![]() | ||||
«Речь» (окончание) Внутренняя речь.
Внутренней речью называют речь про себя и для себя.
Вместе с тем, специальные исследования (электромиография) показывают (А. Н.
Соколов и др.), что и слова внутренней речи строятся при движениях
периферических органов громкой речи. Все виды сознательной деятельности связаны
с речью, если не громкой, вынесенной, то внутренней. Мышление, память,
восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее
значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регуляции поведения. Значения и смыслы во внутренней речи, как и формальная ее сторона, определяются речевым
опытом человека в общении с другими людьми. Но при этом структура слова и фразы
во внутренней речи отличается от структуры их в громкой речи. В основном это
различие определяется различием задач громкой речи, с одной стороны, и
внутренней речи, с другой. Внутренняя речь не служит общению, она не должна
быть понятна другим людям, она, как правило, по сравнению с
звучной речью является значительно свернутой, сокращенной, она может
использовать чувственные представления. Внутренняя речь у ребенка возникает значительно позднее
громкой речи. У некоторых больных внутренняя речь нарушается больше, чем
громкая речь. Некоторые больные становятся неспособными, например, во
внутренней речи, про себя, посчитать 1-2 десятка предметов, хотя легко
делают это вслух. Многим здоровым людям бывает труднее продумать какой-либо
сложный вопрос про себя, во внутренней речи, чем они
могут это сделать вслух – в беседе с кем-либо. Нередко при недостаточном
развитии внутренней речи, как и при ее нарушениях, при трудности поставленной
задачи, человек прибегает к шепотной речи, заменяющей здесь внутреннюю
речь. Внутренняя речь очень важна для процесса мышления, но было бы неправильно отождествлять,
как это делают некоторые авторы, внутреннюю речь с мышлением. Устная речь подкрепляется самим процессом общения, его
значением для человека, его структурой – в этом ее преимущество перед
внутренней речью. Больному в ряде случаев понять самого себя, разобраться в
трудной ситуации про себя бывает особенно трудно, значительно труднее, чем в
беседе с другим человеком, в частности, и особенно с врачом, которому он
доверяет. Импрессивная речь. Под
импрессивной речью понимают восприятие человеком речи
других людей. Клинические факты убедительно указывают на большое значение в
обеспечении восприятия речи, как это было показано Vernike, левой височной доли у правшей (поле 22). Но это,
конечно, не значит, что восприятие речи целиком обеспечивается только этим
отделом коры. И при поражении лобных долей, и при поражении височной доли
другого полушария, и при ряде повреждений коры и подкорковых областей может
быть в той или иной мере и форме, иначе, чем при «височной», сенсорной афазии,
нарушено восприятие и понимание речи. При всех случаях в восприятии речи
участвуют в какой-то мере у слушателя процессы артикуляции, внутренняя речь,
все анализаторы первой сигнальной системы. Даже не столь значительные нарушения речи нередко причиняют
больному большой вред, тяжело им переживаются, ограничивают его
трудоспособность и все формы общения. Вместе с тем, в очень многих случаях
афазии имеются достаточные возможности серьезной помощи больным. Особенно
большое значение имеет своевременное лечение по поводу нарушений речи у детей
(косноязычие, заикание). Расстройства речи у детей затрудняют их обучение,
делают нередко для них затруднительным пребывание в среде сверстников, накладывают
в ряде случаев патологические черты на развитие личности. Письменная речь. На
определенном уровне исторического развития общества люди для общения между
собой на расстоянии, начинают прибегать к знаковой речи, способной по своей
форме преодолевать трудности общения, связанные с расстоянием. Проходя через
ряд стадий, эта форма общения приобретает современные формы – письма и печати. Письменная речь исторически зарождалась как пиктограмма,
т. е. письмо рисунками. Физиологические, психологические и патологические
особенности письменной речи в известной мере различны
при двух различных формах современной письменной речи. В идеографическом письме знак (иероглиф) обозначает
слово. Причем один и тот же знак, сохраняя единый смысл, может людьми разных
языков и диалектов по-разному (Китай) произноситься. При фонетическом
письме знак (буква) обозначает не слово, а отдельный звук речи, или фонему. При
чтении вслух написанное всегда произносится в основном
одинаково. Говоря о письменной речи, следует иметь в виду две стороны
ее, соответствующие в известной мере экспрессивной и импрессивной
речи: чтение и письмо. Чтение может быть громким (чтение вслух) и беззвучным (про
себя), соответственно более связанным с громкой или с внутренней речью.
Наблюдаются больные, у которых более нарушено чтение вслух, как и больные, у
которых более страдает чтение про себя. Нарушения чтения, вызванные очаговыми заболеваниями
головного мозга (алексии), могут определяться как поражением речевой
зоны коры, так и поражениями ее оптической зоны, затылочной области коры
головного мозга (оптическая алексия). Рядом авторов описаны семейные
случаи алексии, при которых у различных членов семьи оказывается особенно
трудным обучение чтению. Различают также алексии по тому, что больше
затруднено: распознавание букв (литеральная алексия) или чтение слов (вербальная
алексия). Можно упомянуть о таких нарушениях чтения, которые связаны с
гемианопсией или с неспособностью передвигать взор по горизонтали, переводить
его по вертикали, со строки на строку, и т. п. Физиологические и психологические основы процесса чтения до
известной степени меняются с развитием умения читать. В частности, нарастающая
скорость чтения определяется известной сменой характера процесса. Чтение слова
у бегло читающего человека осуществляется без обязательного считывания всех
букв. Улавливание части их, опирающейся на контекст, на
общий смысл читаемого, частично заменяет здесь складывание отдельных букв в
слоги, а слогов в слова. Развитие чтения меняет постепенно соотношение процесса
осознания букв, слогов, слов с пониманием читаемого. На раннем уровне развития
чтения, в начале его, процесс самого распознавания написанного может в той или
иной мере подавлять осмысливание текста. Это, в частности, является нередко
затрудняющим моментом при приучении детей к самостоятельному чтению. В дальнейшем формальная сторона чтения как бы снимается для
сознания. Полиглоты, люди, хорошо владеющие многими языками, прочтя
небольшой текст, поняв его, иногда оказываются потом
не в состоянии определить точно, на каком языке был написан этот текст.
В сознании человека в этих случаях может остаться в основном лишь смысл
прочитанного. В патологии чтения нельзя не видеть зависимость характера
расстройства от уровня развития процесса чтения до болезни. Сложность и многообразие форм нарушения чтения убедительно
показывает, как сложна физиологическая основа чтения. Письмо представляет другую сторону письменной речи. В
основе процесса письма также лежит сложная физиологическая система, частью
общая с той, которая лежит в основе чтения. Следует различать в процессе
письма, с одной стороны, самое отражение громкой или внутренней речи в
письменных знаках, а с другой стороны – особенности речевого процесса,
входящего в процесс письма. Овладение письмом требует запоминания обозначений каждой
буквы, овладения соответствующими двигательными процессами. Для того, чтобы перейти от писания букв к писанию слов, нужно
овладеть процессом расчленения слова на слоги и звуки. Начинающему учиться
писать это нелегко дается, и большей частью на этой стадии обучения письму
ребенку или взрослому приходится нередко помогать себе, громко или шепотом
артикулируя (раздельно произнося слово, слоги, даже отдельные звуки речи). Письмо есть особая форма общения, особая форма речи, при
которой человек должен иметь чаще всего в виду общение с отсутствующим
человеком (людьми). Эти особые условия меняют и характер набора слов
(словесные ассоциации), лишают речь наиболее привычных средств ее подкрепления
– жестами, мимикой. Не имея перед собой собеседника, человек уже лишен
возможности свои слова и мысли соотносить со словами, мыслями, поведением
собеседника или слушателя. Письмо, зато, допускает в большей мере коррекцию и
перестройку. Развитие письменной речи, таким образом, связано с развитием
самого речевого процесса. Письмо требует известной перестройки мыслительного и речевого
процессов. Только на относительно высоком уровне развития письменной речи
человек может строить ее так, что она по форме, по словам мало
отличается от громкой, экспрессивной речи, т. е. может преодолеть трудности,
возникающие перед ним, с переменой условий речевого процесса при переходе на
письменное общение. Различие между громкой и письменной речью в отношении
словаря и грамматики, возможности передачи мыслей и переживаний остаются в той
или иной мере у очень большой части людей на всю жизнь. Эти различия между
звуковой и письменной речью могут быть усилены болезнью. Не только
содержательная сторона письменной речи, но и в какой-то мере почерк и
орфографическая сторона письма связаны с уровнем общего речевого развития. Крупный специалист в области языкознания В.В. Виноградов
пишет: «Существует простая закономерность: владение самим языком, его
богатством облегчает усвоение орфографических норм и грамматических правил». Врачу приходится встречаться с различными формами нарушения
уже развитой письменной речи, как и с задержками в ее развитии. Клиника знает
многообразные аграфии - расстройства письма,
обусловленные очаговыми поражениями в различных отделах головного мозга: в
оптической зоне, в речевой зоне, в двигательной зоне. При некоторых поражениях
мозга в письменной речи, как и в устной, могут проявиться патологические
автоматизмы. Наблюдавшийся нами раненый в правую лобную область в первые месяцы
после ранения писал автоматически одно слово в письме до пяти раз. Другой больной,
с ранением височной и затылочной областей также правого полушария, вплетал в
процессе письма в слова не относящиеся к ним буквы и писал слова, не относящиеся к
контексту письма. Характерно, что такие нарушения мы наблюдали преимущественно
при поражении правого полушария. Больная болезнью Пика свою фамилию «Павлова»
писала так: Аавевав. При оптической аграфии буквы
пишутся иногда зеркально, иногда совершенно деструктированными. Иногда нарушение письма определяется изменениями личности.
Письмо больных шизофренией, как и их устная речь, нередко приобретает черты
«вычурности» – непривычное распределение букв и слов, необоснованные
подчеркивания, росчерки и т. п. (см. рис.).
Формальная сторона письма бывает расстроена и при некоторых
подкорковых нарушениях. Здесь отмечается дрожание, влияющее на почерк, микрография
(вынужденное письмо очень маленькими буквами) и др. Среди нарушений письма назовем еще заболевание, получившее
в клинике название «писчий спазм». При попытке письма в пальцах руки
больного при этой болезни возникают судорожные, спазматические расстройства,
препятствующие акту письма. Наиболее часто эти расстройства наблюдаются у
людей, профессия которых связана с необходимостью много писать. В возникновении
писчего спазма играют важную роль психические причины, хотя здесь, по крайней
мере, в ряде случаев, нельзя бывает исключить и некоторую органическую основу
расстройства. В этом расстройстве можно увидеть сходство с профессиональной
афонией. Люди, привыкшие писать, мало внимания уделяют процессу
самого письма, формальной его стороне, основное внимание
сосредоточивая на содержательной его стороне. Именно при таком, до известной
степени автоматизированном письме, проявляются индивидуальные особенности писания букв в слове
– почерк. При некоторых заболеваниях, особенно связанных с нарушением .двигательной области (но не только), характерным образом
меняется почерк. Простым примером этого является отражение в почерке
дрожания руки. Почерк в некоторой степени зависит от типа личности, от ее
состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об
особенностях личности, о состоянии писавшего (например, состояние
эмоционального возбуждения может проявиться в изменении почерка). Это позволяет
в некоторых случаях пользоваться анализом изменения почерка в
судебно-психиатрической экспертизе. Некоторые авторы предпринимали попытки
характеризовать здоровую личность по особенностям почерка (графология). К этим
попыткам следует относиться крайне осторожно. На образование индивидуального почерка
влияют очень многие факторы и далеко не всегда их можно учесть и правильно
соотнести. Афазии. Афазиями
называют синдромы, при которых основным нарушением являются расстройства речи,
вызванные очаговыми, локальными поражениями отделов головного мозга, имеющих
особо существенное значение для возникновения у человека речи, для развития ее и правильного функционирования. При различных формах афазии имеются общие черты, что и
понятно. Речь – единая функциональная система, все стороны которой взаимозависимы.
Клиника уже давно выделила некоторые группы афазий. Афазии каждой группы или
формы имеют много общих черт, но и существенно отличаются друг от друга. Патологоанатомические исследования отчетливо показали, что
при каждой из основных и наиболее отчетливо выделенных в клинике групп афазий
очаг поражения расположен в достаточно четко определенном участке головного
мозга. Эти клинико-анатомические исследования в высокой мере убедительно
показали, что различные области коры головного мозга наиболее тесно связаны с
различными сторонами речевого процесса. Эти исследования афазии оказали огромное влияние не только
на изучение клиники расстройств речи, но и на психологическое и
физиологическое изучение речи и на изучение многих общих вопросов соотношения функции
и структуры в головном мозгу. Совсем кратко остановимся на четырех основных группах
афазии: 1) моторной, 2) сенсорной, 3) амнестической и
4) семантической афазии. При моторной афазии ведущее место занимает
неспособность или заметно сниженная способность произносить слова, выраженное
ограничение экспрессивной речи. В отличие от страдающих
мутизмом, при котором больные не произносят ни слова,
ни звука, не пытаются, как
правило, говорить, страдающие моторной афазией обычно пытаются, стремятся, но не
могут говорить. Французский хирург Brocá показал,
что поражение при этой форме афазии располагается, как правило, в нижнем
отрезке лобной извилины (поле 44) левого полушария (у правшей), В настоящее
время собраны клинические факты, показывающие, что моторная афазия должна быть
еще разбита на подгруппы, и что в связи с этим моторно-афатические
нарушения не обязательно связаны с поражением в центре Brocá (А.Р. Лурия и др.). Исследование больных, страдающих моторной афазией, показывает,
насколько сложно строится у них нарушение речи. Нельзя, например, считать, что
при этой форме не нарушено понимание речи – импрессивная речь. В слушании чужой
речи и в ее понимании играет роль артикуляция, экспрессивная и внутренняя речь
слушателя, также нарушенные при моторной афазии. При психологическом
исследовании больных с моторной афазией особенно отчетливо обнаруживается
характер связи различных сторон речи. Так, больной с моторной формой афазии, даже при значительном
восстановлении экспрессивной речи испытывает затруднение в понимании фразы,
требующем грамматического анализа ее. Например, такой больной может понять
фразу: «Лошадь больше собаки и меньше слона», но не сумеет, большей частью,
понять фразу «Ваня больше Пети и меньше Коли» (А.Р. Лурия).
В понимании первой фразы он может использовать привычные смыслы: он знает, что
слон больше лошади, независимо от того, способен ли он сделать правильный вывод
из грамматического анализа фразы. Этот анализ и при неглубокой афазии бывает труден, а то и невозможен. При такой же форме или
стадии моторной афазии исследование отмечает зависимость характера
экспрессивной речи от характера мыслительного процесса, в который речь
включена. Больной может хорошо ответить на вопрос о том, что он сегодня ел, и
крайне затрудняться в ответе на вопрос, требующий продумывания. И здоровый
человек может с трудом находить нужные слова, если его затрудняет
содержательная сторона речи. Конечно, у здоровых людей затруднения такого
происхождения в речи выражены несравненно меньше, чем у больных. Вместе с тем,
здесь, как и в очень многих других затруднениях в речи и в психических
процессах, можно увидеть известное сходство между патологией и нормой. Выявляется при психологическом исследовании больного с
моторной афазией и роль эмоционального фактора в речи. Эти больные, достигнув
значительной реституции речи, будучи вынужденными
говорить при посторонних людях, могут вновь испытывать такие затруднения в
речи, которые давно у них не отмечались в обычной для них обстановке. Однако бывает и так, что под влиянием радостного известия
или приятной встречи страдающий моторной афазией
скажет несколько больше, лучше, чем это ему доступно в обычной обстановке. Последнего рода факты убедительно показывают, что при
афазии, как и при всяком нарушении, вызванном органическим поражением головного
мозга, характер нарушения зависит не только от характера и места органического
поражения, но и от ряда условий, влияющих на динамику нарушенного процесса.
Здесь сказывается и не всегда учитываемая врачами возможность включения
психогенных моментов в оформление синдрома органического заболевания. Нарушения экспрессивной и внутренней речи при моторных афазиях,
как нами это отмечалось в свое время, не могут не отозваться на письменной
речи, как правило, здесь также нарушенной. При сенсорной афазии главным образом нарушена
импрессивная речь. Как это первым показал Вернике,
сенсорная афазия, как правило, возникает при поражении задней трети верхней
височной извилины (поле 22 по Бродману) левого у
правшей и правого у левшей полушария головного мозга. Эта локализация
поражения при сенсорной афазии уже говорит о тесной связи импрессивной речи со
слуховым анализатором. При височной или сенсорной афазии нарушение дифференцировки
неречевых звуков бывает также нарушенным, но обычно незначительно. Как правило,
отчетливо здесь выступает нарушение дифференцирования фонем, фонетического
анализа, обычно связанное с нарушением смыслового анализа и с нарушением
речевой памяти. Установление этой связи в высокой мере поучительно и полезно
для понимания ряда важных вопросов нормы и патологии речи, связи восприятия
звука и речи и т. п. Не меньшее теоретическое и практическое значение имеет
наличие при сенсорной афазии различных нарушений экспрессивной и письменной
речи. Особенно характерно для больных с сенсорной афазией наличие
в их речи парафазий, вербальных и литеральных. При первых вместо
нужного слова произносится другое, большей частью
близкое по смыслу. При литеральной парафазии заменяется не слово, а отдельная
фонема. Парафазии проникают в речь преимущественно «автоматизированно»
и часто не осознаются больным, как ошибочно произнесенные слова или звуки.
Возникновение парафазии особенно часто выступает в тех случаях, когда речевая
задача, стоящая перед больным, его особенно затрудняет. Приведем два примера вербальной, частично неосознанной
парафазии. Врач говорит больному, что два дня не увидит его в
связи с наступающим праздником. Больной задает вопрос: «А ребенок?». Врач
спрашивает: «Какой ребенок»? Больной говорит: «Интересно, а женщина?»
[показывает на себя, потом поглаживает
себя]. Его спрашивают: «Массажистка?» И он, удовлетворенно кивая, отвечает:
«Да, да». Больной – пожилой человек, называет себя ребенком явно
под влиянием осознания своей беспомощности, потребности в уходе. Слово
«ребенок» здесь выражает в какой-то мере смысл того, что хотел сказать больной,
но отдифференцировать пригодное слово от другого слова,
близкого к смыслу ситуации, он не в состоянии. Другая больная рассматривает изображение кошки и по
нашей просьбе называет части ее тела. Она правильно называет ухо и глаза.
Теперь ей показывают усы кошки. Она говорит: «Забыла, бровка, забыла». Неправильное
называние в известной мере осознается. Можно, вероятно, объяснить и механизм
возникновения парафазии «бровка». Слово «бровь» близко по смыслу к глазу,
который только что назвала больная (персеверация) и вместе с тем как-то близко
к предмету, который надо назвать (бровь и усы – волосистые части тела). Сходные по происхождению оговорки могут изредка встречаться
и в речи здорового человека. Но здесь они очень редки и более четко осознаются
как ошибки. Такие ошибки не называются парафазиями. У некоторых больных с незначительными нарушениями психики
и речи (например, при начальных формах атеросклероза сосудов головного мозга)
могут быть иногда отмечены нарушения речи, как бы промежуточные между
парафазиями и ошибочным использованием слов здоровыми людьми. При сенсорной афазии письменная речь нарушена весьма своеобразно. При чтении больные бывают в ряде случаев
неспособны, даже прочтя слово, отдифференцировать
его от близкого по смыслу. Мы (М.С. Лебединский),
например, предлагали больным с сенсорной афазией прочесть слова, выписанные в
столбик. Среди них были два слова, близкие по смыслу, например, «корова» и
«лошадь». Некоторые из этих больных при просьбе показать, где написано
«лошадь», указывали на слово «корова», и наоборот. Особенно часты такого рода
ошибки при чтении фраз. Больные могут под влиянием первых прочитанных слов по
смысловой связи с ними следующее слово «прочесть» совершенно неправильно.
Грубые нарушения отмечаются у этих больных и в письме. Больная, например,
должна написать свое сокращенное имя «Мотя», а пишет «Мота». Исправить никак не
может. Она не в состоянии отдифференцировать «та» и «тя». При амнестической афазии
основное расстройство состоит в нарушении процесса называния. Такое нарушение
может возникнуть и на определенной стадии моторной и особенно сенсорной
афазии. Своеобразно оно проявляется при афазиях, возникших в результате
поражения теменно-затылочной области ведущего для речи полушария. Изображения
и менее обыденные предметы этими больными называются труднее. Примером подобного нарушения может служить
одна наблюдавшаяся нами больная. Ей показана картинка с изображением сабли.
Больная говорит: «Это военные, не ружье, а как называется, штатским не дают,
конечно, шашка». Нужное слово у этих больных более или менее часто возникает
не непосредственно из связи слова с предметом, а приходит окольно, из
сознаваемого больным контекста речи. У больной возникает близкое к искомому
слово: вместо «сабля» – «ружье». Так бывает нередко при нарушенном процессе
ассоциирования. Здесь он представляется недостаточно дифференцированным. Нечто
аналогичное при продуцировании таких близких к искомому слов часто наблюдается
в случаях амнестической афазии. Однако при этом тенденция заменять называние предмета его
описанием является как бы своеобразным механизмом компенсации сниженной
способности называния. Часто из этой описательной речи возникает и нужное
название. При теменно-затылочном поражении левого (у правшей)
полушария, особенно при наличии одновременно широко разлитого поражения,
возникают и другого рода нарушения речи, которые могут быть отнесены к сложной
и мало еще изученной группе «семантических афазий» (Head,
А.Р. Лурия). Они проявляются как в нарушении
понимания сложных грамматических конструкций, так и при попытках больных самим
построить фразу. Приведем лишь отрывки речи такого рода у больного с
выраженным разлитым поражением мозга. Этот больной хорошо повторяет слова и
короткие фразы. При повторении длинных и сложных фраз – грубые смысловые и
грамматические ошибки. При просьбе рассказать о своей женитьбе он говорит:
«Жена в Харькове, напротив меня. Когда я услыхал эту фамилию, я мог,
по-видимому, исполнять». О своей служебной работе больной говорит: «Я был
бухгалтером, все это, понимаете, затем минеральное удобрение; моя карьера была
путешествовать по удобрениям». Здесь в свободном продуцировании слов больной
не в состоянии последовательно развивать тему, соотносить между собой
правильно отдельные слова фразы, подчинять слова и их соотнесение единому
смыслу. При такого рода
афазиях особенно выражено нарушение внутриречевых
связей. Исследование речи в клинике. Больной может прийти к врачу с жалобами на расстройство
речи. О расстройствах речи у больного могут сообщить его близкие. Врач может в
беседе с больным сам впервые, до того, как это было отмечено больным или его близкими, отметить у него нарушения речи. Во всех этих
случаях для уточнения расстройства необходимо дополнительное специальное
исследование речи врачом, если можно, при участии психолога или логопеда. Бывает и так, что лишь предполагаемый или даже установленный
диагноз наводит врача на мысль о возможности его подкрепления или уточнения
специальным исследованием речи. Во всех этих случаях возможно применение ряда всюду доступных
безаппаратных методик исследования, а также и некоторых
методик, применение которых требует специальной аппаратуры. Некоторые из этих
методик уже упоминались в этой главе. В ряде случаев важно проверить повторение слов, простых и
сложных предложений. Нарушение артикуляции у некоторых больных обнаруживается
особенно отчетливо лишь при повторении особо сложных для артикуляции фраз.
Так, например, бывает при прогрессивном параличе. Психиатры для проверки
процесса артикуляции предлагают больным часто повторять фразы такого типа:
«Сшит колпак не по-колпаковски». Артикуляция здесь
затруднена повторением в разных сочетаниях сходных или идентичных фонем. Следует исследовать называние часто и
редко встречающихся предметов и их изображений, пересказ прочитанного
рассказика или описание какой-либо картины с более или менее сложным сюжетом,
процесс чтения вслух и про себя, списывание с печатного и написанного текстов,
письмо под диктовку, письмо с произвольно выбранной больным темой. При последнем, в частности, может
выступить нарушение речевой инициативы. Для раскрытия фонематической агнозии
предлагается повторить сочетание оппозиционных трудно дифференцируемых фонем: га-ха, ка-та,
та-ка-та, ба-па и пр. (А.Р.
Лурия). В ряде случаев необходимо исследовать внутреннюю речь
больного. Так, мы (М.С. Лебединский) обнаружили у больного моторной афазией
резкое снижение понимания текста, ухудшение решения арифметических задач при
полном выключении громкой речи (зажатый рот). У этого больного внутренняя речь
была мало способна обслуживать мышление. Понимание речи следует проверять, давая простые и сложные
словесные инструкции, которые больным следует выполнять; задавая им более или
менее сложно построенные вопросы, на которые просят ответить; обращаясь с
фразами, близкими и также далекими по отношению к данной ситуации и к теме. Остановимся еще на одном методе исследования процесса
дифференцирования значений и фонем, занимающего весьма видное
место в речи (методика предложена М.С. Лебединским). В начале исследования больному предлагается повторять за исследующим по одному отдельные слова. Если больной в
состоянии выполнить такую инструкцию, переходят к двум следующим сериям
методики. Теперь больному предлагают повторять за исследующим
все слова, кроме слов, обозначающих живое существо. В третьей серии
предлагается повторять все слова, кроме начинающихся с буквы «К». Приведем несколько отрывков из протоколов такого исследования. Больная шизофренией должна повторять все
слова, кроме названий живых существ. В скобках обозначено реактивное время, т.
е. промежуток времени от произнесения слова исследующим до произнесения его
больным (учитывается по секундомеру). Числа слева от слова обозначают
порядковый номер слова в ряду произносившихся слов. 4. Лошадь (2,2 сек).
5. Железо (1,1 сек). 6.
Больница (1,6 сек)... 11. Ягненок (3,1 сек). Из отрывка протокола явно видно, что дифференцирование слов
по значению больная в ряде случаев не осуществляет, хотя не подлежащие
повторению слова повторяются запоздало. Дифференцировочное
торможение оказалось недостаточным. Больной с органическим поражением
головного мозга исследовался по третьей серии (дифференцирование фонем): 8.
Успех (1,4 сек). 9. Голос (1,6 сек), 10. Кружка (не повторяет). 11. Платье (1,4
сек), 16. Хворост (4,0
сек)... 20. Дерево (1,2 сек). 21. Герань
(3,6 сек). В этом протоколе отчетливо выявляется затруднение в дифференцировании
«Г» и «X» от «К». Таких затруднений у здоровых, как
правило, не отмечается. Этот же больной далее повторяет со значительно
удлиненным реактивным временем слово «Буква» (5,0 сек). Весьма нередко больные
с трудом дифференцируют слова, начинающиеся с буквы «К», от слов, содержащих
эту букву посредине. Уже говорилось о пользе исследований при помощи электромиографа. Полезны приборы, позволяющие регистрировать громкость, интонацию и пр. Очень полезен при исследовании речи магнитофон. (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 179-191). | ![]() |
|||
![]() | ||||
![]() | ||||
|