РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

СОДЕРЖАНИЕ

© Социальная психология личности. Практикум. – Тема 4. Психология невербального общения, невербальное общение в работе врача. 

 

// Социальная психология личности: Учебное пособие. – Ярославль, 2006, С. 42-54

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия), Серова Ирина Анатольевна (Пермская государстственная медицинская академия) – доктор философских наук, профессор кафедры философии и биоэтики; Приленский Борис Юрьевич (Тюменская государственная медицинская академия) – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики;

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 (10). Социальная психология в работе врача.

Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение

Тема 3 (12). Реакция личности на болезнь.

Тема 4 (13). Психология невербального общения, невербальное

                       общение в работе врача.

Тема 5 (14). Психология вербального общения, особенности вербального общения врача.

Тема 6 (15).  Психология установления контакта, контакт в работе врача.

Тема 7 (16). Ролевое поведение врача.

Тема 8 (17).  Конфликтное общение.

Приложение: Ключи к психологическим тестам по темам 10-17 и литература для углубленного изучения тем

 

 Тема 4 (13) Невербальное общение в работе врача

Материалы для самостоятельной подготовки к занятию

4.1. Невербальное общение

4.2. Невербальное общение в работе врача

4.3. Популярный тест «Что говорят Вам Мимика и жесты?»

4.4. «Нулевая» позиция слушателя-психотерапевта (по Джону Энрайту)

Материалы для проведения практического занятия по теме

4.5. Невербальные признаки внимательного слушания

4.6. Психотехнические игры («Взгляд», «Улыбка»)

4.7. Акцентуации личности и особенности поведения (общегрупповая дискуссия)

 

Актуальность темы определяется тем, что обычно невербальная информация осознается лишь частично, интерпретируется неточно. Это приводит к снижению эффективности взаимодействия. Рассогласованность вербальной и невербальной информации приводит к повышению напряженности и конфликтности. Следовательно, повышение рефлексивности в этой области дает дополнительные возможности для понимания партнера по общению. Это особенно актуально в деятельности врача.

 

Афоризмы и мысли.

«Я верю, что настанет день, когда больной неизвестно чем человек отдастся в руки физиков. Не спрашивая его ни о чем, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные, перемножат их одна на другую. Затем, сверившись с таблицей логарифмов, они вылечат его одной единственной пилюлей. И все же, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь старому земскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает пульс и живот, послушает. Затем кашлянет, раскуривая трубку, потрет подбородок и улыбнется мне, чтобы лучше утолить боль! Разумеется, я восхищаюсь  наукой, но я восхищаюсь и мудростью».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Когда глаза говорят одно, а язык – другое, то опытный человек опирается на первое»

Генри Давид Торо

«Во всем, что ты говоришь, следует быть чрезвычайно точным, ясным, и определенным, иначе, вместо того, чтобы развлечь других или что-то им сообщить, ты только утомишь им головы. Нельзя также забывать и о том, как ты говоришь, какой у тебя голос: есть люди, которые ухитряются говорить, почти не раскрывая рта, и их просто невозможно бывает понять; другие же говорят так быстро и так глотают при этом слова, что понять их не легче; одни привыкли говорить так громко, как будто перед ними глухой, другие – до того тихо, что вообще ничего не слышно. Подобные привычки неуместны и неприятны, и избавить от них может лишь пристальное к себе внимание. По ним всегда легко узнать людей, не получивших должного воспитания».

Лорд Честерфильд

 «Мимика – это микрожест. И не случайно в искусстве, согласно Шаляпину, понятие «жест» поглощает понятие мимика».

Илья Шевелев

«Как писал М.И. Мастбаум, врач должен уметь владеть своим словом, но и молчание его не должно быть бессловесным».

(по Н.В. Эльштейну)

«Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты».

М.Я. Мудров

«Словесные убеждения бывают трех видов. Первый вид зависит от личности говорящего; второй состоит в том, чтобы создать определенное настроение у аудитории, третье доказательство или видимое доказательство содержится в словах самой речи».

Аристотель

 

Цели изучения темы:

студент должен иметь представление

* об особенностях общения при использовании невербальных каналов передачи информации;

студент должен знать:

* типологию каналов невербального общения;

* необходимость использования данных, полученных с помощью невербальных каналов коммуникации при оценке личности собеседника;

* закономерности использования каналов невербального общения при установлении контакта;

студент должен уметь:

* использовать информацию, полученную при помощи анализа невербальной коммуникации, как для создания собственного имиджа и организации рабочего места, так и для сбора информации о пациенте, для организации целенаправленного влияния на него;

Материалы для самостоятельной подготовки

4.1. Невербальное общение

«По мере того как человек овладевает речью – и каждый человек в детстве, и человечество в целом в своей истории, неречевые средства общения постепенно отходят на второй план. Тем не менее, в непосредственном живом общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным, и это «сопровождение» – вовсе не случайно подобранные аккорды, а нечто важное для восприятия смысла речевого сообщения. В принципе, между речевым и неречевым сообщениями возможны три типа соотношений.

1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, симпатия к данному человеку, выраженная словесно, подчеркивается объятиями).

2. Неречевое сообщение противоречит речевому (например, женщина сообщает, что она счастлива в браке, и при этом качает головой из стороны в сторону, как будто отрицая собственные слова). Эксперименты М. Аргайла показали, что в случаях, когда текст речевого сообщения вступал в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение слушатель игнорировал. Неречевое поведение меньше подвержено влиянию условностей, лучше выражает истинные чувства и мотивы. Поэтому мы часто совершенно неосознанно больше доверяем интонации, естественности звучания голоса, мимике, жестикуляции, чем буквальному содержанию сообщения.

3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. Например, несколько человек говорят о погоде, а на неречевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми. Этот внутренний добавочный смысл коммуникации может оказаться на самом деле основным – тем подтекстом, который нежелательно или невозможно в данной ситуации сформулировать в словах и высказать напрямик.

Таким образом, для того, чтобы лучше понимать других людей и быть для них более понятным самому, необходимо владеть неречевыми средствами общения – умением передавать (кодировать, выражать) бессловесную информацию и умением воспринимать («читать») ее». (Методы практической психологии общения)

 

Табл. 4.1. Каналы невербальной коммуникации.

 

1. Оптический канал

 

2. Акустический канал

* поза; * жесты; * мимика лица;

* походка; * одежда; * косметика;

* украшения; * татуировки; * прическа;

* манера поведения; * пантомимика

 

* громкость голоса; * темп речи; * ритм;

* пауза; * высота, тембр голоса;

* интонация; * плач, причитания;

* смех, хохот; * кашель;

* аплодисменты; * стук (постукивание)

 

 

 

3. Тактильно -

 

4. Контакт глаз

 кинестезический канал

 

* направление взгляда; * длительность

* рукопожатие; * поцелуй; * объятия

 

* частота; * ритм

* поглаживания; * похлопывание

 

 

 

 

6. Пространственно-временной канал

5. Ольфакторный канал

* запах тела

 

* взаимное расположение

* пространство; * физические «барьеры»

* запах косметики

* запах окружающей среды

 

* временнАя точность

* длительность контакта

 

 

4.2. Невербальное общение в работе врача

4.2.1. Первый контакт с больным (цит. по Н.А. Магазанник «Искусство общения с больным».М., 1991). Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача. Разница в том, что если врач видит каждого пациента на фоне бесконечной вереницы больных, то для больного врач – человек необычный, уникальный, которому он вверяет свое благополучие, а то и жизнь. Поэтому он пытливо и с особым пристрастием изучает врача. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния. Вспомним известное изречение: «Если больному не стало легче после первой же встречи с врачом, то он был не у врача» (В.М. Бехтерев).

Как же вести себя, чтобы выдержать этот придирчивый экзамен с честью? Пожилому врачу в этом отношении легче, на него «работают» его стаж, седина, известность, звание: больной заранее готов отнестись к нему с доверием. Молодому врачу труднее, он должен преодолеть естественное подозрение в неопытности. Но не надо падать духом. Ведь больной не может оценить нашу компетентность, особенно при кратком общении; это доступно лишь профессионалу. Больной изучает своего врача прежде всего как человека: добр ли он, внимателен ли, участлив, спокоен или суетлив (ведь в любом деле мастера видно по его уверенности и неторопливости). Стало быть, оказать первоначальное благоприятное впечатление под силу и молодому врачу, если только он будет вести себя должным образом и помнить, что он подобен артисту на сцене: его внешность, жесты и слова постоянно, придирчиво анализируются и оцениваются больным.

Начнем с внешнего вида «по одежке встречают ...». Больной, как правило, считает, что хороший врач целиком отдает себя профессии, у него нет времени и интереса следить за новинками моды; врач, по его мнению, должен быть одет скромно и просто. Кроме того, медицина всегда ассоциируется с чистотой да и вообще можно ли представить себе неряху мастером своего дела. Вот почему врач обязательно должен быть опрятен и чистоплотен. Это касается и одежды, и прически, и рабочего места. Еще Гиппократ советовал: «Мудрость должно усматривать следующим образом: если у кого нет изысканного и тщеславного украшения, ибо из одеяния – приличного и простого, сделанного не для излишнего хвастовства. а для доброй славы – вытекает серьезность и соответствие с самим собой как в мыслях, так и в походке. Каковы они по внешнему виду, таковы они и в действительности: не склонны к развлечениям, дельны, в собраниях людей серьезны ...» Если молодой врач хочет ослабить недоверие больного к своей неопытности, он не должен потакать невинному желанию юности принарядиться. Все кричащее, бросающееся в глаза неуместно и должно остаться за стенами больницы....

Даже если вы торопитесь, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы больной почувствовал это: на часы посмотрите при подсчете пульса, незаметно сократите расспрос и обследование до самых важных в данном случае пунктов, договоритесь с больным о повторном обследовании в более удобное время. Но если ситуация по-настоящему тревожна, то надо либо передать больного коллеге, либо полностью заняться больным, отказавшись от ранее намеченных визитов, отказавшись от ранее намеченных планов. Нельзя показывать больному своей усталости или недомогания, даже если усталость – результат бессонного дежурства, когда вы спасали жизнь не одному больному. Ведь теперешний ваш пациент также хочет получить не менее полноценную помощь, чем другие.

4.2.2. Во-вторых (см. материалы для дискуссии на практическом занятии), невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, дать достаточно развернутую характеристику (прогноз) особенностей его поведения.

4.2.3. В – третьих, невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента.

4.2.4. В-четвертых, ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и проч.

При этом важно знать (далее, по мнению Дерябо С., Ясина В, 1996, и далее любое издание – фрагмент).

Среди выразительных движений различают непосредственные (первичные) и опосредованные (вторичные). Первичные движения связаны с рефлекторной реакцией непосредственно на физическое раздражение. Так, например, при взгляде на яркое солнце у нас обязательно сузится зрачок и сомкнутся веки. То же произойдет с глазами если мы станем припоминать, как в точности происходило какое-то важное событие. Во втором случае проявляются уже вторичные движения глазных мышц. ... Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний.

Одно и тоже мышечное движение может иметь совершенно разные истоки. Любое суждение не должно быть сделано на понимании всего лишь одной отдельно взятой детали. Вывод можно строить только исходя из целостной ситуации, анализируя манеры, способы поведения человека в их совокупности. Не учитывать это правило – самая большая опасность в практическом применении полученных знаний о невербальной стороне общения. Не делайте выводов на основании одной детали, а рассматривайте проявления человеческого тела только в системе.

Понимание различных выразительных движений часто осложняется тем, что у большинства из нас сформировались определенные привычки, которые проявляются вместо «истинных» реакций. Например, если человек привык в кругу своих друзей сидеть закинув ногу на ногу, то он ведет себя так и в других ситуациях. Эта поза в данном случае не может служить показателем его внутреннего состояния. Не принимайте проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.

Часто случается, что люди подсознательно демонстрируют движения, которые выражают состояние, обратное переживаемому ими в данный момент. То есть происходит защитная реакция в виде внешней компенсации. Так, бросающаяся в глаза агрессивность часто лишь маскирует известную беспомощность. Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.

Физические недостатки человека также могут осложнять понимание его те осложнять понимание его телесных проявлений. Прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а вовсе не презрительностью; отворачивание лица при сообщении – стремлением повернуть здоровое ухо к собеседнику при ослабленном слухе, а не высокомерие. Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.

Чрезвычайно важное значение в языке тела имеют и так называемые «мелочи», то есть малозаметные, почти невидимые проявления. Поскольку такие движения наименее поддаются контролю и сознательному подавлению, то именно они становятся самой ценной наградой внимательному наблюдателю. Например, мы беседуем с человеком, он проявляет, казалось бы, максимум заинтересованности, утвердительно кивает головой, и тут наш взгляд падает на его ноги. Хотя все тело обращено к нам, но носки ног (которые он абсолютно не контролирует), уже тихонечко повернулись к двери, – значит он на самом деле уже «вышел» из разговора с нами.

...поскольку мимика, жесты и т.д. «читаются» нами лишь подсознательно, то и выводы из них делаются тоже подсознательно.

Однако как сознательные существа мы можем и должны приобрести способность оценивать большинство жестов окружающих, прежде, чем на них отвечать. Тогда мы смогли бы не только лучше понимать людей, но сознательно пользоваться своими собственными сигналами тела, вызывая у других желаемую реакцию.

4.3. Популярный психологический тест «Что говорят Вам Мимика и жесты?»

Прочитав текст – попробуйте набрать максимальное количество очков,

обоснуйте свой выбор.

 1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

            а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;

            б) дополнение к речи; 

в) предательское проявление нашего подсознания.

 2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин? а) да; б) нет; в) не знаю.

 3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?

а) радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) вы слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

 4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа)

            а) когда качают головой;

б) когда кивают головой;

в) когда морщат нос;

            г) когда морщат лоб;

д) когда подмигивают;

е) когда улыбаются.

 5. Какая часть тела «выразительнее» всего?

а) ступни; б) ноги; в) руки; г) кисти рук; д) плечи.

 6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению?

(Дайте два ответа) а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос; д) губы; е) уголки рта.

 7. Когда проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что вы в себе обращаете внимание в первую очередь? 

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

 8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

            а) ему есть что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

 9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?

            а) на глаза; б) на рот; в) на руки; г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак...

            а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

а) да; б) нет; в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что...

            а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

            б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

            в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

            а) словам; б) сигналам; в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим стоит?

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?

            а) я смотрю совершенно спокойно;

            б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;

            в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да; б) нет; в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно...

            а) глазами; б) руками; в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов...

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

            б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены в нас от природы.

19. Если у человека борода, для вас это признак...

            а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

            в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да; б) нет; в) только у пожилых людей.

 

4.4. «Нулевая» позиция слушателя-терапевта (психотерапевта), по Дж. Энрайту

Чем меньше сигналов производит слушатель, тем в большей мере реагирует на них говорящий (пациент).

Эта позиция основана на двух принципах. Согласно первому, говорящий может сам, без входных сигналов извне, вести монолог в наиболее подходящем для него темпе и, преодолевая всевозможные трудности, но будет делать это лучше и с большей энергией в присутствии слушателя. Термин «входные сигналы извне» включает в себя не только слова, но и невербальные средства коммуникации: жесты, выражение лица, мимика, междометия, покашливание и т.д. Такие сигналы (в общем-то, в основном вербальные) отвлекают говорящего от формулировок, которые кажутся ему точными и адекватными, одновременно склоняя его к таким формулировкам, которые по сути являются «смесью» его истинных интенций того, что уже усвоил из предыдущего слушатель. Поскольку очевидно, что чем меньше внешних сигналов принимает говорящий, тем в большей мере он реагирует на каждый из них, представляется весьма важным вообще элиминировать какие бы то ни было входные сигналы извне.

Уже Фрейд, разрабатывая основы психоанализа, нашел решение этой проблемы в выходе терапевта из непосредственного поля зрения пациента. Это находится в согласии с первым принципом, но присутствие слушателя становится для говорящего скорее теоретическим фактом, а не чувственным опытом. Тем самым утрачивается благотворное влияние присутствия слушателя. Поэтому в рассматриваемой позиции терапевт продолжает находится перед говорящим, но его задача – сохранить в течение всего контакта неизменно спокойное, бесстрастное выражение лица и нейтральную экспрессию позы.

Говорящий затрачивает в такой ситуации много сил на слежение за выражением лица терапевта, ожидая, а иногда и домысливая в воображении его реакцию. В конце концов эта практика оправдывает себя: говорящий имеет возможность определить, в каких сферах он чувствует себя наименее уверенным и ожидает психологической поддержки партнера или оценки. Видимое присутствие слушателя, даже если он никак не реагирует, является для говорящего сильным мотивирующим фактором. Это и является основным компонентом нулевой позиции.

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ – Слушатель сидит напротив говорящего в экспрессивно нейтральной, свободной позе, в готовности к контакту. Не следует опускать голову, сплетать пальцы рук, закладывать ногу за ногу и т.п. Задача слушателя – в максимальной мере сосредоточиться на слушании, ничем не выдавая своей реакции и отношения к услышанному. На первых порах рекомендуется выдерживать эту позу в течение десяти минут. При дальнейших тренировках становится возможным удлинение сеанса.

КОММЕНТАРИЙ – Слушатель, избавленный от необходимости проявлять отношение к монологу говорящего, получает возможность лучше слушать. Обсуждаемая позиция, хотя и самая простая, может оказаться наиболее важной из всех рассматриваемых ниже, как в плане психотерапии, так и обучения психотерапевтической коммуникации. Слушатели, прошедшие тренировку в этой позиции, отмечают, что, особенно, поначалу им чрезвычайно мешают сложившиеся стереотипы, требующие «поддерживать» собеседника, дать совет, «быть любезным» и т.п. Для некоторых «внутренний шум», связанный с желанием реагировать на слова говорящего, так силен, что они просто не в состоянии внимательно слушать собеседника. «Шум» этот, однако, постепенно стихает и многие начинают замечать, что им удается слушать и понимать говорящего гораздо лучше в этих условиях, когда они избавлены от необходимости внешне оформлять свои реакции и комментировать услышанное.

Девиз такого образа действий – «Не научишься ничего делать хорошо до тех пор, пока не научишься хорошо ничего не делать». Если ты «должен» что-то сказать, у тебя нет возможности свободно и точно определить, что именно ты хочешь сказать. Если же ты не чувствуешь обязанности что-либо говорить, то у тебя есть время и свобода, необходимые для точной формулировки того, что ты хочешь сказать.

Обычным в самоотчетах студентов, проходивших тренировки в нулевой позиции, является наблюдение, что пациент сам приходит к формулировке или точке зрения через 1-2 минуты после того, как слушатель воздержался от высказываний подобных мыслей. Многие студенты начинали относиться к пациентам с большим уважением и откровенностью после приобретения такого опыта.

Сколь же часто отмечается, что интервенция слушателя нечувствительным образом уводит говорящего от его собственной версии проблемы в сторону концепции, в основном отражающей мнение слушателя-терапевта

Материалы для проведения практического занятия по теме

4.5. Невербальные признаки внимательного слушания (по Мадлин Беркли-Ален «Забытое искусство слушать».Питер, 1999)

Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте себя в роли говорящего.

Поставьте букву

П («положительный») для тех поведенческих аспектов, которые вы – говорящий – используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и

Н («негативный») – для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают слушателю вас слушать. Постарайтесь аргументировать свою точку зрения. Какие еще признаки Вы можете сформулировать?

 

( ) 01. Приподнятые брови

( ) 19. Замкнутость в себе.

( ) 02. Улыбка.

( ) 20. Польщенный вид.

( ) 03. Кивок головой.

( ) 21. Сердитый вид (нахмуренные брови).

( ) 04. При сидении на стуле корпус слегка

          наклонен вперед.

( ) 22. Обращение к слушателю.

 

( ) 05. Молчание.

( ) 23. Тяжело плюхнуться на стул.

( ) 06. Морщить лоб.

( ) 24. Скрещенные на груди руки.

( ) 07. Взгляд мимо слушателя.

( ) 25. Покачивание головой.

( ) 08. «Бегающий» взгляд.

( ) 26. Прищуривание глаз.

( ) 09. Свободная, расслабленная поза.

( ) 27. Вытягивание шеи вперед.

( ) 10. Прикосновение.

( ) 28. Взгляд «сквозь» слушателя.

( ) 11. Предупредительность, внимательность.

( ) 29. Критическое выражение лица.

( ) 12. Руки на затылке.

( ) 30. Взгляд, направленный прямо на слушателя.

( ) 13. Неподвижность.

( ) 31. Постукивание пальцами.

( ) 14. Беспрестанное хождение.

( ) 32. Пожатие плечами.

( ) 15. Наклон головы.

( ) 33. Надувание щек.

( ) 16. Зрительный контакт.

( ) 34. Оттянутые вниз уголки рта.

( ) 17. Вздохи.

( ) 35. Покачивание ногой, поза «нога на ногу».

( ) 18. Прищур глаз.

( ) 36. Дрожащие пальцы.

 

4.6. Психотехнические игры (цит. по «Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии» / под ред. В.В. Меркушева.М., 1992)

Психотехническая игра «Взгляд»

Один из членов группы выходит из аудитории, остальные выбирают, кто будет устанавливать с ним контакт с помощью взгляда. Цель первого участника в определении человека, готового к контакту, и установок других членов группы. Поочередно участвуют 7-10 членов группы.

При обсуждении игры анализируются:

1) что помогало и мешало установить контакт;

2) на что в первую очередь ориентировались при анализе установок члены группы;

3) что чувствовали участник и другие члены группы во время выполнения упражнений.

Психотехническая игра «Улыбка»

Один из членов группы выходит из аудитории. Группа задумывает ему несложное задание. Когда участник вновь приглашается в аудиторию, группа помогает ему, используя улыбку. Чем ближе действия «водящего» к задуманному, тем шире должны быть улыбки членов группы, подкрепляющие правильные действия.

При групповом обсуждении анализируется:

1) что помогало и мешало выполнению задачи;

2) какую можно предложить оптимальную стратегию;

3) что чувствовали участники группы в ходе совместной работы;

4) расширились ли представления членов группы о возможностях невербальных средств коммуникации.

 

 4.7. Акцентуации личности и особенности поведения (общегрупповая дискуссия)

Задание – определите, какому типу соответствуют основные типы акцентуаций (А.П. Егидес, 1991): сензитив, психастеноид, шизоид, истероид, гипертим, паранойальный, эпилептоид, гипотим

Тип-1. Тип-1 таков, что и внешне сразу обращает на себя внимание. Это может происходить по разным причинам. У Тип-1 может быть какая-то необыкновенная прическа, или сверхмодная одежда, или слишком яркий шарф (или дорогая деталь одежды). Может быть он слишком громко, нарочно громко говорит, или, войдя куда-нибудь, опоздав, производит столько шума, что на него нельзя не обратить внимания (но не по неловкости, как шизоид, а демонстративно). Одет он всегда сверхмодно, может быть и со вкусом, но главное – во все престижное, во все фирменное, с несрезанными ярлыками.

Тип-2. Тип-2, который постоянно живет во внутреннем мире, конечно же, не обращает внимания ни на свою, ни на чужую внешность. Он может быть одет не аккуратно, немодно, несоответственно случаю, но все это не специально, а лишь постольку, поскольку он одевает то, что оказалось под рукой, что не нужно было долго искать, не глядя, чистое оно или грязное, целое или рваное. Однако он может оказаться и хорошо одетым, если одежду ему утром приготовит жена или мать, или кто-то из друзей-истероидов отдаст свое, уже ненужное, не сверхмодное, но вполне хорошее. В таком случае он не отказывается, оденет и хорошее, потому что его неаккуратный вид – не из принципа, а просто из-за полного безразличия ко всему внешнему.

Как и гипертимы, Тип-2 могут много двигаться, когда о чем-то говорят или размышляют. Однако, в отличие от гипертимов, движутся они неловко, задевают предметы, на все натыкаются, и вообще не пластичны, с плохо развитой моторной сферой. В то же время Тип-2 могут и надолго застывать, о чем-то задумавшись, причем часто в самых неестественных позах.

Лицо Тип-2 чаще всего неподвижное, без мимики, всегда сохраняет одно и то же унылое, грустное, опущенное выражение, которое похоже на маску и выглядит очень неестественно. Вообще шизоид производит часто неестественное впечатление. Даже если на его лице появляется улыбка, то и она выглядит неестественно-приклеенной.

Речь Тип-2 скандированная, рваная, плохо модулированная, с задержками, паузами. Такие личностные типы очень долго подыскивают нужную фразу, заполняют промежутки словами-паразитами или просто очень подолгу молчат. Все это затрудняет восприятие содержания их речи, хотя обычно оно и интересно, и важно, и полно умных размышлений и выводов. Несоответствие высоких качеств Тип-2 как мыслителя его низким ораторским способностям происходит от того, что ему трудно придать общепринятые внешние формы его глубоким внутренним размышлениям.

Тип-3. Обычно это человек нормального: среднего телосложения. Он всегда аккуратно, даже подчеркнуто аккуратно одет, опрятен, на одежде обычно нет ни пятнышка, ни торчащей ниточки, ни даже чуть-чуть расшатавшейся пуговички. Одеты они не сверхмодно, но и не вызывающе старомодно. Обычно классический стиль или мода 5 +/- 2-летней давности. В связи со своей высокой энергичностью говорят Тип-3 всегда четко и громко. Речь их хорошо организована и понятна. Это хорошие лекторы.

Тип-4. Обычно это человек среднего или крепкого телосложения, активный, энергичный. У него громкий голос и быстрый темп речи. Он много движется. За модой такие люди обычно не следят, если только быть модно одетым не нужно для осуществления их основной цели. Если же это необходимо, то они в состоянии очень внимательно следить за модой и прекрасно одеваться. В основном же Тип-4 одеваются так, чтобы это было удобно для дела, для работы, ориентируясь на целесообразность, а не на внешнее впечатление.

Тип-5. Описывая внешность Тип-5, люди часто употребляют такие характеристики, как «милый» или «очень миленький». Добродушие и внимательность на лице при очень симпатичном его выражении. Одет Тип-6 чаще всего не модно, не очень расположен следить за своей внешностью.

Тип-6. Это очень активный, подвижный человек, крепкого телосложения, часто склонный к полноте. Он никогда не может усидеть на месте, все время меняет позу, пересаживается, перебегает с места на место, когда говорит, все время ходит, передвигается по комнате или аудитории, но, в отличие от шизоида, пластичен, координирован, на задевает предметы, не натыкается на них. Так же и когда он один, о чем-то думает, он ходит по комнате и размышляет вслух.

Темп речи у него очень высокий, он спешит, захлебывается, сбивается, не успевает за своими собственными мыслями, перескакивает с одной мысли на другую, за его рассуждениями часто трудно уследить. При этом артикуляция у него хорошая, но в спешке может проглатывать окончания слов и фраз.

Одет Тип-6 может быть по-разному, но чаще всего неоднородно, неодностильно. За модой он специально не следит, но может оказаться очень модно одетым, однако это не будет продумано, как у истероида, а какая-нибудь немодная или неаккуратная, или неподходящая деталь выдает его гипер-тимность. Кроме того, как бы он ни был одет, во всем его облике чувствуется некоторая небрежность – может быть расстегнутый ворот или слабо завязанный галстук, или что-нибудь подобное.

Тип-7. Тип-7 внешне похожи на психастеноидов. Это тоже очень тихие, худые, незаметные люди. Однако они могут быть менее аккуратными, а на лице их часто выражение недовольства, расстройства, а не спокойствия.

Тип-8. Это худой, астенического сложения, тихий, незаметный человек. Одет он всегда аккуратно, чисто. За модой следит в меру. С одной стороны, ему не свойственна экстравагантность, не свойственно выделяться, чтобы не обращать на себя внимание окружающих (он всегда очень страдает, если на нем концентрируется внимание). С другой стороны, и не слишком немодно, чтобы не задевать вкусы окружающих и опять-таки не обращать на себя внимание.

Как и шизоид, он не пластичен, у него некоординированные движения, он несколько неуклюж, может задевать предметы и натыкаться на них. Но, во-первых, ему не свойственно много двигаться и поэтому он реже попадает впросак, а во-вторых, если шизоид не замечаем своих оплошностей, то Тип-8 очень стыдится их и переживает из-за каждой разбитой чашки или созданного им беспорядка, а поэтому старается двигаться еще меньше. Темп речи Тип-8 очень медленный, растянутый. Говорит он всегда тихо, совершенно не умеет выступать перед аудиторией, даже если это всего несколько человек.

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player