РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

СОДЕРЖАНИЕ

© Психология личности. Практикум. - Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

 

// Психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2005, С. 66-79

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача

Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.

Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию.

Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 10. Приложение к части I: Ключи к психологическим тестам по темам 1-9

 

 Тема 6.  Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в  работе врача

Материалы для самостоятельной подготовки к занятию

6. 1. Внимание в работе врача.

6. 2. Ощущение и восприятие в работе врача.

6. 3. «Можете ли Вы сосредоточиться?»; «Оценка распределения внимания»

6. 4. «Один раз увидеть или услышать?»

6. 5. Психотехнические игры: «Пальцы», «Сознавание тела»

Материалы для проведения практического занятия по теме

6. 6. «Алекситимия»

6. 7. Схема тела: демонстрация

6. 8. Исследование распределения внимания

Актуальность темы определяется тем, что соматические и нервно- психические заболевания могут изменять характеристики процессов восприятия и ощущения. Эти изменения обуславливаются непосредственно органической патологией органов чувств или ц.н.с., а также могут быть изменены под влиянием характеристик личности, функционального состояния и т.д. Знание этих закономерностей может оказать существенную помощь при постановке диагноза.

Афоризмы и мысли.

 «Без внимания для духа ничего нет ... Внимание образует, поэтому, начало образования».

 Г.В.Ф. Гегель

«Внимание, подобно пищеварению, обычно находится за пределами нашей сознательной осведомленности».

Р. Дженнингз, психолог, 1986 г.

«Совесть требует от нас быть внимательными к людям и ситуациям. В некотором смысле совесть - это обостренная внимательность, позволяющая усмотреть в этически безразличной, на первый взгляд, ситуации необходимость четкой моральной оценки».

Ю. Шрейдер, философ, 1994

«Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности, на ранних ступенях филогенетического развития оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит подготовкой к действию.

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание приобретает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанный с действием, является устремленный вовне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание - это деятельность под покровом внешнего покоя».

С.Л. Рубинштейн, психолог, 1946

 «Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам»

А.Н. Леонтьев, психолог, 1976

«Воспринимая человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; а иногда не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается или вслушивается...»

С.Л. Рубинштейн

 «Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим».

Р.Л. Грегори, психолог, 1981

 

 

Цель изучения темы: 

студент должен иметь представление

* о месте внимания в организации психической активности личности, об участии внимания в обеспечении различных сторон профессиональной деятельности врача;

* об особенностях психологического (в отличие от физиологического) подхода к оценке деятельности ощущений и восприятий;

студент должен знать:

* основные характеристики психологических процессов внимания, ощущений и восприятий;

* субъективные факторы, обеспечивающие селективность восприятия, с одной стороны, с другой - адекватность восприятия;

* индивидуальные особенности, влияющие на способность человека (особенно в роли пациента) словесно описать свои ощущения;

* поведенческие признаки, по которым можно судить о колебаниях внимания в процессе профессионального контакта врач-больной и возможностях их коррекции;

студент должен уметь:

* профессионально организовывать внимание, преодолевая внешние и внутренние помехи;

* способствовать наилучшему восприятию пациентом необходимой информации;

* продемонстрировать пациенту «внимательное поведение», используя для этого, в частности, язык тела;

 

 Материалы для самостоятельной подготовки к занятию.

6.1. Внимание в работе врача.

Вот как выглядит один из талантливых врачей:

 «Существовали живые прообразы как Холмса, так и Уотсона. Дойл всегда говорил, что моделью для образа Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл, хирург из Эдинбургской больницы ... У Белла, худого, жилистого, смуглого человека, были острый, пронизывающий взгляд, орлиный нос и высокий, резкий голос. Сидя, откинувшись в кресле, сложив руки, он быстро отмечал характерные особенности пациентов, которых Дойл, назначенный им амбулаторным клерком, вводил в его комнату, и сообщал студентам и ассистентам что-нибудь вроде: «Господа, я не могу сказать точно, кто этот человек - резчик пробки или кровельщик. Я вижу легкое callus, или затвердение, на одной стороне его указательного пальца и легкое утолщение на внешней стороне большого пальца. А это точный признак обеих профессий». Другой случай был проще:

«Я вижу, вы злоупотребляете спиртным. Вы даже носите фляжку во внутреннем кармане вашего пальто». Третий пациент с открытым ртом слушал, как Белл, заметив: «Вы, я вижу, сапожник», повернулся к студентам и обратил их внимание на то, что брюки пациента были порваны с задней стороны штанины под коленом, где он зажимал выколотку, что характерно только для сапожников. Один диагноз Белла произвел на Дойла такое впечатление, что тот помнил его всю жизнь.

- Итак, вы служили в армии.

- Да, сэр.

- Демобилизовались недавно?

- Да, сэр.

- Шотландский полк?

 - Да, сэр.

- Унтер-офицер?

- Да, сэр.

- Служили на Барбадосе?

 - Да, сэр.

- Видите, господа, - объяснил Белл студентам. - Это вежливый человек, но он не снял шляпу. В армии головной убор не снимают, но он бы привык к гражданской жизни, если бы демобилизовался давно. В нем чувствуется властность, и он явно шотландец. Что же касается Барбадоса, то он пришел по поводу элефантиаза, а это - заболевание, свойственное Вест-Индии, а не Англии.

 Белл описывает свои методы по-холмсовски: «Самым важным фактором любого удачного медицинского диагноза являются точное и внимательное наблюдение и оценка малейших деталей... Глаза и уши, которые видят и слышат, память, которая мгновенно запоминает, чтобы по первому требованию воссоздать замеченное органами чувств, и воображение, способное соткать теорию, или воссоединить разорванную цепь, или распутать хитросплетение сведений, - таковы требования, которые предъявляет хорошему диагносту его профессия.» (Хескет Пирсон «Конан Дойл. Его жизнь и творчество» // Карр Дж., Пирсон Х. Артур Конан Дойл. - М., 1989, С.282)

Заметим на этом примере, что профессиональная наблюдательность - результат последействия длительных и неутомимых попыток построения образа клиента с учетом данных беседы, осмотра, анамнеза, результатов параклинических исследований и проч. Врач скорее обратит внимание на болезненный вид встречного человека, чем на крой его одежды; профессиональный модельер - наоборот.

В случае же с Дж. Беллом мы видим неподдельный интерес доктора к образу жизни клиента целиком, а не только наблюдательность в отношении узко медицинских задач.

Четыре основных направления обеспечивают исследования внимания в профессиональной подготовке врача:

* умение врача регулировать свою деятельность, учитывая при этом особенности работы внимания (сюда относятся задачи сохранения концентрации внимания, профилактика отвлечения внимания от задач деятельности под воздействием факторов внешней и внутренней среды, задачи распределения внимания между несколькими деятельностями); Использование закономерностей внимания для управления своей профессиональной деятельностью должно строится на практике непрерывной тренировки, так как,

во-первых, набольшее число помех принадлежит внутренним факторам отвлечения внимания,

во-вторых, трудности представляет не столько выделение фрагмента действительности, сколько торможение не относящейся к задаче информации. Одного из восточных мудрецов спросили: «Где он научился столь удивительному и совершенному владению вниманием? Мудрец ответил: «У кошки, которая ждала мышь возле норки»».

* умение врача учесть в процессе взаимодействия индивидуальные особенности внимания человека, пришедшего на прием, в частности, человека болеющего;

 

6.2. Ощущения и восприятия в работе врача

* врач должен хорошо представлять специфику психологического отражения (моделирования, построения) действительности, не сводимую к функционированию физиологических систем органов сенсорной чувствительности. Цели деятельности (процесс лечения) и грамотность (неграмотность) использования средств общения (языковых и внеязыковых) могут в сильной степени влиять на работу процессов ощущения и восприятия; Пример - алекситимия

* важным представляется как можно более детальное знание врача о взаимодействии процессов ощущения и восприятия в рамках системного психофизиологического функционирования организма человека. Неизменные активность и развитие в каждом акте ощущений и восприятий создают основу для использования потенциала личности в решении лечебных задач, задач реабилитации. Пример, биологическая обратная связь.

* взаимодействие ощущений и восприятий составляет не только чувственную ткань сознания, но и чувственную основу «внутренней картины болезни» и «внутренней картины здоровья». Пример, фантом конечности

* у человека деятельность познавательных процессов, или дисфункция их, имеет дополнительный, социальный смысл, который может стать определяющим в формировании поведения (то есть человека может угнетать не сам дефект, а его оценка окружающими, и здесь для помощи пациенту необходима социально-психологическая подготовка служб реабилитации). Пример, Бетховен:

«О люди, вы, которые меня ославили и сами считаете меня озлобленным, сумасшедшим или человеконенавистником, о, как вы несправедливы! Вы не знаете той скрытой причины, по которой я кажусь вам таким. По природе пылкий и деятельный, даже не чуждый светских развлечений, я еще юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз новой подтверждение моего увечья. И мне невозможно было сказать людям: «Говорите со мной громче, кричите, потому что я глухой!..» Простите же меня за то, что я вынужден сторониться всех, меж тем как мне хотелось бы быть среди вас. Мое несчастье для меня тем мучительнее, что я из-за него остаюсь непризнанным. Мне не дано находить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности». (Цит. по Коломинский Я.Л.)

 

6.3. «Можете ли Вы сосредоточиться?»

Инструкция: На каждой строчке есть пары соседних цифр, в сумме составляющих 10. Найдите их и подчеркните.

Например: 2 9 4 6 1 1 9 3 5 5 6 7 8 5 4 7

Работайте как можно быстрее. Будьте внимательны и не выходите из лимита времени, иначе результат не будет верным.

Время на решение: 7 минут

 

А:

2 9 1 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 3 8 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 3 7

Б:

9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 1 4 2 1 5 2 1 6 2 1 7 2 8 1 9 2

В:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 1 5 3 1 6 3 1 7 4 6 1 3 5 1 2 4

Г:

3 3 4 6 7 3 8 2 9 1 4 5 6 7 3 4 9 1 2 9 1 2 3 1 9 8 7 6 5 1 9 0

Д:

5 3 9 8 2 7 7 4 6 7 5 3 7 0 9 8 8 0 2 8 3 8 2 0 8 2 4 6 5 9 3 4

Е:

2 0 5 6 3 7 7 0 8 9 5 7 4 9 7 4 5 5 0 5 5 3 3 5 5 4 4 6 5 5 0 5

Е:

6 4 3 2 8 9 7 6 3 7 8 2 0 9 3 8 2 4 5 7 8 6 4 0 1 8 2 5 8 6 4 0

Ж:

7 6 5 5 4 7 4 4 4 6 6 6 8 8 8 3 1 3 4 5 1 7 8 9 1 3 1 4 1 5 6 1

З:

3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 5 4 3 7 8 2 3 9 2 3 7 2 3 6 3 2 4 3 7 6

И:

9 8 7 9 8 7 8 7 6 8 2 6 7 6 5 7 0 1 9 8 6 8 4 7 4 3 2 8 9 6 1 0

Й:

1 9 8 7 3 8 2 6 4 5 5 9 1 0 8 8 4 2 3 4 5 6 8 3 4 5 6 7 9 4 6 7

К:

2 4 6 8 2 4 6 8 3 6 9 1 1 8 1 9 4 4 5 5 5 6 6 6 6 7 7 7 7 7 3 8

Л:

8 3 6 5 9 1 7 2 3 7 5 9 4 3 7 6 7 7 6 6 5 5 4 4 3 3 2 2 1 1 2 5

М:

9 1 8 8 7 3 6 4 5 5 8 1 8 3 7 2 9 1 0 8 2 0 7 4 5 6 7 4 9 2 3 7

Н:

2 7 3 4 8 5 5 6 4 7 2 3 7 8 0 2 6 7 7 5 6 7 5 6 7 5 6 4 5 9 1 8

О:

6 3 8 6 0 9 1 8 7 6 4 3 8 2 9 2 8 7 6 5 4 6 5 4 3 5 4 3 2 7 3 4

П:

9 7 5 4 3 3 5 4 6 8 2 2 5 4 6 6 8 5 7 4 6 3 2 5 9 6 6 4 5 5 4 0

Р:

4 0 4 3 9 3 4 7 2 6 8 2 4 7 4 6 3 6 4 7 5 8 6 9 7 2 8 3 7 6 5 6

С:

9 0 1 6 1 9 8 4 6 3 2 8 7 6 4 2 8 4 8 7 6 5 9 0 7 1 1 5 1 9 6 3

Т:

8 3 6 5 4 2 8 9 6 6 1 0 3 6 8 2 6 7 5 4 6 9 8 4 5 7 3 4 2 8 7 2

У:

4 8 6 5 4 8 7 6 9 8 3 4 7 3 8 9 6 4 7 4 6 7 6 4 7 6 4 7 3 4 5 8

Ф:

8 9 5 7 3 8 6 9 0 1 0 2 8 3 5 7 8 2 3 2 8 1 8 1 9 1 6 1 5 5 7 3

Х:

6 4 2 8 6 4 9 7 6 2 8 0 1 8 3 6 5 2 8 3 6 6 7 7 8 8 9 9 1 1 2 7

Ц:

4 8 2 9 5 1 6 3 8 3 7 8 4 6 7 5 2 2 6 6 3 3 7 7 4 4 8 8 5 5 9 9

Ч:

6 2 4 8 2 7 4 6 3 8 9 6 1 9 8 4 4 3 2 8 4 5 5 9 1 8 2 6 4 3 7 9

Ваш результат ...  

(комментарии – в Приложении)

«Оцените Ваше умение распределять внимание»

Инструкция: На каждой строчке сочетания букв или цифр.

Если они идентичны, поставьте рядом с порядковым номером букву «И».

Если в сочетаниях есть различия, поставьте букву «Р».

Время на решение: 3 мин.

  1. псиозоатекнимонохромит               псиозоатекнимонахромит

  2. 8 6 2 7 4 1 8 0 6 3 5 1                      8 6 2 7 4 1 8 0 6 3 5 1

  3. Чарльз Б. Фортескью энд Санз      Чарльз Б. Фортискью энд Санз

  4. 87546537098574322                        87564537098574322

  5. б4бдхет78ф7фОф9ф81крйхт          б4бдхет78ф7фОф9ф8икрйхт

  6. Гуннар Гэйл Гэлбэрд. мл.               Гуннар Гэйл Гэлбэрд мл.

  7. агт.....56, к.....оаглипс. 1 4 9 6 3 2   агт.....56, к.....оаглипс. 1 4 9 6 3 2 1

  8. ГЕКСАТРИКСИМЕНИЯ                ГЕКСАТРИКСИМЕНИЯ

  9. 2355654553675856382                    2355655455375856382

10. агглютинейтед тинтинабьюлейшн  агглютинейтед тинтиннабьюлейшн

11. ХЕМИСФЕРИК ЮРЭНИЮМ         ХЕМИСФЕРИК ЮРЭНИЮМ

      ЭЙТИНГПАУЭР КОРП.                  ЭЙТИНГПАУЭР КОРП.

12.   ааииуууиииаууии                              ааииуууиииаууии

       аиииаиуиаииааиуу.                           аиииаиуиаииааиууиа

13. ИНЧ ПАЙПЛАЙНИНГ АГГРЭ        ИНЧ ПАЙПЛАЙНИНГ АГГРЭ

      НДИТИНГ КОМПАHИ, ИHК           НДИТИНГ КОМПАНИ, ИНК

14. тетрагидробетанаптиламин               тетрагидробетанаптаиламин

15. АПТР..ЫТРА...ТРАИП                  АПТР...ПЫТРА...ТРАИП

16. АРТРКРИРТОРИРАГКПТР             АРТРКРИРТОРИАРГКПТР

17. Джонатан Элджернон Пенситрон     Джонатан Элджернон Пенистрон

18. 2ацетофенонэортооксикинолин        2ацетофенонэортооксикинолин

19. Брэндвайн, Герк энд                           Брэндивайн, Герк энд

      Ларс, Инк. энд Сан 2                          Ларс, Инк. энд Сан

20. ВКоперцзкскссййшвбаййси1111     ВКоперцзксксййшвбаййс1111

      11ЛТЛЛИЛЛЛИ                               11ЛТЛЛИЛЛЛИ

Ваш результат ... (комментарий см. в конце темы)

6.4. «Один раз увидеть или услышать?»

У каждого из нас среди органов чувств есть как бы ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Эта психологическая игра поможет вам узнать, какие органы чувств скорее «откликаются» при ваших контактах с окружающим миром. Отвечайте на вопросы «согласен» или «не согласен». Обведите кружком номера тех вопросов, на которые ответили «согласен».

 1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

 2. Часто напеваю себе потихоньку.

 3. Не признаю моду, которая неудобна.

 4. Обожаю ходить в сауну.

 5. В автомашине для меня важен цвет.

 6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

 7. Меня развлекает подражание диалектам.

 8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

 9. Люблю принимать массаж.

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.

13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. Очень часто разговариваю по телефону.

16. Склонен к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После неудачного дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сам с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобные туфли.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.

34. Умею слушать собеседника.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядка.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Теперь подсчитайте (ключи - в Приложении), в каком разделе больше кружочков, - это ваш главный тип восприятия. Добавим, что речь человека тоже может подсказать, к какому типу он принадлежит.

ТИП А (видеть). Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для типа А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

ТИП В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

ТИП С (слышать). «Не понимаю, что мне говоришь», «это известие для меня...», «не выношу таких громких мелодий» - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.

Как мы узнаем, что нас кто-то любит?

ТИП А (видеть) - по тому, как на него смотрят.

ТИП В (ощущать) - по тому, как его касаются, ласкают.

ТИП С (слышать) - по тому, что ему говорят.

Когда неизвестно, к какому типу ты относишься и кем является кто-то тебе близкий, может, например, случиться следующее. Ей кажется, что он ее не любит. Говорит ему об этом. Он отвечает: «Ерунда, с чего тебе это пришло в голову?» - и обнимает ее. Она вырывается, полная гнева, ведь он ни разу не посмотрел ей в глаза! Она говорит: «Оставь меня, сейчас не время для нежностей». Он чувствует себя огорченным: «Ты меня не выносишь, всегда держишь дистанцию».

Ссора висит в воздухе, чувства оскорблены, а вы, наверное, уже распознали, что она - тип А (видеть), а он - тип В (ощущать). Она ищет зрительного контакта и на этой основе судит, любит он ее или нет. Он не выражает свои чувства иначе как прикасаясь, притягивая ее к себе. Для нее это, однако, вовсе не тот сигнал, которого она ждет, поэтому и отталкивает его, чувствует себя непонятой. Это его ранит, и ему ничего не остается, как поверить, что он нелюбим. О, насколько было бы лучше, если бы он догадался, что глазами можно гладить, а она поняла, что прикосновения говорят не меньше, чем взгляды.

6.5. Психотехнические упражнения

Упражнение «Пальцы» (Цзен H., Пахомов В. «Психотехнические игры в спорте».- М., 1988)

Участникам группы удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на голени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность - 5-15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен... Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Hужно сосредоточиться на выполняемом движении..., но в какой-то момент участник вдруг застает себя за посторонними мыслями.

«Сознавание тела» (Джанетт Рейнуотер «Это в Ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом?». - М.,  1992)

«Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер... Они поддерживают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте себе расслабиться... Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Hе нужно ничего менять. Просто отметьте, как вы дышите. Именно сейчас... Следите, как воздух входит и..ыходит... Отметьте, как ваше тело движется в ритм дыханию... Я буду называть различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего тела вместе с воздухом... Итак, ваш лоб... Запрокинута ли голова или опущена на грудь?.. Ваши веки... Неподвижны или подрагивают?.. Ваши глаза.. покое или движении? Видятся ли вам какие-нибудь пятна, образы?.. Ваши щеки... расслаблены или напряжены?.. Ваши уши... Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холоднее?.. Ваш нос... Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях?.. Ваши губы... сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык... В каком он сейчас положении, чего касается?.. Ваши зубы... Проверьте каждый... Hе чувствуете ли вы неудобства от застрявших в них кусочков пищи?.. Ваша шея... Hет в ней напряжения от неудобного положения головы? Или голове вполне удобно?.. Ваш позвоночник... Мысленно пройдитесь сверху от шейных позвонков до самого копчика... Какова линия вашего позвоночника?.. Почувствуйте мышцы спины... Они напряжены или расслаблены? Теперь перенесите внимание на плечи... Они приподняты или опущены?.. Сведены или расправлены?.. Почувствуйте свои плечевые суставы... Постарайтесь представить себе, как вы вращаете руками в плечевых суставах..еперь пройдитесь мысленно взором вдоль своих рук... Плечи... локти... Они выставлены или прижаты?.. Предплечья... запястья... кисти рук... пальцы..увствуете ли вы в них какое-нибудь напряжение?

Прислушайтесь к своему сердцу. Hе считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений... Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, - например, на шее, под коленом, на запястье.

Снова вернитесь к дыханию... Мысленно проделайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, - через нос, по трахее вниз, к легким... Вы чувствуете, как они наполняются воздухом, а затем выпускают его... Сделайте глотательное движение и попробуйте ощутить свой пищевод... желудок... Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как поели?.. По каким ощущениям вы это сейчас узнали?.. Теперь опуститесь ниже... Вот тонкий кишечник... Происходят ли сейчас в нем какие-то процессы?.. Толстый кишечник... Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем переходит налево и снова опускается вниз... Чувствуете ли вы, что там что-то происходит?.. Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам захочется освободить ее?.. Теперь анус... Сжат ли он или расслаблен?..

Попробуйте осознать свои почки... Они расположены по бокам в самом низу спины и по форме напоминают бобы... Каналы, идущие от них к мочевому пузырю и сам мочевой пузырь... Hасколько он полон? Как скоро вам потребуется опорожнить его? Если вы мужчина, почувствуйте свои яички, как они расположены в мошонке?.. Некоторые портные спрашивают: «Вы одеваетесь налево или направо?» Вы понимаете, что это значит?.. Почувствуйте свой пенис... Если вы женщина, постарайтесь ощутить ваши яичники... Скоро ли наступит овуляция и с какой стороны?.. Вашу матку... Половые губы и клитор... Теперь мысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы... Ощутите форму вашего таза... Hаправьте внимание на тазобедренные суставы... и мысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги... Теперь вообразите, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потом наружу.

Почувствуйте ваши бедра... колени... Вы ощущаете равномерное тепло вдоль всей ноги?.. Может быть, колени немного холоднее или теплее? Hе напряжены ли ваши икры?.. Теперь ваши лодыжки и стопы... Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степень ее подвижности... Ваши пятки и ступни... Если вы обуты, не жмет ли обувь?..

Теперь совершите обратное путешествие по своему телу от пяток до макушки. Сравните левую и правую стороны своего тела. Возможно, ваши ощущения окажутся различными с одной и другой стороны. Насколько легко вам удается сознавать все свое тело? Hет ли каких-то «слепых пятен» в вашем сознавании?

Теперь постарайтесь ощутить тело как единое целое. Произнесите: «Это я. Я - (назовите свое имя). Я здесь живу...»

Упражнение закончено. Сделайте глубокий вдох, потянитесь, откройте глаза и медленно встаньте».

 

Материалы для проведения практического занятия

6.6.  «Алекситимия»

«Термин «алекситимия» ввел в литературу P.E.Sifneos в 1972 г. В своей работе, опубликованной еще в 1968 г., он описал наблюдавшиеся им особенности пациентов психосоматической клиники, которые выражались в утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обедненной фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств. Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе - «нет слов для названия чувств»). Разработке концепции алекситимии предшествовали более ранние наблюдения J.Ruesch (1948), установившего, что многие пациенты, страдающие классическими психосоматическими болезнями и характеризующиеся описанной им «инфантильной личностью», проявляют трудности в вербальном и символическом выражении эмоций. Близкие особенности психосоматических пациентов были описаны также в 1963 г. P.Marty и de M.M.Uzan.

Алекситимия является психологической характеристикой, определяемой следующими когнитивно-аффективными особенностями: 1) трудностью в определении (идентификации) и описания собственных чувств; 2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; 4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.» (Методические рекомендации НИИ им. В.М.Бехтерева, 1994)

Торонтская алекситимическая шкала (TAS)

Инструкция: пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны с каждым из следующих утверждений, ставя знак »Х» в соответствующем месте. Давайте только один ответ на каждое утверждение:  A - Совершенно не согласен.

                           B - Скорее не согласен.

                           C - Ни то, ни другое.

                           D - Скорее согласен.

                           E - Совершенно согласен. 

   1. Когда я плАчу, я всегда знаю, почему

   2. Мечты - это потеря времени

   3. Я хотел бы быть не таким застенчивым

   4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства я испытываю

   5. Я часто мечтаю о будущем

   6. Мне кажется, я так же легко способен заводить друзей, как и другие

   7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений

   8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств

   9. Мне нравиться ставить в известность людей о моей позиции по тем или иным вопросам

10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам

11. Мне недостаточно знать, что что-то привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит

 12. Я способен с легкостью описать свои чувства

 13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать

 14. Когда я расстроен, я не знаю, печален ли я, испуган или зол

 15. Я часто даю волю воображению

 16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ни чем другим

 17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле

 18. Я редко мечтаю

 19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так

 20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение

 21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях

 22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к другим людям.

 23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства

 24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему

 25. Я не знаю, что происходит у меня внутри

 26. Я часто не знаю, почему я сержусь

(Ключи - в Приложении)

6.7. «Схема тела» - демонстрация

1) Преподаватель выбирает из группы студента, у которого по данным опросника самая высокая способность описывать вербально свои ощущения.

Испытуемый садится на стул около стола преподавателя и с закрытыми глазами (на ощупь) определяет материал, из которого сделаны некоторые предметы: стекло, дерево, бумага, ткань (желательно наличие плоской поверхности 10 на 10 см. или побольше).

Ему предлагается описать ощущения, по которым он определяет материал.

Преподаватель заостряет внимание группы наиболее интересных и важных фактах самоотчета.

2) Испытуемому предлагается выполнить то же задание, но по поверхностям из различного материала он должен водить уже не кончиками пальцев руки, а авторучкой без стержня (в идеале - скальпель). Ему предлагается ответить на вопросы:

* чем отличается ощупывание рукой от ощупывания предметом?

* чем он чувствует материал (кончиками пальцев, на которые передается ощущение с предмета, или самой оконечностью предмета)?

Преподаватель заостряет внимание группы:

- на наиболее важных деталях отчета,

- сравнивает успешность выполнения задания в 1-ом и 2-ом случаях,

- делает заключение о важности феномена включения предмета в схему тела в работе врача (предмет служит «продолжением органов чувств»);

 

6.8. Исследование распределения внимания

 

¡

+

¡

+

¡

¡

+

¡

¡

+

+

¡

¡

+

+

¡

¡

+

+

¡

¡

¡

+

¡

¡

¡

¡

+

¡

¡

+

¡

¡

+

+

+

¡

¡

¡

+

¡

¡

+

+

+

¡

¡

+

+

¡

+

¡

+

¡

¡

¡

+

¡

+

¡

¡

+

+

¡

+

¡

¡

¡

+

¡

+

¡

 

Испытуемому предлагается, начиная с первой строчки подсчитывать кружки и крестики одновременно. Счет проводится устно, вслух. Указывать пальцем или карандашом на объекты не разрешается. Пример счета: один круг, один крест, два круга, два креста,  три круга, четыре круга, три креста ...

(Для удобства регистрации необходимо использовать ТАБЛИЦУ, которую заготавливают до начала опыта, а потом прилагают к отчету:

0: 1.2.3.4.5.6.7.8....

+: 1.2.3.4.5.6.7.8....

Можно достаточно долго работать со стимульным материалом, С ЛЮБОЙ СТРОЧКИ, РАЗВЕРНУВ ЕГО КАК УГОДНО)

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player