РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

МЕДВУЗЫ - 12

© Комплексная самохарактеристика. Практикум. Части 5-7

Выраженность полоролевого поведения.

Социальная зрелость личности.

«Линия жизни».

 

// Комплексная самохарактеристика: Учебное пособие. - Ярославль, 2005, С. 76-86

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

 Цели и задачи написания «Комплексной самохарактеристики»

2.

Биологические основы индивидуальности (У. Шелдон)

 

2.1. Висцеротония.

 

2.2. Соматотония.

 

2.3. Церебротония.

3.

Психологическая характеристика личности  по А.Ф. Лазурскому

 

3.1. Внимание,  чувства, зависящие от контраста

 

3.2. Ощущения, восприятия, движения

 

3.3. Память

 

3.4. Ассоциации, воображение, речь

 

3.5. Мышление, общие характеристики умственной сферы

 

3.6. Настроения и аффекты, общие особенности эмоциональной сферы

 

3.7. Чувства

 

3.8. Принятие решений, процесс выбора,  сознательное волевое усилие

4.

Личность как система отношений

 

4.1. Программа изучения личности в ее отношениях к среде

 

4.2. Отношения к труду и собственности.

 

* Отношение к вещам

* Отношение к труду

* Отношение к материальному обеспечению (доходу)

* Отношение к собственности и ее расходованию.

 

4.3. Отношения к обществу.

 

* Отношение к равным

* Отношение к высшим и низшим

* Общественное сознание

* Корпоративное сознание

* Отношение к государству

* Отношение к праву

* Отношение к правилам вежливости и приличий

 

4.4. Отношения к жизни в целом.

 

* Отношение к природе

* Отношение к животным

* Отношение к нравственности 

* Общее отношение к миру и жизни

* Отношение к религии

* Отношение к науке и знанию

* Отношение к искусству (эстетический интерес)

 

4.5. Отношения к себе самому и семье.

 

* Отношение к своей физической и психической жизни

* Отношение к своей личности

* Чувственная любовь

* Романтическая любовь

* Отношение к семье

 

4.6. Определение «Уровня личности»

5.

Выраженность полоролевого поведения

6.

Социальная зрелость личности

7.

«Линия жизни»

8.

«Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) личности

 

8.1. Общая оценка

 

8.2. Оценка по основным блокам

 

8.3. 140 профессионально-психологических умений врача

 

* Блок «Восприятие и хранение информации»

 

* Блок «Переработка информации»

 

* Блок «Эмоционально-волевая регуляция»

 

* Блок «Речь и культура общения»

 

* Блок «Умение входить в контакт»

 

* Блок «Умение вести диалог»

 

* Блок «Умения воздействовать»

9.

Планы личностного и профессионального роста (2-й курс)

10.

Планы личностного и профессионального роста (4-й курс)

 

Литература для углубленного изучения темы

 

 

«5. Выраженность полоролевого поведения.

В оценке можно использовать таблицу особенностей полоролевого поведения, предложенную H.H. Обозовым (методика не верифицирована, «носит поисковый характер»). Обработка и присвоение численных показателей – по аналогии с оценкой свойств темперамента по У. Шелдону - см. часть 2 «Комплексной самохарактеристики»).

Инструкция: «Оцените у себя, используя опыт работы с диагностическими шкалами У. Шелдона, выраженность (в баллах) особенностей полоролевого поведения (кратко аргументируйте это) и подсчитайте свой «индекс»».

Маскулинность

  1. Препятствия преодолевает в основном с помощью интеллекта, волевой и физической силы (……)

  2. Развита агрессивная реакция при самозащите (……) 

  3. Преобладают честолюбивые замыслы, общественные интересы, на переднем плане – эффективность в делах и материальная обеспеченность (……).

  4. Отношение к окружающим критическое, более узкое, направленное на решение конкретной задачи (……)

  5. Поведение строится больше на основе логических выводов, чувства при этом сдерживаются (……)

  6. Развито прогнозирование (склонность к решению отсроченных долговременных задач) (……)

  7. Большее внимание обращается на содержание, чем на форму (……)

  8. Потребность в эмоциональном возбуждении понижена (……)

  9. Большая сосредоточенность, жизнь строится на рассудочных позициях (…….)

10. Объективность, как ориентация на реальные факты, преобладает в оценке восприятия мира (……)

11. Чаще всего стрессо-тормозность в экстремальных ситуациях (большая хладнокровность) (……)

12. Межличностные отношения более прямолинейные (чаще по схеме «да»-«нет») (……)

13. Словесные поощрения расслабляют и замедляют деятельность (……)

Суммарный показатель маскулинности:

Фемининность

  1. Препятствия преодолевает преимущественно с помощью хитрости и ловкости (……)

  2. Агрессивность при самозащите снижена (……)

  3. Преобладают чувства любви и материнства, личное преобладает над общественным (……)

  4. Отношение к окружающим более открытое, часто стихийное, но ведомое интуицией (в сложных ситуациях более правильное) (……)

  5. В поведении преобладает инстинкт и бессознательные увлечения (……)

  6. Прогнозирование ослаблено (ориентация на решение текущих, повседневных задач) (……)

  7. Внимание больше направлено на форму, чем на содержание (……)

  8. Потребность в эмоциональном возбуждении повышена (……)

  9. Большая эмоциональность, поступки чаще всего зависят от влечения сердца (……)

10. Субъективность и впечатлительность, как ориентированное на свое состояние восприятие, преобладают в оценках внешнего мира (……)

11. Скорее стрессо-возбудимость в экстремальных ситуациях (……)

12. В отношениях проявляется большая чувствительность к различным нюансам общения (……)

13. Словесные поощрения возбуждают и ускоряют деятельность отсюда любовь к комплиментам   (……).

Суммарный показатель   фемининности:

Индекс (соотношение)  «маскулинности-фемининности»:   

 

6. Социальная зрелость личности

(Для решения задач оценки социальной зрелости личности используется Test of personality maturiti  // Тесты для взрослых и детей  - М., 1994 – внимание !! -  данные ориентировочные)

Человеку с абстрактным интеллектом, может не доставать личностной зрелости. Блестящие способности, проявляемые в тех или иных областях деятельности, не заменяют жизненного опыта, который необходим для того, чтобы стать хорошо приспособленным к жизни, зрелым человеком.

В конце концов, зрелость не является категорией возраста. Некоторые молодые люди достаточно зрелы, а некоторые пожилые навсегда остаются детьми и по взглядам, и по отношению к жизни. Ответьте на предлагаемые вопросы, а затем проанализируйте таблицу под заголовком «Что означает ваш результат».

Правила выполнения тестаПометьте крестиком (Х) один - и только один - из возможных ответов на каждый вопрос.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Мои начальники или учителя относились ко мне следующим образом: а) своими нотациями всегда старались сделать мою жизнь невыносимой; б) при первой возможности они старались критиковать меня; в) относились ко мне нейтрально, пока я придерживался их правила и удовлетворительно выполнял работу; г) очень много помогали мне; д) помогали мне и хвалили, когда я этого заслуживал.

 2. Играя в шахматы (карты или какую-либо другую игру) или участвуя в спортивных соревнованиях, когда я или моя команда проигрывали, я обычно реагировал на поражение так: а) старался понять возможные причины поражения для того, чтобы лучше играть; б) восхищался великолепной игрой других; в) переживал, что я хуже других; г) чувствовал, что, по крайней мере, в чем-то другом я лучше; д) понимал сравнительную ничтожность поражения или победы в таких играх и быстро забывал о поражении; е) считал, что в этот раз повезло другим, а в следующий раз повезет мне.

 3. Когда мне приходится отказываться от моего плана или намерения, например, поступить в колледж, разбогатеть, вступить в брак и т.д., я обнаруживаю, что я: а) уверен, что буду несчастлив всю жизнь; б) у меня столько интересов, что я вскоре заменю это чем-нибудь другим; в) решаю добиться этого любой ценой, даже если понадобится для этого вся моя жизнь; г) уверен, что на все воля божья; д) стараюсь примириться с неудачей и максимально использую ситуацию; е) считаю, что это моя судьба и не надо было ни на что надеяться; ж) у меня никогда не было такого жизненно важного плана или намерения, от которого мне надо было бы отказываться; з) некоторое время я чувствую себя несчастным, но потом преодолеваю это.

 4. Я думаю, что люди ко мне относятся так: а) или очень любят, или совсем не любят; б) относятся хорошо, но не настолько, что бы я был лучшим другом; в) при первом знакомстве я нравлюсь всем; г) я нравлюсь людям только в том случае, если они знают меня очень хорошо; д) никто меня не любит; е) в той или иной степени меня любят многие; ж) я не знаю; з) я нравлюсь людям, если могу для них что-то сделать; и) сначала я нравлюсь людям, но потом они меняют свое мнение;

 5. У меня есть склонность привлекать внимание к своим неудачам, провалам, несостоятельности: а) я всегда рассказываю об этом людям, когда им интересно об этом слушать; б) я рассказываю о своих неудачах только в случайном разговоре; в) я очень редко упоминаю о своих неудачах в разговоре с кем-либо, что бы мне не выражали сочувствие; г) я никогда не упоминаю о своих неудачах; пусть люди не думают, что я ищу сочувствия, или признаю свою несостоятельность;

 6. Люди, которые придерживаются других взглядов, отличных от моих: а) это обычно странные люди; б) эгоисты; в) недостаточно образованные; г) все имеют право на свое собственное мнение; д) просто получили другое воспитание; е) им не хватает жизненного опыта; ж) обычно умнее меня; з) больше меня осведомлены по данному вопросу;

 7. В игре или в соревновании я предпочитаю противника, который: а) по классу выше меня, потому что у меня будет возможность повысить свое мастерство; б) несколько выше меня, потому что тогда соревнование будет для меня более увлекательным; в) равен мне, потому что мы оба проявим максимум энергии и у нас одинаковые шансы на победу; г) ниже меня по классу, потому что знаю, что смогу его победить. (В этом случае, по крайней мере, я знаю, что превосхожу его в чем-то); д) просто хороший человек, независимо от уровня его мастерства;

 8. Я ценю преимущества жизни в обществе с таким политическим, социальным, и экономическим устройством, которое: а) находится на более низкой ступени развития, чем современное организованное общество; б) такое, как есть; в) упорядочено и, по-видимому, логично в своем движении к лучшему; г) постоянно меняется, и я могу использовать его изменяющиеся требования для своего собственного развития и для удовлетворения других; д) постоянно меняется; е) становится лучше вместе со всем миром;

 9. У меня есть определенная склонность спорить со своими товарищами: а) я всегда готов к хорошему жаркому спору; б) я обычно спорю, когда мне это интересно; в) я редко спорю с кем-либо; я предпочитаю интеллектуальную дискуссию с самим собой; г) я не люблю вступать в споры и избегаю их, насколько это возможно; д) я ненавижу споры; е) я участвую только в открытых дискуссиях; ж) я люблю проверять знания других;

10. Когда кто-нибудь чужой критикует меня, моя обычная реакция: а) проанализировать самого критика в отношении того, почему он меня критикует; б) спросить его о причине критики; в) не говорить ничего и забыть об этом; г) отплатить ему тем же, когда будет возможность; д) защищаться, если я думаю, что я прав.

11. Для того чтобы преуспеть в своей профессии, влияние семьи, «протекция» или «блат»: а) всегда пагубны; в конце концов, человеку, которого «тянут», будет трудно справляться с будущими проблемами без привычной протекции; б) обычно скорее вредны, нежели полезны; в) полезны только при становлении в профессии; г) иногда полезны, но необходимости в нем нет; д) полезны всегда, но необходимости в них нет; е) необходимы для того, чтобы достичь выдающегося положения; ж) всегда полезны и всегда необходимы.

12. Я считаю, что степень, в которой человек может научиться наслаждаться жизнью, зависит: а) от того, как он реагирует, но свое окружение (предполагается, что окружение приемлемо) и использует это для развития своих природных способностей; б) от того, как он реагирует на свое окружение, в котором есть много благоприятных условий для его развития; в) от того, как он использует свое окружение, хотя условия плохие.

13. Моя реакция на мысль о моей собственной смерти такая: а) эта мысль внушает мне сильнейшее отвращение; б) мне не нравится эта мысль, но я не выражаю своих чувств; в) принимаю это как должное и не думаю об этом часто; г) часто размышляя об этом, желая, что бы у меня хватило стойкости встретить смерть спокойно; д) тайно желаю умереть, но не часто говорю об этом другим; е) не скрываю, что хочу умереть; ж) никогда не думал об этом;

14. В какой мере я стараюсь произвести благоприятное впечатление на других: а) составляю специальные планы и уделяю этому много времени; б) редко думаю об этом заранее, но если возникает возможность, стараюсь произвести хорошее впечатление; в) уделяю этому мало внимания; г) не люблю, когда это делают другие и никогда не делаю сам;

15. Когда я сталкиваюсь с необычной проблемой в работе или в учебе: а) никогда не стесняюсь обращаться за помощью к кому-нибудь, кто знает об этом больше; б) обычно я прошу помочь мне кого-нибудь из близких друзей; в) я очень редко беспокою кого-либо, обращаясь за помощью; г) обычно я прошу о помощи друга, если я уверен, что он знает об этом больше; д) прежде чем обращаться к кому-нибудь за помощью, я предпринимаю все возможное для решения проблемы;

16. Я ценю возможность жить среди друзей и родственников, которые: а) мне более близки по духу, чем те, которые у меня есть; б) заставляют меня думать; в) чтобы чувствовать быть счастливым, мне нужно больше друзей и родственников, чем у меня есть сейчас; г) те, которые у меня есть в настоящее время, меня вполне устраивают с точки зрения стимулирования умственной деятельности; д) они не нужны мне, чтобы чувствовать себя счастливым; е) разделяют со мной общие интересы.

17. Когда кто-нибудь из членов моей семьи сильно критикует меня или ругает, я обычно реагирую так: а) я возмущаюсь, но молчу; б) сохраняю мир в семье, соглашаясь с собеседником и льстя ему; в) ничего не говорю, но потом стараюсь свести счеты; г) сохраняю самоуважение, отвечая на критику тем же; д) стараюсь понять, почему меня критикуют или ругают; е) сержусь и спорю.

18. Мое отношение к привлечению внимания людей к моей деятельности, способностям и достижениям таково: а) я добиваюсь внимания людей и делаю это сознательно; б) я добиваюсь внимания людей, но не делаю это явно; в) мне нравится пользоваться вниманием людей, но специально я этого не добиваюсь; г) я ненавижу привлекать к себе внимание любым способом и всегда избегаю говорить о себе.

19. Значение для меня моей внешности: а) очень велико; я провожу много времени, изучая и улучшая ее; б) невелико, и я посвящаю ей только небольшую часть времени; в) так незначительно, что я уделяю ей столько времени, чтобы только выглядеть нормально; г) ничтожно или не представляет для меня интереса; д) очень важно для меня, но я отвожу этому не очень много времени.

20. Я нахожу удовольствие в общении и дружбе: а) с представителями противоположного пола; они меня лучше понимают; б) с близкими мне людьми, независимо от пола; в) с представителями моего, потому что я лучше лажу с ними; г) я не чувствую необходимости в общении или дружбе с кем бы то ни было.

21. Мое отношение к религии: а) лично мне не нужно никакой религии, но я думаю, что большинству людей она необходима; б) я читаю о различных религиях и изучаю их - в конце концов, я решу, какую мне исповедовать; в) я придумываю свою собственную религию, которая когда-нибудь будет удовлетворять меня; г) у меня сейчас есть религия, которая меня устраивает; д) религия моих родителей устраивает меня больше других; е) религия моих родителей не устраивает меня, но я ее принимаю; ж) религия является для меня обременительной, но мне она необходима.

22. Я изучаю и читаю о социальных и экономических изменениях в других странах мира в такой степени: а) меня не интересуют условия жизни в других частях света; б) я слишком занят решением своих собственных проблем, чтобы думать еще о тех, кто живет в других странах; в) я стараюсь находить точную информацию об условиях жизни там; г) меня больше интересуют условия жизни в других странах, чем в своей стране; д) я бы ничего больше не хотел - только читать и изучать условия жизни в других странах; е) меня интересуют условия жизни в других странах только для того, чтобы сравнивать их с условиями в своей стране.

23. Когда мне приходится выступать перед аудиторией я обнаруживаю, что: а) это чрезвычайно трудно, и я смущаюсь и заикаюсь; б) это трудно, но мне удается без видимого смущения; в) это вызов моему самоуважению, чтобы я сделал это без дрожи; г) обычно я могу выступать без всяких усилий; д) я всегда люблю выступать перед аудиторией; е) это очень трудно, если я не уверен в расположении ко мне аудитории.

24. Я изучаю литературу о социальных, политических или экономических изменениях в своей стране в такой степени: а) я много читаю на эту тему; б) я читаю только то, что мне особенно интересно; в) читаю только тогда, когда нечего читать или когда я должен делать; г) читаю от случая к случаю, так же как я читаю газеты и журналы; д) читаю столько, сколько необходимо для того, чтобы быть в состоянии обсуждать эти темы со знанием дела.

25. Мое отношение к материалам в печати, посвященным мне: а) мне нравится читать их и часто показывать своим друзьям; б) мне довольно приятно видеть свое имя в печати, но в общем это для меня не очень важно; в) мне совершенно не интересно видеть свое имя в печати; г) когда я вижу свое имя в печати, меня это забавляет или вызывает отвращение; д) я горжусь, когда показываю свое имя в печати, если только публикация не подрывает мой авторитет; е) мне очень неприятно видеть свое имя в печати.

26. У меня следующее отношение к предзнаменованиям, предчувствиям и т.д.: а) я всегда знал, что в моей жизни они указывают почти без исключения на успех или неудачу в какой-нибудь деятельности; б) они обычно предвещают успех или неудачу в какой-нибудь деятельности; в) я не могу с уверенностью сказать, то ли это случайно, то ли они действительно предсказывают; г) я не верю чтобы они когда-нибудь кому-нибудь что-то предсказали; д) я понимаю, что это все неправда, но все же следую им.

27. Насколько я активен на собраниях: а) я всегда стараюсь быть лидером в спорах; б) я принимаю участие в дискуссиях, только если я что-то знаю об этом предмете; в) я не принимаю участия в дискуссиях, если только я не уверен в ценности и справедливости того, что обсуждается; г) я никогда не принимаю участия в дискуссиях, потому что я очень не люблю выступать; д) я принимаю участие в дискуссиях для того, чтобы поддержать обсуждение, но не для того, что бы лидировать.

28. В какой мере я доверяю гадалкам: а) я советуюсь с ними, только когда стоит серьезная дилемма, и не могу решить, что мне делать; б) я иногда хожу к ним за компанию с друзьями; в) я хожу к ним тогда, когда хочу посмотреть, могу ли я разгадать, как они это делают; г) я никогда не хожу к гадалкам, потому что считаю, что они мошенничают; д) я хожу к ним ради развлечения.

29. В какой мере я рискую в финансовых делах: а) я часто серьезно рискую, потому что если я выигрываю, то по крупному; б) я серьезно рискую только тогда, когда чувствую, что у меня есть шанс выиграть; в) я не рискую серьезно: если бы я проиграл, я бы очень тяжело переживал; г) я использую малейшие шансы на выигрыш, потому что, если я и проигрываю, то не особенно расстраиваюсь; д) я не использую шансы на выигрыш и предпочитаю чувствовать себя уверенно, не подвергая себя риску.

30. Когда я сталкиваюсь с эмоциональными проблемами или трудностями: а) я получаю удовольствие, потому что люблю их преодолевать: они стимулируют меня; б) они меня не особенно волнуют; я к ним привык; в) они являются препятствием на моем пути: они мешают двигаться мне вперед; г) у меня нет эмоциональных проблем или трудностей; д) я могу их переносить, хотя они меня изматывают.

31. В отношении природы я считаю, что: а) природа по сути своей благо: если бы я мог находиться в ней в полной гармонии, я смог бы избежать многих неприятностей; б) природа по сути своей источник блага, но человек должен держать ее под контролем; в) природа - это зло; если бы могли полностью ее покорить, мы могли бы уничтожить все пороки; г) только некоторые вещи в природе изначально плохи, но они не вызывают у нас большого беспокойства, поскольку наука доказала, что природные механизмы можно использовать с выгодой для людей; д) природа ни хороша, ни плоха; она просто предлагает материал, предоставляя возможности для развития человека или ограничивая его.

32. Мое отношение к миру, в общем, таково: а) он полон зла; чем скорее я уйду из него, тем лучше для меня; б) в нем очень много искушений, так что человеку трудно остаться хорошим; в) мир - это интересная панорама, я заинтересован в том, чтобы использовать свое время для его исследований; г) мир был бы хорош в том случае, если бы люди жили достойно и были бы по-настоящему добры; д) я живу только раз, поэтому вместо того, чтобы пытаться объяснить свое отношение к жизни, я намерен получать удовольствие от нее; е) я часть мира, доброго или жестокого, поэтому я намерен жить, используя в полную силу свои способности.

33. Полагая, что всем нужно достаточное количество денег для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и жилье, мне тоже нужно больше денег: а) чтобы у меня был дом лучше, чем сейчас, более дорогая машина, более красивая одежда и т.д.; б) чтобы выполнить свои планы, которые мне хотелось бы осуществить, такие, как усовершенствовать свой бизнес или повысить свой профессиональный уровень; в) мне не нужно больше денег; г) чтобы поделиться с другими; д) мне не нужно больше денег, потому что я думаю, что они скорее разрушат счастье, чем создадут; е) мне нужно достаточно денег, чтобы я мог делать, что хочу.

34. Когда я читаю ежедневные газеты, то мое отношение к статьям, касающимся моей профессии (ведение домашнего хозяйства тоже считается профессией), таково: а) я всегда читаю статьи, имеющие отношение к моей профессии; б) я читаю только те статьи, которые меня особенно интересуют; в) я очень редко читаю что-нибудь по моей профессии: мне и так этого хватает за весь день; г) я никогда не читаю об этом, я этого терпеть не могу.

 

КЛЮЧ К ТЕСТУ (баллы – для английской выборки, для отечественной выборки данные ориентировочные)

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

а

-3

+4

-3

0

-3

-2

-2

0

-2

-2

+8

-1

-2

-1

+6

-4

0

б

-2

0

+10

-3

+8

0

+6

-5

+8

0

+6

-2

-3

+8

-3

+8

-3

в

+4

-3

0

0

+2

-3

0

+6

0

+8

-3

+8

+10

+2

0

-2

-3

г

0

-3

-5

0

-1

+8

-5

+6

0

0

-2

 

-1

+2

0

0

+2

д

-1

+8

+3

0

 

+4

+8

+2

-4

0

+4

 

-2

 

+2

-4

+8

е

+6

-4

-3

+8

 

-2

 

-3

0

 

-4

 

-3

 

 

+4

-2

ж

 

 

-2

 

 

-1

 

 

0

 

-4

 

-1

 

 

 

 

з

 

 

-2

 

 

-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

а

-1

-2

-3

-2

-5

-4

+6

-3

-5

+4

-4

0

0

-4

-3

-2

+4

б

-4

4

+8

+6

0

+6

0

+8

-4

+6

-5

+6

+4

-4

-3

+8

+4

в

8

0

-3

+4

-6

0

-4

0

-3

0

-3

0

+6

-3

+6

-2

-3

г

0

-3

-3

+8

-4

+4

0

0

+10

-4

+10

+8

0

0

0

0

-4

д

 

4

 

-2

0

+2

+4

-2

-4

0

0

-4

-1

+10

-2

-2

 

е

 

 

 

-3

+8

0

 

-3

 

 

 

 

 

 

+10

0

 

ж

 

 

 

-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировочная оценка результатов:

Суммарный балл: 0-89 - ниже среднего; 90-110 - средний; 110-248 - выше среднего;

162 - средний для студентов колледжа (Англия)

 

7. «Линия жизни»

«Представьте себе мысленно всю жизнь - прошлое, настоящее и будущее. В каком году Вы родились? До какого возраста Вы надеетесь дожить? ... (Дайте более или менее реалистичную оценку). С помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие своей жизни по степени насыщенности важными (субъективно) событиями. «Событиями» могут быть какие-либо изменения в распорядке жизни, во внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), общественно-политические события, оказавшие влияния на вас, болезни и изменения в состоянии здоровья и т.п. Исходя из такого понимания слова «события», оцените сначала насыщенность первого пятилетия (до 5-ти лет включительно). Свою оценку отметьте точкой на «графике», учитывая, что 100% - максимальная степень насыщенности. Также оцените насыщенность каждого из оставшихся пятилетий (как прошедших, так и предстоящих, вплоть до отмеченного Вами как - «конец жизни» - возраста).

 

      Удовлетворенность жизнью (в процентах)

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5

 10

 15

 20

 25

 30

 35

 40

45

 50

 55

 60

 65

70

 75

 80

 85

 90

                                                                                                                                          Годы жизни......

 

Внимание! Каждое пятилетие должно иметь только одну оценку насыщенности событиями, но иметь ее должно обязательно.

 

* Психологический возраст

 

1. Подсчитайте общую сумму баллов.

2. Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошлые пятилетия (пропорционально учтите не кратные пятилетиям годы).

3. Разделите сумму «баллов прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий. Полученный результат - показатель субъективной «реализованности жизни».

4. Умножьте этот показатель на ожидаемую Вами продолжительность жизни. Это и есть Ваш психологический возраст

 

Мой психологический возраст –

 

* Анализ изменений, («перепадов») «линии жизни».

Прокомментируйте точки изменения «линии жизни» на графике (в прошлом и будущем). Очень важно продумать - эти изменения будут связаны с ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ АКТИВНОСТЬЮ ИЛИ С ВНЕШНИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ОБСТОЯТЕЛСТВ...»

 (Комплексная самохарактеристика,  С. 76-86).

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player