РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

СОДЕРЖАНИЕ

© Психология личности. Практикум. - Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача. 

 

// Психология личности: Учебное пособие. - Ярославль, 2005, С. 109-122

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача

Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.

Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию.

Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 10. Приложение к части I: Ключи к психологическим тестам по темам 1-9

 

  Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Материалы для самостоятельной подготовки

9.1. «Эмоции» и «воля» в работе врача.

9.2. Популярные тесты:

          «Воля и внимание»; «Можете ли вы сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях?»;

9.3. Тренинг эмоциональных реакций

          «Сила безусловной любви»; «Целенаправленное уменьшение тревожности»

9.4. Рефлексивное управление произвольным поведением (по Л.Гримаку)

Материалы для проведения практического занятия по теме

9.5. Возможности рационального контроля над эмоциями.

9.6. Волевое управление поведением.

9.7. Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов

 

Актуальность темы определяется тем, что знание механизмов эмоционально-волевой регуляции поведения углубит представление студентов о сложности и дифференцированности внутреннего мира человека; знание этих особенностей позволит студентам целенаправленно и сознательно повышать свои способности к саморегуляции, рефлексивно управлять их развитием, видеть изменения в состоянии эмоционально-волевой сферы у пациентов и адекватно реагировать на них.

 

«Смысл – это со-мыслие, как совесть, переход вести одного к другому. Где этого перехода нет, там мы останемся безвестными друг другу - бессовестными... Смысл жизни в со-мыслии, со-действии и со-чувствии, проведении ума в чувство, чувства в волю и в руку, чтобы организовать круг. В умении соединить ум с сердцем открывается мировоззрение цельности... Цель – ощущение себя в целом, в ритме... И в этом создании возникают силы, которые показывают, а не доказывают нам, что мы в жизни. Отвлеченного мировоззрения, объединяющего цель и смысл жизни, не существует ... Таким путем мы приобретаем соединение абстрактной головы и безголового сердца».

 А.Белый

«Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, суждение трудно. Людские нужды заставляют нас решать и действовать».

Гиппократ

«Ничто великое в мире не совершается без страсти»

Г. Гегель

«Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».

Г. Селье

 «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей».

К.Д. Ушинский

«Разделенное счастье –  счастье вдвойне, разделенное горе – половина горя».

И. Шевелев.

«Воля – это та почва, без которой не могут достигнуть расцвета Доброта и Ум».

И. Шевелев

Цели изучения темы:

студент должен иметь представление

об эмоциях и воле, о механизмах эмоционально-волевой регуляции поведения, их влиянии на психическое и соматическое здоровье;

студент должен знать:

* основные характеристики эмоциональных процессов;

* основные эмоциональные проявления;

* основные характеристики воли;

* психологические особенности эмоционально-волевой регуляции поведения в профессиональной деятельности врача;

студент должен уметь:

* эффективно организовывать и использовать в профессиональной деятельности психологические закономерности эмоционально-волевой регуляции поведения;

* рефлексивно управлять процессом выработки навыков волевого поведения;

* уметь ориентироваться в особенностях эмоционального реагирования пациента по внешним проявлениям и вести врачебный разговор с учетом этой информации;

 

Материалы для самостоятельной подготовки

9.1. «Эмоции» и «воля» в работе врача.

* Эмоциональные переживания являются важным этиологическим фактором в патогенезе заболеваний. «Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Так, М.И. Аствацуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень - гневом и яростью, желудок - апатией и подавленным состоянием, а рвоты нарастают при беспокойстве». (Грановская Р.М.)

* Важной задачей врача является ориентировка в состоянии пациента, в том числе и по внешним признакам поведения (мимика и пантомимика).

* Умение управлять эмоциями пациента, например, страхом. «Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях (П.Жане). Повторные неудачи в сочетании с необходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действие приводят к страху перед этим действием». (Грановская Р.М.)

Пример работы с тревогой вы можете найти в конце раздела.

В лечебной практике нельзя избежать и проявлений агрессивности; ненависти; эмоциональных реакций, сопровождающих сексуальные влечения; стыда; далее - печаль, скорбь, траур (можно рассмотреть как отдельную задачу – работу с родственниками пациента и подготовку их к неблагоприятному исходу, несмотря на лечебное вмешательство); беспомощность, апатия, депрессивные переживания и многое другое.

* Работа врача по психопрофилактике угрозы своему здоровью со стороны чрезмерного стресса, приобретающего характер деструктивного влияния. По статистике американских ученых, врачи живут на 10-12 лет меньше своих пациентов (во многом из-за недооценки серьезности дистрессовых переживаний).

9.2. Популярные тесты

«Воля и внимание»  

«Внимание – это способность человека сосредоточиваться на определенных действиях или предметах, а воля – основа этой способности. Насколько сильна ваша воля, настолько обычно плодотворна и ваша работа, учеба, любой вид деятельности. Когда читаем захватывающую книгу, ее содержание настолько увлекает нас, что мы не замечаем ничего вокруг и без особых усилий понимаем и запоминаем все сюжетные ходы, имена и образы действующих лиц. Но если перед нами скучная инструкция или набитый формулами учебник, то мысли нередко стремятся «увильнуть» в сторону. Надо мобилизовать силу воли, чтобы сосредоточиться и усвоить все то, что читаем. Какова же у вас сила воли, возможно, покажет этот популярный тест из болгарского еженедельника «Погляд»:

Постарайтесь ответить на все вопросы с максимальной объективностью и сложите полученные очки.

 1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам не интересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

 2. Преодолеете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда Вам нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день).

 3. Когда Вы попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью?

 4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

 5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

 6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

 7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?

 8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего решения?

 9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет немало хлопот, иными словами - являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противной стороны?

9.3.1 «Можете ли Вы сохранять спокойствие в стрессовой ситуации?»

Занимательное задание, приведенное ниже, включено в наиболее известные серии тестов на определение уровня интеллекта. Многие ведущие психологи считают, что способность действовать в соответствии со сложными правилами сама по себе указывает на уровень умственных способностей, или, точнее, на способность удерживать внимание и сосредоточиться. Если хотите, можно судить о своем результате с этой точки зрения. Результат менее 12 очков указывает на то, что у вас есть тенденция теряться без особых на то причин в незнакомых ситуациях, когда требуется быстрая работа ума.

Время для ответов: 5 минут.

Правила выполнения теста: Просто выполняйте наилучшим образом указания, содержащиеся в нижеприведенном фрагменте.

Если буква «з» появляется где-нибудь до этой запятой, вычеркните ее в слове «зоопарк». Теперь, если слова «еда» не содержится в слове «беда», проведите здесь волнистую линию .........., если это не так, то нарисуйте крестик; и между прочим, если А соответствует 1 в алфавите, какое число составят буквы ИЛ (вместе)? ........... Если собаки бегают за кошками, а кошки охотятся за мышками, скажите, какая нечетная цифра становится четной, если ее перевернуть .........., в противном случае поставьте крестик. Hе пишите здесь «дискурсивный» .........., если в этом слове не содержатся все гласные, а вместо этого напишите четыре первых гласных алфавита .......... Теперь вернитесь к первому предложению и обведите слово «зоопарк», если только этот круг не может не символизировать какую-нибудь букву алфавита. Довольно об алфавите. Правда, вот еще что: если В не является третьей буквой алфавита, не рисуйте в этом месте квадрат .........., а нарисуйте внизу страницы коровье ухо, если Д - вторая буква алфавита, нарисуйте ухо человека, если вы, конечно, умеете. В любом случае, если «ухо» рифмуется с «эхо», нарисуйте ухо. Можете ли Вы сосчитать с 10 до 5? Потом наоборот, и напишите цифры на этой строчке .......... Теперь, если летучую мышь можно считать птицей, а не животным, не рисуйте шарик слева на этой строчке, а напишите там буквы, которые наименее часто фигурируют в слове АБРАКАДАБРА. Поставьте правильно запятую во фразе ЧТО ТО ЕСТЬ ЕСТЬ. Затем, если ответ на вопрос: «Какое самое многонаселенное государство в мире?» - Китай - неправильный, напишите здесь «Индия» .........., если это не так, напишите на этом месте «Вот это да!» Hачертите линию над вторым словом в этом предложении и под вторым словом в следующем предложении. Hапишите три слова, оканчивающиеся на «ц» наверху страницы. Hапишите ЦЧШ слева на полях страницы, если только круг это не квадрат: подождите! Вместо этого напишите это справа на полях страницы, если круг не больше, чем квадрат. А теперь ответьте противоположным образом (наоборот) на предложение, обратное тому, чтобы сообщить, сколько вам лет? .......... Теперь, если с вас уже довольно, напишите «дядя» в конце этого предложения, в противном случае, напишите «дядя».

Ваш результат: .........

 

9.3. Тренинг эмоциональных реакций.

«Сила безусловной любви» (Дж. Рейнуотер)

В безусловной любви вы даете себе возможность любить сущность человека безусловно, то есть с полным принятием, без какой бы то ни было оценки. Это не значит, что вы одобряете его поведение и все действия, но вы принимаете его самого. Старое изречение квакеров: «Порицай действия, но не действующего» позволяет точнее ощутить это различие. Это означает, например, что вы можете ненавидеть те методы, которыми ваша мать воспитывала вас (и решаете воспитывать своих собственных детей совершенно иначе), но вы любите свою мать. Иногда вам нужно влезть в шкуру своей матери, для того чтобы понять, почему она воспитывала вас именно так, а не иначе. Самое важное состоит в том, что вам нужно простить ее за эти поступки.

Прощение не означает, что она была права в том, что делала, но это означает, что вы понимаете несовершенство человека, который причинил вам боль. А также и то, что вы сами способны на подобные действия (или уже совершали их когда-то). Прощение подразумевает принятие несовершенства человека вообще, и в частности вашей матери, любого другого человека, доставившего вам неприятности или поступившего по отношению к вам несправедливо. Прощая человека, вы изменяете те условия, которые не позволяли вам любить его безусловно.

Упражнение на безусловную любовь

Сядьте удобнее.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Представьте одного за другим всех Значимых для вас людей родителей, братьев, сестер, учителей, друзей, возлюбленных, супругов, детей и пр.

Скажите каждому из них: «Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Следите за тем, что вы чувствуете, когда говорите это.

Если вы не сможете искренне сказать это кому-нибудь из Значимых Других, постарайтесь понять, что именно мешает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: «Ты должен быть добрее ко мне» , «Ты не должен критиковать меня» и т.д.

Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он не так добр к вам или почему она критикует вас. Что происходило в жизни этого человека в то время, когда вы были с ним близки?

Теперь вернитесь на свое место и попробуйте честно сказать: «Я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви к тебе. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».

Как вы реагировали на это упражнение? Много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно? Смогли ли вы распознать причины, мешающие вам это сделать? Были ли требования, от которых вы не смогли отказаться? Каковы они и какие чувства вызывают у вас? И самое главное, есть ли требования (условия), которые мешают вам любить самого себя?

«Когда я впервые выполняла это упражнение, я, к своему удивлению, вспомнила женщину, по отношению к которой очень давно испытывала глубокую неприязнь. Я долго билась, пытаясь простить ее, но продолжала предъявлять свое требование: « Поскольку ты жена министра, тебе надо было больше следовать христианской морали и не поступать так-то и так-то».

Однако, когда я встала на ее место и представила, как она воспитывалась, вообразила всю ее жизнь, ее ценности, то ясно поняла, почему она поступала именно так. И после этого я смогла честно сказать ей, что в своих воспоминаниях я люблю ее безусловно. Теперь я чувствую себя намного лучше, лишившись этой горькой неприязни, которую я носила в себе столько лет».

Целенаправленное уменьшение тревожности. (Айви А.Е., 1992)

Многие люди ощущают тревогу в связи с определенными ситуациями, объектами, животными или людьми. Целенаправленное уменьшение тревожности - полезная техника, которая помогает решить личные проблемы, связанные с тревогой и напряжением. Она включает в себя три этапа: 1) тренинг глубокой мускульной релаксации; 2) построение иерархии страхов; 3) увязывание конкретного объекта тревоги с иерархией страхов, что сопровождается упражнениями на релаксацию. Одновременно встревоженным и расслабленным быть нельзя, и цель этого метода вызвать автоматическую реакцию расслабления на объект, который прежде вызывал страх. Систематическое уменьшение тревожности оказалось очень эффективным методом для случаев, связанных с боязнью змей, высоты, экзаменов, и различного рода сексуальными трудностями. Экзаменационные тревоги особенно хорошо поддаются этому методу. Это многократно проверялось на студентах различных колледжей.

 Выстраивая иерархию страхов, полезно построить шкалу их. Волпе и Лазарус предлагают: «Подумайте о самом большом страхе, который вы пережили и дайте ему 100 баллов. Состояние абсолютного покоя имеет отметку 0 баллов. Теперь у вас есть ориентиры, верхняя и нижняя границы. Где на этой шкале вы находитесь в данный момент?»

С помощью этой шкалы можно осуществить две вещи:

1) психолог и клиент могут прийти к пониманию того, насколько тревожным было состояние клиента в какое-то определенное время,

2) установить начальную и конечную точки иерархии страхов.

Далее, задавая вопросы и используя прикладной бихевиоральный анализ, возможно установить, какой стресс вызывает обстановка экзаменов (список составлен конкретным испытуемым):

 0 баллов закончил школу и нет экзаменов на следующий год.

 10 баллов в первый день занятий профессор рассказал нам план занятий и упомянул экзаменационные планы.

 30 баллов примерно за неделю до экзаменов я осознаю, что они уже близко.

 50 баллов за 2 дня до экзаменов я начинаю нервничать, мне трудно сосредоточиться.

 70 баллов у меня становятся влажными ладони, я чувствую, что забываю элементарные вещи.

 90 баллов когда я иду на экзамен, меня всего трясет, я чувствую себя больным.

 95 баллов когда я вхожу в аудиторию, у меня потные руки, я боюсь, что забыл все, хочется убежать.

 99 баллов во время экзаменов я чувствую себя очень напряженным, едва способен двигаться и говорить.

100 баллов взглянув на экзаменационный билет, я с ужасом вижу, что один-два вопроса я действительно не знаю. В панике я покидаю аудиторию.

Затем клиенту предлагают закрыть глаза и представить себе сцены, которые по шкале близки к нулевому уровню. Это может быть воспоминание об окончании школы, как это было отмечено в списке, либо сцена пикника или похода в лес. Терапевт предлагает студенту зафиксировать это чувство релаксации и постепенно двигаться вверх по иерархии, визуализируя каждую сцену иерархии. Если чувствуется напряженность, то студент должен отметить это, поднимая палец. К примеру, если напряженность ощущается в сцене за два дня до экзамена, то терапевт и студент должны вместе поработать и расслабить ту группу мышц, которая была напряжена. Постепенно студент научится визуализировать все сцены иерархии страхов, будучи полностью расслабленным. Для такого тренинга может потребоваться несколько встреч, но обычно он дает хороший эффект. Когда студент оказывается в ситуации, вызывающей напряжение, то он способен к релаксации, тем самым снижая чувство тревоги.

9.4. Рефлексивное управление произвольным поведением (по Л. Гримаку)

«Размышляя о человеке как о субъекте жизни, С.Л. Рубинштейн различал два основных способа существования и, соответственно, два отношения к жизни.

Первый это жизнь в сложившихся условиях повседневного быта и не выходящая за пределы непосредственных межличностных связей... такая жизнь, считает автор, выступает почти как природный процесс; во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. ... «Такая жизнь, когда в ней крепки связи с другими людьми, самый надежный оплот нравственности как естественного состояния в непосредственных связях человека с другими людьми, друг с другом. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия».

Второй способ существования С.Л. Рубинштейн связывал с появлением рефлексии. С ее развитием человек становится способным занимать позицию как бы вне процесса жизни, смотреть на нее со стороны. Это решающий поворотный момент в общем психическом развитии человека. Именно здесь кончается первый способ существования и начинается новый путь к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе. Сознание выступает здесь как прорыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. ... рефлексия позволяет осуществить осмысление мира и собственных действий.

Но традиционное понимание рефлексии подразумевает, как правило, осознание своих лишь внешне направленных действий. Мы считаем, что общение с собой предполагает осознание возможности и необходимости осуществления определенных психических действий внутри себя.

... Общение в памяти. Этот вид общения имеет множество вариантов, но наиболее распространенными из них можно назвать два. Первый - это когда человек «общается» со своими прежними мыслями, второй - с актуализируемыми образами других людей ...

Выявлено три основных типа саморегулирования, возможных на информационно-энергетическом уровне. ... это реакция «отреагирования», заключающаяся в усилении двигательной или психической активности. ... Саморегуляция посредством изменения притока нервной импульсации включается в действие для того, чтобы предотвращать возможное психическое перенапряжение (прогрессивная релаксация Е. Джейкобсона, аутогенная тренировка по И.Г. Шульцу, и т.п.). ... Ритуальные действия. В ритуале как типе саморегуляции форма исполнения действий строго канонизируется, причем сами эти действия чаще всего не имеют никакой практической целесообразности. Значение их чисто символическое. Ритуал как обрядовая церемония призван в конечном счете что-то внушить человеку, как-то его настроить ...

Эмоционально-волевой уровень регуляции жизнедеятельности. ... Этот уровень психической саморегуляции широко известен под термином «самообладание». В содержание этого понятия в качестве составляющих входят умение владеть собой, своими действиями и поступками, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. ... Самоисповедь. По существу, ... является полным внутренним отчетом перед самим собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и своей истинной роли в них... Самоубеждение это процесс коммуникативного критико-аналитического сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов... Самоприказ ... осуществляет обеспечение решительных действий в условиях ясности цели и ограниченном времени для раздумий. ... Самовнушение психорегулятор, действующий на рассудочном, привычно стереотипном уровне, не требующем творческих личностных усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации... Самоподкрепление... В процессе С. или самооценки проявляется существо человека, автономность его действий, отношение к внешним обстоятельствам....

Саморегуляция мотивационных составляющих жизнедеятельности личности ... Непосредственная мотивационная саморегуляция состоит в том, что личность прямо и осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и убеждения, которые не устраивают ее по той или иной причине (... аутогенная тренировка, ...самогипноз, ...библиотерапия, ...имаготерапия). Опосредованная регуляция мотивации происходит в результате воздействия на центральную нервную систему в целом или ее определенные образования через косвенные факторы непрямого действия (... медитация, ...холотропное дыхание) ...

Самокорректировка личности. Самоорганизация интегральная совокупность природных и социально-приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения. ... Самоутверждение   (по Н.И. Рейнвальд) ... присущее всему живому стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в даных условиях существования. Самодетерминация ... (по В. Франклу) борьба за смысл жизни и связанные с ним: психическое напряжение как условие здоровья, наполнение жизни любовью, принятие страдания в случаях невозможности изменить что-либо. Самоактуализация ... (по А. Маслоу) ... из имеющихся возможностей сделать выбор, реализовать потенции внутреннего роста. В момент восторга человек прислушивается к голосу своего истинного своего «Я», к голосу совести. Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, значит брать на себя ответственность, совершать большой шаг в своем развитии. Самосовершенствование «мистического сознания» ... Каждая из ступеней достижения «идеального бытия» - это своеобразное видение мира подвижником, возникающее в процессе преодоления препятствий, характерных для каждой стадии постижения необходимых для этого истин».

 

Материалы для проведения практического занятия по теме.

9.5. Возможности рационального контроля над эмоциями факторы C и Q4 личностного опросника Р. Кеттелла

Внимание! Соотношение шкал C/Q4 большее, чем 1 свидетельствует о относительно слабой эмоциональной устойчивости (Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». М., 1988)

СЕРДЦЕ ИЛИ РАССУДОК?

 1. Я чувствую в себе достаточно сил, чтобы справляться с жизненными трудностями: а) всегда; б) обычно; в) редко.

 2. При виде диких животных мне становится несколько не по себе, даже если они надежно заперты в клетках: а) да; б) не уверен(а); в) нет.

 3. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть: а) да, это верно; б) не уверен(а); в) нет, это не верно.

 4. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой: а) верно; б) не уверен(а); в) неверно.

 5. Изменение погоды обычно не влияет на мою трудоспособность и настроение: а) да; б) нечто среднее; в) нет.

 6. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя я не знаю почему: а) верно; б) не уверен(а); в) неверно.

 7. Люди относятся ко мне менее доброжелательно, чем я того заслуживаю своим хорошим к ним отношением: а) верно, б) иногда, в) никогда.

 8. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно: а) я отношусь к этому спокойно, б) верно нечто среднее, в) испытываю к ним чувство презрения.

 9. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают: а) это мне не мешает, я могу сосредоточиться, б) верно нечто среднее, в) это портит мне все удовольствие и злит меня.

10. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал(а), и ждал(а), я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать: а) согласен(на), б) верно нечто среднее, в) не согласен(на).

11. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг очень шумят: а) да, б) верно нечто среднее, в) нет.

12. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь: а) часто, б) изредка, в) практически никогда.

13. Если я совершил(а) какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом. а) да; б) не уверен(а); в) нет.

 

СHИТСЯ ЛИ ВАМ ПОКОЙ?

 1. После того как меня что-то очень сильно рассердит, я быстро успокаиваюсь: а) верно, б) нечто среднее, в) неверно.

 2. Каким бы трудным и неприятным препятствие не было, я всегда сохраняю первоначальные намерения и придерживаюсь их: а) да, это правильно, б) бывает по-разному, в) нет, это неправильно в отношении меня.

 3. Вставая утром, я часто чувствую себя усталым(ой): а) согласен(а), б) бывает по-разному, в) не согласен(а).

 4. Критика в том виде, в каком ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает: а) часто, б) иногда, в) никогда.

 5. Я всегда в состоянии контролировать проявление своих чувств: а) верно, б) затрудняюсь ответить, в) неверно.

 6. Иногда незначительные препятствия очень сильно раздражают меня: а) согласен(а), б) не уверен(а), в) не согласен(а).

 7. Я сплю крепко, никогда не разговариваю во сне: а) да, это правильно, б) верно нечто среднее, в) нет, это неправильно.

 8. Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя: а) верно, б) затрудняюсь ответить, в) неверно.

 9. Если кто-нибудь раздражает меня: я могу держать это при себе, б) бывает по-разному, в) должен(на) высказать это кому-нибудь, чтобы разрядиться.

10. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает: а) да, это так и есть, б) не знаю, что предпочесть, в) нет, это не соответствует действительности.

11. Когда зрители высказывают свои соображения во время игры, в которой я участвую, меня это не выводит из равновесия: а) согласен(а), б) верно нечто среднее, в) не согласен(а).

12. Мелочи иногда невыносимо действуют мне на нервы, хотя я понимаю, что разумнее было бы волноваться по поводу существенных вещей: а) верно, б) не уверен(а), в) неверно.

13. Под влиянием момента я редко говорю вещи, о которых потом очень сожалею: а) да, это так, б) не знаю, что предпочесть, в) нет, это не соответствует действительности.

 

9.6. Волевое управление поведением.

Внимание! Фактор Q3 хорошо себя зарекомендовал в прогнозе успешности учебной деятельности студентов (В.А. Аверин, Б.С. Кибрик «Методические указания по оценке личных достижений абитуриентов медицинских вузов» Ярославль, 1992)

 ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ХОРОШУЮ РЕПУТАЦИЮ?

 1. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу: а) согласен(а), б) верно нечто среднее, в) не согласен(а).

 2. При разговоре я предпочитаю: а) высказывать мысли так, как они приходят в голову, б) нечто среднее, в) сначала хорошо собраться с мыслями и сформулировать их.

 3. Иногда у меня возникает чувство напряжения и беспокойства, когда я вспоминаю, что произошло в течение дня: а) верно, б) не знаю, что предпочесть, в) неверно.

 4. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком: а) согласен(а), б) не уверен(а), в) не согласен(а).

 5. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам: а) верно, б) нечто среднее, в) неверно.

 6. Бывают периоды, когда трудно удержаться от жалости к самому(ой) себе: а) часто, б) иногда, в) никогда.

 7. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки: а) согласен(а), б) верно нечто среднее, в) не согласен(а).

 8. Я твердо убеждена, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право настоять на своем: а) согласен(а), б) не знаю, что предпочесть, в) не согласен(а).

 9. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того, чтобы придерживаться общепринятых правил: а) да, это очень похоже на меня, б) не уверен(а), в) нет, это совершенно на меня не похоже.

10. Прежде чем высказывать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен(а) в своей правоте: а) всегда, б) обычно, в) только если это целесообразно.

 

9.7. Эмоции и выражение лица: дискуссия

* многообразность телесного выражения переживаемых эмоций, неоднозначность мимики в кодировании переживаний;

* взаимовлияние настроения на мимику и мимики на настроение;

* фиксация привычной мимики на лице с возрастом (нервно-мускульный грим);

* сложность произвольного контроля всей гаммы мимики лица;

* мимика лица и пантомимика, социальное оформление (прическа макияж, костюм ...), цветовая гамма ... и.д.

 

Табл. 9.7. Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов

                («Практикум по общей и экспериментальной психологии». СПб., 1996)

ЭМОЦИИ

ГО­ЛОВА

 

ЛИЦО

 

 

 

БРОВИ

ГЛАЗА

РОТ

Внимание

непроизвольное

Прямая или наклонена к объекту

Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу

Расширение глазных щелей; взгляд не фиксирован

Приоткрыт

Внимание

произвольное

Прямая или наклонена вбок, иногда вперед

Сдвигание и опускание головок бровей: продольные складки между ними

Сужение глазных щелей, взгляд фиксирован

Поперечно растянут

Удивление

Неподвижна

Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу

Расширение глазных щелей, взор на объект

Приоткрыт

Безразличие

Брови занимают горизонтальное положение

Веки полуопущены; взгляд в сторону

Страх

Опущена иногда отвернута или откинута назад

Сближение и приподнимание бровей и продольно-поперечная складка на лбу

Расширение глазных щелей, напряжение нижнего века

Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха

Боль

Неподвижна

Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу

Сужение глазных щелей

Плотно сомкнут ли верхняя губа приподнята

 

Табл. 9.7. Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов

                (продолжение таблицы)

 

ЭМОЦИИ

РУКИ

КОРПУС

НОГИ

КОМПЛЕКСНЫЕ

 

 

 

 

РЕАКЦИИ

Внимание

непроизвольное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание

произвольное

Иногда моделируют объект внимания

Наклонен к объекту внимания или от него

Заторможенность, неподвижность; части тела копируют объект внимания

Удивление

Неподвижны, иногда пассивно свисают

Неподвижен ли устремлен вперед

Согнуты в коленях

Гипотония мускулатуры

Безразличие

Опущенные, вялые, мало­подвижные

«Сломан», «вдавлен» в бедра

Ступни стоят произвольно; шарканье при ходьбе

Гипотония муску­латуры; наличие «двигательных шумов»

Страх

Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание.

Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен; сутулость

Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе.

Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться

Боль

Дрожание. Отдергиваются от источника боли

Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (до успокоения)

Отдергивание от источника боли. Иногда - угловые позы со свернутыми носками

Общие напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player