![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Узнавание. Удержанное в памяти может проявить себя в процессе узнавания. В узнавании следует различать переживание знакомости, отождествление воспринимаемого с сохранным в памяти образом, отнесение этого образа к определенному месту, времени, ситуации. В нарушениях узнавания следует различать собственно гностические расстройства, агнозии, от расстройств памяти. Как процесс памяти узнавание у больных с соответствующими нарушениями может быть более сохранным, чем другие процессы воспроизведения прошлого опыта. Человек, будучи не в состоянии вызвать в памяти зрительный образ знакомого, когда увидит его вновь, может узнать. Узнавание в таких случаях как бы опирается на латентное представление. Восприятие реального объекта – наиболее сильный стимул для оживления представления. В ряде случаев узнавание выступает для сознания как процесс памяти. Например, увидев кого-нибудь или что-нибудь, человек может сразу установить, кто он, а потом вспоминает, сознательно устанавливает идентичность увиденного с тем образом, который у него сохранился от прежней встречи. Узнавание легче удается, если его объект предстает в той ситуации, в которой он ранее встречался. Эта закономерность находит иное и яркое выражение при некоторых формах агнозии. При хорошем знакомстве с встреченным человеком (или предметом) процесс идентификации проходит как бы автоматически, без выделения сознанием субъекта момента воспоминания или припоминания. При ряде заболеваний, часто при склерозе сосудов головного мозга, эта идентификация может быть затруднена и в отношении хорошего знакомого. Узнавание, как и любая другая форма психических процессов, осуществляется на сложном психическом фоне, при участии различных сторон психики. При узнавании может быть выражен более или менее отчетливо эмоциональный момент, большая или меньшая уверенность в правильности узнавания, особое переживание знакомости и пр. В этом отношении представляют значительный интерес патологические явления. Хорошо известно в психиатрии явление déjà vu (уже виденное), лишь изредка отмечаемое у здоровых людей. В этих случаях новое воспринимается как нечто знакомое, хотя человек и знает, что он воспринимает это впервые (знание и переживание здесь как бы расходятся). Противоположное явление получило название jamais vu (никогда не виденное), знакомое в какой-то мере переживается как впервые встречающееся, хотя и здесь субъект знает, что он с этим знаком. Своеобразное расстройство узнавания представляет агнозия лиц, т. е. неспособность узнавания людей по их лицу. Припоминание. Когда воспоминание требует усилий, осуществляется не сразу, а с известными затруднениями – говорят о процессе припоминания. Припоминающий напряженно вызывает в памяти событие, факт и т. п. или то, что может явиться ступенью к достижению искомого, то, что связано с ним и может помочь его возникновению в сознании. Активное припоминание протекает внутри своеобразного сложного процесса, который представляет как бы настройку сознания на систему, к которой относится припоминаемое. Процесс припоминания – одно из проявлений активности сознания. Процесс припоминания, как правило, содержит в числе условий, необходимых для его возникновения, наличие в сознании возможности припомнить. Одна больная, страдающая опухолью головного мозга, отвечает на вопрос о названии столицы Англии: «Забыла... Я знаю... знаю... сейчас... нет..., знаю... Лондон» (многоточие здесь обозначает паузы). Больная не выносит включения в громкую речь других слов, ассоциативно связанных с искомым, как это нередко наблюдается при подобных нарушениях. Ее поиски нужного слова проходят иначе: она не делает попыток произнести другое название. Все названия городов, кроме Лондона, своевременно здесь тормозятся, как неподходящие. На них распространяется индукционное торможение от очага возбуждения, соответствующего искомому слову. Вероятно, этот очаг возбуждения, еще не достигшего уровня, который сделает возможным произнесение слова «Лондон», определяет и переживание знания этого слова. У здорового человека такого рода построение процесса припоминания также возможно, но в отношении менее упроченных в прежнем опыте знаний. Иногда при относительно более тяжелых нарушениях психики попытки больного нечто припомнить уводят его к побочным связям и приводят процесс припоминания к тупику. Другая больная пытается вспомнить название столицы Болгарии и говорит: «Будапешт, это – столица Венгрии. Болгария – хороша страна Болгария. Еще оттуда фрукты. Кишинев – нет – Кишинев – Молдавия». На этом она прекращает попытки найти нужное название. Она ничем не выражает неудовлетворенности неудачей. Все говорит за то, что она и не осознает неудачи. Возникающие здесь ассоциации все больше теряют соответствие с задачей и уводят больную от задачи. Ясно, что у второй больной нарушение памяти значительно глубже, чем у первой. Формы амнезий. Говоря о соотношении запоминания и воспроизведения, конечно, необходимо учитывать длительность промежутков времени между этими двумя моментами. Особенное значение это различение имеет в медицинской психологии. Что касается воспроизведения только что воспринятого, то его многие авторы вообще относят не к памяти, а к способности примечания. Пожалуй, все же правильнее и здесь говорить о практически нередко очень важном виде памяти на только что воспринятый материал. Особенности этого вида памяти в норме и в патологии могут представляться иными, чем качественные особенности воспоминания в какой-то мере давно воспринятого материала. Но все же большей частью возможности этих двух видов памяти близки между собой. Объем удерживаемого при первом ознакомлении с материалом обычно весьма ограничен и в высокой мере зависит у здорового человека не столько от количества элементов получаемой информации, сколько от психологической структуры воспринимающего. Это, в частности, в последнее время подтверждается и уточняется рядом исследований в области кибернетики. Большое значение имеет при этом отношение запоминающего к запоминаемому. Способность удерживать в памяти только что воспринятое очень важна при выполнении сложных действий, где предшествующая операция определяет последующие (оперативная память). Конечно, необходимо различать и способность вспоминать то, что было недавно (не только что) и очень давно. При локальном поражении участков коры головного мозга может быть выключено то или иное звено сложной функциональной системы памяти. Так, например, при поражении теменно-затылочных отделов мозга может наблюдаться нарушение кратковременной (оперативной) памяти зрительной системы. Наблюдавшийся И. М. Тонконогим (Психоневрологический институт им В. М. Бехтерева) больной с поражением этих отделов мозга вследствие нарушения мозгового кровообращения по типу размягчения не мог нарисовать на память контурный рисунок – профиль человека (рис. 7). У него в зрительной кратковременной памяти практически ничего не удержалось. Особенностей предъявленного профиля больной не запомнил и использовал при срисовывании на память «типовое» изображение профиля человека, хранящееся в долговременной памяти.
С. С. Корсаков описал названный его именем синдром, при котором утрачивается память на события недавнего прошлого. Больные не могут ответить на вопрос о том, обедали ли они, хотя они только что пообедали, измеряли ли у них температуру, хотя только что у них вынули термометр. выражено влияние предшествующих событий, которые они только что не могли припомнить. При ретроградной амнезии можно учитывать две связанные между собой возможности: 1) перестройку под влиянием болезни фонда памяти за счет нарушения ассоциативных связей, снижения интеллекта и пр., 2) нарушение самого механизма репродуцирования. Исследование нарушений памяти и его значение в клинике. Установление нарушения развития памяти, постоянной ее недостаточности или наступившего снижения у ребенка или у взрослого имеет значение не только для врача-психоневролога, но и для врача любой другой лечебной специальности: педиатра, эндокринолога и пр. Нарушения памяти, больше чем другие нарушения психики, обращают на себя внимание самих больных и окружающих. Эти нарушения сигнализируют иногда не только о нервно-психических, но и о соматических заболеваниях, например, о некоторых эндокринных заболеваниях, заболеваниях сердца, о состояниях после инфекций, отравлений, об атеросклерозе, а также о переутомлении. Установление нарушений памяти и определение их характера помогает понять общее состояние психики в целом, общее состояние центральной нервной системы, может облегчить в ряде случаев диагностику, определить нужные лечебные и компенсирующие мероприятия. Сообщение больного (или близких к нему людей) о том, что у него плохая память, не может быть принято без серьезной проверки. Больные с тяжелыми нарушениями памяти могут думать и говорить, что у них память «немного» пострадала или вовсе не пострадала. И, наоборот, больные с незначительным снижением памяти могут это тяжело переживать и говорить, что память у них нарушена значительно. Приходится иметь в виду, что нередко за снижение памяти принимаются расстройства, которые никак сюда не относятся (псевдоамнезии). Мы, например, неоднократно у больных, жалующихся лишь на расстройство памяти, могли констатировать подлинную амнестическую афазию. Для суждения о памяти больного врач должен пользоваться правильно построенным опросом больного и в ряде случаев также окружающих его людей, данными наблюдения за поведением больного и материалами экспериментально-психологического его исследования. Сопоставление всех полученных материалов, в частности, дает возможность выяснить, с должной ли критикой больной оценивает имеющиеся у него нарушения памяти или же, наоборот, не преувеличивает ли он имеющиеся у него болезненные явления. Врачу следует выяснить, вынужден ли больной вести себя в быту и на работе как человек со сниженной памятью: стал ли он больше, чем раньше, пользоваться записями, способен ли он восстанавливать в памяти те или другие факты из приобретенных ранее знаний, из жизненного его опыта. Характер соответствующих вопросов, их содержание и форма, их последовательность должны, конечно, определяться особенностями личности больного, его состоянием, уровнем его развития и образования. Особенности такого рода опроса значительно его приближают к экспериментально-психологическому исследованию. При таком опросе больного, в частности, следует проверить, помнит ли он недавно прошедшие события, более давние события, имена окружающих, даты. Следует выяснить сохранность знаний иностранных языков, если больной в какой-то мере ими раньше владел, удерживает ли он в памяти то, что было усвоено наизусть. Желательно специально исследовать сохранность зрительных образов, например, проверить, узнает ли больной портреты известных ему ранее людей, сохранилась ли музыкальная память такой, какой она была раньше, и т. п. Очень важно во время опроса выяснить, какие области прежних знаний, прежнего жизненного опыта более сохранились, какие преимущественно выпали. Следует обратить внимание на то, может ли больной сразу ответить на соответствующие вопросы, долго ли он припоминает; или может быть, он лучше вспоминает тогда, когда от него уже не ждут ответа, когда его уже переключают на другой вопрос (охранительное торможение при трудности припоминания). Конечно, нужно отличать в памяти западения, вызванные болезнью от недостатков памяти, возможных у здорового человека. Ответы больных на соответствующие вопросы врача дают возможность судить о степени и характере нарушений памяти и их развитии, их динамике, что бывает особенно важно. Приведем примеры. Перенесший на
войне тяжелую травму головы инженер в Грубее
выглядит нарушение локализации событий во времени у другой больной.
Женщина-педагог в феврале Больная с опухолью головного мозга (лобная область) знала до нынешнего своего тяжелого состояния одного врача. Она теперь всех врачей-мужчин называет фамилией этого врача. Она правильно ответила на вопрос «сколько ей лет» – «30». Но тут же, отвечая на соответствующий вопрос, говорит, что теперь 1938-й год (в самом деле, 1961-й). Такое выражение патологической инертности, весьма нередко играющей большую роль в нарушениях памяти, отчетливо проявляются в ее памяти и при других исследованиях. Следует учитывать многообразие механизмов патогенеза снижения памяти и стремиться в процессе исследования их по возможности вскрывать. В связи с этим важно всесторонне изучать самый процесс запоминания и припоминания у больных. Целесообразно для решения вопроса о прочности потери памятью того или иного материала применять метод подсказа. Отметив у больного затруднения, мы подсказываем ему начало нужного слова или близкие к искомому слова, предлагаем выбрать правильный ответ из 2–3 предложенных вариантов ответа на наш вопрос (правильных и неправильных) и т. п. Когда у больного констатируется неспособность вспомнить что-либо, ранее, недавно или давно ему известное, нельзя не поставить перед собой вопрос о том, насколько прочно оно забыто, выяснить, является ли забытое временно забытым, насколько оно может быть восстановлено в памяти без посторонней помощи или с такой помощью. Для экспериментального исследования памяти чаще всего предлагают запомнить и повторить ряд из нескольких (6–10 обычно) не связанных между собой по смыслу слов или меньшее количество двузначных чисел. Такое исследование, конечно, не лишено смысла, но все же, действительно, оправдывает себя лишь при соблюдении ряда условий. При этом исследовании обычно отделяют процессы непосредственного повторения этих слов или чисел вслед за тем, как их прочел исследующий, от процессов запоминания, удержания их сколько-нибудь длительно в памяти (в течение 10–20 минут). Опыт показывает, что более стойкими и выразительными являются результаты исследования процесса заучивания такого ряда слов или чисел больным. При заучивании отпадает ряд случайных моментов, таких, например, как временное отвлечение внимания исследуемого, а также выявляется способность компенсации нарушенной памяти у больного. Этот метод имеет и ряд других преимуществ. Если больной с первого прочтения исследующим ряда слов (чисел) повторит их (тут же) мало (одно-два), исследующий вновь читает их, и поступает так каждый раз, пока больной не повторит все слова, но не более 6–7 раз. Отсутствие закономерного повышения количества повторенных правильно слов (чисел) обычно говорит о патологии. На рис. 8 приведены две кривые воспроизведения (заучивания) слов при повторении.
Кривая слева показывает рост числа сохранившихся в памяти слов. Этого нельзя сказать о другой кривой. Судя по первому повторению, невозможно установить различия в памяти обоих больных. Кривые же заучивания делают несомненным вывод о том, что память второго больного с травматической энцефалопатией значительно ниже, чем память больного с соматогенным астеническим состоянием. Существенные особенности патологически измененной памяти находят также выражение в процессе запоминания слов, находящихся в смысловой связи. Зачитывается 6–8–10 пар слов, связанных в паре по смыслу. Предлагается затем по прочитанному исследователем первому слову каждой пары назвать второе. После неудачного припоминания больным вторых слов, хотя бы одной пары, все шесть (или больше) пар зачитываются исследующим снова и затем опять называется каждое первое слово, а больному предлагается называть второе. Как и при повторении ряда отдельных слов, при этом исследовании также следует обращать внимание на динамику заучивания. Рассмотрим результаты исследования, проведенного по рекомендуемой форме (табл. 6). Таблица 6 Протокол исследования
воспроизведения из пары слов, связанных по смыслу (больной шизофренией)
В норме у взрослых людей, а также при негрубой патологии памяти запоминание при помощи готовых смысловых связей оказывается более эффективным, чем запоминание лишенных связей отдельных слов. При значительных же нарушениях смысловой дифференцировки наличие таких связей нередко затрудняет больному запоминание и ухудшает последнее. В приведенном протоколе нарастание количества правильно названных слов сменяется спадом этого количества при III и VI повторениях. Это весьма редко отмечается при исследовании здоровых людей. После первого прочтения правильно называется только одно слово, что также говорит о патологии. Обратим внимание также на застревании больного на неправильно названных словах «вода» и «вечер». Здесь сказывается патологическая инертность, невозможности ее преодолеть. Самое возникновение этих слов взамен близких им слов «река» и «вода» говорит о снижении у больного смысловой дифференцировки и сниженной способности скоррегировать этот недочет при повторных слушаниях названий словесных пар. Такого рода нарушения характерны для ряда амнестических расстройств. Можно предлагать исследуемому больному повторять вслед за исследующим фразы различной сложности. И в этом исследовании при неудачном воспроизведении исследующим повторяется подлежащая запоминанию фраза, если потребуется, до 4–5 раз. Такое исследование дает возможность уловить некоторые существенные особенности психики больного. Существует еще много других приемов исследования памяти, имеющих более специальное значение, в связи с чем здесь мы на них не останавливаемся. Исследование памяти может иметь большое значение не только в клиниках нервных и психических заболеваний, в клинике неврозов, но и в ряде случаев в клинике соматических заболеваний при постморбидных астенических состояниях, при нарушениях эндокринных систем, при сосудистых заболеваниях и др.» (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 203-211). | ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|