![]() | ||
«Память – свойство психики. Память – одно из важнейших и необходимейших свойств психики. В животном мире по мере развития центральной нервной системы развивается способность образовывать, накоплять и использовать в известной мере опыт. И. П. Павлов, его сотрудники и ученики убедительно показали, что основным механизмом этой способности является условный рефлекс. Система условных рефлексов лежит в основе и человеческой памяти со всеми ее особенностями. Эти особенности возникают на основе высокого уровня развития мозга человека и образования второй сигнальной системы в ее постоянном взаимодействии с первой. Человек в течение всей своей жизни накапливает огромный подлинно человеческий опыт, на который в разной мере и форме опираются все виды его поведения, его деятельности. Даже такие относительно элементарные филогенетически предопределенные формы поведения, как ходьба или еда, формируются у детей под влиянием научения, взаимодействия со средой. Следы прежних действий, восприятий, мыслей, переживаний, чувств входят в многосторонние системы связей. В соответствующих ситуациях эти связи восстанавливаются или, как принято говорить, актуализируются в той или иной форме и влияют на деятельность человека, на его восприятие и мышление, чувства и мотивы действий, на всю личность. С. А. Саркисов в последние годы высказал предположение, что, скорее всего, связаны с запечатлением следов звездчатые клетки коры головного мозга с короткими аксонами; та же мысль высказана И. С. Беритовым в отношении паукообразных клеток. Некоторые авторы чрезмерно расширяют понятие памяти, нередко делая это под прикрытием термина «мнема», что погречески означает ту же память. Kretschmer, присоединяясь к мнениям таких авторов, писал о мнеме, как о способности организма удерживать следы влияния на него прежних раздражителей и использовать их далее в процессе приспособления к окружающей среде. Исходя из такого понимания, Kretschmer рассматривает как мнему даже иммунитет, образовавшийся в организме после перенесенной болезни. Вместе с Bleuler, Kretschmer относит такие следовые свойства организма, близкие по форме, к психическим процессам, к «психоидам». Конечно, в процессе жизни в организмах фиксируются в той или иной форме следы различных на него влияний. Эти особенности организма родственны памяти, психическим процессам, но нет нужды в связи с этим говорить о «психоидах» и смешивать, в частности, свойства памяти человека с непсихическими процессами в его организме. Процессы памяти – психические процессы; память человека – необходимое свойство психики человека. Любая форма психической деятельности человека опирается на память. Память и мозг. Некоторые авторы пытаются оторвать память полностью или частично от мозга, другие – локализовать память в одном каком-либо участке мозга. Эти концепции, конечно, неверны. Физиологическая основа памяти – система условных рефлексов. Память – общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также и подкорковые образования, вся система связей в головном мозгу. Вполне понятно, что память, теснейшим образом связанная с анализаторами и с речью, тесно связана и с соответствующими участками головного мозга. Накапливаются данные, говорящие о вероятной роли в обеспечении памяти и биохимических процессов. Благодаря накопленному клиникой опыту, представляется бесспорным большое значение для памяти височных долей, особенно в «доминирующем» полушарии. Поражение левой височной доли у правшей весьма часто связано с наличием амнестического синдрома, т. е. синдрома, в котором особенно заметную роль играют различные нарушения памяти. Интересны данные Penfield, который во время операции, раздражая височную область, вызывал у больного образы воспоминаний. Классическое описание характерного амнестического синдрома принадлежит С. С. Корсакову (корсаковский психоз). Многие авторы отмечали нарушения памяти при поражениях в области corpora mamillaria. В последние годы ряд авторов (Maier и др.) показали, что у животных поражение в области мозолистого тела снижает способность обучаться в связи с нарушением совместной деятельности полушарий. Вполне вероятна роль и ретикулярной формации в этих нарушениях. Вместе с тем никак нельзя согласиться с мнением Penfield, что координация нервных импульсов, без которой не возможны ни запоминание, ни воспоминание, в основном определяется не в коре головного мозга, а в так называемой им центрэнцефалической системе, которую он локализует в переднем отделе мозгового ствола. Процессы памяти. Специальными процессами памяти человека обычно считают процессы запоминания, воспроизведения, припоминания и узнавания. Память, как общее свойство психики, участвует во всякой форме психической деятельности. И не выступая как особая форма такой деятельности, она проявляется как необходимое ее условие. Человек говорит, употребляя хорошо знакомые ему слова, не думая о том, что эти слова им воспроизводятся из прошлого опыта. Но если человек говорит на мало им усвоенном иностранном языке или припоминает новые для него термины, процесс воспроизведения следов ранее приобретенных слов осознается им именно как воспоминание или припоминание. Так же и больной человек, страдающий расстройством памяти или вызванным локальным поражением головного мозга нарушением речи, может в соответствующих случаях осознать, что он припоминает нужное слово. Процесс воспроизведения при этом деавтоматизируется, и его нарушение для самого больного или только для окружающих становится очевидным. «Автоматизированное» воспроизведение, использование опыта и знаний личности, выступающее внутри других психических процессов, не относится, обычно, к процессам памяти. Заболевшему образованному человеку может оказаться нужным вспомнить, сколько получится при сложении двух однозначных чисел. Теперь лишь процесс этого простейшего арифметического действия «деавтоматизировался» и выступает, как процесс припоминания, т. е. как собственно процесс памяти. Наиболее ранние проявления способности образовывать условные связи отмечаются при нормальном развитии ребенка в возрасте около 15 суток. Постепенно круг условных связей расширяется. В возрасте около 6 месяцев уже возникают условнорефлекторные связи со всех анализаторов. Здоровый ребенок в этом возрасте (и раньше) явно отличает наиболее знакомые предметы и лица и на них избирательно реагирует. Так закладывается основа способности узнавания. Несколько позднее возникают первые проявления, близкие к воспоминанию. Ребенок в возрасте около года может в ответ на слова «где мама?», «идет мама», смотреть по сторонам, улыбаться и т. д. Постепенно соответствующие условные связи укрепляются. Удлиняется скрытый период воспроизведения, т. е. ребенок бывает уже способен к воспроизведению более давно воспринятого. На третьем году жизни ребенок способен воспроизводить (вспоминать) то, с чем он ознакомился и несколько недель тому назад. На четвертом году жизни этот период может уже удлиниться до нескольких месяцев и более. Прочные связи, дающие возможность вспомнить в будущем события детских лет, обычно образуются с 4–5 и позже лет. Нестойкость следов в раннем возрасте, можно думать, связана с особенностями мозга на этом этапе развития и характером усвоения воспринимаемого. Память у детей имеет преимущественно чувственный характер. Преобладающую роль в ней играет первая сигнальная система и эмоциональные моменты. Развитие памяти в высокой мере зависит от условий жизни, от воспитания и обучения. У больных детей специальные педагогические мероприятия могут положительно влиять на развитие у них памяти. Примерно в возрасте 4–5 лет у правильно развивающегося ребенка возникает способность произвольно запоминать. Осмысленное запоминание в основном развивается у детей с развитием речи. При этом нарастает значение опосредованного запоминания, которое опирается на построение смысловых связей. Например, ребенок становится способным запомнить слово, образовав связь его с показанной ему картинкой и т. п. (А. Н. Леонтьев). В школьные годы все больше выявляется развитие способности запоминания абстрактно-словесного материала. При исследовании учащихся 6–7–8-х классов в лаборатории, руководимой А. А. Смирновым, было установлено, что с возрастом общее число абстрактных мыслей, воспроизведенных детьми, заметно нарастает. Меняется при этом и характер запоминания конкретного материала, нарастает количество и качество знаний, развиваются способы активного приобретения новых знаний. С возрастом все больше и больше выявляется логическая переработка запоминаемого материала, его систематизация, его обобщение, установление связей накопляемых с практическим опытом. С переходом к более зрелому возрасту память приобретает все большую направленность, обеспечивающую все более высокие возможности накопления и организации опыта, а также оперирования им. Интерес к материалу, глубокая его переработка, его осмысливание способны полностью компенсировать несовершенство памяти. В связи с этим интересным представляется высказывание А. Эйнштейна в его автобиографии. Он здесь пишет о себе, студенте: «Я был мало приспособлен к заучиванию и обладал плохой памятью». В пожилом возрасте память часто несколько снижается. У здоровых пожилых людей это ослабление, если и возникает, может в значительной мере компенсироваться опытом, целевой направленностью, организацией труда. Запоминание может быть на определенном уровне развития психики специально направленным активным процессом. В этих случаях перед человеком стоит сознательно поставленная задача – нечто запомнить, прочно удержать в памяти. Память всегда в какой-то мере избирательна. Далеко не все воспринимаемое запоминается или одинаково запоминается. Вместе с психическим развитием избирательность становится в большей мере подчиненной воле, становится более сознательной. В психологии вообще и в медицинской психологии, в частности, должны изучаться: 1) процессы, сознательно направленные на лучшее запоминание, и 2) способность удерживать в памяти то, что субъект не ставил своей задачей запомнить. Эти две группы психических процессов между собой связаны. Основной фонд памяти человека состоит из того, что в свое время было отмечено его сознанием. То, что воздействовало на человека, не достигая порога сознания или недостаточно осознаваясь человеком, может также оставить след в психике, который в соответствующих условиях проявляет себя. Наиболее запоминается, как показано рядом исследований, то, что было в опыте связано с достижением поставленной цели. Но и то, что встречалось на пути человека вне целевой деятельности, на что не было направлено его внимание и не было отмечено сознанием, может в той или иной мере сохраниться в памяти, хотя менее четко и менее прочно. Такого рода запоминание может быть отнесено к категории, близкой к так называемому «латентному обучению» животных (Buxton, Stevenson и др.). Опыт, например, позволяет нам правильно соотносить длину руки с расстоянием до предмета, который мы хотим взять, хотя наше сознание могло и никогда не останавливаться на длине руки. Фантом ампутированных, т. е. ложное чувство наличия у человека ампутированной конечности, есть выражение следов в головном мозгу прежних раздражений от этой конечности, которые могли и не достигать порога сознания. Этого рода накопление опыта обычно не относится к основному фонду памяти. Но особенно в медицинской психологии эта область опыта, способность правильно пользоваться ею, является в ряде случаев весьма важным объектом исследования. Представляется весьма существенным, что часто при наличии того или иного мозгового заболевания или остаточных после него явлений, фантом не образуется или крайне нестоек. При снижении уровня мозговой деятельности условные связи, не достигающие сознания, так же нарушаются, как и те, которые лежат в основе подлинной, сознательно направленной памяти. Нарушения представлений о собственном теле могут вести к возникновению так называемых нарушений схемы тела, в некоторых случаях с потерей различения правой и левой стороны, снижением способности различения пальцев и т. п. Больной, например, не может показать указательный, средний и т. д. пальцы (пальцевая агнозия). Физиологическая основа памяти – условные связи. Вместе с тем не всякое нарушение условных связей целесообразно отождествлять с нарушением памяти. Например, нарушаются при некоторых заболеваниях условные связи, регулирующие функции внутренних органов. На отправления кишечника и другие процессы в организме влияют условные связи. Но и их нет оснований относить к памяти. Актуализация условных связей может иногда вступить и в противоречие с памятью, как сознательным в основном процессом. В комнате переменили место телефона, и в первые дни жилец этой комнаты, желая поговорить по телефону, автоматически направляется к прежнему месту его, хотя, если его спросят, где находится телефон, он всегда ответит правильно (различие между осознанным и автоматическим действием). Особенно могут усиливаться такие противоречия при ряде нервно-психических заболеваний. Прочность запоминания зависит от ряда причин: активности его процесса, состояния мозга, повторности ознакомления с материалом, интереса к материалу, целенаправленности заучивания. Глубокое осмысливание и продумывание материала весьма повышают уровень запоминания. При исследовании некоторых больных особенно отчетливо выступает отрицательное влияние на запоминание снижения интересов и патологическая перестройка эмоциональной сферы. Одна больная (болезнь Пика) с резким снижением
интеллекта, с обеднением интересов и эмоций не могла никак вспомнить, что её
навещала и только что от нее ушла её родная сестра, но помнила, что у нее в
тумбочке лежат яблоки (принесенные только что этой сестрой). Если у здоровых и у многих больных отчетливо выявляется лучшее запоминание того, что эмоционально окрашено, что им особенно приятно или неприятно, то некоторые, преимущественно страдающие неврозами, нередко больше всего забывают то, что им особенно неприятно, тяжело. Эти амнезии имеют временный характер. Больные эти обычно в той или иной форме отвергают напоминаемое им врачом забытое. Чем больше связывается многосторонними связями новый материал с прежним теоретическим или практическим опытом, а также со стоящими перед человеком задачами, тем прочнее запоминание. Об этом также говорят особенности профессиональной памяти, в частности у врача. Улучшает запоминание одновременное участие в процессе познания всех или многих анализаторов первой сигнальной системы вместе с речью и мышлением. Роль сознания в процессе запоминания, в частности, находит выражение в том, что то, что воспринимается, мыслится в состоянии измененного сознания, не удерживается в памяти или удерживается неточно, неполно, расплывчато. Отчасти это относится к сновидениям и к состоянию дремоты. Некоторые больные в измененном состоянии сознания способны совершать достаточно сложные целенаправленные действия, позднее о них ничего не помня (психический или амбулаторный автоматизм). Мы полагаем, что термин «автоматизм» здесь не вполне уместен. Очевидно, сознание в этих действиях не отсутствует. Они совершаются не вовсе без сознания, но при измененном его состоянии, скорее всего при сознании, измененном в отношении объема сознаваемого. По-видимому, явления «амбулаторного автоматизма» могут быть рассматриваемы как одна из иллюстраций того положения, что на разных уровнях сознания, при различных фазах торможения ассоциативные связи по-разному устанавливаются, закрепляются и в соответствии с этим в дальнейшим воспроизводятся. Вместе с тем, надо отметить, что особенно за последние годы накопились факты иного порядка. Сюда относятся опыты по гипнопедии, обучению спящего человека путем чтения ему соответствующего материала. Вероятно, во сне у некоторых людей скорее устраняются раздражители, отрицательно воздействующие на процесс запоминания, вызывающие рассеивание внимания. Вопрос о гипнопедии в целом требует еще серьезного изучения, в частности, с психогигиенической стороны. Заучивание. Характерный вид активного, целенаправленного запоминания – заучивание. Оно становится возможным и формируется как в процессе исторического развития, так и в процессе развития психики у отдельного индивидуума. Заучивание связано со способностью и умением овладевать процессом запоминания, строить его активно наиболее благоприятным для запоминания способом. Огромную роль в развитии способности заучивания играет обучение и специальная тренировка, наличие соответствующих задач, возникающих у человека потребностей. Болезнь, ведущая к расстройству функций головного мозга, в ряде случаев делает невозможным заучивание или резко снижает его возможности. В то же время высокие возможности запоминания, преимущественно непроизвольного и неосмысленного, наблюдаются в некоторых случаях глубокой олигофрении. В развитии процессов запоминания у здоровых людей важнейшую роль играет овладение смысловыми связями. Так называемое механическое запоминание, не основывающееся на осмысливании и понимании материала, в процессе развития все более заменяется запоминанием глубоко осмысленного материала. Нередко у пожилых людей, у страдающих негрубыми нарушениями сосудов головного мозга некоторое снижение памяти может компенсироваться именно за счет глубокого осмысливания материала. Иногда запоминанию помогает специальная мысленная организация подлежащего усвоению материала: рифмование его, искусственное установление его связи с внешними и вообще несущественными для него словами, числами, предметами (мнемотехника). Например, можно облегчить себе запоминание номера телефона 9-27-63, уловив, что здесь представлены три девятки. У некоторых людей отчетливо выступает частично обусловленная наследственной предрасположенностью в большей мере воспитываемая и приобретенная в опыте зависимость качества и прочности запоминания от того, какие именно анализаторы в основном участвовали в восприятии соответствующих объектов. У одних особенно выделяется преимущество зрительной памяти – запоминания, воспринимаемого глазом. Некоторые художники способны, посмотрев на человека, по памяти его нарисовать, При наличии такой способности говорят о зрительном типе памяти. Другие люди особенно хорошо запоминают то, что было связано с движениями, в частности то, что было записано – двигательный или кинестетический тип памяти. Конечно, записывание должно здесь рассматриваться не только как двигательный акт, а во всей его сложности. Записывание – речевой процесс. Оно помогает большему сосредоточению на материале. Поэтому ведение различных записей, конспектов, цитат и т. п. полезно не только тем, что образует материал, по которому потом можно повторно знакомиться с ранее узнанным. Записывание содействует и самому запоминанию. Ведение записей разгружает память, помогает компенсировать небольшое снижение ее при болезни. Полезность записей в большой мере зависит от системы их ведения, а также от правильного их хранения, облегчающего пользование ими. Улучшает запоминание повторное просматривание записей, особенно в ближайшее время после того, как запись сделана. Следы восприятия предметов и явлений могут сохраниться и впоследствии актуализироваться в виде чувственных представлений: зрительных, слуховых, кинестетических (двигательных), осязательных и пр. У здоровых людей эти представления бывают более или менее яркими. При различных заболеваниях чувственные представления в одних случаях становятся более яркими или, наоборот, более тусклыми, они могут и вовсе не возникать, в частности, в сновидениях (последнее отмечал А. М. Гринштейн при опухолях затылочной области). У взрослого человека часто играет особо важную роль память на слова и мысли. Преобладание этого вида памяти дает основание говорить о словесно-абстрактном типе памяти. Можно говорить и о памяти чувств (эмоций). Пережитые человеком горе, радость, страх и пр. могут оставить после себя актуализируемые, иногда вместе с вегетативными реакциями, присущими этим эмоциям, следы. В одних случаях репродукция этих эмоций связана с воспоминанием о тех переживаниях, при которых они возникали, в других же такие эмоциональные следы более или менее отделяются от памяти о соответствующих переживаниях и в какой-то мере генерализуются и переносятся на другие переживания. Такая генерализация особенно часто и резко выражена при истерии. У детей и у некоторых больных можно говорить о преобладании или особенно большой роли именно памяти чувств. Процессы репродуцирования. Без прочного запоминания нет и хорошего репродуцирования. Эти две стороны памяти тесно связаны. Нередко трудно или даже невозможно сказать, недостаточно ли закреплены были те или иные факты или явления в памяти или же создались неблагоприятные условия для оживления соответствующих следов. В патологии часто бывает невозможно достаточно уверенно решать этот вопрос. Воспроизведение в памяти того или иного материала может осуществляться в различных ситуациях, на основе различных связей, которые образовались при запоминании. Например, больной со сниженной памятью не сумел вспомнить название столицы одной из республик Советского Союза, которое начинается с буквы «К». Но он же может сразу вспомнить, какая из этих столиц находится на Днепре. Первая связь не актуализируется, а вторая актуализируется. Иногда люди не узнают человека по внешнему виду, но узнают по голосу и т. д. Эти особенности репродукции зависят от ряда условий: от особенностей процесса запоминания материалов, от общего состояния памяти и интеллекта, от ситуации, в которой материал припоминается, от общего состояния центральной нервной системы и психики как в момент запоминания, так и в момент репродуцирования. Человек может, заболев, забыть то, что всегда до болезни хорошо знал. В таких случаях нет оснований думать, что он не вспоминает потому лишь, что плохо в свое время усвоил, хотя и этот момент здесь явно имеет значение. При всякой почти амнезии все же труднее вспомнить то, что было менее закреплено в опыте. При такого рода амнезиях болезнь, можно думать, образовала условия, при которых запасы памяти оскудевают или затруднены моменты мобилизации этих запасов. Нередко и здоровые, особенно же часто больные люди, в одной ситуации или в одном состоянии не могут вспомнить что-либо или узнать кого-либо, а в другой раз с такой задачей справляются. Одна ситуация более способна актуализировать репродукцию, а другая, наоборот, более способна тормозить ее. Забыв, уходя из дому, взять тетрадь для записи лекций, студент вспоминает об этом тогда, когда он подходит к аудитории, где читается лекция. Может влиять на процесс репродукции состояние утомления. Утомленный человек хуже припоминает. Мешает припоминанию направленность основного внимания человека на другие задачи и объекты. Может быть, с этим связано наблюдение Schilder и ряда других авторов о том, что в состоянии гипноза не только при психогенных, но и при некоторых обусловленных органическими заболеваниями нарушениях памяти больным удается вспомнить значительно больше, чем в бодрственном состоянии. Внушение в гипнотическом состоянии может способствовать концентрации внимания, снять посторонние мысли и облегчить репродукцию. В этого рода случаях, вероятно, можно считать основным нарушение репродукции. Такие нарушения репродукции нельзя понимать узко. Говоря «нарушение репродукции», мы имеем в виду определенную характеристику состояния психики больного, а не только лишь отдельного момента в его психике – памяти. Заслуживают внимания так называемые гипермнезии, наблюдаемые при некоторых заболеваниях: при маниакальном возбуждении, при некоторых инфекционных психозах. И. Ф. Случевский описал студентку-медичку, которая в состоянии кратковременного психоза малярийного происхождения цитировала дословно большие разделы учебника по анатомии, хотя вообще, судя по ее ответам, которые от нее можно было получить, когда она была здорова, ее знания по анатомии представлялись «довольно посредственными». И эти наблюдения говорят о зависимости способности воспоминания от общего состояния психики. В патологии особенно отчетливо выступает невозможность, вспомнив что-либо, правильно отнести его ко времени, месту, ситуации; в которой оно впервые вошло в фонд памяти. При некоторых заболеваниях психики прошлое сливается с настоящим, принимается больным за настоящее (экмнезия). Один известный английский поэт в глубокой старости читал друзьям давно им написанные стихи, считая, что он их только что сочинил. Воспоминание не осознается здесь в своей связи с прошлым, не существует в сознании, как воспоминание. Такие нарушения воспоминания принято называть криптомнезиями. Такого рода неосознаваемые воспоминания имеют место порой и у здоровых людей, которые воспроизводя то, с чем встречались в раннем детстве, не знают, что это – воспоминание. Gruhle приводит интересный случай криптомнезии в сновидении. Человек, о котором идет речь, не был на родине 20 лет. Он решил поехать в родные места. Накануне отъезда туда ему снилась незнакомая местность, где он беседовал с незнакомым человеком. По приезде он оказался в местности, снившейся накануне, и встретился там с человеком, которого видел в этом сне. Выяснилось, что это близкий друг его отца, часто бывавший у них в доме. Во сне этот человек приснился ему моложе, чем он его видел теперь. Gruhle замечает, что такого рода сновидения нередко принимаются за «пророческие». Некоторые больные (истерический психоз и др.), вспоминая события своей юности, полагают, что они имели место совсем недавно. Иногда не различают настоящего от прошлого. Старая женщина может считать себя молодой девушкой, проживающей в доме родителей. Здоровый человек восстанавливает в памяти прошлое без существенных изменений, без искажений. Вместе с тем, должно учитываться, что на то, что сохранилось в памяти, в той или иной мере накладывается более поздний опыт, вновь образовавшееся понимание фактов и новое отношение к ним. Не всегда сознание способно полностью отделить вспоминаемое от этих наслоений, этих влияний. Нередко то, что нам представляется воспоминанием о том или ином событии, фактически является репродукцией наших более поздних припоминаний его или мыслей о нем. Время может изгладить из воспоминаний о событиях, людях и т. д. некоторые детали, а иногда заменить или дополнить их другими. Детям-невротикам, особенно истеричным и некоторым другим больным, бывает присуща склонность к эмоциональному, так называемому кататимному (термин введен Maier) преобразованию фактов при их воспроизведении. Дети и некоторые больные в ряде случаев замещают или искажают воспоминания конфабуляциями. Извращения памяти – парамнезии (термин Крепелина) нередки у больных со старческими психозами. Р. Я. Голант отличала от конфабуляций псевдореминесценции, характеризующиеся большей устойчивостью, повторно высказываемые больными. Конфабуляции преимущественно относятся к настоящему, а псевдореминесценции – к прошлому. Некоторые психиатры (Grüntal, Pick и др.) отмечали роль установки личности в амнестических синдромах. Характерно в этом отношении поведение ряда больных с синдромом анозогнозии. Такие больные не только не сознают должным образом свою болезнь, но и часто говорят о недавних событиях в соответствии с отрицанием болезни. Больной, который давно, не вставая, лежит в постели с левосторонним параличом, может утверждать, что он вчера весь день ездил по служебным делам. Он этим как бы подкрепляет свое убеждение, что он не болен, подчиняясь создавшейся единой установке личности, образовавшейся под влиянием болезни. Воздействие патологических установок личности на память нередко наблюдается при так называемых реактивных состояниях (функциональные изменения психики под влиянием тяжелых переживаний). В таких случаях амнезия распространяется на отдельные системы событий, например, на все, что связано со смертью дорогого человека, и отличается обычно кратковременностью. В этого рода случаях говорят о системных амнезиях. Кратковременными могут быть и некоторые амнестические синдромы органического генеза. Poser и Zigler описали больных с амнестическими синдромами длительностью от 15 минут до 12 часов, возникшими на почве ишемии в височной доле мозга». (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 192-203). | ![]() |
|
![]() | ||
![]() | ||
|