 

Тема 3. Характер:   психологические аспекты и место в работе врача

 Материалы для самостоятельной подготовки к занятию

3.1. «Характер» в работе врача

3.2. «Социальный характер» по Э. Фромму

3.3. Популярные тесты

 3.3.1. «Сильный ли у Вас характер?»

 3.3.2. Графический тест - 1

 3.3.3. Графический тест - 2

Материалы для проведения практического занятия по теме

3.4. Тест на акцентуацию характеров (по А.Е. Личко)

3.5. Акцентуации характера и отношение к здоровью: дискуссия

3.6. «Деньги» и «власть» или? - диагностика социально-психологических установок личности по Э. Фромму.

Актуальность темы. Студенты получают представление о том, что многие формы поведения людей зависят не только от особенностей темперамента, но и от привычек, приобретенных в прошлом, формирующей силы воспитания, целей и интересов человека. Привычные формы поведения обусловлены влиянием семейной атмосферы, профессиональной деятельностью, социальным окружением и т.д. Соматические заболевания вызывают изменение в психической жизни человека, заставляя его изменить привычный способ поведения или жизни. Заостряются сложившиеся годами формы реакций, пациенты с различными типами характеров по-разному реагируют на болезнь, по-разному относятся к процессу лечения и рекомендациям врача. Знание основных особенностей характера пациента, понимание этих особенностей позволят врачу более осознанно строить свои отношения с больным, влиять на ситуацию так, чтобы его рекомендации не вызывали выраженного психологического сопротивления.

Афоризмы и мысли.

 «В тиши зреет интеллект, в бурях жизни формируется характер».

Гете

 «У каждого человека есть три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

 Гюго

«В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т.п. действия и поступки человека обусловлены волевыми качест­вами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.)

В характер, вопреки очень распространенному мнению, могут вклю­чаться не только волевые и эмоциональные, но и интеллектуальные особенности, поскольку они становятся свойствами личности, выражающимися в качественном своеобразии ее отношения к окружающему. Так, легкомыслие, благоразумие, рассудительность, будучи интеллектуальными качествами, являются или могут быть характерологическими чертами. При этом, превращаясь в свойства характера, интеллектуальные качества начинают характеризовать не один интеллект как таковой, а личность в целом».

С.Л. Рубинштейн

«И как ловко пес чувственности умеет молить о духе, когда ему отказывают в теле».

Ф. Ницше

«Есть смелость от глупости, и смелость от мудрости. Как говорил мудрый Капица: «Я боюсь только щекотки».

И. Шевелев

«Вспыльчивость - еще не злость, уравновешенность - еще не доброта».

И. Шевелев

«Заурядный человек всегда приспосабливается к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным и относится ко всему пассивно. Ему не приходит в голову, что все - от формы мебели, до тончайшей гипотезы - решается в великом совете человечества, членом которого он является ... Великий же гений всегда задает вопрос: а может быть, это неправильно?»

К.Г.Лихтенберг

Цели изучения

студент должен иметь представление

о характере человека, о его роли характера в формирование поведения;

студент должен знать:

* основные поведенческие характеристики при различных типологиях характера;

* место характера в структуре личности;

* значение характера в профессиональной деятельности врача (как в самопознании, так и в познании других);

студент должен уметь:

* ориентироваться в особенностях характера пациента (по данным наблюдения и беседы) и строить профессиональную деятельность с учетом этой информации;

 Материалы для самостоятельной подготовки к занятию

3.1. «Характер» в работе врача

* характерологические особенности пациентов формируют (предопределяют) не только внешний вид и манеру поведения, но специфическую реакцию на болезнь (см., например, табл. 3.5.). Сила и характер такой реакции могут превысить в отдельных случаях тяжесть самого соматического страдания с которым пациент обращается к врачу, либо, наоборот, спровоцировать бегство от реальной ситуации, игнорирование профессиональной помощи врача даже тогда, когда это остро необходимо.

* при сборе анамнеза и построении патогенетического диагноза необходимо учитывать избирательную чувствительность тех или иных характеров к различным сферам жизни. Можно утверждать, что наряду с «акцентуированными характерами» имеются «акцентуированные сферы жизнедеятельности», в отношении которых более быстро и более отчетливо проявляются слабости того или иного характера (подробнее это вопрос будут осуждаться позднее во втором томике практикумов, в теме, посвященной классификации личностных расстройств в МКБ-10).

* характер следует учитывать при выборе средств воздействия (психотерапевтическая помощь или психологическое консультирование). Другими словами, существуют характеры с доминированием воли, эмоций или рационального отношения к действительности. Эти стороны регуляции поведения представляют для данного характера способ действия, наиболее понятный и продуктивный. Отсюда и важность учета преобладания тех или иных черт при выборе способов воздействия. Последствия изменений, инициированных нашей активностью должны быть поняты и приняты клиентом.

* профессиональный рост связан с формированием характера врача, особенно в той части, которая связана с волевыми особенностями поведения. Как уже упоминалось, особенностью развития характера является крайняя важность ранних периодов формирования. Поэтому, работа по развитию характера, во многом, является задачей юношеского возраста и периода первичной профессиональной специализации.

 

3.2. «Социальный характер» по Эриху Фромму.

«Темперамент относится к способу, стилю реагирования, он конституционален и неизменяем; характер же фор­мируется на основе жизненного опыта человека, особенно в раннем детс­тве, и способен претерпевать определенные изменения под влиянием нового жизненного пути и интуиции. Если человек, к примеру, имеет холеричес­кий темперамент, то его стиль реагирования будет «быстрым и сильным». Но ситуации, в которых он проявляет подобную реакцию, или то, на что он реагирует подобным образом, зависят от характера. ...

Путаница с понятиями темперамента и характера имела серьезные последствия для теории этики. Если предпочтения относительно различий темпераментов преимущественно дело вкуса, то различия характеров с точки зрения этики имеют чрезвычайно важное фундаментальное значение.... Геринг и Гиммлер были людьми разного темперамента (циклотимический и шизотимический соответственно). Следовательно, с точки зрения субъективных предпочтений тому, кому импонирует циклотимический темперамент, должен «нравиться» Геринг, а другому - Гиммлер. Однако с точки зрения характера обоим присуща одна общая черта: оба были честолюбивыми садистами. ...

Теория, излагаемая ниже, наследует в главных пунктах фрейдовскую характерологию, то есть исходит из допущения, что черты характера лежат в основе поведения и могут быть выведены из него и что они образуют побудительные силы, которые, как бы они ни были велики, могут совершенно не осознаваться человеком. Она следует Фрейду и в том, что принимает еще одно допущение, а именно что определяющим в характере является не какая-то одна конкретная черта, но целостная структура характера, определяющая его отдельные черты. Всю совокупность черт характера следует рассматривать как синдром, являющийся следствием особой организации, или, как я называю, ориентации характера. ...

Главное отличие излагаемой нами теории характера от теории Фрейда заключается в том, что принципиальная основа характера видится не в типах организации либидо, а в специфических типах отношения человека к миру». (Э.Фромм Человек для себя)

По Э. Фромму существуют, по меньшей мере, четыре, деструктивных типа характера («орентации»), которые, тем не менее, помогают человеку выжить (уродливо, несчастливо, убого, неустойчиво). Их поведенческие характеристики приведены с правой стороны приведенной ниже таблицы (Табл. 3.2.). С левой стороны таблицы - приведены альтернативные деструктивным - конструктивные, продуктивные качества личности, сумма которых создает эффективную стратегию приспособления в быстро меняющейся социальной действительности (и список которых может стать некоторым руководством для самовоспитания).

 

                                                                РЕЦЕПТИВHАЯ ОРИЕHТАЦИЯ (берущая)

Получающий ................................................Пассивный, безынициативный

Ответственный ................................................Бездумный, бесхарактерный

Преданный, почтительный .................................................Подчиняющийся

Скромный .....................................................................Лишенный гордости

Обаятельный .....................................................................Паразитирующий

Сговорчивый .......................................................................Беспринципный

Социально приспособленный .................Раболепный, не уверенный в себе

Идеализирующий ...............................................................Нереалистичный

Вежливый ...............................................................................Бесхребетный

Восприимчивый ...................................................Малодушный, трусливый

Оптимистичный .....................Принимающий желаемое за действительное

Доверчивый .............................................................................Легковерный

Чуткий, деликатный, нежный ..........................................Сентиментальный

                   ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ ОРИЕHТАЦИЯ (овладевающая)

Активный ........................................................................Эксплуатирующий

Инициативный .........................................................................Агрессивный

Требовательный ...................................................................Эгоцентричный

Гордый ......................................................................................Тщеславный

Импульсивный ..............................................Опрометчивый, безрассудный

Уверенный в себе .............................................Высокомерный, надменный

Пленяющий ...........................................................................Обольщающий

                     HАКОПИТЕЛЬСКАЯ ОРИЕHТАЦИЯ (сберегающая)

Практичный .................................................................Лишенный фантазии

Экономный ..........................................................................Скупой, жадный

Осторожный .......................................................................Подозрительный

Сдержанный ................................................................Черствый, холодный

Терпеливый .....................................................Апатичный, заторможенный

Предусмотрительный, внимательный .................Тревожный, озабоченный

Невозмутимый ................................................................................Ленивый

Уравновешенный .....................................Инертный в стрессовой ситуации

Аккуратный .............................................................................Педантичный

Методичный .................................................Одержимый навязчивой идеей

Верный ...........................................................................Рабски преданный

                               РЫHОЧHАЯ ОРИЕHТАЦИЯ (обменивающая)

Целеустремленный ..................................................Пользующийся случаем

Готовый к переменам ..................................................Непоследовательный

Моложавый, энергичный .......................................Ребячливый, капризный

Дальновидный ..................................................Без прошлого или будущего

Свободомыслящий ....................................................................Аморальный

Общительный ......................................................Избегающий одиночества

Экспериментирующий ...............................................................Бесцельный

Гордый ..............................................................................…....Тщеславный

Непредубежденный, недогматичный .................................Беспринципный

Предприимчивый ................................................................Гиперактивный

Любознательный ........................................................................Бестактный

Умный .....................................................................................Умничающий

Контактный ......................................................Hеразборчивый в контактах

Терпимый ...............................................................................Безразличный

Остроумный .............................................................................Простоватый

Щедрый ...............................................................................Расточительный

Табл. 3.2. Типы характеров по Э. Фромму

 

3.3. Популярные тесты

3.3.1. Сильный ли у вас характер?

Этот польский тест не претендует быть отнесенным к разряду строгих психологических исследований и составлен, как говорится, полушу­тя-полусерьезно. Тем не менее, он поможет вам узнать кое-что новое в вашем характере. Не огорчайтесь, если ответ будет не таким, как вам бы хо­телось. Отнеситесь к приведенным формулировкам с чувством юмора. В конце концов, результат ведь может измениться, если вы в будущем суме­ете ответить «нет» там, где сегодня говорили «да». И наоборот. Иначе говоря, характер можно и переделать.

Возьмите лист бумаги, выпишите ответы, которые вам кажутся наиболее подходящими. Затем узнайте по шкале оценки ответов о числе очков за выбранный вами ответ и запишите их. После ответов на все вопросы по сумме набранных очков вы узнаете, к какой из четырех групп, перечисленных в конце теста, вы можете себя отнести.

 1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ва­ши поступки на окружающих? а) очень редко; б) редко; в) достаточно часто; г) очень часто.

 2. Случается ли вам утверждать что-либо такое, во что вы сами не верите, - из-за упрямства, наперекор другим либо из «престижных» соображений? а) да; б) нет;

 3. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях: а) настойчивость; б) широта мышления; в) эффективность, «умение показать себя».

 4. Имеете ли склонность к педантизму? а) да; б) нет;

 5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами? а) да; б) нет;

 6. Любите ли анализировать свои поступки? а) да; б) нет;

 7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных: а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу; б) остаетесь самим собой.

 8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях? а) да; б) нет;

 9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит к вам? а) мечтатель; б) «рубаха-парень»; в) усерден в труде; г) пунктуален, аккуратен; д) «философ» в широком смысле этого слова.

10. При обсуждении того или иного вопроса: а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства; б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеет свою точку зрения; в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении; г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает?

11. Какие чувства вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю: а) раздражение; б) тревогу; в) озабоченность; г) никакого чувства?

12. Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как вы поступите: а) ответите ему в том же тоне; б) проигнорируете этот факт; в) демонстративно оскорбитесь; г) предложите сделать перерыв?

13. Если вашу работу не одобрили, это вызовет у вас: а) досаду; б) стыд; в) гнев.

14. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь: а) самого себя; б) «фатальное невезение»; в) прочие «объективные обстоятельства?

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди - будь то руководители, коллеги или подчиненные - недооценивают ваши способности и знания? а) да; б) нет;

16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то что делаете вы: а) злитесь на них; б) стараетесь ретироваться; в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им; г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»; д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете?

17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите своего портфеля (зонтик, перчатки и т.п.), то как вы поступите: а) будете продолжать искать молча; б) будете искать, попутно обвиняя всех домашних в беспорядке; в) уйдете без нужной вам вещи?

18. Что скорее всего выведет вас из равновесия: а) длинная очередь в приемной; б) толчея в общественном транспорте; в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу?

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения? а) да; б) нет;

20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберите: а) человека исполнительного, но безынициативного; б) человека знающего, но упрямца и спорщика; в) человека одаренного, но с ленцой?

(см. Приложение)

3.3.2. Графический тест-1

Задание, которое предлагает российский психолог Г. Марасанов, может показаться вам не очень серьезным. И тем не менее попробуйте выполнить его - это поможет взглянуть на себя со стороны, что совсем немаловажно, если вы беретесь за новое дело. Итак, предлагается три фигурки: квадрат, треугольник, круг. Сложите 12 человечков, причем и ручки, и ножки, и тело, и голова у них должны быть составлены только из этих трех фигурок. Сколько фигурок вы возьмете - это ваше дело. На одного человечка, скажем, понадобилось три, на другого - двадцать. Постарайтесь сделать так, чтобы человечки отличались друг от друга. Нарисовали? Хорошо.

(см. Приложение)

3.3.3 Графический тест-2


Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в 4 группы: «Движение», «Спокойствие», «Уверенность» и «Неуверенность». В каждой группе выберите по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию.

(см. Приложение)

3.4. Акцентуации характера по А.Е. Личко (Тест А.С. Прутченкова - А.А. Сиялова - фрагмент)

Инструкция: «Отвечая на утверждения теста, оценивайте степень своего согласия или несогласия следующими баллами:

+2 - совершенно верно, я, как правило, так и делаю;

+1 - верно, но все же бывают заметные исключения;

 0 - трудно ответить;

-1 - не верно, но все же иногда бывают такие ситуации;

-2 - совершенно неверно, это не свойственно для моей обычной жизни»;

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

 

 1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав.

 2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.

 3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня хорошее.

 4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.

 5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

 6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.

 7. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огорчений и беспокойств возникает плохое самочувствие.

 8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно тоскливые сновидения; утро для меня - самое тяжелое время суток.

 9. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.

10. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.

11. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски.

12. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.

13. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.

14. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.

15. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.

16. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, я слишком чувствителен.

17. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать их в долг.

18. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.

19. Жизнь научила меня не быть откровенным даже с друзьями.

20. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.

21. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать все расходы.

22. Мой сон богат яркими сновидениями.

23. Я не могу найти себе друга по душе и страдаю от того, что меня не понимают; от окружающих стараюсь держаться подальше.

24. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.

25. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

26. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.

27. Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.

28. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев.

29. Измены я бы никогда не простил.

30. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.

31. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.

32. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.

33. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.

34. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.

35. Я избегаю новых знакомств, и мне бы хотелось решительности во всем.

36. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие - они меня тяготят.

37. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.

38. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.

39. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.

40. Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.

41. Я люблю придумывать новое, все переиначивать, и делать по-своему, не так, как все.

42. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.

43. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.

44. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

45. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость.

46. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.

47. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстраиваюсь, когда не хватает денег.

48. Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг.

49. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди людей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.

50. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.

51. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.

52. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.

53. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и, прежде всего, я виню самого себя.

54. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает.

55. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.

56. Предпочитаю раз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилу и порядку.

57. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск.

58. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль.

59. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.

60. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.

61. Новое меня привлекает, но, вместе с тем, беспокоит и тревожит; неудачи приводят меня в отчаяние.

62. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.

63. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами - мрачным.

64. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.

65. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.

66. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.

67. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной следовали другие.

68. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.

69. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно.

70. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.

71. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.

72. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но временами начинаю их бояться и избегать.

3.5. Акцентуации и отношение к здоровью: дискуссия.

Табл. 3.5. Отношение к здоровью у представителей различных акцентуаций характера (по А.П.Егидес, H.Ш.Сугробова, 1991)

Эпилептоид. Здоровье. К своему здоровью эпилептоиды относятся совершенно так же, как и ко всему остальному - ответственно и организованно. Если они знакомятся с какой-нибудь оздоровительной системой, которая вызывает у них доверие, то они становятся ее активными приверженцами, системати­чески занимаются оздоровительным бегом, голоданием или другими процедурами. Эпилептоиды при этом стараются заставить заниматься по этой системе всех, кого они могут заставить (детей, супруга, домашних) и агитируют за нее всех, кого заставить не могут (сослуживцев, друзей и т.д.). Поэтому здоровье эпилептоидов чаще всего крепкое. Если, однако, они заболевают, то тщательно лечатся, соблюдая все предписания врача, тщательно дезинфицирую все предметы, которых касаются, чтобы не заразить домашних, и т.д. По крайней мере, четкая организованность эпилептоида не позволяет ему пропускать ежегодные диспансеризации, поэтому их болезни вовремя выявляются и не бывают неожиданными (кроме инфаркта, который, как мы уже говорили, может часто угрожать эпилептоидам, т.к. они нахо­дятся в постоянном внутреннем напряжении из-за конфликта свойственной им агрессии и силы запрещающих правил).

Паранойяльный. Если цель паранойяльного не лежит в такой области, для которой явно необходимо здоровье, то он своего состояния здоровья просто не замеча­ет. Он кажется сам себе здоровым и, в отличие от эпилептоида, не пойдет на диспансеризацию, т.к. это мешает его работе. В результате такой чело­век может «свалиться» внезапно, как бы на фоне полного здоровья.

Если же его цель требует отменного здоровья (например, профессио­нальный спорт или др.), то усилия паранойяльного по поддержанию физической формы будут поистине неутомимыми.

Заболев, паранойяльный не умеет выполнять рекомендации врачей, соблюдать необходимый ре-

жим, вести щадящий образ жизни. Поэтому он продолжает работать - ходить на работу, или работать дома, или даже при­нимать своих сослуживцев в больнице, как раньше принимал их в своем рабочем кабинете. Поэтому вылечиться такому человеку всегда бывает очень трудно. Причем такое поведение паранойяльного нужно отличать от такого же поведения истероида, который также может продолжать актив­ную деятельность, будучи больным, но делает это не «для дела», а для по­лучения дополнительных порций восхищения от окружающих за свою стойкость и самоотверженность.

Истероид. Собственно само название этой личностной акцентуации произошло от названия истерического невроза, который заключается в том, что боль­ной (чаще больная) способен вызвать у себя все признаки любой болезни. Если речь идет уже о психическом заболевании, то истерик, действительно, может испытывать все физические страдания вызванной болезни, вплоть до опухоли, ожога, или даже известны случаи, когда имелись все внешние признаки беременности у больной истерией при отсутствии настоящей бе­ременности.

Отсюда ясно, что хотя речь идет и не о больных истерией, а только об истероидной акцентуации личности, такие люди многократно усиливают у себя проявления любой болезни, очень склонны к самовнушению. Особенно это проявляется тогда, когда болезнь может помочь истероиду привлечь к себе внимание близких, вызвать их дополнительную жалость и сочувс­твие.

Поэтому у истероидов любая болезнь представляется смертельной и требует максимальной мобилизации сил всех родных и знакомых. По малейшему поводу вызывается скорая помощь. Вообще вызывается множество различных докторов, но в основном затем, чтобы убедиться, что все они со­ветуют разное и все ничего не понимают. Лучшими считаются доктора, ко­торые подтверждают смертельный характер болезни или выписывают наибо­лее дорогостоящие лекарства.

У женщин истероидного психотипа, которые вообще нуждаются в повышенном внимании со стороны мужа, если они действительно получают его недостаточно, может возникнуть страх одиночества, который постоянно мучает, не дает им спокойно существовать, и хотя они реально от этого страдают, он возникает по механизму условной «выгодности болезни». То есть, если муж недостаточно уделяет внимание жене, когда она здорова, то она заболевает, причем такой болезнью, от которой может спасти только его присутствие.

Гипертим. По своему складу, по своей физической конституции гипертим, в ос­новном, человек здоровый, он очень редко болеет, а уж нервные заболева­ния ему и вовсе не свойственны. Он совершенно не думает о своем здо­ровье, не волнуется ни из-за каких симптомов, а действительно заболев, не идет к врачу, переносит болезнь на ногах, не лечится, и это часто сходит ему с рук - болезнь проходит сама благодаря его крепкому телосложению. Однако он все время уговаривает и окружающих так же относиться к бо­лезням, не обращать на них внимания, что, конечно, позволительно не всем психопатам, а только высокоэнергетичным.

Шизоид. Как и паранойяльный, шизоид не обращает внимания на свое здо­ровье, но если паранойяльный, будучи высокоэнергетичным типом, имеет довольно крепкое здоровье, то аскетически сложенный шизоид обычно действительно болезнен, часто простужается и постоянно болеет, ходит всегда с шарфом вокруг шеи или с завязанными зубами.

Психастеноиды - слабые здоровьем люди. Они часто болеют, т.к. име­ют астеническое телосложение, а кроме того, им свойственна ипохондрия - заболев, они заботятся повышенно о себе, боятся каждого симптома, все их пугает и предвещает опасность. Даже когда они не больны, у них плохой сон и плохой аппетит.

Гипотим. Как и психастеноиды, гипотимы склонны к ипохондрии, но они еще более тревожны и мнительны, еще более склонны искать у себя проявления различных заболеваний, беспокоиться из-за любого недомогания, как из-за смертельной болезни. Но гипотимы не любят врачей, потому что всегда не­довольны ими, не доверяют им и сомневаются в их компетентности, а кро­ме того, они очень стеснительны и это еще более затрудняет им процесс лечения.

Сензитив. Тревожность, мнительность и страх делают сензитива уязвимым к бо­лезням, а страх перед врачами мешает ему лечиться. Однако сензитиву не свойственно «слечь в постель», т.к. он не любит зря беспокоить окружаю­щих, связывать их уходом за больным.

 

3.6. «Деньги» и «власть» или? - диагностика социально-психологических ориентаций по Э.Фромму

Методика разработана в институте психологии РАН (О.Ф.Потемкина, 1993) в русле концепции Э. Фромма. Проведите тестирование и соотнесите результаты с деструктивной типологией характеров, предложенной американским психологом в работе «Человек для себя» (перепечатка на русском языке в нескольких изданиях).

Обсудите вопрос об отношении к здоровью как ценности, к платным медицинским услугам и т.п., - у представителей различных типов.

Процедура проведения: для использования методики можно вносить ответы на вопросы в нижеприведенный протокол (см. образец). Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться следующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если Ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

 

Образец протокола:

1.   5.   9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.

2.   6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.

3.   7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.

4.   8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

Вопросы:

 1. Вы согласны, что самое главное в жизни - быть мастером своего дела?

 2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

 3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

 4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

 5. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

 6. Основное стремление в Вашей жизни - свобода, а не власть и деньги?

 7. Вы согласны, что иметь власть над людьми - наиболее важная ценность?

 8. Ваши друзья - состоятельные в материальном отношении люди?

 9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям стороны?

11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти - это ее сила?

12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

16. Деньги куда надежнее, чес власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо скучно бед любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках законы?

19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни Вас радует только отличный результат работы?

22. Самое главное стремление в Вашей жизни - быть свободным?

23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

24. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

28. Вы согласны, что деньги « не пахнут» и неважно, как они заработаны?

29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы не работать?

31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

37. Труд - наибольшая ценность для Вас?

38. Вы уверено и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?

39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

40. Наиболее сильное потрясение для Вас - отсутствие денег?» (С. 29-43)

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player