РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

СОДЕРЖАНИЕ

© Социальная психология личности. Практикум. – Тема 6 (15). Общение врача: установление контакта и доверительных отношений   

 

// Социальная психология личности: Учебное пособие. – Ярославль, 2006, С. 70-81

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия), Серова Ирина Анатольевна (Пермская государстственная медицинская академия) – доктор философских наук, профессор кафедры философии и биоэтики; Приленский Борис Юрьевич (Тюменская государственная медицинская академия) – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики;

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 (10). Социальная психология в работе врача.

Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение

Тема 3 (12). Реакция личности на болезнь.

Тема 4 (13). Психология невербального общения, невербальное общение в работе врача.

Тема 5 (14). Общение врача: умение слушать

Тема 6 (15).  Общение врача: установления контакта и доверительных отношений

Тема 7 (16). Ролевое поведение врача.

Тема 8 (17).  Конфликтное общение.

Приложение: Ключи к психологическим тестам по темам 10-17 и литература для углубленного изучения тем

 

 

Тема 6 (15). Общение врача:

установление контакта и доверительных отношений

Материалы для самостоятельной подготовки

6.1. Психологические приемы (техники) присоединения (Э. Цветкову)

6.2. Стадии установления доверительного общения по Л.Б. Филонову

6.3. Тренинг общения по Дж. Энрайту (позиции слушателя-психотерапевта – «Вовлеченность»)

6.4. Патология контакта

Материалы для проведения практического занятия по теме

6.5. Психотехнический тренинг «Интуиция»

6.6. Психотехническая игра «Эхо»

6.7. Психотехническая игра «Тайна»

           

Актуальность темы определяется тем, что лечащий врач является участником множества контактов (зачастую работая при дефиците времени); не знание психологических закономерностей установления контакта может осложнить выполнение профессиональных обязанностей, и, наоборот, грамотное поведение может стать профилактикой для неверных толкований намерений врача и ошибок при встрече с незнакомым человеком.

Важность достижения контакта определяется тем, что профессиональное общение врача часто касается тем, которые традиционно считаются интимными. Умение врача установить глубокие отношения – залог профессиональной успешности деятельности.

Афоризмы и мысли

«Лечить нужно не болезнь, а больного»

Гиппократ

«Известный сирийский врач и писатель Абу-Аль-Фарадж, живший в XIII веке, писал, что в древности врач, обращаясь к больному, говорил: нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один – вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна – мы ее одолеем».

(по Н. Эльштейну)

«Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия больные; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача, если последний единственный в данной местности, к которому нет доверия».

Г.А. Захарьин

 «Мы любим людей не за добро, которое они сделали нам, а за то добро, которое мы сделали им».                                                                                                      

 Лев Толстой

«Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, какими они хотели бы быть, и вы поможете им стать такими».

Гете

«Долгом своим почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело ... Сим искусством печального утешишь, бессердечного умягчишь, нетерпеливого успокоишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается больным та твердость, которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например нервические, покоряет воле больного».

М.Я. Мудров

«Одна из прекраснейших свойств нашей жизни – то, что невозможно искренне помогать другому, не помогая при этом самому себе».

Чарльз Дадли Уорнер

Цели изучения темы:

студент должен иметь представление

* о психологических (психотехнических) предпосылках быстрого и успешного установления контакта;

* о специфике доверительных отношений как формы контакта;

студент должен знать:

* многосторонность правильной процедуры установления контакта;

* признаки установившегося, полноценного контакта;

студент должен уметь:

* использовать информацию, полученную в ходе занятий, при построении контакта с пациентом, а также при анализе профессионально неудачных контактов как в собственной работе, так и при обучении персонала ЛПУ;

* анализировать признаки имеющейся стадии установления контакта и уметь продвигаться дальше, используя приемы психологического воздействия, соответствующие стадии;

Материалы для самостоятельной подготовки

6.1. Контакт как условие лечебного воздействия

Умение воздействовать на собеседника занимает одно из центральных мест в системе коммуникативных умений врача. Он должен владеть разными способами психологического воздействия и прежде всего такими, как внушение, разъяснение, убеждение. Плохо, когда у врача обнаруживается чрезмерное пристрастие лишь к одному из них. Чтобы успешно воздействовать на больного, нужны многие умения: разбираться в объекте воздействия, точно и убедительно выражать свои мысли и чувства, быстро оценивать результат общения, контролировать свое поведение и т.д.

В отличие от убеждения, основанного на логике и аргументации, внушение рассчитано на некритическое принятие информации: установки, мысли, отношения внушаются «в готовом виде», а их осмысление может происходить уже после акта внушения. В предыдущем разделе говорилось о внушаемости как свойстве личности. Ее оценка (как и сведения о критичности, догматичности или гибкости мышления больного) помогает врачу выбирать оптимальный способ воздействия на пациента. Эффект внушения выше, когда врач авторитетен для больного, проявляет доброжелательность и сам убежден в целесообразности выполняемого действия.

Есть немало рекомендаций и относительно использования метода убеждения. Советую так формулировать вопросы, чтобы они побуждали к ответам «да» (особенно в начале беседы): «Вы хотите как можно быстрее вернуться домой и начать работать?», «Вы согласны, что чем более точный диагноз будет поставлен, тем успешнее пойдет лечение?» и т.д. Доказательства должны учитывать личность собеседника и направляться на его основные мотивы и цели. Полезно проверить поняты ли ваши доводы. Даже абсурдные возражения собеседника не следует опровергать в резкой форме: «Как Вы можете утверждать то, что совсем не знаете?», «Вы совершенно неправы, и я сейчас это вам докажу» и т.д. Перед беседой целесообразно продумать не только свои аргументы, но и возможные контраргументы собеседника.

Конкретные способы убеждения могут быть самыми разными. Например, больной, несмотря на хорошие отношения с врачом, «плохо лечился и отказывался от эффективного в его случае оперативного вмешательства, говоря: «А кто его знает, что там у меня? Пока хожу – и ладно». Присутствовавший на приеме психолог выяснил, что больной совершенно не представляет сути своего заболевания. Когда врач подробно, сопроводив рисунком объяснил пациенту сущность его болезни и предстоящей терапии, отношение к ним изменилось. Уходя, больной попросил отдать ему рисунок и сообщить адрес больницы, куда можно обратиться по поводу необходимого обследования и операции.

Нередко врач упускает из виду, что и сам он может быть подвержен психологическому воздействию со стороны пациента. Так, малоэмоциональный пациент склонен вызывать у врача эмоционально-нейтральное отношение, зависимый – отношение опеки и руководства, агрессивный – раздражение. Кроме того, если у врача недостаточно развит самоконтроль, существует опасность психического заражения эмоциональным состоянием пациента.

Полезно выполнять упражнения на убеждения и внушения и в житейских ситуациях (конечно, не выходя за рамки этики), анализируя результаты каждой такой попытки, свое поведение. Можно рекомендовать и мысленное проигрывание решения придуманных задач на психологическое воздействие. Например, попытайтесь представить чем должны различаться способы воздействия на разных вам людей (или на литературных персонажей) при одинаковых целях воздействия. Постарайтесь понять, что позволяет некоторым вашим коллегам успешно решать подобные коммуникативные задачи. (по Л.М. Бедрину, Л.П.Урванцеву) 

 

Табл. 6.1. Этапы установления и углубления контакта по Э. Цветкову

 

I

УСИЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА

 

 

II

ПОЗЫ, ЖЕСТЫ

 

 

III

РЕЧЬ

 

 

IV

ОСНОВНАЯ И ВЕДУЩАЯ  РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

 

 

V

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ   КЛЮЧИ ДОСТУПА

 

 

VI

ДЫХАНИЕ

 

 

VII

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

6.2. Стадии установления доверительных отношений (по Филонову Л.Б.)

«Принципиальными для развития доверия являются следующие положения, которые должны быть учтены инициатором контакта: 1) доверительное общение не навязывается; основное внимание уделяется тому, чтобы вызвать в собеседнике собственное желание общаться с психологом (врачом, педагогом и т.п.); 2) процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы, задержка которых, также как и попытка проскочить тот или иной этап, могут свести на нет все усилия врача (психолога, педагога ...); Процесс контактирования носит поступательный характер, возможности перехода к последующим стадиям взаимодействия определяются рядом специфических признаков; 3) фиксация признаков и показателей в развитии контакта дает инициатору основание для использования иных способов и приемов воздействия, отличных от применявшихся ранее.

Итак, метод контактного взаимодействия предусматривает последовательный переход от изначального «незнания» (предупрежденности) партнеров по взаимодействию к взаимопониманию; переход от неопределенности, тревожности и повышенного самоконтроля к уверенности в партнере, спокойствию и спонтанности высказываний...

Первая стадия общения – накопление согласия. Учитывая, что собеседник имеет определенные ожидания относительного того, как будет действовать инициатор контакта, он соответствующим образом подготавливается к общению с ним, «выстраивает» барьеры возможным воздействиям, повышает контроль за своими высказываниями. Настороженность, боязнь раскрыть свои слабые места, подвергнуться осуждению или оказаться в зависимости от вышестоящих препятствуют установлению контакта. Вместе с тем, собеседник обычно испытывает непроизвольный интерес к тому, чего от него хотят. Поэтому инициатор должен нейтрализовать негативные установи собеседника (пациента) и постараться усилить действия побуждений, способствующих общению и сближению.

Наиболее целесообразно начинать общение с обсуждения нейтральной и достаточно актуальной темы – той, о которой все говорят (о погоде, спортивных состязаниях, новых фильмах ... Беседа должна протекать легко, свободно, без напряжения. При постановке вопросов не следует настаивать на ответах, нецелесообразно задавать вопросы, на которые собеседник даст отрицательный ответ. Если собеседник отмалчивается, то инициатор контакта «считывает» (по мимике и жестам) его вероятные ответы, угадывая его мысли, психические состояния. ...

Вторая стадия общения – поиск совпадающих интересов. Для установления психологического контакта недостаточно одного лишь признания возможности «нормально говорить». Необходимо найти точки соприкосновения интересов инициатора контакта и собеседника, способные стать материалом для дальнейшего сближения. К этому материалу предъявляются требования, которые должны обеспечить дальнейшее сближение партнеров, сделать их общение неофициальным, лишенным статусных различий.

В ходе беседы желательно накапливать все то, что указывает на сходство позиций и снижает значение имеющихся различий в статусе, возрасте, образовании и т.п.

Третья стадия общения предполагает взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. После достижения первичного согласия общение приобретает положительную эмоциональную окраску. Дальнейшее развитие общения требует поиска более прочной и широкой основы для углубления отношений, которые, возможны в том случае, когда партнеры готовы принять друг друга. На данной стадии инициатор общения и собеседник выдвигают на первый план те свои качества, и свойства, которые благоприятно скажутся на дальнейшем развитии отношений, – это прямота, честность, откровенность, деловитость, надежность и т.п. Те качества, которые возможно человек себе как бы «приписывает» должны приниматься инициатором общения безоговорочно, без высказываний сомнений в их существовании. О благополучном развитии отношений можно судить по появлению высказываний личного характера: «Я считаю ...», «Я люблю ...», «Обычно я ...» Лучше, если происходит процесс солидарного обсуждения и инициатор общения соглашается или заявляет о своих положительных качествах, подчеркивая этим сходство взглядов, оценок, личностных качеств. В результате общения на данной стадии контактирования собеседник должен прийти к выводу, что у него и у визави имеются не только общие интересы, но и общие взгляды, сходство характеров.

Четвертая стадия общения – это выявление качеств, опасных для взаимодействия. Дальнейшее развитие контактных взаимоотношений предполагает взаимное ознакомление с особенностями личности, опасными для общения. Настороженность, боязнь открыться, выставить их напоказ могут затормозить или вовсе прервать развитие отношений, поэтому инициатор должен организовать общение так, чтобы собеседник на добровольной основе раскрыл негативные стороны своей личности. Следует иметь в виду, что о структуре личности собеседника можно судить по тому, в каком порядке он раскрывает свои качества и принципы поведения: в первую очередь демонстрируются главные достоинства человека, а недостатки маскируются; они раскрываются в последнюю очередь и в обратном порядке – сначала менее существенные (чтобы не отпугнуть партнера), а затем и более опасные. В связи с этим тактика инициатора контакта строится следующим образом: если в разговоре «всплывают» какие-либо негативные качества, то им особенное внимание не уделяется (эти качества не осуждаются и не обсуждаются). В ответ на доверие со стороны собеседника инициатору также следует раскрыть некоторые свои слабости и недостатки, используя это как средство, вызывающее ответное доверие. Общение не должно носить характера «выведывания», на вопросы следует давать прямые, ясные ответы (не уходить от них).

Пятая стадия общения – способы индивидуального воздействия и взаимной адаптации партнеров. Обоюдное желание продолжать общение выдвигает на первый план поиск общей цели взаимодействия людей, которые достаточно хорошо узнали друг друга и готовы взаимно приспосабливаться друг к другу. Успешность этой цели предопределяется тем, что партнеры могут опереться на известные положительные качества, обойти, компенсировать или устранить отрицательные. Инициатор контакта получает возможность влиять на собеседника, вызывая у него готовность к перестройке, способствующей оптимизации взаимодействия. О готовности собеседника отказаться от некоторых , ранее отстаиваемых принципов можно судить по тому, что он все чаще начинает высказывать мнения, суждения, ранее высказывавшимися инициатором контакта, а теперь «присвоенные» им. Кроме того, собеседник начинает признавать свои ошибки, говорит о том, что раньше был не прав.

Необходимо учитывать, ряд особенностей собеседника с трудом могут поддаваться коррекции, другие же он не считает возможным «переделывать», подстраивать под ожидания партнера. На данной стадии можно уже открыто говорить о том, какие цели ставит перед собой инициатор общения двух людей.

Шестая стадия общениясогласованное взаимодействие. Взаимное приспособление людей устраняет последние препятствия на пути эффективного взаимодействия – ими созданы. Психологические условия, позволяющие теперь ставить конкретные цели, и все это расценивается ими как результат обоюдных усилий, как общее достояние. Чтобы правильно распорядиться им необходимо распределить роли и согласовать правила взаимодействия. Теперь инициатор контакта не маскирует различие между собой и собеседником, как это было на предыдущих этапах общения, а, наоборот, подчеркивает эти различия, обосновывая почему он берет на себя роль лидера, а собеседник (пациент, клиент ...) должен признать свою подчиненную роль. Следует отметить, что теперь у собеседника не возникает стремления отстоять свою независимость – он знает, что ему нечего бояться специалиста».

 

Табл.6.2. Стадии углубления контакта по Л.Б. Филонову (1989)                   

Функции стадий

общения

Изменения психического состояния

Способы управления

психическим состоянием

Навыки, необходимые

инициатору контакта

1. У людей складывают-ся представления о же-лательности и возмож-ности общаться друг с другом; создаются пред-посылки для взаимопо-нимания; устраняются психические барьеры

Исходное состояние: неопределенность, напряжение, сверхконтроль. Конечное состояние: снятие напряжения, ощущение безопасности, создание первичной зоны согласия.

 Подчеркивание согласия, избегание расхождений и споров.

 

 

 

 

 

 Умение поддерживать непринужденную беседу на нейтральную тему.

2. Общение по поводу общих интересов, создание фонда общих представлений, вызов положительных эмоций.

Исходное состояние: готов-ность беседовать на Инте-ресную тему без лишнего напряжения. Конечное сос-тояние: готовность продол-жать общение по другим темам.

Поиск и обсуждение темы, имеющей обоюдный интерес; акцент на равенстве позиций, расширение зоны общих интересов и согласия.

 Знание интересов собеседника, накопление запаса тем, представляющих ценность для общения.

 3. Устанавливаются значимые качества, предлагаемые для взаимного принятия партнерами

Исходное состояние: готовность перейти от обсуждения интересов к общению по поводу качеств личности. Конечное состояние: демонстрация достоинств.

 Демонстрация готов-ности принять предлага-емые качества, избега-ние доминирования, проявление откровенности и умения хранить чужие тайны.

 Умение «расшифровать» намерение партнера, направлять развитие общения.

4. Выявление реальных, в том числе и отрицательных, качеств партнеров.

Исходное состояние: жела-ние продолжать общение и опасение разрушить его. Конечное состояние: приня-тие негативных качеств, желание устранить их.

Обмен и авансирование доверием. Обсуждение факторов, могущих препятствовать дальнейшему взаимодействию.

 Умение вести дискуссию, корректировать поведение, преодолевать негативные качества.

5. Взаимная адаптация, изменение собственных качеств в соответствии с запросами партнера

Исходное состояние: обнаружение качеств, потенциально опасных для общения. Конечное состояние: компенсация препятствий, культивирование полезных качеств.

Взаимная откровен-ность, выработка удовлетворяющего обоих стиля взаимодействия, построение перспективных планов сотрудничества.

 Умение прогнозировать и управлять поведением партнера, подстраиваться под него.

6. Организация системы отношений, совместной деятельности, полное взаимопонимание и доверие.

Исходное состояние: не определенность системы отношений. Конечное состояние: распределение ролей и согласованность действий.

 Выработка общих целей и средств деятельности; выработка совместных решений и совместное их осуществление.

 Умение распределять роли с учетом способностей собеседника и его личностных качеств.

           

6.5. Тренинг общения по Дж. Энрайту (позиции слушателя – психотерапевта – «вовлеченность»)

ПРИНЦИПЫ – Слушатель может заметить в собственном теле определенные признаки вовлечения в ткань беседы, которые являются верным отражением степени телесного вовлечения говорящего в свои высказывания.

Человек говорит о себе гораздо продуктивнее, когда он глубоко проникся своим высказыванием и в генерировании этого высказывания участвует как бы тело во всем богатстве его проявлений, выходящих за пределы того, что традиционно считается коммуникативными средствами. Противоположностью этому будет чисто вербальная продукция, протекающая без участия тела или при его незначительном участии. В чем большей мере говорящий будет вовлечен «душой и телом» в содержание своей речи, тем более будет освобождена его энергия, его опыт и тем быстрее он будет продвигаться сквозь материю своих высказываний в сторону конструктивного решения.

После весьма непродолжительной тренировки слушатель-терапевт может обнаружить у себя собственные телесные реакции, которые соответствуют степени вовлечения говорящего в свои высказывания. Когда слушатель сообщает об этом пациенту, его склонность оставаться при вовлеченном (ангажированном) стиле высказываний возрастает.

СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ – Слушатель принимает свободную открытую позу, подобную позе, используемой в нулевой позиции, и следит в течение речи говорящего, прежде всего, за собственными внутренними переживаниями, обращая особое внимание на ощущения нарастания и ослабления телесного резонанса с говорящим. Ощущение нарастания телесного резонанса – в моем случае и у большинства участников тренинга – принимает форму определенных телесных ощущений. Обычно эти ощущения сопровождают важные блоки вербальной продукции У разных слушателей телесные ощущения резонанса локализуются в разных частях тела, но, как правило, у каждого лица локализация этих ощущений остается постоянной. Когда я ощущаю телесный резонанс, я сообщаю об этом пациенту, говоря что-нибудь вроде: «До меня дошли ваши слова» или «В том, что вы сейчас сказали, я почувствовал напряжение».

Девизом для действий в этой позиции можно считать слова: «Оставь разум и обратись к своим чувствам».

Ослабление телесного резонанса открывается не столько в виде телесных реакций, сколько в форме диффузного ощущения, что что-то закончилось, прервалось, которое не локализуется к какой-либо части тела, либо в виде внезапной деконцентрации внимания или «волны скуки». Когда я испытываю что-либо в этом роде, я сообщаю об этом говорящему: «В том, что вы сказали, я почувствовал меньшую интенсивность переживаний» или «Это не дошло до меня». ...

КОММЕНТАРИЙ ... – Полезно умение распознавать моменты, когда говорящий лишает энергии свою вербальную продукцию.

На противоположном – от интенсивности – полюсе, я научился различать признаки утомления и блуждания мысли, как реакцию на ослабление интенсивности уже в тот момент, когда оно начинается, а также связывать спад интенсивности с конкретными словами или фразами, которые говорящий произнес с меньшей эмоционально-энергетической вовлеченностью. Такое умение точно улавливать момент, в который говорящий лишает свою вербальную продукцию энергии весьма полезно в терапии, в частности, позволяя быстро и точно локализовать темы, которые представляются пациенту нежелательными либо связанны с теми или иными проблемами. Прежде, ощущая скуку в разговоре, укрыть этот факт или «что-нибудь сделать». Теперь я принимаю это как ценную информацию.

- При использовании данной позиции важно различать три пары аспектов: одна касается говорящего, две другие – слушателя. Часто бывает, что его высказывание не «дошло» до терапевта, и, узнав об этом, он полагает, что должен выразиться ясней в интеллектуальном смысле, хотя речь идет совсем не об этом. В действительности же не стремление к безупречной интеллектуальной ясности высказывания может препятствовать спонтанному достижению органичной интегральности, необходимой для интенсивной коммуникации. Оттого необходимо четко отличать интеллектуальную отчетливость и непротиворечивость формулировок от их эмоционально-энергетической вовлеченности.

- Слушатель должен отличать свои реакции на содержание высказываний говорящего от своего органического резонанса с реакциями пациента.

Второе различие важно для слушателей-терапевтов, особенно, на начальных этапах их деятельности. В это время они часто путают поверхностное волнение говорящего с глубоким органическим вовлечением в речь, которое составляет суть рассматриваемой позиции. Уже само понимание существования такого различия позволяет начать воспринимать его.

Гораздо более трудным для различения является третья оппозиция: реакция слушателя на содержание высказывания говорящего – внутренний резонанс слушателя с состоянием говорящего в момент, когда он доносит до него это содержание. Различение этих двух явлений представляет значительные трудности, труднопреодолимые даже при длительной практике.

 

6.4. Отсутствие контакта в практике врача (цит. по Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. – М.,  1996)

«В основе наших действий лежат все процессы, которые служат для осмысления внешнего мира, а также чувства или эмоции, при помощи которых индивид реагирует на воздействия внешнего мира и которые мотивируют индивида к совершению определенных действий.

Отдельно следует рассмотреть следующие действия:

В случае амбитенденции мы одновременно испытываем возникающие параллельно, но действующие в противоположных направлениях импульсы воли, которые делают невозможным принятие какого-либо решения.

Автоматизмы – это все те действия, которые совершаются без подключения воли.

Командная автоматика – это рефлекторное выполнение приказаний.

При эхолалии или эхопраксии воспроизводится все услышанное или увиденное. Совершающий действия подобен зеркальному отражению.

Кривляние представляет собой бессмысленные движения и клоунские ужимки.

Гримасничанье – это беспричинное искажение выражения лица и демонстрирование гримас, т.е. бессмысленные мимические движения.

Логоклонией обозначают многократное повторение начальных слогов слов.

Логория представляет собой порывание к быстрой, безостановочной речи, когда при этом неясен какой-либо смысл или какая-нибудь взаимосвязь.

Манерничанье – это особые привычки в поведении, свидетельствующие о желании попозировать (покрасоваться).

Негативизм приводит к поведению, имеющему противоположное значение. В ответ на приглашение что-либо сделать автоматически делается обратное этому или вообще ничего. Если тому, кто страдает негативизмом, протянуть руку, то он отведет свою в сторону.

Неологизмы – это словесные преобразования (слова, придуманные тем или иным человеком). Если из таких неологизмов складываются целые предложения, то тогда их обозначают как искусственную, собственную или частную речь.

Пуэрилизм – это утрированное подражание детской манере говорить и себя вести.

Стереотипичностью обозначают частное повторение одно и того же бессмысленного движения или положения. Часто оно представляет собой рудимент прежде вполне разумного способа выражения. Речевые стереотипы обозначают как вербигерация. Мы можем различать стереотипичность действий и движений.

Тик представляет собою повторяющееся в одной и той же форме быстрое и непроизвольное подергивание какого-либо мускула, при котором нередко наблюдается и выразительный смысл.

Вынужденным действием считается такое, которое осознается как бессмысленное и воспринимается как доставляющее мучения, но которое, тем не менее, не могут в себе подавить».

Материалы для проведения практического занятия по теме

6.5. Психотехнический тренинг «Интуиция» (Цит. по «Сборник психокоррекционных техник», Ярославль, 1994)

Главное действующее лицо – доброволец, который, не говоря ничего вслух (на бумажке), дает ответы на  ряд вопросов разностороннего характера, которые вслух зачитывает ведущий.

Участники группы также на бумажке (в тетрадях) записывают предполагаемые ответы на эти же вопросы, КОТОРЫЕ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ДАЕТ ДОБРОВОЛЕЦ.

В конце сопоставляются ответы добровольца и членов группы – побеждает тот, кто в наибольшей степени угадал ответы добровольца.

Приблизительные варианты вопросов.

  1. Я предпочитаю пиво / вино

  2. Черный кофе на ночь вредит мне / не вредит

  3. В моей семье доминирующую роль играла мать / отец

  4. Я склонен к радикализму / консерватизму

  5. Если люди наблюдают за мной во время работы, то это мне мешает / не мешает

  6. Я люблю приключенческие истории, полные ужасов и признаков / не люблю

  7. Я отношусь скорее к тому типу людей, у которых преобладает разум / чувства

  8. Я охотнее смотрю драмы / комедии

  9. В школе я любил занятия языками / математику

10. Неприличный анекдот в обществе шокирует меня / не шокирует

11. Вкусное я съедаю сразу / откладываю напоследок

12. Мне больше нравится работать с мужчинами / с женщинами

13. Я считаю, что в природе человека заложено сотрудничество с другими / соперничество

14. Я танцую / не танцую

15. Я допускаю возможность какого-нибудь сверхъестественного явления / исключаю такую возможность.

16. Я считаю, что в мире существует какой-то высший порядок / все является результатом стихийного развития.

17. Мне больше понравилось бы выращивать цветы / разводить животных

18. Я больше боюсь неудач, критики / змей крыс, микробов

19. Я предпочел бы отдыхать у моря / совершить поход в горах

20. Решения я принимаю быстро / принимаю после долгих раздумий

6.6. Психотехническая игра «Эхо» (цит. по «Методические указания к практическим занятиям  по общей и медицинской психологии ...»)

В естественной коммуникации некоторым из нас трудно бывает выслушать  другого, не прерывая дать ему договорить до конца и точно воспринимать значение его слов.

Это упражнение можно проделать в ходе групповой дискуссии, когда участники сидят, образуя замкнутый круг, и говорят, например, о проблемах межличностной коммуникации или,  еще лучше, рассматривают более важную в эмоциональном плане тему: свои взаимоотношения.

Инструкция проста. Каждый выступающий должен следить за поддержанием полного единства коммуникации с человеком,  говорившим перед ним. Он должен повторить сущность его сообщения, чтобы показать, что услышал и понял его, после чего первый участник разговора подтверждает, что был понят правильно, а, возможно, отмечает те мо­менты, которые не были уловлены в достаточной мере. Лишь после этого новый выступа­ющий может начать свое сообщение.

Упражнение «Эхо» можно проделывать также в парах, но для целей обучения больше подходит группа с заранее установленной темой беседы. Можно начать прямо с того, что ведущий излагает инструкцию, а затем начинается дискуссия на тему «Поиск темы».

Примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

а) выступающий излагает свои мысли сбивчиво, так что слушающему трудно быва­ет уловить основное содержание его высказывания;

б) выступающий выражается неточно и туманно, в результате чего слушающий, повторяя его сообщение, вносит собственные толкования или же опускает некоторые части сообщения;

в) выступающий стремится сказать слишком много сразу, не учитывая возможнос­тей приема его сообщения слушающим;

г) слушающий не концентрируется на том, что говорит выступающий, а заранее подготавливает собственное сообщение;

д) слушающий слишком сосредоточивается на деталях и точности формулировок;

е) слушающий догадывается, что еще мог бы сказать говорящий, раскрывает смысл его высказываний и воспроизводит то, чего в сообщении говорящего не было.

 

6.7. Психотехническая игра «Тайна» (см. там же)

Группа собирается в заранее запланированный байдарочный поход. Накануне отъезда один из членов группы отказывается ехать. Причину отказа он называть не хочет (либо называет формально). Задача группы выяснить подлинную причину отказа.

Установка для нежелающего открыть «тайну» – подлинную причину можно назвать только в том случае, если в ходе группового взаимодействия будет создана такая атмосфера, что захочется сказать (трудно будет не сказать).

При количестве студентов в группе более 10 необходимо разбить группу на активно действующих и наблюдателей (экспертов). Для эффективного включения наблюдателей в работу каждый из них должен получить персональное задание, за каким аспектом взаимодействия он будет наблюдать.

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player