![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Социальная
психология личности. Практикум. - Приложение. Ключи к психологическим тестам по
темам 1-8 (10-17). Литература по темам.
// Социальная психология личности: Учебное пособие. -
Ярославль, 2006, С. 5-17 ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков») Рекомендуется учебно-методическим объединением по
медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного
пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и
«педиатрия» Автор-составитель: В.А. Урываев - клинический психолог
высшей квалификационной категории, к.псх.н.
доцент по кафедре медицинской психологии Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического
центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития
РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор
медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки
Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский
Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор
психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав
кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав
Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская
государственная педиатрическая медицинская академия), Серова Ирина Анатольевна (Пермская государстственная
медицинская академия) - доктор философских наук, профессор кафедры философии и
биоэтики; Приленский Борис Юрьевич (Тюменская государственная
медицинская академия) - доктор медицинских наук, заведующий кафедрой
медицинской психологии и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики; КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Приложение Ключи и комментарии к психологическим тестам Тема 1 (10)
Опросник самораскрытия.
Баллы
подсчитываются для каждой колонки и все вместе (можно подсчитать и по отдельным
темам - сравнить количественные показатели откровенности обсуждения тех или
иных вопросов). Ориентировочные данные по данному варианту опросника, набранные
американскими студентами: 125 баллов - мужчины, 150 баллов - женщины (из
возможных 240 баллов). Тема 2 (11) Ниже перечислены 7 наиболее
часто встречающихся ошибочных представлений относительно стресса. Сколько из Вы разделяете? 1. «Связанные со стрессом симптомы и
психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку
все они существуют только в моем воображении».- Это широко распространенное
убеждение ложно, так как стресс влияет не только на психику, но и на сам
организм. Психосоматическое заболевание, развивающееся в результате стресса,
является «реальным» заболеванием, которое может представить серьезную опасность
для Вашего здоровья, как, например, язвенная болезнь и повышенное артериальное
давление. 2. «Только слабые люди страдают от стресса». - Истина заключается в том, что
наиболее подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные
люди с очень высоким уровнем притязаний, своего рода «наркоманы от работы».
Хотя все мы являемся потенциальными мишенями для стресса. 3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни
- стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы». - В действительности Вы
ответственны за большую часть стрессов Вашей жизни. Это следует из того факта,
что стресс является результатом не столько того, что с Вами происходит, сколько
того, как Вы на это реагируете. Такой стресс часто является Вашим
бессознательным выбором. 4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный
стресс». - Фактически,
чем сильнее стресс, испытываемый Вами, тем Вы менее чувствительны к его
симптомам - пока стресс не достигнет такой силы, при
которой его симптомы уже нельзя игнорировать. 5. «Опознать источники чрезмерного стресса легко». -
Это
утверждение верно только наполовину. Многие люди могут легко опознать причину
стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних
причин. У некоторых индивидов признаки стресса не развиваются до тех пор, пока
не исчезает стрессор. В таких ситуациях эти симптомы проявляются в форме
психического и физического истощения. 6. «Все люди реагируют на стресс одинаково». - Это утверждение в высшей
степени ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся
друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся
вследствие чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения. 7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс,
все, что я должен сделать - это сесть и расслабиться». - Хотя релаксация представляет
собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться.
Такие методы, как медитация, Хатха-йога и спокойное
созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого
расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор и радио.
Помните, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают
расслабляющим действием. Тема 3 (14) Опросник Кранца (стиль
поведения при лечении), ключ
0-3 балла –
полное доверие к медицине, медицинскому персоналу; недостаточная забота о своем
здоровье, пассивность в процессе лечения 4-8 баллов – средняя
степень доверия к медицине, необходимая активность в процессе лечения, разумная
самостоятельность 9-12 баллов –
недоверие к медицине, повышенная критичность, противодействие сотрудничеству с
медицинским персоналом Варианты копинг-поведения
по методике Э. Хейма А. Когнитивные копинг-стратегии 1. Игнорирование - «Говорю себе: в данный
момент есть что-то важнее, чем трудности» 2. Смирение - «Говорю себе: это судьба, нужно
с этим смириться» 3. Диссимуляция - «Это несущественные
трудности, не все так плохо, в основном все хорошо» 4. Сохранение самообладания - «Я не теряю
самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не
показывать своего состояния» 5. Проблемный анализ - «Я стараюсь проанализировать,
все взвесить и объяснить себе, что же случилось» 6. Относительность - «Я говорю себе: по
сравнению с проблемами Других людей мои - это пустяк» 7. Религиозность - «Если что-то случилось, то
так угодно Богу» 8. Растерянность - «Я не знаю
что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей» 9. Придача смысла - «Я придаю своим
трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» 10. Установка собственной
ценности - «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями,
но со временем смогу справиться и с ними, и с более
сложными». Б. Эмоциональные копинг-стратегии 1. Протест - «Я всегда глубоко возмущен
несправедливостью судьбы ко мне
и протестую» 2. Эмоциональная разрядка - «Я впадаю в
отчаяние, я рыдаю и плачу» 3. Подавление эмоций - «Я подавляю эмоции в
себе» 4. Оптимизм - «Я всегда уверен, что есть
выход из трудной ситуации» 5. Пассивная кооперация - «Я доверяю
преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне» 6. Покорность - «Я впадаю в состояние
безнадежности» 7. Самообвинение - «Я считаю
себя виноватым и получаю по заслугам» 8. Агрессивность - «Я впадаю в бешенство,
становлюсь агрессивным» В. Поведенческие копинг-стратегии 1. Отвлечение - «Я погружаюсь в любимое дело,
стараясь забыть о трудностях» 2. Альтруизм - «Я стараюсь помочь людям и в
заботах о них забываю о своих горестях» 3. Активное избегание - «Стараюсь не думать,
всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях» 4. Компенсация - «Стараюсь отвлечься и
расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)» 5. Конструктивная активность - «Чтобы
пережить трудности, я берусь за
осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного
языка и т. п.). 6. Отступление - «Я изолируюсь, стараюсь
остаться наедине с собой» 7. Сотрудничество - «Я использую
сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей» 8. Обращение - «Я обычно ищу людей, способных
помочь мне советом» Тема 4 (13) «Что говорят
Вам мимика и жесты» - Подсчитайте количество очков
77-56 очков: браво!
У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас
есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих
суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если
вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши
«приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность, можно попасть пальцем
в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это ведь важно и на работе,
и в личной жизни, не так ли? 55-34 очка:
вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы
неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать
эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить
свои отношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать
сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне
с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину,
но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво.
Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения. 33-11 очков:
увы, язык мимики и жестов для вас - китайская грамота. Вам необыкновенно трудно
правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто,
вы не придаете этому значения, и очень напрасно!
Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас
людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: тело - это перчатка для
души. Немного понимать душу другого - верное средство самому не попасть в
капкан одиночества. Тема
5 (14) Завершим
мысль «Правильные» ответы:
(максимально близкие по смыслу)
Тема 8 (17) «Конфликтная ли вы личность?» КЛЮЧ:
ответ «а» - 4 очка; ответ «б» - 2 очка; ответ «в» - 0 очков; РЕЗУЛЬТАТ: От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не
любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете
критические ситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы
учитываете, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских
отношениях. Вы стремитесь быть приятным
для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что
тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других? От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность.
Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, не взирая на то, как это повлияет на
ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают. От 0 до 14
очков. Вы
ищете поводов для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите
критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже
если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать
любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением
комплекс неполноценности? Опросник Томаса - Ключ Соперничество: 03-А, 06-Б, 08-А, 09-Б, 10-А,
13-Б, 14-Б, 16-Б, 17-А, 22-Б, 25-А, 28-А; Сотрудничество: 02-Б,
05-А, 08-Б, 11-А, 14-А, 19-А, 20-А, 21-Б, 23- А, 26-Б, 28-Б, 30-Б; Компромисс: 02-А, 04-А, 07-Б, 10-Б, 12-Б, 13-А, 18-Б, 20-Б, 22-А, 24-Б, 26-А, 29-А; Избегание: 01-А, 05-Б, 06-А, 07-А, 09-А, 12-А, 15-Б,
17-Б. 19-Б, 21-А, 27-А, 29-Б; Приспособление: 01-Б, 03-Б, 04-Б, ,11-Б, 15-А, 16-А, 18-А, 23-Б, 24-А, 25-Б, 27-Б,
30-А; Оптимальный набор тактик - в «коридоре» от 5-ти до 7-ми баллов. Рекомендуемая литература по всем темам курсаОбщая и социальная психология: Атватер И. Я вас слушаю:
Введение в психологию слушания. - М., 1985 Аткинсон Р.Л. и др.
Введение в психологию Пер. с англ. – СПб., 2003 Беркли-Ален М. Забытое
искусство слушать. – СПб., 1997 Большой психологический словарь /
Сост. и общ. ред. Б.
Мещеряков, В. Зинченко – СПб. - 2003 Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах / Пер.
с англ. - М., 1992 Грановская Р.М. Элементы
практической психологии. Изд.-е
3-е - СПб., 1998 Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель
психологического мастерства. – М., 1996 Егидес А., Сугробова Н. Как научиться разбираться в людях. – Алма-Ата,
1991 Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического
тренинга. - Ярославль, 1992 Кун Д. Все тайны поведения человека
/ Пер. с англ. – СПб., 2002 Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим
проблему… - М., 1995 Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности
улучшения общения. - М., 1986 Методы практической психологии общения. – СПб., 1990 Милнер П.
Физиологическая психология / Пер. с англ. - М., 1973 Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1976 Панкратов В.Н. Психологическая защита от манипулирования.
– М., 1999 Психология. Практикум для студентов
медицинских вузов / Под ред. Н.Д. Твороговой.
- М., 2002 Психология. Учебник. / Под ред. А.А.
Крылова - М., 1998 Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. - СПб., 1998 Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест,
общение. – М., 1986 Современная психология: Справочное
руководство. - М., 1999
Творогова Н.Д.
Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. Изд-е
2-е - М., 2002 Филонов Л.Б.
Психология установления доверительных отношений. Спецпрактикум.
–М., 1984 Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики. – СПб., 1997 Учебные курсы и специальные работы по медицинской
психологии: Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.
Психология в медицине: Учебное пособие. - М., 1998 Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л.
Консультирование и психотерапия: Сочетание методов, теории и практики. - Hовосибирск, 1992 Бедрин Л.М.,
Урванцев Л.П. Психологические и деонтологические основы деятельности врача: Учебное
пособие. - Ярославль, 1988 Врач-пациент. Общение и взаимодействие. – Женева –
Амстердам – Киев, 1996 Диагностика и лечение тревожных расстройств. – М., 1993 Каган В.Е. Практическая психология для психологов и
врачей; обучающий тестовый контроль. - М., 1999 Карвасарский Б.Д.
Медицинская психология. М., 1982 Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Изд.-е 2-е. - Прага, 1983 Кречмер В. Строение
тела и характер. Медицинская психология. / Пер. с нем.
- М., 1995 Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. – М., 1987 Магазанник Н. Искусство общения с
больным. – М., 1991 Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология:
Практическое руководство - М., 1998 Методические указания к практическим занятиям по общей
и медицинской психологии (для преподавателей курса общей и медицинской психологии)
/ Под ред. В.В. Меркушева - М., 1992 Орлов А.Н. Исцеление словом. – Красноярск, 1989 Пезешкиан Н.
Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 1996 Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным
психотерапевтом. – М., 1992 Сборник психокоррекционных техник. – Ярославль, 1994 Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. В 2-х
томах. - М., 2000 Соложенкин В.В.
Психологические основы врачебной деятельности – М., 2003 Тюльпин Ю.Г.
Медицинская психология. – М., 2004 Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. -
Ярославль, 1998 Харди И.
Врач, сестра, больной (Психология работы с больными) - Изд-е
5-е, Будапешт, 1988 Энрайт Дж. Позиции
слушателя-терапевта. – М., 1987 Medizinische Psychologie & Medizinische Soziologie / hrsg. von Gernot Huppmann
u. Friedrich-Wilhelm Wilker. - Munchen;
Wien; | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|