РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЗАБОТА ОБЩЕСТВА О НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЕГО ЧЛЕНАХ, РАБОТА С НИМИ

ЗАБОТА ОБЩЕСТВА О НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЕГО ЧЛЕНАХ, РАБОТА С НИМИ

 

Социальная работа проводится не только со стариками и слабоумными. Обще­ству приходится заботиться о тяжелых хронических больных, которые часто не требуют ухода в стационарных условиях, об инвалидах, психиатрических больных, об опустившихся алкоголиках. В советах есть особые отделы, которые занимают­ся этой работой, а на крупных предприятиях специальные уполномоченные, рефе­ренты по таким вопросам. Их обязанности сопряжены с множеством нелегких задач, эта работа требует хорошего знания людей, психологической культуры. Во всем этом легко убедиться, побывав в приемный день в совете. Как и в медицине, здесь господствует принцип, что в каком бы качестве ни выступал человек (пациент или клиент на приеме в совете), он остается человеком во всей полноте проявле­ний. А потому за жалобами, просьбами и проблемами нужно уметь видеть всего человека в целом. Рассматривая социальные условия его жизни, нельзя забывать и о тех психических и психопатологических факторах, которые влияют на просите­ля, жалобщика и т. п., руководят его поступками, нужно уметь соответственно оценить эти факторы. Референты, работники местных советов оказывают на посе­тителей весьма разностороннее психологическое воздействие, перед ними стоят разнообразные задачи в области обращения с людьми. Они являются представите­лями власти, официальными лицами, с их личностью у обращающихся в совет связаны представления о власти, авторитете, надежды на возможность решения проблемы, с которой они обращаются, а работникам советов, в свою очередь, предоставляются широкие возможности для психологического воздействия, для влияния на психику людей. Например, сталкиваясь с пожилыми людьми, обраща­ющимися с просьбой о пособиях, часто при внимательном подходе можно видеть, что прежде всего за помощью в совет их заставляет обращаться отсутствие любви и заботы в семье, потребность в том, чтобы их выслушали, поняли и поддержали. Можно было бы привести множество примеров того, что с разными обвинениями и просьбами о помощи обращаются в совет заброшенные старики, которых не только не любят, но и зачастую ненавидят, ждут не дождутся, когда освободятся от них... Из судебной практики известно то печальное явление, что многие стари­ки, обратившиеся в суд за алиментами от забывших о них детей, в страхе перед тем, что в результате родные еще больше отвернутся от них и они останутся совсем одни, забирают обратно свои прошения.

Конечно, не безразлично, в какой атмосфере разбираются законные просьбы о помощи, в какой форме дается отказ.

Нередко в отделах социального обеспечения, а также в других учреждениях подобного профиля можно встретить одних и тех же жалобщиков, просителей, и не всегда ясно, что заставляет их непрестанно ходить сюда. И здесь огромную роль играет психологическая культура работников: часто внимательное выслуши­вание клиента разом решает все проблемы, так как оказывается, что посетителю было важнее всего, чтобы его услышали «наверху». В беседе такие люди без конца повторяют рассказ о важных событиях своей жизни. Обращаться к воспоминани­ям — характерная особенность пожилого возраста, поэтому хороший работник такого социального учреждения должен помнить об этом и постараться использо­вать беседу с пожилым посетителем, внимательное выслушивание его для со­здания нужного контакта. Обладая хорошим психологическим чутьем, он сумеет узнать благодаря воспоминаниям посетителя гораздо больше, чем получил бы из иных источников. Следовательно, совсем не лишне прослушать такие «привычные истории». Внимательно следует относиться и к письмам, жалобам, заявлениям, поскольку они обычно свидетельствуют о тяжелом положении, нередко о беспо­мощности, об оскорбленных чувствах своих авторов.

Работники отделов социального обеспечения на всех уровнях (районном, город­ском, областном) могут принимать участие в деле устройства стариков в дома престарелых или иные социальные учреждения. При выборе соответствующего учреждения важную роль играют специальные знания, в том числе и по психоло­гии работы с больными людьми. При выдаче направления в дом престарелых учитывается не только социальное положение, но и медицинское заключение (ре­зультаты медицинского обследования, больничные выписки и пр.), однако даже при наличии всех данных совсем не просто решить вопрос о том, кого и куда направить. Чем тщательнее будет подбираться подходящая среда для направляе­мого в дом престарелых, тем легче войдет он в новый коллектив, приспособится к новой обстановке. Как мы увидим (см. стр. 283), даже при самом тщатель­ном продумывании вопроса не исключена возможность конфликтных ситуаций в домах престарелых (асоциальные, агрессивные личности, хронические алкоголи­ки и пр. всегда могут вызвать трения, напряженность в коллективе). Но тщатель­ное изучение среды, личные занятия, беседы помогают углубить сведения о на­правляемом в дом престарелых, помочь подобрать для направления в один дом престарелых людей, близких по складу характера, помогают подобрать более гомогенный контингент жильцов, создать более гармоничный коллектив.

К переезду в дом престарелых пожилого человека следует подготовить. Подго­товкой может заниматься заведующий домом престарелых, но не обязательно он. Помощь и в этом могут оказывать работники отделов социального обеспечения. Большинство стариков неохотно расстаются со своей квартирой, домом, какими бы ужасными ни были их жилищные условия. Немало больных стариков, которые, собрав последние силы, бегут обратно домой, несмотря на то, что убогость этого «дома» не идет ни в какое сравнение с условиями жизни в доме престарелых. Нередко они стремятся всеми правдами и неправдами вернуться к тому, чего уже давно нет... Все это требует понимания, терпеливого разъяснения. Предваритель­ная беседа с новым жильцом, обход с ним дома престарелых могут значительно облегчить начало новой жизни; важны и личные беседы, занятия с возвративши­мися в дом престарелых стариками, они помогают избежать новых трудностей. В любом случае нужно понять, что отказ от привычной обстановки, в которой человек провел долгие десятилетия, переезд в дом престарелых с его новыми условиями жизни, коллективом, – дело совсем нелегкое, требующее много душев­ных сил.


Рис. 26. Бывшая нищенка, постоянно высовывающая язык (очевидно, результат экстрапирамидного заболевания)

и прозванная за это «языкастой», очень довольна своим новым местожительством – домом престарелых.

 

 


Рис. 27. Бал-маскарад в доме престарелых.

 

Старики, которые в своей домашней жизни привыкли к одиночеству, часто радуются дневным пансионатам для престарелых, где находят для себя друзей, коллектив, получают прекрасное питание, развлечения, соответствующие их возрасту, более того, могут даже и в меру потрудиться. Если же силы их продолжают иссякать, они совсем не могут справляться с повседневными заботами о самих себе, помочь старикам можно силами общественности по месту жительства. Известно, что соседи – конечно, при добрососедских отношениях – не оставляют беспомощного человека в беде, стараются помочь ему, заботятся о нем. Исходя из этого организовали и общественную заботу о престарелых по месту их житель­ства: в этой работе участвуют не только соседи стариков, но и специалисты местного совета, отдела соцобеспечения, патронажные сестры и т. п. На практике опять-таки встает нелегкий вопрос: кто о ком должен заботиться, кто о ком способен заботиться. Патронажная сестра или добровольно берущиеся за это люди сталкиваются с множеством трудностей, на которые реагируют по-разно­му. Пожилые люди неохотно отказываются от самостоятельности, нелегко свыка­ются с мыслью, что не могут полностью обеспечить уход за собой. Малейшая зависимость от посторонних уже сама по себе может вызвать беспокойство, напря­жение, обиду, огорчение: ведь в квартиру нужно пустить «чужого», который к тому же чувствует себя здесь, как дома, убирает, делает покупки, распоряжается твоими деньгами и т. п. Часто патронажная сестра встречает недоверие, подозритель­ность, нередко ее обвиняют в нечестности. Нередки навязчивые идеи об обкрады­вании и другие навязчивые идеи, в результате которых и появляются обида, недоверие. Приходится все начинать сначала: пожилой человек опять предостав­лен самому себе, нужно искать новую патронажную сестру. Бывает, что сестры сменяют одна другую, а «тяжелый» характер все не дает старику успокоиться, он все недоволен, подозрителен. Все это указывает, насколько важно соответственно готовить патронажных сестер, работающих с престарелыми, тщательно подби­рать их. Патронажные сестры должны хорошо знать стариков своего участка. Уход за ними в полной мере зависит от тех отношений, которые сложатся между патронажной сестрой и ее подопечными. Поддержание хороших отноше­ний не менее важно, чем выполнение самих задач по уходу. Если возникают конфликты, соответствующее поведение, терпеливое выслушивание обоих сторон специалистом отдела социального обеспечения играет важную роль в их разреше­нии.

Может возникнуть множество различных трудностей, которые полезно предус­мотреть. Консерватизм, разница в культурном уровне подопечных, ослабление их умственных способностей могут послужить серьезным препятствием деятель­ности патронажной сестры, требующей более высокой санитарной культуры. Подопечный может препятствовать поддержанию чистоты, отказываться мыться, умываться и др. Есть и такие старики, которые, боясь того, что их обворуют, не позволяют топить и сидят в холодной квартире.

Перед организованной заботой о престарелых по месту их жительства открыты широкие перспективы. Эта форма общественной заботы о престарелых способ­ствует их гармоничной жизни в привычных условиях, в своей квартире. Ведь всем лучше всего живется у себя дома. К сожалению, это не всегда возможно из-за состояния здоровья, истощения сил, регрессии старческого организма. В таких случаях единственным выходом служит помещение в дома престарелых.

(И. Харди, С. 280-283)



См. так же материалы сайта:

Социальная психология личности. Практикум. Тема 8. Общение в ситуации конфликта (автор-составитель В.А. Урываев)

Психология личности. Практикум. Тема 4. Формирование личности в онтогенезе (автор-составитель В.А. Урываев)

Врачебная психология отдельных дисциплин: педиатрия, геронтология, стоматология (по Р. Конечному и М. Боухалу)

Глава 3. Творчество и долголетие (Норман Казинс)

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player