РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

В обычных домах престарелых реже, а в учреждениях с психиатрическим про¬филем очень часто приходится встречаться с врожденным слабоумием у взрослых

В обычных домах престарелых реже, а в учреждениях с психиатрическим про­филем очень часто приходится встречаться с врожденным слабоумием у взрослых. С развитием медицинской науки увеличилось и число таких больных, поскольку раньше эти люди обычно не достигали взрослого возраста в результате различных инфекционных заболеваний и крайне неблагоприятных социальных условий. Эти больные могут быть разделены на две большие группы: причиной задержки ум­ственного развития у больных одной группы являются крайне неблагоприятные социальные условия жизни, запущенность, отсутствие соответствующей заботы, обучения и пр. Другая группа – это больные с более серьезной умственной отсталостью, объясняющейся органическими поражениями головного мозга, его травмами, в результате которых к тому же возникли еще и параличи, эпилепсия. Такие больные влачат очень жалкое существование.

Обычно речь идет о людях, которые остановились на каком-то этапе развития или страдали врожденной неполноценностью, были неспособны к нормальному развитию. К группе этих больных относятся больные со слабоумием в стадии дебильности или легкой имбецильности, которые выполняют самую простую работу и обычно очень хорошо приспосабливаются к окружающей обстановке. Серьезная умственная отсталость, возникшая на почве органических расстройств, наблюдается у идиотов, не умеющих говорить, ходить, или же у имбецилов, стоящих на очень низком уровне развития.

Очень часто слабоумные – безобидные, непосредственные люди, отличающие­ся детскостью поведения. Они обычно отстают не только в умственном развитии, отстает в развитии и их личность, даже наиболее развитые из них не превосходят уровня развития 8–10-летних детей. Круг их интересов и деятельности ограничи­вается, как правило, играми, сказками. Мир их чувств прост, непосредственен. Как у детей с умственной отсталостью, так и у взрослых со слабоумием велика потреб­ность в любви и заботе. Эту жажду заботы и любви удовлетворить очень просто: достаточно ласкового слова, конфеты, поглаживания по голове. Для не имеющих родных или не живущих с ними больных все это очень важно. Запас слов при тяжелой имбецильности или идиотии очень беден, но если с больными работает персонал, проявляющий о них большую заботу, выполняющий свое дело с любо­вью, то улучшается и речь больных. Одна из таких групп наших больных очень полюбила посетившего их психолога, тут же больные запомнили ее имя и стара­тельно повторяли: «Анника, Анника...»

Если в доме престарелых царит хорошая атмосфера, дух коллективизма, каж­дый больной имеет свое занятие, то покой обычно не нарушается. Если же среди членов персонала напряженные отношения, споры, если отношение к больным носит явные черты дилетантизма, то нередко можно наблюдать беспокойство, напряженность больных, более того – даже буйствование их.

Часть больных – это обычно люди тихие, неактивные, с характерной для них торпидностью, другая часть – более живые, возбудимые, даже склонные к эмо­циональным взрывам.

Если такие больные живут не в психиатрическом учреждении (а иногда даже и там), уход за ними представляет большие трудности. Несомненно, есть и такие больные, которых нельзя содержать ни в каких домах престарелых, даже с психи­атрическим профилем, например, тяжелых идиотов с агрессивным поведением. Однако такие заявления, как «с ним невозможно справиться», «заберите его отсю­да, он волнует и остальных больных» и т. п., обычно можно слышать там, где отсутствует профессиональный подход к больным. Одной из причин тяжелого положения таких больных может явиться то, что не создали соответствующих условий для их приспособления к окружающей среде, не позаботились о том, что­бы они были заняты, имели свои обязанности. В тех домах престарелых, где создана здоровая атмосфера, где обеспечена занятость больных, где нет недостат­ка в человечности в обращении к старикам, там нет и затруднений в отношении слабоумных больных, которых бывает немало и в коллективах обычных домов престарелых: часто они даже пользуются здесь особой любовью окружающих.

Нам довелось быть свидетелями изменений в жизни одного дома престарелых, где вначале не было недостатка в напряженности отношений, спорах, несоответ­ствующем отношении к больным. Введение систематической занятости больных, приход соответственно подготовленных сестер позволил снять замки и решетки с окон и дверей, создать спокойную, гармоничную обстановку.

В домах престарелых психиатрического профиля нередко можно встретиться с психически больными. О них уже говорилось в соответствующей главе.

Очень важной проблемой в домах престарелых является проблема приспособле­ния вновь поступивших к новым условиям, нахождение ими своего места в новой среде. Вновь поступающие ждут дружеского приема, нуждаются в нем. Им должно быть обеспечено не только физическое место в доме, они должны и духовно найти свое место здесь. Во многих домах престарелых проводят особую работу с новы­ми людьми, «вводят» их в новую среду, помогают найти свое место в ней, приспо­собиться к новым условиям. Человеку преклонного возраста сделать это совсем не легко. Новая среда, новые условия означают большую нагрузку на психику. Трудно из домашней обстановки, из семьи (или даже жалких остатков ее) попасть в большой коллектив, смириться с мыслью, что отныне он станет твоей семьей. Все это может вызвать неуверенность, беспокойство, которые часто проявляются в форме хвастовства: новые больные хвастаются своим происхождением, высоки­ми связями, «большими» делами: «Кем я была!», «Из какой я семьи!».

Дом престарелых коллектив. Его можно сравнить с большой семьей, где – в благоприятных условиях – господствует мир и гармония. Эта гармония может быть нарушена несоответствующим поведением отдельных больных. Есть и такие коллективы, где «множество проблем», «множество больных, которые не могут ужиться»... Опытный глаз сразу заметит, в чем причина дисгармонии; при недостатке же опыта определить ее поможет длительное наблюдение за жизнью такого коллектива. Эта причина может скрываться в коллективе больных, в кол­лективе лечащего персонала, в руководстве, в отсутствии необходимых знаний по психологии и пр. Часто большие трудности объясняются большой гетерогенно­стью контингента больных: старики и страдающие олигофренией (в основном – молодежь), больные с сенильными или какими-либо иными психозами (воз­можно, уже и в состоянии слабоумия) мешают друг другу, не могут ужиться. Стычки и трения возникают между стариками и молодыми, активность и шумли­вость несовместимы с любовью стариков к тишине и покою. Большое влияние на атмосферу дома престарелых оказывает и настроенность лечащего персонала и руководства. Бывает, что сестры умеют прекрасно обращаться со стариками, и это доминирует в их работе. Иногда у таких сестер возникают столкновения с молодежью или взрослыми, страдающими слабоумием. Умение обращаться с ними, возможно, не так совершенно, а потому таких сестер страшно нервирует, например, «эта вот девушка», потому что «не выполняет того, о чем я ее прошу».,. Часто столкновения возникают на почве эмоциональных, любовных, сексуальных проблем. Отсюда видно, к каким различным столкновениям может привести гетерогенный состав больных, настроения лечащего персонала, личные особенно­сти, установки. В результате и появляются «неуживчивые больные». Обычно такие эпитеты больные получают, прежде всего, из-за неблагоприятных свойств их собственной личности: агрессивности, брюзгливости, обидчивости, задиристости. Психологические наблюдения над отдельными группами больных показали, что такие «неуживчивые» члены коллектива оказываются в изоляции, между ними и окружающими происходит постоянная борьба. Эта открытая борьба начинается с жалоб и заявлений, писем и донесений. В момент вспышки кризиса дом престаре­лых напоминает разворошенный муравейник. Прибывшие для «расследования» жалоб уже в дверях слышат обращенное к ним «... пожалуйста, поскорее, неопре­деленность положения невыносима...». Больные в один голос свидетельствуют против жалобщика, а от работников дома престарелых можно услышать и такое: «.. .душевнобольной, его следовало бы перевести отсюда». «Неуживчивый» боль­ной может реагировать на происходящее двояко: он или жалуется на несправедли­вость по отношению к нему, или – что тоже не редко – ангельски улыбается и делает вид, что ни о чем не знает, все в полном порядке и он-де просто не понимает, чего от него хотят. В таких ситуациях отмечаются как реакция полного отрицания, так и некоторая диссимуляция.

Выходы из такого положения различны. Больные, работать с которыми трудно, которые в большей или меньшей степени неуживчивы, могут быть в любом доме престарелых. От общей атмосферы учреждения, от контингента больных и их обеспечения зависит, как будет решен вопрос о «проблематичном» члене коллекти­ва. Домов престарелых, где умеют уживаться с самыми неуживчивыми, немало. При обострении положения желательно провести разные собеседования, внутрен­нюю перегруппировку больных. После открытой вспышки конфликта встает и вопрос о престиже, а потому тогда уже ждут решения сверху. Как правило, в таких случаях о помещении больного в психиатрическое учреждение не может быть и речи, поскольку он не душевнобольной (хотя приходится встречаться иногда и с такими). Обычно такая «военная» обстановка может быть ликвидирова­на благодаря переводу больного в другой дом престарелых, где он получит воз­можность начать все снова, возможно, что в новой обстановке не останется и следа от его неуживчивости.

На семинарских занятиях в домах престарелых было обсуждено немало очень важных проблем, например проблема питания больных. Наряду с диететическими вопросами, вопросом о калорийности пищи и о гигиене питания важное значение имеют и вопросы психологии обращения с больными, связанные с этой сферой.

Немало забот причиняет группа больных, вечно критикующих питание, недоволь­ных, «разборчивых», вызывающих к тому же и недовольство остальных. Для таких людей все плохо, и самый вкусный суп – «помои». Некоторых из них можно сравнить с известными противниками любых лекарств, с агрессивными, асоциаль­ными личностями, не способными ужиться ни в каком коллективе. Среди таких недовольных немало и ипохондриков, уверенных, что они заболели в результате «плохого питания в доме престарелых». Естественно, вкусы и запросы индивиду­альны, и в зависимости от возможностей учреждения эти запросы и вкусы можно удовлетворять, однако часто отношение больных к питанию в доме престарелых – не что иное, как проявление обособленности, неспособности войти в жизнь коллектива, найти в нем свое место. В крайних случаях можно встретиться и с бо­язнью отравления, с навязчивыми идеями. Есть старики, которые и в доме преста­релых ведут отдельное «хозяйство», отдельно питаются, пытаясь таким путем сохранить самостоятельность, поскольку для них невыносима мысль о зависимо­сти, об отказе от самостоятельной жизни. У жильцов дома престарелых может возникнуть и естественное желание, как и в былой их жизни, пригласить кого-то в гости.

Хорошо известна страсть многих стариков к собиранию различных предметов. Под подушкой или в шкафчике они хранят тряпки, газетную бумагу, камешки, черепки, иногда свои «литературные» труды, рисунки, личные вещи, напоминаю­щие о прошлом, ложки и т. д., и т. п. Страсть к собиранию разных предметов может быть и самоцелью, но часто в этом занятии проявляются ценные элементы личности. Например, старушка, собирающая газеты, на вопрос, зачем она это делает, ответила, что надеется когда-нибудь прочесть все их. Даже ничтожные осколки стекла, черепки могут хранить память о дорогом прошлом. Жильцы домов престарелых часто одаривают друг друга переписанными копиями «литера­турных» произведений, а то и их «оригиналами». В собирании вещей играют важную роль и факторы страха. Например, о старушке, собиравшей сухие булоч­ки, выяснилось, что она боится войны. Другая, в страхе голодной смерти, собирает сухой хлеб и заплесневевшие конфеты. Одна жительница дома престарелых соби­рала платье умерших стариков. Тумбочка и сумка другой всегда были полны сокровищ, добытых из мусорного ящика.

Немалые трудности сопряжены с желанием жильцов домов престарелых дер­жать домашних животных. До тех пор, пока в некоторых психиатрических учреж­дениях, в институтах трудовой терапии будут заниматься разведением животных (такая деятельность весьма характерна и для многих периферийных домов преста­релых), не исключена и постоянная возможность того, что будет возникать и лич­ная привязанность к животным. С трудностями приходится сталкиваться даже в той, казалось бы, безобидной ситуации, когда у одной из жительниц дома престарелых есть кошка. Часть жильцов дома престарелых любит животных и радуется этой маленькой радости, другая же часть их, ссылаясь на негигиеничность, а иногда боясь инфекций, протестует против того, чтобы в доме престаре­лых держали кошку. Из-за этого могут возникнуть два смертельно враждующих лагеря: друзей и врагов кошек... В ходе бесед со стариками выяснилось, что любовь к животным объясняется многими причинами. Есть люди, которые не в состоянии приспособиться к условиям жизни в большом коллективе, они таким путем пытаются бороться с одиночеством. Для других домашние животные, их привязанность в некоторой мере восполняют недостаток в любви, заботе, теплоте. Есть старики, которые на протяжении всей своей жизни держали домашних живот­ных и просто не способны отказаться от этого в старости. Наименее противоречит распорядку домов престарелых любовь к птицам, поскольку никому не мешает кормление голубей или воробьев во дворе или на подоконнике.

При решении проблем, связанных с содержанием домашних животных, наряду с учетом местных привычек и правил необходимо и умение понять эту страсть к животным. Нам не раз приходилось быть свидетелями серьезных конфликтов: например, пожилая женщина впала в тяжелую депрессию из-за того, что «погуби­ли ее единственную кошку». Другая такой же тяжелой депрессией прореагировала на то, что сестра во время обеда выгнала кошку из комнаты. С пониманием следует относиться и к страсти стариков к собиранию вещей. Здесь столкновения и конфликты чаще всего также возникают из-за несоблюдения правил гигиены. В некоторых домах престарелых иногда заявляют, что все ненужные старые тряп­ки будут сожжены. Кого же из стариков может не задеть такая грубая расправа с их «сокровищами», «ценными подарками», «художественными произведения­ми»? Если необходимо навести порядок, стариков нужно тщательно подготовить к этому, побеседовать с ними. При внимательном отношении и эта проблема обычно может быть решена без осложнений.

Об атмосфере, господствующей в доме престарелых, можно судить уже по оборудованию, обстановке: теплота, домашний уют или же холодная стерильная чистота, нерушимый порядок, до педантизма, тяжелым грузом давящего на стари­ков, мучительная необходимость поддерживать такой порядок, формализм во всем.

По атмосфере дома престарелых тотчас же можно судить и об отношениях между его заведующей, сестрами и больными. Понимание между ними еще более усиливает теплоту, домашность обстановки (рис. 25). Ссоры, террористические и диктаторские наклонности отдельных личностей наносят такой атмосфере боль­шой вред. Властолюбие старшей сестры одного из домов престарелых (ныне переведенной оттуда) достигло поистине анахронистических форм. Ее безраздель­ное господство в учреждении, грубость, субъективизм, непонимание больных, недружелюбность вызвали массу жалоб. Дошло до того, что от стариков


Рис. 25. Атмосфера рабочей комнаты одного из домов престарелых

 

требовали, чтобы при рассказе о доме престарелых своим родным и близким при их посещении старики почти после каждого предложения, словно рефрен, повторяли: «Всем этим мы обязаны нашей дорогой старшей сестре, которая так добра к нам...». Руководитель дома престарелых  не просто административный работ­ник, он должен выполнять не только организационные и хозяйственные задачи. Заведующая дома престарелых до некоторой степени является матерью своим неприкаянным жильцам, так нуждающимся в теплоте и заботе. Ее плохое настрое­ние, молчаливость, личные затруднения не остаются незамеченными, как и ее вопросы, проявляемый к старикам интерес, внимание, даже улыбка. Старики должны иметь возможность обращаться к заведующей не только с физическими, но и с душевными проблемами. От психологического такта руководителя дома престарелых, от умения понять вверенных его заботе людей зависит очень многое.

 

Много неприятностей было с одной старушкой, страдающей навязчивой идеей, что ее обворовывают. Она постоянно жалуется на то, что у нее то украли одеяло (его уносят из комнаты, когда она находится в вестибюле), то еще что. Заведующая домом престарелых, возмущенная такой «клеветой», резко отчитывает старушку, ведет ее в комнату и показыва­ет, что одеяло на месте. На что бедная женщина отвечает: «Да, но это не то одеяло, сменили»... Заведующая всеми силами стремится избавиться от этой жилицы, отправить ее в зак­рытое отделение, так как она постоянно «клевещет на окружающих, то ее письма крадут, то деньги»... На деле же единственный сын старушки ни писем не пишет, ни денег не шлет. Обсудив данный случай, мы предложили провести курс лечения гиберналом и проявить побольше внимания к больной, попытаться понять ее болезненное состояние. Впоследствии никаких проблем с этой женщиной не было, удалось восстановить взаимопонимание между нею и окружающими.

 

Важную роль играют и все остальные работники дома престарелых. Нужно, чтобы сестры, сиделки разбирались в тех проблемах, с которыми приходится встречаться в ходе работы в доме престарелых. Различные патологические идеи у больных (например, об обкрадывании), недовольство, проявления ревности, различные «любовные» истории, болтовня и сплетки среди стариков требуют большого такта и профессионального подхода персонала.

Нельзя забывать и о роли того, кто руководит обеспечением питания стариков. Интерес к нуждам стариков, забота о них могут далеко выходить за рамки офици­альной деятельности, чем можно сделать для больных очень многое. Разнообра­зие пищи, любимые блюда, внимание к личным запросам отдельных стариков, празднование именин и дней рождения, различных праздников и пр. и, наконец, личная приветливость значат так много!

Близкие, друзья и знакомые стариков, живущих в домах престарелых, причиня­ют им много боли, нередко забывая о стариках, не проявляя к ним должного внимания. Если близкие систематически навещают стариков, заботятся о них, то судьба обреченных на одиночество людей намного легче. Если же этого нет, то необходимо сделать все возможное, чтобы восстановить нормальные отношения. Очень важно, чтобы недостаток любви и заботы в необходимых случаях воспол­нялся в самом доме престарелых.

Завоевания XX века – радио, телевидение, кино, просмотр диафильмов – сделали жизнь престарелых людей значительно более красочной. Спектакль – даже в том случае, если не все понимают, о чем в нем идет речь, – приятное времяпровождение. Во многих домах престарелых ведется определенная воспита­тельная работа, например, есть кукольный театр, который разыгрывает спектакли из жизни стариков этого дома престарелых, высмеивая их недостатки. Воспитание, критика в такой развлекательной форме охотно, даже с радостью принимаются стариками.

Сейчас уже все шире потребность в трудовой терапии, в обеспечении определен­ной занятости живущих в домах престарелых. Чаще всего формами такого труда является оказание помощи на кухне, в сельскохозяйственных, садовых работах, в содержании скота, в работе по дому, в шитье, уборке. Этот труд очень полезен и ценен. Более глубокое и более методичное использование трудовой терапии, разработка программы ее применения – задача будущего.

Забота и внимание к старикам, будь то в доме престарелых, в семье или в иных условиях, одинаково способствует тому, чтобы старость стала не концом, а венцом жизни.

 

(И. Харди, С. 274-280)

 

См. так же материалы сайта:

Социальная психология личности. Практикум. Тема 8. Общение в ситуации конфликта (автор-составитель В.А. Урываев)

Психология личности. Практикум. Тема 4. Формирование личности в онтогенезе (автор-составитель В.А. Урываев)

Врачебная психология отдельных дисциплин: педиатрия, геронтология, стоматология (по Р. Конечному и М. Боухалу)

Глава 3. Творчество и долголетие (Норман Казинс)

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player