РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

СОДЕРЖАНИЕ

© Социальная психология личности. Практикум. – Тема 3. Реакция личности на болезнь 

 

// Социальная психология личности: Учебное пособие. – Ярославль, 2006, С. 30-41

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия), Серова Ирина Анатольевна (Пермская государстственная медицинская академия) – доктор философских наук, профессор кафедры философии и биоэтики; Приленский Борис Юрьевич (Тюменская государственная медицинская академия) – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики;

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 (10). Социальная психология в работе врача.

Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение

Тема 3 (12). Реакция личности на болезнь.

Тема 4 (13). Психология невербального общения, невербальное общение в работе врача.

Тема 5 (14). Психология вербального общения, особенности вербального общения врача.

Тема 6 (15).  Психология установления контакта, контакт в работе врача.

Тема 7 (16). Ролевое поведение врача.

Тема 8 (17).  Конфликтное общение.

Приложение: Ключи к психологическим тестам по темам 10-17 и литература для углубленного изучения тем

 

 Тема 3 (12). Реакция личности на болезнь

Материалы для самостоятельной подготовки к занятию

3.1. Внутренняя картина болезни

3.2. «Психологическая защита» и «копинг-поведение»

3.3. Внутренние условия сопротивления заболеванию (аутотренинг по-китайски, окончание)

3.4. Конструктивное использование фантазии (по Джейн Рейнуотер)

3.5. Конструктивное использование фантазии (по Джейн Рейнуотер): кризисные ситуации

Материалы для проведения практического занятия по теме

3.6. Реакция личности на болезнь (опросник Кранца)

3.7. Диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (по Хайму)

Актуальность темы связана с необходимостью для врача понимать (и, соответственно активно корректировать) особенности не только «внешней», но и «внутренней» картины болезни, которая является многоуровневым образованием, интегрирующим не только психосоматические отношения, но и проблемы духовного здоровья.

Афоризмы и мысли.

«Если, желая оправдать себя, я объясняю сои беды злым роком, я подчиняю себя злому року.

Если я приписываю их  измене, я подчиняю себя измене.

Но если я принимаю все ответственность на себя, я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. Я могу повлиять на судьбы того, от чего я неотделим».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить свой идеал».

Томас Карлейль

«Надежда выздороветь – половина выздоровления»

                                                                      Вольтер

«Жань Цю сказал: Не то, чтобы мне не нравился ваш путь, но сил моих не достает.

Учитель ответил: В ком сил не достает, на полпути бросают. А ты еще не начал идти!»

Конфуций

«Ни один из нас бы не взлетел,

Покидая землю – в поднебесье,

Если б отказаться не сумел

От запасов лишних равновесья».

С.Я. Маршак

 «Объективная опасность и недостаток ресурсов побуждают  человека к интеллектуальным подвигам и изобретательным попыткам разрешить свои трудности, тогда как объективная безопасность и изобилие делают  его довольно глупым»

Зигмунд Фрейд

«Если человек следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знало бы лучшее средство для его здоровья, чем он сам»

Сократ

Цели изучения темы:

студент должен иметь представление

* о месте и роли внутренних (психологических) детерминант в регуляции физического и психического самочувствия человека,

студент должен знать:

* о возможностях психологической (психотерапевтической) коррекции общего самочувствия пациента;

* о возможностях психологической (психотерапевтической) коррекции психического состояния пациента;

студент должен уметь:

* в самом общем виде оценить готовность пациента к сотрудничеству в ходе лечения и, сообразно этому скорректировать тактику взаимодействия;

* оценить ведущие копинг-стратегии пациента по Э. Хайму, используя при необходимости, опросный метод исследования;

3.1. «Внутренняя картина болезни»

Учитывая сложную взаимосвязь субъективного и объективного в процессе работы с заболевшим, известный российский врач-интернист Роман Альбертович Лурия считал, что будет правильнее и целесообразнее говорить о «внешней и внутренней картинах болезни». Так, под «внешней картиной болезни» он понимал не только непосредственно полученную визуальную информацию о больном, но и данные, полученные при использовании врачом всех доступных ему методов исследования.  «Внутренней же картиной» (ВКБ), он назвал «всё то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, её причинах, всё то, что связанно для больного с приходом его к врачу, – весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из всех сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Доктор психологических наук, профессор МГУ В.В. Николаева выделяет четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего:

Первый уровень – чувственный, уровень ощущений

Второй уровень – эмоциональный, он связан с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия.

Третий уровень – интеллектуальный, связан с представлением, знанием больного о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возможных последствиях.

Четвертый уровень – мотивационный, связанный с определенным отношением к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению здоровья.

 

 

 

ЧУВСТВЕННЫЙ

Уровень ощущений

(соматических)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 уровня

отражения

болезни

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

Виды реагирования на факт болезни, симптомы, последствия

БОЛЕЗНЬ

 

 

 

 

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

Представления и знания больного о своей болезни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОТИВАЦИОННЫЙ

Формирование системы отношения к болезни с изменением поведения и образа жизни

Рис. 3.1. Уровни отражения болезни по В.В. Николаевой

Каждый из вышеперечисленных уровней ВКБ проходит особый путь формирования. Они в разной степени могут быть выражены на отдельных этапах течения болезни.

 

3.2.  «Защита» или «копинг»?

Впервые термин «coping» (совладание) был использован L.Marphy в 1962 году в исследованиях способов преодоления детьми (!!) требований, выдвигаемых кризисами развития. К этим способам относились активные, преимущественно сознательные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой.

В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Рихард Лазарус (1966) определял их как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию. Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и копинг-механизмы. При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны – от активных гибких и конструктивных, до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивидуума от решения этой проблемы и связанные с этим действия ради сохранения комфортного состояния. В тоже время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей.

Современный подход к изучению механизмов совладающего поведения учитывает следующие положения. Человеку присущ инстинкт преодоления положения (Э. Фромм, 1994), одной из форм проявления которого является поисковая активность (Г. Аршавский, В. Роттенберг, 1977), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями. Согласно этому положению встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфика среды), но и внутренние (индивидные предпосылки) условия. Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями. отношением к себе и другим, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, аффективными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики.

Баланс между совпадающими и защитными типами поведения выражается в иерархии (изображаемой обычно в виде вертикальной шкалы) типичных реакций или техник жизни, предложенной немецким ученым Гансом Томэ (1970). К «верхним» техникам, которые мы можем назвать совладающими, относятся такие способы как «поведение, направленное на достижение успеха», «размышление над ситуацией», «поощрение себя и др., а к «нижним», характерным для защитного поведения, наряду с пассивными действиями относятся также «уклончивое поведение», «обесценивание значимости других», «жалобы на состояние здоровья».

Предложенная Г.Томэ схема представляется весьма удобной для анализа поведения личности в реальных жизненных ситуациях. Чем ближе оказывается человек к концу шкалы по преобладанию у него способов защиты, тем неблагоприятнее может быть прогноз успешного решения значимых ситуаций. Чем ближе к началу верхней части шкалы, тем более выражена у субъекта готовность к принятию возможных изменений в своей жизни и намерение использовать совпадающие стили. Это означает расширение репертуара поведенческих стратегий за счет оптимального использования навыков, зафиксированных в структуре индивидуального жизненного опыта.

3.3. Внутренние условия сопротивления заболеванию (аутотренинг по-китайски, окон-чание)

РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Лао-Цзюнь молвит: Болезнь вырастает по крохам. И если человек делает незначительные усилия по направлению к добру, то не происходит нарастания (в развитии болезни). Поэтому болезнь не может возникнуть.

71. Плохие манеры и недостойные реакции в поведении – это болезнь.

72. В запутанных ситуациях полагаться только на себя – это болезнь.

73. Стремиться к веселью и любить смеяться – это болезнь.

74. Находить радость в запретах и ограничениях по отношению к людям – это болезнь.

75. Быть двуличным и льстивым – это болезнь.

76. Стремиться к приобретению посредством обмана- это болезнь.

77. Если слишком болтлив, так что тебе нельзя довериться это болезнь.

78. Напившись допьяна, разнузданно распевать песни – это болезнь.

79. Ругаться по поводу ветра и дождя – это болезнь.

80. Говоря злые речи, желать погибели – это болезнь.

ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ

Лао-Цзюнь молвит: Он (мудрый) соразмеряет свою телесную форму с одеждой, которую носит.

71. Бороться с ревностью и побеждать сомнения – это лекарство.

72. Быть спокойным, непринужденным и великодушным – это лекарство.

73. Думать о духовности и помнить о пути – это лекарство.

74. Чтить и возвышать тексты мудрецов – это лекарство.

75. Побуждать к достижению мудрости – это лекарство.

76. Выполняя трудную задачу, не томиться этим – это лекарство.

77. Чтить Небо и уважать Землю – это лекарство.

78. Оказывать почтение и уважение по отношению к трем светилам – это лекарство.

79. Хранить безмятежность покоя в отсутствии стремлений – это лекарство.

80. Быть контактным, покладистым, скромным и уступчивым – это лекарство.

Тем самым – в гармонии с природой (божественное и стихийное начало жизни на земле; все живое на земле) и в гармонии человеческих отношений кроется истинный путь к излечению наших болезней – как душевных, так и физических.

РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Лао-Цзюнь молвит: Когда же он (человек) совершает небольшие прегрешения, то болезнь не убавляется, и поэтому невозможны изменения к лучшему. Если не накапливать добро помалу, то не сможешь сформировать великой моральной силы-дэ.

81. Поучать людей делать аборты – это болезнь.

82. Вмешиваться в чужие дела – это болезнь.

83. Подглядывать тайно в отверстия и щели – это болезнь.

84. Занимая, не помнить о необходимости вернуть – это болезнь.

85. Взять в долг и уклоняться от уплаты – это болезнь.

86. Поворачиваться спиной к речам, которые отличаются от твоей точки зрения – это болезнь.

87. Любить угнетение и жестокое обращение – это болезнь.

88. Приставать с заигрываниями и быть в этом назойливым – это болезнь.

89. В связи с заблуждениями наносить вред людям – это болезнь.

90. Шаря в гнезде, разбивать яйца – это болезнь.

ВОСХВАЛEHИЕ СТА ЛЕКАРСТВ

Лао-Цзюнь молвит: Питается (мудрый) лишь в меру потребностей своего организма.

81. Любить жизнь и ненавидеть убийство-гибель – это лекарство.

82. Не стремиться к накоплению большого богатства – это лекарство.

83. Не нарушать заповедей и запретов – это лекарство.

84. Честность, бескорыстие, верность и вера – это лекарство.

85. Не жаждать богатства – это лекарство.

86. Не жечь горных деревьев – это лекарство.

87. Если пуста колесница, помочь подвезти чужой груз – это лекарство.

88. Прямо критикуя, сохранять верность и веру – это лекарство.

89. Радоваться тому, что человек обладает моральной силой, – это лекарство.

90. Стремиться помогать обездоленным – это лекарство.

РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Лао-Цзюнь молвит: Если не останавливаешься в малых прегрешениях, то сформируется большое преступление. Вот основное, дающее возможность понять, откуда это происходит...

 91. Вырезать зародыш и расчленять тело – это болезнь.

 92. Причинять вред водой и огнем – это болезнь.

 93. Смеяться над слепыми, глухими и немыми – это болезнь.

 94. Побуждать людей выйти замуж или жениться – это болезнь.

 95. Побуждать людей совершать нападение – это болезнь.

 96. Подстрекать людей делать зло – это болезнь.

 97. Покидать любимых из-за несчастья в доме – это болезнь.

 98. Навлекать беду, нарушая закон-дао – это болезнь.

 99. Увидев, тут же стремиться к обладанию это болезнь.

100. Силой отнимать принадлежащее другим – это болезнь.

«Закон дао» – покой, разумное созерцание и невмешательство в течение жизни, по принципу: с благодарностью воспринимаю все, что мне дано, потому что заслужил. Всё, что существует, дано свыше, а потому разумно. Зло наказывает.

ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ

Лао-Цзюнь молвит: Будучи богатым и знатным, (мудрый) не потакает своим желаниям. Даже если он беден и положение его убого, он не осмеливается нарушать заповеди. Потому извне ничто не может причинить ему вреда, а изнутри не поражают его болезни. Так разве можно не относиться к этому серьезно?

 91. Нести тяжесть вместо пожилого человека – это лекарство.

 92. Искоренять эмоции, избавляться от любви (к себе) – это лекарство.

 93. Выть добрым в сердце и сострадательным в мыслях – это лекарство.

 94. Находить радость в том, чтобы призывать людей делать добро, – это лекарство.

 95. Пользуясь богатством, творить милосердие – это лекарство.

 96. Пользуясь высоким положением, делать добрые дела – это лекарство.

 97. Пользуясь мудростью, давать советы добрые и разумные – это лекарство.

 98. Любя других, не причинять зла своей любовью – это лекарство.

 99. Будучи мудрым и милосердным, не ставить это себе в заслугу – это лекарство.

100. Быть бескорыстным в делах и помыслах – это лекарство.

Как видите, советы древности предельно просты и доступны. Если вы, при помощи регулярного аутотренинга сумеете исправить в себе то, на необходимость исправления чего указывают эти мудрые изречения, ваше выздоровление вполне реально: вы сами «закодируете» себе путь к здоровью, обеспечите здоровье души и здоровье тела.

 

3.4. Конструктивное использование фантазии (по Дж. Рейнуотер, фрагмент)

 «Теперь мне бы хотелось предложить вам ряд упражнений, которые позволят конструктивно использовать вашу фантазию. Прежде чем заниматься собственно фантазированием, полезно расслабиться с помощью некоторых или всех приводимых ниже формул.

Упражнение на релаксацию

Займите удобное положение, выпрямите спину.

Закройте глаза.

Сосредоточитесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие.

Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов.

Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох.

Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул / пол / кровать / земля ... приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя.

Следующее упражнение используется, когда вы чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что «выйдете из-под контроля».

Упражнение «Поплавок в океане»

Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел... Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли дождя... подушку моря под вами, поддерживающую вас... Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

Упражнение «Храм тишины»

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города... Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум... гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов ... булочную ... цветочный магазин ...

Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?.. Вы подойдете и поприветствуете этого человека? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм – место, где ни слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной....

Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

3.5. Конструктивное использование фантазии (по Дж. Рейнуотер, фрагмент): самопомощь в кризисных ситуациях

Упражнение «Заброшенный сад»

Это упражнение рекомендуется применять, когда вы перегружены делами и не знаете, за что браться в первую очередь.

Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы отказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись и все настолько заросло травами, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете, поливаете их, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид... Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, где вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали.

Упражнение «Маяк».

Хорошо помогает в тех случаях, когда вы чувствуете себя беззащитным, уязвимым, покинутым.

Представьте себе маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет.

 

Материалы для проведения практического занятия

3.6. Реакция личности на болезнь (опросник Кранца)

Опросник позволяет быстро (хотя и очень приблизительно) оценить стиль поведения при лечении (Л.П. Урванцев, 1993, комментарии к методике – в Приложении).

Инструкция: «Согласны Вы или нет с этими утверждениями? Обведите кружочком выбранный ответ»

 

  1. Обычно во время обследования я не задаю врачу или медсестре вопросов о том, что они делают (Верно / Неверно)

  2. Лучше самому заботиться о своем здоровье, чем обращаться к врачу, за исключением серьезных заболеваний (Верно / Неверно)

  3. Предпочитаю, чтобы врач мне четко говорил, что делать, а не предлагал бы несколько вариантов лечения (Верно / Неверно)

  4. Вряд ли нужно заботиться о своем здоровье самому, если для этого есть медицина (Верно / Неверно)

  5. Некоторые заболевания нужно уметь лечить самому (Верно / Неверно)

  6. Обычно я интересуюсь у врача или медсестры для чего проводятся те или иные процедуры (Верно / Неверно)

  7. Почти всегда лучше обращаться к врачу, чем лечиться самому (Верно / Неверно)

  8. Когда я болею, то стараюсь побольше думать о своей болезни и ее лечении (Верно / Неверно)

  9. Обучение самолечению несет больше вреда, чем пользы (Верно / Неверно)

10. Лучше лечиться у специалиста (Верно / Неверно)

11. В том, что касается здоровья, лучше поменьше полагаться на врачей и побольше – на собственные знания (Верно / Неверно)

12. Лучше, если врач мне самому дает выбирать что важно для моего здоровья, а не принимает за меня решения (Верно / Неверно)

 

3.7. Диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (по Э. Хейму)

Методика позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы (комментарий см. в Приложении). Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психо­неврологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д.м.н. профессора Л. И. Вассермана.

Инструкция испытуемому к методике Э. Хейма

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей Вашего поведения. Постарайтесь вспомнить, каким образом Вы чаще все­го разрешаете трудные и стрессовые ситуации и ситуации высокого эмо­ционального напряжения. Обведите кружком, пожалуйста, тот номер, ко­торый Вам подходит. В каждом разделе утверждений необходимо вы­брать только один вариант, при помощи которого Вы разрешаете свои трудности.

Отвечайте, пожалуйста, в соответствии с тем, как Вы справляетесь с трудными ситуациями на протяжении последнего времени. Не раздумы­вайте долго – важна Ваша первая реакция. Будьте внимательны!

А

  1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»

  2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»

  3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»

  4. «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые мину­ты и стараюсь никому не показывать своего состояния»

  5. «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что

  6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей моиэто пустяк»

  7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу»

  8. «Я не знаю что делать и мне временами кажется, что мне не выпу­таться из этих трудностей»

  9. «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я со­вершенствуюсь сам»

10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудно­стями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».

Б

  1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»

  2. «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»

  3. «Я подавляю эмоции в себе»

  4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»

  5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»

  6. «Я впадаю в состояние безнадежности»

  7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»

  8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»             

В

  1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»

  2. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих го­рестях»

  3. «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на сво­их неприятностях»

  4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успо­коительных средств, вкусной еды и т. п.)»

  5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.)»

  6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»

  7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для пре­одоления трудностей»

  8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»

 

Адаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных (А)  копинг-стратегий к ним относятся:

* «проблемный анализ», * «установка собственной ценности», * «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Среди эмоциональных (Б) копинг-стратегий:

* «протест», * «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

Среди поведенческих (В) копинг-стратегий:

* «сотрудничество», * «обращение», * «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение лично­сти, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (бо­лее опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудно­стей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения

Среди когнитивных (А) копинг-стратегий к ним относятся:

* «смирение», * «растерянность», * «диссимуляция», * «игнорирование» – пассивные формы поведения с отказом от пре­одоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Среди эмоциональных (Б) копинг-стратегий:

* «подавление эмоций», * «покорность», * «самообвинение», * «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подав­ленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди поведенческих (В) копинг-стратегий:

* «активное избегание», * «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремле­ние уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от реше­ния проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструк­тивность которых зависит от значимости и выраженности ситуа­ции преодоления

Среди когнитивных (А) копинг-стратегий к ним относятся:

* «относительность», * «придача смысла», * «религиозность» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Среди эмоциональных (Б) копинг-стратегий:

* «эмоциональная разрядка», * «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Среди поведенческих (В) копинг-стратегий:

* «компенсация», * «отвлечение», * «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, пу­тешествия, исполнения своих заветных желаний.

Показаниями к использованию предлагаемой методики Э. Хейма явля­ются:

* изучение характеристик копинг-поведения у пациентов с погранич­ными нервно- психическими расстройствами для уточнения их роли в генезе указанной патологии;

* исследование неадаптивных форм копинг-стратегий у лиц, находя­щихся в стрессовых ситуациях, для коррекции их копинг-поведения;

* проведение групповой или индивидуальной психотерапии, в ходе которых выявляются неадаптивные формы копинг-стратегий для последующей их коррекции и формирования адаптивного копинг-поведения;

* составление психогигиенических и психопрофилактических про­грамм с учетом формирования адаптивных форм копинг-поведения как для здоровых лиц, подвергающихся стрессу, так и для больных пограничными нервно-психическими расстройствами.

Противопоказаний к использованию методики нет. Можно лишь отме­тить неадекватность применения методики Э. Хайма у пациентов, стра­дающих психозами, которые не могут достаточно осознанно и объективно оценивать реальность.

Осложнений и ухудшений состояния в процессе исследования копинг-поведения у обследуемых не отмечалось.

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player