|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ |
Мышление
(начало)
«Мышление и ощущение. Мышление представляет высшую форму отражения мира.
Различные идеалистические школы в философии и психологии отрицают зависимость мышления от ощущения и восприятия. В некоторых капиталистических странах, особенно в ФРГ, развиваются идеи так называемой парапсихологии, т.е. антинаучной психологии внечувственного познания, передачи мыслей от человека к человеку без участия органов чувств. Ложными являются, как попытки оторвать познание от чувственной его стороны, так и попытки свести познание к этой его стороне. В познании человека ощущение и восприятие едины с мышлением. Мышление – обобщенное познание действительности, в котором важнейшее значение имеет слово, речь.
Если обратиться к практике врача, то нельзя не отметить, что врач, например, воспринимает при помощи зрительного анализатора изменения склеры у больного, при помощи тактильного анализатора – увеличенную селезенку; в микроскопе он может увидеть плазмодий малярии. Но только в мысли врач может обобщить эти и другие симптомы и поставить диагноз малярии. Мало того, само восприятие, отмечающее увеличение селезенки и наличие плазмодия в крови больного, явилось результатом анализа и синтеза, мысли – гипотезы врача, основанной на анамнестических данных о том, что здесь возможна малярия, мысли, обобщающей опыт медицины и опыт врача, его теоретические знания, запечатленные как в речи, так и в образных представлениях.
Аналогично тому, что было сказано о роли зрения и осязания для познавательной деятельности врача, можно сказать о значении для врача слуха (аускультация), обоняния (запах
ацетона, гнили и пр.), вкуса (особенно в санитарно-гигиенической работе).
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности с ее связями и отношениями, с ее закономерностями. Мышление познает не только форму, но и содержание, значение и смысл воспринимаемого, не только внешние особенности, но и внутренние, скрытые для непосредственного познания, для ощущения и чувственного представления, особенности предметов и явлений. Мышление способно познавать также предметы и явления, никогда еще не бывшие объектом ощущения и восприятия человека.
В. И. Ленин
писал: «Представление ближе к
реальности, чем мышление? И да и нет. Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения
с быстротой
Именно поэтому человек может познавать не только настоящее, но и будущее и прошедшее, строить гипотезы и обеспечивать их проверку. Ощущения, восприятия, представления, мысли составляют неразрывные звенья познавательного процесса, единую систему, в которой исходным является чувственное познание. Ощущая, воспринимая, представляя нечто, человек мыслит. Мышление направляет ощущение, создает для него условия, расширяет его возможности, преобразует его, открывает для познания новые возможности.
В.И. Ленин писал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В. И. Ленин. Там же, стр. 152-153.).
В другом месте В.И. Ленин писал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит – если оно правильное (...) – от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 29, 1963, стр. 152.).
Мышление может приводить и к неполному или ошибочному отражению действительности. Но практика, практическая деятельность людей – надежное средство проверки правильности отражения мира. Конечно, должно учитывать, что практика исторически развивается. Врачебная практика, врачебный опыт, в частности, также накапливается, развивается и оценивается в соответствии с историческими условиями. В мышлении некоторых больных, особенно страдающих шизофренией, отмечаются в резко выраженной патологической форме абстракции, уводящие от реальности.
И.П. Павлов подошел к физиологическому объяснению мышления в высказываниях о второй сигнальной системе в ее связи с первой.
Возникновение и развитие мышления. Процессы восприятия и ощущения, являясь функцией мозга в целом, все же всегда обнаруживают решающую зависимость от того или иного анализатора с его центральной частью в головном мозгу. Процесс мышления несравненно меньше зависит от отдельных участков мозга.
Идеалисты развивали и развивают идеи о мышлении, не зависящем от мозга. Известный французский философ-идеалист Bergson утверждал, что мозг является не органом мышления, а лишь своего рода инструментом, посредством которого мышление влияет на действия.
Как в истории человечества, так и в процессе развития психики ребенка, мышление формируется в действиях, оперирующих предметами и имеющих своими конечными результатами также материальные предметы. Процессы чувственного отражения неразрывно связаны у человека с абстрактным мышлением и вместе с ним развиваются.
С развитием форм труда, психики и речи постепенно развивается мышление, участвующее в процессе речевого общения, а дальше развиваются мыслительные в узком смысле процессы, осуществляющиеся в мыслительных внутренних актах, оперирующих внутренней речью, понятиями и представлениями, имеющие перед собой задачу, которую следует решить.
Развитие мозга у человека создает предпосылки развития у индивидуума мышления со всеми его особенностями, присущими определенной исторической эпохе и соответствующими индивидуальными условиями развития в определенной социальной среде.
Мышление – продукт общественного развития, но индивидуальное развитие мышления, его особенности вместе с тем зависят и от особенностей организма, состояния головного мозга и его функциональных возможностей.
Язык – средство выражения мысли и форма существования мысли. Среди предпосылок и условий развития мышления велико значение уровня развития речи. Приобретая опыт и обучаясь в своем общественном бытии, в процессе трудовой деятельности, в школе, здоровый человек беспрерывно развивает свое мышление и повышает его уровень. На более же высоком уровне мышления и сознания человек иначе распоряжается накопленным опытом, перестраивает образовавшиеся в прежнем опыте представления и понятия, по-новому накапливает дальнейший опыт и по-новому мыслит.
Болезненные нарушения психики не просто уменьшают количество понятий, представлений и ассоциаций, а качественно изменяют характер временных связей и соотношение между ними, меняют мышление в целом, меняют мыслящую личность.
Мышление под влиянием болезни может приобрести черты, в какой-то мере делающие его внешне сходным (но далеко не тождественным) с мышлением детей или даже людей, живших в ранние исторические эпохи. Это приводит некоторых зарубежных авторов (Storch и др.) к ошибочному отождествлению патологического мышления с детским или даже архаическим, т. е. мышлением людей древней эпохи. Само понятие архаического мышления в этих работах весьма далеко от научного. Например, один из сторонников такой концепции известный французский психиатр Еу писал о мышлении больного шизофренией, что «дискордантность (так французские авторы обычно определяют основные черты мышления больных шизофренией – разорванность и пр.) это возврат к архаической психике». И бред при шизофрении отождествляется авторами этого направления с мышлением человека на ранней стадии исторического развития. Непонятно, как могло бы человечество при наличии у него бредового мышления выжить и постепенно овладеть природой, построить человеческое общество.
Изменения мышления больного это не возврат к прошлому. Болезнь вносит в мышление качественные изменения, отличающие его от мышления при здоровом мозге, на любой стадии развития отдельного человека и человечества. Ряд особенностей мышления больного определяются преморбидным уровнем развития его мышления.
На разных этапах индивидуального развития мышления в нем сочетаются продуктивные и репродуктивные процессы. В зависимости от того, например, насколько усвоил человек все арифметические правила сложения, насколько он запомнил, какие суммы получаются при сложении чисел, соответствующий мыслительный процесс становится почти целиком репродуктивным или включает в небольшой мере и продуктивные элементы.
В связи с развитием кибернетики получило большое распространение понятие эвристического (близкого к понятию творческого) мышления, еще недостаточно научно раскрытое.
В процессе развития мышления у ребенка в неразрывной связи с практическими действиями (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) осуществляются и впервые абстракции и обобщения. Эти обобщения лишь в дальнейшем превращаются в подлинные понятия, с выделением в обобщаемых предметах не случайных для них внешних признаков, а существенных признаков, на основе которых происходит обобщение. Такого рода обобщения начинают возникать у здоровых, нормально развивающихся детей уже в дошкольном возрасте.
Мышление ребенка на ранних этапах его развития не может строиться, как планомерный, логически, последовательно развивающийся процесс. Оно в раннем возрасте особенно тесно связано с восприятием (наглядно-чувственное мышление). Лишь в возрасте 6-7 лет дети становятся способными планировать в речи свои несложные действия. Дошкольник в основном мыслит, действуя. Весьма постепенно развивается у детей вместе с развитием у них речи способность правильного суждения, пользование абстракциями. Серьезный перелом в мышлении ребенка происходит с поступлением в школу. В школе ребенок становится перед новыми для него задачами и в связи с этим у него возникают новые формы мыслительной деятельности, целенаправленной и активной, контролируемой им по ее результатам. Значительно меняется и совершенствуется мышление в подростковом возрасте.
Нарушение правильного развития мышления, отставание от сверстников, неспособность или снижение способности к развитию мышления в соответствии с постепенно возрастающими требованиями школы (и до школы) и развивающимися формами жизни вне школы заставляют врача и педагога предполагать наличие патологии интеллектуального развития ребенка.
Патология развития мышления может наблюдаться при различных формах олигофрении, при различных более поздно возникших заболеваниях.
Значительная и мало преодолимая форма неприспособленности к требованиям нормальной школы приводит в ряде случаев к необходимости помещения детей в специальные школы или в более легких случаях к оказанию серьезной помощи ребенку дома при отставании его в нормальной школе. В решении этих вопросов должен принимать ответственное участие врач.
Наряду с олигофренией и другими органически обусловленными нарушениями интеллектуального развития, клиника выделяет у детей так называемые задержки развития. Для них характерны черты инфантилизма, в норме присущие детям значительно более раннего возраста. При задержке развития мышление не достигает уровня развития детей того же возраста, и эти дети отличаются чертами, не столько патологического мышления, как это бывает у олигофренов и других больных детей, сколько чертами, близкими к чертам мышления здоровых детей более раннего возраста.
Патологические формы мышления. Среди них следует различать олигофрении, деменции, бредовое мышление, астеническое мышление и пр. Об олигофрении говорилось выше.
Деменция в отличие от олигофрении определяется, как слабоумие, вызванное влиянием патогенных факторов, воздействовавших на организм в более поздних периодах жизни. В основе различных видов деменции лежат деструктивные процессы в головном мозгу.
Не останавливаясь на всех видах деменции, отметим особо «постинсультную» деменцию, при которой отмечаются проявления очаговой патологии (Е.С. Авербух, Б.А. Лебедев) и деменции старческого возраста с выраженной амнезией. При некоторых деменциях возможно более или менее значительное восстановление мыслительной деятельности. Деменция обнаруживается, как правило, в снижении трудоспособности, в снижении всех жизненных и творческих возможностей человека. Отчетливо выступает при деменции нарушение понимания, счета, понятий.
Деменция всегда есть и общее снижение личности. Ряд исследователей показали, что глубина деменции определяется не только размерами и локализацией поражения, но и другими, не всегда ясными моментами. Очевидно, здесь могут играть роль соматические факторы (сосудистые нарушения в мозгу, эндокринные расстройства), преморбидные свойства личности, тип нервной системы и условия среды.
Мышление и индивидуально-психологические особенности. Все нормально мыслящие люди в основном одинаково мыслят в соответствии с законами логики и одинаково используют соответствующие уровню образования определенные приемы решения задач. Вместе с тем логические процессы мышления протекают не изолированно от других сторон психики, от восприятия, воли, эмоций, памяти и пр. Мышление здоровых и больных людей не отделимо от психики в целом, отличается индивидуальными и глубоко личностными особенностями.
Одни люди особенно склонны к абстракциям, другие не обнаруживают такой склонности. Одни склонны все продумывать про себя до того, как приступить к действию или к высказыванию своей мысли; другие больше думают, действуя или высказываясь. Одни умеют длительно сосредоточивать мысли на одном вопросе, другие не способны к такому длительному концентрированию мыслительного процесса. От особенностей личности зависят в большей мере и предметы и явления, на которых сосредоточивается больше всего мышление человека. Способность к вдохновению как способность достичь особой интенсивности мыслей и чувств есть также свойство личности.
В патологии черты целостности личности в ряде случаев резче всего выступают в мышлении. Так, например, оторванное от реальности мышление больных шизофренией в высокой мере соответствует их личности (аутизм). Личность аутичного больного характеризуется своеобразной отчужденностью от среды, замкнутостью, недоступностью для общения с другими. Эти черты и выражены в мышлении больных шизофренией.
Интуиция. В мышлении ту или иную роль может играть интуиция. Например, опытный врач в ряде случаев приходит к правильному заключению о диагнозе, как будто внезапно, путем «озарения». Такой мыслительный процесс и принято называть интуицией. В самом деле, здесь имеет место уплотненный во времени акт решения, в котором осталось неосознанным или не полностью осознанным использование накопленного ранее опыта. Интуиция может быть весьма полезной, если она опирается на подлинно большой опыт, и когда за ней следует глубокая проверка. Переоценка интуиции, как своеобразной формы мышления, может во врачебной работе, как и во многих других видах деятельности, профессиональной и иной, привести к серьезным и весьма опасным ошибкам.
Глубоко ошибочны взгляды на интуицию, как на особую, едва ли не мистическую способность и форму познания, оторванную от практики, не совместимую с логикой. Интуиция как способность познавать истину, принимать решения, по сути, представляет итог мыслительного процесса, наиболее четко осознаваемого лишь в заключительной его фазе – в момент решения. Любопытно замечание творца теории относительности А. Эйнштейна, содержащееся в его автобиографических записях, в которых он писал, что открытие не является делом логического мышления, даже если конечный продукт связан с логической формой.
Известны случаи, когда ученые приходили как бы к внезапным решениям сложных теоретических вопросов, сознательно ими ранее перед собою поставленных, до того ими тщательно и осознанно продуманных. Внезапное же решение здесь как бы наступило, когда сознание ученого не было занято этой проблемой, поисками соответствующего решения.
Вероятно, своеобразным патологическим извращением интуиции можно считать возникновение бредовой идеи.
Мышление и сознание. Мышление в основном сознательная психическая деятельность. Но вряд ли можно полностью оторвать от процессов мышления психическую деятельность в сновидении и в состоянии лишь частичного бодрствования – в дремотном состоянии. При некоторых заболеваниях мозга (артериосклероз и др.), при старческих изменениях психики эти формы психической деятельности бывают больше и иначе представлены. Сошлемся на один случай продуктивного мышления во сне. Биографы отмечают, что Декарт пришел на известном этапе своей работы над основными законами аналитической геометрии к существенным выводам во время сна (через сновидения).
В ряде случаев на общем фоне сниженного развития мышления (например, у олигофренов) выступает отдельная высоко развитая способность, причем связанные с этой способностью мыслительные процессы могут также быть мало осознанными.
Сошлемся на подобное, весьма своеобразное мышление у одного больного мальчика-подростка. Он страдает с раннего детства шизофренией, в стадии резко выраженного интеллектуального дефекта (больной наблюдался в клинике, руководимой Т.П. Симсон, при ее участии и при участии В.П. Кудрявцевой, А.Н. Чеховой и др. Аналогичное наблюдение было описано Р.А. Харитоновым в клинике; руководимой проф. Г.Б. Абрамовичем -Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). В связи с этим мальчик не был в состоянии учиться в нормальной и даже в специальной школе для умственно отсталых детей. У него была выражена, вместе с тем, способность быстро называть (с редкими ошибками) день недели по названной ему любой дате. Объяснить, как он выполняет эту, очевидно, в основном, счетную операцию, как он приходит к решению такой задачи, он не мог. Он не мог даже полностью понять соответствующие вопросы врачей. Мальчик сознавал и понимал вопрос о дне недели, на который приходилось одно или другое число определенного месяца и года, но не был способен осознать соответствующим образом процесс решения.
В ряде случаев больные на определенной стадии наркотизации, когда можно думать о полном у них выключении сознания, все же оказываются способными услышать и понять то, что говорят врачи, и сохранить это в памяти. Такие же факты были отмечены при наблюдении некоторых больных, находящихся в состоянии затемненного сознания. Возникающие в подобного рода состояниях мыслительные процессы могут оказаться деструктированными и приводить больного к неправильным выводам и тягостным переживаниям.
Один врач, перенесший хирургическую операцию под общим наркозом, в начале выхода из наркотического состояния обнаружил сильное беспокойство. Позднее выяснилось, что до какого-то периода он ощущал нарастающее влияние наркотических средств. Затем он стал чувствовать, что это влияние ослабевает, что сознание его становится все более ясным. Он решил, что при даче наркоза допущена какая-то ошибка. У него возник страх, что начнут оперировать, а он будет чувствовать боль. Он стал пытаться сигнализировать врачу о своем состоянии. Ему это, как он вспоминает, долго не удавалось и это его мучило. Наконец ему удалось сказать вслух о своих опасениях. Велико было его удивление, когда ему тут же медицинская сестра ответила, что операция закончена, что он уже лежит в палате.
Уровень сохранности сознания перед операцией, до полной наркотизации, сомкнулся с тем же уровнем сохранности сознания при выходе из наркоза. Период времени между этими двумя моментами выпал полностью из сознания больного. Это и привело к тяжелым, неправильно отражающим действительность мыслям и переживаниям больного.
Таким образом, в определенных фазах наркоза наркотизируемый способен мыслить и мыслить неправильно, в частности, в связи с нарушением восприятия. Неправильные мысли и переживания могут принести больному существенный вред. Вероятно, операции должны предшествовать врачебные разъяснения больному о том, что он может почувствовать во время наркотизации. Вопросы психологии наркоза должны получить серьезное освещение в дальнейших специальных исследованиях. Следует учитывать и возможность кратковременных постнаркотических изменений психики.
Отчуждение мысли. Здоровый взрослый человек отличает собственную мысль от мысли чужой, услышанной или прочитанной. Он отличает мысль, случайно возникшую, по содержанию чуждую личности, от мысли своей, в полном смысле слова близкой личности, ее интересам, целям и задачам. Нарушение этой стороны осознания мысли выступает у ряда больных в самых различных формах. Например, у больных шизофренией нередко отмечается отношение к своим мыслям, как к чужим, навязанным им. Им кажется в таких случаях, что их кто-то заставляет думать так, а не иначе. Этого рода патологические автоматизмы тесно связаны с нарушением отношения личности больного к окружающему и являются одним из выражений аутизма.
Патологические автоматизмы проявляются и в двигательной, сенсорной, речевой областях. Изучению патологических автоматизмов уделяли внимание многие психиатры и неврологи, особенно среди них известны В.X. Кандинский и Clerambrault. Патологические автоматизмы различаются по тем изменениям сознания, с которыми они связаны в единую систему. У здорового человека автоматизмы служат решению стоящих перед ним задач и своевременно затормаживаются сознательной регуляцией. Патологические автоматизмы, не регулируемые или запоздало и замедленно регулируемые, могут существенно нарушать осмысленное действие.
Направленность мышления. О направленности мышления можно говорить в двух планах, тесно между собой связанных.
Можно говорить о направленности мышления, как об устойчивой характеристике его, определяемой особенностями личности, ее интересами и потребностями. У человека могут быть наиболее устойчивым предметом его мыслей узкие личные интересы или общественные интересы. Один человек может думать больше всего о собственном благополучии, лишь узко о своей профессии. У другого мысли в основном могут быть направлены на проблемы большого общественного значения, на вопросы искусства, науки, на большие проблемы практики и т. п. Человек может быть склонным или не склонным к мечтам, более или менее связанным с реальностью. Направленность мышления может делать человека иногда чрезмерно односторонним. Недостаточность же такой направленности ведет к разбросанности. У детей очень важно воспитывать достаточную направленность, систематичность мышления, не допуская в то же время чрезмерной односторонности.
С другой стороны можно говорить о направленности отдельного мыслительного процесса, о движении его в направлении, определенном поставленной задачей. Особенно, конечно, у больных мышление может отвлекаться, уходя в направлении более или менее случайно возникших ассоциаций или в сторону более привычных или важных для человека объектов, не относящихся к поставленной задаче.
У одних больных отмечается возникшая под влиянием болезни повышенная неустойчивость мыслительного процесса. Это относится, например, к больным в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. Для других, наоборот, характерно «застревание» на отдельных мыслях, что определяется патологической инертностью нервных процессов (при эпилепсии, у некоторых больных с атеросклерозом сосудов головного мозга и др.).
У некоторых больных возникают так называемые сверхценные идеи, которые становятся необоснованно ведущими в их мышлении, подчиняющими себе другие мысли, представления. Некоторые авторы (Kretschmer и др.) не отличают сверхценных идей как одного из выражений болезни от увлеченности здорового человека той или иной задачей, проблемой, близкой его личности. Следует считать, что сверхценные идеи присущи только больным, что они в своей основе имеют нарушение личности, психологическую перестройку интересов, влечений, потребностей, мышления, сознания. Важнейшую роль в происхождении и закреплении таких идей играют эмоциональные переживания. В качестве примера такой патологической перестройки мышления можно назвать развивающийся преимущественно у юных девушек на почве невроза или шизофрении синдром психической анорексии (потери аппетита психического происхождения). При этом больной (больная) находится под постоянным влиянием идеи избегать полноты и ограничивать себя в пище. Часто эта идея возникает будто бы из чисто эстетических устремлений, а фактически можно думать, всегда связана с системой сложных переживаний (трудные семейные взаимоотношения и т. п.), среди которых эстетический момент является далеко не самым важным. Постепенно эта система идей и переживаний подчиняет себе мысли и чувства больных, приобретает огромную аффективную силу. Идея отказа от еды доводит больных до крайнего физического истощения, что становится иногда опасным для жизни.
Мы неоднократно наблюдали больных с таким синдромом, у которых можно было при тщательном исследовании обнаружить большое значение в происхождении болезни протеста против чрезмерной заботы и опеки родителей, особенно матерей. Протест мог проявляться в виде соответствующего отношения к матери. Но связь между болезнью и этим отношением больными не сознавалась, пока врач не помогал больным ее осознать.
В форме бредового, патологически извращенного, расходящегося с действительностью мышления развиваются мысли при паранойе. При наличии бредовой идеи (бред изобретательства, бред преследования) у больных нередко остается относительно сохранным мышление в областях, не относящихся к их бредовой идее, не находящихся под влиянием единой доминирующей у больного эмоции.
В клинике отмечается также особенно выраженное снижение способности последовательно осуществлять решение поставленной задачи. Многие больные шизофренией легко «соскальзывают» (уклоняются) под влиянием побочных ассоциаций от выполнения поставленной задачи. Это, можно думать, «бывает связано с тем, что словесные связи, ассоциации у них не подчиняются единой установке, единому смыслу. На этой основе возникают явления, нами названные патологическим полисемантизмом (М.С. Лебединский). О сходных явлениях раньше писали П.Б. Ганнушкин, Ф.В. Бассин, Cameron и др. Больной шизофренией объясняет, что такое «светлая голова». Он говорит: «Этот человек культурно развит, старый человек, седая голова». Здесь разные смыслы и значения недостаточно отбираются и сосуществуют, приводя нередко мыслительный процесс к грубым извращениям. Эта особенность мышления тесно связана с его «разорванностью» при шизофрении.
Резкое и своеобразное снижение направленности мышления и его активности бывает при поражении лобных долей.
Мышление и эмоции. Эмоции могут стимулировать мыслительный процесс; могут и тормозить, задерживать его, а также и существенно изменять в некоторых случаях содержательную его сторону и продукт мыслительного процесса.
Глубокая заинтересованность, связанная с положительной эмоцией, повышает активность мысли, устойчивость мыслительного процесса, сосредоточенность на стоящей задаче.
Нередко ученики, у которых можно в обычных школьных занятиях отметить своеобразную «лень мысли», отсутствие готовности настойчиво думать во время урока или при приготовлении заданий на дому, бывают способны зажигаться каким-либо новым делом, выявлять неожиданно для педагогов и родителей способность и готовность настойчиво искать решения задачи, добиваться достижения цели при занятиях увлекшим их делом. Занятие таким делом может стать, в этого рода случаях, весьма эффективной школой мышления, умственного труда.
Вместе с тем, иногда чрезмерная увлеченность занятием, которое не должно стать главным, а тем более единственным в жизни и деятельности ребенка и взрослого, может тормозить мысль, предметом которой являются другие, более важные для человека вопросы и задачи. Поэтому важно дисциплинировать мышление, используя положительные эмоции, но не давая эмоциям овладеть мышлением в ущерб основным задачам, вопреки воле, желаниям и намерениям человека. Это приходится особенно иметь в виду при воспитании детей невропатов и психопатов.
Сильные эмоции как отрицательные, так и положительные, могут оказать отрицательное влияние на мышление, непосредственно связанное с тем, что эту эмоцию вызвало. Нередко, например, чувство любви мешает любящему объективно оценить поступки, личность любимого. Эмоция может затормозить течение ассоциативного процесса, особенно у страдающих неврозом. Аффективные отрицательные влияния на структуру мышления особенно сказываются у многих больных, в первую очередь, страдающих неврозами и психопатиями. При лечении этих больных врач часто должен считать одной из важнейших своих задач помочь больному освободить мышление от чрезмерного, патологического подчинения эмоциям.
При ряде психических заболеваний, протекающих с нарушениями в аффективной сфере, особенно выражено изменение мышления под влиянием патологически усиленных эмоций – патологических аффектов. Нарушается течение мыслительных процессов при патологически сниженном настроении. Нередко под влиянием тяжелого переживания временные значительные нарушения мышления, сохраняя особенности психогенного расстройства, внешне приближаются к деменции. Такое состояние получило название псевдодеменции. У нас изучением этих состояний много занимаются работающие в области судебной психиатрии (Н. И. Фелинская и др.). Часто псевдодементность возникает на основе менее выраженного органического заболевания головного мозга с некоторым снижением мышления, начальной подлинной дементности.
Приведем отрывок беседы с больной 70 лет, у которой после потери единственного сына спустя несколько дней возникло состояние псевдодеменции. Оно выражалось, в частности, в том, что она видела себя находящейся во Франции, где она много лет прожила в прошлом. Врач ее спрашивает: «Кто я – француз?», она отвечает: «Ну, конечно!». «Мы разговариваем по-французски?». Больная отвечает: «Конечно, на чистом французском языке [беседа ведется на русском языке], я вообще люблю французов». Врач спрашивает далее: «Я говорю теперь по-французски?» Больная говорит: «Да, я совершенно забываю, что говорю с русским [пауза], с французом. Какая у вас литература, французская!»
Эти высказывания больной явно говорят об эмоциогенном характере нарушений. Высказывания ее четки, дифференцированны. Характерна для псевдодеменции оговорка: «Говорю с русским [пауза], с французом». Становится ясно, что больной все же в какой-то мере известно, что разговаривает она не с французом. Тот же механизм находит выражение и в последующих словах больной: «Какая у вас литература, французская!». Больная явно усматривает необходимость подчеркнуть, что, говоря: «Какая у вас литература!», она имеет в виду именно французскую литературу, хотя как будто считает, что говорит с французом. Слова больной окрашены аффективной тенденцией перенести себя подальше от мест, с которыми связана постигшая ее потеря, от времени, к которому эта потеря относится. Невыносимость мучительной ситуации ведет к тому, что больная как бы уходит от дома, от места жительства, от настоящего к прошлому. Можно думать, что патологический очаг возбуждения (здесь через механизм отрицательной индукции) затормаживает всю область, в центре которой он стал в результате психотравмы.
Спустя три недели больная поправилась, обнаруживая теперь лишь незначительное снижение памяти и интеллекта. (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 137-149).
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|