РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

СОДЕРЖАНИЕ

© Психология личности. Практикум. - Тема 8. Мышление и речь: психологическая характеристика и место в работе врача 

 

// Психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2005, С. 95-108

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача

Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.

Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию.

Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 10. Приложение к части I: Ключи к психологическим тестам по темам 1-9

 

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

 

Материалы для самостоятельной подготовки

8. 1. «Мышление» и «речь» в работе врача.

8. 2. Популярные психологические тесты:  «Сообразительность-память-внимание»; 

            «Диагностика логических способностей» «Творческий потенциал»; «Данетки на досуге»

8. 3. Критическое мышление врача (рекомендации американских исследователей)

8. 4. 12 иррациональных идей - 12 типичных заблуждений (А. Эллис)

II. Материалы для проведения практического занятия по теме

8. 5. Диагностика способностей к абстракции.

8. 6. Тест на креативность мышления

8. 7. Объективная и субъективная оценка речевых показателей.

Актуальность темы определяется тем, что знание механизмов мышления и общей структуры интеллекта позволит студентам целенаправленно и сознательно повышать свои способности к творческому мышлению, рефлексивно управлять процессами умозаключений, видеть изменения в состоянии умственной сферы у пациентов и адекватно реагировать на них. Речь имеет особое значение в профессиональной врачебной деятельности, и знание психологии речи является важным условием грамотного общения в диаде «врач-пациент».

Афоризмы и мысли.

«К выводу приходят тогда, когда устают мыслить».                                   

Мартин Х. Фишер

«Наука...  отнюдь не является логическим построением, несущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой - можно лишь жизнью. Действие - характерная черта научной мысли ...»

В.И. Вернадский

«Человеку свойственно принимать  пределы своего видения за границы мироздания».

А. Шопенгауэр

«Быть умным - значит не спрашивать, на что нельзя ответить».

В. Ключевский

«Сомнения - признак не столько слабого характера, сколько сильного ума».

И. Шевелев

«Заговори, чтоб я тебя увидел»

Восточная мудрость

«Говорящий

Слушающий

болтает

улыбается

разговаривает

слушает

рассказывает

запоминает

учит

учится

поет

сопереживает

командует

слушается

доказывает

понимает

пророчествует

исполняет»

                                                                                             О. Розеншток-Хюсси

Цель изучения темы:

студент должен иметь представление

о мышлении, его видах и механизмах; о различии понятий «мышление» (процесс) и «интеллект» (структура); о месте и роли мышления, интеллекта и речи в структуре психической деятельности;

студент должен знать:

* основные процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, умозаключение;

* основные взгляды на природу интеллекта;

* основные характеристики понятия как единицы мышления;

* психологические особенности творчества как психической активности;

* основные характеристики речи как психического процесса;

студент должен уметь:

* эффективно организовывать и использовать в профессиональной деятельности психологические закономерности работы мышления;

* рефлексивно управлять процессом выработки суждений, преодолевая шаблоны и стереотипы;

* уметь ориентироваться в особенностях умственного развития пациента и вести врачебный разговор на доступном уровне;

 

Материалы для самостоятельной работы.

8. 1. «Мышление» и «речь» в работе врача.

* Cамо слово «медик», по мнению рада авторов, уходит корнями в латинское «мед» (медиана, медиум, медиатор ...) - «искать середину, взвешивать, думать, соображать».

Этапы

диагностики

Логические операции

Уровни диагностики

I этап

Установление состояния «нездоровья»

Симптомо-

II этап

Определение анатомической локализации болезни

логический

III этап

Формирование клинических синдромов

 

IV этап

Выделение ведущего синдрома

Синдромо-

V этап

Определение характера общепатологического процесса

логический

VI этап

Формирование дифференци­ально-диагностического ряда нозологий

Нозологи-

VII этап

Выделение нозологической единицы

ческий

VIII этап

Установление клинического диагноза

Клинический

Табл. 8.1. Граф системы логических операций, осуществляемых в процессе диагностического познания (Логика и клиническая диагностика. - М., 1996).

Вот что пишет Л.П. Урванцев о результатах исследований врачей психологами ЯрГУ: «Высокий балл был получен по фактору «умный» (абстрактно мыслящий, быстро обучается, высокий общий интеллект, высокий уровень культуры). Это не противоречит общепринятым представлениям о тех качествах врача-терапевта, от которых зависит эффективное клиническое решение. Кроме того, испытуемые в основном отличаются практичностью, вниманием к деталям, ориентацией на собственные решения, самостоятельностью. Действительно, неразрывное единство теории и практики - одна из основных особенностей профессиональной деятельности врача-терапевта: на основе глубоких теоретических знаний и опыта он должен уметь строить «умственную картину» болезни, сопоставлять ее со всем багажом знаний. И в беседе многие врачи говорили, что с годами начинают больше доверять себе, своему опыту». (Урванцев Л.П., 1993)

* Cпецифической деятельностью врача является мышление в виде решения диагностических задач. «Своеобразными индикаторами движения мысли врача являются диагностические гипотезы. По данным психологических исследований, процесс постановки медицинского диагноза складывается из 3-х этапов.

Прежде всего, на основе первоначальных сведений о состоянии пациента формируется система гипотез о его болезни. Для этого врач извлекает из своей долговременной памяти наиболее вероятные данные, переводя их в оперативную память. Ее объем ограничен «магическим числом» 7 +/- 2, но в действительности число гипотез, которыми оперирует обычно врач, еще меньше: 5 +/- 2. Как правило, эти гипотезы врач формирует очень рано. Было показано, что у терапевта при поликлиническом приеме в 95% случаев они возникают уже в первые 5 минут расспроса пациента и его осмотра, позволяя систематизировать получаемую информацию и целенаправленно искать ее.

На втором этапе врач упорядочивает гипотезы в соответствии с одним или несколькими критериями, такими, как частота болезни, ее опасность, возможность лечения, необычность течения болезни. Например, чем чаще встречается болезнь, чем она тяжелее, чес больше возможностей ее лечения и чем более оригинальным кажется ее течение, тем выше она помещается в иерархии гипотез.

На 3-м этапе диагностические гипотезы проверяются. Идет поиск дополнительной информации, и затем формулируется окончательный диагноз. Если же информация противоречит первоначальной системе гипотез, из долговременной памяти извлекаются новые диагностические предположения (ниже будет показано, почему это происходит далеко не всегда). Описанные этапы не обязательно последовательно развертываются во времени и даже могут протекать одновременно. Их очередность зависит от особенностей конкретной диагностической задачи.» (Бедрин Л.М., Урванцев Л.П.)

* Чрезвычайно важна в работе врача самокритичность, базирующаяся на рефлексивных умениях специалиста.

В брошюре Л.М. Бедрина рассмотрена «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за профессиональные нарушения» - частью их являются врачебные ошибки. Очевидно, что существенный вклад в появление врачебных ошибок вносят факторы, которые мы может квалифицировать как «психологические». Например, по мнению Л.П. Урванцева: «Нередко к ошибкам ведет стремление врача собрать максимально полную информацию и лишь потом начать ее анализ - это вызывает перегрузку оперативной памяти из-за ее ограниченного объема. Известно, что в некоторых современных клиниках на одного больного приходится до 40 анализов и лабораторных исследований. Во время непосредственного исследования больного врачи мало внимания уделяют анализу невербальной («не словесной») информации о нем. Диагностический поиск обычно направлен на обнаружение частых заболеваний, а не редких, но более серьезных. При двойной патологии распространенной ошибкой является отказ от одной из правильных диагностических гипотез».

* «Еще за две тысячи лет до нашей эры говорили, что врач лечит словом, растением и ножом. Слово стояло на первом месте. Примечательно, что слово «врач», известное в русском языке уже с XI века, как считают филологи, происходит от слова «врать», которое в старину означало не «лгать», а просто «говорить». Иначе говоря, врач считался человеком, умеющим заговаривать, влиять на больного силою слова».  (Н. Эльштейн, 1986)

 

8.2. Популярные психологические тесты

«Сообразительность - память – внимание»

На бланке 25 строк по 5 разных слов в каждой. В начале строки стоят условные комбинации цифр. Порядок расположения цифр соответствует порядку в одном или нескольких словах в данной строке. Ваша задача - определить, в каких словах порядок букв соответствует условной комбинации цифр. Например, комбинация 46365 соответствует расположению букв в слове КАHАТ - вторая и четвертая буквы одинаковые и вторая и четвертая цифры также одинаковы - а также словам МОТОК, ТАБАК и др. В каждой строчке надо подчеркнуть то слово, которое соответствует символам. Время на работу - 10 минут

1213

Марс

арфа

озон

такт

реле

1

4524

атом

араб

тест

тара

очко

2

1682

гонг

игла

обод

рама

жижа

3

3767

уран

окно

слон

азот

хата

4

6268

поло

бобр

зонт

обед

счет

5

48473

карта

радар

полип

титул

топаз

6

21424

банан

маска

карат

амеба

уксус

7

68158

арена

Артур

финиш

атлет

ротор

8

75627

омега

баран

астра

опрос

рампа

9

85785

тахта

банка

шалаш

ореол

каска

10

12646

эпопея

пророк

мнение

космос

беседа

11

857521

обиход

Сатурн

фараон

баркас

Босфор

12

586896

фосфор

слалом

пурпур

аншлаг

понтон

13

421586

пехота

аромат

рекорд

скелет

импорт

14

791798

нитрит

Кавказ

магнат

окорок

еретик

15

8626156

меценат

договор

кантата

казарма

беседка

16

4928624

облачко

антенна

империя

оборона

принцип

17

7585726

артерия

резервы

аспирин

рефлекс

конкурс

18

594928

лотерея

попугай

накидка

мастика

тактика

19

8618516

медиана

барабан

молоток

гонорар

караван

20

5621836

орнамент

доминион

рифление

строение

смекалка

21

79525845

комсомол

индианка

маргарин

оперение

крокодил

22

63738197

контракт

травиата

характер

моноплан

тарантас

23

2961267

препарат

квартира

скакалка

доминион

скорпион

24

53685348

оригинал

антрацит

сантонин

инстинкт

артефакт

25

 

«Каков ваш творческий потенциал»?

Выберите один из предложенных вариантов ответов:

  1. Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен:  

а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.

  2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: а) да, в большинстве случаев;  б) нет;   в) да, в некоторых случаях.

  3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;  б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени.

  4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить: а) да, наверняка;   б) это маловероятно;  в) возможно.

  5. Когда вы решаете, предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: а) да;  б) часто думаете, что не сумеете;  в) да, часто.

  6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

      а) да, неизвестное вас привлекает;  б) неизвестное вас не интересует;

      в) все зависит от характера этого дела.

  7. Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства: а) да;   б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

      в) да, но только если вам это нравится.

  8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да; б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

      в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

  9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

      б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей,

      дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии,

      потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?  а) да;   б) нет, боитесь сбиться с пути;  

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда; б) всего вспомнить не можете; в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить; 

б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

      а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

      б) вы более-менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни: а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

      б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

      в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

      а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; 

б) вы можете делать это только наедине;

      в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

      а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

 

«Данетки на досуге»: диагностика креативности (К.Кноп «Компьютерра» №28 и №35 1997)

«Возможно, Вам приходилось встречаться с задачами, подобными следующей: «Человек живет на семнадцатом этаже высотного дома. Каждое утро он садится в лифт и едет на работу. Вечером, возвращаясь с работы, он садится в лифт, едет на нем до одиннадцатого этажа, а дальше идет пешком. Почему он так делает? Учтите, что, когда на улице идет дождь, он доезжает на лифте вверх до семнадцатого этажа».

Правильный ответ на эту задачу состоит в том, что этот человек - карлик, который не может дотянуться в лифте до кнопки семнадцатого этажа. А дождливую погоду у него с собой есть зонтик...

А как об этом можно догадаться? Почти никак - если решать такую задачу самому, без чужой помощи. Именно поэтому подобные задачки называют «данетками» и решают по-другому - в игре. Собирается теплая компания (на даче, в походе, в электричке), и... вам предоставляется отличный шанс стать в этой компании центром внимания. Вы предлагаете остальным поразгадывать данетку, они задают вопросы, а вы отвечаете на них. Единственное данеточное правило - на все вопросы можно отвечать только «да», «нет» или «не имеет значения». Следовательно, и вопросы должны быть соответствующими. Когда данетка разгадана - переходите к следующей. Среди моих любимых есть самые разные - почти реальные и заведомо вымышленные, кровожадные и не очень... Читайте, решайте сами, загадывайте друзьям - в общем, пользуйтесь на здоровье!»

  1. Поженились они по любви. Жили душа в душу, занимались только друг другом. В результате они стали миллионерами.

  2. Жил-был парень Билл. У него была Мэри, которую он очень любил. Однажды, когда Билл был в кафе, разразилась сильная гроза. Вернув­шись домой, Билл увидел распахнутое окно и лежащую среди осколков стекла в луже воды мертвую Мэри. Что произошло?

  3. Я встретил ее случайно. Я пытался ее достать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес ее домой в руке. Объясните.

  4. Жили-были фермер, его жена и двое детей. Кроме них, на ферме постоянно проживали горничная и ночной сторож. Однажды фермер собрался поехать в город на поезде. Когда он уже собрался, подошел сторож и стал отговаривать от поездки, аргументируя это тем, что ему накануне, ночью, во время дежурства, приснился сон, в котором поезд терпит крушение. Фермер был суеверен и не поехал. Поезд сошел с рельсов. Фермер уволил сторожа. Почему?

  5. Профессор смотрит в замочную скважину и видит: отец сына профессора дерется с сыном отца профессора. Кто с кем дерется?

  6. Брюс выиграл гонку, но приза не получил.

  7. Удар, промах, еще удар, кровь ... Потом все спокойно заснули.

  8. Бежит человек, а за ним толпа. «Не видать вам золота!» - кричит он и стреляет.

  9. Человек получил посылку, а в ней мертвая мышь. Он сообщил об этом в полицию.

10. Два человека вошли в комнату, увидели убийцу, его окровавленную жертву, обменялись мнениями и спокойно вышли.

11. Подходя утром к дому, разыскиваемый полицией преступник Гарри нос к носу столкнулся с полицейским инспектором, и они разбежались в разные стороны.

12а. Он ушел в лес и не вернулся.

12б. Человек ушел в лес и не вернулся. (Это другая данетка!)

12в. Человек ушел в лес и его не стало. (А это третья!)

13. Человек купил в кассе билет на электричку, посмотрел на него и выбросил.

 

8.3. Критическое мышление в практике работы врача: Рекомендации американских исследователей (Elstern A., Shulman l., Sprafka S. et al. Medical problem solving. Cambridge, 1978 - цит. по Бедрин Л.М., Урванцев Л.П.)

1. Сразу после появления нескольких диагностических гипотез не следует пытаться найти все другие возможные в данном случае гипотезы, так как это приведет к перегрузке оперативной памяти.

2. Сначала нужно рассмотреть наиболее частые диагнозы.

3. Надо четко разграничивать оценку вероятности болезни и оценку последствий отсутствия лечения.

4. Не рекомендуется сначала только собирать диагностическую ин­формацию и лишь затем ее интерпретировать.

5. Для сбора любых данных должна быть причина.

6. Ни одна из гипотез не должна быть более специфичной или более общей, чем это следует из полученных данных.

7. Всегда нужно иметь не менее 2-х-3-х конкурирующих гипотез и оценивать всю получаемую информацию в отношении каждой из них.

8. После появления новой гипотезы или изменения старой уже из­вестная информация должна пересматриваться.

9. Когда для подтверждения правдоподобной гипотезы нужно проводить дорогостоящее или опасное для пациента исследование, надо рассмот­реть сначала другие возможные предположения.

10. Если отсутствие лечения обоих предполагаемых заболеваний мо­жет привести к катастрофическим последствиям и ни одно из них нельзя подтвердить или исключить, действуйте так, как будто бы оба они были обоснованны.

Важнейшим психологическим фактором, влияющим на процесс диагностики, является установка. (Установка на поиск определенных симптомов и нозологических форм далеко не всегда осознается. В медицинской литературе отрицательное влияние установки на диагностику часто рассматривают как предвзятость врача, когда он «подгоняет», «приспосабливает результаты обследования больного к тому или иному диагнозу. Особенно склонны к подобной тенденциозности узкие специалисты в клиниках, в специализированных научно-лечебных учреждениях. Как будет показано, не все врачи в равной мере должны этого опасаться, а кроме того, если установка соответствует действительности, она облегчает поиск важной диагностичес­кой информации.) Причины ее возникновения у врача могут быть самыми разными:

1) профиль медицинского учреждения и специальности врача;

2) диагноз, с которым больной попадает к нему;

3) часто диагностируемые у предыдущих больных заболевания (в частности, во время эпидемий);

4) часто встречающиеся у определенной категории больных заболевания (например, характерные для пожилых пациентов);

5) неоправданная уверенность в безошибочности мнения авторитетного консультанта или преувеличение возможностей какого-то метода иссле­дования;

6) быстро возникшее правдоподобное диагностическое предположение врача и т.д.

 

8.4. 12 иррациональных идей – 12 типичных заблуждений (А. Эллис)

 «Психолог Альберт Эллис выявил 12 представлений, бытующиих в за­падной культуре, весьма распространенных и все же крайне нелепых, сбивающих с толку. Почему? Судите сами.

1. «Все должны меня любить и одобрять все, что я делаю».

Ожидать этого - значит подвергаться необъяснимому беспокойству, огорчениям, особенно если мы замечаем, что кто-то нас не любит или не одобряет наших дел. Очевидно, придерживаться такой точки зрения глупо, потому что никто не может удовлетворять вкусам одновременно всех людей. То, что нравится одним, заслуживая их одобрения, раздражает других.

Более того, стараясь заслужить любовь всех окружающих, можно утратить само-стоятельность, уверенность в себе, целостность и глубину. Для того чтобы нравиться всем, надо постоянно улавливать чувства других людей, чтобы улучшить их отношение к себе. Все же лучше активно искать людей, с которыми вас объединяли бы общие занятия и взгляды, чтобы общаться было интересно. Лучше тратить свои силы на об­щение с настоящими друзьями, чем на попытки угодить всем и каждому....

2. «Человек должен быть прекрасным и добиваться успеха в лю­бой области, быть безупречным во всех отношениях».

Очевидно, быть совершенным во всем невозможно. Тот, кто ставит перед собой такую цель, обречен на бесконечные терзания и тревожные мысли по поводу прошлых и возможных неудач. Даже когда окружающие признают такого человека самым талантливым в какой-то области, он постоянно беспокоится из-за того, что автора, быть может, утратит это положение. Люди с такими иррациональными представлениями могут многого добиться в жизни, но обычно то, как они достигают успеха, отчуждает от них окружающих.

Многие, находясь в плену завышенных требований к себе, так и не добиваются того, чего хотели. ... важно сознавать, что любого человека будут постигать неудачи, он не убережется от промахов и будет зависеть от самых разных ограничений.

Важно хорошо делать то, за что боремся, усваивать уроки, которые дает нам сама жизнь. Это действительно спросится с нас.

3. «Определенные поступки ошибочны, и тот, кто их совершает, должен строго наказываться».

Многое из того, что делают другие, сам бы мы не стали делать, и, наоборот, что-то из того, что бы нам хотелось, они не делают. Однако нельзя из-за этого считать их плохими людьми. Простое порицание ничего хорошего не даст... Анализируя причины поведения других, стоит взглянуть на дело с их точки зрения, чтобы понять смысл поведения, нужно пос­мотреть на ситуацию с позиций этих людей, и тогда во многих случаях оно станет объяснимым.

Если человек сделал действительно что-то плохое (по крайней мере, с вашей точки зрения), это может случиться и по его глупости, неведению, под влиянием эмоций. Поэтому, мы должны терпимо отнестись к этому, постараться просветить, помочь изменить поведение в нужном направлении. От этого выигрывают все....

Так же нужно относиться и к себе. Если кому-то не нравится то, что вы делаете, может быть не стоит из-за этого волноваться. Просто надо признать, что с позиции окружающих ваше поведение может показаться неправильным,  неуместным. Стоит ли винить вас за это? И надо ли из-за этого впадать в уныние?

4. «Ужасно, когда что-то получается не так, как хочется».

Оче­видна неразумность такого инфантильного представления. Hо очень часто мы поступаем именно так, исходя из иллюзии, что мир и все происходящее должны быть такими, чтобы нам нравилось. Порой нас глубоко задевают любые проявления того, что не подтверждает такого ожида­ния. Однако не может быть так, чтобы все складывалось к удовольствию каждого. Hеумолимый закон жизни состоит в том, что мир не создан для нашего удовольствия, для того, чтобы все вращалось вокруг нас. Поэтому надо смириться с тем, что он, а также та его часть, в которой мы живем, никогда не будут точно соответствовать нашим желаниям. И не нужно ожидать этого. Когда мы сталкиваемся с тем, что нам не очень нра­вится, стоит ли это воспринимать как личное оскорбление или как попытку подвергнуть нас унижению?

Единственное, что необходимо сделать, это сказать себе: «Да, это пло­хо» или «Мне это не нравится», чтобы затем попытаться конструктивно из­менить или улучшить создавшееся положение....

5. «Человек расстраивается в результате внешних событий и обстоятельств, на которые он не в силах повлиять».

В действительности в 99% случаев люди расстраиваются ни из-за ка­ких-то неприятных жизненных событий, а из-за того, что они так интерп­ретируют их для себя. Хотя повлиять на внешние события мы можем лишь в незначительной мере, овладеть анализом того, как следует реагировать на эти события, можно.

6. «Возможная неприятность обязывает к беспокойству, и пока опасность не пройдет, надо все время ожидать ее».

Думать так было бы неразумно, подобные мысли не способны предотвратить неприятность, они могут даже способствовать тому, чтобы она произошла. Беспокойство может настолько изматывать, что когда неприятность случается, почти не остается сил для того, чтобы поправить дело. С другой стороны, значительное число неприяностей, по поводу которых мы переживаем, так и не случается, а если случается, то оказывается не таким страшным, каким рисовалось в воображении (у страха глаза велики).

Лучшее, что можно сделать в таком случае, - это встретить складывающеюся ситуацию во всеоружии. Важно попытаться обезопасить ситуацию, найти правильный выход. Излишнее волнение не принесет никакой пользы. ... Нужно перестать думать, что каждая неприятность - это ужасная вещь и предвестник конца всему. Это не так.

Разберите самостоятельно «ЗА» и «ПРОТИВ» остальных шаблонов мысленной оценки себя на фоне других:

7. «Избегать жизненных трудностей и ответственности проще, чем брать их на себя и справляться с ними».

8. «Hужен кто-то сильнее, на кого можно положиться».

9. «То, что влияло на нас в прошлом, определяет наше поведение в настоящее время, и влияние прошлого невозможно преодолеть».

10. «Для нас жизненно важно то, что делают другие. Hадо прило­жить все усилия, чтобы они изменились в нужном направлении».

11. Каждая проблема имеет единственно правильное решение. Как ужасно, если его не удается найти.

12. Контролировать свои эмоции невозможно - мы их жертвы. Ничего нельзя сделать со своими чувствами.

Материалы  к практическому занятию по теме

8. 6. Диагностика способностей к абстракции

По результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса. Дополнительно, при обсуждении полученных результатов, можно вместе со студентами «дополнить» кодировочную таблицу подсчета результатов в баллах.

После уяснения инструкции - время выполнения теста - 10 минут

Инструкция испытуемому 

Предлагаем Вам два слова. Вы должны определить, что общее есть между ними.

Пример: РОЖЬ - ПШЕHИЦА

Правильное решение - зерновые.

Следующий пример: МАСЛО - СЫР

Правильный ответ - молочные продукты. 

Старайтесь каждый раз найти минимальное определение общего для двух понятий.

Не переворачивайте, пожалуйста, лист, пока не получите указания!

  1. ЯБЛОКО - ЗЕМЛЯНИКА

  2. СИГАРА - ЛИКЕР

  3. ЧАСЫ - ТЕРМОМЕТР

  4. НОС - ГЛАЗА

  5. ЭХО - ЗЕРКАЛО

  6. КАРТИНА - СТИХОТВОРЕНИЕ

  7. СЕМЯ - ЯЙЦО

  8. ГРОМКО - ТИХО

  9. ГЕРБ - ЗНАМЯ

10. КИТ - ЩУКА

11. ГОЛОД - ЖАЖДА

12. МУРАВЕЙ - ДУБ

13. НОЖ - ПРОВОЛОКА

14. ВВЕРХУ - ВЗАДИ

15. БЛАГОСЛОВЕНИЕ - ПРОКЛЯТИЕ

16. ПОХВАЛА - НАКАЗАНИЕ

8. 6.  Популярный тест на креативность мышления.

Инструкция: «30 секунд на обдумывание каждого из десяти вопросов».

  1. Как бросить теннисный мяч так, чтобы он, пролетев короткое расстояние, остановился и начал двигаться в противоположном направлении? (При условии, что мяч не должен стукаться о препятствие, его нельзя ударять чем-нибудь, привязывать к чему-нибудь).

  2. Отношение возраста одного мальчика к возрасту другого мальчика несколько лет назад было таким же как и сейчас. Какое это отношение?

  3. В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат вперемежку 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее число носков, которое следует взять из ящика, чтобы можно было составить пару одного цвета?

  4. Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через полчаса. Сколько времени уйдет на прием таблеток?

  5. Двое подошли к широкой реке. У берега стоит пустая лодка. Как им переправиться на противоположный берег с помощью лодки, что бы та осталась стоять на прежнем месте.

  6. У некоей дамы не было при себе прав на вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении. Все это происходило на глазах полисмена, который не задержал даму, почему?

  7. Из одной точки на столе взлетели одновременно 2 мухи под углом 45 градусов к поверхности стола со скоростью 1 м/сек. Через 1 секунду после них из этой же точки взлетела строго вертикально еще одна муха со скоростью 2 м/сек. Когда все мухи окажутся в одной плоскости?

  8. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи по 3 кольца в каждом обрыве и заказали соединить их в одну цепь, кузнец задумался над тем, сколько колец понадобится для этого раскрыть и вновь заковать. Он решил, что четыре. Нельзя ли выполнить эту работу, раскрыв и заковав меньше колец?

  9. Какое наибольшее число можно написать четырьмя единицами?

10. Сколько раз встретится «9» в любом сочетании в ряду натуральных чисел от 1 до 100?

 

8. 7. Объективная и субъективная оценка речевых показателей (подробнее см. «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии», 2000).

Семантический дифференциал, предложенный еще в 50-е годы Чарльзом Осгудом, дает возможность описания говорящего по комплексу его голосовых и речевых признаков. ... В учебных целях возможно сокращение шкал до 15, с тем, чтобы позднее рассмотреть их более обстоятельно.

Каждая шкала имеет разметку в 7 баллов от -3 до +3 включительно с нулевым показателем в центре. Испытуемые (студенты) должны с помощью индексации шкал и последующего соединения отметок составить свой семантический речевой профиль и проинтерпретировать его по показателям четырех факторов....

Во втором задании  испытуемые должны на этих же шкалах показать свое личное представление об идеальной речи...

В третьем задании испытуемые должны на тех же шкалах (можно подготовить их на чистом бланке) поручить экспертной группе (группе своих хороших знакомых или даже родственников) вычертить профиль на испытуемого.

Последний шаг - соотнесение и интерпретация всех трех вариантов оценки устной речи будущего врача.

 

 

Фактор оценки качества

 

Безобразный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Красивый

Противный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Приятный

Плохой

-3

-2

-1

0

1

2

3

Хороший

Раздражающий

-3

-2

-1

0

1

2

3

Успокаивающий

Манерный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Естественный

 

Фактор активности

 

Безжизненный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Оживленный

Медленный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Быстрый

Пассивный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Активный

Фактор эмоциональной выразительности, экспрессии

Тихий

-3

-2

-1

0

1

2

3

Громкий

Монотонный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Выразительный

Сдержанный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Экспрессивный

Вялый

-3

-2

-1

0

1

2

3

Бодрый

 

Фактор интеллекта

 

Вульгарный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Интеллигентный

Легкомысленный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Серьезный

Пустой

-3

-2

-1

0

1

2

3

Наполненный

Невнятный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Четкий

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player