РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Институт психологии РАН

Мы продолжаем публикацию рукописи профессора Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова Леонида Петровича Урванцева, переданной нам студентами-психологами, которым, в свою очередь, Леонид Петрович записывал на электронные носители текст без всяких ограничений. Книга была подготовлена к печати, но не была издана. Публикация монографии в Интернете, по нашему мнению, – дань памяти замечательному ученому, безвременно ушедшему из жизни. (Обширный список цитируемой литературы будет приведен в конце публикации).

 

Институт психологии РАН

Институт «Открытое общество»

Л.П. УРВАНЦЕВ

ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО

Ярославль

2000

© Л.П. Урванцев, 2000

 

1.6. Влияние семьи на риск психосоматических болезней и их течение

В предыдущих параграфах мы уже не раз касались вопроса о влиянии родительской семьи, взаимоотношений в семье и типов воспитания на возникновение соматических болезней. Эта проблема, однако, настолько важна для планирования и организации работы с больным и для психопрофилактики, что некоторые ее аспекты следует рассмотреть подробнее.

Значение родительской семьи и воспитания в разных психосоматических теориях оценивается неодинаково. Напомним, что Дж. Райх первым обратил внимание на несколько важных обстоятельств в картине психосоматоза: симбиотическую природу материнско-детских отношений у психосоматических больных, «недоразвитие» их личности (детские способы мышления, чувствования и поведения). Отмечалось также, что с неправильным воспитанием могут быть связаны регрессия психосоматического больного на более низкий уровень психосоматического функционирования, использование им незрелых защитных механизмов, алекситимия. Особо важны ситуации, когда мать задерживает развитие ребенка на фазе симбиоза, препятствует его сепарации, отделению. Отец при авторитарной матери, как правило, не может ей противостоять и находится в отдалении от материнско-детской диады. В теории «потери объекта» роль родительской семьи также чрезвычайно важна, если иметь в виду потерю отца или матери (смерть, развод, потеря контакта и отчуждение). С родительской семьей часто связана несформированность самосознания, образа Я, что многие авторы считают важным фактором психосоматических болезней. Материнско-детские отношения играют важную роль и в формировании саморегуляции, несформированность которой, как уже отмечалось, повышает риск психосоматических болезней.

В упоминавшейся выше коллективной монографии [95] можно найти немало интересных замечаний о роли семьи в возникновении и течении соматических болезней. Так, при бронхиальной астме ранние нарушения отношений с матерью вызывают у больного конфронтацию «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой. Личность больного туберкулезом не соответствует какому-то одному типу, однако есть один общий признак: большая ранимость ко всякому отнятию любви, потребность остаться вблизи матери, в узкой зоне безопасности, в центре которой находится мать. Как бросающаяся в глаза, у этих больных описана необычная потребность в симпатии. По другим данным, основное значение в развитии бронхиальной астмы имеет подавление матерью эмоциональных проявлений в раннем детстве — крика, плача и т.д. Кроме того, родительские семьи этих больных характеризуются сдержанностью в проявлении эмоций у ее членов, жестким контролем и подавлением инициативы детей [174]. Отмечают также жесткую иерархичность и ригидность семейной структуры.

В семье ребенка, больного бронхиальной астмой, его болезнь может стать фактором, удерживающим родителей от развода, или же иногда формируется коалиция «родитель — больной ребенок» против другого родителя. Внутрисемейные отношения оказываются напряженными. В семье могут складываться предпосылки для закрепления возникших однажды болезненных симптомов по механизму «условной желательности». Нередко агрессивные чувства, обусловленные напряженными взаимоотношениями родителей, проецируются на больного ребенка. Исследования также показали, что очень часто больные бронхиальной астмой либо воспитывались в неполной семье, либо пережили в детстве утрату одного из родителей. Еще один важный факт: матери больных бронхиальной астмой, негативно относящиеся к браку сына или дочери, стремятся вызвать у них по этому поводу чувство вины, что нередко является механизмом приступа астмы у их взрослых детей.

Изучая больных гипертонией, обратили внимание на особенности взаимодействия в их родительской семье. В каждой семье между родителями и детьми формируются правила, по которым регулируются конфликты. Если отец в семье — гипертоник, дети учатся менее эффективным возможностям, приемам перенесения и разрешения конфликтов. В этих семьях преобладает негативная невербальная коммуникация (например, не давать ответ, отворачивать голову, избегать контакта взглядами). В то же время, исследования показывают, что ограниченное восприятие конфликта и стресса, избегание конфликта связано с появлением повышенного давления крови, т.е. это типы поведения, которым дети учатся от гипертоника-отца в процессе социализации в семье. Запреты на речь или коммуникацию в такой семье ведут к преобладанию принимающих, наблюдающих, контролирующих, сдерживающих видов активности.

Больные язвенным колитом чаще происходят из семей с симбиотической структурой отношений, в которых мало говорят о чувствах. У них низкая самооценка, они очень чувствительны к своим неудачам и стремятся к зависимости и опеке. Поэтому потеря отношений с ключевой фигурой переживается ими как угроза собственному существованию. Иногда это заболевание рассматривается как эквивалент реакции печали. Инфантильность как следствие неправильного воспитания из-за симбиотических отношений в семье считается характерной для данных больных.

У пациенток, страдающих хроническим полиартритом, также установлены некоторые особенности взаимоотношений в родительской семье. Часто их мать — женщина холодная, претенциозная и авторитарная, а отец — слабый, подавляемый матерью. С детства у пациенток отмечают чувство страха перед матерью и зависимости от нее, сопровождаемое подавляемым стремлением к бунту. Приучившись владеть своими чувствами, больная склонна тиранизировать окружающих, начиная со своего мужа (обычно человека слабого, услужливого) и кончая детьми, с которыми обращается очень строго.

У больных с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, как указывают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, выделено 7 профилей личности, обуславливающих сам факт развития язвенной болезни, ее хронизацию и клинические особенности [174]. Два из этих профилей в значительной степени формируются под влиянием особенностей родительской и супружеской семьи. У «тиранического пациента» отмечают слабое Эго, внутреннюю зависимость от окружения и в то же время страх перед этой зависимостью. В этом случае тираническое подавление окружающих и вспышки агрессивности при неудачах рассматривают как гиперкомпенсаторную реакции. При другом личностном профиле больные постоянно «рассеивают» агрессивное напряжение на окружающих — делают иронические замечания, выражают недовольство, брюзжат и т.д. Тирания в 1-м случае часто является защитной реакцией, если в родительской семье пациента один из родителей (или оба) стремился доминировать, подавлять ребенка.

Другое исследование личности гастроэнтерологических больных показало, что для большинства из них характерно наличие проблем в семье, подавление потребности в глубоких эмоциональных отношениях [106]. Отмечены также фрустрация аффилитивной потребности и потребности в независимости, с чем связаны трудности общения, конфликтность, склонность к внешненаправленным реакциям с сосредоточением на защите Я. В результате не формируются конструктивные способы разрешения межличностных проблем, возможно компенсаторное стремление к лидерству в социальных отношениях при невозможности реально его обеспечить, а это ведет к новым межличностным конфликтам. Авторы предполагают, что формирование специфического стереотипа эмоционального реагирования гастроэнтерологических больных является важным психологическим фактором в патогенезе заболевания, причем он начинает действовать еще в детском возрасте. У ребенка же при дефиците эмоциональных отношений разлука с родителями, вызванная болезнью, переживается еще более остро, усиливает тревожность.

Психологический фактор, связанный с семьей, может играть определенную роль в возникновении сахарного диабета. Считают, например, что пища может идентифицироваться с любовью. Недостаток любви, таким образом, приводит к переживанию состояния голода, которое усиливается независимо от принятия пищи. Формируется «голодный» метаболизм, который соответствует метаболизму больного диабетом. Еще один механизм, способствующий заболеванию сахарным диабетом, заключается в том, что интенсивный аппетит и склонность к ожирению ведут к стабильной гипергликемии. Кроме того, известно, что нарушение ролевой структуры в родительских семьях ухудшает состояние больных при определенном типе диабета [174].

До сих пор мы обсуждали роль «семейных» факторов в возникновении и течении некоторых конкретных болезней. Выделены, однако, и такие три типа родительских семей, которые характерны в целом для больных с психосоматическими расстройствами.

1. Жесткие стереотипы коммуникации в семье, когда дети инфантилизируются, их эмоциональное развитие отстает от нормального («связывание»).

2. Воспитательные воздействия приводят к тому, что ребенок как бы «отказывается» от своей личности, у него развиваются аутизм и тенденция к автономности, независимости («отказ» или «отвержение»).

3. У родителей происходит сдвиг в ожиданиях по отношению к детям. Их реальные достижения игнорируются, родители перемещают на них свои несбывшиеся стремления, надежды, то есть манипулируют детьми как продолжением своего «Я» («делегирование»).

Все сказанное убедительно показывает, что психолог или психотерапевт, работающий с психосоматическим больным, должен часто работать и с его семьей, заниматься семейной психотерапией, улучшать внутрисемейные отношения. При этом необходимо учитывать и специфическое отношение в семье к больному [95].

Своим окружением психосоматический больной в большинстве случаев рассматривается или как тяжелый органический больной, или как «несерьезный» больной, ипохондрик либо симулянт, причем эти суждения родственников временами могут колебаться. Часто вследствие таких искаженных оценок симптоматика больного углубляется, он чувствует себя покинутым и одиноким. К тому же он оказывается наиболее открытым для возможных обид по сравнению с другими больными.

Психосоматический больной нередко является «носителем проблем» семьи. С одной стороны он как бы осуществляет «разгрузочную» функцию относительно семьи, так как забота о нем препятствует выплескиванию подпороговых семейных конфликтов. С течением времени больной член семьи воспринимается, однако, как дополнительная нагрузка. Трудность работы психотерапевта с семьей часто связана еще и с тем, что она бессознательно отвергает перемены, поскольку разгрузка «носителя симптомов» нарушила бы установленное с трудом за его счет равновесие в семейных отношениях и вела бы к прорыву конфликта.

 

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player