РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ

Сущность внимания. Человек не может одновременно думать о совершенно различных предметах, не может одновременно решать несколько различных задач, воспринимать одновременно многое. Важнейшими условиями любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая направленность, сужение или ограничение объема этой деятельности при повышении точности и отчетливости восприятия.

Физиологической основой внимания является концентрация раздражительного процесса в определенном пункте коры го­ловного мозга. Современные электрофизиологические исследо­вания убедительно показали, как при образовании условного рефлекса сначала наступают изменения альфа-ритма по всей коре головного мозга, а затем они концентрируются в опреде­ленных пунктах. Результаты этих исследований раскрывают процесс концентрации внимания. Концентрация возбуждения в коре головного мозга образует необходимые условия для оптимального построения психического процесса.

Учитывая отражение внимания в электроэнцефалограмме, мы могли отметить некоторые своеобразные особенности не­устойчивого внимания больных шизофренией (М. С. Лебедин­ский и В. П. Критская).

В свое время рядом авторов выдвигалась так называемая «моторная» теория внимания. Эти авторы предполагали, что физиологической основой внимания являются те мышечные дви­жения, которые с ним связаны. Внимание, действительно, вы­ражая установку личности на определенный объект, приводит к тому, что человек принимает удобную позу для того, чтобы лучше слышать, видеть. Внимание приводит к возникновению соответствующей ему мышечной установки. Конечно, его возник­новение и поддержание не есть следствие мышечной установки, а определяется и регулируется мозговыми системами, воздействующими и на периферические органы, образующие благоприятные условия для внимания.

Принято различать внимание произвольное и непроизволь­ное. Произвольное внимание в своей направленности созна­тельно определяется задачами, стоящими перед человеком, его планами. Непроизвольное внимание в значительно большей мере непосредственно определяется предметами внешней дей­ствительности, а также нередко изменениями функций внутрен­них органов.

Эти два вида внимания далеко не всегда можно резко противопоставлять один другому. Непроизвольное внимание нередко переходит в той или иной мере в произвольное, а произ­вольное внимание включает в себя элементы непроизвольного, до известной степени «автоматизируясь». Такая «автоматиза­ция» внимания особенно имеет место при привычной деятель­ности.

И. П. Павлов писал о значении бодрствующего стороже­вого пункта на фоне общего торможения коры головного мозга. Так, например, мать может спать глубоким сном, не слы­ша даже громких звуков. Но тихий плач ребенка ее разбудит, воздействуя на сторожевой пункт, связанный с ребенком, с вниманием к нему. Сторожевой пункт, как сложная физиоло­гическая и психологическая система, может проявляться и без прямого внешнего воздействия на анализаторы.

В особой форме сторожевой пункт выступает у некоторых больных, особенно невротиков. Например, некоторые невро­тики, зная, что им необходимо рано проснуться, плохо, тревожно спят всю ночь, просыпаясь задолго до назначенного времени для пробуждения. Сторожевой пункт здесь недостаточно кон­центрирован на связи с внешним определенным раздражителем.

Развитие внимания. Ориентировочный рефлекс является биологической основой внимания.

Исследования последнего времени показывают, что в меха­низме ориентировочного рефлекса участвуют и подкорковые образования при доминировании коры. Ориентировочный реф­лекс у ребенка возникает уже на первом месяце жизни, харак­теризуясь непроизвольностью. Позднее ребенок уже способен проявлять интерес ко многим предметам окружающей среды и манипулировать ими. Ребенок становится способным играть. В игре у него возникают зачатки произвольного внимания, в развитии которого важнейшая роль принадлежит родителям и воспитателям детских садов. В дальнейшем решающее зна­чение в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и занятия, связанные с пребыванием в ней.

Внимание у взрослого человека развивается и совершен­ствуется вместе со всей личностью. Огромно здесь значение труда. От отношения человека к труду, от характера труда за­висит и характер внимания. Это является одним из важных моментов в трудовом воспитании детей. Следует сказать также и о положительном влиянии спортивных и гимнастических за­нятий на развитие и укрепление внимания у здорового человека и восстановление его у больных.

Среди важнейших черт внимания выделяется концентрация или сосредоточенность его на ограниченном круге объектов. Количество этих объектов определяет объем внимания. Имеют­ся данные, говорящие на основании электрофизиологических исследований, что концентрация внимания определяется корой головного мозга, а также связана с активностью ретикулярной формации, устраняющей в соответствующих случаях посторон­нюю сенсорную информацию (Magoun и др.). По данным Sharpless и Jasper, важную роль в организации внимания играет диэнцефальный отдел этой формации.

Концентрация и объем зависят как от особенностей лично­сти и ее состояния, так и от характера деятельности, на кото­рую направлено внимание, и от его объекта. Например, раз­личны концентрация и объем внимания при чтении художе­ственной литературы, с одной стороны, и статьи, посвящен­ной какой-либо математической проблеме, с другой. Кон­центрация и объем внимания зависят также от специальной установки, специальной, в частности профессиональной, за­дачи, стоящей перед человеком. Болезнь может снизить спо­собность к концентрации внимания по разным причинам. Здесь может играть роль слабость клеток головного мозга, сни­женная активность, астенизация. Это нередко имеет место и при некоторых соматических заболеваниях. Такое снижение может также зависеть от снижения интересов больного. Иногда болезнь может усилить концентрацию внимания больного на определенной группе явлений, например, на своей болезни.

Большое значение имеет напряженность внимания, требую­щая значительной мобилизации активности человека, поглощен­ности его деятельностью и ее предметом. Напряженность вни­мания есть одно из необходимых условий концентрации вни­мания.

В патологии можно встретиться с частичной или полной не­способностью к произвольному вниманию или его усилению. У больных (детей и взрослых) следует при организации их игр и труда учитывать степень требуемой напряженности внима­ния и дозировать ее.

Напряженность внимания связана с его устойчивостью. Устойчивым считают внимание, длительно поддерживаемое на выполнении одной задачи и на предметах, имеющих непосредственное к этой задаче отношение. Чем более однообразны опе­рации, предметы, входящие в действие, тем большего напряже­ния внимания требует это действие. Чем меньше отвлекающих возбудителей имеется в окружающей среде, в мыслях и пере­живаниях человека, в его организме (болевые ощущения и др.), тем легче сохраняется устойчивость внимания. Поэтому, имея в виду задачи психогигиены, следует из обстановки труда, тре­бующего по своим особенностям напряженного устойчивого внимания, по возможности, устранять побочные раздражители, особенно такие, которые могут обладать значительной притя­гательной силой.

Напряженности внимания можно противопоставить его отвлекаемость. Об отвлекаемости внимания говорят тогда, когда посторонние объекты уводят человека от выполнения поставлен­ной задачи. Человек иногда оказывается неспособным сколько-нибудь сосредоточиться на одном объекте. Так чаще всего бы­вает у больных. Иногда влияние отвлекающих моментов весьма ограничено во времени. Иногда произвольное строго целена­правленное внимание оказывается подверженным более или менее частым колебаниям. Эти колебания могут быть связаны с утомлением или с болезненным состоянием. Болезнь может привести к тому, что почти всякий раздражитель привлекает к себе внимание больного, причем и это неустойчивое внимание при этом неактивно, не сосредоточено.

В некоторых случаях человеку приходится одновременно за­ниматься различными действиями, наблюдать одновременно несколько объектов. При этом возникает необходимость рас­пределения внимания, способность к которому требует доста­точно высокой подвижности нервных процессов, которая весьма часто страдает у ряда больных.

Способность активно и сознательно переключать внимание с одного объекта на другой может быть снижена на почве па­тологической инертности при наклонности к персеверации –  патологическому застреванию.

Иногда у здоровых и, в значительно большей мере, у некото­рых больных обнаруживается чрезмерное влияние на их дей­ствия образовавшейся в предшествующих действиях малопластичной установки, препятствующей переключению субъекта с одного действия на другое, что выступает как нарушение внимания.

Мы исследуем, в частности, эту сторону внимания, предла­гая больному решить 20 примеров с меняющимся арифметиче­ским знаком, о чем исследуемые не предупреждаются. При­меры даются без решений, которые проставляются больными. Приведем характерные результаты такого исследования одной больной.

 

Протокол решения больной шизофренией

примеров с меняющимся арифметическим знаком

 

 1.  18   6 = 12

 

11.  25 + 18 = 43

 2.  25 17 =   8

 

12.  30 + 14 = 44

 3.  13   8 =   5

 

13.  25 + 16 = 41

 4.  21   4 = 17

 

14.  12   5 = 17

 5.  15   7 =   8

 

15.    9  ´  6 = (15)54

 6.  19   8 = 11

 

16.  12  ´  4 =  48

 7.  14 +   7 =  7

 

17.  18   :  9 =    2

 8.  22 + 13 = 35

 

18.  24   :  6 =   4

 9.  18 + 14 = 32

 

19.  21     7 = 14

10. 26 + 19 = 45

 

20.  32  16 = 16

 

Примеры даются без решений, последние проставляются больным.

 

После вычитаний 7-й пример больная неправильно решает, также как вычитание (образовалась установка на вычитание). После того, как она далее 6 примеров решает как сложение, она решает 14-й пример ошибочно, также как сложение (влия­ние инертной установки). В 15-м примере отмечается такая же ошибка и исправляется больной. Сначала больная написала 15, затем это число было ею перечеркнуто и ею же написано 54. Из этого видно, что предыдущая ошибка как-то отражается в сознании и помогает преодолеть образовавшуюся установку. У здоровых людей одна ошибка, обычно в 7-м примере, тоже может иметь место, но они ее обычно тут же сами исправляют; больше ошибок ими, как правило, не допускается. Такое иссле­дование дает возможность изучить некоторые особенности об­разования инертной установки. Много внимания изучению па­тологической установки уделяет И.Т. Бжалава в Институте психологии Академии наук Грузинской ССР.

Общая характеристика внимания. Характеристика способ­ности быть внимательным строится с учетом всех черт внима­ния.

Следует учитывать при этом влияние на развитие внимания профессии, а также учитывать, что качество внимания отдель­ного человека может варьировать в зависимости от его состоя­ния и от объекта деятельности.

Ребенок, например, в раннем школьном возрасте может сохранять достаточно устойчивое произвольное внимание в за­нимательной для него игре, и в то же время быть невниматель­ным на уроке. Человек, не привыкший к напряженной умствен­ной работе, может быть очень внимательным в привычном фи­зическом труде и недостаточно внимательным при чтении книги, особенно с непривычным и далеким от его интересов содер­жанием.

Иногда говорят о рассеянности, как о выражении недоста­точного внимания. В самом же деле в ряде случаев, то, что ка­жется рассеянностью, есть выражение высокой сосредоточенности внимания человека на том, что для него наиболее важно или интересно.

Некоторые больные бывают настолько поглощены своей болезнью, что становятся неспособными отвлечься от мыслей о ней, от ощущений, идущих от больных или кажущихся боль­ными органов и не могут быть устойчиво внимательными к че­му-либо другому. Это особенно выражено при ипохондрическом синдроме.

Снижение интеллекта и связанный с ним переход к более непосредственным формам поведения приводят к невозможности направлять внимание на более отдаленные цели.

В патологии часто снижается значение для субъекта далеких целей и чрезмерно повышается роль непосредственно данной ситуации в определении объектов и форм деятельности. Внима­ние при этом привлекается преимущественно к тому, что нахо­дится в чувственном поле, что в данный момент непосредствен­но воспринимается. Больные меньше, чем здоровые люди, спо­собны удерживать в поле внимания объект, данный лишь мысленно, а не непосредственно, чувственно. Больной, например, хорошо выполняет арифметические действия с числами, записанными на лежащей перед ним бумаге, но он же бывает не в состоянии выполнить то же действие, держа те же числа в па­мяти. Патологическая недостаточность внимания может про­являться до известной степени избирательно.

В клинике нервных и психических заболеваний отмечаются своеобразные нарушения внимания, вызванные локальными по­ражениями головного мозга. Их необходимо соответствующим образом исследовать.

Poppelreuter было уже давно описано явление слабости опти­ческого внимания при поражениях затылочной доли. Снижение внимания здесь связано с угасанием функции, с наступающим торможением. Говоря об «угасании», мы имеем в виду, в ча­стности, исследования электрофизиологов, которые говорят о нем, как о снижении возбудимости, наступающей при электри­ческом раздражении (Dusser de Barrenne и McGulloch), как о результате локального ганглионарного истощения Jasper). Если таким больным показывать подряд картинки, то, узнав несколько первых, другие они уже не могут узнать. То же мо­жет произойти с определением цветов и форм (например, орна­ментов).

При некоторых формах сенсорной афазии также резко вы­ступает снижение внимания к речи. Больные (главным образом при двусторонних поражениях височных долей) совсем почти не отмечают обращенную к ним речь. В менее тяжелых случаях больные крайне легко отвлекаются от речи, которую они слу­шают в неблагоприятных условиях. Если, например, рядом говорят между собой другие люди, такие больные понимают обращенную к ним речь хуже. Соответствующее исследование надо проводить, учитывая эти моменты.

Своеобразные изменения внимания бывают целиком обус­ловлены нарушением в органах чувств. Характерна в этом от­ношении aprosexia nasalis – нарушение обоняния при полипах носа. Такие больные часто воспринимают запахи лишь, если внимание их обращено кем-либо на их наличие.

При ряде двигательных нарушений, преимущественно при параличе левых конечностей с анозогнозией, больным особенно трудно бывает сделать объектом своего внимания пострадав­шие конечности. Нередко бывает так: больным с парезом ле­вой конечности предлагается сделать что-либо левой рукой. Они же, хотя как бы и понимают инструкцию, все же игнорируют левую руку, не используют ее в меру доступных ей движений.

Один наш больной при таком парезе многократно надевал брюки на одну правую ногу, на этом прекращая одевание и не замечая, что на левую ногу брюки не надеты.

В свое время Bonvicini писал о нарушениях акустического внимания при амузиях. Этого рода факты указывают на тесную связь внимания с функциями анализаторов.

При многих затруднительных для них действиях больные невольно стремятся упростить задачу и вместе с ней действие. При этом они начинают игнорировать, как бы не замечать, трудное. Больному, например, надо в уме сложить 37 и 28, а он складывает 30 и 28, упуская 7 единиц в первом числе. В этом сложном патологическом явлении можно обнаружить и другие моменты, но до известной степени здесь можно гово­рить о нарушении внимания.

Исследование нарушения внимания в клинике и его значе­ние. Ввиду того, что качество внимания зависит от весьма многих условий, его исследование должно учитывать: внима­ние в разных формах деятельности, изменение внимания в за­висимости от утомления и от общего состояния организма, в связи с условиями среды, в связи с отношением человека к соответствующей деятельности, с переживаниями его и т.п.

Большое значение для врача может иметь выяснение того, как развивается внимание у исследуемого ребенка. В отноше­нии школьника бывает важно выяснить, падает ли и в какой мере внимание в последние уроки, к концу года, улучшается ли оно после каникул. Важно знать, на уроках какого предмета школьник менее внимателен. Этого рода сведения могут помочь правильно определить характер необходимых профилактиче­ских и лечебных мероприятий.

Повышенная утомляемость особенно часто выражается в снижении внимания. Поэтому и у ряда взрослых, обращающих­ся к врачу, представляется целесообразным выявить суточную и годовую кривую внимания. Путем опроса следует устанавливать, какие ошибки допускаются больным в работе и когда более всего. Нужно обратить внимание при этом опросе на допускаемые пропуски в письме, ошибки в счете.

Иногда утомленные и переутомленные люди, читая, вдруг замечают, что некоторое время они читали «механически», не вникая в смысл прочтенного. Следует выявлять повышение отвлекаемости, ослабление напряжения, внимания, возникновение или нарастание рассеянности и пр.

Весьма целесообразно, а иногда и необходимо бывает ис­следование внимания больного специальными эксперименталь­но-психологическими методами.

Получил широкое распространение при исследовании внима­ния корректурный метод (Burdon). Исследуемому дают бланк с беспорядочно, в строку напечатанными отдельными буквами и предлагают, просматривая внимательно строчку за строчкой, вычеркивать всюду какую-либо одну (иногда – две, три) буквы. Если такой бланк отсутствует, это исследование может быть проведено на газетном столбце. Обычно исследование прово­дится в течение 5 – 8 минут. Целесообразно исследующему от­мечать на бланке или на столбце газеты окончание каждой ми­нуты. По окончании работы исследующий должен подсчитать отдельно по каждой минуте все неперечеркнутые из подлежащих перечеркиванию буквы и отдельно – случаи перечеркивания букв, которые перечеркивать не надо было (последние обычно говорят о более выраженном нарушении внимания). Здоровый и непереутомленный человек не допускает при таком исследо­вании ошибок или делает их немного. Следует также обращать внимание при наличии ошибок, нарастает ли их количество в последние минуты работы. Такое нарастание говорит о повы­шенной утомляемости или истощаемости. Последнее характерно для некоторых больных, страдающих неврозом или органиче­скими заболеваниями головного мозга.

Необходимо учитывать, не замедлен ли сам процесс кор­рекции, не нарастает ли замедленность в процессе исследо­вания.

Можно рекомендовать и другой применяемый  нами (М. С. Лебединский) метод коррекции. При этом методе иссле­дующий произносит сначала медленно последовательный ряд чисел от 1 до 20–25, пропуская 1–2–3 числа. Больному пред­лагается тут же отметить этот пропуск и назвать пропущенное число (числа). Если он с такой задачей справляется, называние с пропусками других чисел производится в более быстром темпе, примерно с интервалом в 1/3 секунды (пользоваться мет­рономом или секундомером). Приведем некоторые иллюстра­ции получаемых результатов.

Больной (среднее образование), страдающий начальной формой склероза сосудов мозга, при произнесении чисел в ритме 84 ударов метронома в минуту задание выполняет пра­вильно. При интервале между числами в 1/2 сек и пропуске чисел 13 и 14, он замечает ошибку, но, неточно ее называя, го­ворит: «пропущено 14». При темпе же в 1/3 сек больной нередко устанавливает ошибку и там, где ее нет, или устанавливает правильно факт ошибки, локализуя, однако, ее неправильно (вместо пропущенных 23 называет 26 и т. п.).

Другой больной (врач, органическое заболевание головного мозга) при интервале между числами в 1/3 сек один раз не отметил пропуска числа 7. Повторен ряд с тем же пропуском, в том же темпе. Теперь больной назвал ошибку. В таком плане исследование повторяется несколько раз с пропуском других чисел: результаты – аналогичные приведенным. Это говорит о «подпороговом» влиянии неназванного в первый раз, пропу­щенного числа. В первый раз пропуск не отмечается, но все же оставляет след. Здесь находит выражение роль неосознан­ных, вернее, не вполне осознанных раздражителей. Этот факт существен и в плане разработки вопросов «бессознательного». При получении подобного рода фактов можно говорить о различных типах нарушения внимания при затрудненных для психической деятельности условиях, именно при вынужденно ускоренном ее темпе.

Иногда такое исследование может даже служить в какой-то мере целям локального диагноза поражения. Больная, страдав­шая (подтвердилось позднее на секции) большой опухолью лобной доли мозга, в таком, как только что описано, исследо­вании, при быстрых для нее темпах, не отмечала вовсе дейст­вительных пропусков, но почти каждый раз утверждала, что пропущено 17. Раньше, действительно, нами было однажды пропущено 17, и больная, склонная особенно при возникающих для нее трудностях к застреванию, теперь многократно повто­ряет это число. Здесь, таким образом, нарушение внимания имеет в основе патологическую инертность по типу, весьма характерному для поражения лобных долей.

В некоторых случаях мы рекомендуем проверять внимание при помощи еще одной связанной с убыстренным темпом дей­ствия методикой. Например, метроном (если его нет – просто стук карандашом по столу) отстукивает 180, 200 и более уда­ров в минуту. Исследуемым предлагается считать стуки про себя. Некоторые больные заявляют сразу, что не справляются с таким темпом. Другие же, ранее справлявшиеся со счетом ударов, проводимых в более медленном темпе (контрольное исследование), грубо теперь ошибаются. Если таких больных повторно попросить считать удары в таком быстром темпе, но уже вслух, то обнаруживается в ряде случаев, что они подме­няют подлинный подсчет ударов при повышенной скорости простым называнием ряда чисел, независимо от стука, не сознавая расхождения между заданием и попыткой его выполне­ния.

В этих случаях обнаруживается нарушение внимания, свя­занное с нарушением способности контролировать направлен­ность действия на решение задач.

В психиатрической клинике широко распространено иссле­дование, при котором предлагается больному последовательно вычитать от 100 по 7 (93, 86 и т. д.). Само вычисление произ­водится про себя. Вслух называются только последовательно получаемые числа. Эта методика также дает возможность у больных, вообще способных справляться с действием вычита­ния, выявить нарушения внимания, если они у них имеются.

Бывает целесообразно использовать для оценки внимания способность к его переключению. Например, мы предлагаем больному, начиная от какого-либо числа, попеременно прибав­лять 3 и 4, например, так: 5, 8, 12, 15, 19 и т. д. При таком ис­следовании в ряде случаев отмечается колебание внимания со склонностью в период понижения внимания прибавлять подряд одно число, без чередования их (12, 15, 18...). Такое исследова­ние пригодно для вскрытия относительно более тонких нару­шений.

Нередко внимание проверяется на арифметических опера­циях. При таком исследовании у ряда больных снижение вни­мания со склонностью к «автоматизации» действий проявляется в том, что подлинная операция вычитания заменяется повторе­нием рядов. Например: 100, 97, 93, 90, 87, 83, 80, 77 и т. д.

Иногда патологическое нарушение внимания сказывается в неспособности считать аритмичные стуки. Здесь может быть в ошибках выражено снижение способности к быстрому переклю­чению темпов и ритмов психических процессов.

У ряда больных внимание, не требующее динамического ре­гулирования, такое, например, как вычеркивание одной буквы, бывает сохранным. Страдает же у них именно способность сложно регулировать внимание, например, изменять ритм, темп и пр.

Исследование внимания может существенно помочь выявле­нию состояния утомления, болезни, интоксикации (даже неболь­шие дозы алкоголя снижают внимание), отсутствия (у детей) навыков внимания в занятиях и пр. Эти исследования могут иметь значение и при диагнозе болезни и при выявлении со­стояния больного и экспертизе. Данные исследования могут помочь выбору коррегирующих и компенсирующих средств». (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 212-221).

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player