![]() | ||
Движение и действие.
И.М. Сеченов и И.П. Павлов внесли исключительно важный вклад в изучение
движений в их единстве с сенсорными процессами. Учение о двигательном анализаторе
во всей сложности его структуры, в которой должна учитываться связь с другими
анализаторами и второй сигнальной системой, данные о корково-подкорковых
связях и ретикулярной формации оказали огромное влияние на дальнейшие
исследования двигательных процессов. Для психологии вообще, для медицинской психологии, в частности, в
области движений наибольшее значение имеет изучение волевых движений. Психологическое исследование произвольного или волевого
движения у человека должно производиться с учетом того, что это движение, как
правило, входит в единую систему целенаправленного, осознанного действия.
Движение как элемент осмысленного волевого акта развивается у ребенка вместе с
развитием способности к направленному действию. Большую роль при этом играет обучение
и подражание. В медицинской психологии особенности движений и их нарушения
также в основном должны изучаться в этом плане. Когда ребенок начинает учиться писать, он приобретает новую
для него форму движений. Когда человек приобретает профессию артиста цирка:
обучается гимнастике, акробатике, жонглированию, у него возникают возможности
движений, по своей точности и сложности недоступных
людям, не ставящим перед собой таких задач. Когда человек обучается игре на
рояле, его способность совершать каждой из рук разные, но точно соотносимые
движения, достигает исключительной высоты. Задачи многообразных видов и форм
деятельности определяют развитие движений. Патология в ряде случаев отражается
на движениях именно как на элементе действия. Восстановление и компенсация
нарушенных произвольных движений также в большой мере связаны с их включением
в соответствующие системы действия. Деятельность человека.
Под деятельностью человека понимается та основная сторона его жизни, в которой
он активно осуществляет стоящие перед ним задачи. В деятельности формируется
личность и выражает себя. Можно различно классифицировать виды деятельности
человека. Часто говорят о практической и теоретической деятельности. Это
деление достаточно условно, но это не снимает его положительного значения.
Можно различать профессионально-трудовую, общественную, спортивную,
художественную деятельность. Основной, ведущей формой человеческой деятельности является
труд. В активности ребенка большое место занимает игра. Наряду с ее большим общеразвивающим значением игра, с одной стороны, богата
подражанием труду, а с другой – является подготовкой к нему. Понимая, таким
образом, значение игры и ее роль в формировании личности ребенка, следует
руководить ею в целях воспитания. Деятельность человека, в основном, сознательна. Она выражается
в действиях, которые осуществляют построенный в сознании план. При социализме и коммунизме личность наиболее полно
раскрывает себя в деятельности, соответствующей ее способностям, ее интересам.
Всякое действие человека, будет ли это действие с внешними предметами или чисто
умственный процесс, не может быть понято, если не учесть его психологическую
природу. В деятельности человека участвуют познавательные,
двигательные процессы, эмоции, волевые процессы, внимание, память, речь,
мышление, сознание – вся личность во всей ее многогранности и сложности. Изучая деятельность человека, в первую очередь – трудовую,
врач получает возможность характеризовать личность со стороны ее активности,
целеустремленности, волевых качеств, ее интересов и направленности. В
деятельности отражаются такие черты личности, как собранность или
разбросанность, педантичность или небрежность, степень настойчивости и различные
степени так называемого упрямства, утомляемость и необусловленная утомлением
истощаемость. Врач должен своими советами помочь родителям и педагогам
воспитывать у ребенка, уже начиная с игрового периода, положительные стороны
волевой деятельности. Он должен уметь распознавать особенности деятельности
больных и где можно положительно воздействовать на нее, устраняя, по
возможности, ее отрицательные стороны. Выявление неадекватных особенностей,
происшедших в характере деятельности человека изменений может поставить вопрос
о наличии у него нервно-психической или соматической болезни и помочь
диагнозу, определению состояния и динамики патологического процесса. Резкое, например, снижение активности в деятельности может
быть связано с изменением настроения (как это бывает при депрессиях –
состояниях угнетенного настроения и тоски). Особенно выраженное падение
активности со снижением инициативы может быть обусловлено патологическими
изменениями в лобных долях головного мозга. Резко выраженная повышенная
утомляемость может иметь своей причиной заболевание неврозом. Но она может
зависеть и от состояния внутренних органов, болезней крови и др. Назовем, в
виде примера, астении при снижении артериального давления. Патологически преувеличенная
тщательность в действиях с необоснованным вниманием к деталям характерна для
многих больных эпилепсией. Эти примеры могут быть бесконечно умножены и, мы
полагаем, показывают, как велико для врача значение изучения нарушений
деятельности больного. Важным представляется сопоставление
объективно выраженного утомления, как состояния, вызванного нагрузкой,
с чувством усталости, – состоянием психики, в норме правильно отображающем
процессы утомления в организме. В
патологии же нередко
отмечается чувство усталости без соответствующей нагрузки и реже – отсутствие
чувства усталости при наличии большой нагрузки и объективно выраженного
утомления. Выявлению этих состояний может помочь изучение кривой графика
работы (понижение или повышение эффективности), показывающее втягивание в
работу, падение работоспособности по мере утомления, влияние отвлекающих
моментов и пр. Необходимо также учитывать влияние на кривую отношения человека
к работе, общее эмоциональное состояние, состояние его здоровья и др. Важнейшее значение имеет определение изменений в деятельности,
выявившихся у человека в связи с болезнью. Потребности, влечения, мотивы, побуждения и деятельность. Всякий организм нуждается для продолжения своего существования
и для своего развития в определенных условиях. Нужда в этих условиях образует
потребности организма. Человек, как и всякое живое существо, не может
существовать без пищи. У человека имеется ряд других потребностей, определенных
биологически. Но все они под влиянием общественной среды, в которой живет
человек, приобретают собственно человеческие черты, становятся человеческими
потребностями. Человек современной культуры нуждается в пище, но это –
потребность в определенных видах пищи, определенным образом приготовленной,
которая съедается в определенных условиях. Социальной перестройке подвергаются
все унаследованные от животных предков потребности и влечения человека. Причем
здесь имеет место не их подавление (как это понимают психоаналитики), а
развитие, с соответствующими качественными изменениями. Игнорирование или
недооценка этого развития потребностей приводит к грубейшим ошибкам. Вместе с такой перестройкой биологически обусловленных потребностей
в процессе исторического развития у людей возникают новые наиболее высокие
потребности, специфически человеческие. Эти потребности, где это вызывается
необходимостью, становятся над личными потребностями. Люди в борьбе за
справедливость, в классовой борьбе, при защите родины способны игнорировать
опасность смерти во имя идеалов, могут длительно при необходимости голодать,
пойти на муки. Деятельность человека определяется широким кругом его
потребностей, на основе которых формируются влечения и интересы.
Влечения, вызванные у животного необходимостью удовлетворения биологических
потребностей, резчайшим образом отличаются от
влечений человека, зависящих от социально-исторических условий его жизни.
Такое понимание влечений коренным образом расходится с пониманием влечений
психоаналитиками всех направлений. Для них влечение – биологически возникающий,
неизменный, фатально определяющий все в психике человека механизм. В советской психологии влечения и интересы понимаются, как
непосредственно «чувственные отражения» потребности (А.Н. Леонтьев, 1952).
Влечения человека отличаются сознательным в той или иной мере характером.
Человек осознает цель деятельности и также то, почему он стремится к этой цели
– мотивы деятельности. Осознанные влечения лежат в основе сознательных желаний,
стремлений, волевых действий и интересов к определенным областям деятельности.
Человеческая деятельность направляется осознанными мотивами. Они могут быть весьма различными, соответствовать требованиям общества или
расходиться с ними. Мотивы в одних случаях коренятся в узком себялюбии, в
других диктуются подлинно общественными, высокими идеалами. Эти последние и
являются мотивами советского человека. Некоторые зарубежные авторы (в том числе и Kretschmer) говорят о биологическом влечении, как причине
преступления. Это, конечно, совершенно неверно. Преступная деятельность,
противоречащая интересам общества, диктуется не биологическими особенностями
человека и не отсюда проистекающими мотивами. Преступление – явление социальное.
Если закон нарушается больным в результате вызванных болезнью нарушений в
мотивационной сфере и нарушения сознания, – это уже не преступление. Весьма часто действие определяется не одним мотивом, а
целой системой мотивов; иногда для выполнения действия требуется пережить
борьбу различных мотивов. Не всегда в сознании одинаково представлены все
мотивы, все побуждения к тому или иному действию. Среди немотивированных движений у здоровых людей можно
отметить различного рода привычные движения и действия, среди которых и
следует различать положительные, нужные человеку, сознательно им закрепляемые.
Эти «привычки» полезны. Они часто автоматизированы, экономят силы, помогают как работать, так и отдыхать. Иными являются по
своему происхождению и значению отрицательные «привычки». Их никто сознательно
не воспитывал. Они обычно появляются в результате сознательного или
бессознательного подражания и чаще совершаются «автоматически». Преодолевать их
бывает трудно. Нередко для их преодоления нужна помощь врача. У больных могут
наблюдаться и навязчивые движения, возникшие под влиянием различных
патологических переживаний. Иногда в поведении человека выделяются особые формы
активности – поступки, большей частью выражающие отношение человека к
другим людям и не всегда полностью мотивированные. Поступки больных могут
выражать патологические эмоции, настроения, отношения. Болезнь в ряде случаев изменяет и нарушает влечения, побуждения,
мотивы деятельности и отдельных, входящих в нее действий. При этом может быть
нарушен как объект влечения, так и форма удовлетворения его. У некоторых
больных существенно изменяются потребности и влечения. При некоторых
заболеваниях резко снижается аппетит (анорексия),
при других возникает (нередко при заболеваниях, сопровождающихся нарушением в
подкорковой области головного мозга) прожорливость – булимия. Нередки
патологические изменения в сексуальной сфере. Иногда половое влечение
ослабляется, тормозится, иногда наоборот, наступает повышенная сексуальность.
Ошибочно психоаналитики и некоторые другие авторы все сексуальные извращения
огульно рассматривают как чисто биологическую аномалию. Гомосексуализм,
импотенция, фригидность у женщин и т. п. в огромной части случаев являются
следствием определенных условий жизни, неблагоприятных влияний окружающей
среды. У больных с общими психическими изменениями и снижением в
результате мозгового заболевания интеллекта (дементность)
нередко резко снижается социальная сторона влечений. Влечения и интересы
психически больных иногда сосредоточиваются на еде, иногда на сексуальном
удовлетворении и т. п. Нарушение влечений (как биологически, так и социально
обусловленное) может относиться к какому-либо одному виду влечений, но иногда
распространяется на все виды. При этом расстраивается соотношение между
различными влечениями, потребностями и интересами. Примером такого нарушения
является неудержимое влечение к азартной игре. О герое своего произведения
«Игрок» Ф.М. Достоевский в одном из своих писем писал: «Все его жизненные
соки, силы, буйство, смелость пошли на рулетку... Он поэт в своем роде, но...
он сам стыдится этой поэзии – чувствует ее низость». Сфера побуждений к
действию особенно часто страдает при поражении лобных долей, стриопаллидарной системы, ретикулярной формации. Болезнь
нарушает интересы и мотивационную сферу. Так бывает, например, при шизофрении.
У других больных нарушения в мотивационной сфере, в сфере интересов приводят к
тому, что мысли о болезни, переживание болезни подавляют все другие мысли, чувства и интересы
больного, доминируют над ними, меняют мотивы его поведения. У здорового человека деятельность всегда в той или иной
степени мотивирована. В болезни мы сталкиваемся с возможностью возникновения
немотивированных действий, не проистекающих из осознанных потребностей и
побуждений и не имеющих перед собой осознанных задач и целей. Патологическая
перестройка мотивационной сферы отмечается у ряда психически больных, у
больных с поражением лобной области. У последних часто бывают снижены и интенсивность и динамика побуждений. У невротиков
и психически больных особенно резко выявляется в ряде случаев борьба разных
мотивов. В реактивном состоянии (патологическое состояние, вызванное
тяжелой психической травмой) нередко временно возникший мотив приобретает
огромную силу при его относительно незначительной стойкости. У некоторых
больных с наличием бреда бывает иногда нетрудно обнаружить огромную побудительную
силу, наряду с огромной стойкостью, единообразием и узостью мотивов и потребностей.
Физиологической основой таких патологических явлений следует считать
патологическую инертность нервных процессов в головном мозгу при наличии других
соответствующих особенностей состояния нервной системы. У больного человека возможны немотивированные или мало
мотивированные действия и поступки, неадекватные мотивы действия. Можно
выделить, например, импульсивные действия. Так называются действия,
которые непосредственно возникают из аффективно окрашенных импульсов, внезапно,
без соотношения в сознании их с обстоятельствами, с требованиями морали, с
общими установками личности. Иногда в особых условиях импульсные действия, не
учитывающие обстоятельств, непродуманные, может совершить и практически
здоровый человек. А. П. Чехов с потрясающей правдивостью описал
«злоумышленника», который, чтобы обеспечить себя грузилом для рыбной ловли,
вывинчивал на железнодорожном пути из рельсов гайки, не задумываясь над тем,
что его действия могут привести к крушению поезда со многими человеческими
жертвами. Неспособность соотнести мотивы побуждающие
и мотивы тормозящие, долженствующие задержать, не допустить действие, отсутствие
или снижение самоконтроля, саморегуляции бывают присущи не только больным,
страдающим психозом, в меньшей мере – психопатией или неврозом, но в какой-то
мере и форме и здоровым людям – детям,
иногда подросткам, людям с недостаточно развитым интеллектом, людям,
находящимся в состоянии аффекта (особо сильной эмоции). У некоторых больных под влиянием болезни иногда возникают
так называемые автоматические, т. е. неосознанные или недостаточно осознанные
действия. Как указывалось, они особенно характерны для страдающих
эпилепсией. Такие автоматические действия могут протекать в течение 1–2 мин,
а иногда значительно дольше. По окончании приступа больные обычно ничего не
помнят о том, что с ними было. На электроэнцефалограмме, по данным Пенфилда, в начале такого припадка отмечалось подавление
электрической активности, электроэнцефалограмма приобретала черты сглаженности,
затем возникали, в основном, замедленные волны. Волевые действия и их детерминированность. Для деятельности человека характерен волевой характер.
Волевые действия, направленные на достижение поставленной цели, проходят вплоть
до их окончания при регулирующей и контролирующей роли сознания. Человек
воздействует на окружающий мир и на самого себя на основе специфически
человеческого, т. е. сознательного отражения действительности и сознательного
отношения к ее требованиям. В патологии наблюдаются состояния выраженного ослабления
воли многообразного генеза – абулии или гипобулии.
Употребляется некоторыми авторами и термин гипербулия,
но вряд ли можно думать, что нервно-психическая болезнь действительно может
укреплять волю в настоящем ее понимании. Цели и задачи волевых действий человека определяются
непосредственным отражением в его сознании объектов внешнего мира, на которые
направлено действие, а также в равной мере образами, представлениями и
понятиями, возникшими в свое время в процессе отражения. Задачи, которые ставит
перед собой человек в отношении своих действий, также основаны на его личном
опыте в научном материалистическом его понимании, т. е. на общественно
обусловленном опыте. Опытом же определяются и формы действия, отдельные,
входящие в действие процессы и операции (двигательные, мыслительные). Можно говорить об основных и подчиненных целях действия.
Человек, например, ставит своей целью максимально отдать свои силы на дело
строительства коммунистического общества, видит в этом смысл своей жизни. Но,
намечая путь для достижения этой цели, он может поставить подчиненную ей цель
– получить образование. Уже из нее могут возникнуть отдельные задачи и
соответственно отдельные действия: сдать экзамены, пойти в библиотеку и пр.
Конечно, разные люди имеют разные потребности и ставят перед собой при
одинаковых как будто условиях различные цели, избирают объекты действия, различные
формы воздействия на объект, различные формы оперирования объектом, по-разному
строят свои действия. Но эти индивидуальные различия также закономерно
определяются условиями жизни, тем, какие отношения к действительности сложились
у человека, каковы его знания и умения, его способности, его интересы и
влечения, особенности его характера, его идеология, т.е. детерминированы
социальной средой и физиологическими особенностями человека в их единстве. Идеалисты, в частности, сторонники
волюнтаристического направления в философии и психологии, чужды пониманию
сознания, как отражения действительности, считают, что сознание – первая и
единственная причина волевого действия, отрицают вторичность сознания и воли,
отрицают их зависимость от материального мира, приходят к мистификации воли, к
ложному положению об ее независимости как от среды, от условий жизни, так и от
нервной системы и организма в целом. Механистические же концепции противопоставляют этим
идеалистическим взглядам фактическое отрицание роли сознания и психики в
строении действий и поступков человека. Такая позиция, в частности, характерна
для американской психологической школы бихевиористов – сторонников науки о
поведении, изучаемом ими без учета сознания, психики, понимаемом ими как сумма
реакций, как ответные движения организма на раздражения. Советская психология, вооруженная
философией диалектического материализма, сумела выйти из того порочного круга,
в котором находятся столь многие психологи капиталистических стран, объективистски изучающие деятельность человека, его
поведение, игнорируя психику, или субъективистски
отрывающие психику от ее материальной основы. Психологический анализ деятельности и поведения в их
единстве с сознанием (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) – метод советской
психологии, отбрасывающей оба эти пути как ложные. Чем больше сознаваемых трудностей встает перед человеком
при установлении цели действия и при его выполнении, тем более выражен волевой
характер действия, тем больше требований предъявляется к личности. Способность
к преодолению трудностей в действиях, проявляемая при этом настойчивость,
способность доводить дело до конца также определяется условиями жизни и
состоянием организма, в частности и особенно – центральной нервной системы. Неправильное воспитание делает человека менее способным к
волевой деятельности. Врач, которому приходится принимать участие в решении
вопросов воспитания, должен учитывать его влияние на развитие способности к
волевым действиям у ребенка. Особенно врач должен об этом помнить при лечении
ребенка нервного, психопатичного, или страдающего
другими заболеваниями. Развитие воли, способности к волевой деятельности может сыграть большую положительную роль в компенсировании различных дефектов, различных патологических осложнений развития. Нельзя себе представить и лечение врачом ряда больных, особенно невротиков и психопатов, без того, чтобы он систематически не стремился к укреплению в них способности к подлинно волевым действиям и к устранению всех немотивированных, недостаточно или неправильно мотивируемых их действий. В рассказе А. Довженко «Воля к жизни» с большой художественной силой изображен тяжело раненый на войне советский солдат, который считался опытными врачами умирающим, но который, проявив огромную силу воли к жизни, сумев преодолеть невероятную слабость, боль, страдания, оказал решающую помощь врачам в его излечении. Это видение художника не может не обратить на себя внимания врача. Врач должен укрепить в больном волю к жизни, к здоровью и этим обеспечить наиболее благоприятные условия для лечения». (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 244-252). | ![]() |
|
![]() | ||
![]() | ||
|